Для чего к свойствам фокального объекта следует присоединять свойства случайных объектов
Метод фокальных объектов
Об этом методе исследователи чаще всего вспоминают на этапе генерации идей. Когда пришли с полей, собрали инсайты, надо из них что-то сгенерить, а воображение кончилось.
Итак, если на этапе генерации идей вашу команду нужно взбодрить и заставить изобрести нечто оригинальное, то для тренировки воображения рекомендуем метод фокальных объектов.
Метод фокальных объектов хорошо активирует творческое мышление и уж точно помогает придумать что-нибудь нестандартное: хоть летающие стулья.
Вот, в чем его суть.
«Фокальный» означает, что объект находится в фокусе вашего внимания.
Суть его в том, что в работу включаются ассоциации. Нужно выбрать абсолютно любой объект, поразмышлять, какими свойствами он обладает и эти свойства присоединить к исходному объекту, над улучшением которого работаем. Объект выбирается случайно, поэтому ещё этот метод иногда называют методом случайных объектов.
Так мы можем усовершенствовать какой-то продукт, перенося на него характеристики других случайных объектов. Обычно так рождаются инновационные идеи, потому что мыслить приходится не по инерции, не шаблонно.
Как применять метод.
Метод фокальных объектов применяется не только в исследованиях, но и для создания креативных заголовков статей, в сфере маркетинга и конечно, в школах с детьми на уроках «воображения»:)
Кстати, метод фокальных объектов хорошо сочетается с pattern-breaking. Суть последнего в том, чтобы найти паттерны или шаблонные модели в исследуемом объекте и разрушить их. Например, если наш объект кирпич, то мы, вероятнее всего, считаем, что из него что-то строят и все. Этот паттерн надо разрушить: для чего ещё можно использовать кирпич? Может кирпич можно разбить на части и использовать его как пигмент?
В итоге получаем целый ворох идей оригинальные свойства для фокального объекта. Создаём новые, креативные модификации объекта.
Метод фокальных объектов: ищем то, чего нет у других
Анна Качан-Юрина
Метод фокальных объектов (МФО) — эвристический метод решения задач, который помогает развить творческое мышление и навыки изобретательства. Это не инструмент ТРИЗ, но некоторые тризовцы с удовольствием его используют. Потому что, «если это работает, то почему нет». На первый взгляд кажется, что эвристические термины сложные. Частично это так. Но если перевести их на доступный русский, выходит вполне понятно.
Фокальный объект — это то, что находится в фокусе внимания решаемой задачи. Ищем новый способ применения сковородки — фокальным объектом будет сковородка или новый способ ее использования. Решаем, откуда привлечь новых посетителей на выставку — в центре задачи сама выставка или отдельный стенд.
МФО — это способ создания большого количества новых неожиданных и неочевидных идей для решения задачи, в центре которой находится наш фокальный объект. Хотите посмотреть на проблему как можно с больших ракурсов? Используйте МФО. Также метод применяют в условиях недостаточных или почти отсутствующих данных, чтобы определить в каком направлении развивать продукт.
История МФО
Впервые метод был придуман и описан в 1926 году профессором Берлинского университета Э. Кунце. Автор назвал его методом каталога. Кунце предложил в произвольном порядке выбрать из каталога (словаря, книги и т.п.) любое случайное слово, соединить его с изучаемым объектом и с помощью ассоциаций развивать полученные словосочетания. Правда, профессор считал, что метод подходит для решения исключительно технических задач. С современной точки зрения, это не совсем правильно.
В 50-е годы метод усовершенствовал американский ученый Чарльз Вайтинг. Именно тогда впервые прозвучало название — метод фокальных объектов. После него появились сотни модификаций метода. Но у всех у них единая база.
Метод фокальных объектов (МФО)
Метод фокальных объектов является методом решения изобретательских задач и активизации творческого мышления, который широко применяется в ТРИЗ, педагогике, маркетинге и других областях, требующих нестандартного взгляда. Сегодня, в связи с развитием междисциплинарного подхода, МФО всё чаще используется не только как изобретательская методика. Этот материал мы публикуем, чтобы показать, как данная техника поможет развивать креативное мышление и генерировать новые идеи на основе ассоциаций, а также продемонстрируем применимость метода в разных областях.
Метод фокальных объектов как инструмент эвристического исследования
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.
Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Фридрих Кунце в 1926 г., назвав его «методом каталога». Позже его исследованиями заинтересовался американский ученый Чарльз Вайтинг, который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты», имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик. Кстати, подобную технологию предлагает и специалист в области латерального мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».
Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.
Но он не лишен и недостатков. Применяя метод, нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабыми сторонами являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.
Практика применения
Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:
Теперь посмотрим, как можно применить этот метод в конкретных случаях.
Создание рекламы. Допустим, наш фокальный объект – шампунь. Стоит цель: показать свойства продукта не так, как у конкурентов. Берём три случайных объекта. Пусть это будут история, кровать, снег. Определяем их свойства. «История» – научная, гуманитарная, традиционная, прошедшая. «Кровать» – удобная, мягкая, тёплая, двуспальная. «Снег» – холодный, мокрый, белый, кристаллический. Применяем эти свойства по отношению к шампуню. Не будем перечислять всё, так как очевидно, что некоторые дают изначально слабые варианты. Но есть и интересные сочетания, которые можно развить с помощью ассоциаций. Например, «традиционный шампунь». Задаёмся вопросом, а сколько лет человечество использует шампунь и как обходилось без него? До его изобретения люди пускали в дело различные природные средства – отвары, настойки. Исходя из этого, в рекламе можно сказать, что основой для продукта служит целебный отвар из трав, приготовленный по рецепту наших предков.
Сильное решение даёт также комбинация «удобный шампунь». Почему бы не создать его для тех, кто по долгу службы часто ездит в другие города? В баночке небольшого объёма, со специфической крышкой, защищённой от протеканий. Гостиничным шампуням доверяют немногие, поэтому он пригодится и в командировке, и в отпуске, а также на даче.
Техника. Здесь приведём пример Балезина Н. М., изобретателя, конструктора-механика.
Наш ФО – кастрюля. Цель – расширение ассортимента и спроса на продукцию. Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета. Их свойства: дерево – высокое, зелёное, с толстыми корнями; лампа – электрическая, светящаяся, разбитая, матовая; кошка – игривая, пушистая, мяукающая; сигарета – дымящаяся, с фильтром, брошенная, отсыревшая. Поочерёдно присоединяем полученные свойства к кастрюле и развиваем. Сильные решения дают: кастрюля с корнями – кастрюля с теплоизолирующим дном; разбитая кастрюля – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд; мяукающая кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово.
Педагогика. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр «Изобретатели», «Фантастические животные». В первой детей просят придумать новые предметы – мебель, кондитерские изделия, игрушки для ёлки – при этом соединяя свойства уже известных им предметов. Во второй задача более детальная – нужно не просто придумать новое животное и назвать его, но и описать где оно живёт, что ест, кто у него родители и т.д.
Написание статей, копирайт. Писательское мастерство немыслимо без развитого творческого мышления. Журналистам и копирайтерам МФО может быть полезным в плане поиска необычных тем для статей, создания ярких, бросающихся в глаза заголовков.
Саморазвитие. Метод фокальных объектов заточен под умение находить и развивать ассоциации, поэтому станет отличным практичным инструментом для всех, кто интересуется совершенствованием творческого воображения.
Отзывы и комментарии
Другими примерами использования метода, а также своим опытом, можно поделиться, оставив комментарий к этой статье.
Для чего к свойствам фокального объекта следует присоединять свойства случайных объектов
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Метод фокальных объектов – это метод поиска новых идей и вариантов с помощью присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Данный метод применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, а также для тренировки воображения.
Метод фокальных объектов предполагает прохождение пяти шагов:
1. Выбрать объект, который нужно усовершенствовать.
2. Выбрать три случайных объекта.
3. Записать свойства случайных объектов
4. Каждое записанное свойство применить к усовершенствуемому объекту.
5. На основе новых свойств придумать новые идеи для усовершенствования.
Запишем свойства этих объектов :
Теперь применим эти свойства к усовершенствуемому объекту, т.е. к часам:
• Часы вонючие.
На основе этих новых свойств придумаем новые идеи для усовершенствования часов. В результате получаем следующие идеи:
Ø Часы, выделяющие различные запахи в зависимости от времени суток, в том числе едкий запах, если возникает какая-либо опасность.
Ø Часы ядовиты для вредителей и тараканов.
Ø Материал часов состоит из густой жидкости, благодаря чему часы могут менять форму.
Ø Часы легко мыть, они водонепроницаемые.
Ø Часы с липким покрытием, благодаря чему они легко крепятся в любом месте.
Ø В часы встроен микрофон, усилитель и динамик, который издает звук в противофазе по отношению к имеющимся в комнате звуковым волнам, благодаря чему часы подавляют шум.
Ø Корпус часов прозрачный.
Ø Часы выделяют жидкость, которая воспламеняется и горит холодным пламенем, поэтому часы видны в темноте.
Найдя идеи для усовершенствования, можно приступать к проектированию и созданию новых часов с необычными свойствами и функциями.
Метод фокальных объектов (МФО)
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.
Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Ф. Кунце в 1926 г., назвав его «методом каталога». Позже его исследованиями заинтересовался американский ученый Ч. Вайтинг, который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты», имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик. Кстати, подобную технологию предлагает и специалист в области латерального мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».
План действий
Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:
Результат
Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.
Достоинства
Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.
Недостатки
Применяя метод, нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабыми сторонами являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.
Пример применения МФО
Объект – кастрюля (фокальный объект). Цель – расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.
Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета.
Признаки случайных объектов:
Дерево – высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа – электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка – живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
Сигарета – дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.
4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:
нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля; сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.
5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями – кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд; нюхающая кастрюля – кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля – подающая сигнал об окончании варки и т.д.
можно применить этот метод в конкретных случаях.
Педагогика. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр «Изобретатели», «Фантастические животные».
Игра «Изобретатели» — нужно придумывать новые строения, транспортные средства, технику, продукты, одежду. В общем, все, что придет в голову. Здесь уже нет рамок жизнеспособности проекта и можно не ограничивать свою фантазию. Например, возьмем слово стол. К нему подобрались слова кот, лицо, слива.
Кот бывает пушистый, мурлыкающий, игривый, голодный, сонный, теплый. Тут же возникает гениальное решение — изобрести стол, полностью покрытый мехом, со встроенной «мурчалкой» и подогревом. И… поставить такие столы вместо задних парт в классе, чтобы там можно было поспать или просто отдохнуть. Конечно, учителя будут недовольны… Значит, надо поставить такой стол и учителю, чтобы он тоже спал на уроках. И тогда все будут счастливы.
Игра «Фантастические животные». В нее можно играть на словах, а можно и рисовать, если речь идет о каких-то качествах внешности. К примеру, лошадь может обзавестись павлиньими перьями вместо хвоста, курица научится петь как соловей, а рыба — отрастить ноги. Животным нужно дать названия — например, «павлошадь», «куровей» и «рыбоног». Описать, где они живут, чем питаются, как общаются с сородичами, придумать истории из их жизни.
Эти веселые игры не просто развивают творческое мышление, они очень интересны и любимы детьми.
Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)
Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор – застрявший, ветер – завывающий, лампочка – вспыхнувшая, забор – грязный, покосившийся, кошка – голодная, цветок – дырявый.
Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования – это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект – будильник, то надо выписать ВСЕ варианты – голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.