Для чего крестить ребенка как ответить
Для чего крестят детей: ответ священника
Мой муж не воцерковленный человек, поэтому к идее покрестить нашего новорожденного сына отнесся скептично. Из-за его доводов про то, что ребенок сам должен идти к вере, я начала сомневаться. К счастью, батюшка вовремя объяснил мне, почему важно крестить детей в раннем возрасте.
Почему родители могут сомневаться в необходимости таинства?
Не только наличие в семье атеистов может провоцировать отказ от таинства крещения для младенца или малолетнего ребенка. Но оно чаще всего является решающим фактором. На втором месте по частоте — отношение родителей к разным конфессиям, что нередко встречается в России. Среди менее очевидных причин:
Что дает крещение ребенка?
Крещение ребенка — важный ритуал. Он позволяет передать душу малыша под защиту Бога, что значительно снижает вероятность неприятных происшествий. Также после Крещения ребенок получает незримую благодать. Она поможет ему правильно развиваться и расти хорошим человеком. Вообще именно воспитательная функция веры — главное, что заставляет людей крестить детей. Прививаемая с детства христианская мораль, основанная на абсолютной добродетели, позволяет формировать здоровые жизненные ценности.
Ну а вторая, но не менее важная функция Крещения, заключается в очищении души ребенка перед Богом и предоставлении ему личного ангела-хранителя. Именно из-за нее и проводили этот ритуал в старые времена. Но и в наши дни наличие невидимого заступника позволит избегать многих проблем.
Последняя причина — перспективы. В будущем крещеный человек получает многие церковные права, к примеру, он сам сможет становиться крестным родителем еще до достижения совершеннолетия. Также крещеный ребенок приобретет возможность участия в церковных обрядах в духе исповеди и причастия.
Мнение священнослужителей православной церкви
Крещение символизирует духовное рождение нового человека. Именно поэтому желательно, чтобы между фактическим появлением на свет и крещением было минимальное временное расстояние. Так ребенок не сможет запятнать себя грехами и изначально будет двигаться по правильному жизненному пути, угодному Богу. Еще Крещение в раннем возрасте оберегает от несчастных происшествий: в старые времена ребенка старались покрестить за несколько дней после рождения, чтобы его душа наверняка попала в Рай в случае ранней смерти.
Да, многие современные люди считают, что ребенок должен сам выбирать себе веру или идти к Православию в сознательном возрасте. Но родители несут ответственность за душу малыша перед Богом. Именно поэтому православная церковь и священники настаивают на том, что крестить нужно с раннего детства. Оптимальный возраст младенца для обряда — 40 дней или 8 суток после рождения. Но если жизни малыша угрожает опасность, можно провести обряд в любое более раннее время, чтобы Бог защищал его душу и позволил попасть в Царствие Небесное.
Они не должны отлучать ребенка от церкви и лишать свое чадо радости Евхаристии, богослужений и прочих важных для формирования личности церковных обрядов. Позвольте ребенку жить во Христе и войти в лоно Церкви в раннем возрасте, и тогда его будущая жизнь станет значительно проще.
Зачем крестить ребёнка
На этот вопрос отвечает курганский священник Леонид Перчугов
В Курганской епархии уже 2 года действует обязательное оглашение перед Таинством Крещения. Секретарь епархии, настоятель Богоявленского собора города Кургана иерей Леонид Перчугов рассказал «КиКу», как на огласительных беседах будущие крёстные и родители ребёнка, которого хотят покрестить, отвечают на вопрос: «Зачем это?».
– Отец Леонид, для чего проводятся огласительные беседы?
– Чтобы люди осознавали, насколько это большая ответственность – быть крёстным. В конце 80-х – начале 90-х годов был огромный поток людей, желающих покреститься. Это было модно. В разваливающемся Советском Союзе это считалось неким протестом. Через одного священника могли проходить по сто человек. Он часто физически был не в состоянии провести вообще никакой беседы. Люди приходили, крестились, и больше их никто не видел.
Я всегда спрашиваю: «Зачем вы хотите крестить своего ребёнка?» Ответы самые разные. Редко когда оказывается правильным. Обычно звучит: «Хочу защиты своему ребёнку, чтобы Ангел-Хранитель появился, для здоровья, для своего успокоения». Позвольте, но разве крещёные люди меньше болеют или с ними ничего не случается? Правильный ответ такой: «Для спасения души».
Сейчас перед крещением необходимо побывать на трёх огласительных беседах. Лично моё мнение – беседа должна быть одна, но такая, чтобы человек осознал, что это ответственно, понял, зачем он крестит своих детей. А дальше мы просто начинаем ходить в церковь в течение полугода. Каждое воскресенье, как положено, как делает любой христианин. Участвовать в Таинствах, исповедоваться и причащаться, узнавать основы православной веры, принимать участие в приходской жизни. После, став членами Церкви уже осмысленно делать членами Церкви своих детей.
В одной из епархий перед крещением требовали посетить 12 огласительных бесед, которые заканчивались экзаменом. В принципе это ни к чему не привело. Многие уезжали в другую епархию. Людям легче было проехать 300 километров и покреститься там, где батюшка не спросит. Им важен сам факт крещения. Зачем это нужно – они не знают. Крестят своих детей и больше в храм не ходят. Христос в их жизни так и не появляется.
Мы крестимся, а потом участвуем в гаданиях, в каких-то обрядах, выдаваемых за народный фольклор, а по сути языческих. Этого, к сожалению, полно в нашей жизни. Прислушиваемся к астрологам и верим в гороскопы. Получается, мы не живём жизнью Христа.
– Вас не расстраивает, что на огласительных беседах люди задают глупые вопросы и дают неправильные ответы?
– Мы не требуем каких-то знаний. К учителю начальных классов тоже каждые несколько лет приходят дети, которые опять не умеют читать. Да что ж такое-то?! (Смеётся.) Это же понятно. Для всех, естественно, свои требования. Что можно требовать от первоклассника?
Больше меня расстраивает, когда человек уже воцерковлённый, считающий себя христианином, недопонимает какие-то фундаментальные вещи. Взять, допустим, вопросы о вакцинации. Люди подходят и спрашивают: «Батюшка, какое ваше мнение? Вакцинироваться или нет?» Я в ответ спрашиваю: «Чем христианин должен руководствоваться в своей жизни?» Когда отвечают: «Совестью», – меня это, конечно, расстраивает. Совесть, как внутренний закон, данный Богом, есть и у неверующих. Но у людей может быть разное представление о том, что хорошо или плохо, человеческая праведность несовершенна. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что человеческая правда – это такая правда, где добро смешано со злом.
Христианин руководствуется евангельской праведностью, жизнью Христа, заповедями, которые Он дал. Вот я и спрашиваю: «Вы какие заповеди нарушите, если вакцинируетесь?» «Никаких». «Ну, так всё тогда».
Каждый решает для себя. Задача христианина в следующем: если ты вакцинируешься, ты не осуждай тех, кто не вакцинируется. Они тоже имеют право на своё мнение, свою позицию. А если ты не вакцинируешься, не осуждай тех, кто вакцинируется. Это, наверное, самое главное.
Если вернуться к огласительным беседам, то я всегда на них говорю: у вашего ребёнка свободная воля. Так как он не разговаривает и не ходит, вы делаете за него этот выбор.
– Так, всё-таки, значит, несвободная воля?
– Вы делаете выбор за ребёнка до его совершеннолетия. Это нормально. Вы знаете, как лучше. Учиться или не учиться в школе, не совать пальцы в розетку, надевать шапку – это тоже не выбор ребенка. Если вы чётко понимаете, зачем это надо, вы же потом и ответственны за этот выбор. На родителей возлагается ответственность за подтверждение ребёнком этого выбора впоследствии.
– Не лучше ли подождать, когда ребёнок вырастет и сам сделает выбор, креститься ему или нет?
– Кто такие крёстные? Это те, кто свидетельствуют, что крещаемый будет в христианской вере, берутся научить его основам. Если они сами не находятся в христианской вере, как они могут чему-то научить? Получается, это профанация. Человек просто считается крёстным и раз в год дарит подарки, в лучшем случае.
Я часто спрашиваю на огласительных беседах: «Вы кто по знаку Зодиака? Это знают. Крещёный? А в честь какого святого крещены?» «Не знаю».
Часто люди берут и снимают крест: «Я крещёный, в душе верю, но в Церковь не хожу». Начинаю задавать вопросы : «Верите? А в какого Бога?» «Как в какого?» Если ты веришь, то веришь во что-то конкретное. Если веришь во что-то неконкретное, то ты, значит, просто ни во что не веришь. В какого-то аморфного бога, как в некую высшую силу, которая непонятно как влияет на нашу жизнь.
Когда меня только пригласили в алтарь, первое чувство на литургии было такое: «Вот Он – Источник Жизни, Источник всего нашего существования. Вот Он, сейчас на престоле. Бери и живи вечно. Это было такое поразительное чувство.
– Можно ли сказать, что в этот момент вы и полюбили Бога?
– Наверное, да. Просто это стало неотъемлемой частью моей жизни. Даже так: Бог стоит во главе моей жизни. Как говорят, если Бога поставить на первое место, всё остальное становится на свои места. Всё распределилось по полочкам. Всё сразу стало ясно. С тех пор каких-то кардинальных вопросов в моей жизни не было. Христианство дало ответы на все вопросы. Это единственное мировоззрение, которое логично, обоснованно ответило на все вопросы бытия, в чём смысл жизни. Моя жизнь перестала быть бессмысленной.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости
Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе «В Контакте»
Как христиане объясняют необходимость крещения?
Приблизительное время чтения: 13 мин.
Крещение – первое из церковных таинств, с которым встречается человек, уверовавший во Христа. Крестившись, он становится членом Церкви, получает возможность непосредственно общаться с Богом, принимать Его благодатную помощь. Но почему все это возможно только при условии крещения? Давайте разбираться.
Почему христиане убеждены, что человек не может спастись, если не примет крещения?
Христиане – это те, кто верует Господу Иисусу Христу. И в утверждении, что некрещеный человек не может наследовать Царствие Небесное, они опираются на слова Самого Христа.
Во-первых – Его наставление ученикам в конце Евангелия от Марка: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16: 16). Во-вторых, в Евангелии от Иоанна Христос объясняет Своему последователю из числа фарисеев, Никодиму: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3: 5,6). В-третьих, Евангелие от Матфея завершается знаменательным призывом Господа к ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28: 19, 20). Здесь хотя и не говорится напрямую о спасительности крещения, но поручение крестить людей звучит как прямая и неотменяемая заповедь Спасителя.
Спасение от чего обещано тем, кто будет веровать и креститься?
Во-первых – от рабства греху, когда, говоря словами апостола Павла, не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим 7: 15). Во-вторых – от рабства сатане, который обманом и клеветой на Бога спровоцировал грехопадение Адама и его жены. В-третьих – от смерти, которая подчинила себе весь мир в результате грехопадения человека.
Но спасением в православном христианстве называется не только освобождение от этих трех видов рабства. Спасение – это предельное сближение и вступление в сыновние отношения с Богом, достижение единства с Богом, обретение того Царства небесного, где будет Бог все во всем (1 Кор 15: 28). Сам Христос называет спасение жизнью вечной, о которой мы пока мало что можем сказать, кроме того, что она будет непредставимо прекрасной, радостной и, говоря словами митрополита Сурожского Антония, переливающейся через край от избытка полноты. Как писал об этом апостол Павел, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2: 9).
«Кто будет веровать и креститься»… А как связаны друг с другом крещение и вера?
Крещение – это исполнение, практическое выражение веры во Христа. Конкретный шаг, совершая который, человек не просто декларирует свое согласие с евангельскими истинами, но заключает личный завет со Христом, вступает с Ним в союз.
Что делают девушка и юноша, если любят друг друга и хотят всю жизнь провести вместе? Вступают в брак, приносят взаимные обещания любви и верности друг другу, так? Вот и отношения христианина с Богом чем-то напоминают такой брачный союз. И даже много чем. Недаром Сам Господь в Священном Писании уподобляет Свои отношения с верующими браку. В книгах Ветхого Завета Он неоднократно сравнивает израильский народ, уклонившийся от Него в язычество, с распутной женой (например, в книге пророка Осии). А Новый Завет часто рисует Христа в образе Жениха, вступающего в брак с Церковью.
В чинопоследовании крещения есть момент, когда священник спрашивает человека, над которым совершается таинство: «Сочетаваешися ли Христу?» («Сочетаешься ли со Христом?»), – совсем как на церемонии бракосочетания. И тот должен ответить: «Сочетаваюся» («Сочетаюсь»), – и «Верую Ему, яко Царю и Богу». Вера человека во Христа как Царя и Бога и, что еще важнее, его вера Христу – вот что свидетельствуется фактом крещения. Как писал живший за границей известный русский священник и богослов Александр Шмеман (1921-1983), слово «вера» в его греческом варианте – πίστις (а Евангелие изначально написано по-гречески) – означает не столько «согласие разума с набором правил и предписаний», сколько – и прежде всего – «доверие, безусловную преданность, полную отдачу себя тому, кому дóлжно повиноваться и за кем дóлжно следовать, что бы ни случилось».
Вот такая вера как беззаветная преданность Христу и «запечатлевается крещением», говоря словами святителя Филарета Московского. Поэтому невозможно представить себе человека, который искренне верует во Христа, но по каким-то причинам избегает крещения.
Но ведь в словах Христа о «рождении от воды и Духа» не упоминается непосредственно о крещении?
Буквально – нет, но по сути именно о крещении там и говорится.
Ведь это только в славянских языках «крещение» созвучно со словом «крест», а в греческом (опять же, оригинальном языке Евангелия) крещение – βάπτισμα – значит «погружение в воду». В беседе с Никодимом Господь Иисус Христос излагает самый смысл крещения: это рождение свыше. Когда Никодим не понимает и переспрашивает: Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? – Христос отвечает теми словами, которые мы уже привели: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3: 3-7).
Но, чтобы родиться заново, нужно сначала умереть… Разве нет?
Конечно, в крещальной купели человек не умирает и не воскресает телесно – речь идет не о биологической смерти и не о физической реанимации. Но речь не идет и о каких-то условных, символических вещах или художественных метафорах. Все, что происходит в таинстве, происходит реально, но касается в первую очередь духовной стороны личности. Из крещальных вод человек выходит возрожденным духовно: он готов заново начать свой духовный жизненный путь, происходит что-то вроде духовной «перезагрузки».
В любом таинстве – и в крещении первом из них – человек встречается с действием Бога, которое христиане называют благодатью, благим даром. В крещении это благодатное действие Божие заключается в том, что человек освобождается от рабства греховным наклонностям, от «дурной наследственности», полученной от Адама. Теперь он в силах сопротивляться греховным привычкам и влечениям, ведь отныне у него новое родство – уже не с ветхим Адамом, а с новым, с Богочеловеком Иисусом Христом. Крещеный человек становится членом Церкви – сообщества верующих во Христа, которое апостол Павел называет телом Христовым. Таким образом он соединяется со Христом – Сыном Человеческим, а поскольку Христос одновременно Сын Божий, то и крестившийся человек усыновляется Богу Отцу и становится способным жить единой с Ним жизнью – той самой, вечной и радостной жизнью Царствия Небесного. Отныне он уже не просто творение Божие, а Его родной сын или родная дочь – и потому все, что есть у Отца, принадлежит и ему, и ей.
Апостол Павел пишет об этом так: Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 6: 11). Умирает, говоря словами апостола Павла, ветхий человек. А рождается человек новый, наделенный, как писал протопресвитер Александр Шмеман, даром жить жизнью Самого Христа, верить Его верой, желать того, чего желает Он.
Подкрепляемый благодатным даром, полученным в крещении, человек способен на деле двигаться к Царству Небесному, что на практике означает – исполнять заповеди Христовы: превозмогать собственный эгоизм, переступать через требования своего «Я» и на первое место ставить Бога и ближнего. Крещеный человек способен жить поперек правил, ставших со времени грехопадения «естественными» для мира сего. И он может по-настоящему захотеть той жизни – жизни не для себя, а для Бога, которую предлагает ему Христос и продолжением которой является Царствие Божие. А вот человек некрещеный сил для всего этого не имеет. Им просто неоткуда взяться.
То есть крещеный человек становится святым?
Разговор о святости – долгий и совсем не простой. Святость – свойство Самого Бога, Который до конца непознаваем, поэтому что такое святость, определить не так легко. Можно уверенно сказать одно: человек, принявший крещение, призван к святости, но достигает ее далеко не сразу и не всегда. Крещение не лишает человека свободы воли и не превращает его в бесплотного ангела. Он так же подвергается разным соблазнам и искушениям, так же может оступиться и согрешить. Просто ему, в отличие от некрещеного, доступна благодатная помощь Божия, чтобы справляться со всем этим. И, даже если он оступится и упадет, то сможет подняться, покаяться и продолжить путь.
«Крещеный и помазанный [Духом Святым в таинстве Миропомазания. – Прим. ред.] имеет в себе, в возможности, все Божественные дарования, которые открываются в нем в то или иное время, смотря по тому, насколько он очищает себя и становится достойным действования в нем даров Божиих», – писал святитель Симеон Солунский (конец XIV – XV век). Так что крещение – абсолютно необходимое, хотя и не единственное условие спасения человека от греха.
Но ведь в крещении прощаются все грехи?
Да, после крещения человек начинает жизнь «с чистого листа», все его прошлые грехи изглажены и забыты. Но то грехи – конкретные поступки, слова или мысли, нарушающие заповеди Божии. Иначе обстоит дело со страстями – «искривлениями» человеческой души, внутренними предрасположенностями к дурным поступкам. Внешне они могут быть незаметными и до поры никак не проявляться, но именно они и подводят человека к совершению конкретных грехов. Может быть, человек ни разу ничего не украл, но очень неравнодушен к деньгам, сребролюбив. И в какой-то критической ситуации эта его страсть может «выстрелить», привести к совершению греха. То же и с другими страстями.
Страсти, к сожалению, остаются с человеком и после крещения. Но с благодатной помощью Божией теперь он может с ними бороться и даже мало-помалу их преодолевать. В этом помогают церковные таинства – прежде всего Покаяние (исповедь) и Причащение Святых Христовых Таин – Его Тела и Крови. Но возможность прибегать к этим таинствам открывается для человека только после того, как он принял таинство Крещения. Все таинства совершаются исключительно в Церкви, ведь она – тело Христово, пространство, где Бог может действовать в согласии с людьми (а не «поверх» их воли). А членами Церкви мы становимся как раз в крещении.
Обязательно ли перед крещением проходить подготовительную беседу? Тем более, что крестят сейчас в основном малышей, которые все равно не могут в такой беседе участвовать
Многое зависит от конкретной ситуации. Если крестить ребенка хотят родители, которые сами постоянно ходят в храм, причащаются и живут активной церковной жизнью, то священник, может быть, и не станет настаивать, чтобы они непременно пришли на огласительную беседу. Но в большинстве случаев требуется, чтобы священники, диаконы или миряне-катехизаторы готовили людей к крещению – проводили беседы с теми, кто желает креститься, или с родителями и крестными готовящихся к этому таинству детей. Это нужно как раз потому, что крещение – не самодостаточный акт, который совершил – и дело с концом. Крещение – только начало пути, следуя которым, человек преобразовывает свою жизнь в согласии с Евангелием и только тогда начинает по-настоящему искать Царствия Небесного, встречи с Богом. Очень часто люди представляют себе крещение как угодно, но только не в этих категориях. И, если не рассказать им, что такое крещение на самом деле, для чего оно нужно, то может получиться, что они так и не начнут двигаться по этой дороге и не достигнут цели. Недаром в древней Церкви процесс оглашения мог занимать сорок дней (а иногда и еще больше).
Маленькие дети, конечно, не могут осознанно участвовать в огласительных беседах. Но и крестят их не по их собственной вере, а по вере их родителей и восприемников – крестных папы или мамы. Ответственность за то, чтобы ребенок, когда вырастет, узнал о смысле крещения и вошел в жизнь Церкви, берут на себя взрослые. Точно так же, как они берут на себя ответственность за ребенка и во всем остальном, начиная с заботы о его пропитании и заканчивая его воспитанием.
А некрещеный человек? Он не попадет в Царство Небесное ни при каких обстоятельствах?
Как бы хотелось иногда ответить: ну, конечно, и некрещеный человек тоже может спастись, если будет верить в Бога и потрудится над собой! Но Христос сказал очень ясно: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3: 5), – и эти слова трудно перетолковать в каком-то ином смысле.
В древней Церкви, правда, было представление о «крещении кровью»: мученики, уверовавшие во Христа перед самой смертью и не успевшие принять крещение, не просто считались христианами, но даже прославлялись как святые. Такое «крещение кровью» принял, скажем, один из римских воинов, которые охраняли Севастийских мучеников: видя стойкость и мужество христиан, раздетых и загнанных в ледяное озеро, он сам уверовал во Христа, встал в их ряды и был прославлен как один из них. Но мученики, пусть даже не успевшие креститься, страдали не просто так – они сознательно участвовали в страданиях Христовых, шествовали на свою Голгофу по примеру Господа.
В этой жизни мы все страдаем, но далеко не любое страдание может быть «приравнено» к крещению, а только такое, которое человек осмысленно «посвящает» Христу, переживает как свое личное соучастие в Его Крестной Жертве. Такие страдания называют «страданием за Христа».
Да ведь и само крещение – вовсе не способ избежать страдания. Это посвящение всей своей жизни, всего, чем она наполнена, – и радости, и горя, – Христу. Это приобщение к Его жизни и Его смерти, добровольное вхождение в них. Если же этого нет, если, страдая, человек не стремится подставить плечо под Крест Христов, тогда он страдает впустую, является просто бессмысленной жертвой зла, в котором после грехопадения лежит весь мир (ср. 1 Ин 5: 19). И даже нельзя сказать, что жертвой безвинной: ведь у всякого найдется за душой что-нибудь такое, что действительно заслуживает наказания…
Страдания могут отрезвить человека и привести его в Церковь, это случается сплошь и рядом. Но сами по себе они не могут заменить собой крещение.
А если человек жил праведно и делом исполнял заповеди – может, даже не зная, что они христианские?
О таких людях Церковь не выносит суждения, предоставляя их на суд Божий. Притча о Страшном суде, которую рассказал Господь ученикам незадолго до Своей смерти, оставляет надежду на спасение для тех, кто не знал Самого Христа, но делом исполнял Его заповеди: кормил голодных, посещал больных, одевал убогих, – словом, отдавал себя ближним. На Страшном суде эти праведники спрашивают у Христа: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25: 37-40). Конечно, это не означает, что эти люди спасутся вне Церкви. Просто Господь Иисус Христос – Глава Церкви, Он может ввести в свою Церковь любого человека одному Ему известным образом, а не только через таинство крещения.
Не принимали крещения и жившие до Христа ветхозаветные праведники – Ной, Авраам, Моисей, Давид, – тем не менее, Церковь почитает их в лике святых. Однако с людей, живущих в христианскую эпоху, когда любому доступно Евангелие, спрос, очевидно, уже совсем иной. Потому вряд ли имеет смысл тратить много времени и сил на рассуждения об участи некрещеных праведников – так, будто с нашей собственной участью полная ясность. Повторим еще раз: факт крещения сам по себе не делает человека ангелоподобным существом, человеку предстоит еще долго и мучительно бороться с грехом, падать и вновь подниматься, выстраивая свою жизнь в согласии с Евангелием. Поэтому актуальным для нас остается совет апостола Павла: Каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим 14: 12,13).