Для чего кроме общения служит язык человеку в обществе
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Такое средство общения, как язык, сформировалось исторически, по мере развития человеческого общества и его потребностей. Природа языка знаковая, это означает, что каждое слово, являющееся знаком, имеет четкую связь с предметами и явлениями внешнего мира. За каждым словом, как знаком, исторически, в течение нескольких тысячелетий закреплялось определенное значение, понятное лишь той группе людей, которая знает и применяет этот язык.
Природа языка выделяется в его двойственной функции: он является и орудием мышления и способом общения для людей. Язык еще и хранит духовные ценности общества, работает как механизм социальной, культурной наследственности.
Главная, наиболее совершенная форма общения с помощью слов, так называемая вербальная коммуникация. Уровень владения языком, культура и богатство речи определяют возможности общения, его эффективность. Помимо языка, есть и другие средства общения, это: жесты, мимика, паузы, интонации, манеры и даже внешность человека. Общение, являясь живой коммуникацией субъектов, вполне закономерно проявляет эмоции тех, кто общается, при этом оно создает невербальный аспект обмена сведениями, информацией.
Язык является главным инструментом познания и освоения внешнего мира. Он также выступает основным средством общения людей. В равной мере язык делает возможным знакомство с другими культурами. Будучи неотделимыми от национальных культур, языки проходят вместе с ними через те же перипетии судьбы. Поэтому начиная с Нового времени, по мере передела мира на сферы влияния, многие языки попавших в колониальную и иную зависимость этносов и народов оказались все более теснимыми с исторической сцены. В наши дни подобная ситуация стала еще более сложной. Если в прошлом проблема выживания касалась главным образом языков зависимых и отставших в своем развитии стран и народов, то теперь она затрагивает и развитые европейские страны.
Каждая локальная культура формируется в специфических исторических и природных условиях, создает свою картину миру, свой образ человека и свой язык общения. Каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители общаются друг с другом, однако не только в этом заключается назначение и роль языка в культуре. Вне языка культура просто невозможна, поскольку язык образует фундамент, внутренний базис. С помощью языка, люди передают и фиксируют символы, нормы, обычаи. Передают информацию, научные знания и модели поведения, верования, идеи, чувства, ценности, установки. Так происходит социализация, которая выражается в усвоении культурных норм и освоении социальных ролей, без которых человек не может жить в обществе. Благодаря языку в обществе достигаются согласованность, гармония и стабильность.
Роль языка в процессах человеческого общения стала предметом научного анализа с начала Нового времени. Ее изучали Д. Вико, И. Гердер, В. Гумбольдт и др., заложив тем самым основы лингвистики. Сегодня язык изучается также психолингвистикой и социолингвистикой. Большие успехи в изучении языка и речевого общения принес XX в., когда ученые связали язык и культуру. Пионерами в изучении связи языка и культуры были американский культурный антрополог Ф. Боас и британский социальный антрополог Б. Малиновский. Ф. Боас еще в 1911 г. указал на эту связь, проиллюстрировав все сравнения двух культур через их словарный состав, где является важным в каждой из разных культур.
В культурологической литературе значение языка часто оценивается как:
§ зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;
§ носитель культуры, поскольку именно с помощью языка она передастся из поколения в поколение;
§ инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.
Культура передается посредством языка, способность к которому отличает человека от всех других существ. Благодаря языку возможна культура как накопление и аккумуляция знаний, а также их передача из прошлого в будущее. Поэтому человек в отличие от животных не начинает заново свое развитие в каждом следующем поколении. Если бы он не обладал никакими навыками и умениями, его поведение регулировалось бы инстинктами, а сам он практически не выделялся из среды других животных. Можно утверждать, что язык есть одновременно и продукт культуры, и ее важная составная часть, и условие ее существования.
Слово отражает не сам предмет или явление окружающего мира, а то, как человек видит эту картину, которая существует в его сознании и которая детерминирована его культурой. Сознание каждого человека формируется как под влиянием его индивидуального опыта, так и в результате овладения опыта предшествующих поколений. Можно сказать, что язык является не зеркалом, точно отражающим все окружающее, а призмой, через которую смотрят на мир и которая в каждой культуре своя. Язык, мышление и культура настолько тесно взаимосвязаны, что практически составляют единое целое и не могут функционировать друг без друга.
Кроме того, существует проблема несоответствия между культурными представлениями разных народов о тех или иных предметах и явлениях реальности, которые обозначены эквивалентными словами этих языков.
Слово как единица языка соотносится с обозначаемым предметом или явлением реального мира. Однако в различных культурах это соответствие может быть разным, поскольку разными могут быть и сами эти предметы или явления, и культурные представления о них.
В настоящее время общепринята точка зрения, согласно которой в культуре и языке каждого народа присутствуют одновременно общечеловеческий и национальный компоненты. Универсальные значения, одинаково осознаваемые всеми людьми в мире или представителями отдельных культур, создают почву для межкультурной коммуникации, без них межкультурное взаимопонимание было бы в принципе невозможно. В то же время в любой культуре присутствуют специфические культурные значения, закрепленные в языке, моральных нормах, убеждениях, особенностях поведения и т.д. Продемонстрированная выше связь языка, мышления и культуры является частью разработанного в XX в. семиотического подхода к культуре, рассматривающего культуру как совокупность знаков и текстов.
Детский час
для детей и родителей
Рассказ «Язык — важнейшее средство человеческого общения»
Величайшая ценность человечества – язык. Членораздельным языком, как высшим даром, отличается человек от животного.
История вопроса
И в каменном веке люди нуждались в общении. Мужчинам требовалось поговорить о правилах охоты, женщинам — поделиться секретами, где можно осуществить сбор провизии. Все выполняли какие-то дела, но озвучить членораздельно, кому и что нужно, не умели.
Но люди пытались вступать в диалог. Они делали друг для друга какие-то заметки в виде набора узелков, ракушек, позже рисовали картинки (это был период пиктографии). Постепенно человечество «дошло» и до осмысленной речи.
Что такое язык?
Язык – это уникальное средство общения. Без языка невозможно учиться, овладевать профессиями, обмениваться мыслями. Огромна роль языка в развитии культуры, науки, в воспитании.
Язык – это сложная и совершенная система знаков, в точности приспособленная для передачи человеческих мыслей и чувств.
Возникновение языка – одно из самых таинственных событий, связанных с появлением на земле человека. Язык, в отличие от иных составляющих человеческой культуры, нельзя причислить к изобретениям человека. Но с помощью языка люди придумали множество знаковых систем.
Для чего нужен язык?
Язык нужен для того, чтобы люди могли понять друг друга.
Язык появился потому, что в нём возникла необходимость: на работе и в быту нужно было общаться, оперативно принимать решения, давать ответы на вопросы. Язык – самая совершенная коммуникативная система.
Посредством языка духовное сокровище одного поколения передается другому.
Язык – это орудие мышления. Мышление индивида опирается на языковые средства.
Язык – мощный инструмент на пути совершенствования и прогресса.
Язык — важнейшее средство человеческого общения.
Ещё раз о главном
Зачастую мы не думаем о важном, например, о роли языка в нашей жизни, о том, как хорошо, что есть речь. Мы не испытываем счастья оттого, что есть буквы, слоги, предложения. А ведь язык – это великое благо.
Человек так устроен, что у него есть настоятельная потребность делиться своими знаниями, думами, чувствами с другими людьми.
Менялись эпохи, законы, представления о жизни – но общение было всегда. Важный инструмент, без которого неосуществимо это общение, неосуществимо мышление – это знак, то есть возможность наделять некий внешний сигнал, предмет или изображение определённым смыслом. Это по силам сделать только человеку. И человек постоянно работает над созданием новых и улучшением старых знаковых систем, чтобы с их помощью удовлетворить свои потребности в передаче и получении информации.
Язык – мощный союзник и помощник человека в овладении миром.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Презентация по русскому языку : «Роль языка в жизни общества» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Классная работа. Роль языка в жизни человека и общества.
Что значит слово язык?
Язык ─ орган в полости рта живот-ных и человека, предназначенный для определения вкуса, а у человека, кроме того, участвующий в образовании звуков речи.
Язык ─ стержень в колоколе, который, ударяясь о стенки колокола, произво-дит звон.
Язык ─ система средств, используемых для словесного выражения информа-ции, мыслей и чувств людей.
Язык ─ одна из разновидностей систем словесного выражения мыслей. Примеры: английский язык, литературный язык, разговорный язык, язык Пушкина…
Языком называют различные системы передачи информации с помощью сим-волов, знаков, сигналов, а также зву-ков, не являющихся словами. Примеры: язык животных, язык пчёл, язык жестов, язык дорожных знаков, язык программирования, язык музыки, язык живописи…
Какое из перечисленных значений слова язык подразумевается в названии темы урока?
Язык ─ система средств, используемых для словесного выражения информа-ции, мыслей и чувств людей.
Почему возник язык?
Какова самая первая, самая главная функция языка?
Какова самая первая, самая главная функция языка?
1. Язык обеспечивает общение между людьми во время совместных дей- ствий.
Как же странно, чудесно, немыслимо сложно устроена вселенная!
Открылась бездна звёзд полна; Звездам числа нет, бездне дна. (М.В. Ломоносов)
На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; Печаль моя полна тобою… (А.С.Пушкин) печаль моя светла;
2. С помощью языка человек делится с окружающими своими чувствами и проблемами.
3. Благодаря существованию языка чело- вечество может накапливать в книгах (а теперь также на видео- и элек- тронных носителях) приобретённые знания и передавать их следующим поколениям.
Поколение ‒ одновременно живущие люди приблизительно одного возраста.
4. С помощью языка (через книги и прочие средства информации) человек расши- ряет свой кругозор, познаёт мир: окружающий его и далёкий, давний и современный, мир природы и человека.
Кругозор ‒ объём познаний, интересов, представлений человека.
Нужен ли нам язык тогда, когда мы наедине с собой?
5. С помощью языка человек мыслит: планирует свою деятельность, разби- рается в своих чувствах и поступ- ках, фантазирует.
6. Язык развивает человеческий интел- лект и делает человека человеком, то есть существом, отличающимся от животного.
Интеллект ‒ уровень умственного развития. Интеллект ‒ способность к познанию и решению трудностей.
Язык ‒ это система средств для словес-ного выражения информации, мыслей и чувств людей; служит средством общения людей, средством накопления информации и средством развития человеческого интеллекта.
Общение ‒ обмен информации с целью организации какой-либо деятельности или с целью получения эмоционального отклика.
Функция ‒ роль, назначение.
Поколение ‒ одновременно живущие люди приблизительно одного возраста.
Кругозор ‒ объём познаний, интересов, представлений человека.
Интеллект ‒ уровень умственного развития; способность к познанию и решению трудностей.
Какова роль языка в жизни человека и общества? 1. Язык обеспечивает общение между людьми во время совместных дей- ствий. 2. С помощью языка человек делится с окружающими своими чувствами и проблемами. 3. Благодаря существованию языка чело- вечество может накапливать в книгах (а теперь также на видео- и электрон- ных носителях) приобретённые зна- ния и таким образом передавать их следующим поколениям.
Какова роль языка в жизни человека и общества? 5. С помощью языка человек мыслит: планирует свою деятельность, разби- рается в своих чувствах и поступ- ках, фантазирует. 6. Язык развивает человеческий интел- лект и делает человека человеком, то есть существом, отличающимся от животного. 4. С помощью языка (через книги и прочие средства информации) человек расши- ряет свой кругозор, познаёт мир: окружающий его и далёкий, давний и современный, мир природы и человека.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Русский язык: 1) принести 3 обычных тетради, не подписывая; 2) упр. № 1 (+ списать 3-й и 4-й абзац: Подросток…); 3) по записям в тетради подготовить устное сообщение о роли языка (можно группами); 4) запомнить значение слов «язык», «общение», «функция», «поколение», «кругозор», «интеллект»; 5) Подумать дома, вместе с родителями, выпол- няет ли язык ещё какие-нибудь функции.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-946227
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Каждый человек, находящийся в обществе, не способен жить без общения с окружающими людьми. Даже немые и глухие люди общаются с окружающими при помощи системы специальных жестов и мимики. Общение может принимать разные формы, но одно остается неизменным – человек развивается как личность именно благодаря общению.
Что такое общение
Общение с помощью членораздельной речи – один из главных отличительных признаков человека от животных. Животные так же умеют общаться, но их взаимодействие происходит через систему звуков, вибраций, жестов.
Это интересно! Некоторые виды экзотических рыб общаются друг с другом с помощью изменения своей окраски, ультразвука, издавая звуки похожие на урчание, пение птиц, барабанную дробь.
Человек развивает навыки общения с раннего детства. В первые годы жизни оно становится способом рассказать родителям о своих желаниях и потребностях. Со временем, благодаря общению человек может не только передать свои чувства, но и понять окружающих, узнать об их переживаниях, желаниях, интересах.
Многообразие форм общения
Существует множество разновидностей и форм общения. По средствам общения выделяют вербальное, невербальное, непосредственное, опосредованное общение.
Возможность достичь взаимопонимания зависит от умения грамотно и красиво излагать свои мысли в слова. По речи человека можно понять: умный он или глупый, образованный или безграмотный, добрый или злой.
Это интересно! Психологи умеют расшифровывать жесты человека и раскрывать их скрытый смысл. Например, скрещенные руки на груди, могут говорить о нежелании продолжать разговор, о закрытости собеседника. Руки в карманах во время разговора так же указывают на желание что-то скрыть, стеснительность и закрытость по отношению к собеседнику.
По взгляду человека можно понять его настроение, желание начать разговор или от него уклониться. Маленькие дети хорошо ориентируются в невербальном общении на интуитивном уровне, им достаточно взглянуть на родителей, чтобы понять, стоит ли сейчас говорить о разбитой вазе, просить купить новую игрушку.
Опосредованное общение предоставляет человечеству возможность накапливать и передавать свой опыт, сохранить свои мысли и слова на века. Так писатель, который умер 300 лет назад, все еще общается с современными школьниками через свои произведения.
Кроме того, выделяют формы межличностного общения, в зависимости от его целей.
Виды, формы и средства общения многообразны, но цель у них одна- установление взаимопонимания между людьми.
Функции общения
Общение выполняет следующие важные функции в человеческом обществе:
Кроме того, общение выполняет еще несколько важных функций: установление контактов между людьми, достижение взаимопонимания, формирование и развитие личности.
От того, насколько удачно будет происходить процесс общения, зависит установление положительной или отрицательной обратной связи между собеседниками. Нередко общение приводит к непониманию и возникновению конфликтов на этой почве. Из конфликта можно выйти путем взаимных уступок (компромисса) либо ухода от дальнейшего контакта, беседы с зачинщиком конфликта.
Чтобы в обществе возникало как можно меньше конфликтов, собеседники уважали и понимали друг друга, был создан этикет, как основа для межличностного общения.
Этикет
Понятие этикет имеет французское происхождение, так как впервые это слово появилось при дворе французского короля Людовика XIV. Людовик стремился ослабить влияние окружающих его придворных, самых знатных и влиятельных людей Франции. Он придумал целый свод правил поведения знати в присутствии короля, чтобы показать им свое величие, возвыситься над своими подданными.
Сидя за одним столом с королем, придворные обнаружили этикетки, лежащие на каждом посадочном месте. В них было расписано, как должны вести себя подданные в присутствии короля. Спустя время свод правил был дополнен бесчисленными и, зачастую бессмысленными предписаниями.
Сегодня этикет это правила поведения принятые в обществе, при этом, в каждом конкретном социумеони свои.
Это интересно! Речевой этикет разных стран сильно отличается. В Германии принято обращаться по имени только к друзьям и близким, остальных называютисключительно по фамилии.В Южной Корее не принято пожимать руки при встрече, собеседники избегают любых прикосновений друг к другу. В Италии даже малознакомых людей ласково называют «Милый», «Милая».
Речевым этикетом называют правила, регулирующие межличностное общение. Он зависит от возраста собеседника, деловой или дружеской обстановки, места общения.
Речевой этикет и культура общениявключают в себя ряд основных правил:
Соблюдение правил речевого этикета необходимо в общении для создания доброжелательной и дружественной обстановки, атмосферы во время разговора.
Риторика
Успешное взаимодействие с обществом зависит от развития навыков и опыта общения. Высокое положение в социуме требует от человека умения красиво излагать свои мысли. Многие политики, общественные деятели, руководители предприятий смогли добиться вершин успеха благодаря своему красноречию, плодотворному общению с людьми. Трудно представить себе генерала, дипломата, президента, не умеющего грамотно говорить.
Сегодня умение убеждать, доказывать свою точку зрения, говорить перед большими аудиториями необходимо представителям любых общественных профессий: журналистам, учителям, телеведущим. Даже не имея природного таланта к красноречию можно обучиться этому благодаря методам науки риторики.
Как развить красноречие
Любой человек, при желании, может научиться грамотно и красиво излагать свои мысли, увлекательно преподносить информацию, без боязни выступать перед большой аудиторией. Для того чтобы развить красноречие, нужно воспользоваться методами риторики:
Билет по русскому языку: Роль русского языка в жизни общества
Роль языка в жизни общества
Роль языка в трудовой деятельности общества.
Язык в человеческом коллективе превратился в орудие эффективной трудовой деятельности. Общения между людьми стало неотъемлемой частью коллективного добывания средств существования. При помощи языка люди обменивались опытом, что привело к совершенствованию орудий труда и улучшению хозяйства. Идеи которые рождались в умах людей становились достоянием окружающих и применялись на практике всего коллектива.
Роль языка в духовной жизни общества.
Человек не способен обходиться без общения, любая форма коммуникации является неотемлемой частью жизни человека. И язык, как в вербальной, так и в невербальной форме, главное средство человеческого общения. Кроме того язык является главным средством получения информации, знаний, познавания окружающего мира.
Чтобы оценить роль языка в жизни человека необходимо осознать значимость общения, коммуникации в жизни человека. Человек неспособнен существовать сам по себе, жизнь человека приобретает общечеловеческий смысл только в человеческом обществе. Человек существующий вне общества, не представляет для него никакой ценности. Ценность человеческой жизни вне общества является ценностью только для самого человека, поскольку он существует автономно. Человек осознает ценность своей или чужой жизни или какого либо её проявления в процессе общения с другими людьми. Отдельно существующему индивидууму просто не с чем сравнить качество своей жизни, поэтому он не способен осознать её ценность или же бессмысленность.
Язык в жизни человека.
Язык относится к уникальным явлениям жизни человека и общества. Она витворилася одновременно с ними и не только их Самым признаку, но и самым необходимым условием формирования их сущности. Язык обслуживает человека и общество, но этим не исчерпывается ее роль. Язык является и формой бытия их.
Из многих функций языка в жизни человека и общества основными называют следующие:
Человечество изобрело несколько средств обмена информацией: звуковые и световые сигналы, азбука Морзе, дорожные знаки, символы, шрифты, коды, жесты. Но все они имеют ограниченную сферу применения и в отношении языка, являются вторичными, производными, такими, которые возникли уже на базе языка. Язык является универсальным и уникальным, материально дешевым средством общения.
В своей художественной совершенной форме литературный язык воспринимается эстетически воспитанными вещателями как эстетическое явление (например, высокохудожественные произведения А.С.Пушкин, Л.Толстой, Ф.Достоевский, А. Блок и др.).
Язык является первоэлементам культуры, она лежит в основе развития всех других видов искусств. И те эстетические ценности, которые ими порождаются, обусловленные значительной мере эстетическими возможностями языка (театр, кино, радио, телевидение и т.д.).
Пропагандируя язык, мы распространяем свою культуру, вводим ее в мировую. Переводя на русский язык художественные произведения и научные труды из других языков, обогащаем нашу культуру достоянием других культур, развиваем свою речь. Речевая культура человека является показателем ее общей культуры, уровня образованности.
Единицы языка по-разному участвуют в выполнении функций языка. Так, коммуникативную функцию языка выполняет предложения, его называют коммуникативной единицей языка. Однако и другие единицы языка участвуют в коммуникативной функции, но не как отдельные коммуникативные единицы, а как единицы низших порядков, как строительный материал языковой структуры и системы. Номинативная функция ложится на слова, лексические словосочетания, фразеологизмы. В экспрессивной, волюнтативна функциях задействована лексика с эмоциональным, волевым значением. В исполнении других названных функций участвуют все единицы языковых подсистем с разной степенью продуктивности.
Отредактировано и прислано Китаевым В.А.
нужно учиться – учиться упорно и терпеливо. Писатель А.Н. Толстой – значит и мыслить кое-как: неточно,
приблизительно, неверно». Берегите и любите слово. Ведь с него начинается наш родной русский