Для чего крутят барабаны в буддизме
Что важно знать о молитвенных барабанах Хурдэ
Опубликовал: Валерий Павлов 20 Октябрь 2014. Опубликовано в Новости сайтов
25 октября нового малого храма Иволгинского дацана – Гунриг дугана, с 6.00 ч. утра до 20.00 ч. вечера, пройдет Дашинима хурал – ежегодный молебен освящения центра традиционного буддизма России. великий день, происходящий один раз верующие могут принести статуэтки почитаемых Божеств алтаря, изображения Сахюусанов своей семьи, родовых дацанов Через силу своей веры человек обретает огромную силу благословений всех Будд могущественную защиту жизни и последующих. Посетив день дацан, непременно вместе Божествами, совершайте круги Гороо по территории монастыря, вращайте большие Хурдэ – молитвенные барабаны мантр, окажите свое почтение субурганам. есть
На территории Иволгинского дацана верующих, народов многонациональной Республики Бурятия установлены субурганы, подавляющие своей силой любые распри, любое влияние негативных сил, многочисленные молитвенные барабаны Хурдэ, внутри которых заключены мантры Божеств, устраняющих любые препятствия – внешние эпоху именно Гороо вокруг ступ Хурдэ являются самыми легкими способами накопления добродетелей. сам Будда. Существует множество разных видов Хурдэ. Наиболее известные храмовые (установлены внутри комплекса), домашние (настольные), ветряные.
Сейчас вашему вниманию статью, подготовленную ламой Иволгинского дацана, известным калмыцким мастером по изготовлению Хурдэ (его работы сегодня украшают многие дацаны Сангхи России) Батра Чемидова.
буддийский молитвенный барабан
Молитвенные барабаны издревле были неотделимой частью буддийской культуры. множестве воздвигали Непале, Бурятии, Туве, Калмыкии – повсюду, где буддизм обретал широкое распространение. внутри монастырей, посещаемых местах, чтобы люди, вращающие барабан, могли обрести многочисленные духовные заслуги, очиститься кармы, накопленной жизнях.
Молитвенный барабан, независимо размера, крупный крохотный, бронзовый или деревянный, ветряной или ручной, может стать источником пользы для любого человека, вероисповедания он самого маленького человечка, научившегося ходить даже кто он – буддист или католик, но тянущего свои ручки барабану, ощущая духом его благое назначение…
Возникновение хурдэ связывают буддийской легендой. когда еще мир Будда Шакьямуни, процветало буддийское Учение Татхагаты Дипанкары. раз пришел царь обитателей водной стихии, молитву для благополучия всех существ. просьбу Будда Дипанкара даровал ему особый барабан, наполненный свитками священных мантр. оберегали преподнесенный им Татхагатой этот Хурдэ. И, вращая его, преисполненные верой, они достигали великого духовного совершенства.
Однажды перед великим Учителем Нагарджуна предстал сам Арьябала – Бодхисаттва Сострадания. ему немедленно отправиться Нагов Водной стихии тот самый молитвенный барабан, который некогда, много тысячелетий назад, подарил ему Будда Дипанкара: «Если его, то все живые существа всех Трех Времен обретут неохватную пользу!». Махасиддх Нагарджуна исполнил эту великую просьбу Арьябалы. пор, передаваясь через многие тысячелетия, эта традиция почитания Хурдэ, дошла
В буддийских текстах говорится, что одно лишь вращение молитвенного барабана помыслами равносильно прочтению вслух вложенных миллионов мантр. Молитвенный барабан приносит умиротворение людей, чья вера дарит гармонию окружающему миру, укрощая препятствующих
Безграничная польза строительства молитвенных барабанов детально изложена был создан для того, чтобы каждый, кому век упадка посчастливилось увидеть Хурдэ, прикоснуться этой редкостной возможности очистить свою негативную карму великое множество добродетелей – духовных заслуг («буян» – бурят.).
Бодхисаттва Мудрости Манджушри сказал следующее: «Четыре Защитника Десяти направлений тому человеку, который вращает молитвенный барабан, даруют протекцию преград, исходящих углов света». Полностью очищается его дурная карма, приводящая мирах. смерти такой человек направляется Земли бесчисленных Будд, рождается там лотоса, созидает благие дела сторонах света, Трех Временах. Будда Майтрейя также передал знание что «вращение молитвенного барабана оберегает человека инфекционных болезней «.
Важно помнить что для преумножения благотворного духовного результата Хурдэ, его нужно вращать чистой мотивацией – желать счастья всем живым созданиям. бесчисленных существ, которым минуты желаем блага, относимся и или будущем…
В буддийских текстах много говорится и благе, которое получают люди, принимающие участие молитвенного барабана. «Счастливцы те, кто воздвигает молитвенный барабан ОМ МАНИ БАДМЕ ХУМ или другими мантрами для блага других подчеркивает труде ссылаясь кто повествует другим барабане, кто распространяет славу Учения Будды. еще большее количество заслуг, чем можно обрести ста тысяч раз по десять миллионов мантр. живые создания, которых коснется в секунду освобождаются мирах».
Что такое молитвенный барабан?
М олитвенные барабаны всегда были неотъемлемой частью буддийского пейзажа. Их в великом множестве возводили в Тибете и Монголии, Непале и Бутане, Калмыкии и Туве – везде, где тибетский буддизм получал широкое распространение. Молитвенное колесо – это деревянный или железный барабан размером от нескольких сантиметров до нескольких метров, на котором написаны мантры.
Они устанавливались в монастырях, у ступ и храмов, а также в наиболее посещаемых местах, чтобы люди, вращая барабан, могли накопить духовные заслуги, а также очиститься от омрачений и негативной кармы, накопленной в этой и предшествующих жизнях не только того человека, который в данный момент его вращает, но и всех существ, о благе которых этот человек в данный момент думает.
Один оборот колеса «приравнивается» к произнесению всех мантр, которые оно «несет в себе», а их может быть очень много: все внутреннее пространство барабана тоже заполняется мантрами, написанными на рулонах тончайшей бумаги. Смысл такой «механизации» вовсе не в том, что колесо как бы выполняет за человека его работу, да еще и с «нечеловеческой» производительностью, а в том, что кругообразное движение магических формул придает потокам энергии правильную конфигурацию и тем самым очищает пространство и всех, кто в нем находится, от накопившихся «неправильных» зарядов.
Молитвенный барабан, независимо от его размера, большой он или маленький, бронзовый или деревянный, это всегда чудо. Какого бы вероисповедания ни придерживался человек, он может быть совсем маленьким ребенком, который едва научился ходить и еще не знает, кто он – буддист или христианин, но он уже тянет руки к молитвенному барабану, чувствуя сердцем его сказочную нездешнюю сущность. Глядя на искреннюю радость ребенка, впервые приводящего в движение молитвенный барабан, невольно задаешься вопросом: кто придумал его, как он появился на земле?
История возникновения молитвенных колес или Дар иных миров
Полистав древние тибетские тексты, мы узнаем, что молитвенный барабан на протяжении неисчислимых тысячелетий хранился у царя змееподобных существ, нагов. Он был принесен ему в дар Буддой Дипанкрой, достигшим Просветления задолго до известного нам исторического Будды Шакьямуни. Наги берегли подаренный им молитвенный барабан и, вращая его с молитвами и верой в сердце, достигали вершин духа.
В первом столетии до нашей эры в южной Индии появился на свет мальчик, которому суждено будет стать одним из величайших буддийских ученых и мыслителей. Он примет монашеские обеты, закончит университет Наланда и затем, предприняв множество путешествий в подземный мир нагов, получит имя Нагарджуна. Наги поделятся с ним своей безграничной мудростью, и он изложит то, что узнал от них, в многочисленных философских трактатах, которые по сей день изучаются в тибетских монастырях.
В соответствии с тибетскими источниками, Нагарджуна передал практики, связанные с молитвенным барабаном, львиноголовой дакине. Она, в свою очередь, обучила им индийских йогов: в линии передаче упоминаются Тилопа и Наропа.
В Тибет идею возведения молитвенных барабанов и связанные с ними молитвы и духовные практики принес Гуру Падмасамбхава, а новую силу этой традиции в Тибете придал последователь Наропы Марпа и его прославленный ученик, святой Миларепа. Эти великие йоги, чьи имена в Тибете известны каждому, распространили учение о молитвенных барабанов в Стране снегов.
Так в силу неизмеримой любви Будды Сострадания и великих усилий йогов Индии и Тибета, молитвенные барабаны, которые много тысячелетий оставались в ведении высших существ, обладающих чудодейственными силами, оказались в мире людей и теперь помогают каждому, кто способен увидеть в них бесценный дар иных миров.
О пользе вращения молитвенных барабанов
Молитвенные барабаны содержат плотно свернутые свитки с мантрами Ченрезига, Будды Безграничного Сострадания, «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Говорится, что одно вращение молитвенного барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр. Молитвенный барабан приносит умиротворение и покой в сердца людей, дарит гармонию окружающему нас миру, усмиряя местных духов.
Безграничная польза возведения и вращения молитвенных барабанов подробно описана в тексте четвертого Панчен-ламы (1781-1852). Этот текст был составлен для того, чтобы каждый, кому в наш век упадка посчастливилось увидеть молитвенный барабан и прикоснуться к нему, не упустил этой редчайшей возможности очистить свою карму и накопить заслуги.
По словам Будды Мудрости Манджушри, «четыре защитника и охранители десяти направлений даруют защиту от всех препятствий со всех углов и сторон света» человеку, вращающему молитвенный барабан. Полностью очищается его негативная карма, приводящая к рождению в низших мирах. А после смерти такой человек отправляется в чистую страну Будды, рождается в бутоне лотоса, а затем творит благие дела Будд во всех сторонах света.
На обыденном уровне, по словам Будды Майтрейи, «вращение молитвенного барабана защищает от всех заразных болезней и эпидемий … помогает победить орды демонов и зловредных духов».
Лама Сопа Ринпоче, инициатор возведения молитвенных барабанов в самых разных странах мира, указывает, что вращение барабана способствует излечению даже таких тяжелых болезней, как рак. Для этого нужно посвящать молитвам и вращению барабана час или несколько часов в день. Если боль и не уйдет окончательно, пишет лама Сопа, то, по меньшей мере, это поможет устранить те коренные причины, которые влекут за собой такие болезни.
В священных текстах много говорится и о той пользе, которую получают люди, принимающие участие в строительстве молитвенного барабана.
«Те счастливые, кто возводит молитвенный барабан с мантрами ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ для других существ, – пишет четвертый Пачен-лама, ссылаясь на Будду Майтерйю, – кто рассказывает другим об этом барабане, – распространяют учения Будды». Поэтому они накапливают больше заслуг, чем от прочтения ста тысяч раз по десять миллионов мантр. И даже живые существа, которых коснется их тень, освобождаются от рождения в низших мирах.
Молитвенный барабан в буддизме — что в нем находится и как он работает?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Молитва – неотъемлемая часть любой веры, способная спасти нас и наших близких от несчастья, оберегать, хранить. В буддийской традиции для подобного обычая есть специальное приспособление. Статья ниже расскажет, что такое молитвенный барабан в буддизме, каким он бывает, как работает и на какие чудеса способен.
Что это такое?
Кто-то его называет «молитвенный барабан», кто-то – «молитвенное колесо». Для тибетцев это «колесо Мани», а для монголов, калмыков и бурятов – «хурдэ». Но как бы его ни называли, суть остается одна – это важный атрибут в буддизме.
Он представляет собой цилиндрическое изделие из дерева или металла абсолютно любого размера – от нескольких сантиметров до нескольких метров. На его внешнюю, видимую часть нанесены фрагменты мантр, а внутри содержится свернутый тончайший листок, на котором также написаны молитвы, повторяющиеся много (иногда до миллиона) раз и превращающиеся в круговорот.
Хурдэ содержит сакральный смысл неимоверной силы – один оборот приравнивается к произнесению бесконечного множества записанных на свертке мантр. Так, прилагая физические усилия наряду с духовными побуждениями, человек может даровать благо не только себе, но и всем, о ком в настоящий момент думает. Считается, что колесо может помочь любому, кто верит в его силу, неважно, мал ты или стар, буддист или приверженец другого вероисповедания.
Существует мнение, что такой «хитрый» предмет был придуман для слабослышащих, слабовидящих или безграмотных людей, не имевших возможности читать записанные священные слова.
Молитвенные колеса могут достигать огромных размеров – тогда они устанавливаются на территории храмов, у ступ и пагод – а могут быть маленькими, компактными, которые можно хранить дома или носить с собой.
Краткий экскурс в историю
О появлении молитвенного колеса рассказывает одна любопытная буддистская легенда. Задолго до появления на свет Сиддхартхи Гаутамы распространялись мысли Будды Дипанкары. Однажды к нему пришел король нагов – змееподобных водных существ – с просьбой о даровании мантры для счастья всех земных созданий. Дипанкара выполнил эту просьбу, подарив тому специальный цилиндр, внутри которого был свиток со священными молитвами.
Наги долгие века зорко следили за сохранностью этого дара и благоговейно пользовались им – крутили, тем самым все ближе приближаясь к совершенству души. Спустя некоторое время к учителю Нагарджуне пришел Будда Сострадания и сказал, что ему следует, отправившись к нагам, попросить у них дарованный Дипанкорой хурдэ, чтобы все живые создания мира получили необъятную пользу.
У учителя получилось выполнить великое поручение, а после, сквозь поколения, почитание колеса с чудесными свойствами и его вращение достигло наших современников, принося счастье и избавление от тяжких мук.
Виды молитвенных барабанов
Хурдэ бывают разных видов. В зависимости от размеров, расположения, способов вращения они могут быть:
Ручные барабаны отличаются миниатюрностью, компактностью. Их без труда может крутить одна пара рук, а также их можно передвигать с места на место.
Стационарные колеса устанавливаются в монастырях, и достигают таких огромных габаритов, что для их вращения потребуются силы нескольких людей. Так, самый большой хурдэ обосновался в Тибете, в древнем китайском городке Дукэцун. Весом он больше шестидесяти тонн, а высотой превышает два десятка метров.
Барабаны Мани могут приводиться в действие разными силами: ветром, потоком воды, с помощью тепла свечи или за счет электричества. Нередко устанавливается сразу несколько храмовых барабанов в ряд, и тогда можно усилить их эффект, прокрутив их поочередно.
В последнее время можно купить декоративный хурдэ. Особой магического смысла такой вид не несет, его обычно привозят просто как сувенир из экзотических азиатских стран.
Как это работает?
Чтобы претворить чудеса в жизнь, нужно взяться за ручку и прокрутить ее по часовой стрелке, как бы следуя за солнцем. В тот же момент сверток внутри барабана, а значит – нанесенные на него слова – тоже будут вращаться. Получается, будто буддист многократно, быстро и последовательно читает молитвы, не произнося ни слова.
Однако делается это не только для того, чтобы облегчить задачу молящегося. Мантра, двигаясь по кругу, приобретает правильную, благоприятную конфигурацию, а потоки энергии становятся еще более заряженными.
Буддийские практики предполагают, что для максимального накопления энергии и очищения кармы нужно прокрутить барабан 180 раз. Очень важно настроиться на волну доброты, чистоты, не забывая думать о хорошем, о своих родных, желать счастья всем живым созданиям.
Чаще всего в хурдэ используется главная, сильнейшая мантра буддистов – «Ом Мани Падме Хум».
При вращении молитвы излучают невидимый, но невероятно яркий свет, который способен стирать омрачения и плохую карму, даже из прошлых рождений. При медитации с молитвенным колесом можно визуализировать исходящий свет вместе со своей энергией. Лучики света, рассеивающиеся от мантр, словно освещают душу, забирают все болезни, невзгоды и дурные мысли.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что статья вам понравилась. Делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.
Молитвенный барабан: дар иных миров
Молитвенные барабаны всегда были неотъемлемой частью буддийского пейзажа. Их в великом множестве возводили в Тибете и Монголии, Непале и Бутане, Калмыкии и Туве – везде, где тибетский буддизм получал широкое распространение. Они устанавливались в монастырях, у ступ и храмов, а также в наиболее посещаемых местах, чтобы люди, вращая барабан, могли накопить духовные заслуги, а также очиститься от омрачений и негативной кармы, накопленной в этой и предшествующих жизнях.
Сонам Топгьял, лама тантрического монастыря Гьюдмед, завершает
работы по возведению молитвенного барабана в Элисте.
Фото: Игорь Янчеглов
Молитвенный барабан, независимо от его размера, большой он или маленький, бронзовый или деревянный, это всегда чудо. Какого бы вероисповедания ни придерживался человек, он может быть совсем маленьким ребенком, который едва научился ходить и еще не знает, кто он – буддист или христианин, но он уже тянет руки к молитвенному барабану, чувствуя сердцем его сказочную нездешнюю сущность. Глядя на искреннюю радость ребенка, впервые приводящего в движение молитвенный барабан, невольно задаешься вопросом: кто придумал его, как он появился на земле?
Полистав древние тибетские тексты, мы узнаем, что молитвенный барабан на протяжении неисчислимых тысячелетий хранился у царя змееподобных существ, нагов. Он был принесен ему в дар Буддой Дипанкрой, достигшим Просветления задолго до известного нам исторического Будды Шакьямуни. Наги берегли подаренный им молитвенный барабан и, вращая его с молитвами и верой в сердце, достигали вершин духа.
В первом столетии до нашей эры в южной Индии появился на свет мальчик, которому суждено будет стать одним из величайших буддийских ученых и мыслителей. Он примет монашеские обеты, закончит университет Наланда и затем, предприняв множество путешествий в подземный мир нагов, получит имя Нагарджуна. Наги поделятся с ним своей безграничной мудростью, и он изложит то, что узнал от них, в многочисленных философских трактатах, которые по сей день изучаются в тибетских монастырях.
В соответствии с тибетскими источниками, Нагарджуна передал практики, связанные с молитвенным барабаном, львиноголовой дакине. Она, в свою очередь, обучила им индийских йогов: в линии передаче упоминаются Тилопа и Наропа.
В Тибет идею возведения молитвенных барабанов и связанные с ними молитвы и духовные практики принес Гуру Падмасамбхава, а новую силу этой традиции в Тибете придал последователь Наропы Марпа и его прославленный ученик, святой Миларепа. Эти великие йоги, чьи имена в Тибете известны каждому, распространили учение о молитвенных барабанов в Стране снегов.
Так в силу неизмеримой любви Будды Сострадания и великих усилий йогов Индии и Тибета, молитвенные барабаны, которые много тысячелетий оставались в ведении высших существ, обладающих чудодейственными силами, оказались в мире людей и теперь помогают каждому, кто способен увидеть в них бесценный дар иных миров.
О пользе вращения молитвенных барабанов
Молитвенные барабаны содержат плотно свернутые свитки с мантрами Ченрезига, Будды Безграничного Сострадания «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Говорится, что одно вращение молитвенного барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр. Молитвенный барабан приносит умиротворение и покой в сердца людей, дарит гармонию окружающему нас миру, усмиряя местных духов.
Безграничная польза возведения и вращения молитвенных барабанов подробно описана в тексте четвертого Панчен-ламы (1781-1852). Этот текст был составлен для того, чтобы каждый, кому в наш век упадка посчастливилось увидеть молитвенный барабан и прикоснуться к нему, не упустил этой редчайшей возможности очистить свою карму и накопить заслуги.
По словам Будды Мудрости Манджушри, «четыре защитника и охранители десяти направлений даруют защиту от всех препятствий со всех углов и сторон света» человеку, вращающему молитвенный барабан. Полностью очищается его негативная карма, приводящая к рождению в низших мирах. А после смерти такой человек отправляется в чистую страну Будды, рождается в бутоне лотоса, а затем творит благие дела Будд во всех сторонах света.
На обыденном уровне, по словам Будды Майтрейи, «вращение молитвенного барабана защищает от всех заразных болезней и эпидемий … помогает победить орды демонов и зловредных духов».
Лама Сопа Римпоче, инициатор возведения молитвенных барабанов в самых разных странах мира, указывает, что вращение барабана способствует излечению даже таких тяжелых болезней, как рак. Для этого нужно посвящать молитвам и вращению барабана час или несколько часов в день. Если боль и не уйдет окончательно, пишет лама Сопа, то, по меньшей мере, это поможет устранить те коренные причины, которые влекут за собой такие болезни.
Для того, чтобы усилить тот благотворный эффект, который вращение молитвенного барабана способно оказать на нашу жизнь, необходимо вращать его с чистой мотивацией – желать счастья всем живым существам.
С самых первых визитов лам тантрического монастыря Гьюдмед в Калмыкию, они выражали желание возвести молитвенный барабан в центре Элисты, чтобы все люди независимо от возраста и силы веры могли приобщиться к этой несложной, но чрезвычайно действенной буддийской практике, способной оказать глубочайший положительный эффект на жизни миллионов существ – людей, животных, духов и нагов. Молитвенный барабан, созданный в полном соответствии с канонами тибетского буддизма, без сомнения, станет источником вдохновения для всех, кто увидит его, услышит о нем, и будет вращать его на благо всех живых существ.
По согласованию с президентом республики Калмыкия К.Н.Илюмжиновым, в декабре 2004 года для возведения молитвенного барабана было выбрано место на площади перед Белым Домом. Его возведение проходит в юбилейный год, когда весь мир отмечает 70-летие со дня рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV. Возведение молитвенного барабана к юбилею Его Святейшества, весьма символично, ведь Далай-лама является воплощением на земле Будды Сострадания, чья коренная мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» составляет основу священного наполнения молитвенного барабана.
Медный корпус барабана с мантрами «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» на санскрите, тибетском и старокалмыцком языках был изготовлен в Индии по специальному заказу тибетских лам Гьюдмеда. Отчеканенные мантры были покрыты золотом, после чего корпус барабана был доставлен в Элисту. Вместе с ним приехали ламы монастыря Гьюдмед Туптен Шакья и Сонам Топгьял, которые на протяжении многих месяцев трудились над заполнением барабана свитками со священными мантрами. Помимо шестислоговой мантры Будды Сострадания, в барабан заложены мантры ламы Цонкапы, основателя тибетской школы гелуг, которая прежде была широко распространена в Калмыкии. Мантры ламы Цонкапы помещены в барабан с пожеланием скорейшего возрождения учений этой школы тибетского буддизма в Калмыкии. В барабан также заложены мантры Его Святейшества Далай-ламы, живого воплощения Будды Сострадания и драгоценного учителя тибетских и калмыцких буддистов, в знак пожелания ему долгой жизни и осуществления всех намеченных им планов.
Во время визита Его Святейшества Далай-ламы в Калмыкию в ноябре 2004 года ламы Гьюдмеда рассказали ему о проекте строительства молитвенного барабана в Элисте. Его Святейшество был очень рад этому и выразил особое пожелание составить подробное объяснение пользы возведения и вращения молитвенных барабанов с тем, чтобы люди понимали, какое огромное благо приносят связанные с ним молитвенные практики.
Сегодня, когда молитвенный барабан завешен и найдет свое временное пристанище у статуи Будды, построенной к 60-летию Его Святейшества Далай-ламы, мы бы хотели выразить благодарность всем, кто принял участие в строительстве первого большого молитвенного барабана в Элисте.
Прежде всего, мы благодарим президента республики Калмыкия К.Н.Илюмжинова, который поддержал наше решение построить молитвенный барабан и, понимая, что он является источником духовных заслуг для миллионов живых существ всех миров, предоставил для него лучшее место в Элисте. Мы благодарим шажин-ламу Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и персонал элистинского хурула за всестороннюю поддержку этого проекта на всех этапах его осуществления.
Мы выражаем искреннюю признательность предпринимателю Евгению Сангаджиеву, которые выступил основным спонсором этого проекта. На протяжении нескольких месяцев Евгений Сангаджиев и его семья заботились о ламах монастыря Гьюдмед, выполнявших трудоемкие работы по наполнению барабана священными мантрами. Эти работы проходили в помещения завода «Звезда», и мы пользуемся случаем, чтобы поблагодарить его директора Сарика Борисовича Абушинова, а также весь коллектив завода за ту бесценную помощь, которая был оказана ими ламам Гьюдмеда, за предоставление помещения, материалов, заботу о ламах и их помощниках, а также личное участие в судьбе первого большого молитвенного барабана в Калмыкии.
В финансировании проекта также принял участие Руслан Байрамов, региональный благотворительный фонд «София». Основную же долю финансирования составили личные пожертвования всех тех калмыцких семей, которые совершали подношения ламам монастыря Гьюдмед во время возведения ими песочных мандал и проведения тантрических ритуалов в Элисте. В каком-то смысле, в этом барабане есть частичка каждого, кто приходил на наши программы с верой в сердце и возносил молитвы за восстановление буддизма в республике. Пусть этот молитвенный барабан символом станет превращения Калмыкии в чистую страну, живущую в соответствии с высшими законами буддийской Дхармы.