Для чего кулигин просит деньги у дикого

1447. Смысл названия пьесы Гроза Островского сочинение Русский язык

Сочинение — Смысл заглавия пьесы Гроза. Русский язык

Драма А.Н.Островского «Гроза» одно из самых известных произведений писателя. В нём присутствует множество тем: и любви, и свободы, и крепостничества. И, конечно, главная мысль, которая красной нитью проходит через всё произведение отражена в названии пьесы.

Гроза — это и природное явление, и нависшая над городом опасность, и символ эпохи.

С самого начала повествования, в первом действии, мы слышим разговор двух героев о нравах Калинова. Кудряш и Кулигин являются второстепенными персонажами, но несмотря на это они несут важную смысловую нагрузку. Их беседа завязана вокруг Дикого. Этот герой одарён автором говорящей фамилией, действительно, ему как будто чужды человеческие понятия. Этот герой своеобразная гроза для всех домашних, а также для дворовых людей, внезапный его гнев держит в страхе всю округу.

Ещё один эпизод, в котором присутствует Дикой и один из героев, которые первыми появляются на сцене, Кулигин. В этом эпизоде Кулигин просит денег у Дикого для постройки часов и громоотвода, герой хочет сделать что-то полезное и хорошее, хоть как-то пошевелить закостенелое общество. Но он получает отказ, оказывается глупость и недальновидность Дикого ещё более глубока, чем нам может показаться, он категорически против сооружения, ведь гроза, по его мнению, посылается людям в наказание, а часы и вовсе не нужны (отсутствием часов автор, вероятно, подчеркивает то, что развитие Калинова отстаёт, образование отсутствует и до сих пор царят грубые крепостные порядки).

Главная героиня произведения Катерина живет с мужем в доме его матери Кабанихи. Кабановы, такова их говорящая фамилия, и она не требует лишних разъяснений. Свободолюбивая Катерина томится под гнётом этой жестокой женщины, настоящей грозы для всего своего дома. Лишь благовоспитанность и мудрость Катерины позволили ей долгое время продержаться под её властью, но только внешне, внутренне же героиня всегда остаётся свободной.

Многое в жизни Катерины связано с грозой. Она боиться этого природного явления, падает в обморок, её интуиция подсказывает ей, что должно произойти что-то, что решит её судьбу. И она признается в своём поступке с Борисом, и понимает: больше жить в доме Кабановых она не может. Ведь Кабаниха стала грозой не только для неё, но и для сына. Он бежит из дома, чтобы провести на свободе несколько дней.

Что касается Катерины, то и саму её можно назвать грозой для устаревших устоев калиновцев. В финале она как будто бросает вызов рабству и угнетению, которое царит в городе. На протяжении всего действия чувствуется напряжение, гроза нависла над самодурами Калинова.

Многое указывает на то, что власти Кабанихи и Дикому угрожает опасность. Кудряш отказывается подчиняться им, а в конце исчезает вместе с Варварой, которая также только создаёт видимость подчинению Кабанихе, но на деле же занимается тем, что считает нужным.

И, конечно, слова Кулигина в конце пьесы утверждают в мысли о том, что недолговечна власть Диких и Кабановых, гроза надвигается на них. Кулигин напоминает им, что телом Катерина может принадлежать им, но душой она свободна.

Смысл названия этой пьесы очень многозначителен. Много раз она встречается как природное явление, находит отражение в образах и характерах персонажей и сама словно является действующим лицом. Вся атмосфера произведения отражена в названии замечательной и до сих пор популярной и любимой пьесы А.Н.Островского «Гроза».

Смысл заглавия, названия пьесы Островского Гроза

А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой. Автор в каждом своей книге показывает добрых, наивных героев, сталкивающихся с жестокой реальностью мира, которая приводит их к полнейшему разочарованию в жизни, убивает всё хорошее, что в них есть.

«Гроза» — вершина творческих исканий драматурга. Ведь эта пьеса положила начало такой монументальной теме, которую в последствии не раз как основную в своих произведениях использовали различные писатели современники и последующих веков. Что же так впечатляет читателей на протяжении трех веков?

Катерина сыграла роль солдата, который бежит впереди всех с флагом, призывая бороться, роль солдата, который пробуждает силу и сопротивление в душах. Ведь после ее смерти запротестовали все молчавшие и терпевшие до этого. Кабанов наконец-то осознал и понял, в случившемся виновата его мать тиран, но и его совесть не спокойна, потому что он не смог предотвратить трагедии. Кудряш и Варвара решают бежать, оставить позади Дикого и Кабаниху, жизнь которых станет невыносимой, если им будет некого притеснять и не на кого будет вылить свою грязь.

У Александра Николаевича избитая и банальная тема борьбы добра со злом показана в совершенно уникальном свете и воспринимается достаточно остро. Я считаю это очень важное произведение, которое стоит прочесть каждому.

Источник

ЕГЭ. Литература. Трудные вопросы. Задание № 8. А.Н. Островский. «Гроза». Сцена разговора Кулигина с Диким о громоотводе и часах в городе.

Для чего кулигин просит деньги у дикого. Смотреть фото Для чего кулигин просит деньги у дикого. Смотреть картинку Для чего кулигин просит деньги у дикого. Картинка про Для чего кулигин просит деньги у дикого. Фото Для чего кулигин просит деньги у дикого

Задание 8. Какие дра­ма­тур­ги­че­ские сред­ства и как по­мо­га­ют ав­то­ру рас­крыть ха­рак­те­ры ге­ро­ев в при­ве­ден­ном фрагменте?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.

ТЕКСТ.

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше, степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?

Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?

Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

Дикой. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу). Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил- таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито). Перестал, что ль, дождик-то?

1-й. Кажется, перестал.

Дикой. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то — кажется!

1-й (выйдя из-под сводов). Перестал!

А. Н. Островский «Гроза».

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.

Для раскрытия характеров героев авторы драматургических произведений используют специальные средства. Рассмотрим, какие средства помогли А.Н. Островскому раскрыть характеры Кулигина и Дикого в предложенной сцене.

3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка. Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений ( можно чуть больше, всё зависит от вопроса).

Во-первых, это ремарки, то есть пояснения автора, дающиеся в скобках. По ремаркам можно судить о поведении героев, об их реакции на тему разговора.

Так Дикой не желает жертвовать денег на громоотвод в городе, поэтому предложение Кулигина его раздражает, выводит из себя. Ремарки помогают передать автору это: «с гневом», «сердясь всё более и более», «топнув ногой».

Кулигин – слабохарактерный человек, он легко отступает, если понимает, что не может Дикому доказать. Это подчёркивают ремарка: «Махнув рукой, уходит».

Во-вторых, ярким средством характеристики персонажей в пьесе является их речь. Дикой— грубый, жестокий, понимающий свою власть над другими, необузданный человек, поэтому речь его груба, полна неуважения, даже презрения к тем, кто ниже его в социальном плане.(« Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли!», «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю»).Кулигин понимает, что он «маленький» человек», подчёркивает сам это в речи: «Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго». В то же время по его речи можно понять о начитанности, образованности, уме, хотя он и самоучка: Кулигин подробно рассказывает Дикому, что такое громоотвод, какая от него польза городу, а также как изменится внешний облик города, если в нём будут часы: «У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней». Дикой же малообразован, даже слово «электричество» он не может произнести верно («елестричество»).

Таким образом, ремарки и речь героев — эффективные средства, которые использовал автор для для создания ярких образов в пьесе.

Вспомните теорию.

Она ЗДЕСЬ: «Средства характеристики героев в драматургическом произведении».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Кто является жертвами «темного царства» по пьесе «Гроза» Островского

Во многих произведениях Островского описывается мир, который критики назвали «темным царством». В нем царят алчность, деспотизм, самодурство и ханжество. В пьесе «Гроза» жертвами «темного царства» становятся умные и честные люди, которых губит дикий патриархальный быт провинциального городка. Там правят богатые самодуры, которые изводят всех, находящихся в материальной зависимости от них как собственных домашних, так и простых жителей.

Для чего кулигин просит деньги у дикого. Смотреть фото Для чего кулигин просит деньги у дикого. Смотреть картинку Для чего кулигин просит деньги у дикого. Картинка про Для чего кулигин просит деньги у дикого. Фото Для чего кулигин просит деньги у дикого

Хозяева жизни

Небольшой городок Калинов расположен на берегу Волги. Его обитатели живут крайне замкнуто. Они невежественны и совершенно не представляют, что творится на белом свете. Хотя внешне жизнь городка кажется спокойной, там царят дикие и мрачные нравы. Власть принадлежит богатым купцам, которые наживаются на обмане друг друга и простых жителей. Центральными персонажами в этом мире деспотизма и произвола являются Кабаниха и Дикой. Автор дает им следующие характеристики:

Для чего кулигин просит деньги у дикого. Смотреть фото Для чего кулигин просит деньги у дикого. Смотреть картинку Для чего кулигин просит деньги у дикого. Картинка про Для чего кулигин просит деньги у дикого. Фото Для чего кулигин просит деньги у дикого

Для чего кулигин просит деньги у дикого. Смотреть фото Для чего кулигин просит деньги у дикого. Смотреть картинку Для чего кулигин просит деньги у дикого. Картинка про Для чего кулигин просит деньги у дикого. Фото Для чего кулигин просит деньги у дикого

Ее муж Тихон – другая жертва жестокого мира. Он всю жизнь находился под гнетом деспотичной матери и вырос безвольным, забитым и бесхарактерным. Тихон по-своему любит Катерину, но он не способен защитить ее от оскорблений свекрови.

Свое недовольство жизнью мужчина топит в алкоголе. Когда появляется возможность, Тихон торопится вырваться из-под опеки матери, загулять так, чтобы весь год помнить. Он не только слаб, но и эгоистичен: когда Катерина просит взять ее с собой, он ей отказывает со словами: «Вы меня уже заездили совсем». Тихон не понимает сложной духовной жизни жены и лишает ее поддержки в сложный период, чем косвенно способствует ее гибели. Но, несмотря на упреки матери, он полон сочувствия к изменившей ему Катерине.

К жертвам относится и дочь Кабанихи Варвара. Эта хитрая и изворотливая девушка – полная противоположность Катерине. Она не сломалась от деспотизма, как ее безвольный брат, а хорошо изучила свою мать и вовсю ее обманывает. Девушка говорит Катерине, что вся семья Кабановых держится на лжи.

Так почему же Варвара – жертва «темного царства»? Потому что ее, как и Тихона, уродует самодурная сила. Под ее влиянием эта проницательная и решительная девушка постоянно лжет и хитрит. При этом она не испытывает угрызений совести, ее философия проста: делай что хочешь, лишь бы никто не узнал. Но Варвара изворачивается до тех пор, пока мать не начала запирать ее на замок. После этого она уходит из дома со своим возлюбленным.

Борис и Кулигин

Для чего кулигин просит деньги у дикого. Смотреть фото Для чего кулигин просит деньги у дикого. Смотреть картинку Для чего кулигин просит деньги у дикого. Картинка про Для чего кулигин просит деньги у дикого. Фото Для чего кулигин просит деньги у дикого

Борис – главная жертва Дикого. Это добрый и культурный человек, который в пьесе особенно слаб и жалок. Он искренне любит Катерину и готов пострадать за нее. Но Борис не в силах помочь своей любимой, так как полностью зависит от своего дяди-тирана. У молодого человека недостает решимости противостоять Дикому, и он оставляет возлюбленную в беде.

Борис боится убежать с Катериной, подобно Кудряшу с Варварой. Он опасается даже поговорить с нею, и его прощание вызывает лишь жалость и презрение. Так «темное царство» сделало двух близких Катерине людей безвольными и забитыми.

Среди персонажей драмы, противопоставляемых Дикому и Кабанихе, наиболее ярко и здраво звучит голос механика Кулигина. Это талантливый человек из народа, механик-самоучка. Он осуждает алчность и жестокость купечества, его невежество и равнодушие к другим людям. Он стремится улучшить жизнь города, просветить его жителей, но чаще всего наталкивается на невнимание и враждебность.

Для чего кулигин просит деньги у дикого. Смотреть фото Для чего кулигин просит деньги у дикого. Смотреть картинку Для чего кулигин просит деньги у дикого. Картинка про Для чего кулигин просит деньги у дикого. Фото Для чего кулигин просит деньги у дикого

Особенно выразительна сцена, где Кулигин просит деньги у Дикого на установку солнечных часов. Невежественный купец-самодур даже не понимает, о чем идет речь, настолько ему чуждо само понятие общественного блага. На обращенные к нему почтительные слова механика, украшенные цитатами старинных поэтов, Дикой реагирует своеобразно: «Ты мне грубить не смей!».

Подобно Борису, Кулигин слаб и бессилен, он боится деспотов и самодуров. Механик советует Борису молчать и терпеть, то же самое он говорит и Кудряшу. Лишь после гибели Катерины Кулигин поднимается до открытого протеста. Он оправдывает самоубийство молодой женщины и обвиняет в нем ее мучителей.

Представители города Калинова

В следующей таблице приведены цитаты, характеризующие хозяев городка и их жертв:

Хозяева городкаИх жертвы
Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».Кулигин: «Лучше уж стерпеть».
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет!»Варвара: «И не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай что хочешь, только бы все шито-крыто было».
Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»
Борис: «Не по своей воле еду, дядя посылает»
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

Она кратко описывает конфликт основных персонажей пьесы Островского для сочинений на тему «Тёмное царство». Здесь видно, что Дикой, несмотря на свою грубость и самодурство, действует открыто. Страшнее его Кабаниха, которая, на словах руководствуясь заботой о других, подавляет волю своих домашних и разрушает семью.

Источник

Тесты по драме А.Н. Островского «Гроза». (10 класс)

Тесты по драме А.Н.Островского «Гроза»

1. «Гроза» Островского – это

1) комедия 4) трагикомедия

3) трагедия 6) водевиль

1) А.Н.Островский 3) А.Н.Толстой

2) Н.А.Островский 4) Л.Н.Толстой

3. «Гроза» – это драматическое произведение в

1) одном действии 4) четырёх действиях

2) двух действиях 5) пяти действиях

3) трёх действиях 6) шести действиях

4. Действие происходит в городе

1) Торжке 4) Кинешме

2) Твери 5) Калинове

3) Калязине 6) Костроме

1) Бориса 4) Кулигина

2) Катерины 5) барыни

3) Варвары 6) Дикого

6. Барыня (8), Борис (5), Варвара (6), Глаша (1), Дикой (2), Кабанова (3), Катерина (11), Кудряш (10), Кулигин (4), Тихон (9), Феклуша(12), Шапкин(7)

Богатая вдова (ж), девка в доме (л), её сын (з), жена его (в), контор-

щик (ё), купец (г), мещанин (б), племянник его (и), сестра Тихона (а), старуха

70-ти лет (к), странница (е), часовщик-самоучка (д).

Определите, кем является каждое действующее лицо.

1) 1а, 2б, 3в, 4г, 5д, 6е, 7ё, 8ж, 9з, 10и, 11к, 12л

2) 7г, 9и, 8ж, 5з, 1в, 11а, 2д, 4ё, 10б, 3е, 12л, 6к

3) 8ж, 1а, 12л, 7г, 10и, 4ё, 6в, 11е, 9з, 3к, 5д, 2б

4) 2г, 5и, 3ж, 9з, 11в, 6а, 4д, 10ё, 7б, 12е, 1л, 8к

7. Действие происходит на берегу

1) 33 года 4) 49 лет

3) 44 года 6) 57 лет

9. Бабушку Бориса Григорьевича звали

1) Пульхерия Александровна 4) Татьяна Юрьевна

2) Анна Сергеевна 5) Любовь Андреевна

3) Анфиса Михайловна 6) Марфа Игнатьевна

1) два сына 4) один сын

2) сын и дочь 5) дочери-подростки

3) сын и замужняя дочь 6) три сына

11. «Больно лих я на девок-то!» – заявляет

2) Кудряш 5) Кулигин

12. «Честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хле-

2) Катерина 5) Кудряш

13. «У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать», – говорит

1) Феклуша 4) Кулигин

14. «Всю жизнь смолоду-то грешила… Вот умирать-то и боится. Чего са-

ма-то боится, тем и других пугает», – говорит

1) Варвара о Кабанихе 4) Кулигин о Варваре

2) Шапкин о Феклуше 5) Варвара о барыне

3) Кудряш о Кабановой 6) Тихон о Кабановой

Кому принадлежат эти слова? Чего и кого боится он(а)?

1) Катерине. Грозы и бога

2) Варваре. Гнева матери

3) Дикому. Громоотвода и бога

4) Кулигину. Перпетуум-мобиле и Дикого

5) Феклуше. Людской молвы и бога

16. «Вас, простых людей, каждого один враг (нечистый дух) смущает, а к нам, к … людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено», – утвержда–

1) святым, барыня 4) юродивым, Глаша

2) богатым, Кабанова 5) церковным, Катерина

3) странным, Феклуша 6) властным, Дикой

17. Назовите фамилию Бориса Григорьевича.

1) Кабанов 4) Шапкин

2) Дикой 5) Державин

3) Кулигин 6) Ломоносов

18. Где учился Борис Григорьевич?

1) в гимназии 4) в Коммерческой академии

2) в университете 5) в лицее

3) в реальном училище 6) в церковной школе

19. Сколько детей было у родителей Бориса Григорьевича?

20. Назовите фамилию, имя и отчество отца Бориса.

1) Ломоносов Григорий Васильевич

2) Державин Григорий Романович

3) Дикой Григорий Прокофьевич

4) Кабанов Григорий Петрович

5) Шапкин Григорий Дементьевич

21. Откуда приехал Борис в город Калинов?

1) из Твери 4) из Москвы

2) из Нижнего Новгорода 5) из Кяхты

3) из Петербурга 6) из Саратова

22. Родители Бориса

1) сгорели в своём доме 4) пропали за границей

2) утонули в реке 5) умерли от тифа

3) умерли в холеру 6) отравились грибами

23. Борис влюбился в

1) Варвару 4) Катерину

3) Феклушу 6) Анфису

24. «Один грех за мной есть», – заявляет Феклуша. Какой? Она

1) сладко поесть любит

2) любит прибрать к рукам, что плохо лежит

3) любит без причины грустить

4) любит посплетничать

5) ненавидит свою родню

25. «А то есть ещё земля,– рассказывает Феклуша,– где все люди с … голо-

1) верблюжьими 4) козлиными

2) песьими 5) ослиными

3) змеиными 6) лошадиными

26. Обидели Катерину чем-то дома, уже было темно; она выбежала на Вол-

гу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять! Ей было тогда лет

1) пятнадцать 4) девять

2) тринадцать 5) шесть

3) одиннадцать 6) пять

27. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу»,– заявляет

1) Варвара 4) Кулигин

3) Катерина 6) Тихон

28. «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,–

1) Кудряш 4) Варвара

29. «Точит она его теперь, как ржа железо»,- говорит Варвара. Кто кого точит?

1) жена своего мужа Дикого

2) старуха семидесяти лет своего старика

3) барыня своего супруга

4) Кабаниха своего сына

5) сестра своего брата Бориса

30. «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не

2) Кулигин 5) Кабанова

31. «Кабы любила,– придирается Кабаниха к снохе,– так бы выучилась…».

1) вкусно варить 4) выть

2) угождать свекрови 5) терпеть

3) молиться 6) вести хозяйство

ворит Катерина. Вместо многоточия напишите нужное слово.

2) конверт с письмом 5) ключ

33. «Да чего, матушка Марфа Игнатьевна,– рассказывает Феклуша,– огнен-

ного змия стали запрягать: всё, видишь, для-ради скорости».

Огненный змий – это

1) комета 4) аэроплан

2) поезд 5) автомобиль

3) пароход 6) дракон

34. «На высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом чёрен,–

рассказывает Феклуша об увиденном в Москве.– И делает он руками, как

будто сыплет что, а ничего не сыплется».

Кто и что, по мнению Феклуши, сыплет с крыши?

1) Дворник сбрасывает с крыши снег.

2) Мальчишка сыплет крупу голубям.

3) Трубочист сыплет сажу.

4) Дьявол сыплет плевелы.

5) Маляр красит крышу.

35. «Изругал, так изругал, что чуть не прибил. После прощенья просил, в

ноги кланялся. Тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся».

1) Дикой Борису 4) Шапкин сыну

2) Кудряш Кулигину 5) Дикой мужику

3) Дикой Кулигину 6) Гусар Дикому

36. «Бедным гулять некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки»,– утверждает

1) Катерина 4) Кулигин

1) на гитаре 4) на мандолине

2) на балалайке 5) на скрипке

3) на гармошке 6) на свирели

38. Как донской-то казак, казак вёл коня поить,

Добрый молодец, уж он у ворот стоит.

У ворот стоит, сам он думу думает,

Думу думает, как будет жену губить.

Как жена-то, жена мужу возмолилася,

Во скоры-то ноги ему поклонилася:

Уж ты, батюшка, ты ли мил сердечный друг!

Ты не бей, не губи ты меня…

Кто из действующих лиц драмы поёт эту песню и о чём просит же-

1) Катерина. Не убивать её 4) Варвара. Простить её

2) Тихон. Побить её 5) Глаша. Запереть на замок

39. «Девушка какая-то остановила меня на улице и сказала, чтобы я имен-

но сюда пришёл, сзади сада Кабановых, где тропинка»,– рассказывает Борис.

1) Варвара 4) Анфиса

3) Катерина 6) Марфа

40. Назовите отчество Катерины.

1) Ивановна 4) Петровна

2) Васильевна 5) Егоровна

3) Семёновна 6) Николаевна

41. «У нас насчёт этого слободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с ма-

терью и дела нет»,– рассказывает

1) Кудряш 4) Варвара

42. «Положим, хоть у неё муж и дурак, да свекровь-то больно люта»,– го-

3) Кудряш 6) Феклуша

43. Варвара (зевая). Как бы это узнать, который час?

Варвара. Почём ты знаешь?

Как Кудряш определил время? Что он ответил?

1) На колокольне уже ударили двенадцать

2) А вот посмотри на мои серебряные

3) Видишь, рыбаки вышли на берег, а они всегда в первом часу за-

4) Сторож в доску бил

5) Дозорный крутил трещотку

6) Бакенщик прошёл с фонарём, а он всегда в первом часу выходит

44. 2-й. И едут туда всякого звания люди.

1-й. Так, так, понял теперь.

Куда едут эти люди?

1) в Иерусалим 4) в Москву

2) в рай 5) в страну, где все люди с песьими головами

3) в Рим 6) в геенну огненную

45. 1-й. А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.

1) манна небесная 4) Литва

2) кара Божья 5) чёрная саранча

3) кровавая туча 6) благодать Божья

46. Как величал Кулигин Дикого?

1) ваше степенство 4) ваше величество

2) ваше сиятельство 5) ваше благородие

3) ваше превосходительство 6) ваше святейство

47. «Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»,– заявляет

1) Кабаниха Тихону 4) Дикой Кудряшу

2) Кабанова Катерине 5) Дикой Борису

3) Марфа Игнатьевна Глаше 6) Дикой Кулигину

48. Кулигин просит у Дикого рублей десять «для общей пользы» и согла–

сен «свои труды даром положить», чтобы на бульваре

1) поставить памятник Ломоносову 4) соорудить громоотвод

3) установить часы 6) поставить урны

49. «Да гроза-то что такое по-твоему?» – спрашивает Дикой Кулигина и сам же отвечает:

1) Гроза – это электричество

2) Гроза нам в наказание посылается

3) Гроза – это божья кара

4) Гроза – это напоминание о божьем величии

5) Гроза – это гнев божий

50. Кого Дикой называет «фальшивым мужичонкой»?

2) Кудряша 5) Шапкина

3) Кулигина 6) Савела Прокофьевича

51. На сколько дней уехал Тихон в Москву?

1) на пять дней 4) на двенадцать дней

2) на неделю 5) на две недели

3) на десять дней 6) на двадцать дней

52. Как долго встречались Борис и Катерина в отсутствие её мужа?

1) пять дней 4) десять дней

2) неделю 5) две недели

3) девять дней 6) семнадцать дней

53. «Кайся лучше, коли в чём грешна. Ведь от меня не скроешься; нет, ша-

лишь! Всё знаю!» – говорит Катерине

2) свекровь 5) деверь

54. «Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весе-

1) барышень 4) золото

2) красавиц 5) деньги

55. За супружескую измену Катерины Кабаниха предлагает её

1) сжечь на костре 4) живую в землю закопать

2) побить до смерти 5) уморить голодом

56. Тихон за измену свою жену

1) побил немножко 4) таскал за волосы

2) утопил в Волге 5) чуть не убил

3) отхлестал чересседельником 6) бросил в подвал

57. После измены мужу Катерина

1) продолжала тайно встречаться с любовником

2) начала гулять с Кудряшом

3) призналась прилюдно в неверности

4) уехала с Борисом Григорьевичем в Кяхту

5) покаялась в церкви

58. Как предлагает Кулигин Тихону поступать с грешной Катериной?

1) Вы бы выгнали её из дому и забыли навсегда

2) Вы бы простили ей да и не поминали никогда

3) Вы бы без ругани отвезли её обратно в родительский дом

4) Вы бы помогли ей уехать с Борисом Григорьевичем в Кяхту

5) Вы бы сходили с женой в церковь и посоветовались со священ-

59. После измены снохи Кабанова «стала на замок запирать»

1) Катерину 4) Варвару

3) Тихона 6) всех служанок

60. Кто помогал Катерине тайно встречаться с Борисом?

1) Кулигин 4) Варвара

61. Как поступила Варвара, когда «маменька точила, точила» её за тайную помощь Катерине?

1) обругала мать 4) обвинила во всём мать

2) попросила у матери прощения 5) убежала из дому с Ваней

3) извинилась перед ней и братом 6) подожгла мамин сундук

62. Как звали покойного мужа Кабанихи?

1) Петром 4) Кириллом

2) Сергеем 5) Василием

3) Иваном 6) Семёном

63. Катерина, не выдержав душевных мук, призналась в супружеской измене и

3) подожгла дом и сгорела сама 6) сошла с ума

64. «Вы её погубили! Вы! Вы!» – отчаянно кричит Тихон, бросаясь к мёрт-

1) Борис Григорьевич 4) равнодушные калиновцы

2) Варвара 5) Марфа Игнатьевна

3) толпа на берегу Волги 6) Кудряш с Варварой

65. У мёртвой Катерины на виске обнаружили «маленькую ранку и капель-

ку крови», потому что

1) Борис ударил её камнем, и она упала в воду

2) она на якорь попала и ушиблась

3) Тихон за полчаса до смерти жены избил её

4) за час до смерти, запертая, она билась головой об стену и койку

5) Кулигин неосторожно вытащил утопленницу из воды

1. 2) 14. 5) 27. 3) 40. 4) 53. 1)

2. 1) 15. 1) 28. 4) 41. 1) 54. 6)

3. 5) 16. 3) 29. 4) 42. 3) 55. 4)

4. 5) 17. 2) 30. 5) 43. 4) 56. 1)

5. 1) 18. 4) 31. 4) 44. 6) 57. 3)

6. 4) 19. 2) 32. 5) 45. 4) 58. 2)

7. 4) 20. 3) 33. 2) 46. 1) 59. 1),4)

8. 5) 21. 4) 34. 4) 47. 6) 60. 4)

9. 3) 22. 3) 35. 5) 48. 3) 61. 5)

10. 5) 23. 4) 36. 4) 49. 2) 62. 3)

11. 2) 24. 1) 37. 1) 50. 3) 63. 4)

12. 3) 25. 2) 38. 2) 51. 5) 64. 5)

13. 4) 26. 5) 39. 1) 52. 4) 65. 2)

1. Создание и постановка

? Заслуги Н. А. Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром раскрыты И. А. Гончаровым, который в связи с 35-летним юбилеем творческого пути драматурга писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

? Драму «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта».

2. Сюжет и композиция

? Сюжет для драмы взят автором из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило именно в их городе. Местные жители показывали гостям города беседку на берегу Волги, где Катерина признается в совершенном грехе.

? Действия, описанные автором, могли произойти во многих городах России того времени. Здесь господствовали домострой и самодурство, унижение и грубость.

? В основу сюжета Островский положил рассказ об истории одной семьи.

3. Город Калинов и его обитатели

• человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению;

• запретить любое проявление живого человеческого чувства;

• заставить лгать; • заставить приспосабливаться.

Всех жителей города Калинова можно разделить на 2 группы

олицетворяют гнетущую власть

враги всего живого и нового

угнетенные и бесправные

ощущают на себе власть и грубую силу «темного царства»

Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин

4. Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина

Марфа Игнатьевна Кабанова

Отличительные черты характера

в характере и поступках героини

Язык ее богаче и сложнее, чем у Дикого, Кабаниха позволяет себе и грубые выражения, но они не характерны для её речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи. На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своем доме. В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами, образными оборотами народной речи.

Место в доме Кабановых

Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.

Чем Катерина отличается от других персонажей

Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.

Мир, в котором живет героиня

Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины.

В чем трагедия Катерины

Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом».

Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, непонятная.

Любовь в жизни Катерины

Добролюбов о Катерине

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным».

Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Луч света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в тоже время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки.

Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.

для своей пьесы автор выбирает

Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы.

Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы.

? проблема человеческого достоинства;

? проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;

? проблема честности, справедливости и способности сделать выбор.

Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.

Свою пьесу А.Н.Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе.

В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую «темное царство». Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам раскрывается их невежественность, необразованность, приверженность к старым порядкам. Можно сказать, что все калиновцы находятся в кандалах старинного «домостроя».

Дикой гораздо примитивнее Кабановой. Это образ настоящего самодура. Своими криками и руганью этот герой унижает других людей, тем самым как бы поднимаясь над ними. Мне кажется, что это способ самовыражения для Дикого: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»; «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня!».

Дикому, Кабанихе, да и всему городу противопоставляются образы Кулигина и Катерины. В своих монологах Кулигин пытается образумить жителей Калинова, открыть им глаза на происходящее вокруг. Например, все горожане находятся в диком, природном ужасе от грозы и воспринимают ее как кару небесную. Один лишь Кулигин не боится, а видит в грозе естественное явление природы, прекрасное и величественное. Он предлагает построить громоотвод, но не находит одобрения и понимания окружающих. Несмотря на все это, «темное царство» не сумело поглотить этого чудака-самоучку. Среди дикости и самодурства он сохранил в себе человека.

Но не все герои пьесы могут противостоять жестоким нравам «темного царства». Тихон Кабанов забит, затравлен этим обществом. Поэтому образ его трагичен. Герой не смог сопротивляться, с детства он во всем соглашался с матерью, никогда не перечил ей. И только в конце пьесы перед телом мертвой Катерины Тихон решается противостоять матери и даже обвиняет ее в смерти своей жены.

Сестра Тихона, Варвара, находит свой способ выживания в Калинове. Сильный, смелый и хитрый характер позволяет девушке приспособиться к жизни в «темном царстве». Для своего спокойствия и ради избежания неприятностей она живет по принципу «шито да крыто», обманывает и ловчит. Но, совершая все это, Варвара лишь пытается жить, как ей хочется.

Племянник Дикого, Борис, тоже жертва «темного царства». Он смирился с духовным рабством и сломался под гнетом давления староукладцев. Борис соблазнил Катерину, но у него не хватило сил спасти ее, увезти из ненавистного города. «Темное царство» оказалось сильнее и этого героя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *