«Камни и кувшины»: почему мусульмане не пользуются туалетной бумагой?
Для того, чтобы понять, почему многие думают, что мусульмане не пользуются туалетной бумагой, нужно знать исламские религиозные тексты. Многие учёные-мусульмане считают, что использование туалетной бумаги нежелательно, если есть возможность использовать воду. Но туалетная бумага не считается запрещённой.
Особенности туалетного этикета
Верующие прежде чем войти в туалет, читают определённую молитву. Туда можно заходить только левой ногой, а выходить – правой. Нельзя поворачивать я задом или передом в сторону Кааба. Запрещается облегчаться в речную воду. После облегчения омываться можно только левой рукой.
Понятия истинджа и истиджмар
В переводе с арабского эти слова обозначают подмывание и подтирание аналогично.
В Исламе есть свои правила, чем можно подмываться и подтираться:
Подмывание можно совершать только при помощи чистой воды. Другие жидкости запрещены.
Подтираться можно при помощи камней и других предметов, которыми можно их заменить, кроме костей. Очищающий движения необходимо не менее трех раз левой рукой.
Предметами, которые могут заменить камни считаются листья, кора дерева, бумага и многие другие предметы.
Кувшины для подмывания бывают двух видов: керамические с длинным носиком и металлические или глиняные с коротким носиком.
Во многих мусульманских странах не только в домах, но и в общественных туалетах установлены гофрированные шланги необходимые для подмывания. В более бедных странах используют кувшины. Если нет шлангов или специальных кувшинов, то можно использовать ковшик и ведро с водой.
Почему получилось так, что туалетная бумага не разрешена для использования? Потому что в то время, когда появились религиозные тексты, туалетная бумага не была изобретена.
Современные мусульмане могут пользоваться туалетной бумагой и не считают это грехом. Но все же их выбор ложится на водную процедуру. Ведь после бумаги они остаются «грязными», а в таком положении мусульманин не имеет морального права совершать религиозные деяния.
Очищение и омывание являются обязательными. По словам пророка, попадание нечистот на одежду – одна из причин могильных мучений. Он говорил, что чистота – это половина веры. Чистый человек уже близок к богу.
Интересные особенности туалетного этикета у правоверных, почему в мусульманских странах не пользуются туалетной бумагой
Жители мусульманских стран не понимают привычку пользоваться туалетной бумагой, которая свойственна европейцам и жителям Запада. Мусульмане говорят, что вода может помочь завершить естественный процесс гораздо лучше, чем самая качественная туалетная бумага. Есть и другие причины, согласно которым подобные манипуляции с туалетной бумагой не являются нормой у мусульман — это шариат, где прописаны все «туалетные» тонкости.
Законодателями западной туалетной моды являются Америка и Англия. В этих странах проживают сторонники туалетной бумаги, которые всегда яростно защищали свою привычку. Жители этих стран также распространили свою привычку по всему земному шару. Только мусульманские страны не стали придерживаться этого стереотипа. Иногда мусульмане обходятся и без туалетной бумагой, но при возможности всегда выбирают воду.
Правила поведения мусульманина в туалете, шариат
Европейцам это может казаться смешным, но у мусульман есть свой туалетный этикет, который описали в Коране. Пророк Мухаммед говорил о правилах поведения в туалете.
В священном писании мусульман сказано, что во время справления нужды запрещается поворачиваться в направлении Мекки задом или передом. Каждый мусульманин прекрасно знает, в какой стороне находится Священное Место. Запрещается прикасаться правой рукой к своим половым органам во время «маленькой» нужды.
Нельзя ходить по «маленькому» и испражняться на дороге, в общественных садах и возле источников воды. Нельзя справлять нужду возле мусульманского кладбища, а также в банях, и местах, где люди купаются. Нельзя подтираться менее, чем тремя камнями, и подмываться менее трех раз.
Если верить тому, что написано в священном писании, то как девушкам, так и мужчинам рекомендуется мочиться сидя. В туалет заходят только с левой ноги, а выходят — с правой. Перед входом и выходом из уборной следует прочитать молитву. В уборной вы должны все делать молча.
Разрешается подтираться специальными камнями или другими разрешенными шариатом предметами. Мусульмане обязаны подмываться после испражнения. Для этих целей мусульмане всегда носят в туалет бутылку воды. Отметим, что в современных мусульманских туалетах вместо кувшина установлен гофрированный шланг с переключателем, однако в странах, где уровень развития значительно ниже, до сих пор установлены кувшины и ведра с ковшиком для подмывания.
Особенности и традиции жителей мусульманских стран
Мусульмане — хранители древних традиций, которые понять могут далеко не все люди. Интересно, что мусульмане никогда не навязывают свою веру другим, они уважают вероисповедание всех национальностей. Само собой, европейцы никак не могут привыкнуть к традициям мусульман, хоть и стараются это сделать из уважения.
Мусульмане упоминают имя Аллаха как до, так и после приема пищи и питья. Трапезу необходимо начинать с правой руки. Мусульмане благословляют друг друга после того, как услышали чиханье человека. При рождении ребенка в правое ухо ему читают «азан».
Мусульмане стригут усы, также они сбривают волосы под мышками и в паху, подстригают ногти и делают обрезание. Мусульмане — большие поклонники личной гигиены, они всегда чистят зубы несколько раз в день. Более того, они чистят даже нос. После похода в уборную каждый мусульманин должен подмыться, поэтому в мусульманских странах всегда есть ведро или кувшин для этих целей. Если представительница слабого пола находится в послеродовом периоде, либо у нее начался период критических дней, то в это время следует воздерживаться от интимной связи.
Мусульманину шариатом предписаны определенные этикетные правила, которых он должен придерживаться, посещая туалет и во время испражнения и мочеиспускания. Свод этих правил составляет так называемый исламский туалетный этикет.
Правила туалетного этикета
Вкратце правила туалетного этикета мусульман можно обозначить тезисно таким образом:
Что нельзя делать в туалете
Существует в исламском туалетном этикете ряд запретов:
Общие правила того, что делать нельзя при справлении нужды
Что же касается справления не в помещении туалета, а где-то на улице в открытом пространстве без специально оборудованного помещения, то на этот счет этика также устанавливает целый ряд запретов и правил:
Мусульманин должен также знать харам в исламском туалетном этикете – то, что запрещено человеку, который собирается сходить в туалет;
О том, что нельзя мочиться в бассейны, озера, колодцы и другую стоячую воду, говорится в хадисе Джабира, упоминая запрет на это от Пророка ﷺ. Точно также нельзя ходить и по-большому и по-маленькому в общественном месте, на дорогах, в тени, а также под теми деревьями, которые приносят плоды, и эти плоды потом люди употребляют в пищу. На этот счет есть свидетельство Му‘аза (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) о том, что Пророкﷺ завещал бояться трех вещей: «справлять большую нужду в источники, на используемых людьми дорогах и в тени». Об этом же свидетельствует и хадис Абу Хурейры (رَضِيَ اللهُ عَنهُ);
точно такой же запрет касается и тех мест, где человек может согреться в холод и мороз в зимнее время года – в таких местах оправляться категорически не разрешается круглый год. Другими словами, все те действия, связанные с отправлением естественных надобностей, которые способны вызвать недовольство людей, причинить им неприятности и неудобства, а также нанести хоть малейший ущерб флоре и фауне, не поощряются и крайне осуждаются;
в согласованном хадисе Бухари говорится также о запрете держать во время мочеиспускания половой член правой рукой, также как запрет на совершение правой рукой истинджа;
по передаваемому хадису от Джабира(رَضِيَ اللهُ عَنه), в туалет нельзя заходить с Кораном и тем более нельзя его там читать. Однако, в определенных случаях оставить Коран снаружи без присмотра, когда входишь в отхожее место, может быть более опасным и нежелательным – снаружи могут быть люди, которые способны надругаться над Кораном. В данных случаях взять Коран с собой в отхожее место будет меньшим оскорблением, нежели оставить его снаружи;
нельзя справлять малую и большую нужду возле могил мусульман. Нежелательно во время того, как оправляешься разговаривать, если нет такой необходимости. Важно следить, чтобы не находиться передом навстречу ветру, чтобы моча не попала на самого человека, который оправляется;
в качестве свидетельства в хадисе от Муслима есть комментарий относительно того, что, когда мужчина проходил мимо Пророка Мухаммада ﷺ и поприветствовал его, Пророк не ответил, так как в этот момент справлял малую нужду;
особое внимание в исламском туалетном этикете уделяется тому, что не следует мусульманину мочиться в норы, дыры или какие-либо трещины в земле. Об этом говорится в хадисе Катады от Абдуллы ибн Сарджиса: «Что в том, чтобы мочиться в норы?» — «Сказано: «Поистине это места обитания джиннов». Объясняется это так: в норе может обитать животное, которому причинит страдания тот, кто оправляется. Если же эта трещина или дыра является жильем джиннов, то они могут причинить страдание оправляющемуся;
следует обратить внимание и на вот такой момент: в туалет не следует входить с вещью, на которой каким-либо образом упомянуто имя Всевышнего: это могут быть надписи, бумажные деньги, на которых стоит имя Аллаха. Если же нет возможности оставить эту вещь снаружи и приходится вносить ее в туалет, то желательно прикрыть саму надпись на тот период времени, пока мусульманин находится в туалете. Это касается всех бумаг, на которых может быть упомянуто имя Аллаха – Коран, аяты, хадисы, тексты, имеющие отношение к шариатским наукам – в этом случае ислам строг и непреклонен.
Истиджмар и истинджа
Исламский туалетный этикет тесно связан с такими понятиями, как истиджмар и истинджа. Истиджмар означает подтирание камнями, бумагой, глиной или чем-то из числа дозволенного и очищающего. К числу этикетных исключений в данном случае относится навоз и кости – ими нельзя осуществлять истиджмар.
Истинджа означает подмывание, то есть очищение от испражнений обоих выводящих путей посредством воды. В традиции туалетного этикета мусульман использовать для подмывания специальный сосуд, называющимся кумган (на фотографии слева), такие сосуды или кувшины можно встретить в большинстве туалетах при мечетях, а также во многих туалетных комнатах в мусульманских странах: в торговых центрах, общественных учреждениях, некоторые туалеты оборудованы специальными шлангами для подмывания.
Разрешается делать не то и другое, а что-то одно, и на этот счет есть свидетельство: по свидетельству Анаса ибн Малика (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) Пророк ﷺ уединялся с этой целью в отхожее место, ему приносили мальчики «бурдюк с водой и бурдюк из козлиной кожи, и он совершал истинджа водой».
У мусульманских ученых существует единое мнение, что лучше всего объединить процедуры истиджмар и истинджа.
Для истиджмара можно применять не только камни или глину, но и все то, что для этих целей подойдет, но только при условии, что это будут дозволенные материалы, чистые и очищающие. К таким материалам могут относиться дерево или бумага, салфетки или листья. Сам Посланник ﷺ совершал истиджмар как с помощью камней, так и с помощью материалов, подходящих для этого. И, как подтверждал и свидетельствовал Сальман (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) менее, чем тремя подтираниями, нельзя совершать истиджмар. Этикетный запрет также гласит, что нельзя совершать подтирания правой рукой.
Правила подмывания
Относительно истинджа также существует ряд подробных этикетных указаний:
Пока вы оправляетесь, вам обязательно следует делать следующее:
Об этом говорится в хадисе Джабира (رَضِيَ اللهُ عَنهُ): Пророк ﷺ не начинал оправление, пока не был уверен, что никто его не видит. Али (رَضِيَ اللهُ عَنه ُ ) также в хадисе говорил, что преградой между «… джиннами и ауратами сынов Адама когда они входят в отхожее место — произнесение «Бисмиллях»». О том, что Пророк ﷺ при выходе из отхожего места всегда произносил «Гуфранакя», свидетельствовала Аиша (رَضِيَ اللهُ عَنها).
Поскольку Пророк ﷺ преимущественно оправлялся именно в положении сидя, и лишь иногда делал это стоя – об этом упоминается в некоторых хадисах. Поэтому в туалетном исламском этикете разрешены обе позиции, но предпочтение отдается именно позиции сидя.
«Камни и кувшины»: почему мусульмане не пользуются туалетной бумагой?
Для того, чтобы понять, почему многие думают, что мусульмане не пользуются туалетной бумагой, нужно знать исламские религиозные тексты. Многие учёные-мусульмане считают, что использование туалетной бумаги нежелательно, если есть возможность использовать воду. Но туалетная бумага не считается запрещённой.
Особенности туалетного этикета
Верующие прежде чем войти в туалет, читают определённую молитву. Туда можно заходить только левой ногой, а выходить – правой. Нельзя поворачивать я задом или передом в сторону Кааба. Запрещается облегчаться в речную воду. После облегчения омываться можно только левой рукой.
Понятия истинджа и истиджмар
В переводе с арабского эти слова обозначают подмывание и подтирание аналогично.
В Исламе есть свои правила, чем можно подмываться и подтираться:
Подмывание можно совершать только при помощи чистой воды. Другие жидкости запрещены.
Подтираться можно при помощи камней и других предметов, которыми можно их заменить, кроме костей. Очищающий движения необходимо не менее трех раз левой рукой.
Предметами, которые могут заменить камни считаются листья, кора дерева, бумага и многие другие предметы.
Кувшины для подмывания бывают двух видов: керамические с длинным носиком и металлические или глиняные с коротким носиком.
Во многих мусульманских странах не только в домах, но и в общественных туалетах установлены гофрированные шланги необходимые для подмывания. В более бедных странах используют кувшины. Если нет шлангов или специальных кувшинов, то можно использовать ковшик и ведро с водой.
Почему получилось так, что туалетная бумага не разрешена для использования? Потому что в то время, когда появились религиозные тексты, туалетная бумага не была изобретена.
Современные мусульмане могут пользоваться туалетной бумагой и не считают это грехом. Но все же их выбор ложится на водную процедуру. Ведь после бумаги они остаются «грязными», а в таком положении мусульманин не имеет морального права совершать религиозные деяния.
Очищение и омывание являются обязательными. По словам пророка, попадание нечистот на одежду – одна из причин могильных мучений. Он говорил, что чистота – это половина веры. Чистый человек уже близок к богу.
Камни и кувшины: почему мусульмане не пользуются туалетной бумагой
Страны Исламского мира демонстрируют приверженность своим традициям. Многие из них восходят к тексту Корана, который, согласно их представлениям, был надиктован свыше пророку Мухаммеду, основателю этой религии. Основой для образа жизни мусульман служат также хадисы – истории о жизни пророка, переданные его соратниками. Знакомство с содержанием исламских религиозных текстов и законов объяснит, почему мусульмане не пользуются туалетной бумагой.
Исламские представления о туалетном этикете
Согласно хадисам, перед посещением и после выхода из уборной человек должен был произнести молитвы. Входить в помещение для справления нужды мусульманин обязан с левой ноги, а покидать его – с правой. Срамные места он должен оголить только после того, как сел. Если поблизости нет помещения (например, во время путешествия по безлюдной территории) мусульманин должен удалиться от глаз спутников. В подтверждение этого есть хадис, по которому пророк для справления нужды удалялся с глаз спутников.
Ряд действий был запрещен во время посещения отхожего места:
Истинджа и истиджмар
Два слова, вынесенные в подзаголовок, означают «подмывание» и «подтирание». В Исламе регламентировано, что можно использовать для очищения тела от «скверны» после посещения уборной.
Подмывание совершалось с помощью простой воды. В современном исламском труде «Облегченный фикх» оговаривается, что для этого нельзя использовать другие жидкости – бензин, сок, уксус и т.д. В хадисе рассказывается, как Мухаммад шел в уборную, мальчик-слуга сопровождал его с бурдюком, наполненным водой.
Истиджмар делается при помощи камней или предметов, которые могут их заменить. Требования к ним: они должны быть дозволенными, чистыми и очищающими. Следовало делать не менее трех протираний и держать камни в левой руке.
Согласно «Облегченному фикху», заменой камням могут служить листья, бумага, салфетки, дерево и другие предметы, подобные им.
Для подмывания жители стран Исламского мира используют два типа кувшинов. Афтафа имеет длинный носик и ручку. Такие кувшины делают из керамики. Узкогорлые кувшины с более коротким носиком называют «кумган». Их делают из металлов или глины.
Жители мусульманских стран используют в общественных туалетах гофрированные шланги, которые соединены с водопроводом. В более бедных странах Азии продолжают использовать кувшины или ведра с ковшами. В европейских странах некоторые мусульмане специально носят с собой воду в бутылочках.
Во времена, когда создавались исламские религиозные тексты и трактаты, регулирующие жизнь правоверных, страны Передней Азии еще не знали туалетной бумаги (изобретена во II веке нашей эры в Китае). Это привычное нам средство гигиены достигло стран Средиземноморья ближе к концу средних веков. Поэтому нет ничего удивительного в отсутствии упоминаний о нем в текстах того времени, регулирующих жизнь мусульман.
Исламский мир не стоит на месте. И люди, исповедующие эту религию в современных светских государствах (как Россия), принимают образ жизни своей страны. Сюда входит и использование туалетной бумаги. «Облегченный фикх», созданный в наше время коллективом улемов (знатоков ислама) в ОАЭ, не видит ничего предосудительного в использовании туалетной бумаги и салфеток. Современные мусульмане России и других стран не видят ничего плохого в применении этого средства гигиены и ссылаются на слова пророка, что исполнение обрядов религии не должно усложнять им жизнь. Причину того, почему мусульмане не пользуются туалетной бумагой, можно видеть в догматическом отношении некоторых из них к своим религиозным и правовым текстам.