Для чего летчику нужно знать географию
Что должен знать лётчик из географии?
Что должен знать лётчик из географии.
К тому же каждый летчик является и парашютистом, и спортсменом.
Мы уже не говорим, что летчик должен хорошо знать математику (в том числе и высшую) и физику, астрономию и картографию, сопротивление материалов и географию, историю и физиологию человека.
Допустим, мы уже изучили все, о чем нужно знать летчику.
Но в воздух вам еще подниматься рано.
География география что это?
География география что это.
Как вы думаете для чего необходимо знать географию?
Как вы думаете для чего необходимо знать географию?
Зачем нужно знать любому человеку географию?
Зачем нужно знать любому человеку географию.
Определите космический адрес самой земли?
Определите космический адрес самой земли.
Остаётся ли космический адрес земли постоянным во времени?
Зачем географам важно знать космический адрес земли?
Лётчик поднялся на высоту 2 км?
Лётчик поднялся на высоту 2 км.
Каково давление воздуха на этой высоте если у поверхности земли оно равно 750 мм ртутного столба нужно знать что при подъёме на каждый 10 с половиной метров давление уменьшается на 1 мм ртутного столба.
Зачем нужно знать географию?
Зачем нужно знать географию?
(интересное мнение) Помогите, заранее спасибо.
Пожалуйста, объясните (нормально) зачем нужно знать географию?
Пожалуйста, объясните (нормально) зачем нужно знать географию.
Я не могу ответить себе на этот вопрос, и поэтому не могу нормально учить и запоминать её.
Помогите пожалуйста, географ!
Нужно ли знать великих открывателей и путешественников при сдачи огэ в 9 класссе по географии?
Нужно ли знать великих открывателей и путешественников при сдачи огэ в 9 класссе по географии?
Основние ветви географии : А)физическая и экрномическая география Б)Физическая география и почвоведение С)экономическая география и география населения Д)лашадшафтоведение и зоогеорафия Помогите?
Основние ветви географии : А)физическая и экрномическая география Б)Физическая география и почвоведение С)экономическая география и география населения Д)лашадшафтоведение и зоогеорафия Помогите.
Докажите, что родителям нужно знать физическую географию Украины?
Докажите, что родителям нужно знать физическую географию Украины.
Сначала солнечные лучи нагревают поверхность, затем прогретый воздух нагревает тропосферу, а потом и атмосферу.
В 18 веке происходит русское заселение региона, появляются первые крупные промышленные предприятия (горные заводы, винокуренные, солеваренные). В 19 веке активно развивается золотопромышленность. Также возникают новые бумажные, кожевенные, мыловаре..
1. Одно из основных свойств материи — мера её движения, а также способность производить работу.
Что будет если две литосферные плиты столкнутся.
Граничит с Уральский горами.
Живые это черви насекомые неживые семена земля.
Город. Много село не очень много ДАЛЬШЕ САМ.
Профессия пилот (летчик): Как освоить специальность? Какие навыки нужны? Особенности работы
Мы расскажем о том, какие навыки нужны подростку для того, чтобы стать пилотом. А также расскажем, на какие специальности нужно поступать для освоения профессии.
Особенности профессии летчик
Летчиками называют специалистов, которые отучились в соответствующем ВУЗе. Изучили теорию и практику по полету на самолетах разных видов. И других летательных аппаратах. Как гражданских, так и военных.
Помимо традиционных самолетов, пилоты могут управлять вертолетами и истребителями.
Помимо этого, есть специальность под названием летчик-испытатель. В его задачи входит предварительная проверка и дальнейшее тестирование современных воздушных суден, которые были разработаны инженерами.
Какие задачи входят в профессию летчика?
Пилоты никогда не управляют самолетом в одиночестве. На гражданских суднах находится минимум два специалиста этого спектра. Между ними распределяется ответственность за самолет и пассажиров.
Помимо двоих пилотов, на воздушных суднах гражданского назначения находятся и другие специалисты. В частности, командир, бортовой инженер, штурман.
Во время полета летчики имеют право спрашивать советы у диспетчеров, которые работают на территории аэропортов пролетаемой страны. Они подсказывают специалистам, что делать во внештатной ситуации. На территории какого аэропорта садиться и так далее.
Гражданские и военные летчики в обязательном порядке должны обладать стрессоустойчивостью. Хладнокровностью. А также крепким физическим, психологическим здоровьем. Чтобы, в случае нестандартной ситуации, они не упали в обморок. И смогли посадить судно.
Что должен делать пилот?
Помимо этого, тинейджер должен в обязательном порядке поддерживать свое здоровье. Следить за тем, чтобы у него не было болезней. И чтобы его физическое здоровье всегда было на должном уровне.
Какие задачи должен выполнять пилот?
Пилот должен выполнять следующие задачи:
Главного пилота можно смело назвать «продюсером полета». Он отвечает за доставку пассажиров из аэропорта А в аэропорт В. Проверяет работоспособность судна. Поддерживает ее в полете. Отвечает за благополучные взлет и посадку.
Какими качествами должен обладать летчик?
Летчик должен обладать рядом физических качеств:
Также, у пилота не должно быть клаустрофобии. И боязни высоты.
Где учиться на летчика, и на какой специальности?
Выучиться на летчика можно в двух типах учебных заведений. Либо поступив в университет. Либо в ССУЗ.
В колледжах пилотов учат на специальностях, которые именуются «Испытание летательных аппаратов». В университетах список «летных специальностей» шире.
Что нужно для поступления на летчика в ССУЗ и университет?
Чтобы поступить на летчика в ССУЗ, подростку необязательно сдавать ЕГЭ. Он может предоставить исключительно школьный аттестат. Зачислят тех подростков, которые имеют наибольший средний балл.
Чтобы поступить на специальность летчика в университет, подростку в обязательном порядке нужно сдать ЕГЭ. Экзамены по следующим предметам:
Конкретный список экзаменов нужно уточнять в том университете, в который планирует поступить подросток. Вне зависимости от того, куда поступит подросток, он должен отучиться минимум пять лет. Как в университете, так и в ССУЗе.
Если учиться в ВУЗе, то длительность учебы будет составлять не менее шести лет. А если подросток поступит в ССУЗ после окончания девятого класса, то ему предстоит учиться немного дольше. Пять лет и четыре месяца.
Краткосрочных курсов для летчиков нет
Где могут работать летчики?
Летчики могут работать в различных авиакомпаниях. Как в частных, так и в государственных.
Также, пилоты могут работать на частных лиц (олигархов). Пилотировать коммерческие воздушные судна. Небольшого размера.
Сколько получают летчики?
Как летчики продвигаются по карьерной лестнице?
Сначала летчики работают на традиционных маршрутах. В небольших компаниях. Чтобы начать зарабатывать больше, специалист в обязательном порядке должен набраться опыта. Желательно, несколько лет. Когда это произойдет, он сможет перейти работать в более престижные компании.
Заключение
Профессия летчик подойдет подростку в том случае, если он любит летать. Имеет крепкое здоровье. И с раннего детства мечтает о том, чтобы работать в этой сфере.
Если подросток хочет идти в профессию только ради денег, то отговорите его. Чтобы быть летчиком, нужно хотеть этого. И мечтать о покорении неба. Те, кто идут в эту профессию ради денег, не достигают высот.
Как стать пилотом? Что нужно для поступления в летное училище? Гражданская авиация
Почти каждый из мальчишек когда-то мечтал стать космонавтом. Это почетно, интересно и нравится девочкам! С возрастом мы перестали мечтать о космосе, мечты стали более приземленными, а век капитализма пропагандирует не ученье и свет, а заработок на YouTube, в Tik Tok, машину подороже, да забор повыше. Мечтающих о космосе становится все меньше: ведь черная бездна она где-то там, далеко, а вот инстаграм и трендовые шмотки совсем рядом. Прибавим сюда колоссальный труд, который необходимо приложить, чтобы выучиться на летчика, потом на летчика-космонавта, пройти отбор и, возможно, попасть в число тех немногих, кто отрывался от Земли на несколько сотен километров (на данный момент таких счастливчиков чуть более 500).
Спустимся немного ближе к земле. На уровень 2-15 км от нее. Это первая ступень всех, кто решил связать свою жизнь с авиацией. Сразу стоит разделить военного летчика и пилота гражданской авиации. Первый — человек военный, летает только на военных самолетах, вертолетах и учится в соответствующих учебных заведениях. Второй — гражданский, кто хочет летать для личных или коммерческих целей. Разделить просто: тот, кто взлетает на истребителе с авианосца — военный летчик (или просто «летчик»), тот, кто гордо шагает по аэропорту в компании красивых бортпроводниц — пилот гражданской авиации. Сегодня поговорим, именно, о нем.
Как же стать пилотом? Два пути: платный и бесплатный, точнее бюджетный. Вы можете пройти обучение в частной школе, в училище или в университете. Отличия — срок и стоимость. В частных школах получить первое свидетельство PPL (Private Pilot License) можно через 2 месяца за 10-15 тысяч долларов. В училище — 2 года 10 месяцев за 3,5-4 млн. рублей или за счет бюджета, если прошли по конкурсу и получаете среднее профессиональное образование впервые. В университете — 4-5 лет за 4-4,5 млн. рублей или за счет бюджета, если прошли по конкурсу и получаете высшее образование впервые. Я выбрал второй путь, поскольку он быстрее, я не получал среднее профессиональное образование за счет бюджета, а высшее имею. После окончания можно работать пилотом в авиакомпаниях или заниматься частными перевозками пассажиров и грузов.
Для начала необходимо соответствовать требованиям к кандидатам летного училища: отменное здоровье, образование не ниже среднего, успешная сдача физ.подготовки и профотбора. Готовиться к поступлению лучше начинать заранее, так как в настоящее время профессия пилота становится востребованной и количество абитуриентов растет с каждым годом. С 1 апреля можно начинать проходить ВЛЭК. Это врачебно-летная экспертная комиссия (подробнее в моей статье), которая проверяет здоровье будущего пилота. Вообще стоит иметь в виду, что ВЛЭК придется проходить часто, поскольку это самая базовая вещь для профессии пилота. Потому лучше заранее изучить требования и оценить свою годность. Проверять будут и в училище, и в авиакомпании. Если у Вас есть заболевание или ограничение, с которым путь в авиацию закрыт, то лучше сэкономить время и деньги. Когда справка ВЛЭК о годности на руках, можно приступить к прохождению профотбора (иногда профотбор проходят в процессе сдачи мед.комиссии). Профессиональный отбор — это ряд тестов, не требующих особых навыков или знаний, его может сдать любой среднестатистический человек, окончивший среднюю школу. Тестирование длится 3-4 часа. Вам подробно объясняют задачу, дают время на ее выполнение. Не лишним будет потренироваться, чтобы не тратить время на осмысление заданий. Например, на этом сайте можно набить руку в прохождении тестирования. Профотбор можно пройти по месту прохождения ВЛЭК, а также непосредственно в летном училище. Задания приблизительно одинаковые везде. Также можно профотбор пересдать, если результат не столь высок. Ходит легенда, будто есть централизованная база со всеми результатами, но это не так: подаете документы в разные училища, можете сдавать в каждом заново. Максимальный бал — 60, проходной — 43. Тест несложный, кстати, интересный. Следующий этап предоставление документов, если Вы это еще не делали. Стандартный пакет: аттестат за 11 класс, справка-выписка ВЛЭК, военный билет, либо приписное свидетельство, заявление на поступление, анкета о себе и родственниках, результаты или заявление на профотбор. У Вас примут документы и поставят в график сдачи вступительных испытаний по физкультуре. В зависимости от училища они могут быть следующими: бег на 100 м на время, бег на 1 км на время, бег на 3 км на время, подтягивание на перекладине (зачет/не зачет), разгибание рук в упоре лежа (зачет/не зачет), поднимание ног к перекладине из виса (зачет/не зачет), подъем туловища из положения лежа (зачет/не зачет) и др. Если не сдан хотя бы один норматив, то претендент выбывает из конкурса. Нормативы несложные для подготовленного, занимающегося спортом человека. Рекомендую потренироваться пару месяцев. После подачи документов и сдачи всех вступительных испытаний остается ждать приказа зачисленных на обучение курсантов.
Что влияет на вероятность поступления за счет бюджетных средств?
Зачем нужна география в жизни? Зачем нужно изучать географию?
Любая наука или область знаний потенциально полезна не только обществу, государству или бизнесу, но и любому человеку. С течением времени часть научных дисциплин забылась или претерпела существенные преобразования. Но ни одна другая наука не пострадала больше географии от неувлекательного и сухого преподавания в школе. И многие ставят вопрос: зачем нужна география, если ничего полезного учитель в школе не сообщил? Зачем нужна эта наука, так далекая от каждого из нас? Потому целью данного сочинения является демонстрация того, какой чудовищной ошибкой является неприятие географии.
География и человечество
Современная география изучает поверхность земли, рельеф дна морей и океанов, пещеры, разломы, а также население планеты и его хозяйственную деятельность. Звучит это вполне хаотично и, казалось бы, не подразумевает под собой чего-либо интересного. Однако в указанных моментах человеку известна лишь небольшая часть. Например, морские глубины изучены лишь на 5 %, хотя сегодня существуют способы добычи нефти и газа с нефтяных платформ, что обеспечивает значимый вклад в экономику. А что можно добыть на глубинах, мы даже не представляем.
Наглядная геоантропология
Абсолютное большинство жителей стран третьего мира вынуждены воровать или убивать для того, чтобы прокормиться. Не это ли причина высочайшей преступности на Филиппинах, в Колумбии, на Гаити? А сколько государств, где людей убивают законно? Конечно, такое вряд ли попадет в наши новостные источники, из которых мы изучаем мир. Но мы не знаем не только географию, но и историю, что тоже печально, так как заставляет нас жить в неведении. Зачем нужна география? Хотя бы потому, что о таких вопиющих фактах она не молчит и помогает нам это узнать, чтобы исправить. И что как не наука может предоставить объективную информацию?
Экономический рост против географии
Незнание географии делает человека жертвой своей же хозяйственной деятельности. Пусть сегодня мы настолько могущественны, что можем осушать реки или разрушать хрупкий баланс исконных мест обитания животных, но все это человек делает без знания географии. Складывается впечатление, что недолговечная экономическая выгода ставится выше, чем доводы науки. Мы пока не научились жить в согласии с природой, а просто ее эксплуатируем. Быть может, в вопросе о том, зачем человеку нужна география, ответ следует поискать в возможности нашего мирного существования с растительным и животным миром?
Но экономический рост все это исключает, а экономики мира ускоряются, так как в них вкладываются деньги. Инвесторы хотят получать больше, а исполнители заказов охотятся за прибылями. Наращиваются объемы ВВП, растут прибыли инвесторов. Но какой ценой? Может, мы платим за это увеличением выбросов в атмосферу? Может, загрязнением водоемов из-за нежелания устанавливать дорогие фильтрующие установки? Может, растущими горами мусора по окраинам городов? В действительности за ожидаемый логарифмический экономический рост нас ожидает все это плюс осушение рек и эрозия почвы. А это страшнее всех известных катастроф.
Что обеспечила география
Мы меняем географию, совсем не зная ее либо зная, но не считаясь с мнением авторитетной науки. Мы также не знаем, что постоянный логарифмический рост экономики невозможен, а вся хозяйственная деятельность избыточна для нашего потребления. Но ее недостаточно для неразвитых стран, развитие которых ранее столкнулось с колониальной экспансией нынешних гегемонов. 500 лет назад они знали, зачем нужна география, из-за чего и обогащались. Колониальная экспансия в мире продолжалась до середины 20 века, став позором всего мира. Но ее плоды обеспечили хорошее существование нынешних промышленных лидеров.
Сегодня же это преподносится как невероятный успех, который был бы невозможен без знания экономической и физической географии. Только о последней почему-то сейчас многие забывают. А ведь именно она способна найти решение мирного существования человека с его хозяйственной деятельностью на планете. Каждый клочок ее суши уже известен, но из-за незнания географии по причине потепления и подъема уровня океана может появиться множество новых Атлантид. Это страшно. Но нам кажется, что такие явления очень далеки от нас, как и сами географические понятия.
Важность физической географии
Все имеющиеся у современного человека блага стали доступны ему благодаря использованию, а иногда и жесткой эксплуатации природы с ее ресурсами. Уже всем понятно, что они не бесконечны, а потому пользоваться ими следует бережнее. Зачем нужно изучать географию? Хотя бы для того, чтобы уметь добывать больше и безопаснее, сознательно ограничивая вред окружающей среде. Возможно ли это без знания физической географии? Разумеется, нет, а потому грамотное понимание почвоведения, геоморфологии, океанологии, гидрологии суши, метеорологии и климатоведения должно помогать человеку защитить свое исконное место обитания от необратимых изменений.
Важнейшие достижения географии
Как и любая наука, география имеет множество позитивных доказательств того, как природные ресурсы и явления используются человеком без вреда для окружающей среды. Факт внедрения ветряных и гидроэлектростанций с целью закрытия электростанций на угле в Новой Зеландии уже должен свидетельствовать о том, зачем нужна география в жизни. Она позволила описать имеющие природные условия в этом государстве своими методами, на основании которых синтезируется прибыльная для экономики и безопасная для экологии идея.
Еще одним интересным примером грамотного использования своего географического положения является Исландия, отопление и обогрев домов в которой достигается за счет вулканической активности и множества гейзеров. Или например, Испания, один из лидеров по солнечной энергии. И таких примеров много. Каждый из них показательно отвечает на вопрос о том, зачем нужна география. Сочинение по данной теме было бы неполным без указания таких инициатив, как строительство Суэцкого канала в Египте или Панамского канала между Северной и Южной Америкой.
Эти сооружения — примеры грамотного использования географических преимуществ, которые, к сожалению, стали причиной политических разногласий. Достаточно вспомнить военную операцию «Правое дело», осуществленную США в Панаме и Суэцкий кризис. Причем география всегда будет сталкиваться с политикой, в чем, к нашему большому стыду, последняя еще долго будет побеждать.
«Больше летаешь — выше зарплата»: сколько зарабатывает пилот
В Москве
Мы продолжаем публиковать рассказы наших читателей об их профессиях.
В этом выпуске опытом поделился пилот пассажирского самолета Михаил. Он рассказал, сколько времени и денег нужно, чтобы научиться управлять самолетом, когда начинается и заканчивается рабочий день пилота, что случится, если пассажиры не будут отключать мобильную связь при взлете, и какая зарплата у летчика.
Выбор профессии
В раннем детстве я говорил, что «хочу летать, как папа»: отец у меня военный летчик. Но когда попал в самолет в качестве пассажира — я учился в гимназии с углубленным немецким языком и нас иногда отправляли по обмену в Германию, — выяснилось, что я очень боюсь летать.
Однажды мы с классом возвращались из Франкфурта домой. Лайнер выехал на взлетную полосу — не знаю, что тогда произошло, но я вдруг понял, что обязательно должен стать пилотом. Поменял школу, чтобы больше времени уделять физике и математике, а затем поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации в Саратовской области.
При поступлении абитуриенты проходят серьезную медкомиссию. В пилоты не возьмут, если есть психические отклонения, лор-заболевания, проблемы с позвоночником и, конечно, зрением: острота должна быть не меньше 0,8. Раньше в пилоты брали только со стопроцентным, но потом норму смягчили. У военных летчиков еще более суровые требования.
длилось обучение на пилота гражданской авиации
Обучение длится 2 года 10 месяцев, у меня получилось чуть дольше — в районе трех лет. В училище мы не только изучали теорию, но и совершали полеты. Это и задержало мой выпуск: то погода плохая, то самолет сломался, то топлива не привезли.
Чтобы стать пилотом, иметь высшее образование необязательно.
Достаточно среднего специального. В России есть всего пять училищ гражданской авиации. И есть три университета — в Москве, Питере и Ульяновске, а также их филиалы, — которые позволяют получить высшее.
Я решил, что хочу окончить институт, и сейчас учусь на заочном отделении Ульяновского авиационного.
Место работы
Сразу после окончания училища я начал работать в одной из авиакомпаний-лоукостеров с базовым аэропортом в Москве. Она совершает как внутренние рейсы по России, так и международные.
Мне определенно повезло, потому что с трудоустройством у выпускников бывают разные ситуации. Иногда летчиков катастрофически не хватает и берут всех подряд, включая переученных штурманов и инженеров. А иногда персонала очень много и новых пилотов вообще не набирают.
Собеседование на должность пилота напоминает экзамен: задают вопросы по аэродинамике, метеорологии, навигации и другим дисциплинам. Также нужно предъявить сертификат о знании авиационного английского языка.
Я получал свой сертификат в Ульяновске, прошел двухмесячный курс обучения. Сейчас у меня четвертый уровень авиационного английского, который нужно подтверждать каждые три года. Без него тебя не возьмет на работу ни одна российская авиакомпания. Осенью планирую сдать экзамен на пятый уровень, подтверждать который надо раз в шесть лет. Максимальный уровень в авиационном английском — шестой. Это уже носитель языка.
Новый пилот дорого обходится авиакомпании.
Около миллиона рублей перевозчик тратит на то, чтобы научить каждого из нас управлять конкретным типом самолетов — это называется «переучка». За это летчик несколько лет выплачивает компенсацию из каждой зарплаты.
Сейчас в гражданских авиаперевозках есть два основных типа самолетов — «Боинг» и «Аэробус». «Аэробус» — более автоматизированный, здесь все подвластно компьютеру. А на «Боинге» — пилоту. Когда пришел в авиакомпанию, я даже не знал, на какой самолет меня будут переучивать. Оказалось, на «Боинг-737» — повезло, я всегда хотел летать на нем.
стоит научиться управлять конкретным типом самолета
Переучка проходит под руководством специалистов-инструкторов: ты изучаешь конструкцию своего типа самолетов, его основные характеристики, затем сдаешь экзамен по теории и переходишь к занятиям на тренажере. Тренажер — подвижная кабина, где пилоты-стажеры отрабатывают нестандартные ситуации, которые могут возникнуть в полете. Он достаточно достоверно показан в фильме «Экипаж» с Данилой Козловским.
Свои тренажеры есть далеко не у всех перевозчиков, они очень дорогие. Наша арендует его у «Аэрофлота» или в Ульяновском авиационном институте. Большая часть того миллиона за обучение уходит как раз на аренду тренажера: на нем каждому стажеру необходимо «слетать» 10—12 раз.
Эвакуация самолета на воде отрабатывается в специальном бассейне: стажеры имитируют действия, которые необходимо выполнить при приводнении. Все эти этапы обязательно нужно пройти, потому что у каждого самолета свои особенности, а в случае аварийной ситуации ориентироваться надо быстро, практически на автомате.
Переучка заняла два месяца. Затем я выполнил четыре рейса, сидя позади пилотов: в кабине самолета для этого обычно есть одно или два специальных кресла. Во время этих полетов я просто наблюдал за тем, что делают пилоты, после чего меня закрепили за командиром-инструктором — с ним я отлетал 100 часов. При этом в кабине присутствовал еще один пилот, который сидел сзади и должен был помочь мне или командиру, если бы я не справился.
Часы налета — это условная единица, по которой определяется уровень квалификации пилота. Например, полет из Москвы в Казань — это 1,5 часа налета.
После 100 часов меня закрепили за обычным командиром, с которым я отлетал следующие 200. А потом допустили к полетам со всеми командирами авиакомпании согласно расписанию, то есть я начал работать наравне с остальными вторыми пилотами.
Суть работы
Многие спрашивают: «Ты летаешь за границу или только по России?»
Нет такого разделения. Если пилот получил сертификат о знании авиационного английского, то его будут ставить и на внутренние, и на внешние авиалинии. Для моего типа самолетов это могут быть как рейсы из Москвы в Мурманск или Иркутск, так и в Таиланд или Вьетнам. То, как часто я летаю за границу, зависит от сезона.
В несезон у нашей авиакомпании больше рейсов внутри страны.
На советской технике самолетом управляли пять специалистов: командир и второй пилот вели самолет, штурман прокладывал маршрут, бортинженер следил за показаниями приборов, радист обеспечивал радиосвязь. Сейчас все эти обязанности — на командире и втором пилоте.
Управляют самолетом командир и второй пилот по очереди. Обычно во время полета в пункт назначения управление самолетом берет на себя командир, а во время обратного рейса я. Но может быть и наоборот.
Несмотря на то что некоторые из наших обязанностей совпадают, субординация всегда сохраняется. Командир — главный человек на борту самолета, и основная часть ответственности лежит на нем.
Пилот может летать по 80—90 часов в месяц. 80 часов — это саннорма для всех российских авиалиний. Чтобы летать по 90 часов, нужно подписать специальное соглашение, это так называемая продленная саннорма.
Я подписал согласие на продленную саннорму, но это вовсе не значит, что я каждый месяц летаю по 90 часов. Все зависит от сезона. В зимние месяцы у меня может выходить по 70—75 часов, потому что авиакомпания сокращает количество рейсов. Зато этим летом я все время летал по максимальной норме — по 87—89 часов.
Иногда у меня бывают длительные командировки — по две недели. Но на моем типе самолетов это редкость. Большинство командировок по 2—3 дня.
в месяц максимум может летать пилот
Выходные у пилота — это совершенно абстрактное понятие. Выходной может быть в понедельник или в среду. Или с понедельника по среду. Согласно норме, пилот должен отдыхать 42 часа, если он работал две ночи или шесть дней подряд, но такое напряженное расписание у нас бывает редко. Обычно я работаю 1—2 дня подряд, реже 3—4, а потом отдыхаю.
У меня пока нет семьи, но многие пилоты успешно совмещают карьеру и заботу о близких. По сути, это обычная работа, только график ненормированный.
Я еще не встречал пилота, которому бы не нравилась его работа.
Те, кто не любят авиацию и не хотят этим жить, в эту профессию не приходят — здесь не бывает случайных людей.
Конечно, как и в любой работе, есть непростые моменты. Например, ночные рейсы. Работать ночью приходится часто, и для меня это самое трудное: элементарно хочется спать.
Работа пилота подойдет тем, кому нравится быть в постоянном движении, посещать незнакомые места и встречаться с новыми людьми. Но также очень важно не бояться ответственности, уметь соблюдать субординацию и дисциплину.
Мне в этой профессии нравится то, что каждый полет индивидуален. Изменилась погода или садишься на незнакомый аэродром — все время приходится решать новые задачи.
Будни пилота гражданской авиации
Мой рабочий день может начинаться вечером, в обед или ночью. Посмотреть, когда и с кем я лечу, можно через интернет в специальной системе, где записан план моих полетов. На каждом рейсе — новый состав экипажа.
Я приезжаю в аэропорт за два часа до вылета. Прохожу в комнату предполетной подготовки, где встречаюсь с командиром и старшим бортпроводником, а также получаю документы.
Среди них задание на полет — откуда и куда летим, на каком самолете и в каком составе. Распечатка маршрута — в ней обозначены все точки, над которыми мы будем пролетать, с соответствующими высотами, силой ветра и другими характеристиками. И НОТАМ — документ, в котором указаны ограничения по аэропортам, временные или постоянные. Например, с 8 до 10 утра там ремонтируют взлетно-посадочную полосу.
Затем я прохожу обязательный медосмотр. Со мной такого не случалось, но бывает, что врач отстраняет пилота от полета, например из-за учащенного пульса или высокого давления. Тогда на смену вызывают резерв из гостиницы.
У нас есть «резервные» дежурства, дневные и ночные: с 9:00 до 21:00 или с 21:00 до 9:00 ты обязан находиться в гостинице на случай, если один из пилотов авиакомпании не будет допущен к полету. Не очень приятно, когда тебя вызывают на аэродром посреди ночи, но ты к этому готов, ведь это твое рабочее время.
Дежурство в гостинице тоже оплачивается.
После медосмотра пилоты идут к метеорологу, который рассказывает о погоде в аэропортах вылета и прибытия. Документ, где указаны метеорологические условия — ветер, видимость, температура, солнечность и так далее, пилоты берут с собой в самолет. Все данные представлены в виде длинной строки цифр и латинских букв, расшифровку которых пилоты обязаны знать. Посмотреть погоду по аэропорту в том виде, в каком ее получают пилоты, может любой желающий, просто набрав в поисковой строке в интернете TAF METAR.
После разговора с метеорологом я прохожу досмотр — точно так же, как и пассажиры, только для членов экипажа есть отдельный вход. Затем служебный автобус отвозит меня к самолету.
Перед полетом командир осматривает воздушное судно снаружи на предмет наличия дефектов, а я готовлю кабину к вылету: включаю приборы, проверяю их показания. Затем ввожу в компьютер данные по полету — маршрут, температуру, давление, высоты и скорости в различных точках. А также контролирую заправку самолета топливом.
Затем мы получаем доклад о готовности от бортпроводников и начинаем посадку пассажиров — их количество необходимо сверить по документам. Если все сходится, то мы закрываем двери и начинаем полет.
То, что пассажиров просят отключать мобильную связь во время полета, — не просто формальность.
Если кто-то этого не сделает, самолет, конечно, не упадет, но включенная сеть может повлиять на радиосвязь или создать помехи электронному и навигационному оборудованию. Я с таким ни разу не сталкивался, но если это написано в правилах, значит, такое может быть. Полет на высоте 10 тысяч метров — и так не самый простой процесс. Вряд ли кто-нибудь стал бы придумывать лишние правила, чтобы усложнить его еще больше.
Взлет и посадка всегда выполняются вручную. После набора определенной высоты — для «Боинга-737» это 400 футов — можно включить автопилот. Но неправильно думать, что пилоты просто нажимают кнопку и занимаются своими делами. Мы постоянно контролируем работу: это все-таки машина, которая может отказать.
Работать с бумагами приходится до начала рейса, в процессе и после него.
В отличие от некоторых других авиакомпаний, в нашей во время полета пилотов кормят. На мой взгляд, еда хорошая: мясо, рыба, курица и разные гарниры. Меню стандартное, то же, что и у пассажиров. Раз в пять дней питание меняется.
После приземления рабочий день пилота не заканчивается. В большинстве случаев мы заправляем топливо, готовим самолет к новому рейсу и сразу летим обратно. Если речь идет о командировке и отправляться обратно не нужно, мы передаем самолет следующему экипажу или технику, а сами едем в гостиницу.
Я не могу сказать, что потерял интерес к новым городам и странам, бывая в них слишком часто. Правда, не всегда есть возможность посмотреть местные достопримечательности.
Если до следующего рейса всего 10 часов — это минимальное время, которое должно быть предоставлено пилоту для отдыха, — то я просто ем, сплю и занимаюсь спортом. Но если в командировке есть 1—2 свободных дня, стараюсь съездить куда-нибудь, посмотреть новую страну.
Я уже успел побывать в Армении, Греции, Индии, Таиланде, Турции, Тунисе и Вьетнаме. В самые длительные командировки летал в Арабские Эмираты. Там у меня получалось по 2—3 или даже 4 свободных дня, в течение которых я мог ездить на экскурсии. Особенно запомнилось сафари на джипах по пустыне.
В каждой стране стараюсь попробовать традиционные блюда. По-моему, это один из самых приятных и быстрых способов приобщиться к местной культуре. В Таиланде обязательно хожу не только в ресторан и на море, но и на тайский массаж. В общем, для каждой страны свой рецепт отдыха.
Зато потрясающими видами из окна лайнера пилоты могут наслаждаться почти каждый день. Иногда мы фотографируем красивый закат — точно так же, как и пассажиры. У меня на телефоне сохранилось несколько кадров. Наверное, такое не приедается.
Особенно меня поражают мощно-кучевые облака — удивительно красивые, но опасные для самолета. Внутри таких облаков активные осадки, сильные восходящие и нисходящие потоки воздуха, а значит, плохая видимость и высокая турбулентность. Эти облака окрашены на локаторе красным цветом, залетать в них запрещено. Я каждый раз восхищаюсь.
Кто отвечает за недолив топлива в самолет
Есть нештатная ситуация, с которой пилоты периодически сталкиваются: когда заправщики недолили топливо.
Дело в том, что заправщики в аэропортах измеряют количество топлива в литрах, а я, контролируя заправку самолета, в килограммах. Для того чтобы перевести килограммы в литры и сравнить, сколько залили по документам, а сколько по факту, я спрашиваю у заправщиков плотность топлива. Здесь некоторые из них мухлюют, сообщая неправильную плотность, чтобы не заливать 100—200 кг. Конечно, чтобы долететь до пункта назначения, топлива у самолета все равно хватит, его обычно заливают с запасом в 3000 кг, но мошенничество все же встречается.
Бороться с этим практически невозможно. Да это и не наша обязанность: в аэропортах есть специальные службы, которые должны этим заниматься. Второй пилот только заполняет документы, где указывает количество залитого топлива и плотность, которую ему сообщили заправщики.
запас топлива, с которым обычно заправляют самолет
Но это все-таки приучает внимательно относиться к процессу, тщательно заполнять бумаги, чтобы в случае выяснения обстоятельств у руководства не возникло ко мне вопросов.
Сколько зарабатывает пилот и как начисляется зарплата
Моя заработная плата — 230—350 тысяч рублей в месяц. Зарплата летчика состоит из оклада, налета и премии.
Оклад — сумма, которую гарантированно выплачивают каждый месяц. Его величина зависит от должности пилота и типа воздушного судна. Мой оклад сейчас составляет 90 000 рублей.
Налет рассчитывается по количеству часов, которые я отработал в месяц: за каждый час платят 2500 рублей. Начиная с 81-го часа полета каждый час стоит дороже — 5000—6000, то есть за 10 часов я могу заработать больше половины своего оклада.
платят за каждый час полета
Выплату за налет можно вообще не получить, если летаешь меньше 30 часов в месяц — например когда в компании кризис. Но, насколько я знаю, у российских пилотов сейчас такого не бывает, так как обстановка в гражданских авиаперевозках стабильная.
Некоторые пилоты хотят, чтобы им ставили в расписание больше часов, а я отношусь к этому философски. Больше летаешь — выше заработная плата, но меньше здоровья.
Премия — это дополнительные 40 000—50 000 рублей к зарплате, которые можно потерять за нарушения дисциплины или допущенные оплошности. Например, не сдал английский или не пришел на рейс без уважительной причины.
На что летчики тратят и не тратят зарплату
Сейчас у меня нет семьи, поэтому я живу в гостинице рядом с аэропортом, которую предоставляют сотрудникам, и не трачу зарплату на аренду жилья. В Москве это неплохая экономия.
30 000 рублей из зарплаты я ежемесячно выплачиваю авиакомпании в качестве компенсации за мое обучение.
ежемесячные выплаты авиакомпании за пройденное обучение
В гостинице пилотов кормят, поэтому на продукты уходит не больше 4 тысяч рублей в месяц. Бензин — около 5 тысяч рублей, в районе 6 тысяч — сходить в кино или в бар с друзьями. Разовое посещение спортзала при гостинице — 250 рублей, в месяц получается около 5 тысяч.
В каком-то месяце я могу потратиться на одежду, а в следующем вообще ничего не покупать. За брендовыми вещами не гоняюсь, просто беру то, что нравится и нужно в данный момент. На цену тоже смотрю: не вижу смысла платить заоблачные деньги, чтобы выглядеть круче или просто потому, что могу себе это позволить. В среднем в месяц на одежду трачу около 10 тысяч рублей.
Еще около 10—15 тысяч рублей в месяц уходит в командировках за границей на экскурсии, они стоят не меньше 3—4 тысяч каждая.
Я покупаю все, что мне нужно, но стараюсь не тратиться на ерунду.
Если вижу бюджетные продукты по акции, у которых все в порядке со сроком годности, то беру.
К своеобразным способам экономии могу отнести то, что пользуюсь картой Тинькофф-банка: нравится возможность получать кэшбэк со своих покупок.
Финансовые цели
Родители хотят строить дом, надо им помочь. Для начала поставил себе цель накопить на это миллион рублей, а дальше посмотрим. О собственной квартире еще не задумывался.
В будущем планирую инвестировать часть зарплаты и иметь пассивный доход, но пока отнести куда-то свои накопления мне тяжело чисто психологически. Скорее всего потому, что я не очень много знаю о способах инвестирования. Планирую разобраться.
Ступени в карьере пилота
То, насколько часто пилот меняет место работы, зависит от его темперамента и личных предпочтений. Где-то больше зарплата, где-то маршруты интереснее или проще график. Я не собираюсь переходить в другую авиакомпанию, а хотел бы расти в той, где работаю сейчас.
Моя ближайшая цель — стать командиром. Для этого нужно иметь налет 1500 часов — у меня сейчас 1000, — а также доказать, что ты достоин повышения. Если хорошо себя зарекомендуешь, авиакомпания может направить обучаться на командира, когда появится вакансия.
Сейчас я готовлюсь. Книг и документов, которые положено изучить командиру, очень много — иногда кажется, что прочитать их все практически невозможно.
Следующая ступень после должности командира — командир-инструктор. Затем идет разветвление: можно пойти в командно-летный состав — это руководящий персонал авиакомпании, или в летно-методический отдел, который занимается разработкой методических пособий и документации. Но так далеко я пока не загадываю.
Когда-нибудь я бы хотел получить опыт работы за границей. Например, во Вьетнаме — просто потому, что мне нравится Азия.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.