Для чего лирические отступления в слове о полку игореве

Поэтическая образность «Слова о полку Игореве». Композиция «Слова о полку Игореве», лирические и публицистические отступления

Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Смотреть фото Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Смотреть картинку Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Картинка про Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Фото Для чего лирические отступления в слове о полку игореве Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Смотреть фото Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Смотреть картинку Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Картинка про Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Фото Для чего лирические отступления в слове о полку игореве Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Смотреть фото Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Смотреть картинку Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Картинка про Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Фото Для чего лирические отступления в слове о полку игореве Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Смотреть фото Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Смотреть картинку Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Картинка про Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Фото Для чего лирические отступления в слове о полку игореве

Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Смотреть фото Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Смотреть картинку Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Картинка про Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Фото Для чего лирические отступления в слове о полку игореве

Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Смотреть фото Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Смотреть картинку Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Картинка про Для чего лирические отступления в слове о полку игореве. Фото Для чего лирические отступления в слове о полку игореве

«Слово о полку Игореве» было открыто собирателем древнерусских рукописей А. И. Мусиным-Пуш­киным в конце 80-х — начале 90-х годов XVIII века. В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 г. юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошитель­ным набегам степных кочевников половцев. Русские князья в междо­усобных войнах сами наводят «поганых» на Русскую землю.

«Слово» открывается небольшим вступлением. Оно непосредствен­но не связано с ходом повествования. В нем автор размышляет о художественных принципах наложения материала и как бы ведет диалог с читателем. Вступление подчеркивает общий патетический, торжественный пафос произведения. Далее автор переходит к повест­вованию о событиях похода. В экспозиции дается лаконичная, выра­зительная характеристика Игоря и подчеркивается, что его поход на половцев был предпринят во имя Русской земли.

Выступление русских войск в поход составляет завязку сюжета «Слова». По сравнению с летописной повестью события развиваются стремительно. Автор дает краткий эмоционально приподнятый рассказ о первом столкновении русских с половцами и о богатых трофеях, взятых русскими. Резким контрастом к этому эпизоду выступает символический пейзаж накануне второго сражения. Кровавые зори, тучи, идущие с моря, полны зловещих предзнаменований.

Поражение русских войск составляет кульминацию сюжета. Автор показывает, какие тягостные последствия это поражение имело для всей Русской земли.

Символом единой Русской земли является Киев и великий киев­ский князь. Поэтому действие «Слова» переносится в столицу Русской земли. Вводится символическая картина тяжелого сна, который видит Святослав. Этот сон истолковывают бояре: они сооб­щают о поражении Игоря. Чувство скорби, вызванное тягостной вестью, Святослав выражает в своем «золотом слове», со слезами смешанном. Монолог великого князя киевского перерастает в страстный публицистический призыв автора «Слова», обращенный к князьям постоять за землю Русскую, отомстить «за раны Игоревы», прекратить вековые междоу­собные распри.

Публицистическое обращение автора к князьям сменяется лири­ческим плачем жены Игоря Ярославны, являющимся важным звеном в дальнейшем развитии сюжета; он предваряет развязку — бегство Игоря из плена. Игорь возвращается в Киев и тем самым как бы признает свою вину — нарушение обязательств перед сюзереном, пе­ред Русской землей. Завершается «Слово» провозглашением «славы» в честь князей — Игоря, Всеволода, Владимира Игоревича и их дружины.

Таким образом, «Слово о полку Игореве» не дает последовательного рассказа о походе и даже отступает от ряда исторических фактов. Автор берет лишь самые значительные эпизоды, которые позволяют ему ярче высказать свое отношение к событиям, донести до своих слушателей основную идею.

Интересно, что автор многократно отвлекается от повествования, используя лирические отступления: «О Русская земля! Уже ты скрылась за холмом!». Поэт уходит от описания происходящего, применяя при этом различные отступления с описанием природы и пр. При этом складывается впечатление, что автор вместе с князем Игорем Святославовичем проходит весь его путь. Он оплакивает гибель князя вместе с Ярославной.

Источник

Ещё раз о поэтике Слова о полку Игореве

Полный текст читайте по ссылке https://www.facebook.com/groups/biblioteki/

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
Им. А.М. ГОРЬКОГО

Контрольная работа по дисциплине «Древнерусская литература»
ПОЭТИКА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Выполнил студент 1 курса Карелин Алексей Анатольевич.

«Усобица довела князей
до губительной низости.
Вон уже обращается
брат к брату:
«Это мое, а то мое же»
И начали князья
про малое
«это великое» молвить,
а сами на себя
крамолу ковать»

Во второй половине XII века на Руси буйствовал эгоцентризм удельных князей. Едва ли не каждый состоятельный провинциальный властелин считал своим долгом закончить жизнь в великокняжеском тереме в Киеве. Судите сами, если за всю историю киевского княжества от легендарного Аскольда до Батыева погрома, за 270 лет в городе сменилось около сорока князей, то за пятьдесят лет, с 1150 по 1200 год, Киев переходил «из рук в руки» 20 раз! Лишь при князе Святославе Всеволодовиче, правившем в Киеве с 1176-го по 1194 год, в городе и во всей Руси восстановилось относительное спокойствие. В «Слове» «. Святослав грозный великий киевский, будто грозою прибил своими сильными полками и стальными мечами, наступив на землю Половецкую, притоптав холмы и овраги, возмутив реки и озера, иссушив потоки и болота». Тридцатого июля 1184 года объединенное русское войско, возглавляемое Святославом Всеволодовичем, разгромило половцев, забрав в плен 7000 воинов с 417 ханами. Такой победе радовались не только на Руси, но и немцы, и венецианцы, и греки, и чехи пели славу Святославу.

ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Впервые после многовекового забвения о существовании древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» напомнил Н.М. Карамзин в журнале французских эмигрантов «Spectateur du Nord», издававшемся в Гамбурге.
Тогда, в 1797 году, Россия только что вернула свои древние земли, отвоеванные у Турции, Польши и крымских татар. Предстояла длительная борьба с начинающейся французской агрессией. Для этого фельдмаршал А.В. Суворов готовился к далеким походам в итальянские Альпы.
В среде дворян «золотого века» предпочитали говорить по-французски. Родной русский язык хоть и оставался официальным государственным языком, но в общении превращался в язык дворовой челяди, крепостных крестьян и намуштрованных солдат. В России действовал церковный запрет называть детей исконно русскими именами. Такими как Святослав, Ярослав, Мстислав, Всеволод или Олег, обладающими колоссальной энергетикой творчества и созидания! Новорожденным россиянам в то время давались исключительно библейские имена.
Возрожденные к жизни памятники древней русской культуры способствовали духовному подъему всех сословий, росту национального самосознания и могущества государства. Поэма, созданная в XII веке, сразу заняла достойное место среди шедевров мировой культуры, оттеснив на второй план немало произведений европейской литературы из модного чтива тогдашних книголюбов. Высочайшая поэтическая проба «Слова. » подняла престиж русского языка у франкоязычных русских, сделалась предметом пристального изучения национальными писателями и поэтами, крупными исследователями, среди которых мы находим немало имен передовых людей России.
Идеи возрождения народных традиций в культуре, в музыке и литературе, неразрывно связанные с идеями народного просвещения и отмены крепостного права, были продиктованы жизнью не только под влиянием военных побед или необходимостью экономических реформ. Россия вдруг вынесла из монастырских древлехранилищ на свет божий свое едва сохранившееся наследие в забытых летописях, житиях, хождениях и словах, которым в забытую старину восхищались предки. Неожиданно для самих себя благородная и «подлая» (как называли крепостных) части населения страны вдруг поняли, что имеют общую древнейшую историю и самобытную культуру.

ВЕЛИКАЯ ПЕСНЬ
Первые строфы «Слова о полку Игореве» сразу вызвали бурю восторга. Под сводами княжеского златоверхого дворца к концу трапезы витал лишь один вопрос, как объединить Русь? Решили переженить своих малолетних отпрысков, породниться, укрепить родственные связи. Получилось так, что за три года надо было готовиться к пяти свадьбам подряд. Собирая деньги на свадьбы, князья собирали необходимую сумму и постепенно выкупали русских воинов из неволи.
Естественно, самым желанным гостем на всех свадьбах с 1186-го по 1188 год был Владимир Ярославич Галицкий. Всем хотелось услышать его Слово. Некоторые части приходилось повторять по нескольку раз под одобрительные возгласы. Особенно часто просили «Золотое слово Святослава» и «Плач Ярославны». Отцы и матери плакали.
Поэт не мог не обратить внимание на гостей, среди которых больше было совсем юных князей. Самим женихам и невестам недавно исполнилось от восьми до шестнадцати лет. Юным предстояла нелегкая жизнь. Половина весело пляшущих и поющих мальчишек, будущих князей, погибнут в схватке с татарами на реке Калке в 1223 году. Им в первую очередь предназначалось Слово.
С осени 1187 года Владимир Ярославич становится великим князем Галицким. С той поры появляется в поэме вставка или небольшое изменение, указывающее на неназванное, но сразу узнаваемое имя автора, читающего свое произведение:

«Начнем же, братья, повесть эту
От старого Владимира до нынешнего. »
В первом варианте поэмы он называл свое имя рядом с именем былинника Бояна:
«Говорили Боян и Ходына,
Святослава песнотворцы,
Старого времени Ярослава,
Олега-князя любимцы:
«Тяжко тебе, голова, без плеч,
зло тебе, тело, без головы»,-
Русской земле без Игоря».
Похоже, Ходыной он называл себя сам или так прозвали его за долгие скитания по Руси после многочисленных раздоров с отцом.

ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

«Ярослава все внуки и Всеслава!
Уже приспустите стяги свои,
вонзите свои мечи поверженные.
Уже ведь выскочили
из славы предков.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых
На землю Русскую,
на наследие Всеслава.
Коварством ведь вызываете
Насилие от земли Половецкой!»

Древняя летопись сообщает, что Владимир Ярославич Галицкий прибыл в Путивль как раз перед походом князя Игоря к Дону. По причине слабого зрения Владимир Галицкий был обречен на устранение от государственных дел и военных походов. Этим и объясняется, почему Владимир Ярославич не участвовал в походе князя Игоря в 1185 году, а находился в Путивле на городской стене, где вместе с Ярославной ожидал вестей из степи. Мы знаем, что автор «Слова» осуждал нечестный поход своего зятя, но едва ли из-за этого он не пошел бы с человеком, которому многим был обязан.
Его несомненное участие в борьбе с нахлынувшими на семью сестры несчастиями — серьезный аргумент в пользу предполагаемого авторства поэмы. Присутствие князя Владимира не позволило Олегу Святославичу прибрать к рукам владения Игоря. Владимир Ярославич руководил обороной Путивля от нападения хана Гзы. В дни обороны поэт-воин брался то за меч, то за перо.
Вернувшийся из плена Игорь в сопровождении Владимира отправляется за помощью в Киев. Там на панихиде по жертвам своего бесславного похода, в церкви святой богородицы Пирогощей, Игорь признает свою вину, покается перед Русью, перед воинами, оставшимися в плену. Чтобы собрать огромный выкуп, надо было как-то уговорить князей раскошелиться.

Поражение на Каяле «открыло ворота половцам» на Русь.
Автор С. подчеркивает, что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше чести и славы Русской земли. Поэтому в С.(вопреки ист. факту) бежавший из плена Игорь едет в Киев (столицу Руси), признавая этим свою вину перед Русской землей.

ОБРАЗ ВСЕВОЛОДА СВЯТОСЛАВОВИЧА

Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Благодаря этому, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв, объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
О Всеволоде Святославовиче «Слово» говорит особо уважительно, как о рыцаре без упрека. Он чужд каких-либо своенравных расчетов, стремления к личной выгоде, свято верен своему долгу перед старшим братом – Игорем Святославовичем. Когда Игорь задумал поход против половцев, Всеволод сразу же проявил готовность прийти к нему на помощь. И в каких трогательных словах выражена эта готовность:
Один брат, один свет светлый ты, Игорь!
Сделай же, брат мой, своих борзых коней,
А мои-то готовы, оседланы под Курском заранее.

восхищенно, непосредственно от себя говорит автор «Слова». И в заключительной части произведения, славя князей, вырвавшихся из плена, поэтическим эпитетом «буй тур» он награждает лишь одного Всеволода.
«Не сдержав юности», подчинившись чувству, а не рассудку, не согласовав своих действий с великим киевским князем, Игорь и его брат Всеволод повели свои «храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Автор «Слова» любит своих мужественных и смелых героев, поет славу храбрецам, бросившим вызов врагу и судьбе, и осуждает, творит над ними свой суд, ибо самым высоким идеалам для него остается благо его родной земли и народа.

СОДЕРЖАНИЕ «СЛОВА» И ЕГО ИДЕИ
В «Слове о полку Игореве» нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска. Поражение войск Игоря автор рассматривает как грозное предостережение виновникам несчастий – русским князьям, погрязшим в междоусобных войнах и сделавшим родину добычей хищных кочевников. Автор страстно негодует против междоусобных войн русских князей. Автор начинает свой рассказ воспоминанием о том, как грустно было начало похода Игоря, какими зловещими знаками – затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц – он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше. Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех. Поражение Игоря, но его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Автор «Слова» напоминает русским князьям, как они сильны, как сильна их дружина, и просит их 1 ступить в стремя за землю Русскую, за раны Игоревы. Обращаясь к Ярославу Галицкому, автор говорит, что он подпер горы венгерские своими железными полками, загородив путь венгерскому королю, затворив ворота Дунаю. Автор «Слова» видит русских князей могущественными и славными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несколько раз в течение 9 веков «Слово. » то исчезало на много десятилетий, то вновь возвращалось из забвения, с новой силой поражая красотой и величием.
У потомков, услышавших поэму после монгольского вторжения, она могла вызвать только озлобленность и неприятие. Лишь после победы на Куликовом поле брянский боярин Софоний, перелистав события и героев «Слова», посвятит победе Дмитрия Донского над Мамаем поэму, названную Задонщиной.
Во второй раз она случайно будет найдена в монастырской библиотеке перед войной с французами, которую начнет Суворов, а закончит Кутузов в 1813 году. Все лучшие поэты посвятят героям «Слова» сотни замечательных стихов и поэм.
Познакомившись с содержание «Слова о полку Игореве», осмыслив его сюжет и композицию, поступки действующих лиц, размышления автора и его героев, можно сказать, что все произведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли. И разгром Игорева войска, и тяжелые беды Руси, по которой половцы «рассеялись, словно барсово гнездо», и тревожные раздумья Святослава, и горе Ярославны, и раскаяние Игоря – все это изображено с целью убедить русичей, что единение общих усилий необходимо. Автор поэмы уверен, что сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем, сможет дать могучий отпор врагу.

ВЫВОД ПЕРВЫЙ:
Поэтичность, эмоциональность, публицистичность «Слова» становятся, еще более ощутимы в сравнении с летописной повестью о походе Игоря в «Ипатьевской» летописи. Близость двух произведений очевидна; в них сходно излагается общий ход событий, роднит их и авторское отношение к Игорю, и понимание того, сколько губительным для Руси оказались последствия поражения Игорева войска. Устная, фольклорная, поэтическая стихия сильнее проявилась в «Слове», летописная повесть документальна, точна, объективна в описании.

ВЫВОД ТРЕТИЙ:
Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

1. «Слово о полку Игореве» Л. Дмитриева, 1985.
2. «Повести ратной Славы Древней Руси» Л.А. Дмитриева и В.И. Охотникова, 1986.
3. Н.К. Семенова «Русская литература», 1980.
4. Полное собрание русских летописей. Т. 2. 1962, с. 643.
5. Лихачев Д.С. «Золотое слово русской литературы». – В кн.: «Слово о полку Игореве» М. – Л., 1961, с. 37.

Источник

Для чего лирические отступления в слове о полку игореве

Название работы: Поэтическая образность «Слова о полку Игореве». Композиция «Слова о полку Игореве», лирические и публицистические отступления

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: В нем автор размышляет о художественных принципах наложения материала и как бы ведет диалог с читателем. Далее автор переходит к повествованию о событиях похода. Автор дает краткий эмоционально приподнятый рассказ о первом столкновении русских с половцами и о богатых трофеях взятых русскими. В описании битвы автор сосредоточивает внимание на героической фигуре буйтура Всеволода и ограничивается упоминанием об Игоре который пытается вернуть на поле боя бегущих ковуев.

Дата добавления: 2015-01-05

Размер файла: 19.8 KB

Работу скачали: 15 чел.

Поэтическая образность «Слова о полку Игореве». Композиция «Слова о полку Игореве», лирические и публицистические отступления.

«Слово о полку Игореве» было открыто собирателем древнерусских рукописей А. И. Мусиным-Пуш¬киным в конце 80-х — начале 90-х годов XVIII века. Он приобрел у архимандрита Иоиля, настоятеля упраздненного Екатериной II Спасо-Ярославского монастыря, рукописный сборник, который, судя по описанию, был написан в XVI в. на северо-западе Руси (в районе Пскова или Новгорода). В состав сборника входили произведения светского характера: «Хронограф»; «Временник, еже порицается летопи¬сание русских князей и земля Русьскыя»; «Слово о полку Игореве» и «Девгениево деяние».

Основная идея «Слова» и ее раскрытие в сюжете и композиции. «Слово» открывается небольшим вступлением. Оно непосредствен¬но не связано с ходом повествования. В нем автор размышляет о художественных принципах наложения материала и как бы ведет диалог с читателем. Вступление подчеркивает общий патетический, торжественный пафос произведения. Далее автор переходит к повест¬вованию о событиях похода. В экспозиции дается лаконичная, выра¬зительная характеристика Игоря и подчеркивается, что его поход на половцев был предпринят во имя Русской земли.

Выступление русских войск в поход составляет завязку сюжета «Слова». В отличие от летописной повести инициатива похода припи-сывается не Игорю, а Всеволоду, который обращается к брату с призывом седлать своих борзых коней. По сравнению с летописной повестью события развиваются стремительно. Автор дает краткий эмоционально приподнятый рассказ о первом столкновении русских с половцами и о богатых трофеях, взятых русскими. Резким контрастом к этому эпизоду выступает символический пейзаж накануне второго сражения. Кровавые зори, тучи, идущие с моря, полны зловещих предзнаменований. В описании битвы автор сосредоточивает внимание на героической фигуре буй-ту-ра Всеволода и ограничивается упоминанием об Игоре, который пытается вернуть на поле боя бегущих ковуев.

Поражение русских войск составляет кульминацию сюжета. Автор показывает, какие тягостные последствия это поражение имело для всей Русской земли. Он подчеркивает, что в результате разгрома Игоревых войск сведены на нет успехи коалиционного похода киев¬ского князя Святослава против половцев.

Символом единой Русской земли является Киев и великий киев¬ский князь. Поэтому действие «Слова» переносится в столицу Русской земли. Вводится символическая картина «мутного» (тяжелого) сна, который видит Святослав. Этот сон истолковывают бояре: они сооб¬щают о поражении Игоря. Согласно летописной повести, Святослав узнает о поражении Игоря в Чернигове от Бсловода Просовича. Чувство скорби, вызванное тягостной вестью, Святослав выражает в своем «золотом слове», со слезами смешанном. Монолог великого князя киевского перерастает в страстный публицистический призыв автора «Слова», обращенный к князьям постоять «за земно Рускую», отомстить «за раны Игоревы буего Святъславлича!», прекратить вековые междоу¬собные распри.

Публицистическое обращение автора к князьям сменяется лири¬ческим плачем жены Игоря Ярославны, являющимся важным звеном в дальнейшем развитии сюжета; он предваряет развязку — бегство Игоря из плена. Игорь возвращается в Киев (по летописной повести, Игорь сначала пришел в Новгород-Северский) и тем самым как бы признает свою вину — нарушение обязательств перед сюзереном, пе¬ред Русской землей. Завершается «Слово» провозглашением «славы» в честь князей — Игоря, Всеволода, Владимира Игоревича и их дружины.

Таким образом, «Слово о полку Игореве» не дает последовательного рассказа о походе и даже отступает от ряда исторических фактов. Автор берет лишь самые значительные эпизоды, которые позволяют ему ярче высказать свое отношение к событиям, донести до своих слушателей основную идею. Именно гражданская патриотическая идея прочно цементирует в единое художественное целое все части произведения. Четкость политической мысли, лирическая взволнованность, публи¬цистическая страстность, широта исторического мышления, высокая художественность — все это делает «Слово о полку Игореве» «прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения».

Жанровые особенности и стиль «Слова». В «Слове» рассказ распадается на ряд эпизодов, что присуще и житию, и исторической повести. Однако здесь перед нами иной тип автора — не агиограф, не историк-летописец, а поэт, «вития» — пуб¬лицист. Он называет свое произведение «повестью» (в значении прав¬дивого исторического рассказа) и «песней». Ее он противопоставляет не только песням «песнотворца старого времени» Бояна, его «замышлениям», но и «новым песням» — благочестивым христианским гимнам — молитвословиям.

Д. С. Лихачев показал, что в «Слове» соединены два фольклорных жанра — «слава» и «плач» — прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-«славы», связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Боян. Традиции его поэзии продолжали жить в XII веке. Вероятно, дружинными певцами, сопровождавшими князей в походах, создавались как песни-«славы», так и «хулъные, поносные» песни. Такие «славы» распевались в честь победителя половцев Свя¬тослава, а «хульные» «каяли» (проклинали) Игоря, «иже погрузи жир во дне Каялы, рекы половецкия, рускаго злата насыпаша ту».

Автор «Слова о полку Игореве», воспитанный на новой культуре христианской книжности, связывал поэтическую образность своего творения со «старыми» временами языческой Руси.

С народной поэтической традицией связана в «Слове» песенная символика: князья — это «солнце» и «молодые месяцы», «соколы»; персты Бояна—это десять соколов, которые он пускает на стадо лебедей; одинокой кукушкой плачет Ярославна на городской стене. На песенной символике и параллелизмах построено описание бегства Игоря: «А Игорь князь поскачи горностаем к троспшю и белым гоголем на воду. Въвръжеся на бръз комонъ и скочи с него бусым влъком, и потече к лугу Донца, и полете соколом под мьглами, избивая гуси и лебеди завтраку, и обеду, и ужине» (ср. в былинах: Михаиле Казаринов «настрелял он гусей, лебедей, перелетных малых, уточек ко столу княженецкому»).

В традициях народных символических представлений выдержано и описание сна Святослава: «чръная паполома» (покрывало) — символ похорон, «жемчуг» — символ слез, «доски без князька в тереме злато¬верхом» — знак несчастья, карканье серых воронов предвещает беду.

Прием олицетворения природы всецело связан с устной поэтиче¬ской традицией, как и замечательный, исполненный глубокого лириз¬ма плач Ярославны. Олицетворение и одушевление отвлеченных понятий: обиды — Дева Обида, скорби и печали — Карна и Жля, которые поскакали по Русской земле,— восходит к народной поэзии. Из фольклора черпал автор «Сло¬ва» и отдельные метафоры, сравнения, эпитеты. Такие сочетания, как «борзые кони», «крас¬ные девки», «чи¬стое поле», «мечи булатные», «серый волк», широко распространены в народной поэзии.

С народной песенной традицией связаны и многочисленные яркие сравнения, параллелизмы, например: «Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стада бежать к Дону великому», «. крычат телегы полунощы, рци —лебеди роспужени», «Гзак бежит серым влъком» и т. д.

С песней роднит «Слово» наличие рефренов, которые членят отдельные эпизоды. Так, рефрен «О Руская земле, уже за шеломянем ecu!» сопровождает движение русских войск и усиливает напряжен¬ность повествования. Обращение автора к князьям завершается рефре¬ном «За землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!», выражающим основную идею произведения. Одинаковым зачином-за¬певом начинаются все три «строфы» плача Ярославны: «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи».

Поэтический стиль «Слова» строится на словесных образах-сим¬волах, восходящих как к народной поэзии, так и к книжной традиции. Автор не только рассказывает о событиях, но и показывает их путем сочетания контрастных цветов-красок и звуков. В. Ф. Ржига отметил поэтическое значение звуковых образов в «Слове», наполненном го¬лосами птиц и зверей, песня¬ми и звоном.

«Слово» не пелось, а произносилось в качестве публицистической художественной речи. Его автор синтезировал пе¬сенный жанр дружинной поэзии, уходящий в прошлое, с книжной традицией. Опираясь на традиции устного дружинного и народного эпоса, хорошо зная произведения светской исторической оригиналь¬ной и переводной литературы, церковной письменности, гениальный неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» создал оригинальное по форме и содержанию произведение, проникнутое глубоким лириз¬мом, публицистическим патриотическим пафосом, эпической широ¬той. Избранная форма давала автору простор для раздумий, для непосредственного обращения к своим современникам и далеким потомкам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *