Для чего люди поют
7 фактов о том, как пение развивает ваш мозг и укрепляет здоровье
1. Повышение уровня эндорфинов
2. Больше энергии
Когда человек поет, он становится более энергичным. Вялость пропадает в секунду!
3. Бесплатная тренировка легких
Пение тренирует легкие, способствует насыщению крови кислородом. Кроме того, мышцы, задействованные в процессе пения, — мышцы живота, диафрагма, межреберные мышцы- существенно укрепляются. У певиц сильный пресс!
4. Снятие стресса
Пение снижает уровень стресса. Люди, поющие в хоре или в любительском ансамбле, чувствуют себя более защищенными, социально благополучными, успешными. Для победы над депрессией стоит петь!
5. Очищение дыхательных путей
С помощью пения происходит естественное очищение дыхательных путей. Заболевания носа и горла для певцов не страшны: вероятность слечь от гайморита уменьшается, если ты любишь петь.
6. Естественный нейростимулятор
Для центральной нервной системы и мозга пение имеет огромную ценность. Как и любое занятие творчеством, пение способствует более интенсивной работе мозга, укреплению нейронных связей, а также интенсивному «включению» человека в мыслительный процесс.
7. Польза для детского развития
Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью и высоким уровнем удовлетворённости. Поэтому пусть ваши дети поют от души и во весь голос!
О пользе занятий вокалом
Мало кто не мечтал в детстве стать звездой и покорять мир своим голосом и исполнительским мастерством. Но, как нам пытаются внушить с младых ногтей, не все на это способны. Не все обладают талантом, нужными данными и слухом. Но так ли это на самом деле? Или все это лишь навязанные стереотипы? Попробуем разобраться.
Большинство преподавателей вокальных школ сходятся во мнении, что способность к пению реально развить, даже если от природы красивого голоса и музыкального слуха человеку не досталось. Примеров такого “прокачивания” вокальных данных достаточно даже среди популярных исполнителей.
Далеко не все поп-артисты на заре карьеры обладают поставленным голосом и идеальным слухом. А уже через несколько лет исполняют сложные партии и в целом прибавляют в голосовой “мощи”. Такие изменения – результат регулярной практики с преподавателями. Но доступно ли такое преображение простому человеку, который хочет научиться петь? Да, и подтверждение тому – 4 миллиона ссылок по запросу “вокал курсы”:
Если бы “запеть” с нуля было невозможно, то не было бы и такого предложения, верно? Тем не менее, одного желания научиться петь бывает недостаточно. Люди стесняются и боятся петь и учиться вокалу из-за комплексов и убеждения, что “это не для меня, да и пользы от этого никакой”. А ведь петь на самом деле полезно. Выясним, почему.
Почему хорошо петь – хорошо
Петь полезно по двум причинам:
Вокальные упражнения укрепляют организм и улучшают здоровье в целом
Ломаются психологические “стены”: преодолеваются комплексы и страхи
Рассмотрим каждый пункт отдельно. Итак, какая польза организму от пения? Правильное пение увеличивает объем легких. Кроме того, занятия вокалом укрепляют сердечную мышцу и положительно влияют на состояние организма в целом. За примерами далеко ходить не надо – посмотрите на профессиональных оперных певцов. Почти все они – долгожители и остаются на сцене до преклонного возраста. Наконец, пение стимулирует выработку эндорфина – гормона радости. У людей, которые много и правильно поют повышается настроение, концентрация и вообще они больше довольны жизнью, чем те, кто вокалом не занимается.
Психологический аспект тоже важен. Многие люди стесняются записываться на курсы вокала для взрослых, потому что стесняются или боятся того, что над их попытками просто посмеются. А между тем, связь здесь обратная. Надо сначала начать петь, а уже потом пройдет и стеснительность, и зажатость. Новичок, который берет уроки пения через какое-то время начинает чувствовать себя увереннее, причем во всех ситуациях. Поющий человек меньше подвержен стрессам и потрясениям. Уходят комплексы и стеснение. Появляется вера в собственные силы и достижимость любых результатов.Более того, пение способно помочь в лечении такого заболевания, как депрессия. Конечно, для полноценных занятий вокалом нужен преподаватель. К слову, хороший педагог уделяет раскрепощению ученика столько же внимания, сколько и технике исполнения.
Как выбрать курсы вокала в Уфе
Как уже упоминалось выше, предложение в этом вопросе вполне уравновешивает спрос. Вокальных курсов предлагается великое множество, но не все они одинаково хороши. Что же включает в себя полноценный курс вокала для начинающих? Забегая вперед, скажем, что пример такого курса вокала для начинающих – это программа Санкт-Петербургской Школы Телевидения: http://ufa.videoforme.ru/musicschool
Начать нужно, как ни парадоксально, с ученика. Преподаватель должен оценить состояние его связок, природные данные, слух, чувство ритма. Потом для новичков проводится краткий экскурс в физиологию. Они изучают устройство голосовых связок и то, что с ними происходит в процессе пения.
Затем начинается этап постановки голоса. Новички учатся правильно дышать и тренируются делать распевки, выполняют упражнения на артикуляцию и развитие голосового аппарата. Ученики продвигаются в постановке голоса, разбирают теорию и практикуются. Изучают работу с разными регистрами голоса.
Дальше следует работа над голосом: расширение диапазона, поиск собственного стиля исполнения. Затем учеников ждет подготовка к работе с репертуаром и его отработка.
В завершение курса новоиспеченные певцы и певицы попробуют себя в студийной работе. Кроме того, их ждут упражнение на раскрепощение и создание собственного стиля.
Последнее особенно важно. Психологическое состояние исполнителя так же важно, как и его вокальные способности. Зажатый и закомплексованный вокалист не в состоянии прочувствовать произведение перед публикой, передать эмоции и наладить контакт с аудиторией. Этому тоже нужно учиться. И хороший преподаватель вокала знает, как поселить в ученике уверенность в собственных силах, знает, как помочь ему почувствовать себя свободным на сцене.
Подведем итоги. Мы выяснили, что петь можно научиться и не обладая выдающимися врожденными данными. И почти каждый может стать исключительным вокалистом, если приложит определенное старание и докажет, что он действительно этим увлечен. Кроме того, петь не только весело и приятно, но и полезно. Занятия вокалом улучшают общее состояние здоровья поющего человека. Не стоит забывать и про благотворное влияние на психологическое состояние ученика. Пение помогает преодолеть комплексы и стеснительность, улучшить настроение и превратить грустного меланхолика в жизнерадостного и увлеченного человека.
Даже без учета этих полезных свойств, у занятий пением есть еще один козырь в рукаве. Вокал – это просто крутое хобби. А если вы талантливы, то это хобби вполне реально превратить и в профессию, благо средств для этого предостаточно. Вперед и с песней!
Пение помогает нам жить
Караоке-party, студии вокала — все больше людей сегодня хотят и пытаются петь, и не только наедине с собой, под утренним душем. Что это — модное явление? Не только. Специалисты подтверждают: пение действительно «жить помогает».
Многие даже не осознают, что любят петь, — просто подпевают (про себя или вслух) любимой мелодии за рулем автомобиля или тихо мурлычут что-то в процессе мытья посуды или иной монотонной работы. Другие наслаждаются звучанием своего голоса в полную силу — в караоке-баре или под гитару в кругу друзей.
«Пение компенсирует нашу технократическую «задушенность», — считает доктор психологических наук и искусствоведения Дина Кирнарская. — Современный человек существует под шум машин в городе-муравейнике, часами сидит за компьютером, а пение возвращает нас к истокам, дает выход первобытной музыкальности. Оно приносит удовольствие и наполняет энергией, как отдых на берегу океана. Вот почему японцы изобрели караоке — особый способ развлечься и отдохнуть посредством пения, «перезарядить батарейки».
Голос предков
Звук — самый древний способ коммуникации. «Пение старше речи, как эмоции старше разума. Люди пели раньше, чем начали говорить», — объясняет Дина Кирнарская. Потребность и способность выражать голосом некие смысловые акценты присуща нашей природе и глубоко естественна — когда-то это было прообразом членораздельной речи.
Но потребность «звучать» оказывается у многих так сильна, что некоторые готовы преодолеть свое стеснение и отправиться на занятия по вокалу.
«В основном учиться петь приходят взрослые люди, все из нетворческих профессий, — говорит Анна Мэйли, частный педагог по джаз- и эстрадному вокалу. — Одни хотят реализовать свои детские мечты, другие — научиться петь караоке. Когда ты можешь сделать что-то такое, чего не умеют другие, повышается самооценка. И это вдохновляет — аплодисментов хочется все больше и больше».
(Не) своим голосом
В пении больше, чем чистота голоса, важна его связь с эмоциями, которые нас глубоко затрагивают. Иными словами, прежде чем стараться издавать «красивые» звуки, лучше сосредоточиться на своих ощущениях, отказаться от диктата классических представлений о вокале и найти собственный голос, не стремясь подражать тембру других.
Таким моментом открытия «подлинной себя» для певицы и актрисы Тины Георгиевской стала встреча с Андреем Котовым, руководителем ансамбля старинной духовной музыки «Сирин», который помог ей открыть ее настоящий голос.
«Показалось, что у меня из груди выросла третья рука. Во мне, оказывается, умещалось и всегда жило нечто огромное, о чем я и понятия не имела, — вспоминает Тина. — Я ходила по дому и наслаждалась звуком, который был еще шершавый, непластичный, но зато мой, живой». Теперь Тина Георгиевская учит «звучать» других с помощью собственной психотерапевтической методики.
Почему петь полезно?
Психологи утверждают, что лучший способ повысить качество своей жизни – просто начать ей радоваться.
Маленькие дети с удовольствием придумывают «песни» на ходу или подхватывают мотив, не особо задумываясь о попадании в мелодию. Взрослые чаще всего стесняются и напрасно: пение очень полезно для здоровья. Это самый естественный образец «измененного состояния» человека.
В процессе пения, переживаемые человеком ощущения пространства, времени, слова коренным образом изменяются, так как музыка имеет волновую природу. Пространство расширяется и человек входит в акустический контакт с ним, а время и слово длятся значительно дольше своих бытовых значений.
Древние славяне успешно использовали волновую природу музыкальных произведений, например, молитва или гимн-обращение, прочитанные на определенной звуковой частоте, исцеляли не хуже лекарственных снадобий, ведь предки понимали, что каждый из наших внутренних органов имеет свой голос и свою вибрацию.
Предки настолько хорошо владели силой голоса, что одними только песнопениями могли поднять на ноги смертельно раненого или тяжелобольного человека.
Помогала песня и в бытовых делах. Славяне работали слаженно, при этом дружно напевая душевную песню. При работе в поле песня задавала скорость работе, помогала почувствовать связь с предками и их помощь, а также поддержку товарищей рядом. Потому песни эти были задорные, звонкие. А вот в быту у женщин были другие обрядовые песни – спокойные, медленные, помогающие гармонизировать пространство в доме или убаюкать ребёнка и настроить его нервную систему на здоровый сон.
Все славянские песни хранили в себе силу чаяний человека, мечтающего увидеть вскоре плоды своего труда. В песнях люди описывали богатый урожай, который ждёт их по осени, достаток в доме, большую семью, живущую в ладу друг с другом.
Так как же научиться такому пению и что для этого нужно? А также, что на этот счет говорят современные эксперты?
Ответы на эти и другие вопросы смотрите в нашем ролике:
Почему люди поют: Природа пения
От рождения до смерти люди поют, как правило, совершенно не задумываясь, почему они это делают. Даже если, как говорится, нет ни слуха, ни голоса, всё равно поют: втихомолку или же «от души», испытывая терпение домочадцев. Младенцы поют, пробуя голос ещё до того, как научились говорить. А я видела в Архангельской области старушку ста девяти лет от роду, которая уже перестала ходить, почти разучилась говорить и не помнила ничего, кроме песен, которые пела в молодости. А пела она, как соловушка.
Между словом и воем.
Иногда мы поём, совершенно не желая этого, в неподходящем месте, в неподходящее время, бесконечное количество раз повторяя надоедливый мотив. Иногда мы в упоении поём на языке, которого не знаем, и это занятие почему-то не кажется нам бессмысленным.
Что же это за странное свойство, что за потребность человеческой природы, которая вроде бы никак не обусловливается ни жизненной необходимостью, ни общественными требованиями. Любовные игры можно связать с необходимостью продолжения рода, склонность человека ко всяческим соревнованиям и состязаниям объясняется, например, первобытным охотничьим инстинктом, но пение абсолютно бессмысленно и бесполезно с точки зрения практической пользы. Вы мне возразите: а как же наслаждение искусством? Да, множество людей наслаждается великими творениями гениальных живописцев, но, тем не менее, наши опыты как рисовальщиков чаще всего заканчиваются с переходом в старшие классы школы, когда завершаются уроки рисования. А вот петь мы не перестаём, даже если последний урок пения был пятьдесят лет назад.
«Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела».
Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма.
Самое смешное, что, несмотря на эти противоречия, пение, по-видимому, настолько естественное для человека состояние, что мало кто из нас всерьёз задавался вопросом, а зачем оно надо?
Одно из основных свойств пения – то, что это невербальное, сверхсловесное выражение эмоций. Когда сердце переполнено каким-либо чувством: будь то ликование или горе, глубокая печаль или любовь, душа жаждет излить это чувство, проявить через внешнее действие – и оказывается, что адекватно выразить сильное чувство просто словами невозможно: как бы эмоционально человек их ни произносил, всё кажется недостаточно правдивым и сильным. Можно, конечно, просто стонать и кричать (животные так и делают), но и этого оказывается мало: просто звук тоже не способен отобразить человеческую эмоцию. В каком-то смысле пение стоит между словом и воем, между человеком и зверем, между сознательным самовыражением и природным чувственным порывом. Таким образом, пение – это инструмент самовыражения и коммуникации, необходимый для максимально полного, объёмного, эмоционального проявления человеческой личности.
«Поверил я алгеброй гармонию». Конечно, пение подразумевает наличие гармонии и ритма. Под словами ритм и гармония мы понимаем структурную организацию пространства, не обязательно звукового. Гармоничным мы можем назвать приятное сочетание цветов, миловидное лицо, отношения в семье, где все друг друга любят и уважают… По одним и тем же законам гармонии построена вся вселенная, одни и те же числовые пропорции лежат в основе красивой мелодии, правильно настроенного инструмента, прекрасного, прочного здания и законов, по которым движутся планеты. Недаром древние греки относили музыку не к искусствам, а к наукам: она входила в тривиум «Астрономия, Музыка, Геометрия».
Многие древние ученые указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.
В древности люди понимали, что как нарушение законов вселенной превратит космос в хаос, как нарушение законов геометрии превратит здание в руины, так и нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу человека, его внутренний строй и его отношения с другими людьми. В древнем Китае композитора, который писал «неправильную» музыку, казнили. В нашем цивилизованном мире композиторов казнить не принято, а зря. Никто из нас не задумывается, какое колоссальное воздействие оказывает на нашу жизнь постоянный музыкальный фон, который мы привыкли не замечать, но от которого часто зависим не меньше, чем курильщики от никотина. Человеческая потребность в гармонии, как и всё в нашем мире, стала объектом манипуляции. Повторяя «назойливую мелодию дня», человек сам себя погружает в транс и становится частичкой массы, потребляющей музыкальную жвачку вместе с чипсами и Кока-колой. Человек поющий непременно включается в мощный энергетический поток, инстинктивно ощущая, как при этом возрастает его собственная духовная сила и значимость. Но это может быть как поток вселенской гармонии, так и звуковой мусоропровод.
При помощи ритма человек тоже подключается к потоку, но уже ритмическому. Ритм воздействует на психику, возможно, ещё сильней, чем гармония.
Ритм – это структурирование времени, деление временного континуума на разные промежутки. Каждому явлению, каждому народу, каждому человеку присущ его собственный ритм, искажая который можно как разрушать, так и управлять. Обратите внимание, какую музыку, с каким ритмом заводят опытные менеджеры в своих магазинах, стимулируя «заводное» настроение, с которым легко делаются покупки. Социопсихологи знают, что при помощи определённых ритмов можно менять состояния и настроения толпы. При помощи музыкального ритма можно ускорить или замедлить сердечный ритм (этим всегда пользовались шаманы и знахари), можно продлить или сократить само время жизни.
Ритм может быть как лекарством, так и смертоносным оружием: этнографы описывают африканские племена, где преступников казнили при помощи барабанного боя.
Можно сказать, что ритм и гармония, это то, что дано человеку свыше, то, что отличает его от животного и делает существом духовным.
По мнению немецкого учёного и музыканта Атаназиуса Кирхера, «психотерапевтические возможности музыки заключались в её посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие».
«Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» – способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом».
Петрушин В.И.
Музыкальная психотерапия. – М., 1999. – С. 10.
В унисон с космосом.
Но есть в пении нечто, что не просто приближает нас к природе, но делает нас её частью, открывает возможность пользоваться её ресурсами. Это резонанс – частотное совпадение голоса со звуками мира как слышимыми, так и не слышимыми. Если человеку удаётся своим голосом, телом совпасть с вибрацией физического пространства, где он находится, или найти такое частотное совпадение с голосом другого человека, возникает эффект усиления, многократного умножения силы звука, его обертонального богатства и мощности воздействия. Причём, в случае совершенного резонанса, это воздействие обоюдное: человек получает от мира природную мощь, и сам воздействует на природу, управляя стихиями при помощи голосовых модуляций. На этом эффекте основаны обряды восточных славян выкликания весны или вызывания дождя. А индусы считают, что если у человека от природы сильный голос, значит, при зачатии его родители находились в гармонии с космическими силами. Это поверье тесно соприкасается с убеждением, что правильное пение исправляет жизнь: у многих народностей Индии пение до сих пор является духовной практикой.
Существуют психотехники, используя которые, человек при помощи голоса настраивает свой организм, как рояль, входя в резонанс с самим собой, сообщая собственному телу правильные вибрации, может поднять свой жизненный тонус, поправить общее состояние здоровья.
Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там в электрические импульсы, направляются в мозг. Некоторые попадают в слуховые нервы и воспринимаются как звуки, другие – в мозжечок, ответственный за сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они передаются в лимбическую систему, контролирующую эмоции и выделение биохимических веществ, в том числе гормонов, влияющих на организм. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также поступает в кору головного мозга, регулирующую высшие психические функции человека, сознательное управление его поведением. По мнению А. Томатиса, ухо – один из органов, формирующих человеческое сознание. До него большинство исследователей не обращали внимания на то, что слышание – лишь сторона большего динамического процесса, в котором задействована каждая клетка тела. Звук является одним из энергетических источников мозга и всего организма. Выявлена непосредственная связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и состоянием здоровья.
Мир, сотворённый песней.
Понимание пения как проявления Божественного в человеке есть почти у всех народов, и духовные песнопения являются частью практически каждого религиозного культа. В христианской традиции ангелы «неумолчно воспевают песнь Богу», а люди повторяют эту песнь – «иже Херувимы» (мы Херувимы). В одной из христианских сказок Клайва Льюиса («Хроники Нарнии») Великий Лев Аслан песней творит мир.
И вот этот великий дар – пение – каждый человек получает от Бога при рождении. Это такое же свойство человеческой природы, как способность ходить, говорить, смеяться. Нет таких, кто был бы изначально лишён этого удивительного и совершенного инструмента. И не верьте страшным историям про медведей, наступающим на уши крикливым младенцам. Не верьте родной маме, когда она уверяет, что «у тебя никогда не было голоса». Напомните ей лучше, как она говорила вам: «Что ж ты так орёшь» или «Когда ты, наконец, замолчишь!» Доказательством тому, что пение – это природное свойство человека, может служить то, что в странах традиционной культуры, в той же Индии или Африке, да и в нашей родной российской деревне просто нет людей, которые не умели бы петь, «не имели» слуха и голоса. Все прекрасно поют с детства, причём не посещая никаких музыкальных школ. Чем же мы, цивилизованные горожане, так «не задались», что без специального образования не можем связать трёх нот? Причин здесь несколько.
Во-первых, звуковое пространство города настолько далеко от природного, что в самом деле деструктивно действует на аудиальные способности человека. Слух городского ребёнка формируется иначе, чем слух деревенских детишек, для которых привычным звуковым пространством являются голоса птиц и животных, шум леса и реки. Кроме того, ребёнок, который вырос среди поющих людей, учится у них петь неявно, не задумываясь о том, что он учится, перенимая традиционные певческие приёмы.
Во-вторых, условности современного цивилизованного общества таковы, что считается неприличным непосредственное выражение своих эмоций. Требуя соблюдения общественного порядка, родители, да и посторонние, шикают даже на маленьких детей, чей звонкий голос выбивается из общего звукового фона. Человек с детства боится «звучать» – не то, что петь, он и говорить начинает в полголоса. Попробуй, позвучи в современной малогабаритке с тонкими стенками или в общественном транспорте – такое «индивидуальное проявление» соседями будет воспринято как личное оскорбление.
А после того, как ребёнку чуть ли не с младенчества запрещали самовыражаться при помощи голоса, ему начинают «преподавать» пение в школе. Голос, который является отражением и продолжением личности человека, начинают «обрабатывать», унифицировать, так и не дав ему позвучать. В результате возникает некий перекос: и физиологический, и психологический. Нечто подобное происходит, например, с «переученными левшами», которых, вопреки их природе, с детства заставляли держать ложку и писать правой рукой, в силу чего они не могли использовать на 100% возможности своего тела и разума.
Но то, что вы никогда полноценно не использовали свой голос – этот уникальный инструмент, данный вам от рождения, – не значит, что у вас его «нет»! Его надо только «достать из чулана», почистить, настроить и учиться им пользоваться. Конечно, это дело не одного дня: сначала голос надо освободить от застарелых зажимов, потом «накачать», восстановить мускулатуру наполовину атрофировавшегося органа, затем развить гибкость, координацию с движениями тела, научиться слушать и слышать.
Зачем человеку владеть своим голосом? «Вступая во владение» голосом, вы не только получаете удовольствие от пения, не только распрямляете и освобождаете своё тело, но и приобретаете мощнейшее орудие коммуникации. Недаром говорят: «чарующий голос», «властный голос», «правдивый голос». Часто первое впечатление о ком-либо мы получаем только благодаря его голосу, даже не сознавая этого.
Психологи утверждают, что эффективность коммуникации в 55% зависит от визуальных представлений, связанных с внешним видом, выразительностью поз, мимики, жестов говорящего, в 38% обеспечивается качеством голоса, модулированностью, использованием пауз, чёткостью и акцентностью речи и лишь в 7% определяется семантикой слов, которые произносятся.
Человек с естественно звучащим голосом всегда привлекает к себе внимание в беседе, а тот, кто ещё умеет управлять своим голосом, владеет аудиторией, легко отображает любые оттенки своих мыслей и настроения, одной интонацией может сказать то, чего не выразить никакими словами.
Валентина Георгиевская
психолог, голосовой тренер.
www.orator.biz
Беловежская пуща
Заповедный напев, заповедная даль
Свет хрустальной зари, свет, над миром встающий.
Мне понятна твоя вековая печаль,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.
Здесь забытый давно наш родительский кров,
И, услышав порой голос предков зовущий.
Серой птицей лесной из далёких веков
Я к тебе прилетаю, Беловежская пуща.
Многолетних дубов величавая стать,
Отрок-ландыш в тени, чей-то клад стерегущий,
Дети зубров твоих не хотят вымирать,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.
Неприметной тропой пробираюсь к ручью,
Где трава высока, там, где заросли гуще,
Как олени, с колен, пью святую твою,
Родниковую правду, Беловежская пуща.
У высоких берёз своё сердце согрев,
Унесу я с собой, в утешенье живущим
Твой заветный напев, чудотворный напев,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.
Автор текста (слов): Добронравов Н.
Композитор (музыка): Пахмутова А
Поделиться информацией в соцсетях и мессенджерах: