Для чего люди пьют святую воду
О святой воде
Великое освящение воды. Сретенский монастырь. Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru |
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.
Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.
Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Для чего люди пьют святую воду
Небольшие водные потоки, что бьют из земных недр — уникальные творения природы. В городах их можно найти десятки. Вода из этих источников обладает целебными свойствами, но гарантировать качество и «чистоту» родниковых вод нельзя, причем зависит это не только от жизнедеятельности человека вблизи от местонахождения источника, но и от сезонности погодных условий.
Родники, своего рода показатель экологического состояния того места, в котором они находятся.
Родник (исто́чник, ключ, крини́ца) в представляет собой «самоизливающийся водоносный горизонт». То есть, подземные воды, располагающиеся в некоторых пластах грунта, выбиваются на поверхность. Подземный водоносный горизонт имеет область питания, которая может располагаться далеко от родника. Загрязнение водоносного горизонта возможно через его область питания или не защищенную кровлю, т.е. вышележащие слои грунта. Кроме того, загрязнение воды родника может произойти непосредственно в месте его выхода на поверхность земли.
Большая же часть городских родников связана с так называемой «верховодкой» – верхними техногенными слоями воды, а первый водоносный слой, как правило, расположен на глубине от 10 до 25 метров. Поэтому все, что попадает на почву, может легко просочиться и в воду.
Состав родниковой воды нестабилен: ливни, паводок, химические выбросы в атмосферу, аварии на подземных коммуникациях — все это отражается на состоянии грунта, а следовательно, не может не влиять на качество родниковой воды.
Но если природные явления делают воду в роднике для питья непригодной в течение некоторого времени, то соседство промышленных предприятий и свалок бытовых отходов делают ее не пригодной для питья в принципе.
Наличие в окрестностях сельскохозяйственных угодий только повышает риск разочароваться в качестве родника, особенно, если он берет свое начало не слишком глубоко: пестициды и гербициды каждую весну вместе с талыми водами уносятся в почву. Получается, что городской грунт служит не для фильтрации воды, а напротив, является источником попадания в родниковую воду самых различных вредных химических веществ. Учитывая всевозможные канализационные прорывы или несанкционированные сбросы промышленных предприятий, которые могут попасть в родники в любое время, нетрудно представить последствия для здоровья употребления такой воды. Поэтому вода большинства природных родников в черте города непригодна для питья.
Однако соглашаться с возможной опасностью готовы далеко не все: «Ну что вы. Вкусная вода, без хлорки. Столько лет пьем. Вот за город отдыхать едем — с собой берем!» — отмахиваются люди с бутылками в ответ на предупреждение. Ситуация осложняется тем, что в некоторых районах родники являются единственным источником питьевой воды, поскольку в домах отсутствует центральное водоснабжение.
Одни из основных причин не пить воду из родников:
Плохая экология. Когда про воду говорят, что она «живая», имеют в виду тот факт, что качество воды меняется в зависимости от экологических условий. В школьном курсе географии мы изучаем круговороте воды в природе. Но приезжая на источник, забываем прописные истины. А ведь все, что происходит на поверхности, результаты жизнедеятельности человека, проникают в воду. Вода из родника – не исключение.
Родники, расположенные в лесопарках менее опасны в плане химии. Однако в них могут содержаться и болезнетворных бактерий. Ведь в парках гниет листва и животные остатки. Кроме того в парках активно выгуливают собак, и почва от их фекалий может быть также загрязнена кишечной палочкой. Бактериологические показатели родников могут периодически изменяться, особенно в жаркие летние месяцы. По нормам Санпина в миллилитре родниковой воды должно быть не более 100 бактерий, но эта норма для большинства родников на практике не соблюдается.
Качество воды в родниках нестабильно. Даже если экология вокруг родника хорошая и по лабораторным анализам вода признана питьевой, нет гарантии, что она будет такой постоянно. Поэтому воду в родниках и источниках надо регулярно проверять. Роспотребнадзор проводит такие проверки 2 раза в год — весной и осенью.
Из проверенных в 2015 году проб воды из родников в черте города Владивостока 73% не отвечали по микробиологическим и санитарно – химическим показателям.
Даже если какой-то из показателей незначительно превышает норматив, специалисты не могут признать воду питьевой. Кроме того, специалисты ссылаются на отсутствие санитарной зоны и дезинфекции устья родников. И анализируется она как вода из нецентрализованных источников, а значит должна кипятиться.
Часто у родника нет оборудованного слива, вместо этого используется большая емкость со стоячей водой или лужа в лучшем случае выложенная камнем. Из этой общедоступной емкости люди черпают воду. О гигиенических требованиях в этом случае говорить не приходится.
Отсутствие качественной очистки и фильтрации. Поскольку источники могут проходить на разной глубине через разную толщу земной породы, почва является естественным фильтром для такой воды. Поэтому, чем ближе вода подходит к поверхности, тем больше она подвержена различным загрязнениям. Главная проблема всех родников в том, что лишь малая их часть питается из большой глубины. В такой воде при лабораторном анализе обнаруживаются пестициды, фосфаты, тяжелые металлы.
Вода из родника может быть кристально чистая, только в случае если на поверхность пробился источник из артезианских глубин, такая вода не подвержена атмосферным и поверхностным загрязнениям. Но есть и свои минусы. Например: артезианская вода не содержит полезной органики. Эти вещества могут попасть в воду лишь неглубоких слоев, так как проводником для них служат корни трав и деревьев, к тому же глубинные воды, которые залегают более чем на 60-ти метровой глубине, практически лишены кислорода, а это повышает риск онкозаболеваний.
Горожане на свой страх и риск набирают «родниковую» воду. Если вы всё ещё желаете пить воду из любимого родника, не поленитесь отвезти её на проверку.
Это касается источника, который расположен за пределами города, на вашем участке или поселке, единственный способ узнать, можно ли пить воду – отвезти ее на анализ в лабораторию.
Но даже при наличии результатов лабораторных анализов, нельзя гарантировать, что в момент, когда вы набираете в них воду, там не будет опасных бактерий или веществ. Особенно весной.
Как правило, на большинстве известных источников табличек, предупреждающих, что вода не пригодна для питья, нет.
Так, что пить или не пить родниковую воду – решать исключительно вам.
Многие родники стали основой для создания вокруг них санаторно-курортных зон, ведь многие подземные источники в избытке несут с собой полезные минеральные вещества и сопутствующие газы, некоторые источники, называемые – гейзерами, всегда горячие. Но это уже совсем другая история.
Святая вода: что с ней можно делать, а что нельзя
1. Что такое святая вода? Обычная по происхождению и составу вода, которая после совершения особого молебна приобрела освящающие, благодатные и исцеляющие свойства. Молебен называется водоосвящением, или водосвятием.
Святой водой можно помазывать больные места. Не делать компрессы, а помазываться, например, крестообразно. Дело не в количестве воды, не в длительности контакта ее с телом. Дело в соприкосновении со святыней, от которой вы тоже хотите получить благодать во исцеление. Делать все надо с молитвой.
6. Как хранить святую воду? Как обычную воду, только стоит подписать емкость, чтобы случайно не вылить и не использовать не по назначению, неблагоговейно.
7. Портится святая вода, или нет? Есть достоверные свидетельства того, что святая вода у верующих в лагерях, где они берегли святыню, как зеницу ока, не портилась даже после многих разбавлений. Не портится святая вода у многих и сейчас. На это нет простых объяснений, скорее всего надо вспомнить слова Христа: «По вере вашей да будет вам».
8. Что делать, если святая вода испортилась? Святую воду не выливают в раковину, не выплескивают на землю. Ее выливают в «непопираемое» место, то есть в то место, по которому не ходят люди (не попирают ногами) и не бегают собаки. Можно вылить воду в реку, можно в цветочный горшок, в чистое место под дерево.
Святая вода – дар Господа
Великое освящение воды совершается в Крещенский сочельник – 5/18 января, накануне праздника Крещения Господня (Богоявления), и в сам праздник – 6/19 января. При этом используется один и тот же чин. В течение этих двух дней водосвятный молебен может быть отслужен неограниченное количество раз. Вода, освященная по чину Великого освящения, называется Великая агиасма (святыня).
Когда впервые христиане стали использовать освященную воду?
Эта традиция восходит ко II веку. Согласно Священному Преданию, священномученик папа Римский Александр I в начале II века ввел обычай освящать дома святой водой. О водоосвящении перед Крещением известно с конца II – начала III веков. Об освященной воде упоминает в IV веке в своих сочинениях епископ Епифаний Кипрский, прославленный в лике святителей.
Праздник Богоявления впервые стали отмечать в Александрийской Церкви, и традиция почитания богоявленской воды быстро распространилась во всех Церквях. Святитель Иоанн Златоуст в своей проповеди в Антиохии в 387 году описывает чудесные свойства богоявленской воды.
Чин Богоявленского водоосвящения появился в последней трети V века в Антиохии и уже оттуда распространился по всем византийским православным церквям. С этого времени обязательным требованием к святой воде стало ее освящение священнослужителем.
Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407) говорил: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».
Преподобный Варсонофий Великий (V–VI вв.), авва Палестинский, на жалобы поселянина, что саранча портит нивы, отвечал: «Возьми святую воду и покропи ею нивы свои».
Затворник Георгий Задонский (1789–1836) свидетельствовал: «Когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух; душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Протоиерей Родион Путятин (1807–1869), духовный писатель, богослов и проповедник, утверждал: «При воспоминании Господа нашего Иисуса Христа, чрез погружение в воду Креста Его Животворящего, вода освящается, делается святой, целительной для душ и телес и всякие сопротивные силы отгнательной. Обыкновенная вода, по естеству своему, для тела только здорова, а чрез освящение естество ее изменяется, улучшается, возвышается, так что она делается спасительной для тела и для души».
Преподобный Серафим Вырицкий (1866–1949) советовал окроплять продукты и саму пищу крещенской водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Преподобный считал, что нет сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло.
Святитель Лука Крымский (1877–1961) советовал: «Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».
Святитель Иоанн Шанхайский (1896–1966) говорил: «Освящаемые воды при совершении священнодействия изменяются, становятся нетленными, сохраняются многие годы. Откуда получают то свойство воды? То действие Святого Духа. С верою их пьющие и мажущиеся ими получают облегчение и исцеление от немощей душевных и телесных, ими освящаются жилища, изгоняется сила бесовская, низводится благословение Божие на окропляемое ими».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910–2006) имел обычай духовных чад и паломников, приезжавших к нему, окроплять святой водой из маленькой чаши, а остаток воды потом выливать на грудь за пазуху. Иногда, особенно зимой, паломники боялись, что замерзнут на улице из-за мокрой одежды, но потом все как один убеждались, что по телу распространяется живительное тепло от святой воды, которой щедро окропил их старец.
Как нам приступать к сей великой святыне?
Святитель Иннокентий (Борисов; 1800–1857), архиепископ Херсонский, знаменитый проповедник, наставлял: «Здесь не один человек, а вся Церковь изливает теплые молитвы о том, чтобы существо воды освящено было “силою и наитием Святого Духа”. Как после сего и нам надлежало бы приступать ныне к сей воде? Не с верою ли и благоговением, как к великой святыне?
Так действительно и приступают к святой воде те, кои понимают, где находятся и к чему приступают: они причащаются ей как великой святыне и, приготовившись к тому постом и молитвами, хранят ее в самых почетных местах своих домов, вблизи святых икон и Креста Христова; употребляют ее в важных случаях, именно во исцеление души и тела, во освящение себя и своей собственности.
Мы освятим воду благодатью Святаго Духа, а вы не рассвящайте ее духом неразумия и нестроения. Священнослужители, для соблюдения благочиния, будут раздавать всем ее, как раздают священный хлеб, а вы приходите для принятия в тишине и порядке, с кротостью и благоговением, довольствуясь малым, потому что сила святой воды зависит не от количества ее, а от веры, с коей употребляется».
Святитель Феофан Затворник (1815–1894) предостерегал: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры), включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
«Как трепетен этот праздник!»
Святитель Кирилл Иерусалимский (315–386), один из отцов Церкви, утверждал: «Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан».
Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709) наставлял: «Празднуя Богоявление Господне на водах Иорданских, припомним, что Господь Бог наш и прежде являлся над водами для того, чтобы сделать различные дивные дела. Так, когда Он явился над водами Чермнаго моря, то “глубины скрыли все дно”, и провел Своих людей посуху. Когда в ковчеге переходил через Иордан, то возвратил вспять воды этой реки: “Иордан, – сказано, – обратился назад” (Пс. 113: 3). Наконец, вначале, когда Дух Божий носился “поверх воды”, Бог создал небо, землю, птиц, зверей, человека и вообще весь видимый мир. И ныне над водами иорданскими является Бог единый в Троице: Отец – во гласе, Сын – во плоти, Дух Святой – в виде голубя».
Митрополит Антоний Сурожский (1914–2003) писал: «Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений. И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха, – Он, безгрешный».
Он же писал еще: «Как трепетен этот праздник! Воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни».
Митрофорный протоиерей Валериан Кречетов говорит: «Господнее Крещение – это снисхождение благодати Божией на ту воду, которую мы сейчас с верою принимаем. Но праздник этот называется еще и Богоявлением. Почему? Потому что в момент Крещения Господня явилась вся Святая Троица, потому что в этот день открылась тайна, сокровенная от веков, от народов».
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
О Крещенской воде
Богоявленская и Крещенская вода
Какая вода крещенская?
Какая вода сильнее — Крещенская или Богоявленская?
Вода в крещенскую ночь
Что происходит с водой в Крещенскую ночь?
Когда вода становится крещенской?
Молитва на освящение крещенской воды
Когда идти за крещенской водой?
Чем отличается крещенская вода от святой?
Как правильно пить крещенскую воду?
Молитва на принятие Крещенской воды?
Что делают с крещенской водой
Можно ли пить крещенскую воду?
Можно ли разбавить крещенскую воду?
Можно ли окропить квартиру крещенской водой?
Что делать с прошлогодней крещенской водой?
Когда можно пить крещенскую воду?
Как пить крещенскую воду?
Что можно делать с крещенской водой
Как использовать крещенскую воду дома?
Как освятить крещенской водой?
Как освятить квартиру крещенской водой?
Можно ли истопить баню крещенской водой?
Можно ли купаться в Крещенской воде?
Свойства крещенской воды
Почему крещенская вода испортилась /позеленела?
Помогает ли крещенская вода забеременеть?
Приблизительное время чтения: 17 мин.
Приходя на праздничное богослужение в храм, мы прежде всего идём на встречу с Богом, навстречу той радости, которую, по идее, должны разделить в этот час с близкими и окружающими. Но так ли бывает в нашей реальной жизни? Вот скоро наступит праздник Крещения Господня и мы будем толкаться в очередях за крещенской водой (поскорее бы набрать), окунаться во всевозможные проруби, а зачем? Просто потому, что мы так привыкли?
Во всём, что мы делаем, должен быть какой-то смысл, а иначе это напрасный труд.
И, к сожалению, традиции, в которые изначально был заложен благодатный смысл, в связи с этим приобретают развлекательный оттенок. Давайте попробуем разобраться что к чему. За ответом на наиболее распространенные вопросы о крещенской воде мы обратились к священникам Димитрию Барицкому и Андрею Ефанову.
Богоявленская и Крещенская вода
Люди часто спрашивают:
Какая вода крещенская?
Крещенская вода – это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня.
Крещение и Богоявление – названия одного и того же праздника. Церковь вспоминает, как Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи, и в этот момент была явлена Святая Троица: Сын Божий стоял в водах Иордана, Голос Бога Отца зазвучал с Небес, а Святой Дух сошел в виде голубя.
Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования этих Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления.
Какая вода сильнее — Крещенская или Богоявленская?
Крещенская и Богоявленская вода — это разные названия одной и той воды, освященной чином Великого водосвятия в Крещенский сочельник или в сам день Крещения. Праздник Крещения Господня также называется еще и Богоявление — отсюда два названия воды. Разницы нет.
Традиция освящать воду второй раз изначально касалась только Иерусалимской Церкви. Там был обычай выходить в день праздника на Иордан для водосвятия в память о крещении самого Спасителя. Оттуда оычай второго освящения воды постепенно распространился по всему христианскому миру.
Вода в крещенскую ночь
Что происходит с водой в Крещенскую ночь?
Принято считать, что в Крещенскую ночь вся вода становится святой. Об этом говорится в одной из стихир праздника: «Днесь вод освящается естество». То есть, освящается вся водная стихия на Земле. Но это однократное проявление Божьей благодати, тогда как вода, набранная после Великого водосвятия, не теряет своих свойств со временем.
Существуют свидетельства, как в годы гонений на Церковь в Крещенскую ночь верующие набирали воду где придется, и, несмотря на то, что священник не произносил над ней молитв, вода эта хранилась годами и не портилась. Объяснить это можно лишь как чудо: видя глубокую веру людей и их невозможность оказаться в храме, Господь даровал им Свою благодать.
В праздник Богоявления верующие вспоминают, как Иисус принял Крещение от Иоанна Предтечи на реке Иордан, и отсюда, именно с этого момента, начался Его Путь, закончившийся Распятием и Воскресением. Лишь желание идти за Христом, быть вместе с Ним не одну ночь в году, а каждый день, стремление жить по-христиански и участие в таинствах Церкви помогают очищению души.
Крещенскую воду можно набирать как 18 января, в Крещенский Сочельник, так и 19 января, в сам Праздник. Вода, освященная в Навечерие (канун) и в сам день Богоявления, имеет одну и ту же благодать.
В больших храмах в крупных городах воду можно набрать в течение всего дня (и даже круглосуточно) 18 и 19 января. Но во время богослужений (Литургий и Всенощного бдения вечером 18 января) воду обычно не разливают. Лучше всего заранее уточнить, как будет организован процесс раздачи воды в храме, в который вы собираетесь.
Когда вода становится крещенской?
Крещение мы начинаем праздновать с 18 числа. Тогда же совершается и первое освящение воды. То есть вода, которая освящена утром, уже считается крещенской. Затем вода освящается ещё и 19 числа, непосредственно в сам праздник Богоявления. И она тоже является крещенской. Вообще, это одна и та же вода.
Как гласит предание, в этот день освящается вся водная стихия.
Есть в этом какой-то символический момент, связанный с тем, что Дух Божий сошёл на воду. Понятно, что Он сходит не на какую-то отдельную ёмкость воды, а Он сходит на всю стихию разом.
Крещенская вода называется Великой Агиасмой, то есть великой святыней, так как это самое главное и окончательное освящение воды.
Молитва на освящение крещенской воды
Молитвы на освящение крещенской воды произносятся во время Великого водосвятия. Это чинопоследование совершается лишь дважды в году – в канун и в сам праздник Богоявления, в остальное время года вода освящается малым чином.
Затем словами «Миром Господу помолимся…» начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся о том, чтобы вода освятилась «силою и действием и наитием Святого Духа», и о том, чтобы святая вода помогала очищению души и тела от грехов и недугов…
Наконец, священник с чтением молитвы кадит воду, призывая Господа освятить ее. Затем священник трижды погружает в воду крест. В это время поется тропарь праздника:
«Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
То есть: «При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»
Приходя на Великое водосвятие, которое совершается в храме (или на водоеме) после службы, не обязательно знать какие-то особые молитвы. Достаточно знать или хотя бы понимать тропарь праздника, а также вслушиваться в звучащие во время освящения молитвы и вместе с другими верующими просить у Господа через крещенскую воду получить благодать Божию и исцеление душевных и телесных немощей.
Когда идти за крещенской водой?
Как было сказано выше, воду можно набирать как в Сочельник, так и в сам праздник Богоявления. Однако важно не просто набрать воды, а стать как бы соучастником её освящения, соучастником всеобщей молитвы.
Крещенская вода не превращается в нечто иное, она не становится каким-то «магическим веществом», которая в момент изменит жизнь человека, очистит его от всех грехов. Нет, это не так.
У нас есть важные таинства Церкви, такие, как покаяние и Причащение Святых Христовых Тайн, про которые не стоит забывать.
Не то важно, когда набирать крещенскую воду, а с какими намерениями, с каким сердцем вы подходите в храм и совершаете те или иные действия. Ведь если не прикладывать никаких усилий, хотя бы даже стремления познать смысл, то можно обесценить таким образом всё, что угодно, даже Великую Агиасму.
Чем отличается крещенская вода от святой?
Не существует прибора, способного в градусах святости отличить крещенскую воду от святой.
Крещенская вода занимает какое-то особое место в, скажем так, обрядовой жизни. Просто по факту того, что эта вода освящается всего два дня в году, она выделяется особенным образом, считается обособленной и не приравнивается к святой воде. Но нет никаких параметров, по которым можно было бы определить, чем крещенская вода лучше святой, в чём отличия. Это такая же самая святая вода, только она приурочена к конкретному празднику.
Как правильно пить крещенскую воду?
Правильным считается пить крещенскую воду с верой, молитвой, натощак. Лишь два дня в году – в Крещенский сочельник и в сам Праздник – верующие пьют воду в течение всего дня. В остальное время принято пить крещенскую воду именно утром.
Связано это с тем, что Агиасма – это святыня, и отношение к ней соответствующее. Пить в утешение Агиасму благословляется людям, по тяжким грехам или иной какой-то причине лишенным возможности приступать к Причастию.
В Богослужебном Уставе оговаривается, что те, кто отлучает себя от святой воды лишь по той причине, что уже «вкусили пищу», неправы. Таким образом, если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар.
Что же касается частоты употребления Крещенской воды, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».
Молитва на принятие Крещенской воды?
Молитва на принятие Крещенской воды читается та же, что и на принятие просфоры и любой святой воды:
“Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.
В этой молитве верующие обращаются к Господу и просят у него помощи. Но не стоит уповать лишь на чудодейственную силу воды и исключительно Божественное действие. Во время чтения молитвы и принятия крещенской воды, нужно помнить, что оставить грехи и покорить свои страсти и немощи человек должен стремиться и сам.
Что делают с крещенской водой
Можно ли пить крещенскую воду?
Крещенскую воду пить можно и нужно.
Крещенская вода обладает особыми свойствами, не портится год и более и способна помогать в избавлении от физических и духовных недугов. Святитель Феофан Затворник утверждает: «…благодать не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан». Поэтому Великую Агиасму нужно пить не как «церковное лекарство», а с верой, молитвой, благоговением, стремлением самому меняться и идти к Христу.
Можно ли разбавить крещенскую воду?
Можно разбавить крещенскую воду, и от этого она не потеряет своих свойств.
Поэтому вовсе не обязательно в праздник Крещения набирать огромные бутыли и канистры. Можно принести из храма домой небольшую емкость, а дома смешать с обычной водой или же разбавлять крещенскую воду в течение года. Делать это надо с молитвой. Даже несколько капель крещенской воды освятят обычную воду.
Но это вовсе не значит, что набрав крещенской воды один раз, можно разбавлять ее годами. Главное в празднике Крещения – это приобщение к церковной жизни. Крещенская вода и через два года, и через пять лет может не потерять своих свойств. Но, отказавшись от возможности в сам праздник Богоявления прийти в Церковь, помолиться вместе с другими верующими, с благоговением взять Агиасму как великий дар, человек сам лишает себя гораздо большего, чем просто бутылка святой воды.
Можно ли окропить квартиру крещенской водой?
Можно окропить квартиру крещенской водой. Существует даже традиция после водоосвящения с пением тропаря праздника окроплять крещенской водой свой дом.
Во время Великого освящения воды Церковь молится: «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов … и на всяку пользу изрядну (сильную)». То есть Агиасму можно не только пить, но можно окроплять ей жилище и даже разные важные для человека предметы. Но надо понимать, что окропление святой водой квартиры – это не то же самое, что чин благословения жилища, совершаемый священником.
Что делать с прошлогодней крещенской водой?
Не все знают, что делать прошлогодней крещенской водой – продолжать ее хранить, постараться допить в ближайшее время, вылить.
Прошлогоднюю крещенскую воду можно продолжать употреблять как и положено – натощак с молитвой. Известны случаи, когда крещенская вода хранится десятилетиями и сохраняет свежесть.
Если же вас смущает ее сохранность, то можно вылить старую крещенскую воду в так называемое непопираемое место (т.е. чистое, закрытое от хождения по нему ногами). Надо помнить, что Агиасма – это святыня, и нельзя ее просто выплеснуть в раковину или где угодно на землю. Вылить прошлогоднюю крещенскую воду можно в водоем с проточной водой или же в горшки с домашними цветами.
Когда можно пить крещенскую воду?
При этом читается молитва:
“Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.
Как пить крещенскую воду?
Первое правило – это с благоговением и с молитвой. Мы говорим натощак, но мы должны понимать, что это не абсолютное правило и на все случаи жизни оно не распространяется. Святую воду, даже Великую Агиасму, человек может принимать и не натощак, если какие-то особые условия сложились.
Что можно делать с крещенской водой
Как использовать крещенскую воду дома?
Помимо употребления воды, по традиции в праздник Богоявления ею освящают (окропляют) своё жилище. Также можно освятить любую вещь, читая при этом положенные для мирянина молитвы.
Как освятить крещенской водой?
Нужно смочить кисточку или что либо подобное в святой воде и с молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» крестообразно окропить ею то, что вы хотите.
В молитвенном вечернем правиле у нас есть молитва «Да воскреснет Бог…», можно совершать освящение, произнося эту молитву.
Есть ещё молитва на освящение всякой вещи:
Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
(И кропить вещь святой водой трижды).
Можно прочитать эту молитву, а потом так же крестообразно окропить вещь, которую вы освящаете.
Как освятить квартиру крещенской водой?
На освящение (окропление) жилища есть специальная молитва: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Окроплением воды сия священной в бегство да обратится всё лукавое бесовское действие. Аминь».
Можно ли истопить баню крещенской водой?
Можно ли купаться в Крещенской воде?
Конечно можно, но очень важно с какой мотивацией и каким настроем мы это делаем. Понятно, что если мы возьмём эту воду и начнём как-то осквернять её, именно своим поведением, то это будет нехорошо, если это используется для готовки, или для бани, или купания, то это замечательно. В этом случае вода должна стать неким символом очищения внутреннего. То есть она очищает тело, но символизирует очищение души.
Очень важно, какое отношение мы вкладываем в наши действия, будь то купание в крещенской воде или что-то иное.
А может, я выпью воды или окунусь, и она (вера) появится, вдруг я прозрею. Но само по себе это не произойдёт. Откуда взяться благим чувствам, если мы для этого не приложили никаких усилий?
Свойства крещенской воды
Почему крещенская вода испортилась /позеленела?
У нас, к примеру, крещенская вода стоит целый год и не портится. У многих людей она очень долго стоит, в то время как другая вода давно бы уже испортилась. И поэтому тут можно вывести некую закономерность, что, может быть, это из-за состояния человека происходит. Возможно, ему стоит задуматься о том, как он живёт, вдруг он использует эту воду не по назначению. К примеру, часто люди используют это воду для каких-то магических ритуалов. Может быть, Господь тем самым показывает человеку, что он что-то не так делает.
Но если святая вода испортилась, то нужно взять её и вылить в какое-то чистое место под деревце, в цветок, в реку. А бутылкой можно пользоваться дальше».
Помогает ли крещенская вода забеременеть?
Помогает вера, а вода выступает неким символом, потому что мы существа материальные и мы нуждаемся в каких-то тварных символах. И вода, земля, маслице – это тварные символы. То есть мы таким образом должны к этому подходить. И если человек пьёт воду, мажется этой водой и так далее, то почему бы и нет.
У меня случай был на приходе. Бабушка одна очень сетовала на себя за то, что кошке давала крещенской воды. А давала потому, что кошечка болела. Но как только попьёт, легче ей становится, идёт на поправку, а как только пить перестаёт, то состояние её ухудшается.
На самом-то деле Господь через эту святую воду и животным помогает, в требниках есть чин такой на окропление скотины святой водой.
Поэтому всё возможно по вере. Главное, с каким настроением мы подходим, какой у нас мотив.
Для того, чтобы встретиться Богом, мы должны быть готовы к этой встрече, должны быть открыты Ему. Отказавшись от всех предрассудков, оторвать наконец-то свой взгляд от привычного и посмотреть вокруг себя. Но это труд, на который не каждый пойдёт. А чего тогда мы хотим?
Давайте же для начала просто будем стремиться к искренней радости и делиться ею с близкими. И постараемся не укорять других в том, что они что-то делают не так, а по возможности осторожно будем направлять их. У всех у нас свои пути, мы пребываем в разных обстоятельствах, но то и прекрасно, что каждый из нас уникален, а пути Господни, как известно, неисповедимы.