Для чего людям нужна деловая речь как она помогает в жизни
Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое ораторское искусство
Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.
Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.
Почему важно развивать ораторское искусство
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.
считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».
Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:
«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».
Основные принципы ораторского искусства
Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.
Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.
Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.
Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.
Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.
Как развить ораторское искусство
«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».
Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».
Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Где учиться ораторскому искусству
Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.
«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».
В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.
Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.
Практические упражнения
Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.
Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.
Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».
Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.
Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.
Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.
Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.
Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.
Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.
Важность делового общения в бизнесе и как его улучшить!
Эффективное общение очень важно для бизнеса, чтобы увеличить продажи, обеспечить поддержку, превратить посетителей сайта в потенциальных клиентов и вдохновить сотрудников на привлечение клиентов. Коммуникация важна в бизнесе, чтобы привлечь внимание людей к вашим продуктам и услугам.
Из-за изменений в технологиях и поведении клиентов в наши дни, как никогда сложно превзойти конкурентов. Пришло время вводить новшества во внутреннем и внешнем деловом общении. Использование новейших инструментов делового общения поможет бизнесу расти, например, инструменты обмена мгновенными сообщениями и совместной работы между командами помогут повысить производительность.
Использование чат-ботов и живого чата привлекает больше потенциальных клиентов с помощью эффективных коммуникационных сообщений. Но для этого важно быть эффективным в деловом общении, и это помогает использовать преимущества воронок продаж и инструментов чата в бизнесе.
1. Недостаток производительности и прогресса.
Без общения очень сложно вдохновить команду на достижение конкретных бизнес-целей. Эффективное деловое общение и обмен сообщениями помогают быстрее принимать решения, улучшают сотрудничество между младшими и старшими членами команды и вдохновляют на обмен и обсуждение неудач и успеха.
Если у них нет инструментов делового общения и эффективных навыков общения, они не смогут выполнить путь, необходимый для достижения успеха в бизнесе. Вот почему общение важно в бизнесе.
2. Скорость исполнения.
Более быстрое выполнение процессов, решений и идей в проекте и бизнесе важно для успеха и привлечения большего числа клиентов в конкурентной борьбе. Эффективное деловое общение и инструменты помогают быстрее развиваться во внутренних и внешних делах.
Например, клиент получает ошибку при запуске бизнес-приложения на компьютере. Ошибка останавливает их, чтобы сделать свою работу.
После этого он звонит в вашу службу поддержки.
И персонал поддержки мгновенно помогает, получив удаленный доступ к ПК или приложению.
В конце концов, клиент с удовольствием узнает мгновенное решение и услуги от компании. После этого клиент захочет поделиться качеством услуг с другими людьми в социальных сетях.
Персонал смог это сделать благодаря эффективной культуре общения и ясности мыслей и целей сотрудников. Они четко понимают цели и процесс благодаря эффективной культуре общения, созданной генеральным директором и менеджерами. И, несомненно, благодаря инструментам делового общения удалось быстро решить проблемы клиентов.
Вот почему эффективные средства коммуникации важны в бизнесе, чтобы обеспечить отличную поддержку клиентов, скорость выполнения проектов и сотрудничество между участниками поддержки клиентов и разработчиком программного обеспечения.
3. Более высокая отдача от интернет-маркетинга и рекламных инвестиций.
Без эффективного делового общения невозможно получить отдачу от маркетинга. А когда речь идет об интернет-маркетинге, то это важнее, чем когда-либо.
Одноразовое негативное общение или сообщение или продвижение могут отвлекать клиента от выбора вашего продукта и услуг в течение многих лет. Это влияет на бизнес в течение многих лет, чтобы вернуться к культуре и снова завоевать доверие клиентов.
Как вы знаете, доверие клиентов к вашим услугам, продуктам влияет на успех и провал вашего бизнеса. Чем выше доверие, тем успешнее бизнес.
Но основа доверия начинается с эффективного делового общения. То, как вы общаетесь, влияет на клиентов, сотрудников и даже вас. Если это положительное влияние, то ваш бизнес будет расти.
Люди не покупают ваш продукт, они покупают способ, которым вы общаетесь.
Вот почему общение оказывает влияние на ваших клиентов на протяжении многих лет.
Сегодня практически все предприятия пытаются продвигать свои продукты и услуги через интернет и наращивать продажи. Все, что им нужно сделать, — это эффективно информировать клиентов о продуктах и брендах на правильной платформе и перед нужным клиентом. И самым простым способом.
Но большинство из них не могут достичь своих целей в области продаж и маркетинга из-за плохого выбора платформы, инструментов, приложений и сообщений.
4. Управление командой и эффективное делегирование задач.
Эффективное деловое общение важно для делегирования задач, отслеживания эффективности и публикации обновлений о проекте. Эффективное общение помогает менеджерам или руководителям команд выполнять больше задач в соответствии с графиком и целями.
Если менеджеры эффективно сообщают о важности проекта, масштабах, стимулах и сроках, используя различные бизнес-приложения для информационных технологий, такие как календарь, электронная почта, облачное хранилище, видеоконференции, презентации, руководства и используя различные другие сервисы, тогда этим становится легко управлять, отслеживать, назначать, сообщать, выравнивать внутренние и внешние команды.
Но если общение, поведение и культура внутри компании неэффективны, то коммуникационные сервисы не могут помочь.
Вот почему общение важно в бизнесе наряду с инструментами делового общения.
5. Деловое общение важно для выявления и воспитания скрытых лидеров.
Много раз, менеджер и старшие члены команды игнорируют новичков или недавно присоединившихся людей в компании. Они ведут себя грубо, хвастаются своей позицией и случайным поведением, что доминирует в морали и желаниях новых сотрудников. Большинство руководителей не знают о том, как их поведение замедляет рост компании.
Если вы не поощряете и не устраиваете их в культуре, то, как вы будете развивать бизнес.
Люди, которые присоединятся сегодня, начнут руководить компанией через 10 лет. А люди, которые в настоящее время работают и позиционируют себя на более высоких должностях, через несколько лет уйдут открывать собственные компании. И в то время, когда эксперты и лидеры покидают компанию, ваш бизнес может рухнуть.
Вот почему важно искать долгосрочные выгоды и успех и реально поддерживать конкурентную культуру, которая также создает уважительный и вдохновляющий процесс на рабочем месте.
Без эффективного делового общения трудно вдохновить, помочь, обучить и развить новых и старых членов команды в компании. А без эффективного, уважительного, вдохновляющего и творческого общения они не будут сотрудничать друг с другом. А без совместной работы бизнес не растет. Вот почему эффективное общение важно для успеха в бизнесе.
Как улучшить деловое общение?
Общение – это процесс обмена знаниями между людьми с помощью слов. Деловое общение – это процесс передачи информации и мыслей между различными частями организации, а также людьми вне организации, такими как клиенты, инвесторы, поставщики и т.д. Основная функция делового общения заключается в эффективной передаче своего сообщения или мыслей другому человеку.
В деловом общении получатель сообщения должен быть в состоянии сразу же понять ваше сообщение, и это может быть, возможно, только тогда, когда вы передаете свое сообщение простыми и знакомыми словами. Таким образом, правильный выбор слов очень важен для мощного делового общения.
Вот несколько советов по улучшению делового общения:
1. Всегда используйте общие и знакомые слова.
Использование знакомых слов является наиболее важным правилом выбора слов в деловом общении. Всегда используйте общеизвестные и знакомые слова повседневного употребления, чтобы сделать ваше сообщение легко читаемым и понятным.
2. Используйте конкретные слова.
Используйте конкретные слова вместо абстрактных слов в деловом общении. Конкретные слова образуют в разуме человека четкие образы. Конкретные слова, такие как банк, стул и телефон, являются конкретными словами, тогда как производительность, несоответствие и значимость являются абстрактными словами, которые создают смутные и нечеткие образы.
3. Не злоупотребляйте большим количеством слов.
Избегайте использования большого количества слов, чем требуется в предложении, чтобы выразить цель вашего делового общения.
4. Избегайте длинных предложений.
Избегайте использования длинных предложений, имеющих много ненужных слов. Рекомендуемая средняя длина предложения для эффективного делового общения составляет от 15 до 18 слов для ясного и читаемого стиля.
5. Используйте технические слова с осторожностью.
Каждая профессия имеет свой особый словарный запас и технические слова. Члены этой профессиональной группы могут легко понять эти технические слова и жаргоны. Но если вы будете использовать эти технические слова в своем деловом общении с обычными людьми, то для них это будет звучать как иностранный язык.
6. Используйте правильные фразы.
Будьте внимательны при выборе идиом и фраз при деловом общении.
И желаю Вам огромной и ошеломительной удачи в вашем общении и в бизнесе!
С уважением руководитель сервиса Моя Визитка Артур Левонович Сарикян
А так же читайте очень интересные статьи:
Для чего людям нужна деловая речь как она помогает в жизни
Сайт преподавателя русского языка и литературы
—>Приветствую Вас Гость | RSS
Ивлиевой Евгении Александровны
Деловая речь — это один из видов связной письменной речи.
Она характеризуется некоторыми особенностями стиля, лексики, сферы применения.
Каждый человек» начиная самостоятельную производственную деятельность, сталкивается с необходимостью составить и написать заявление, справку, доверенность, расписку, автобиографию, протокол, характеристику, правильно написать докладную записку, заполнить анкету, составить, оформить и написать объяснение, извещение, составить текст телеграммы, написать план работы, оформить программу вечера художественной самодеятельности.
Чтобы научиться правильно оформлять различные деловые бумаги, надо знать особенности официально-делового стиля языка, деловую речь.
Он отличается от других стилей речи лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями, определёнными стереотипными оборотами речи, удобными для оформления деловых бумаг. Деловая речь нужна вам для составления различных деловых документов при поступлении на работу, проведении отчётов и прочих деловых отношений.
В состав официально-делового стиля прежде всего входит специфическая лексика: вышеизложенный, нижеподписавшийся, предъявить, уведомить, явка и другие слова.
Для этого стиля речи характерна и специфическая фразеология: выписка из приказа, командировочное удостоверение, удостоверение личности, непрерывный стаж. Деловая речь нужна для повседневной деловой жизни.
Языку деловых бумаг присущи также и синтаксические особенности:
словосочетания с предлогом, употребляющимся с определенным падежом во изменение приказа, во исполнение принятого решения, по истечении срока договора, по прибытии на место работы, согласно предписанию, вопреки указанию; неполные, безличные предложения необходимо решить вопрос, поручить профоргу; сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия, присоединяемыми союзами так как, ввиду того, вследствие того и другими.
Нужно помнить, что в деловых бумагах не употребляется эмоционально-оценочная, просторечная, диалектная лексика. Числительные обычно пишутся цифрами, за исключением денежных документов (счет, доверенность, расписка), окончания порядковых числительных пишутся через чёрточку, если числительные обозначены арабскими цифрами (2-я научная студенческая конференция), после римских цифр окончания не пишутся (XXIV Международный астронавтический конгресс). Глагольные выражения типа прошу разрешить, необходимо улучшить заменяются словосочетаниями, в состав которых входят отглагольные существительные: прошу разрешения, необходимо улучшение. Широко используются конструкции с причастными и деепричастными оборотами,, конструкции с краткими страдательными причастиями (принят в члены партии, направлен на работу). Эти особенности характерны для собственно-деловой переписки (заявления, справки, доверенности, удостоверения, расписки, акта, протокола, договора, характеристики, объявления, телеграммы), другие виды деловых бумаг (тезисы, аннотация, рецензии), которые рассмотрены несколько выше, характеризуются некоторыми другими стилистическими особенностями.
Как написать расписку (пример расписки)
Для начала предлагаем узнать, что такое расписка?
Расписка — это документ, удостоверяющий получение чего-нибудь. Схематически расписку можно представить следующим образом:
1. Наименование документа,
2. Фамилия, имя, отчество, должность автора документа (того, кто дал расписку).
3. Наименование организации (или лица), передающих что-нибудь. Если расписка выдается лицу, то указывается фамилия, имя, отчество, должность.
4. Точное наименование передаваемого — количество указывается и цифрами, и прописью.
5. Дата, подпись получателя. Если расписка имеет особенно важное значение, то подпись лица, давшего расписку, заверяется в учреждении или у нотариуса.
Ниже предлагаем несколько образцов написания расписки.
Я, Васильев Николай Петрович, секретарь педучилища, получил от профкома 20 (двадцать) руб. на организацию новогодней елки.
Как написать доверенность
Вначале давайте узнаем, что такое доверенность.
Доверенность — это документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ. Она состоит из следующих частей:
1. Наименование документа,
2. Наименование доверенного лица (фамилия, имя, отчество, должность или адрес).
3. Точная, исчерпывающая формулировка доверяемой функции,
Подпись доверителя должна быть обязательно заверена: подпись (такого-то) удостоверяется, подпись должностного лица, заверившего подпись, дата и печать организации.
Образец написания доверенности:
25.03.2008 г. Сватовская
Подпись Сватовской Е. Н. удостоверяется.
Заведующий канцелярией (подпись)
Во время составления заявления придерживайтесь таких правил.
Пример заявления студента
Директору профессионально-технического
училища № 25, Иванову Ивану Ивановичу
Петренко Николая Сергеевича
что проживает по адресу;
г. Сватово, ул. Стасова 5
Прошу принять меня для учебы в училище.
В 2008 году я закончил 9 классов средней школы № 8 города Сватово.
К заявлению добавляю:
1) свидетельство об образовании;
2) характеристику из школы;
3) автобиографию;
4) справку о состоянии здоровья (форма № 286);
5) три фотокарточки размером 3х4»
Дата Подпись
Периодически каждый из нас сталкивается с необходимостью написать автобиографию. Чтобы облегчить задачу составления автобиографии, ниже мы привели образец автобиографии, который каждый из вас может использовать как шаблон для создания собственного документа, повествующего о вашем жизненном пути.
Я, Васильев Николай Павлович, родился 15 декабря 1962 года в Луганской области, в г. Сватово.
В 1980 году я поступил в Луганский Политехнический институт, который закончил в 1985 году по специальности инженер – теплоэнергетик.
В 1985 году началась моя трудовая биография.
В настоящее время я работаю Директором предприятия » Golden Telekom » в г. Сватово.
В настоящее время проживаю по адресу: Луганская область, г. Сватово, ул Новосёловка, 24.
Женат. Жена – Васильева Наталья Ивановна, 1968 года рождения, украинка, образование – высшее, работает, проживает со мной.
Сын – Алексей, 2000 года рождения, проживает со мной.
Мать – Васильева (Костромская) Марина Фёдоровна, 1938 года рождения, украинка, высшее образование, пенсионер, проживает по адресу: Луганская область, г. Сватово, ул. Кударя, 38.
Отец – Васильев Павел Васильевич, 1938 года рождения, русский, высшее образование, пенсионер, проживает по адресу: Луганская область, г. Сватово, ул. Кударя, 38.
Начальнику ЖКХ Петрову Анатолию Николаевичу
жильца дома № 249 квартира 18
Сидорова Петра Степановича
проживающего по адресу:
улица Московская дом 249 кв. 18
Пишу вам жалобу в связи с тем что в моей квартире, в ванной комнате, вот уже пол года протекает водопроводный кран.
Я неоднократно обращался к слесарям ЖЕКа с просьбой заменить водопроводный кран.
Последнее моё обращение было 24.07.2011. Мне пообещали произвести замену крана в течении трёх дней, но прошел уже месяц а водопроводный кран не заменили.
Прошу вас принять меры, и прислать слесарей для замены крана в моей квартире.
12.09.2011 (подпись) Сидоров Петр Степанович