Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

Конспект урока русского языка в 5 классе «Для чего нужна речь?»

Р.Р. Для чего нужна речь?

Цели: дать учащимся представление о речи, речевой ситуации, научить видеть разницу языка и речи, уметь использовать формулы речевой ситуации

Оборудование: учебник «Русская речь». 5 кл., Е.И. Никитина

Тип урока: Урок изучения нового материала

1 Организационный этап.

2 Мотивационный этап

3 Творческая практическая деятельность.

— Какие условия необходимы для того, чтобы язык стал речью, то есть заработал как средство общения? Ответить на вопрос поможет воображение, которое позволит представить ситуацию на дороге. Может быть, вы и сами в такие попадали.

Вы с товарищем переходите улицу. Вдруг из-за угла выскакивает автомобиль, который ваш спутник ещё не видит. Вы хватаете товарища за руку и кричите: “Стой! Машина!”

Почему возникла речь? Назовите три условия, наличие которых заставляет человека говорить. Наводящие вопросы:

Почему сказанные слова возникли именно в данной ситуации?

Если бы рядом был англичанин, француз или глухой человек, имело бы смысл кричать то, что было произнесено в нашей ситуации?

Итак, есть три условия возникновения речи:

(пишущего и читающего)

владение одним и тем же языком

-Давайте послушаем вот такой разговор:

Серёжа вернулся из кино.

Что, хорошая была картина? – спрашиваю.

Ух, и здорово! – отвечает он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, понимаете, он его бах, а тот говорит: нет, тогда они стали кричать, а этот, ну, понимаете, как даст… Понимаете?

Понимаете ли вы Серёжу? Почему? Что ему можно посоветовать?

4 Выполнение упражнений

— А теперь откроем учебник развития речи на с.6 Упражнение 1,2 (учащиеся выполняют упражнения).

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.

— А кто понял разницу языка и речи?

— Ребята, что нового вы узнали на уроке? А что было для вас знакомым? Для чего нужна речь человеку?

7 Домашнее задание

Прочитать параграф 2 на с.9 учебника развития речи и выполнить упражнение 4.

Источник

Для чего людям нужна речь? Речевая ситуация

Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

Описание разработки

Цель

Создание условий для установления обусловленности речи разными ситуациями

Задачи

1. Сформировать представления об элементах речевой ситуации как совокупности условий, при которых возникает речевое общение.

2. Формировать умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3. Воспитывать культуру речевого поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Иметь представление о речевой ситуации и ее элементах.

Уметь составлять речевое сообщение (высказывание или текст) с учетом речевой ситуации.

Формирование мотивации к учебной деятельности, уважительного отношения к мнению

Умение ставить и определять пути решения учебной задачи и оценивать правильность ее выполнения.

Ход урока

Организационный момент

Ребята, сегодня у нас первый урок из 34 уроков развития речи. Как вы считаете, чем мы будем заниматься на этих уроках? (развивать свою речь, делать ее лучше)

— А что такое речь? Как вы понимаете? (Обсуждение ответов ребят)

Соотнесите свои ответы с определением из словаря С.И. Ожегова (Слайд №1)

Итак, речь – это общение, в процессе которого происходит обмен мыслями, информацией, сообщениями, мнениями об увиденном или услышанном, эмоциями.

— Что же нам необходимио, чтобы речевое общение состоялось?

Именно на этот вопрос мы должны сегодня найти ответ.

Запишем тему урока: речь и речевая ситуация.

Работа с учебником. Упр.1

Рассмотрите четыре рисунка из упражнения.

Какие речевые ситуации изображены на них? (Учитель разговаривает с учениками, мальчик слушает музыку, мужчина пишет письмо, девочка читает книгу)

Мы записали четыре элемента речевой деятельности. А для чего они нужны? (Для того, чтобы мы все могли общаться)

— Какие условия необходимы для речевого общения? Рассмотрим их на примере ситуации, описанной в рассказе В, Драгунского «Тайное становится явным» (Приложение №1) Денис Кораблев, не любивший есть манную кашу, выплеснул ее в окно на улицу, и каша попала на шляпу прохожему.

Слушаем текст (чтение учителем вслух)

— Какое событие заставило милиционера обратиться к жильцам этой квартиры? (Кто-то вылил из окна кашу, пострадал прохожий)

— Была ли у милиционера какая-то цель, зачем он начал говорить? (Он хотел найти и наказать виновного)

— Милиционер пригласил пострадавшего. Как вы думаете, зачем начал говорить «дяденька в шляпе»? (Хотел рассказать, как все происходило, пожаловаться на то, что испорчены костюм и шляпа).

— Представьте себе, что милиционеру никто не открыл дверь. Состоялся бы его разговор с мамой Дениски? (Нет, так как ситуация общения предполагает, чтобы в ней участвовали хотя бы двое)

— Как вы думаете, почему, обращаясь к милиционеру, мама говорила строго и резко, а к пострадавшему обратилась мягко и вежливо? Почему речь милиционера была такой строгой и официальной?

— Представьте себе, что «дяденька в шляпе» оказался иностранцем, который совсем не говорит по-русски. Состоялось бы его речевое общение с милиционером и Денискиной мамой?

На основе анализа текста сделайте обобщение: что же необходимо для речевого общения. Подсказка: должно быть пять элементов

(Событие, побуждающее к общению; участники общения; цель общения; единый язык, на котором говорят собеседники; учет обстоятельств общения)

Представление результатов работы групп. Если вы правильно назвали элементы речевой ситуации, то они должны отвечать на следующие вопросы (Слайд № 2)

Источник

Урок русского языка в 5 классе «Зачем человеку нужен язык?»

Урок русского языка в 5 классе на тему «Зачем человеку нужен язык?» разработан учителем русского языка и литературы Лаптевой Ольгой Алексеевной. В основе занятия – работа по формированию умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Цель урока – формировать способности к систематизации и обобщению знаний как средства для построения нового способа действия.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

— понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; формирование уважительного отношения к родному языку, гордости за него;

— владение разными видами чтения;

— способность извлекать информацию из различных источников;

— умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

— умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

— владение различными видами монолога и диалога;

— знать основные функции языка, нормы речевого этикета;

— уметь проводить различные виды анализа слова, а также синтаксический анализ предложения.

Учебник: Русский язык. 5 кл. / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.

I этап. Этап мотивации к учебной деятельности.

— О чем предложенный видеосюжет?

— Может ли человек полноценно жить без языка? Почему?

— Попробуйте сформулировать тему урока.

Запись темы урока на доске и в тетради.

— Какую цель можно поставить перед собой?

Предлагаю начать работу с таблицы (прием «ДО – ПОСЛЕ»).

Зачем человеку нужен язык?

Оформим ее в тетради и заполним первую колонку.

Обучающиеся говорят о том, что язык нужен человеку для общения. (В первую колонку записываем слово общение)

— Докажем, что язык является средством общения. Проведем эксперимент. Предлагаю разыграть пантомиму.

(Один обучающиеся выходит из класса, второй получает задание объяснить без слов, что он опаздывает в школу, так как его будильник испортился и прозвонил в 7.45, а у него контрольная работа по русскому языку).

Вопросы выходившему ученику:

— Какую информацию пытался передать твой одноклассник?

— Тебе все было понятно сразу?

— Легко ли было понять, о чем идет речь?

— О чем не удалось рассказать с помощью жестов и мимики?

— Удачен ли такой язык в общении?

— Подведем итоги. (Язык – важнейшее средство общения)

В учебниках и словарях, в книгах и журналах тоже используется язык. Какую цель преследуют авторы книг в отношении языка?

— Что нужно сделать для того, чтобы найти ответ на обозначенный вопрос? Конечно, обратиться к учебнику.

— Откройте учебник на стр. 3. Прочитайте информацию в рамочке о том, что такое эпиграф, и найдите эпиграф к сегодняшнему уроку. Прочитайте его.

Назовите ключевые слова. Как вы понимаете слова Г.Р. Державина?

О какой функции языка говорит поэт?

Запишите эпиграф в тетрадь и подчеркните ключевые слова.

— Обратимся к упр. 2. Самостоятельно прочитайте предложенный текст и найдите в нем ответ на вопрос: «Зачем ещё человеку нужен язык?» Найдите предложение, в котором отражена главная мысль текста и запишите его в тетрадь. (Язык делает человека человеком)

— Еще раз прочитайте текст про себя.

— Что мы узнали из учебника по теме урока? Перескажем прочитанный текст (Прием «Микрофон». Пересказ текста упр.2 по цепочке).

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах. Обратимся к упр. 4. Спишите без ошибок. Проверьте. Объясните друг другу, как вы понимаете смысл предложений. К выделенным словам подберите однокоренные и обозначьте корни.

Беседа по вопросам.

— Каким образом слово может «разъединить людей»?

— Как вы понимаете фразу «хорошо владеть языком»?

— Почему язык является орудием общения?

Напишите небольшой текст о роли языка в жизни людей. В качестве примера-аргумента возьмите информацию из просмотренного фильма о детях, воспитанных животными. Также воспользуйтесь информацией из упр.2, 4.

Чтение получившихся текстов.

— Заполните вторую часть таблицы, которую мы «создали» в начале урока. Что мы запишем во вторую колонку? (Передача информации, хранение информации, сообщение информации)

— Напишите пожелания себе с точки зрения изученного на уроке.

1. Подберите пословицы о языке. Какой смысл заложен в них? Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.

2. Внимательно прочитайте слова в рубриках «ЗСП-1, 2», подберите к ним однокоренные, составьте предложения.

3. Индивидуальное задание. Упр. 5 (рассказать о М.В. Ломоносове).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

«Гласные буквы и звуки» Урок русского языка в коррекционной школе

Открытый урок по русскому языку для 2 класса «Повторение правописаний частей слова»

Конспект по русскому языку «Омофоны» 2 класс

Конспект по русскому языку на тему «Три склонения имен существительных» 4 класс

Конспект по русскому языку на тему «Качественные прилагательные» 3 класс

Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе

Конспект по русскому языку на тему «Число имен существительных» 3 класс

Проверочная работа «Единственное и множественное число глаголов»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5402015 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря

Время чтения: 2 минуты

Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок русского языка в 5 классе»Что такое речь?»

Технологическая карта урока русского языка

Учебник: Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. и др Русский язык 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2013.

Тип урока: открытие нового знания

обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка;

развивающие : выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, уважение к красивой речи

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).

— поэтапного формирования умственных действий

Метапредметные связи: литература.

Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.

Оборудование: учебник. рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».

План проведения урока:

Проблемное объяснение нового знания.

Итог урока (рефлексия).

I .Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Улыбнулись друг другу

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение .

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД : взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД : прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Проверка дом. задания.

Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

Личностные : принимают и осваивают социаль­ные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные : в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят спо­собы выхода из этой ситуации.

Познавательные : самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные : при необходимости отстаи­вают свою точку.

III .Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения.

– Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.

знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске):

– главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

– общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.);

– общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы:

Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(говорит или пишет)

ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(слушает или читает)

– человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;

– с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;

– существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время;

– особенность русского языка заключается в том, что он служит:

Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока

между людьми русской национальности

между людьми разных национальностей

между народами разных государств

А как вы общаетесь?

Учащиеся дают ответы

Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения.

Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза.

Личностные : оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.

Регулятивные : работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ­ляют ошибки.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные : владеют грамотной письмен­ной речью.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

V. Работа по учебнику.

2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8.

Вопросы для обсуждения:

– При каких условиях речевое общение состоится?

– В каком случае речевое общение становится невозможным?

– Что такое речевое общение?

3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.

1) Работа по таблице; учитель помогает учащимися найти:

– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы
(Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока, Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока, Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока; Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока, Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Картинка про Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока. Фото Для чего людям нужна речь 5 класс конспект урока) и т. д.;

– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);

– морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов);

– орфоэпические средства ( метр э] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»);

– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).

2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:

3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.

– Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали . Наконец мы увидели замок.

– Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.

– Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

– Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи.

– Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод.

– Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.

Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно».

Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?»

Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!»

Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!»

Нина увидела окно. Нина: «Увидела – окно».

Нина, увидела окно? Нина увидела – окно.

Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др.

Объясняют значение слова.

Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.

Проверяют и оценивают.

Учащиеся переписывают слова без ошибок, находят

— смыслоразличительную роль звука, орфографические средства морфологические средства

орфоэпические средства орфоэпические средства

Оценивают свою работу.

Объясняют, как меняется смысл сообщения

Объясняют значение слова

Высказывают своё мнение

Личностные УУД: действие смыслообразования ; оценивание усвояемого содержания

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей;

Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

Регулятивные УУД: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф..

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные УУД: действие смыслообразования ; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

VI. Комментирование домашнего задания.

Дома : параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД : понимать и принимать учебную цель и задачу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *