Для чего людям нужна речь 5 класс
Для чего нужна речь людям?
Ответ или решение 2
Речь для человека является самым главным средством общения. Она помогает сформировать мышление и передавать информацию между людьми. Также она управляет человеческим поведением, благодаря чему люди умеют грамотно излагать свою мысль и действовать по обстоятельствам.
Как появилась речь
Человеческая речь появилась еще в доисторические времена, потому что людям необходимо было понимать друг друга. Вначале они научились объяснять друг другу только самые главные понятия, например: «еда», «огонь», «опасность». Со временем запас слов расширялся, люди научились охотиться, шить для себя одежду, делать орудия труда. Все это требовало своих обозначений. Так, постепенно отдельные слова превращались в осознанную речь.
Какие свойства речи бывают
Современные лингвисты (люди, что занимаются изучением языков) выделяют самые главные свойства речи. Это:
Данные свойства помогают украсить речь, придать грамотность и содержание в ней полезной информации.
Для чего людям нужна речь
В нашем мире трудно представить общение без речи, как письменной (письмо и чтение), так и устной (это говорение, слушание и произношение). Без ее развития невозможно было бы достичь существующего уровня развития культуры и науки. Соответственно, речь жизненно необходима для передачи своих мыслей, желаний другим людям. Понимая друг друга, человек может существенно подняться на ступеньку развития во всех областях: науки и образования, медицины и географии, в познании и изучении окружающего мира и многого другого. Человеку сложно донести свое понимание, умение, не владея речью. Таким образом, речь — главный способ выражения мыслей и основной механизм человеческого мышления. Поэтому очень важно стараться усовершенствовать свою речь, наполняя свой словарный запас новыми грамотными выражениями.
Веками при помощи речи люди передавали друг другу важную информацию. Не обладая даром речи, человек не смог бы удовлетворить свою потребность в общении, он не смог бы понимать других людей, и его никто не понял бы.
Без речи никто из людей не смог бы написать ни одного письма, потому что речь бывает не только устной, но и письменной. Не зная слов, человек не смог бы изложить их на бумаге и донести до другого человека.
Речь объединяет людей, она делает нас людьми, теми, кто мы есть.
Для чего людям нужна речь? Речевая ситуация
Описание разработки
Цель
Создание условий для установления обусловленности речи разными ситуациями
Задачи
1. Сформировать представления об элементах речевой ситуации как совокупности условий, при которых возникает речевое общение.
2. Формировать умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
3. Воспитывать культуру речевого поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.
Иметь представление о речевой ситуации и ее элементах.
Уметь составлять речевое сообщение (высказывание или текст) с учетом речевой ситуации.
Формирование мотивации к учебной деятельности, уважительного отношения к мнению
Умение ставить и определять пути решения учебной задачи и оценивать правильность ее выполнения.
Ход урока
Организационный момент
Ребята, сегодня у нас первый урок из 34 уроков развития речи. Как вы считаете, чем мы будем заниматься на этих уроках? (развивать свою речь, делать ее лучше)
— А что такое речь? Как вы понимаете? (Обсуждение ответов ребят)
Соотнесите свои ответы с определением из словаря С.И. Ожегова (Слайд №1)
Итак, речь – это общение, в процессе которого происходит обмен мыслями, информацией, сообщениями, мнениями об увиденном или услышанном, эмоциями.
— Что же нам необходимио, чтобы речевое общение состоялось?
Именно на этот вопрос мы должны сегодня найти ответ.
Запишем тему урока: речь и речевая ситуация.
Работа с учебником. Упр.1
Рассмотрите четыре рисунка из упражнения.
Какие речевые ситуации изображены на них? (Учитель разговаривает с учениками, мальчик слушает музыку, мужчина пишет письмо, девочка читает книгу)
Мы записали четыре элемента речевой деятельности. А для чего они нужны? (Для того, чтобы мы все могли общаться)
— Какие условия необходимы для речевого общения? Рассмотрим их на примере ситуации, описанной в рассказе В, Драгунского «Тайное становится явным» (Приложение №1) Денис Кораблев, не любивший есть манную кашу, выплеснул ее в окно на улицу, и каша попала на шляпу прохожему.
Слушаем текст (чтение учителем вслух)
— Какое событие заставило милиционера обратиться к жильцам этой квартиры? (Кто-то вылил из окна кашу, пострадал прохожий)
— Была ли у милиционера какая-то цель, зачем он начал говорить? (Он хотел найти и наказать виновного)
— Милиционер пригласил пострадавшего. Как вы думаете, зачем начал говорить «дяденька в шляпе»? (Хотел рассказать, как все происходило, пожаловаться на то, что испорчены костюм и шляпа).
— Представьте себе, что милиционеру никто не открыл дверь. Состоялся бы его разговор с мамой Дениски? (Нет, так как ситуация общения предполагает, чтобы в ней участвовали хотя бы двое)
— Как вы думаете, почему, обращаясь к милиционеру, мама говорила строго и резко, а к пострадавшему обратилась мягко и вежливо? Почему речь милиционера была такой строгой и официальной?
— Представьте себе, что «дяденька в шляпе» оказался иностранцем, который совсем не говорит по-русски. Состоялось бы его речевое общение с милиционером и Денискиной мамой?
На основе анализа текста сделайте обобщение: что же необходимо для речевого общения. Подсказка: должно быть пять элементов
(Событие, побуждающее к общению; участники общения; цель общения; единый язык, на котором говорят собеседники; учет обстоятельств общения)
Представление результатов работы групп. Если вы правильно назвали элементы речевой ситуации, то они должны отвечать на следующие вопросы (Слайд № 2)
Презентация по русскому языку на тему «Для чего людям нужна речь?» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Для чего людям нужна речь? Автор: учитель русского языка и литературы СОШ при Посольстве России в КНДР Белкина Н.В.
Речевые ситуации в действии
Речевые ситуации в действии
Назначение речевых ситуаций Общение Чтение Письмо Восприятие информации по аудиальному каналу (на слух)
Эпистолярный жанр: искусство письма
Наши помощники в освоении грамотной речи
Как различают формы речи?
Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся устной формой речи; когда пишем и читаем – письменной.
Сначала появилась устная речь, затем письменная. Для срочного сообщения в устной форме используют телефон, в письменной – телеграф и электронную почту.
Пословицы о речи Что написано пером – того не вырубишь топором. Ласковым словом и камень растопишь. Каков разум – таковы и речи. Язык голубит, язык и губит.
Академик Д.С. Лихачёв Умение говорить – искусство, умение слушать – культура
Сравнение и метафора Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. При этом используются слова как, словно (речь как река, слова словно мёд) Метафора – скрытое сравнение (поёт соловьем)
Письменная речь лишена жестов, мимики, интонации А.С. Пушкин говорил: «Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка».
Почему возникло письмо? Необходимость регулирования различных отношений возникает, когда создаются законы, заключаются договоры, возникают наука и литература, осознается история народов. Поэтому письмо становится практически необходимым.
Как возникло и развивалось письмо? Наскальное письмо появилось 6 тысяч лет назад
Как возникло и развивалось письмо? Прошло 2 тысячи лет…
Каковы истоки современного русского письма? 863г. – старославянское письмо 988г. – русское рукописное письмо 1564г. – первые печатные книги 1710г. – введение гражданской азбуки 1873г. – создание правил орфографии 1917г. – реформа алфавита и орфографии
Каковы истоки современного русского письма?
Когда и как появилась славянская письменность? 862г. – Моравия. Братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку
Когда появилось письмо на Руси? 912г. – первый российско-греческий договор 988г. – письменность получила широкое распространение на Руси
Что такое диалог и монолог?
Диалог и монолог Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого участника диалога называют репликой. Реплики могут сопровождаться словами автора. Монолог – речь одного лица.
Как вести беседу? Старайся затронуть в разговоре интересную тему Поменьше говори о себе Внимательно слушай собеседника Не говори громче собеседника Не перебивай говорящего При разговоре смотри на собеседника
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация «Для чего людям нужна речь?» может быть использована на уроках развития речи в 5 классе (начальный этап). Ученики знакомятся с такими понятиями, как речевая ситуация, формы речи, эпистолярный жанр.
Также пятиклассники знакомятся с историей развития письменности, что способствует расширению кругозора, и получают советы на тему «Как вести беседу».
Номер материала: ДБ-1076717
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока развития речи «Зачем нужна людям речь». 5 класс
Урок 2. УЧИМСЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ
Домашнее задание к уроку и его проверка.
Язык – это _____________________________________________________________
Общение – это __________________________________________________________
Речь – это ______________________________________________________________
Ответить на вопрос, какие 3 условия необходимы для возникновения речи.
Прочитать выписанное высказывание о языке.
Самодиктант: записать высказывание ученого-языковеда В.И. Чернышёва:
“ Можно не только неграмотно писать, но так же неграмотно говорить и читать, и я думаю, что неграмотность чтения ничем не лучше безграмотности письма”.
Знакомство с темой урока. Учимся выразительно читать . Постановка цели урока.
1? Почему необходимо учиться читать выразительно?
2? Что значит, по-вашему, читать выразительно?
3? Как связано с темой урока только что записанное вами высказывание? Прочитайте его выразительно.
Наблюдения и беседа.
1? Прочитаем текст. Какую мысль он доказывает?
В любую, самую обыкновенную фразу можно вложить столько значений, сколько в ней слов. Возьмём фразу: “Дайте мне стакан чаю”. Если мы делаем упор на первое слово, значит, подразумеваем такое содержание: “Довольно пустой болтовни! Я пришёл усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости”.
Упор на втором слове: “Соседу справа дали, соседу слева дали, про меня забыли! Почему так? Дайте и мне …”
На третьем слове: “Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашек, дайте мне стакан ”.
И, наконец, на четвёртом: “Чаю! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый, хорошо заваренный чай!”
2? Как мысль текста связана с темой урока?
Работа с учебником с. 33.
№ 70. Прочитайте стихотворение, пытаясь представить то, о чём в нём говорится. Прочитайте текст вслух так, чтобы и мы представили нарисованную в нём картину.
Чтение макушки (условный знак предлагаемой для ознакомления теории).
Тон (основная тональность) высказывания может быть торжественным, радостным, печальным, насмешливым, уверенным, призывным, просящим и помогает выразить отношение говорящего к предмету речи (к тому, о чём говорится).
1? Прочитайте описание щенка дважды:
1-ый вариант → от лица мальчика (девочки), мечтающего о такой собаке.
2-ой вариант → от лица мальчика (девочки), который хотел другого щенка.
2? Какой тон надо выбрать в каждом случае?
№ 73. Представьте себе, что ваш товарищ приглашает вас в кино, а у вас другие планы. В каком тоне вы будете с ним разговаривать?
№ 75. По данному началу определите тон высказываний.
Выразительное чтение текста предполагает: 1) понимание мысли автора, 2) умение донести её без искажений до слушателя.
Чтобы выразительно прочитать текст, необходимо выбрать правильную интонацию (тон, тональность), кроме того, надо уметь обратить внимание слушателя на наиболее важные по смыслу слова. А это можно сделать с помощью логического ударения и пауз.
Логическое ударение – в устной речи выделение усилением голоса наиболее важных по смыслу слов, сочетаний слов, предложений.
Пауза – временная остановка, перерыв в речи.
Как вспомогательные средства выразительности выступают темп (скорость) речи и громкость голоса. Помните: “громкий” – не значит “выразительный”!
Понятие о чтецкой разметке текста.
Прочитайте в соответствии с партитурой
Чтение памятки “Как подготовиться к выразительному чтению”
Внимательно молча прочитайте текст, мысленно представляя то, о чём читаете.
Определите основную мысль текста, которую хочет донести до читателя автор. Какая тональность ей соответствует – торжественная, грустная, гневная, радостная и т.д. С её помощью вы будете выражать авторское отношение к предмету речи.
Найдите и отметьте в тексте слова, в которых ярче всего выражается главная мысль. Эти слова называются “ключевыми” и выделяются в речи логическим ударением ( ↓ ).
Обозначьте в тексте паузы в соответствии с авторским замыслом, знаками препинания и дыханием (/, //).
Подумайте, какой темп речи и громкость голоса будут соответствовать содержанию данного текста.
Прочитайте текст вслух в соответствии с вашей партитурой (разметкой), оцените выразительность, то есть соответствие вашего чтения авторскому замыслу.
Прочитайте ещё раз, чтобы закрепить находки и устранить недочёты чтения.
Сделать чтецкую разметку в любимом стихотворении и приготовиться читать выразительно наизусть.
Те, кто не подготовили любимое стихотворение, № 79, № 80 (по выбору).
Учебник на урок не нужен.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-069171
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Для чего нужна речь?»
Р.Р. Для чего нужна речь?
Цели: дать учащимся представление о речи, речевой ситуации, научить видеть разницу языка и речи, уметь использовать формулы речевой ситуации
Оборудование: учебник «Русская речь». 5 кл., Е.И. Никитина
Тип урока: Урок изучения нового материала
1 Организационный этап.
2 Мотивационный этап
3 Творческая практическая деятельность.
— Какие условия необходимы для того, чтобы язык стал речью, то есть заработал как средство общения? Ответить на вопрос поможет воображение, которое позволит представить ситуацию на дороге. Может быть, вы и сами в такие попадали.
Вы с товарищем переходите улицу. Вдруг из-за угла выскакивает автомобиль, который ваш спутник ещё не видит. Вы хватаете товарища за руку и кричите: “Стой! Машина!”
Почему возникла речь? Назовите три условия, наличие которых заставляет человека говорить. Наводящие вопросы:
Почему сказанные слова возникли именно в данной ситуации?
Если бы рядом был англичанин, француз или глухой человек, имело бы смысл кричать то, что было произнесено в нашей ситуации?
Итак, есть три условия возникновения речи:
(пишущего и читающего)
владение одним и тем же языком
-Давайте послушаем вот такой разговор:
Серёжа вернулся из кино.
Что, хорошая была картина? – спрашиваю.
Ух, и здорово! – отвечает он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, понимаете, он его бах, а тот говорит: нет, тогда они стали кричать, а этот, ну, понимаете, как даст… Понимаете?
Понимаете ли вы Серёжу? Почему? Что ему можно посоветовать?
4 Выполнение упражнений
— А теперь откроем учебник развития речи на с.6 Упражнение 1,2 (учащиеся выполняют упражнения).
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.
— А кто понял разницу языка и речи?
— Ребята, что нового вы узнали на уроке? А что было для вас знакомым? Для чего нужна речь человеку?
7 Домашнее задание
Прочитать параграф 2 на с.9 учебника развития речи и выполнить упражнение 4.