Для чего людям нужна речь как различают формы речи

Значение речи и важность ее развития

Люди всегда общались и общаются друг с другом. Если прекратить общение с социумом, начинается психическое нарушение, появляется замкнутость и даже остановка в развитии. В чем сила речи? При помощи нее человек осваивает новые навыки, делится эмоциями и передает информацию. Ее значение невозможно переоценить.

Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Картинка про Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи

Что такое речь?

Психологи изучают речь с появления на свет человека. Не следует путать речь с языком, это два разных термина. Речь — это разговор человека, выражение эмоций через знаки языка, действие, выраженное при помощи звуков. Язык — это система знаков, через которую мы передаем информацию письменно и устно.

Есть несколько свойств речи:

Функции и цель речи

Исследователи, которые изучают роль речи в социуме, выделяют две функции — интеллектуальную и коммуникативную. Коммуникативная речь — общение между людьми для обмена информацией или побуждения к действиям. Нужно придать правильный смысл сообщению, чтобы у слушателя появились правильные эмоции. Интеллектуальная речь — средство для выражения, образования мыслей при помощи слов. Слово — единица мышления, которая имеет определенное значение.

Передача мыслей — вот главная цель словесных значений, она происходит при помощи тона, мимики, отбора слов, выражений, интонации и образности.

Естественно, обдуманная речь проходит через несколько этапов структурирования. Итак, как устроена речь человека, как происходит ее формирование:

Историки считают, что речь появилась около 2 млн. лет назад, когда у людей сформировался речевой аппарат. Сейчас же есть много отраслей в науке, которые изучают речь. Например, психолингвистика, изучающая взаимосвязь разговора с сознанием и языком.

Термин «речь» был внесен в нашу лексику психологом Дж. Р. Кантором. А когда его ученик, американец Г. Пронко использовал термин в своей статье «Язык и психолингвистика», он стал очень популярным. Также огромный вклад внес Н. Хомский, который описывал работу языка при формировании фраз и предложений.

Отечественный психолог Л. С. Выготский изучил последовательность решений перед озвучиванием слова:

Теории развития речи

Есть несколько теорий по поводу развития коммуникативного инструмента речи. В 1968 году Н. Хомский выдвинул преформистскую теорию, в которой утверждалось, что все языки схожи по структуре. Он доказывал это тем, что в мозг уже заложена начальная форма речи, которая передается генетически. И все же преформисты не отрицали и того, что внешние факторы, например, окружение, тоже играют немаловажную роль.

В конструктивистской теории говорится, что речь зависит от способностей человека с самого рождения воспринимать информацию.

Еще одна популярная теория — релятивистская. Здесь различие языков исследуются со стороны нации и культуры. Также значимую роль играют менталитет человека, среда, в которой он находится.

Речь — это неотъемлемый элемент взаимодействия в обществе. Чем лучше развита речь человека, тем успешнее он строит коммуникации. Следует учиться красиво, понятно и убедительно излагать свои мысли. Курс Викиум «Идеальный русский» поможет улучшить письменную и устную речь.

Источник

Конспект урока русского языка в 5 классе «Для чего нужна речь?»

Р.Р. Для чего нужна речь?

Цели: дать учащимся представление о речи, речевой ситуации, научить видеть разницу языка и речи, уметь использовать формулы речевой ситуации

Оборудование: учебник «Русская речь». 5 кл., Е.И. Никитина

Тип урока: Урок изучения нового материала

1 Организационный этап.

2 Мотивационный этап

3 Творческая практическая деятельность.

— Какие условия необходимы для того, чтобы язык стал речью, то есть заработал как средство общения? Ответить на вопрос поможет воображение, которое позволит представить ситуацию на дороге. Может быть, вы и сами в такие попадали.

Вы с товарищем переходите улицу. Вдруг из-за угла выскакивает автомобиль, который ваш спутник ещё не видит. Вы хватаете товарища за руку и кричите: “Стой! Машина!”

Почему возникла речь? Назовите три условия, наличие которых заставляет человека говорить. Наводящие вопросы:

Почему сказанные слова возникли именно в данной ситуации?

Если бы рядом был англичанин, француз или глухой человек, имело бы смысл кричать то, что было произнесено в нашей ситуации?

Итак, есть три условия возникновения речи:

(пишущего и читающего)

владение одним и тем же языком

-Давайте послушаем вот такой разговор:

Серёжа вернулся из кино.

Что, хорошая была картина? – спрашиваю.

Ух, и здорово! – отвечает он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, понимаете, он его бах, а тот говорит: нет, тогда они стали кричать, а этот, ну, понимаете, как даст… Понимаете?

Понимаете ли вы Серёжу? Почему? Что ему можно посоветовать?

4 Выполнение упражнений

— А теперь откроем учебник развития речи на с.6 Упражнение 1,2 (учащиеся выполняют упражнения).

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.

— А кто понял разницу языка и речи?

— Ребята, что нового вы узнали на уроке? А что было для вас знакомым? Для чего нужна речь человеку?

7 Домашнее задание

Прочитать параграф 2 на с.9 учебника развития речи и выполнить упражнение 4.

Источник

Для чего людям нужна речь как различают формы речи

Различают две формы речи: устная речь и письменная речь.

Письменная речь по своему строению это всегда речь в отсутствие собеседника.

Письменная речь не имеет никаких внеязыковых средств, поэтому она должна обладать достаточной грамматической полнотой, и только эта грамматическая полнота позволяет сделать письменное сообщение достаточно понятным.

Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности- понимание письменной речи, является более трудной операцией, чем понимание устной речи, так как в устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействуют пониманию.

Существуют также формы речи, такие как диалогическая и монологическая. Монологическая ф орма речи обращена к одному или группе слушателей иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью, наличием распространенных конструкций грамматической их оформленностью.

Диалогическая –это такая форма речи при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Письменная монологическая речь — это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются субъектом. Если мотивом письменной речи является контакт или желание, требование, то пишущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение. Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя.

Письменная монологическая речь может выступать в различных формах:

-в форме письменного сообщения,

-письменного выражения мысли или рассуждения и т. д.

Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи.

Письменная речь не имеет почти никаких дополнительных средств выражения, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль в монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка. Значит грамматические средства, которые она использует, должны быть полностью достаточными для выражения передаваемого сообщения. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста.

Итак, письменная монологическая речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи. Вот почему длина фразы в письменной речи значительно превышает длину фразы в устной речи, так как в развернутой письменной речи встречаются значительно более сложные формы управления, например, включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются в устной речи. Все это придает грамматике письменной речи совершенно иной характер.

Особое значение в развитии речи младшего школьника имеет освоение письменной речи, которая открывает ему природу родного языка и возможность более совершенного овладения им. Письменная речь является существенным средством в процессах мышления. Включая, с одной стороны, в свой состав сознательные операции языковыми категориями, она протекает в совсем ином, значительно более медленном темпе, чем устная речь, с другой стороны, позволяя многократное обращение к уже написанному, она обеспечивает и сознательный контроль за протекающими операциями. Все это делает письменную речь мощным орудием уточнения и отработки мыслительного процесса. Поэтому письменная речь используется не только для того, чтобы передать уже готовое сообщение, но и для того, чтобы отработать, уточнить собственную мысль.

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Для чего людям нужна речь?» (5 класс)

Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Картинка про Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи

Описание презентации по отдельным слайдам:

Для чего людям нужна речь? Автор: учитель русского языка и литературы СОШ при Посольстве России в КНДР Белкина Н.В.

Речевые ситуации в действии

Речевые ситуации в действии

Назначение речевых ситуаций Общение Чтение Письмо Восприятие информации по аудиальному каналу (на слух)

Эпистолярный жанр: искусство письма

Наши помощники в освоении грамотной речи

Как различают формы речи?

Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся устной формой речи; когда пишем и читаем – письменной.

Сначала появилась устная речь, затем письменная. Для срочного сообщения в устной форме используют телефон, в письменной – телеграф и электронную почту.

Пословицы о речи Что написано пером – того не вырубишь топором. Ласковым словом и камень растопишь. Каков разум – таковы и речи. Язык голубит, язык и губит.

Академик Д.С. Лихачёв Умение говорить – искусство, умение слушать – культура

Сравнение и метафора Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. При этом используются слова как, словно (речь как река, слова словно мёд) Метафора – скрытое сравнение (поёт соловьем)

Письменная речь лишена жестов, мимики, интонации А.С. Пушкин говорил: «Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка».

Почему возникло письмо? Необходимость регулирования различных отношений возникает, когда создаются законы, заключаются договоры, возникают наука и литература, осознается история народов. Поэтому письмо становится практически необходимым.

Как возникло и развивалось письмо? Наскальное письмо появилось 6 тысяч лет назад

Как возникло и развивалось письмо? Прошло 2 тысячи лет…

Каковы истоки современного русского письма? 863г. – старославянское письмо 988г. – русское рукописное письмо 1564г. – первые печатные книги 1710г. – введение гражданской азбуки 1873г. – создание правил орфографии 1917г. – реформа алфавита и орфографии

Каковы истоки современного русского письма?

Когда и как появилась славянская письменность? 862г. – Моравия. Братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку

Когда появилось письмо на Руси? 912г. – первый российско-греческий договор 988г. – письменность получила широкое распространение на Руси

Что такое диалог и монолог?

Диалог и монолог Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого участника диалога называют репликой. Реплики могут сопровождаться словами автора. Монолог – речь одного лица.

Как вести беседу? Старайся затронуть в разговоре интересную тему Поменьше говори о себе Внимательно слушай собеседника Не говори громче собеседника Не перебивай говорящего При разговоре смотри на собеседника

Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Картинка про Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Картинка про Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Картинка про Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Картинка про Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи

Презентация «Для чего людям нужна речь?» может быть использована на уроках развития речи в 5 классе (начальный этап). Ученики знакомятся с такими понятиями, как речевая ситуация, формы речи, эпистолярный жанр.

Также пятиклассники знакомятся с историей развития письменности, что способствует расширению кругозора, и получают советы на тему «Как вести беседу».

Номер материала: ДБ-1076717

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Картинка про Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи

НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием

Время чтения: 2 минуты

Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Картинка про Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Картинка про Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи

Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии

Время чтения: 1 минута

Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Картинка про Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Картинка про Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Смотреть картинку Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Картинка про Для чего людям нужна речь как различают формы речи. Фото Для чего людям нужна речь как различают формы речи

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Для чего людям речь?

Для чего людям речь? Как различают формы речи?

Цель: Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

Знаете ли вы, что древние люди вообще не умели разговаривать? И учились они этому постепенно. Когда же возникла речь? Никто этого точно не знает. Первобытные люди язык придумывали, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Они стали объединяться, передавать свои знания. А когда появилась письменность, люди получили возможность общаться на расстоянии и сохранять знания в книгах. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: для чего нам нужна речь? Какой бывает речь? Какую речь называют устной? А какую – письменной?

Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Рассмотрите рисунки. Какие речевые действия совершают ребята (рис. 1)?

Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.

слушаем и говорим пишем и читаем

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их (рис. 2).

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению (рис. 3).

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый – слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во второй – речь, которую надо исправлять:

Речь (какая?) – понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая, сбивчивая.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов (рис. 4)? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись (рис. 5).

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена (рис. 6)

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь устная», «речь письменная», научились их различать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *