Для чего музыке нужна литература
Для чего музыке нужна литература
Взаимосвязь музыки и литературы
1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Как связана музыка и литература?
В жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?
Что же роднит музыку с литературой?
Единым стержнем этих искусств является интонация.
Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.
По каким же направлениям можно рассматривать связь
музыки и литературы?
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом. Стихи многих поэтов стали известны только благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне не могли дойти стихи Н.Кукольника, если бы не гениально простая задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» М.И.Глинки.
Зачем музыке нужна литература?
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Министерство образования Саратовской области ГАОУДПО Саратовского института повышения квалификации и переподготовки образования
Кафедра философии и методологии науки
Зачем музыке нужна литература?
работу выполнила Бойко Татьяна Ивановна
учитель музыки МОУ СОШ с.Логиновка
Краснокутского района Саратовской области
Описание слайда:
Аннотация
данная презентация предлагается учащимся 5 класса для самостоятельного ознакомления с темой «Для чего музыке нужна литература?», по теме четверти «Музыка и литература». В ней дети смогут встретится с жанрами вокальной и инструментальной музыки, которые тесно связаны с литературой и попытаются найти ответы на вопросы о том, «Что стало бы с музыкой, что бы она потеряла, если бы не было ни прозы, ни поэзии.
Описание слайда:
Что роднит музыку с литературой?
Интонация-стержень музыки и литературы
Источником музыки и литературы является жизнь
Литература-основа вокальной и инструментальной музыки
Описание слайда:
Жанры вокальной музыки
Песня
Романс
Кантата
Опера
Мюзикл
Описание слайда:
Песня основной и самый простой жанр вокальной музыки
Песня – душа музыки
В основе песни лежит поэтический текст.
Источником песни является жизнь
Какие жанры русских народных песен вы знаете?
Описание слайда:
Романс- камерное вокальное произведение в основе которого литературный поэтический текст
М Глинка «Жаворонок»
А Варламов «Горные вершины»
А Рубенштейн «Горные вершины»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%EC%E0%ED%F1
Описание слайда:
Что общего в романсах А.Рубенштейна и А. Варламова?
Стихотворение М.Ю.Лермонтова
«Горные вершины»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%EC%E0%ED%F1
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Мюзикл- сочетание
диалога, песни и
хореографии
Балет- исполняется
при помощи танца
мимики и музыки
симфонического
оркестра
Описание слайда:
«Спящая красавица»
«Лебединое озеро»
«Щелкунчик»
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/8851/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82
Описание слайда:
Симфонические произведения
Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк»
Симфоническая миниатюра А. Лядова «Кикимора»
Симфоническая поэма Н.Римского-Корсакова «Шахерезада»
http://www.belcanto.ru/simfkartina.html
Описание слайда:
Нужна ли балету и симфонической музыке литература?
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Что потеряла бы музыка, если бы не было ни прозы, ни поэзии?
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация Тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию «Безработица иеё виды»
Памятка :» Антитеррористическая безопасность»
Статья «Концепция развития общего и профессионального образования в рамках стратегии социально- экономического развития Республики Татарстан»
Трудовые резервы 26А
Заводская 21
Заводская 23
«Варианты сервировки стола» 1-я младшая группа
Митоз
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5400725 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Музыка и текст: как они могут быть связаны
Исследованию взаимосвязи текста и музыки посвящены многие научные работы не только нейробиологов и музыковедов, но и филологов, когнитивистов и искусствоведов.
В этой статье мы собрали разные примеры того, как музыка может использоваться вместе с текстом, и что по этому поводу говорит наука.
Когда музыка вдохновляет
Музыка может влиять на креативное мышление, познание и стимулировать воображение. Учёные из Технологического университета Сиднея и Университета Неймегена в Нидерландах пришли к выводу, что люди придумывают более оригинальные и творческие идеи при прослушивании «счастливой музыки» (т. е. музыки, которая вызывает позитивное настроение и возбуждение — часто к ней относят произведения классиков).
Некоторые писатели используют эту возможность: слушают музыку при написании текстов или прибегают к её помощи для усиления эмоциональной вовлечённости у читателя.
Например, французский фантаст Бернар Вербер во время написания романа «Завтрашний день кошки» (Demain Les Chats) слушал для вдохновения сонаты Бетховена, «Времена года» Вивальди и другие музыкальные произведения. Полный список музыки и звуков Вербер приводит в конце романа.
Японскому писателю Харуки Мураками в творчестве помогают джаз и рок. В одном из своих эссе он упоминал, что не стал бы писателем, если бы не был настолько поглощен музыкой. «Мой стиль глубоко пронизан рифмами Чарли Паркера и ритмом прозы Ф. Скотта Фицджеральда. И я по-прежнему черпаю новое в своей литературе в музыке Майлза Дэвиса».
В послесловии к роману «Норвежский лес» (Norwegian Wood) Мураками отмечает, что писал его под песни Леннона и Маккартни, прослушав кассету Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band 120 раз.
Кроме вдохновения на написание конкретного текста, музыка может оказать влияние на целое поколение писателей и всё их творчество. Один из ярких примеров — влияние джазового стиля бибоп на писателей «разбитого поколения»: Джека Керуака, Уильяма С. Берроуза, поэта Аллена Гинзберга и других. Их становление происходило в середине 1940-х годов, когда сформировался новый джазовый стиль бибоп со сложными импровизациями и быстрым ритмом.
Мелодии саксофониста Чарли Паркера, трубача Диззи Гиллеспи, пианиста Телониуса Монка часто упоминаются и звучат в текстах, многие из которых были прочитаны на одной сцене с джазовыми музыкантами.
Книги с саундтреками и плейлисты для чтения
Многие писатели не только сами слушают музыку во время работы, но и предоставляют целые плейлисты для книг своим читателям. Вот несколько примеров:
На основе опроса они составили плейлист, состоящий из успокаивающей фоновой музыки, которая хорошо сочетается с любым текстом. Среди композиций в основном классика, но попадается джаз и рок. Пользователи отмечали, что музыка должна быть медленной, при этом слушать ее важно на умеренной громкости. Многие писали, что при чтении слушают инструментальные саундтреки, например, композиции, сочинённые Хансом Циммером.
Фото PxHere / PD
С другой стороны, идею слушать музыку и параллельно читать поддерживают не все — такая многозадачность может отвлекать от процесса, и не давать насладиться ни книгой, ни музыкой в полной мере. Кстати, многие ученые с этим мнением согласны — подробнее в следующем разделе:
Что о «совместимости» музыки и чтения говорит наука
Результаты, полученные турецкими исследователями, частично подтверждают мнение тех, кто считает, что одновременное прочтение текста и прослушивание музыки затруднительно. В ходе проведённого учёным эксперимента оказалось, что показатели понимания прочитанного у студентов, которые слушали музыку, были значительно хуже, чем у читавших текст в тишине. Однако если при прочтении была включена любимая музыка учащегося, его результаты существенно не отличались от результатов студентов, читавших без музыки (о других подобных исследованиях мы писали в одном из наших материалов).
Однако даже любимая музыка будет препятствовать усвоение информации, если у нее быстрый ритм и проигрывается она на высокой громкости — в этом уверен композитор и «по совместительству» профессор кафедры психологии Университета Торонто Гленн Шелленберг (Glenn Schellenberg).
Чтение текстов под музыку также может влиять и на восприятие мелодии. Нейробиологи из Института психолингвистики Макса Планка провели эксперимент, в результате которого выяснили, что одновременное чтение и прослушивание музыки «перегружает» возможности участка головного мозга, известной как центр Брока.
Испытуемые отмечали, что чтение сложных предложений затрудняло их восприятие полноты музыки. Настоящее исследование утверждает, что речь идет не о рассеянии внимания, а о том, что и прослушивание музыки, и восприятие текста связаны общим центром активности мозга.
Саунд-поэзия и звукотекстовые композиции
Однако в некоторых случаях гармонично «подружить» аудио и текст вполне возможно. Такой подход практикуют саунд-поэты (sound-poetry) и создатели саунд-текстовых композиций.
Их произведения находятся на стыке художественного текста и музыки. Текст может быть озвучен в разном темпе (ускоренном или замедленном), записи при этом могут накладываться друг на друга. Используется быстрая смена тональности, а также фоновые звуки (различные шумы, возгласы, крики, дыхательные движения и др.) и музыкальные сэмплы.
Все эти составляющие объединяются при помощи аудиомонтажа и превращаются в саунд-поэтическое произведение, в котором текст — не «сопровождение» для музыки, он и есть музыка.
Изучению этой художественной формы посвящены отдельные научные работы и статьи. С момента возникновения этого направления саунд-поэты объединялись и выступали в ансамблях. Одной из первых саунд-поэтических групп была The Four Horsemen, её выступления можно послушать здесь:
В нашем Telegram-канале больше интересного об акустике и аудиогаджетах:
Кино на пластинках
Необычная портативка
Звуки из мира кошмаров
Гид по встраиваемой акустике
Как зазвучали Звездные войны
Что такое HD-винил
Необычные аудиогаджеты
Как звучит растительный мир
Презентация на тему: Зачем музыке нужна литература?
Министерство образования Саратовской области ГАОУДПО Саратовского института повышения квалификации и переподготовки образованияКафедра философии и методологии наукиЗачем музыке нужна литература?работу выполнила Бойко Татьяна Ивановнаучитель музыки МОУ СОШ с.ЛогиновкаКраснокутского района Саратовской области
Аннотация данная презентация предлагается учащимся 5 класса для самостоятельного ознакомления с темой «Для чего музыке нужна литература?», по теме четверти «Музыка и литература». В ней дети смогут встретится с жанрами вокальной и инструментальной музыки, которые тесно связаны с литературой и попытаются найти ответы на вопросы о том, «Что стало бы с музыкой, что бы она потеряла, если бы не было ни прозы, ни поэзии.
Что роднит музыку с литературой? Интонация-стержень музыки и литературыИсточником музыки и литературы является жизньЛитература-основа вокальной и инструментальной музыки
Жанры вокальной музыки ПесняРомансКантатаОпераМюзикл
Песня основной и самый простой жанр вокальной музыки Песня – душа музыки В основе песни лежит поэтический текст. Источником песни является жизньКакие жанры русских народных песен вы знаете?
Романс- камерное вокальное произведение в основе которого литературный поэтический текст М Глинка «Жаворонок»А Варламов «Горные вершины»А Рубенштейн «Горные вершины»
Что общего в романсах А.Рубенштейна и А. Варламова? Стихотворение М.Ю.Лермонтова«Горные вершины»
Оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»«Иван Сусанин»
Музыкально-сценические произведения Мюзикл- сочетаниедиалога, песни и хореографииБалет- исполняетсяпри помощи танцамимики и музыкисимфоническогооркестра
Балеты П.Чайковского «Спящая красавица»«Лебединое озеро»«Щелкунчик»http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/8851/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82
Симфонические произведения Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк»Симфоническая миниатюра А. Лядова «Кикимора»Симфоническая поэма Н.Римского-Корсакова «Шахерезада»
Нужна ли балету и симфонической музыке литература? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?Что потеряла бы музыка, если бы не было ни прозы, ни поэзии?
Рубрика Тема номера
СТАТЬЯ Музыкальность литературы: краткий обзор
Что такое музыкальность литературы?
Джованни Мишель Гранери. «Театр Реджо в Турине» (1752)
Под музыкальностью литературных произведений понимается их сходство с теми или иными принципами, формальными особенностями или выразительными приемами, присущими музыке. Литературоведы до сих пор не определились насчёт того, чем конкретно считать музыкальность – категорией, качеством, принципом или даже особого рода эффектом, возникающим при чтении. Общепризнанным пока является только то, что музыкальность – разновидность интермедиальности (процесса взаимодействия различных медиа, а в более узком смысле – разных видов искусства). Понятие интермедиальности напрямую связано с интертекстуальностью и отношением ко всем произведениям искусства вне зависимости от их типа как к текстам. С этой точки зрения можно сравнивать, к примеру, литературу и живопись (экфрасис), живопись и кинематограф – даже литературу и архитектуру.
Литературоведы до сих пор не определились насчёт того, чем конкретно считать музыкальность – категорией, качеством, принципом или даже особого рода эффектом, возникающим при чтении.
Почему музыкальности так тяжело дать определение? Дело в том, что в любых интермедиальных исследованиях (то есть исследованиях на стыке двух видов искусств) автор сталкивается с рядом проблем, которые в рамках одной научной парадигмы обычно не возникают. Во-первых, в литературоведении и музыковедении есть ряд ключевых терминов с разным значением: форма, композиция, мотив. Во-вторых, исследователю может быть не всегда понятно, что искать в тексте помимо прямых упоминаний музыки – и тогда он начинает усиленно штудировать биографию писателя на предмет музыкального образования, абсолютного слуха или родственников-музыкантов. Возможна и обратная ситуация – воспользовавшись, на первый взгляд, прозрачным указанием на конкретное музыкальное произведение (например, «Крейцерова соната» Л. Толстого), жанр («Струнный квартет» В. Вулф) или отдельный термин («Контрапункт» О. Хаксли), литературовед начинает проводить параллели. и в каждом случае может найти разный набор признаков музыкальности (а может и не найти их вовсе). Так и получается, что музыкальность проще описывать или на примере конкретных литературных произведений, или как список возможных приемов, приближающих литературный текст к музыке.
Как музыка попадает в литературный текст
Йозеф Гайдн играет в струнном квартете (1790)
Чтобы ответить на эти вопросы, удобно будет сперва обратиться к классификации разных видов взаимодействия литературы и музыки (на самом деле, их гораздо больше, чем мы с вами насчитали).
Классификация эта принадлежит американскому литературоведу Стивену Шеру (с дополнениями современного австрийского ученого Вернера Вольфа). Типов сосуществования литература и музыки всего 3:
— литература в музыке (так называемая программная музыка),
— музыка + литература (любая вокальная музыка)
— музыка в литературе. Последний тип оказывается наиболее сложным и разветвленным – к нему Шер относит «словесную музыку» (word music), «вербальную музыку» (verbal music) и «структурный параллелизм».
Бартоломео Беттера. «Натюрморт с музыкальными инструментами» (XVII век)
Закрытый тип взаимодействия, как нетрудно догадаться – это случай, в котором используются средства только одного вида искусства, в то время как второй в нём тем или иным образом скрыт. Если в музыке скрыто присутствует литература, то речь будет идти о программной музыке – в таком случае у произведения без слов будет «говорящее» название, которое может, например, отсылать к литературному произведению*.
В свою очередь, основных форм скрытого музыкального присутствия в тексте две: тематизация и имитация. Тематизация подразумевает описание музыкальных произведений, всевозможные отсылки к реально существующим или выдуманными опусам. В случае с тематизацией о музыке в тексте рассказывается. В свою очередь, имитация значит, что автор литературного произведения пытается подражать каким-либо музыкальным особенностям, показывая их средствами литературы.
Приёмы такой имитации могут быть разнообразными – от звукописи и усложнения синтаксиса до создание своего рода текстуальных лейтмотивов или даже композиционных аналогов музыкальных форм. Как видим, легко предположить, что у произведения с чертами музыкальной имитации необязательно будет тематическая связь с музыкой. Верно и обратное. Допустим, яркий пример тематизации музыки в литературе – «Крейцерова соната» Л. Толстого. Исследователи, однако, не раз пытались найти в ней черты имитации, сравнивая композицию текста со структурой сонатной формы (с переменным успехом).
В этом смысле сонатная форма особенно любима литературоведами, поскольку хорошо накладывается на многие произведения – нужно лишь два контрастирующих начала (непохожие герои или образные сферы) и следование структуре «экспозиция-разработка-реприза». Нетрудно поддаться соблазну искать «репризу» (или часть текста, в том или ином смысле повторяющую экспозицию), забыв о том, что это построение, в сущности, не является чисто музыкальным. Как отмечает А. Е. Махов, структура сонатной формы повторяет структуру ораторской речи – тезис-антитезис-синтез, то есть чисто теоретически любой литературный текст с подобной структурой можно называть «сонатным». В случае со структурой целого текста вряд ли возможно «случайное совпадение» с музыкальной формой, которое автор совершенно не планировал.
К. Н. Гийсбрехтс. «Перегородка с письмами и нотной тетрадью» (1668)
Стоит ли тогда вообще проводить структурные параллели между литературными и музыкальными произведениями? На наш взгляд, стоит.
Приёмы такой имитации могут быть разнообразными – от звукописи и усложнения синтаксиса до создание своего рода текстуальных лейтмотивов или даже композиционных аналогов музыкальных форм.
Во-первых, многие писатели сознательно задумывали свои тексты как «музыкальные», и исследовать способы, которые они использовали для «музыкализации» текста, крайне интересно. Во-вторых, если автор не оставил никаких указаний на музыкальную природу своего произведения, но музыкальные черты в нем все равно угадываются, необходимо поразмышлять о причинах такого сходства. Самое главное – не сдаться перед лицом проблем.
Музыковеды от литературы: профессионалы и любители
Так что насчёт музыкального образования литераторов, которые экспериментируют на стыке двух искусств? Разумеется, его уровень у писателей самый разный. Например, Андрей Белый, перу которого принадлежат одни из самых необычных «синтетических» работ – четыре «Симфонии», на момент их написания слабо себе представлял, что такое реальная симфония (и что более примечательно, слабо этим интересовался). У автора рассказа «Струнный квартет» Вирджинии Вулф было прекрасное образование, но не музыкальное. Хулио Кортасар при всей своей любви к экспериментам на границе литературы и музыки был меломаном-любителем, хотя и большим энтузиастом. Пожалуй, одним из немногих профессиональных музыкантов со значительной литературной карьерой был Энтони Берджесс.
Для филологов и «обычных» читателей музыкальных текстов информация, изложенная выше, значит всего лишь то, что авторским отсылкам к музыке не всегда следует доверять. Те или иные «музыкальные» качества могут быть отражены в произведении очень опосредованно, а иногда и вовсе быть недопонятыми или сознательно переосмысленными (как в случае с «Симфониями» Белого).
И все же, если музыка присутствует в тексте скрыто, как читателю об этом догадаться? Стоит ли ему вооружиться музыкальной энциклопедией, если у любимого автора был абсолютный слух и полный дом музыкально одаренной родни?
Выше мы уже установили, что эффект музыкальности достаточно субъективен – как для автора (у которого, скорее всего, будет чисто концептуальное понимание музыки и ее особенностей), так и для читателя (который может «увидеть музыку» там, где она, возможно, даже не планировалась). Поэтому непрофессионалу по-прежнему можно бесстрашно читать любую литературу и проводить любые параллели, не боясь своей неосведомленности – о симфониях или контрапункте он может знать не больше (и не меньше!) самого автора. А активному непрофессионалу, конечно, никто не запрещает поискать дополнительную информацию, которая вполне может углубить «музыкальное» прочтение текста.
«Музыкальные» тексты:
Те или иные «музыкальные» качества могут быть отражены в произведении очень опосредованно, а иногда и вовсе быть недопонятыми или сознательно переосмысленными (как в случае с «Симфониями» Белого).
Содержание музыки, таким образом, позволяет сделать повествование более субъективным.
(Также у Джосиповичи есть короткий экспериментальный рассказ «Фуга», своеобразно развивающий идею одноименной музыкальной формы).
А для полноты вашего литературно-музыкального плейлиста советуем внимательно ознакомиться с другими статьями номера: ничто так не помогает объяснить трудную тему, как хорошие и разнообразные примеры. ■