Для чего мы используем имена прилагательные

Имя прилагательное – что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки и что про нее надо знать

Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета.

Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть фото Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть картинку Для чего мы используем имена прилагательные. Картинка про Для чего мы используем имена прилагательные. Фото Для чего мы используем имена прилагательные

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Уверен, что вам тут не все понятно, поэтому поясняю. Самостоятельная – то есть у нее есть лексическое значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы произносите какое-то прилагательное, вы понимаете, что оно значит, что-то рисуете себе в голове: красивый – ясно, что не уродливый, большой – то есть крупного размера, красный – вы представляете именно красный, а не желтый.

К прилагательным можно задать либо вопрос «какой?», либо «чей?»: (какой?) чужой, родной, бездомный, волевой, синий; (чей?) волчий, заячий, соседский.

Обозначать признак предмета – значит зависеть от имени существительного. Дом (какой?) кирпичный, рыба (какая?) соленая, совесть (какая?) чистая. Признак действия прилагательное не может обозначать, поэтому от глагола оно никогда не зависит. От глаголов зависят только наречия.

Три разряда прилагательных

Качественные – их большинство. Они обозначают качество предмета. Например, у меня какие качества? Я сообразительный, умный, ловкий, красивый, талантливый, скромный. У комнаты какие могут быть качества? Просторная, светлая, темная, мрачная и пр.

Главный признак качественных – у них есть степени сравнения. То есть можно сказать: красивый – красивее – самый красивый, мрачный – мрачнее – самый мрачный, светлый – светлее, самый светлый.

Относительные – они обозначают такие признаки, которые не могут проявляться в большей или меньшей степени. Как правило, материал. Например, кирпичный дом. Дом не может быть более кирпичным или самым кирпичным. Деревянный стол – он не станет более деревянным.

Притяжательные – с ними все просто, они обозначают принадлежность одного предмета другому: мамино платье, лисья нора, отцовский полушубок.

Постоянные признаки прилагательных

Когда вы делаете морфологический разбор прилагательного, в постоянных признаках надо указывать только разряд. То есть качественное, относительное или притяжательное. Других постоянных признаков нет.

Обратите внимание, у существительных род – постоянный признак, а у прилагательного – непостоянный. Существительное «рюкзак» – мужского рода. Как сделать из него существительное женского рода? Никак. А вот прилагательное «удобный» может легко принимать форму женского и среднего рода: удобная, удобное.

Непостоянные признаки

Эти признаки определяются по существительному, от которого прилагательное зависит.

Падеж. Направляю вас на свою статью про косвенные падежи, я объясняю там, как их сразу запомнить. Причем запомнить и порядок, и вопросы. Прочитайте, вы сможете определять падеж и у существительных, и у прилагательных.

Число. Множественное: синие озера, дикие звери; единственное: штормовой ветер, белая береза, ясное солнце.

Род. Может быть мужской: колокольный звон; женский: алая нить; средний: белое облако. Род определяется только в единственном числе, во множественном его нет.

Если у вас прилагательное качественное, надо указать еще два признака.

Степень сравнения: положительная (зеленый), сравнительная (зеленее, более/менее зеленый), превосходная (самый зеленый, зеленее всех). Выше я уже ссылался на статью про степени сравнения, прочитайте.

Краткая или полная форма. Если краткая – можно задать вопрос «каков?»: ловок, свеж, проворен. Если полная – вопросы будут «какой?», «чей?».

Как не путать прилагательные с местоимениями

Местоимения указывают на признак, но не называют его. И без контекста нельзя понять, о чем вообще речь. Например, фраза: «У меня такая же кошка» – слово «такая» отвечает на вопрос «какая?», но вы поняли, о каком признаке идет речь? О том, что кошка белая, или пушистая, или еще какая-нибудь? Непонятно.

Понятно будет, если прочитать весь диалог:

– У меня сиамская кошка.
– У меня такая же.

В этом диалоге «сиамская» – прилагательное, оно отвечает на вопрос «какой?» и обозначает признак предмета. А «такая» – определительное местоимение, оно указывает на признак, но не называет его.

Как не путать прилагательные с причастиями и деепричастиями

Прилагательное может отвечать только на один вопрос – «какой».

Причастие может отвечать на два вопроса: «какой?», «что делающий?»: играющий, зовущий, вспоминавший, мелькавший.

Проверяйте себя так. Если можно сказать «то есть он что делает?» – то это причастие. Смотрите: танцующий – то есть он что делает? Танцует. Горевший – то есть он что делал? Горел. Построенный – то есть с ним что сделали? Построили.

Про прилагательные так сказать нельзя: просторный – то есть он что делает? Ничего, он просто просторный.

Деепричастие отвечает на два вопроса: «как?», «что делая?»: играя, танцуя, читая, строя, сыграв, потанцевав, построив.

Думаю, комментарии не нужны, деепричастие с прилагательным спутать сложно.

Не с прилагательными

В школе очень много упражнений на тему «Не с прилагательными». У меня вышла на эту тему отдельная статья, загляните. Я постарался там объяснить все тонкости простым языком.

Это была первая статья про прилагательное, скоро будут еще. Пишите вопросы, если есть, отвечу.

Источник

«Роль имени прилагательного в речи». 2-й класс

Класс: 2

Цель: Создать условия для формирования универсальных учебных умений.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

Предметные знания и умения:

Ход урока

I. Организационный момент.

Задачи:

– Прозвенел звонок. Внимание!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?

– Вижу, все готовы к уроку.

– Улыбнитесь друг другу, пусть сегодняшний день вновь принесет вам радость общения друг с другом

II. Минутка чистописания.

Задачи:

– Сегодня мы будем совершенствовать написание буквы, которую вы должны угадать. Поработайте в парах. Подумайте,какой вопрос об этой букве задаст ваша пара. На грамотные вопросы вы получите ответы,которые приведут вас к задуманной мною букве. (Вот вопросы, которые должны задать дети:это буква гласного или согласного звука; на мягкость или твердость предшествующего согласного она указывает; какой звук она обозначает. После этой работы учитель обсуждает с детьми, какие вопросы были грамотными, а какие пустыми, ненужными, т. к. дети могут задать самые разные вопросы).

– Верно, ребята,это буква Ё.

– Что интересного вы знаете об этой букве?

– Определите порядок написания букв в цепочке: Ё ЁЁ ЁЁЁ

– Рассмотрите ошибки, которые допускаете в написании буквы Ё.

– Почему они появляются? Как надо писать, чтобы этих ошибок не было.

– Какое же качество письма будем сегодня совершенствовать?

– Напишите данную цепочку в тетради.

– Оцените работу друг друга, дайте товарищу совет.

III. Стадия вызова. Приемы«Знаю, хочу узнать, узнал», «Верно-неверно» (игра «Данетка»).

Задачи.

1. Словарно-орфографическая работа. Прием «Знаю, хочу узнать, узнал».

Игра «Прятки». Выполнять задания этой игры мы будем в таблице, у каждого она есть на парте. Если, выполняя задание игры, вы знаете, как написать трудное слово, то записываете слово в первый столбик, если не знаете, как его писать, то пишете с «дыркой» во второй столбик.

ЗнаюХочу узнатьУзнал

– Найдите по прилагательным имя существительное — слово с непроверяемой орфограммой. Запишите его в таблицу, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

(погода, пирог, облако, газета)

– Обсудите свою работу в парах. (Идет взаимообучение).

– Какие вопросы у вас остались?

– Где вы можете проверить себя, найти ответы на свои вопросы? (В словаре)

– Поработайте со словарем. (Затем фронтально идет проверка выполнения задания. Дети, испытавшие затруднение, записывают слова в третий столбик)

– Что объединяет все эти слова?

– Прочтите еще раз слова с безударной гласной а, е, и, о. (Учитель преднамеренно называет лишние буквы, чтобы повысить активность и внимательность учащихся).

– В каждом из этих слов спряталось еще слово. Найдите его и подчеркните.

– Чем похожи все найденные вами слова?

– Составьте дома, кто захочет, такую же игру сами.

– Какие слова помогли вам догадаться о «трудных» словах. (Имена прилагательные)

– Сегодня мы продолжим изучать имена прилагательные.

2. Актуализация знаний о прилагательном. Прием «Верно-неверно».

Выход на тему. Постановка задачи урока.

– Дети, у вас на карточках вопросы и таблица для ответов. На вопросы вы будете отвечать так: «да» или «нет». Вместо «да» в клеточках таблицы будем ставить «+», если ответ «нет», то ставим «-».

Вопросы к таблице: Верно ли, что прилагательные

– Дети, обсудите свои ответы в парах

– Под какими номерами ваши ответы совпали? Почему вы решили, что ответ именно такой?

– По каким вопросам после обсуждения ваши мнения изменились? Почему?

(Вопросы 1-4 направлены на актуализацию знаний по теме, вопросы 5-9 на новое знание, ответы на эти вопросы создадут противоречие и помогут определить тему и задачи урока)

– По каким вопросам ваши мнения расходятся?

– На какие вопросы вы хотите сегодня получить ответы?

– Кто назовет тему сегодняшнего урока?

– У кого тема звучит точнее, правильнее? Почему так считаете?

IV. Стадия осмысления. Прием «Инсерт».

Задачи этапа:

1) Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу « Инсерт».

– Прочтите текст, делайте на полях пометы:

Учащиеся работают с текстом.

Вместе – служба, вместе – дружба.

К каким же словам присоединяются прилагательные? Ответить на этот вопрос нетрудно.

Посмотрите в комнате на любой предмет, например, на стол. Что можно о нём сказать? Каждый, отвечая, присоединит к слову стол какое-нибудь прилагательное: круглый, квадратный, маленький, деревянный, высокий.

А зачем же прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они нам необходимы в речи?

Очень важными словами являются имена существительные, они дают всем предметам имена. Но как бы беден был наш язык, если бы мы ничего не знали о предмете, кроме его названия. Отвечая на вопросы какой? какая? какое?, мы называем различные признаки, которыми обладает предмет.

Именно прилагательные делают нашу речь точной и ясной. Например, уходит мама на работу и торопливо «отдаёт приказание»:

– Оленька, свари, пожалуйста, кашу.

А ей вдогонку несётся:

– Какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшённую или гречневую?

И мама уточняет: свари рисовую кашу. Вот видите, только прилагательное сделало ясным и точным смысл маминого задания.

Прилагательные неотделимы от существительных: как нитка за иголкой, прилагательное следует за существительным, чтобы определять предмет, называть его признаки, а значит, делать речь точной и ясной.

Огромна роль прилагательных в художественной литературе. Это они помогут писателю создать портрет героя, описать чувства, настроение. А поэт без них не опишет ни одной картины природы. В стихах и прозе великих поэтов и писателей прилагательные «озаряют предметы». Такие прилагательные называют эпитетами. Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которым называет писатель уже известный нам предмет.

Если художник слова пишет «мраморное море», то мы ясно представляем это море, седое, как мрамор. Вот так эпитеты – прилагательные помогают писателям и поэтам словами рисовать живые, яркие, необычные картины.

Трудно ли создать хороший эпитет? Очень трудно. Это под силу только большим писателям. Но каждый школьник должен употреблять в своей речи прилагательные – эпитеты. Надо накапливать их в речи, создавать свои, видеть в художественных текстах.

А кто из ребят не любит загадки?! Что нужно для загадки? Описать предмет, не называя его. И опять здесь выручат прилагательные. Вот несколько загадок, построенных на прилагательных. Попробуйте их отгадать.

Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие

Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик
Земля беленькая,
А птички на ней
Чёрненькие.

– Как вы догадались, что это?

– Какие слова помогли вам догадаться?

Народной мудростью называют пословицы. Вот одна из них: маленькое дело лучше большого безделья. В ней глубокий смысл, а подчеркнуть его, выделить в пословице главное помогли прилагательные – антонимы. Это слова с противоположным значением.

Никак не обойтись человеку без прилагательных!

*Термины синонимы, антонимы даны в учебнике Т. Г. Рамзаевой «Русский язык, 2 кл.

– Вернёмся к нашим вопросам и предположениям, которые вы сделали, отвечая на них.

(Смотри таблицу на стадии «Вызов»).

– Оправдались ли ваши предположения?

– Внесите в свои ответы изменения.

– Для чего же нужны прилагательные в речи?

– К чему же должны вы стремиться? (Быть наблюдательными, подмечать всё интересное в жизни, в литературе, чтобы обогащать свою речь прилагательными, синонимами, эпитетами, антонимами).

2) Первичное закрепление.

Примечание:если учащиеся еще слабо владеют приемами ТРКМ, то учитель на этапе первичного закрепления может сократить количество упражнений или вообще отказаться от них на данном уроке.

Задание 1. Добавь подходящие по смыслу существительные. Поставь к прилагательным вопросы, запиши их вместе с существительными

— Что помогло вам найти нужное существительное?

— Как прилагательные помогли это сделать?

Задание 2. Назови признаки (устно): яблока– по величине, по форме, по вкусу, по цвету. Лодки – по форме, по материалу. Докажи, что ты назвал признаки предметов.

– С каких же сторон может характеризовать предмет имя прилагательное?

Задание 3. Выборочное списывание.

Живёт в доме хозяин:
Шубка атласная,
Лапки бархатные,
Ушки чуткие.

– Выпиши существительные вместе с прилагательными.

– Поставь к прилагательному вопрос.

– Какова роль прилагательных в этой загадке?

Задание 4. Творческий диктант.

Вставить в текст в ходе записи подходящие имена прилагательные.

У болотца густо цветут незабудки. Над водой колышутся травинки. Журчит ручеёк. Летают стрекозы. Порхают бабочки. В небе плывут облака. Они отражаются в воде.

– Читаем новый текст (несколько учеников)

– Как изменился текст?

– Почему он стал ярче, выразительнее?

– Чем порадовала вас работа Кати?

– Какое интересное прилагательное нашёл Коля?

Задание 5. Начнём сочинять сказку, используя прилагательные – антонимы. Вам дано начало. Опишите 2-3 предложениями двух братцев, героев сказки.

Жили 2 братца. Один был высокий и худой, другой.

– Что поможет вам выполнить задание? (Умение подобрать яркое и точное прилагательное, антоним к нему)

V. Стадия рефлексии. Используется приём составления кластера.

Задачи:

– На какие вопросы по теме урока получили ответы? (Какие есть прилагательные, как и для чего они нужны в речи, что поможет обогатить речь именами прилагательными и т. п. )

– Я предлагаю вам составить по теме урока кластер. / В силу того, что дети 2 класса ещё такие маленькие и, предположив, что приёмом «кластер» они ещё не владеют в совершенстве, продолжаем обучение составлению кластера/.

– Ребята, вы будете работать в группах.

– Вспомните, как надо действовать, чтобы составить кластер? (Найдём ключевое слово темы; вспомним всё, что узнали по теме, запишем новое знание отдельными словами, словосочетаниями; постараемся увидеть связь между словами по теме, укажем стрелками их связь)

– Вот и будем сейчас работать в этом порядке.

2) – Какое же слово группы предлагают сделать ключевым? (Дети отвечают, аргументируя позицию группы; если ребята не согласны с предложением какой-либо группы, то они корректно говорят об этом, приводят аргументы в пользу своей точки зрения. (Например, ученик предлагает сделать ключевым словом слова «Имя прилагательное»

– Все ли согласны? Почему?

Аргумент против: это очень широкая тема, мы её изучали не только сегодня, а сегодня на уроке мы искали ответ на вопрос «Роль прилагательных в речи». С моей точки зрения, это ключевое слово «Имя прилагательное» не годится, оно неточно отражает тему и т. д.

– Каким должен быть следующий шаг в этой работе? (Вспоминаем всё то, что узнали по теме урока).

– Работаем в группах, обсуждаем новое знание, думаем, какими словами, словосочетаниями назвать то, что узнали сегодня по теме. /Вот примерный перечень слов и словосочетаний, которые появятся у детей: прилагательные-антонимы; прилагательные-синонимы; эпитеты, называют признак, точно назвать признак; сделать мысль ясной; противопоставить признаки и т. п.

4) – Слушаем предложения групп (Все предложения, без повторов, появляются на доске, они пока расположены хаотично, в них нет системы).

– Пользуясь предложениями всех групп, составьте в своих группах кластер, покажите связь этих слов, что на доске. (В каждой группе есть лист бумаги, фломастеры. Кластер оформляется на листе такого размера, чтобы его было видно с доски. Дети отбирают нужные с точки зрения группы слова по теме, обсуждают их связь с ключевым понятием, стараются увидеть и другие логические связи).

5) Презентация кластеров.

Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть фото Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть картинку Для чего мы используем имена прилагательные. Картинка про Для чего мы используем имена прилагательные. Фото Для чего мы используем имена прилагательные

К доске по очереди выходят группы в полном составе. Каждый ученик в группе участвует в презентации.

Порядок отчёта группы о проделанной работе может быть таким:

Такая карточка есть в каждой группе, пользуясь ею, дети готовятся к презентации, распределяя, кто на какие вопросы будет отвечать, обсуждают содержание ответов.

Группа выходит к доске, вывешивает кластер и делает его презентацию, отвечая по предложенному плану. Класс слушает отчёты группы, готовится к обсуждению.

– Ребята, давайте вспомним, как будем обсуждать работу товарищей?

– Задаём вопросы на понимание. Вспомните, как звучат такие вопросы (Верно ли я понял, что. )

– Как будем не соглашаться с мнением товарища? (Вежливо, не обижая, доказывая свою точку зрения: Мне кажется, что. является лишним в кластере, потому что.. и т. п. ).

(Группы, чей кластер похож на кластер товарищей, не повторяются. Они участвуют в обсуждении, если необходимо, то озвучивают вопросы №4,5,6 из плана презентации.

В результате такого обсуждения приходим к коллективному выводу, что оставим в кластере и почему.

Возможно, обсуждение пойдёт так, что класс остановится на двух, а то и на трёх вариантах кластеров, доказав в процессе презентации и обсуждения, что такая логика подачи изученного на уроке тоже возможна).

– Сделайте выводы, пользуясь кластером, зачем же нужны прилагательные в речи?

– Оцените свою речь. Надо ли вам её совершенствовать? Почему так считаете?

– Сделайте вывод, как это делать? (Больше читать, обращать в текстах внимание на яркие эпитеты; узнавать больше пословиц, знать их значение, использовать в речи; обогащать свою речь синонимами-прилагательными; можно завести тетрадь, блокнотик и выписывать туда понравившиеся синонимы, эпитеты, антонимы – прилагательные.

VI. Итог урока. Домашнее задание.

– Чему учились на уроке?

– С какими затруднениями столкнулись?

– Как думаете, почему возникли эти затруднения?

– Как с ними справились?

Источник

Для чего мы используем имена прилагательные в нашей речи для 2 класса

Урок русского языка во 2 классе по теме «Роль имени прилагательного в русском языке»

Цель: выявление роли имени прилагательного в русском языке, использование в речи. Развитие умения находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.

1.1 Актуализация имеющихся знаний.

1.2.Пробуждение интереса к получению новой информации. Работа в парах.

1.3. Постановка учеником собственных целей. ПР.

Приём « Корзина идей»

Приём « Составление кластера»

Схема « Фишбоун» или «Рыбий скелет»

Работа с текстом в парах

( выполняют движения под музыку и считают имена прилагательные)

Групповая работа в четвёрках.

Проверка – обмен группами.

( меняются группами и проверяют)

3.Рефлексия. Приём Эссе.

Парная и индивидуальная работа.

Игра « Что задумано?»

У каждой группы по карточке со словами

(осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая),

(круглое, гладкое, красное, сочное, спелое),

(высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная),

(блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий),

( чистое, высокое, голубое, безоблачное),

( пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый),

— Какие слова помогли вам быстро узнать, о каком предмете идёт речь?

-Скажите друг другу на ушко, как называются эти слова одним словом.

— А сейчас мы проверим в парах, насколько вы были правы

— Найдите лишнее понятие и обсудите в паре.

1.Цветочек, цветной, грибок

2.Приставка, корень слова, имя прилагательное

Назовите лишнее понятие

— Так какая тема урока? ( дети сами делают вывод)

— Правильно — имя прилагательное.

-Вспомните и обсудите со своим соседом вашу информацию об имени прилагательном и составьте ответ, что вы знаете.

— Попробуем систематизировать ваши знания.

Второстепенный член предложения

И мя прилагательное- часть речи

Отвечает на вопросы — какой?, какая?, какие?, какое?

— Что ж мы знаем о прилагательном? ( заполнение « скелета»)

Голова — имя прилагательное.

Верхние конечности – признак предмета,

отвечает на вопросы — какой, какая, какие,….

Нижние конечности — второстепенный член предложения,

— Что же ещё мы не знаем об имени прилагательном?

-Попробуем узнать что- то новое.

— У вас на партах два текста. Прочитайте и подумайте, какой текст красивее и почему?

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Стоит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки.

Пришла холодная зима. Стоят лютые морозы. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки.

— Обсудите в парах ответ на вопрос.

Заслушиваю мнения детей парами.

— Докажите. Почему именно этот текст вам понравился больше?

— Запишите наиболее понравившийся текст в тетрадь.

— Прочитайте свой текст и докажите, почему вы выбрали именно его.

-Почему этот текст вы записали?

-Какие слова сделали текст красивее? (имена прилагательные)

— Подумайте в парах, какую роль выполняют имена прилагательные?

— Для чего они нужны в тексте? (помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее)

— Значит, мы можем добавить в нашу схему – хвост рыбы, что имя прилагательное — уточняет, украшает нашу речь

Море бывает печальным,

Весёлым и грустным.

Синим, оранжевым, красным,

Бордовым, бирюзовым и голубым.

В штиль- оно тихое — море,

В бурю бушует и даже рычит,

Белое море, холодное море.

Но и оно в себе тайны хранит.

-Сколько встретили прилагательных?

— Зачем так много использовал их автор?

-Сейчас мы прочитаем текст об одном лесном жителе.

Шубка у зверька летом — ———-, а зимой — ————.

— Кто нашёл ошибки? Какие слова вам снова помогли?

— Какой вывод можно сделать? ( работа по

— На столе у вас лежат карточки разного

( красные, синие, желтые)

— Возьмите карточку того цвета, какое у вас

На карточке вопрос – «Какую роль

играют имена прилагательные в речи?»

— Попробуйте за 7 минут, написать

ответ на этот вопрос. Предлагаю

вам алгоритм работы:

1. Обсудите в паре свой ответ на вопрос.

2. Ответьте письменно на своей карточке.

3. Докажи примерами

4. Вывод в конце начни словами — « Таким образом, я считаю ( думаю, моё мнение…), что…..

— Поднимите карточки своего настроения

Заслушиваем мнения детей по теме (можно заслушивать парами)

( карточки в конце сдаются учителю)

— Дома приготовить ответ устный на

этот вопрос с примерами.

Полный текст материала Урок русского языка во 2 классе по теме «Роль имени прилагательного в русском языке» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть фото Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть картинку Для чего мы используем имена прилагательные. Картинка про Для чего мы используем имена прилагательные. Фото Для чего мы используем имена прилагательные

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оставить комментарий
А вы знали?
Темы итогового сочинения 2022 г. Направления тем и произведения, по которым можно писать сочинения
Как провести родительское собрание? Правила и рекомендации классным руководителям
Интересные инструкции по ПК
Как создать красивое слайд-шоу для школьного телевизора в холле? Инструкция для SMART TV
Как поставить подпись в документ PDF за пару кликов
Лучшие материалы сайта для вас
Памятки

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

30 мин. бесплатно
Листовка

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

бесплатно
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 3
Порядок вывода комментариев:

3 анивская • 09:54, 12.11.2010
Лариса Николаевна! огромное спасибо за интрересные идеи.

2 Нажда • 20:07, 23.09.2010
Лариса Николаевна! Большое спасибо! Ваш урок очень понравился.

1 olga2010 • 22:45, 20.09.2010

Лариса Николаевна, очень понравился ваш урок. Обязательно попробую провести похожий со своими второклассниками. Знания ребятам не даются в готовом виде. Учитель побуждает ребят рассуждать, делать выводы. Мне понравилось, что на уроке прослеживается групповая работа в парах,четверках. Взяла для себя использование приемов «корзина идей», «составление кластера». Спасибо за урок.

Комментарии
Спасибо. Очень интересно
здорово, конструктивно!
Возможно «воздействие» нужно заменить на «взаимодействие». П
Интересно бы знать, какой метод воздействия тогда правильный? За что ни возьмись
Все помогло. Тут есть полезные игры.
Идет обсуждение
Свидетельство о публикации
Актуально!

2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Имя прилагательное как части речи: значение и употребление в речи»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

1. Обучающие: формирование умений различать части речи.

2. Развивающие: развивать память, мышление, речь,

формирование умений анализировать, сравнивать языковые явления.

3. Воспитательные: расширение культурного кругозора, воспитание любви к родному слову.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Формы работы учащихся: эвристическая беседа, составление связного текста на лингвистическую тему, работа с интерактивной доской, работа по карточкам, самостоятельная работа, работа в группах, работа по учебнику.

УУД: 1. Предметные : определение роли прилагательных в русском языке.

2. Личностные : мотивация к учебной деятельности;

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

3. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу;

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

определять качество и уровень усвоения.

4. Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей

— подведение под понятие на основе распознавания объектов,

выделения существенных признаков;

— установление причинно-следственных связей;

5. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, ставить вопросы, коллективная дружная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, электронная доска, ЭОР.

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

-Все приготовились к уроку? Молодцы! Сядет первый тот, кто отгадает загадку….

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой. (Заяц.) (Ответ пишу на доске)

Грозный, сильный и красивый Он трясёт мохнатой гривой. А как рычит! Совсем не зря У зверей он за царя. (Лев.) (Ответ пишу на доске)

В деревне кур крадет. (Лиса.) (Ответ пишу на доске)

Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной Иголок очень много А нитки ни одной. (Ёж.) (Ответ пишу на доске)

Закрепление пройденного материала (продолжение).

-Ребята, а какие орфограммы встретились вам в данных словах отгадках? ( Заяц – непроверяемая гласная (слово из словаря); лев – парная по звонкости – глухости согласная в (львы); лиса – безударная гласная, проверяемая ударением (лис); ёж — парная по звонкости – глухости согласная ж (ежи).

-Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)

-Молодцы! А как назвать одним словом этих животных? (Дикие)

— Как мы относимся к диким животным? (Животных нужно беречь, потому что они приносят пользу.) — Какую пользу приносят? (Санитары леса, красота и богатство природы)

— Спасибо, мне понравились ваши ответы. Теперь рассмотрим каждое животное.

-Молодцы! И что обозначают все эти слова? (Признаки предмета) — На какие вопросы отвечают быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий, хитрая, быстрая, рыжая, ловкая, пушистая? (Какая? Какой?)

-Докажите, что первая группа имена существительные, 2 группа — глаголы.

-Что вы знаете о них? (Дают характеристику частям речи).

-Что можно сказать о третьей группе? Попробуйте дать самостоятельно характеристику этой группе.

-Определите, какие слова из третьего столбика сочетаются с существительными из первого столбика? Назовём эти словосочетания: (Девочка весёлая, признак обозначает качество, окно широкое, признак обозначает размер, лес большой, признак обозначает размер, снег белый, признак обозначает цвет).

-На какие вопросы они отвечают? (Какая? какой? какое?)

Работа с ЭОР. Давайте проверим наши знания. Игра «Распредели по группам». (На диске задание 2)

Слова: стол, солнце, красивый, ракета, ходить, водить, большой, смелый, поливать, стирают, играл, заяц, мальчик, карандаш, поймать, побежал, веселый, зеленый.

Работа по карточкам. Ребята, у нас существует проблема : мы не знаем, для чего нужны имена прилагательные. Давайте попробуем решить эту проблему и ответить на данный вопрос.

а)Создание «ситуации несостоятельности».
У вас на столе лежат карточки, прочитайте предложения.

а) Под кустом притаился … зверёк. У него … уши, … хвост. Тело покрыто … шерстью. Есть … зубы.
О ком в них говорится? (О зайце, о лисе. )
-Докажите.
— Почему вы дали разные ответы? (Данные признаки подходят ко всем названным животным.)

б) Создание «ситуации успеха».
— Попробуем преобразовать текст так, чтобы признаки подходили только к одному животному – зайцу.

На доске текст с пропущенными словами.

В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Все деревья оделись в ____наряд.

а) Создание «ситуации несостоятельности».
— С какой целью употребляются имена прилагательные в речи? (Уточняют, описывают имена существительные)


б) Создание «ситуации успеха».
— Вставьте в текст имена прилагательные, чтобы рассказ получился интересным и красивым. Запишите его в тетрадь. (После выполнения читают рассказы.)
(«В зимнем лесу под пушистыми ёлками лежит белый снег. Все деревья оделись в новый наряд. — Это ещё раз доказывает, что наш язык богат и красив. Но красиво говорить надо учиться. Для этого надо постоянно пополнять словарный запас.

— Какую же ещё роль выполняют имена прилагательные в речи? (Украшают нашу речь, делают её богатой, правильной.).

8. Закрепление новых знаний и способов действий.

Работа с ЭОР. (На диске задание 6)

-Для чего нам в нашей речи необходимы имена прилагательные? (Чтобы речь была более красочной)

-Проверим, так ли это. (Игра: Верни в текс слова признаки)

-Почему вы подобрали именно эти слова? Для чего нам в нашей речи необходимы имена прилагательные? (Чтобы речь была более красочной)

Работа по учебнику:

Работа над упражнением 149.

Работа по учебнику:

-Выполним упражнение 150 на стр.87.

-Прочитайте задание. Что нужно сделать? (прочитать, отгадать загадку)

-Догадались, кто это? (гусь). Правильно!!

-Посмотрите в текс, являются ли выделенные слова именами прилагательными? (да)

-На какие вопросы они отвечают? (какой? какая? какие?)

-Давайте посмотрим, а с какими словами они связаны? ( папа, мама, детки)

— Папа, мама, дети – на какой вопрос отвечают? (Кто? Что?). т.е. являются, какой частью речи? (именем существительным).

— Поставим вопрос от имени существительного к имени прилагательному

Папа КАКОЙ? важный, краснолапый.

Мама КАКАЯ? беленькая.

Детки КАКИЕ? желтые

Вывод : — Имена прилагательные употребляются при именах существительных. Они делают речь более красочной и точно описывают предмет.

-Урок подходит уж к концу

И требует оценок столько!

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Хорошим, может быть плохим,

Совсем ненужным. Бесполезным….

Иль поучительным…? Каким?

— Выставить оценки за урок нам помогут смайлики, которые вы заработали сегодня.

-Спасибо за работу на уроке.

Список использованной литературы:

1.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс Ч.2. — Москва Просвещение 2014г. Школа России ФГОС 2. В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь 2 класс Ч.2. — Москва Просвещение 2018г. Школа России ФГОС 3.Сборник стихотворений В. Агафонова

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1.ЭОР (диск- приложение) по русскому языку 2 класс 2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе «Имя прилагательное как часть речи»

Материал содержит конпект и презентацию по данной теме. Его можно использовать в любой образовательной системе при знакомстве с именем прилагательным.

« Школа 2100» Русский язык, 3 класс Тема: « Имя прилагательное как часть речи»

Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в речи.

Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть фото Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть картинку Для чего мы используем имена прилагательные. Картинка про Для чего мы используем имена прилагательные. Фото Для чего мы используем имена прилагательные

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть фото Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть картинку Для чего мы используем имена прилагательные. Картинка про Для чего мы используем имена прилагательные. Фото Для чего мы используем имена прилагательные

Урок русского языка в 3 классе «Имя прилагательное как часть речи»

Данный урок разработан для ознакомления с именем прилагательным и его ролью в речи и умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи.

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть фото Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть картинку Для чего мы используем имена прилагательные. Картинка про Для чего мы используем имена прилагательные. Фото Для чего мы используем имена прилагательные

Русский язык 4 класс Тема:»Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных»

Урок — повторение, построен на ранее полученных знаний. Перед летьми в начале урока ставится проблемный вопрс: «Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?» На уроке испол.

Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть фото Для чего мы используем имена прилагательные. Смотреть картинку Для чего мы используем имена прилагательные. Картинка про Для чего мы используем имена прилагательные. Фото Для чего мы используем имена прилагательные

Конспект урока по русскому языку» Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи » 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи.»Цели деятельности учителя: формирование понятия, что такое прилагател.

«Роль имени прилагательного в речи». 2-й класс

Цель: Создать условия для формирования универсальных учебных умений.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

Предметные знания и умения:

Ход урока

I. Организационный момент.

Задачи:

– Прозвенел звонок. Внимание!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?

– Вижу, все готовы к уроку.

– Улыбнитесь друг другу, пусть сегодняшний день вновь принесет вам радость общения друг с другом

II. Минутка чистописания.

Задачи:

– Сегодня мы будем совершенствовать написание буквы, которую вы должны угадать. Поработайте в парах. Подумайте,какой вопрос об этой букве задаст ваша пара. На грамотные вопросы вы получите ответы,которые приведут вас к задуманной мною букве. (Вот вопросы, которые должны задать дети:это буква гласного или согласного звука; на мягкость или твердость предшествующего согласного она указывает; какой звук она обозначает. После этой работы учитель обсуждает с детьми, какие вопросы были грамотными, а какие пустыми, ненужными, т. к. дети могут задать самые разные вопросы).

– Верно, ребята,это буква Ё.

– Что интересного вы знаете об этой букве?

– Определите порядок написания букв в цепочке: Ё ЁЁ ЁЁЁ

– Рассмотрите ошибки, которые допускаете в написании буквы Ё.

– Почему они появляются? Как надо писать, чтобы этих ошибок не было.

– Какое же качество письма будем сегодня совершенствовать?

– Напишите данную цепочку в тетради.

– Оцените работу друг друга, дайте товарищу совет.

III. Стадия вызова. Приемы«Знаю, хочу узнать, узнал», «Верно-неверно» (игра «Данетка»).

Задачи.

1. Словарно-орфографическая работа. Прием «Знаю, хочу узнать, узнал».

Игра «Прятки». Выполнять задания этой игры мы будем в таблице, у каждого она есть на парте. Если, выполняя задание игры, вы знаете, как написать трудное слово, то записываете слово в первый столбик, если не знаете, как его писать, то пишете с «дыркой» во второй столбик.

ЗнаюХочу узнатьУзнал

– Найдите по прилагательным имя существительное — слово с непроверяемой орфограммой. Запишите его в таблицу, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

(погода, пирог, облако, газета)

– Обсудите свою работу в парах. (Идет взаимообучение).

– Какие вопросы у вас остались?

– Где вы можете проверить себя, найти ответы на свои вопросы? (В словаре)

– Поработайте со словарем. (Затем фронтально идет проверка выполнения задания. Дети, испытавшие затруднение, записывают слова в третий столбик)

– Что объединяет все эти слова?

– Прочтите еще раз слова с безударной гласной а, е, и, о. (Учитель преднамеренно называет лишние буквы, чтобы повысить активность и внимательность учащихся).

– В каждом из этих слов спряталось еще слово. Найдите его и подчеркните.

– Чем похожи все найденные вами слова?

– Составьте дома, кто захочет, такую же игру сами.

– Какие слова помогли вам догадаться о «трудных» словах. (Имена прилагательные)

– Сегодня мы продолжим изучать имена прилагательные.

2. Актуализация знаний о прилагательном. Прием «Верно-неверно».

Выход на тему. Постановка задачи урока.

– Дети, у вас на карточках вопросы и таблица для ответов. На вопросы вы будете отвечать так: «да» или «нет». Вместо «да» в клеточках таблицы будем ставить «+», если ответ «нет», то ставим «-».

Вопросы к таблице: Верно ли, что прилагательные

– Дети, обсудите свои ответы в парах

– Под какими номерами ваши ответы совпали? Почему вы решили, что ответ именно такой?

– По каким вопросам после обсуждения ваши мнения изменились? Почему?

(Вопросы 1-4 направлены на актуализацию знаний по теме, вопросы 5-9 на новое знание, ответы на эти вопросы создадут противоречие и помогут определить тему и задачи урока)

– По каким вопросам ваши мнения расходятся?

– На какие вопросы вы хотите сегодня получить ответы?

– Кто назовет тему сегодняшнего урока?

– У кого тема звучит точнее, правильнее? Почему так считаете?

IV. Стадия осмысления. Прием «Инсерт».

Задачи этапа:

1) Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу « Инсерт».

– Прочтите текст, делайте на полях пометы:

Учащиеся работают с текстом.

Вместе – служба, вместе – дружба.

Вчитайтесь, вдумайтесь в это слово — прилагательное. В нём есть намёк на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

К каким же словам присоединяются прилагательные? Ответить на этот вопрос нетрудно.

Посмотрите в комнате на любой предмет, например, на стол. Что можно о нём сказать? Каждый, отвечая, присоединит к слову стол какое-нибудь прилагательное: круглый, квадратный, маленький, деревянный, высокий.

А зачем же прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они нам необходимы в речи?

Очень важными словами являются имена существительные, они дают всем предметам имена. Но как бы беден был наш язык, если бы мы ничего не знали о предмете, кроме его названия. Отвечая на вопросы какой? какая? какое?, мы называем различные признаки, которыми обладает предмет.

Именно прилагательные делают нашу речь точной и ясной. Например, уходит мама на работу и торопливо «отдаёт приказание»:

– Оленька, свари, пожалуйста, кашу.

А ей вдогонку несётся:

– Какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшённую или гречневую?

И мама уточняет: свари рисовую кашу. Вот видите, только прилагательное сделало ясным и точным смысл маминого задания.

Прилагательные неотделимы от существительных: как нитка за иголкой, прилагательное следует за существительным, чтобы определять предмет, называть его признаки, а значит, делать речь точной и ясной.

Огромна роль прилагательных в художественной литературе. Это они помогут писателю создать портрет героя, описать чувства, настроение. А поэт без них не опишет ни одной картины природы. В стихах и прозе великих поэтов и писателей прилагательные «озаряют предметы». Такие прилагательные называют эпитетами. Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которым называет писатель уже известный нам предмет.

Если художник слова пишет «мраморное море», то мы ясно представляем это море, седое, как мрамор. Вот так эпитеты – прилагательные помогают писателям и поэтам словами рисовать живые, яркие, необычные картины.

Трудно ли создать хороший эпитет? Очень трудно. Это под силу только большим писателям. Но каждый школьник должен употреблять в своей речи прилагательные – эпитеты. Надо накапливать их в речи, создавать свои, видеть в художественных текстах.

А кто из ребят не любит загадки?! Что нужно для загадки? Описать предмет, не называя его. И опять здесь выручат прилагательные. Вот несколько загадок, построенных на прилагательных. Попробуйте их отгадать.

Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие

– Как вы догадались, что это?

– Какие слова помогли вам догадаться?

Народной мудростью называют пословицы. Вот одна из них: маленькое дело лучше большого безделья. В ней глубокий смысл, а подчеркнуть его, выделить в пословице главное помогли прилагательные – антонимы. Это слова с противоположным значением.

Никак не обойтись человеку без прилагательных!

*Термины синонимы, антонимы даны в учебнике Т. Г. Рамзаевой «Русский язык, 2 кл.

– Вернёмся к нашим вопросам и предположениям, которые вы сделали, отвечая на них.

(Смотри таблицу на стадии «Вызов»).

– Оправдались ли ваши предположения?

– Внесите в свои ответы изменения.

– Для чего же нужны прилагательные в речи?

– К чему же должны вы стремиться? (Быть наблюдательными, подмечать всё интересное в жизни, в литературе, чтобы обогащать свою речь прилагательными, синонимами, эпитетами, антонимами).

2) Первичное закрепление.

Примечание:если учащиеся еще слабо владеют приемами ТРКМ, то учитель на этапе первичного закрепления может сократить количество упражнений или вообще отказаться от них на данном уроке.

Задание 1. Добавь подходящие по смыслу существительные. Поставь к прилагательным вопросы, запиши их вместе с существительными

— Что помогло вам найти нужное существительное?

— Как прилагательные помогли это сделать?

Задание 2. Назови признаки (устно): яблока– по величине, по форме, по вкусу, по цвету. Лодки – по форме, по материалу. Докажи, что ты назвал признаки предметов.

– С каких же сторон может характеризовать предмет имя прилагательное?

Задание 3. Выборочное списывание.

Живёт в доме хозяин:
Шубка атласная,
Лапки бархатные,
Ушки чуткие.

– Выпиши существительные вместе с прилагательными.

– Поставь к прилагательному вопрос.

– Какова роль прилагательных в этой загадке?

Задание 4. Творческий диктант.

Вставить в текст в ходе записи подходящие имена прилагательные.

У болотца густо цветут незабудки. Над водой колышутся травинки. Журчит ручеёк. Летают стрекозы. Порхают бабочки. В небе плывут облака. Они отражаются в воде.

– Читаем новый текст (несколько учеников)

– Как изменился текст?

– Почему он стал ярче, выразительнее?

– Чем порадовала вас работа Кати?

– Какое интересное прилагательное нашёл Коля?

Задание 5. Начнём сочинять сказку, используя прилагательные – антонимы. Вам дано начало. Опишите 2-3 предложениями двух братцев, героев сказки.

Жили 2 братца. Один был высокий и худой, другой.

– Что поможет вам выполнить задание? (Умение подобрать яркое и точное прилагательное, антоним к нему)

V. Стадия рефлексии. Используется приём составления кластера.

Задачи:

– На какие вопросы по теме урока получили ответы? (Какие есть прилагательные, как и для чего они нужны в речи, что поможет обогатить речь именами прилагательными и т. п. )

– Я предлагаю вам составить по теме урока кластер. / В силу того, что дети 2 класса ещё такие маленькие и, предположив, что приёмом «кластер» они ещё не владеют в совершенстве, продолжаем обучение составлению кластера/.

– Ребята, вы будете работать в группах.

– Вспомните, как надо действовать, чтобы составить кластер? (Найдём ключевое слово темы; вспомним всё, что узнали по теме, запишем новое знание отдельными словами, словосочетаниями; постараемся увидеть связь между словами по теме, укажем стрелками их связь)

– Вот и будем сейчас работать в этом порядке.

1) – Итак, ищем ключевое слово темы. Обсуждаем все варианты в группе. Не забывайте, что все свои мысли «за» или «против» предложения товарища, надо объяснить, взрослые говорят — «аргументировать», т. е. объяснить, почему ты согласен или не согласен (Дети работают в группах 1 минуту)

2) – Какое же слово группы предлагают сделать ключевым? (Дети отвечают, аргументируя позицию группы; если ребята не согласны с предложением какой-либо группы, то они корректно говорят об этом, приводят аргументы в пользу своей точки зрения. (Например, ученик предлагает сделать ключевым словом слова «Имя прилагательное»

– Все ли согласны? Почему?

Аргумент против: это очень широкая тема, мы её изучали не только сегодня, а сегодня на уроке мы искали ответ на вопрос «Роль прилагательных в речи». С моей точки зрения, это ключевое слово «Имя прилагательное» не годится, оно неточно отражает тему и т. д.

3) — Продолжаем составлять кластер.

– Каким должен быть следующий шаг в этой работе? (Вспоминаем всё то, что узнали по теме урока).

– Работаем в группах, обсуждаем новое знание, думаем, какими словами, словосочетаниями назвать то, что узнали сегодня по теме. /Вот примерный перечень слов и словосочетаний, которые появятся у детей: прилагательные-антонимы; прилагательные-синонимы; эпитеты, называют признак, точно назвать признак; сделать мысль ясной; противопоставить признаки и т. п.

4) – Слушаем предложения групп (Все предложения, без повторов, появляются на доске, они пока расположены хаотично, в них нет системы).

– Пользуясь предложениями всех групп, составьте в своих группах кластер, покажите связь этих слов, что на доске. (В каждой группе есть лист бумаги, фломастеры. Кластер оформляется на листе такого размера, чтобы его было видно с доски. Дети отбирают нужные с точки зрения группы слова по теме, обсуждают их связь с ключевым понятием, стараются увидеть и другие логические связи).

5) Презентация кластеров.

К доске по очереди выходят группы в полном составе. Каждый ученик в группе участвует в презентации.

Порядок отчёта группы о проделанной работе может быть таким:

Такая карточка есть в каждой группе, пользуясь ею, дети готовятся к презентации, распределяя, кто на какие вопросы будет отвечать, обсуждают содержание ответов.

Группа выходит к доске, вывешивает кластер и делает его презентацию, отвечая по предложенному плану. Класс слушает отчёты группы, готовится к обсуждению.

– Ребята, давайте вспомним, как будем обсуждать работу товарищей?

– Задаём вопросы на понимание. Вспомните, как звучат такие вопросы (Верно ли я понял, что. )

– Как будем не соглашаться с мнением товарища? (Вежливо, не обижая, доказывая свою точку зрения: Мне кажется, что. является лишним в кластере, потому что.. и т. п. ).

(Группы, чей кластер похож на кластер товарищей, не повторяются. Они участвуют в обсуждении, если необходимо, то озвучивают вопросы №4,5,6 из плана презентации.

В результате такого обсуждения приходим к коллективному выводу, что оставим в кластере и почему.

Возможно, обсуждение пойдёт так, что класс остановится на двух, а то и на трёх вариантах кластеров, доказав в процессе презентации и обсуждения, что такая логика подачи изученного на уроке тоже возможна).

– Сделайте выводы, пользуясь кластером, зачем же нужны прилагательные в речи?

– Оцените свою речь. Надо ли вам её совершенствовать? Почему так считаете?

– Сделайте вывод, как это делать? (Больше читать, обращать в текстах внимание на яркие эпитеты; узнавать больше пословиц, знать их значение, использовать в речи; обогащать свою речь синонимами-прилагательными; можно завести тетрадь, блокнотик и выписывать туда понравившиеся синонимы, эпитеты, антонимы – прилагательные.

VI. Итог урока. Домашнее задание.

– Чему учились на уроке?

– С какими затруднениями столкнулись?

– Как думаете, почему возникли эти затруднения?

– Как с ними справились?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *