Для чего на корабле рында
Судовой колокол – рында
Лингвисты до сих пор не достигли единства в происхождении слова «рында», но известно оно русскому народу ещё со средневековых времен. В те дремучие времена существовал забытый ныне глагол – рындать, то есть трясти.
Вполне логично: то, что трясли, имело название «рында», хотя прямых доказательств этому до сих пор нет.
Из истории судового колокола
В XVII веке всем известный реформатор Петр I отправил в Европу на прохождение морской практики русских моряков, а сам изложил обязанности всех чинов на судах военного флота в «Морском уставе» 1720 года. Согласно этому документу, все команды на судне должны были отдаваться на английском языке. К тому времени европейские морские державы использовали колокола на парусниках.
Команда «Бей в колокол» на языке оригинала звучала как «Ring a bell!» (ринг э бэлл). К сожалению, матросы времен Петра I понимали английский язык хуже, чем старославянский, и поэтому когда звучали команды, они знали, что нужно делать, но не всегда понимали, как это правильно перевести и воспроизвести.
Поэтому со временем непонятное «ринг э бэлл» трансформировалось в более понятное «рынду бей». Так и остался этот термин в пользовании моряков. Сам корабельный колокол тоже стали называть «рындой».
Нечисть и колокольный звон
Испокон веков люди верили, что звон колокола может помочь пережить напасть и отогнать злых духов. Всем известно применение церковных колоколов во время различных обрядов. Даже во время чумы, не прекращая, били в колокол, чтобы «выгнать хворь».
Поскольку моряки – люди чрезвычайно суеверные, они изначально брали на борт судна колокол, чтобы отпугивать злых духов. Считалось, что оглушительный звон рынды способен утихомирить бушующее море и прогнать беснующегося морского дьявола.
Со временем, моряки нашли колоколу более практичное применение и стали использовать его в качестве сигнального средства: в условиях плохой видимости он оповещал о приближении корабля.
Жизнь по склянкам
Рында стала такой же неотъемлемой частью корабля, как и штурвал. На ней была завязана вся жизнь экипажа судна, ее берегли, как зеницу ока. Колокольный звон служил сигналом общего сбора или тревоги и заменял морякам часы. Матросы по ударам рынды выходили на вахту.
Поскольку для измерения времени использовались песочные часы, называемые склянками, их приходилось переворачивать каждые полчаса. Этим занимался матрос на вахте. Каждый переворот отмечался определенным ударом в колокол.
Так и появилась существующая и в наши дни команда «Склянки бить!». Были еще и четырехчасовые склянки, которые делили сутки на 6 частей согласно вахтам. В полдень тремя троекратными ударами отбивали «рынду». С этого момента начинался новый отсчет времени.
Злато для голоса
Но вот интересная особенность: если добавить в ванну, где плавится металл для отливки, несколько серебряных монет или, скажем, пару золотых колечек, как голос колокола сразу станет мягким и приятным для слуха. Так, при отливке рынды для английского корабля «Малайя» для пущего благозвучия в металл добавили серебряные малайские доллары и даже золотые соверены.
Лысина боцмана и тысяча солнц
Корабельный колокол всегда являлся визитной карточкой корабля. Он не только сообщал название судна, но еще и передавал некоторую информацию об экипаже. Начищенная до блеска рында указывала на исправную службу моряков. Ответственный матрос должен был «надраить рынду до тысячи солнц». У моряков есть даже шуточная (а, может, и не очень шуточная) поговорка, что «рында должна блестеть, как лысина у боцмана».
Если беременная женщина отправлялась в морское путешествие, и срок родин застигал ее прямо на судне, новорождённого крестили в корабельном колоколе. Имя малыша даже могли выгравировать на рынде.
Если же на судне погибал кто-то из моряков, его почитали восемью ударами колокола, символически обозначавших конец его вахты. В английском языке есть выражение «Восемь ударов колокола» («Eight Bells»), обозначающее некролог.
У некоторых может сложиться ошибочное мнение, что в современном мире уже нет места былой романтике и корабельный колокол можно найти только в лавке сувениров яхтсменам. Конечно, ни один моряк не откажется от такого подарка, но есть правила, просто обязывающие иметь рынду. Согласно им, корабельным колоколом должно оснащаться любое судно, длина которого превышает 12 метров. Он, как и в прежние времена, должен служить морякам для подачи сигналов при плохой видимости.
Матвеев А. Флотская атрибутика. Рында — судовой (корабельный) колокол
На флоте «рындой» называют корабельный колокол. К церковной службе отношения не имеет, а имеет отношение прежде всего к корабельной службе нарядов и спасает корабль от столкновения в условиях плохой видимости. Скорее всего, что это переделанное английское выражение «ring the bell», что переводится, как «бой судового колокола». На английском флоте били в рынду в полдень, и именно этот бой имел такое название.
Хотя слово «рында», согласно словарю Даля было в русском языке, и обозначало на пензенском и саратовском наречиях — нескладный верзила, сухопарая баба, исхудалая кляча, а на московском наречии — телохранитель, оруженосец.
Боем «рынды» в сильном тумане корабли оповещают другие суда о нахождении в опасном районе. А в военно-морском флоте «рындой» отбивают так называемые «склянки». Бой склянок производится каждые пол часа четырехчасовой вахты и каждый бой имел свое значение, что по бою можно было установить точное время сколько прошло и сколько осталось до конца вахты. Склянки определяют корабельный распорядок дня. Корабли императорского флота живут в соответствии с боем склянок.
Скля́нки, устаревшее — скля́ницы — название песочных часов с получасовым ходом во времена парусного флота: каждые полчаса часы переворачивал вахтенный матрос и сопровождалось это сигналом корабельного колокола – рынды, как называют корабельный или судовой колокол на корабле. Кораблями, как правило на флоте, сейчас называются боевые корабли, судами вспомогательные суда и суда гражданских ведомств и фирм. Ранее в литературе можно встретить название судов, относившиеся и к боевым кораблям.
Один их кораблей флота российского был назван «Рындой» (видимо по московскому значению этого слова — телохранитель. Этот корабль честно нес службу, будучи одним из первых паровых кораблей военного флота Российской империи.
Отношение к «рынде» (корабельному колоколу) на корабле бережно-уважительное. «Рында» является как бы представителем корабля, ибо на каждой «рынде», как правило, славянской вязью, как и на борту и закладной доске, выбито название корабля. И даже если название корабля было сменено, то на «рынде, как бы укором значится старое название. И горит рында на корабле огненным блеском и драится она с пристрастием с помощью пасты ГОИ по несколько раз в день.
В связи с этим вспоминается как, будучи курсантом первого курса Калининградского ВВМУ и первый раз попав на крейсер «Комсомолец», злостно нарушил корабельные правила (прошел по правому трапу на ют и дотронулся руками до горевшего медным блеском поручня трапа, что на крейсерах категорически делать было запрещено). Увидевший это злостное нарушение корабельных правил боцман крейсера тут же поставил меня драить «рынду» (которая находилась рядом с рубкой дежурного по кораблю и на которой отбивались корабельные склянки) и потом это стало моей обязанностью в течение всей корабельной практики. За этот срок я до мельчайших подробностей выучил поверхность «рынды» с надписью «Чкалов» (так назывался крейсер при закладке). Я драил эту «рынду» и днем, и ночью и малейшее пятно на ней вызывало у меня приступ ненависти, ибо все приходилось начинать сначала. И долго потом эта «рында» с крейсера «Комсомолец» приходила ко мне во сне ночным кошмаром.
«Рында» военного корабля это прежде всего история государства и военно-морского флота и когда сегодня видишь на пунктах приема цветных металлов «рынды» с гордыми названиями боевых кораблей, становится обидно за нашу страну и отношение к кораблям и людям.
Рассказ друга из Калининграда:
В 90 годах ко мне в гараж приехал знакомый предприниматель. Я работал со своей машиной, и он неожиданно для меня привез мне корабельную рынду (судовой колокол) с эскадренного миноносца, известного мне. В те годы все можно было продать и купить. В базах Балтийска тонули у причалов корабли, а флотское имущество продавалось самими же экипажами.
На медной рынде, славянской вязью было выбито название, известного мне корабля.
— Пусть у тебя пока полежит в гараже – предложил мне мой приятель.
Признаюсь, честно, что при виде этой рынды защемило в груди. Стало обидно за нас всех, нашу службу, людей, служивших на этом корабле.
— Где взял? – спросил я его.
— Да так на базе металлолома валялся. Я его и подобрал. Мне её за так отдали. Может нам самим пригодиться, сдадим ее на металлолом. Знаешь сейчас медь вроде в цене.
Лежала эта рында у меня в гараже минимум полгода.
Я долго не встречал своего приятеля, а когда увидел, то я напомнил ему о рынде.
Он долго вспоминал, а потом сказал:
— Знаешь, что реализуй ее сам. У меня и так дел много. А это для меня мелочи.
Я немного подумал и поехал к местному владыке. В Калининграде в это время церкви только начинали строиться и естественно, что колоколов на них не хватало.
— Доброе дело придумали – сказал мне Владыко.
— А то, что она корабельная для Вас не критично?
— Так звонит же и можно звонить, а что с корабля так даже хорошо. Мы ее на границе с Польшей поставим в новом храме, рядом с Багратионовском. Пусть поляки слушают наш колокольный звон вашей рынды.
Я рассказал об этом своему другу-предпринимателю, и он понял меня.
Подарил я церкви эту рынду и рассказал об ее истории, истории корабля — название, которого выбито на рынде. Владыка обещал помолиться за меня с другом и наши благие дела и за корабль на котором служили многие русские люди.
И сегодня эта корабельная рында, добросовестно исполняет свой долг и служит нашему государству и Богу, зовет прихожан к молитве и информирует поляков и других проезжающих границу, что здесь Россия начинается. И на корабельной рынде гордо на солнце горит название боевого корабля. И несмотря на то, что этого корабля давно уже нет в составе флота, а рында (судовой колокол) его продолжает верно служить России.
Что такое склянки и рында и зачем их бьют: традиции и термины русского флота
В Корабельном уставе Военно-морского флота до сих пор прописан Порядок отбития склянок на надводных кораблях 1 и 2 ранга. Склянки отбивают каждые полчаса, причем в 12:00 отбивается рында – три троекратных удара в морской колокол. Таким образом, «бить склянку» означает отмечать ударами морского колокола каждые полчаса.
Склянкой называют получасовой отрезок времени на корабле. Количество склянок показывало время, поэтому, к примеру, при счете с полудня восемь склянок означали четыре часа. Поскольку каждые четыре часа на корабле менялась вахта, отсчет начинался вновь. На немецких кораблях вахты менялись трижды – каждая смена составляла восемь часов.
Изначально же склянками звали песочные часы с получасовым ходом. Их использовали на парусных кораблях. Каждые полчаса вахтенный матрос переворачивал часы, что знаменовалось ударом корабельного колокола. Таким образом, в жизни моряков склянки играли очень важную роль, фактически определяя и быт, и службу корабля.
— писал еще в советское время О.П. Наумов в своей статье в журнале «Русская речь» (№ 1, 1986).
Слово «склянки» очень прочно вошло в лексикон матросов, да и офицеров русского флота. Например, вахтенному матросу у склянок часто оставляли на хранение какие-то вещи и этот процесс стали называть «сдать под склянки». Но раз в сутки отбивали не склянки, а рынду. Рында – слово вроде и русское, а на самом деле нет.
Сейчас, конечно, с развитием целой системы современных сигналов, средств связи и оповещения, наличием часов у личного состава отбивание склянок осталось славной традицией, напоминанием о боевом прошлом русского флота. Морской колокол – такой же символ флотской службы, причем как на русских кораблях, так и на флотах многих других государств.
Что такое рында: почему так называют судовой колокол
Команда «Рынду бей!» появилась в морском лексиконе во времена, когда не было еще ни обычных часов, ни точных хронометров. Рындой называют не большой корабельный колокол, хотя это название пошло от необычного звона раздающегося в полдень
Рында – что это?
Отмечать текущее время на флоте было принято ударами в судовой колокол. С его помощью также подавали предупредительные сигналы в тумане, при подъеме якорей, оповещали о начале работы, пожаре, появлении неприятеля, о наступлении обеденного времени, начале богослужения и т. д.
Во времена Петра I все команды на флоте отдавались на английском языке. Команда «звони в колокол» звучала как «ring the bell». Офицеры подавали эту команду по-английски, а матросы послушно ее выполняли, не задумываясь о значении слов. Со временем они переделали команду, которая звучала на чужеродном языке, на созвучную фразу «Рынду бей!». Тройные удары трижды отбивали, когда наступал полдень, а троекратный колокольный звон называли рындой.
Рында – слово вроде и русское, а на самом деле нет. Сейчас, конечно, с развитием целой системы современных сигналов, средств связи и оповещения, наличием часов у личного состава отбивание склянок осталось славной традицией, напоминанием о боевом прошлом русского флота. Морской колокол – такой же символ флотской службы, причем как на русских кораблях, так и на флотах многих других государств.
Когда появился первый колокол на кораблях?
Первый колокол, по мнению историков, появился на флагманском судне «Пеликан» Фрэнсиса Дрейка, отправившегося по велению королевы Елизаветы осенью 1577 года из Плимута на поиски новых земель. Англичане начали использовать судовые колокола на корабле с XV–XVI вв.
В России первый корабельный колокол появился в 1669 году на двухмачтовом паруснике «Орел», но постоянно судовые колокола стали использовать лишь в середине XVIII века. В Морском уставе Петра I (1720) при перечислении обязательного шкиперского (палубного) имущества значился «колокол корабельный».
Почему склянками на флоте называют промежуток времени?
Склянкой называют получасовой отрезок времени на корабле. Количество склянок показывало время, поэтому, к примеру, при счете с полудня восемь склянок означали четыре часа. Поскольку каждые четыре часа на корабле менялась вахта, отсчет начинался вновь. На немецких кораблях вахты менялись трижды – каждая смена составляла восемь часов. «Бить склянку» означало отмечать ударами колокола каждые полчаса, пишет АиФ.
Как отбивают склянки сегодня на российских кораблях?
Отбитие склянок (часов) регулируют Корабельным уставом ВМФ РФ. В соответствии с этим документом, удары в судовой колокол производят:
08:00 — отбивают 8 склянок (4 сдвоенных удара в корабельный колокол)
08:30 — отбивают 1 склянку (1 удар)
09:00 — отбивают 2 склянки (1 сдвоенный удар)
12:00 — бьют «рынду» (3 троекратных удара в корабельный колокол)
Со следующего получаса, то есть с 12:30, начинают новый счет склянок до 16:00, с 16:00 до 20:00 и с 20:00 — до 23:00, то есть до отбоя. В 23:00 отбивают 6 склянок
Что такое рында?
Известно ли вам значение этого слова? Ры́нда — устоявшееся в русском языке название судового колокола.
Причём термин «судовой (корабельный) колокол» является более точным, а рында, строго говоря, — звон судового колокола в полдень. В рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени (бьют склянки), также для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане. Три удара в рынду (три склянки) обозначают полдень.
Принято считать, что термин «рында» произошел при русификации английской корабельной команды ring the bell («звони в колокол»), которая русскими моряками была трансформирована в «рынду бей», отчего колокол (bell) стал рындой.
Рынды устанавливаются на всех современных кораблях и судах.
По периметру рынды обычно идёт надпись с названием судна.
Кстати, такой колокол есть даже на подводных лодках
Рында на подводной лодке Б-398, Северный флот.
Несколько интересных фактов:
Рынду на судне менять не принято, и, если судно изменяет название (например, при переходе во флот другого государства), на нём остаётся старая рында со старым названием.
Если на море корабль попадал в шторм, то матросы били в судовой колокол так, чтобы его звон был слышен как можно дальше. Это отпугивало морских дьяволов от находящегося в опасности судна и сообщало встречным судам об опасности столкновения.
Если во время плавания на судне рождался ребенок, то его крестили под радостный звон колокола, а иногда и в самом колоколе.
Колокол звонит в тот момент, когда тонет потерпевший крушение корабль, даже если язык колокола до этого был привязан.
Того, кто украдет или разрушит колокол, ждет огромное несчастье.
Услышать звон затонувшего корабельного колокола – к гибели или серьёзным испытаниям.
В старину, в приморских районах, шестнадцать ударов корабельного колокола объявляли о наступлении Нового года. Ровно в полночь 31 декабря, самый старший по рангу моряк, находившийся на корабле, звонил в колокол восемь раз. За ним самый младший матрос звонил ещё восемь раз.
Мелодичный звон рынды можно услышать в заставке фильмов Одесской киностудии.