Для чего на пианино внизу педали
Педаль в нотах. Как правильно брать и снимать педаль
Онлайн уроки фортепиано. урок 9
Педаль в игре на фортепиано – прекрасное дополнение многих произведений. Ведь она помогает «украсить» музыку.
Больше узнать о том, для чего нужны педали, можно в этой статье.
Зачастую пианисты используют именно правую педаль. С ее помощью в один миг можно поднять сразу все демпферы. Это звучит по-настоящему завораживающе.
Научиться ее использовать несложно. Вы можете брать правую педаль в двух случаях: чтобы создать эффект запаздывающей педали или прямой. В первом варианте вы сначала нажимаете клавишу, а потом берете педаль. Во втором – это происходит одновременно.
Следите за тем, чтобы при нажатии прямой педали случайно не захватывались отзвуки предыдущих клавиш. Это звучит грязновато.
Чтобы распознать, когда именно нужно использовать педаль, композиторы указывают в нотах букву Р или Реd. Момент, когда ее нужно снимать, помечают звездочкой.
Выглядит это следующим образом:
Как видите, в этом нет ничего сложного. Кстати технику нажатия можно начинать осваивать сразу с запаздывающей педали. Сразу запаситесь терпением и хорошим настроением. Ведь придется потрудиться, чтобы руки и нога расходились в правильной последовательности. Сначала нажимаете клавишу, потом захватываете педаль.
Левая педаль
Если хочется ослабить звучание инструмента, можете воспользоваться левой педалью. Тогда молоточки в пианино будут лишь немного подступать к струнам. В этот момент в роялях молоточки сдвигаются влево.
Освоили технику нажатия правой педали? Если да, у вас не возникнет проблем с левой. Ведь все происходит тем же способом.
Кстати не заметить обозначение левой педали в нотах просто невозможно. Посмотрите на картинку. Момент нажатия помечен словами una corda. А когда педаль пора снимать, вы увидите – tre corde или tutte le corde.
Если вы любите наслаждаться звучанием рояля, наверняка заметили наличие еще одной средней педали sostenuto. При ее нажатии демпферы поднимаются и остаются в таком состоянии до снятия.
Педаль sostenuto
Хотя очень редко sostenuto можно увидеть даже в пианино. В таком случае педаль будто уходит влево, оставляя место для специальной ткани, которая появляется между молоточками и струнами. Поэтому звук становится тише.
В произведениях разных композиторов вы увидите обозначения всех педалей. Все зависит от того, какой именно колорит и окраску хотел придать звучанию автор. Поэтому в полной мере стоит овладеть техникой нажатия каждой педали.
Педали на пианино и рояле: зачем они нужны
Такой музыкальный инструмент, как фортепиано, придумали в начале 1700-х гг. Педали появились только к концу 18 века. Это особое устройство рычажкового типа, которое приходит в движение на пианино с помощью ноги. На современных моделях устанавливаются две, а иногда и три педали, влияющие на тембр, динамику и продолжительность звучания.
Правая педаль – самая востребованная
Ее также называют демпферная, поскольку она сразу же поднимает все демпферы. Это специальные подушечки на устройстве клавиш, которые глушат звук после того, как музыкант убирает с клавиш руки. При нажатии педали демпфер перестает работать, что сглаживает контрастность между началом звука в момент удара молоточка по струне и затухающим остатком этого звука.
Также, когда музыкант нажимает на правую педаль, начинается вибрация вторичного звука. Пианистам данный механизм, расположенный справа, позволяет осуществить плавный переход с одного звука на другой без пауз, если сделать пальцами это невозможно. Помимо этого, правый демпфер обогащает звучание, подчеркивает звуки, связывает их в единый комплекс. Правая педаль усиливает громкость звучания, из-за чего ее называют «форте», т.е., громко.
Предназначение левой педали
Роль средней медали
Она же третья, добавили на инструмент последней. На большинстве моделей пианино отсутствует, а вот у роялей есть. Используется средняя педаль не так часто, как две другие.
Ее предназначение – задерживать звук. Используют, чтобы выборочно поднимать демпферы. Педаль позволяет заблокировать устройства, которые до нажатия на среднюю педаль были в поднятом состоянии. В таком положении демпферы и будут оставаться, пока музыкант не снимет ногу с педали. Другие молоточки будут работать в нормальном режиме. Средняя медаль задерживает басовые ноты, создает дополнительные эффекты.
В Советском Союзе выпускались пианино, где на шторки крепили металлические «пятачки»? Они ударяли по струнам, когда пианист нажимал на клавиши. Так звук выходил металлическим, напоминающий клавесинный. Вы видели такие модели пианино?
Пианино и рояли для Вас
дорогие и дешевые
роскошные и строгие
старинные и современные
Поиск
Модернизированное пианино «Sonette»
Рубрики
Педали пианино и рояля
Мы привыкли, когда пианист нажимает на клавиши пианино, раздается звук, это понятно. Но зачем же фортепиано нужны педали? Что происходит, когда пианист нажимает на них?
На самом деле на первых фортепиано педалей не было, это можно понять рассматривая старые картины, на которых изображены Гайдн, Моцарт и их современники, за инструментом. Придумали же, и запатентовали педальный механизм два англичанина – правую педаль «Форте» Бейер и левую педаль «Пиано» Броудвуд.
Уже из названия педалей понятно, что первая позволяет сделать звук громче (итал. forte — «громко»), вторая же – тише (итал. piano — «тихо»).
Принцип действия правой педали на всех фортепиано одинаков. В конструкции каждой клавиши имеется специальная подушечка (демпфер), которая глушит звук, когда пианист убирает руку с клавиши. Нажатие же на педаль «форте» выключает демпферный механизм, и звук не прекращается, даже после того, как музыкант убрал руки с клавиатуры.
Левая педаль на пианино и рояле работает по-разному. На пианино нажатие на нее придвигает все молоточки к струнам, тем самым, уменьшая силу удара. На рояле же, смещает весь механизм вправо, и молоточки ударяет по двум из трех струн (на каждую клавишу фортепиано приходится три одинаково настроенных струны) уменьшая количество рабочих струн. В обоих случаях достигается уменьшение громкости звука.
В наше время нередко можно встретить и трех — педальные инструменты. Чаще всего третьей (средней) педалью включается «модератор». Это специальная шторка которую нажимая на педаль мы опускаем между молоточками и струнами. Фортепиано при включенном модераторе играет намного тише, позволяя заниматься, не мешая окружающим вас людям.
Кроме выше перечисленных, встречается и четвертый вид педального механизма. Он крайне редок, но несомненно, заслуживает упоминания. Это задерживающая педаль (sustaining pedal, sostenuto). Устройство ее подобно правой педали, но лишь для демпферов тех клавиш, которые были подняты до ее нажатия. «Задерживающую педаль» можно встретить на инструментах фабрики «Stenway» и некоторых других американских фабрик.
В наше время ни одно серьезное музыкальное произведение, исполняемое на фортепиано, не обходится без использования педалей «Форте» и «Пиано».
С уважением, автор блога propiano.ru Сергей.
СОДЕРЖАНИЕ
Индивидуальные педали
Мягкая педаль
К концу 18 века мастера по изготовлению фортепьяно начали натягивать ноты на фортепьяно тройными струнами. Это изменение, влияющее на функцию una corda, описывает Джозеф Бановец:
Эдвин Гуд заявляет:
В современном пианино тембр немного отличается, но многие люди его не слышат. По крайней мере, в этом отношении современное пианино не дает музыканту такой гибкости в изменении качества звука, как это было в ранних версиях.
Педаль с половинным ударом
Педаль состенуто
Демпферная педаль
Другое распространенное использование средней педали
Часто встречаются стойки и даже рояли без средней педали. Даже если у пианино есть средняя педаль, нельзя предполагать, что это настоящее состенуто, поскольку есть много других функций, которые может выполнять средняя педаль, кроме состенуто. Часто средняя педаль стойки является другой педалью с полудуком, такой как левая, за исключением того, что средняя педаль скользит в канавку, чтобы оставаться в зацеплении. Иногда средняя педаль может управлять только низкочастотными амортизаторами. Средняя педаль может иногда опускать глушитель из войлока между молотками и струнами, чтобы приглушить и значительно смягчить звук, чтобы можно было спокойно практиковать (также известное как « Тренировочная рейка »). Истинное состенуто редко встречается на стойках, за исключением более дорогих моделей, таких как Steinway и Bechstein. Они чаще встречаются на цифровых пианино, поскольку эффект легко имитировать в программном обеспечении.
Другие педали
Муцио Клементи, которого часто называют «отцом фортепьяно », был композитором и музыкантом, который основал компанию по производству пианино и принимал активное участие в проектировании пианино, построенных его компанией. Фирма по производству фортепьяно Clementi была позже переименована в Collard and Collard в 1830 году, за два года до смерти Клементи. Клементи добавил функцию, называемую гармонической волной. «[Эта педаль] представила своего рода эффект реверберации, чтобы придать инструменту более полный и богатый звук. Эффект использует симпатические вибрации, установленные в ненастроенной нереальной длине струн. Здесь дека больше, чем обычно, чтобы вместить второй мост («мост реверберации») ».
Новинка педалей
В первые годы развития фортепиано экспериментировали со многими новыми педалями и упорами, прежде чем, наконец, остановились на трех, которые сейчас используются на современном фортепиано. Некоторые из этих педалей предназначались для изменения уровней громкости, цвета или тембра, в то время как другие использовались для специальных эффектов, предназначенных для имитации других инструментов. Бановец говорит об этих педалях-новинках: «В худшем случае эти модификации угрожали превратить пианино в вульгарную музыкальную игрушку».
Янычары или Янычары педали
Все эти звуковые эффекты контролируются до шести педалей. Альфред Дольге заявляет: «Педаль Janizary, одна из самых известных педальных устройств раннего периода, добавляла всевозможные дребезжащие звуки к нормальной игре на фортепиано. Это могло привести к удару барабанной палочки о нижнюю часть деки, звонку в колокольчики или сотрясению звука. дребезжать и даже создать эффект удара тарелки, ударив по нескольким басовым струнам полоской из латунной фольги ». Рондо Алла Турка Моцарта из Сонаты К. 331, написанной в 1778 году, иногда воспроизводилось с использованием этих янычарских эффектов.
Разработка
Рука останавливается
Коленные рычаги
Педали
После их изобретения педали не сразу стали общепринятой формой упоров для фортепиано. Немецкие и венские строители продолжали использовать коленные рычаги довольно долго после того, как англичане начали использовать педали. Педали и коленные рычаги даже использовались вместе на одном инструменте на рояле Nannette Streicher, построенном в Вене в 1814 году. У этого пианино было два коленных рычага, которые служили янычарскими упорами для колокола и барабана, и четыре педали для una corda, фагота, демпферов и Модератор.
Бетховен и педали
Как композитор и пианист Бетховен много экспериментировал с педалью. Его первая отметка, указывающая на использование педали в партитуре, была в его первых двух фортепианных концертах в 1795 году. Ранее Бетховен призывал использовать коленный рычаг в эскизе 1790–92; «с коленом» отмечен ряд аккордов. По словам Джозефа Бановец, «Это самый ранний известный признак контроля демпфера в партитуре». Гайдн не указывал его использование в партитуре до 1794 года. Всего в аутентичных источниках сочинений Бетховена имеется около 800 указаний на педаль, что делает его первым композитором, который очень активно использовал педали.
Педальное пианино
Фортепиано, особенно педальный механизм и упоры, подвергались многочисленным экспериментам в годы становления инструмента, прежде чем, наконец, прийти к нынешней конфигурации педали. Бановец заявляет: «Эти и многие другие новинки педальных механизмов в конечном итоге исчезли, когда фортепиано достигло зрелости во второй половине девятнадцатого века, и в конце концов уцелевшими в этой извилистой эволюции остались только три основные современные педали».
Место нахождения
Расположение педалей на пианино было еще одним аспектом развития педалей, который сильно колебался в процессе эволюции инструмента. Создатели пианино проявили изобретательность в размещении педалей на пианино, что иногда придавало инструментам комичный вид по сравнению с тем, что обычно можно увидеть сегодня. Самый старый из сохранившихся английских роялей, построенный Бэкерсом в 1772 году, и многие модели Бродвуда имели две педали, una corda и демпфер, которые были прикреплены к ножкам слева и справа от клавиатуры. Джеймс Паракилас описывает такое расположение педалей как придающее фортепьяно «косолапый вид», поскольку они слегка повернуты внутрь. Настольное пианино, построенное Жаном-Анри Папом в середине 19 века, имело педали на двух передних ножках пианино, но в отличие от педалей Backers и Broadwood, эти педали были обращены прямо друг к другу, а не наружу.
Особенно необычный дизайн демонстрирует рояль «Собачий питомник». Он был построен Себастьяном Мерсером в 1831 году и получил прозвище «Собачий питомник» из-за своей формы. Под пианино, где располагались бы современные педали, есть полое полукруглое пространство, в котором могли бы отдыхать ноги игрока. Педали una corda и damper находятся слева и справа от этого пространства и направлены прямо внутрь, как педали настольного фортепиано. В конце концов, в 19 веке педали были прикреплены к раме, расположенной по центру под фортепиано, для усиления и стабилизации механизма. По словам Паракиласа, эта рамка на рояле «часто принимала символическую форму и название лиры», и до сих пор носит название «педальная лира».
Разработка педальной конфигурации
Хотя фортепьяно и его педальная конфигурация были в нынешнем виде с конца 19 века, в 1980-х годах произошли изменения. В 1987 году фортепианная компания Fazioli из Сачиле, Италия, спроектировала самое длинное пианино, сделанное до этого времени (10 футов 2 дюйма [3,10 м]). У этого пианино четыре педали: демпферная, состенуто, уна корда и полуудар.
Электронные клавиатуры
В 21 веке электронные клавиатуры обычно имеют разъем для внешней педали, в то время как цифровые пианино имеют их встроенные. Сама педаль обычно представляет собой простой переключатель, хотя более сложные педали могут обнаруживать и передавать сигнал для полупедалирования. На наименее дорогих домашних клавишных инструментах, предназначенных для начинающих, этот педальный вход может быть для педали, которая обеспечивает электронную эмуляцию демпферной педали на акустическом пианино.
Более сложные и дорогие электронные клавиатуры и звуковые модули могут иметь поддержку цифрового интерфейса музыкальных инструментов (MIDI) для ряда выбираемых пользователем опций педали, а сама клавиатура может иметь назначаемое гнездо или несколько гнезд. Стандартные сообщения MIDI-контроллера (CC), которые пользователи могут выбрать для педалей, включают: CC 64 (педаль сустейна, наиболее часто используемая опция); CC 65 ( портаменто ); CC 66 (состенуто педаль); CC 67 (мягкая педаль); CC 68 (педаль легато); и CC 69 («удерживать 2 педали»). Таким образом, человек с клавиатурой MIDI-контроллера может добавить педали для некоторых или даже всех этих опций. У некоторых цифровых пианино есть три педали, как у рояля.
Обучение педализации на начальном этапе обучения в классе фортепиано
Ключевые слова: фортепиано
На сегодняшний день в современном мире прочно завоевывают свое место под солнцем электронные музыкальные инструменты. Действительно, чтобы научиться играть на обычном музыкальном инструменте, необходим довольно длительный период обучения. Особенно в том плане, чтобы инструмент зазвучал, появилась палитра красок и звуковой объем.
На первых уроках игры на фортепиано ученик в основном играет вместе с преподавателем, что создает объем звучания. Занимаясь на том же синтезаторе, ученик сам может играть как целый оркестр, используя различные инструменты и автоаккомпанемент.
Обучение на акустических музыкальных инструментах – процесс трудоемкий и ответственный. Он требует отдачи сил и творческого отношения, как от преподавателя, так и от ученика. Фортепиано обладает удивительным звуком, дает возможность передать мельчайшие подробности чувств и настроений.
И становится очень обидно, что педаль – уникальное средство передачи характера – многие преподаватели воспринимают как что-то громоздное и начинают процесс обучения только в средних классах.
Умение слушать себя, так же, как и другие необходимые основы музыкального образования, учащийся получает в детской музыкальной школе. На начальном этапе пути развитие интереса к музыке, в общем, и в частности, получение первоначальных знаний во многом зависит именно от преподавателя.
Педаль – очень сложный механизм, его применение требует от исполнителя колоссальных умственных затрат, умения слушать себя и искать новые возможности и краски в своем исполнении.
Ребенку с раннего возраста необходимо создать привычку постоянного слухового контроля, научить правильным приемам педализации, развить творческую инициативу в поисках тембральности и красочности звучания с помощью педали.
Развитие в ребенке умения слушать и искать – одна из задач педагога. Объяснение ошибок даст ученику основание в дальнейшем самому разобраться в неудачах, искать и стараться находить гармонически чистое педальное звучание, сохраняя ясность мелодической линии и ее выразительности.
Задача педагога состоит и в том, что после объяснения и закрепления основных приемов педализации, помогать ученику находить нужное звучание в каждом отдельном случае, исходя из индивидуального звукового облика произведения, его стиля, жанра, фактуры, художественного образа и осознавать художественную, звуковую цель применения педали. Для этого необходимо специально заниматься вопросами педализации вместес основными задачами детской музыкальной школы.
На ранней стадии обучения игре на фортепиано работа над звуком происходит на основных характеристиках звукоизвлечения: legato, staccato, crescendo, diminuendo. В работе над педалью используются основные ее виды: запаздывающая, прямая и полные смены педали.
К более тонким действиям можно переходить лишь в соответствии с более тонким и многообразным владением звука. Ведь в работе над звуком педагог обращается к музыкальному слуху, создает ощущение слитности пальцев с клавиатурой, делает равенство между эмоцией, характером и звучанием произведения. Использование педали означает мгновенную слуховую реакцию на слуховое и эмоциональное требование.
Огромную, главенствующую роль играет на начальном этапе процесс обучения педализации. Освоение первоначальных навыков проходит в определенной последовательности, но нельзя всех учеников вести одинаковым путем. Способности у детей разные, поэтому и подход должен быть разный, индивидуальный, перед ребенком нужно ставить посильные задачи. Музыкального ребенка можно быстрее научить основным приемам педализации и показывать ему более интересные варианты. При профессиональном ориентировании следует больше привлекать ученика к роли педали в звуковом образе пьесы, пробуждать инициативу, вызывать интерес. Некоторые одаренные дети заканчивают школу с программой музыкального училища. У них надо воспитывать мгновенную реакцию слуха на оттенки педализации, свободу и гибкость владения педалью.
Как было сказано выше, овладение техникой педализации требует быстроты и точности реакции исполнителя на возникающее звучание вместе с музыкой, художественным замыслом, особенностями данного рояля и акустики помещения. Педализация – важная и неотъемлемая часть всей работы над произведением. Умение педализировать зависит от музыкального и исполнительского развития ученика.
Как это ни было печально, интерес к педали очень небольшой. Приведем некоторые причины этого явления: сказывается ученический уровень музыкального кругозора, низкий исполнительский уровень и, главная причина, неосознанная уверенность, что педаль – это легко.
Ученик должен относиться к педали как к средству выразительности без которого художественное исполнение на рояле принципиально невозможно, созревает необходимость пользования педалью с самого начала работы над произведением. В работе есть свои этапы, стадии и свои проблемы, для воплощения звукового замысла нужны творческие поиски, в осуществлении которых поможет педаль.
Все эти задачи и вопросы решаются на начале творческого пути ученика, а именно в процессе обучения в детской музыкальной школе.
Возникают некоторые разногласия между преподавателями по поводу процесса обучения. Одни из них считают, что учить педализации незачем, нужно лишь исправлять «грязное звучание» и убирать ее везде, где она «мешает уху». Но такие поправки ведут к обеднению звуковой палитры учащегося, лишают его многих исполнительских средств. Кроме этого, они могут повредить воспитанию музыканта, не направить на раскрытие всех возможностей педали. Эти же «поправки» можно воспринимать широко: если объясняется принцип сохранения гармонической основы, нужная степень густоты педали, соотношение регистров и колорит звучания, это способствует раскрытию художественно-выразительной роли педали в трактовке определенного произведения.
Ученика нельзя только поправлять, его надо направлять, учить слушать себя, учить приемам педализации. Важны предварительные указания для избежания игры с неправильной педалью, что засоряет слух учащегося. Именно поэтому одной из основных задач является воспитание хорошего вкуса.
Когда же следует приступить к процессу обучения? Приступить к обучению педализации можно тогда, когда физические возможности учащегося позволяют ему, правильно сидя за роялем, доставать лапку педали. Артоболевская предлагает использовать специальную подставку с рычагами, которые приводят в действие педаль. Посадка должна дать возможность играющему свободно действовать ступнёй ноги, прочно и устойчиво опирающейся своей пяткой в пол у педалей. Центр тяжести должен находится между передними ножками стула и точками упора ног в пол. Нажимать педаль должна плюсна (пальцы не достаточно сильны, они сгибаются в предплюснам суставе, что мешает уверенности и чёткости в движениях ступни и мешает полной власти над педализацией, и в свою очередь разрушает механику педализации). Фортепианная педаль – тяжеловесный механизм и он должен быть доверен органу тела, не имеющему лишний сгибающий сустав- предплюсне.
Самый главный вопрос, который волнует большинство преподавателей – с какого вида педали следует начинать работать? С прямой или запаздывающей?
Мнения педагогов в этом вопросе расходятся. Некоторые рекомендуют начинать с освоения прямой педали, координационно это более легкое решение, ведь действия рук и ноги направлены в одну сторону. Но внимание ребенка нужно направить на слушание чистогопедального звучания, на бесшумность движения педального механизма, что вернее достигается на приеме запаздывающей педали. Если вперед ребенок усвоит прямую педализацию, то ему труднее будет переключиться на запаздывающую: нога по привычке нажимает педаль вместе со звукоизвлечением, предыдущая гармония захватывается педалью и звучит «грязь». В случае перехода от запаздывающей к прямой, ученик по привычке берет педаль несколько позднее короткого аккорда, который из-за этого не попадает в педаль. Такая ошибка приносит меньше неприятности, так как не возникает грязного звучания и не засоряется слух ученика. Наладить одновременное движение рук и ноги обычно бывает нетрудно и требует меньше затрат, чем неодновременное движение.
Итак, начинать обучение педализации целесообразнее с приема запаздывающей педали: ученик слушает чистое, обогащенное обертонами звучание, и у него автоматизируется необходимая координация движений (рука вниз, нога вверх).
Прежде чем применять педаль в пьесах и упражнениях, следует разъяснить ученику механизм звукоизвлечения и звучания на инструменте с педалью и без нее, объяснив сущность демпферной системы. Палец, извлёкший звук, продолжая держать клавишу нажатой, держит поднятым демпфер, поэтому продолжают свое колебание струны, и мы слышим звучание. При снятии пальца демпфер опускается вниз и звучание прекращается.
Следует продемонстрировать некоторые акустические явления с помощью использования педали, и слух учащегося заострит свое внимание на новом звучании.
Первое применение педали – событие в музыкальной жизни ребенка. Оно должно оставить яркое, незабываемое впечатление. Вначале педагог должен показать, как нажимается педаль: поставить носок ноги на правую педальную лапку (примерно на половину ее), плавно опустить педаль вниз, после чего так же плавно дать ей подняться вверх, все движения должны быть бесшумными. Шум происходит либо тогда, когда исполнитель снимает ногу с педали и хлопает ею сверху по педальной лапке, либо резко отпускает педаль.
Репертуар ученика включает в себя пьесы различного характера с разными приемами педализации. Педагог должен продумать и показать ученику каждый прием, но ученик не всегда даже должен знать, каким именно приемом он воспользовался. Ребенок должен увлекаться музыкой, исполняя произведение, создавать настроение, чувствовать образ, думать о звуке. В этом случае педальная краска включится «попутно», как естественная и необходимая деталь выразительности.
Внимание ученика надо привлекать к выразительности пьесы, к созданию художественного образа. Если намеченная педагогом педализация сложна для ученика и отвлекает его от музыки, то надо показать самую простую и доступную. Педагог должен предвидеть возможности продвижения каждого ученика, учитывать индивидуальные способности во всем комплексе его развития, в том числе и умение, педализировать.
Список использованной литературы