Для чего нам нужно обж
Клинцевич объяснил, почему необходимы уроки ОБЖ в российских школах
Уроки ОБЖ формируют необходимые умения и взращивают патриотизм, считает сенатор Франц Клинцевич. Таким образом собеседник Федерального агентства новостей отреагировал на предложение первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина сократить количество часов этого предмета.
«Первое — я бы сократил объем ОБЖ, учитывая перегруженность школьников. Второе — я бы придал ему сугубо практическую направленность», — сообщил Смолин и добавил, что не стал бы избавляться от всего курса, но сделал бы его «более прикладным».
Комментируя предложение первого зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке, Клинцевич в интервью корреспонденту ФАН сообщил, что «находится в шоке от предложенной инициативы».
«Сокращение или даже отказ от ОБЖ — лучший подарок тем силам, которые сегодня навязчиво формируют у нас либеральные ценности, пытаясь убрать с повестки дня важные для русских вещи. Никто на прогрессивном Западе никогда не потерпит Россию как сильную, единую и независимую страну. Они будут создаваться блоки, вводить санкции, проводить мероприятия по формированию иного менталитета в РФ. Нас будут пытаться развалить и, как только они увидят, что мы разрозненны, как только они увидят, что мы идеологически разнородны и не готовы, наступит военная составляющая. Это будет вторжение, 100%», — утверждает сенатор.
А урок «Основы безопасности жизнедеятельности» продолжает оставаться актуальным хотя бы потому, что может воспитывать культуру безопасности, прививать быстрое и верное мышление в опасных, в том числе чрезвычайных, ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера. Школьники учатся оказывать первую помощь, получают начальные знания об обороне государства и т.д.
«Сегодня, как только Запад дезорганизует и разорвет Белоруссию, он займется Россией. И один из элементов — это вот то, что предложил Смолин. Я удивлен, что это сделал Олег, и я не понимаю — зачем? Есть не только основы, связанные с подготовкой к службе в армии и пониманием этой необходимости, есть еще и важный элемент патриотического воспитания наших молодых людей. Все это проходит на историческом опыте, на примере из прошлого. Конечно, может показаться, что то, что преподается, — это вчерашний день, но противогаз ГП-5, который в огромных количествах хранится на складах и морально устарел, все равно обеспечивает ту необходимую безопасность, если вдруг возникнет такая ситуация. А исключать ее нельзя. Так что ОБЖ нужно сохранить», — заключил Франц Клинцевич.
Напомним, ряд экспертов ранее назвал ОБЖ самым бесполезным и устаревшим уроком в школе. По их мнению, предмет можно преподавать факультативно и в новых форматах: например, приглашать специалистов из экстренных служб, чтобы они поделились опытом. Профессор ВШЭ Ирина Абанкина заметила, что дети не должны сидеть за партой на уроке ОБЖ: обучение должно быть практико-ориентированным.
Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Урок №1
Почему нужно изучать предмет
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Цель урока:
1.Ознакомление обучающихся с предметом ОБЖ и необходимостью его изучения для сохранения своей жизни и жизни других людей.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Задачи:
1.Ознакомить обучающихся с предметом школьного курса – ОБЖ;
2.Развивать принципы правильной организации учёбы, труда, досуга, т.е. прививать здоровый образ жизни;
3.Формировать умение видеть опасности и защищать себя и других в любых жизненных ситуациях.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
«Основы безопасности жизнедеятельности» — эти три слова известны практически всем.
Основы — это то главное, на чём держится, строится что-нибудь.
Применительно к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» это ответ на вопрос: «Что должен делать человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье?»
Безопасность — это состояние защищённости, когда человеку или ничего не угрожает, или он легко может справиться с опасностью.
Жизнедеятельность — это повседневная деятельность (жизнь) человека.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Теперь вы понимаете, какие важные задачи решает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Изучая его, вы узнаете о различных опасностях, угрожающих человеку в повседневной жизни, о формах их проявления и способах защиты от них. Изучение предмета поможет вам понять, что такое здоровый образ жизни, как достичь долголетия, вести активный образ жизни и быть полезным для общества.
Приятно смотреть на фотографию, где на равных бегут дистанцию пожилые люди и подростки! А ведь на это способны далеко не все старики. Число пенсионеров, которые не могут жить одни и нуждаются в постоянной помощи, к сожалению, растёт с каждым годом.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
«Но при чём тут я? — скажете вы.
Ведь я ещё молодой, здоровый, старость далеко, можно пока об этом не думать».
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Поверьте, рассуждать так — большая ошибка.
Человек, в отличие от животного, имеет разум, воображение, поэтому может предвидеть, что случится завтра, через несколько лет. Может, нужно уже сегодня позаботиться о своём будущем?
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Обсудим вместе
Проанализируйте изображённые на рисунке значки. Дайте характеристику понятия «здоровый образ жизни».
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Опасные ситуации
Жизнь сегодня стала легче, чем в древние времена. Но опасностей в ней не становится меньше.
Например:
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
ураганы
лесные пожары
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
цунами
грозы
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Это лишь немногие из тех опасных ситуаций, которым подвергается человек в своей повседневной жизни.
Для преодоления опасных ситуаций каждому из нас требуются определённые знания.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Как же рождаются опасные для человека события? Рассмотрим примеры:
Что может случиться с мальчиками?
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
К чему приведёт этот поступок детей?
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Что может случиться с мальчиком?
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Во всех случаях опасность можно было предвидеть, а значит – избежать беды.
Главные правила безопасного поведения:
Предвидеть опасность.
По возможности избегать её.
При необходимости действовать.
Оказывать помощь попавшему в беду.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Опасные ситуации, складывающиеся для одного или нескольких человек и угрожающие их жизни и здоровью, называются экстремальными ситуациями (ЭС).
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Опасные ситуации, складывающиеся для большого числа людей и грозящие тяжёлыми последствиями, называются чрезвычайными ситуациями (ЧС).
сход селя на населённый пункт
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
На земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожает нам с вами порой.
На беду, в отравленье природы
Вносят люди свой «вклад»:
Массы выбросов вредных заводов
Льются в реки и в небо летят.
Попадают на гладь водоёмов,
Отравляют леса и поля,
Юный друг, тебе это знакомо,
Когда в речке купаться нельзя.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
А явления грозной стихии
Угрожают нам с разных сторон.
Наводненья, пожары лесные
Нам приносят огромный урон.
Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не сразила другая беда,
Мы принять должны меры такие,
Чтобы справиться с нею всегда!
Пред бедой не теряйся, будь смелым,
Подави страх невольный в душе.
Чтобы грамотно браться за дело,
Юный друг, изучай ОБЖ!
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Успехов в изучении ОБЖ!
Описание слайда:
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа для 9 класса по ОБЖ.
Спортивное развлечение по безопасности » Юные помощники МЧС»
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
Причины дТП и травматизма людей
Всероссийский открытый урок ОБЖ в 8 классе..docx
Материал «Журнал по ТБ»
Социальный проект ЮИД «ZEBRA@
Презентация на тему «Экология Орехово-Зуевского района»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5402425 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
МЕСТО ПРЕДМЕТА ОБЖ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
МЕСТО ПРЕДМЕТА ОБЖ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В настоящее время достаточно большое внимание уделяется проблеме безопасного поведения в производственной деятельности, в бытовых и жизненных ситуациях. Чаще всего безопасность связывают с психофизиологическими характеристиками и устойчивыми личностными качествами, однако при этом недостаточно учитываются вопросы формирования безопасного стиля жизни.
Конечно, человек постоянно формирует навыки безопасного поведения, но можно выделит периоды, когда процесс становления и формирования личности безопасного типа поведения проходит особенно интенсивно. Таким периодом является подростковый возраст. Именно в этом возрасте формируются такие качества, как самостоятельность, активность, ответственность за свои действия.
Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения является общешкольной задачей, которая решается при изучении всех школьных предметов, но главная роль принадлежит школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Как учебная дисциплина курс ОБЖ впервые введен в программы государственных общеобразовательных учреждений в 1991 году с целью формирования в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привития навыков распознавания и оценки опасностей, а также научить правильно вести себя в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе.
В современных условиях изучению курса ОБЖ в образовательных организациях уделяется особое внимание, так как именно этот предмет способен заложить основы безопасности жизнедеятельности у обучающихся, сформировать у них сознательное и ответственное отношение к личной и общественной безопасности, привить навыки здорового и безопасного образа жизни, помочь приобрести знания по сохранению жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях.
Несомненная роль предмета ОБЖ заключается в обучении школьников основным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, приемам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при химическом отравлении, при пожаре и дорожно-транспортном происшествии.
Именно уроки ОБЖ способствуют повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, формированию антитеррористического поведения, обеспечению профилактики асоциального поведения, а также воспитанию отрицательного отношения к психоактивным веществам.
Не менее важным, на мой взгляд, являются вопросы обеспечения личной безопасности, которые должен четко знать каждый человек. Владение основами и навыками личной безопасности позволит школьнику чувствовать себя более уверенно в любой ситуации, быть более независимым при решении различных жизненных ситуаций. Человеческая жизнь и здоровье являются самой дорогой ценностью, и проблема их сохранения всегда была и остается актуальной задачей, в решении которой значительное место имеет подготовка людей по вопросам обеспечения безопасности в повседневной жизни. А подготовка эта возможна лишь при изучении курса ОБЖ.
Среди обучающихся наблюдается заметный рост культуры безопасности как следствие целеустремленной просветительско-пропагандистской работы преподавателя-организатора ОБЖ и обучения школьников в рамках самого предмета ОБЖ. Наблюдения показывают, что школьники становятся осторожнее, осмотрительнее в своих поступках, действуют более разумно в различных ситуациях, которые могут привести к опасным последствиям. Возможно, перемены происходят не так быстро, как хотелось бы, но важно то, что они уже происходят. И главное, что хотелось бы выделить – это формирование у обучающихся ценностно-ориентационных умений:
— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления;
— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
— знать основные направления и методы по защите от опасностей природного, техногенного и социального характера;
— оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для учащегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательной
организации;
— самостоятельно организовывать учебную деятельности, оценивать свое поведение, черты своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
— соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни;
— отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.
Кроме всего прочего предмет ОБЖ является неотъемлемой частью подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Благодаря целенаправленному обучению, школьники учатся самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе за рамками учебного процесса.
Как показывает опыт, уроки ОБЖ, соревнования «Школа безопасности», военно-спортивная игра «Зарница», Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ делают свое дело – обогащают детей знаниями о том, как следует себя вести, чтобы не попасть в беду или выйти из сложной ситуации, формируют практические навыки помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, совершенствуют навыки ориентирования и поведения в условиях автономного существования и многое другое.
Высокие результаты обучающихся в военно-спортивных мероприятиях в рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» на муниципальном и региональном уровнях подтверждают действенность предмета ОБЖ как средство повышения уровня культуры безопасности и защищенности школьников в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций. Поэтому приоритетное место в современном образовании школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» очевидно.
Гриценко В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: 2004. – 244с.
Информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности», 2016 № 1.
Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации / А.А. Сафин. – Казань: ИРО РТ, 2014. – 24 с.
Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 40 с. – (Стандарты второго поколения).
Роль ОБЖ в школе. Быть или не быть?
Все знакомы с данным предметом – ОБЖ, с расшифровкой: Особенности безопасности жизнедеятельности. Кто-то считает этот предмет скучным, кому-то он нравится, но в итоге учить приходится всем. И все-таки, какой роль играет этот предмет в нашей жизни? Обладает ли он каким-то практическим применением или же нет? И стоит ли его вообще включать в школьную программу?
Существует мнение, что ОБЖ это что-то вроде военной подготовке в школе. И в таком плане оно может понадобиться мальчикам, а не девочкам. Также есть много противников этого предмета, которые утверждают, что он не может принести ничего полезного, и его учение это пустая трата времени. И все же, какие плюсы и какие минусы этого предмета и нужно ли его преподавать в школе?
Хорошо, что сейчас можно узнать о безопасности больше, так как появилось много источников с качественной информацией в сети. Необходимо учить детей, чтобы они сами могли заботиться о своей безопасности, так как взрослые не всегда рядом.
Плюсы изучения ОБЖ в школе:
Минусы изучения ОБЖ в школе:
На самом деле рассуждать на тему пользы ОБЖ и ее отсутствии, можно много, но главное это объяснить, как это все может пригодиться на практике. Именно тогда появляется желание учить. Дети много чего пропускают из того, что считают, что им не пригодится, потому что на самом деле никто не объясняет практическую значимость проходимого материала. Безопасность это то, что мы должны научиться обеспечивать себе и окружающим, и начинать это надо в школе.
Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:
Творческий проект «Чему нас учит ОБЖ»
Разделы: ОБЖ
I. Введение
В условиях современной социально-политической обстановки и угрозе террористических актов особо актуальной становится работа по действиям в ЧС и гражданской обороны.
Человек в процессе своей деятельности постоянно стремится улучшить условия существования, создает искусственную среду обитания, повышает производительность труда, идет по пути научно-технического прогресса.
Однако научно-технический прогресс способствует не только повышению производительности труда, росту материального благополучия, но и приводит к возрастанию риска аварий и катастроф, происходит загрязнение биосферы в процессе производственной деятельности человека.
Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) отрицательно влияет на здоровье человека и общества в целом.
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей.
В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек здорового образа жизни.
II. Задача, цель и содержание курса ОБЖ
Основная задача ОБЖ – подготовить обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, сформировать у них навыки здорового образа жизни и умения в оказании первой медицинской помощи при различных видах травм и повреждениях.
Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Изучение курса позволяет обучающимся получать систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом их возможностей.
Цель изучения курса ОБЖ – стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа – личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
Задачи:
– дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных;
– научить правильно действовать в случаях природных и техногенных катастроф;
– научить адекватно действовать в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях.
– воспитывать патриотические чувства.
III. Направления работы
Для решения этих целей и задач работа проводится по четырём направлениям.
1. Работа по допризывной подготовке
Наряду с изучением тем в 10 и 11 классах по учебному плану в разделе «Основы военной службы» используются такие формы и методы работы как:
– проведение тематических Дней здоровья;
– проведение учебных военно-полевых сборов с юношами 10 класса;
– проведение месячника оборонно-массовой работы. В текущем учебном году был проведен День здоровья на тему «Учись быть сильным, смелым, ловким» совместно с учителем физической культуры Минасянц Н.А., медиком школы Журавлевой Р.Г..
Вся работа позволяет учащимся получить первичное представление о Вооруженных Силах России, познакомится с их традициями, историей.
2. Патриотическое воспитание
Используются следующие формы и методы работы:
1. «Вахта памяти», которая по сложившейся традиции ежегодно проводится в мае месяце.
В нее входит проведение классных часов, уроки Мужества, участие в митинге, уборка территории парка Победы. Учащиеся готовят для ветеранов войны и тыла праздничные поздравления, оказывают необходимую посильную помощь. В школе существует кружок «Милосердие», руководителем которого я являюсь уже шестой год. Учащиеся школы поддерживают тесное сотрудничество с председателем Совета ветеранов М.И Федькиным.
2. Проведение в феврале месяце месячника оборонно-массовой работы «Учись Родину защищать».
В рамках этого месячника проведены:
– школьные соревнования по лёгкой атлетике;
– спортивные состязания во всех возрастных группах;
– Урок мужества;
– конкурс рисунков «Нет войне!», в организации и проведении которого принимают активное участие учителя начальных классов. Вся проводимая работа сводится к воспитанию патриотизма у учащихся, привитию чувства взаимопомощи и взаимоподдержки, уважения к истории государства и ее традициям, возможности изучения быта военнослужащих.
3. Правовое воспитание. Изучение Правил дорожного движения.
В сентябре традиционно проводятся классные часы по изучению правил дорожного движения, оформляются уголки по ПДД, на уроках ОБЖ проводятся беседы с учащимися по Правилам дорожного движения.
Классными руководителями ведутся журналы с записью тем и дат проведения инструктажей по Правилам дорожного движения и соблюдения техники безопасности.
В январе среди учащихся 5-7 классов проведен конкурс рисунков по ПДД.
В течение учебного года проводятся встречи с представителями правоохранительных органов, беседы по ознакомлению с Уголовным правом, конференции, беседы о соблюдении гражданских норм и правил, правил поведения в быту и т.д.
Эти мероприятия способствуют воспитанию у обучащихся чувства долга, ответственности, воспитывают культуру поведения.
4. Мероприятия по действиям в ЧС и гражданская оборона.
В условиях современной социально-политической обстановки и угрозе террористических актов особо актуальной становится работа по действиям в ЧС и гражданской обороны.
IV. Безопасность детей в ЧС
Жизнь не становится проще или легче, опасности зачастую таятся в самых обычных местах. Даже ежедневный поход ребенка в школу может обернуться настоящей трагедией. Поэтому все больше внимания я уделяю вопросам безопасности жизнедеятельности и подготовки детей к чрезвычайным ситуациям различного рода. Перечень тем разнообразен: от действий в условиях терроризма, обеспечения пожарной безопасности до оказания первой помощи пострадавшим и проблем семьи.
Творчески подхожу к учебному процессу, включаю элементы практики. Один из них: для беседы в класс я пригласила работников газовой службы, заранее договорившись с ними о ходе урока. Практически сразу же после начала занятий один из них попросил детей встать и выйти из кабинета. Дети послушно встали со своих мест и направились к выходу, но в этот момент я их остановила, задав вопрос: «А почему вы сразу же поверили незнакомому мужчине, который представился работником газовой службы?»
Конечно, приведенные выше приемы и логические заключения не бесспорны. Многие из числа моих коллег наверняка подискутируют об этом. Ну, например, что значит «незнакомый мужчина представился работником газовой службы». Это же происходило не на улице, а в классе, в школе, куда после Беслана «незнакомых мужчин» попросту не пускают.
А если исходить из того, что это урок не по терроризму, а по пожарной безопасности и пришедший незнакомец (ладно, пусть незнакомец) – первый свидетель начавшегося в школе пожара, желающий без паники и давки вывести детей на улицу? Что делать школьникам – тоже сидеть на местах «до выяснения обстоятельств»?
Можно осуждать школьницу по поводу неосторожного обращения с «беспризорным пакетом» у ее парты. Но можно также задавать вопросы по поводу его появления там – снова происки «незримого врага»? Или предложить всем школьникам подписать свои пакеты и перед началом каждого урока проверять, не появились ли «беспризорные». В общем, на сам урок времени может не остаться.
Что тут говорить – тема терроризма актуальна и сложна. Столь же нелегко донести ее суть и наиболее принципиальные моменты этой темы до школьников, не превращая ее ни в трагедию, ни в фарс. Несмотря на те сомнительные моменты, о которых я попытались порассуждать выше, творческий поиск приемов раскрытия данной темы можно только приветствовать.
Чего только я не делаю, чтобы сделать урок поучительным, оригинальным, лучшим: разыгрывала сценки, показывала фильмы, делила учащихся на группы, задавала каверзные задачки и отвечала на бесхитростные, но порой нелегкие вопросы детей.
Практически всегда стараюсь, прежде всего, быть услышанной и понятной детьми. Достичь этого бывает непросто. Трудно бывает и детям в присутствии большого количества посторонних, высокоавторитетных людей. Хочешь не хочешь, заволнуешься, можешь в чем-то ошибиться. Но многие дети, поборов первый страх и неуверенность, увлеченно участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Пожалуй, наибольший интерес дети проявляют к уроку по оказанию первой помощи пострадавшему. Однажды я принесла с собой манекен, на котором мы отрабатывали навыки в выполнении искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Каждому учащемуся захотелось попробовать себя в роли спасателя и оживить «пострадавшего». Некоторым это удалось, и эмоции хлестали через край, делая урок живым и плодотворным.
– Мне эти уроки понравились гораздо больше, чем проходят у нас обычно. Было интересно и даже весело. Кроме того, на таких уроках я узнаю много нового, делюсь своими впечатлениями с другими учащимися и учителями. Поэтому даже одинаковые темы проходят с соблюдением всех требований педагогики, но. по-своему.
V. Действия при пожаре
Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети и подростки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине ребят. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине шалости детей и неосторожного обращения с огнем, констатирует о необходимости проведения противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности, обратив особое внимание на изучение норм и правил пожарной безопасности (ППБ) в части обеспечения защиты людей при пожарах, изучение типов средств защиты органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при пожарах, а также проведение тренингов поведения обучающихся в случаях возникновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков.
Формирование у обучающихся в школе системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы, «круглые столы», викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и в особенности по окончании учебы перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении. С обучающимися изучаются требования норм и правил пожарной безопасности и формирование навыков безопасного поведения при возникновении пожаров в жилом секторе, в общественных зданиях (в том числе при возникновении паники) и на промышленных предприятиях, способов эвакуации из горящего здания, навыки использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитных комплектов), другим способам эвакуации.
Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в школе.
Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной безопасности необходимо использовать:
VI. Здоровый образ жизни и профилактика ЧС
По данным Минздрава России, в школе абсолютно здоровы лишь 11-12 % детей. За последнее время увеличилось число детей, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей школьного возраста. Систематические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют школьники. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России увеличилось количество детей, попавших в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющиеся жертвами насилия.
В связи с этим возрастает роль и ответственность учителя ОБЖ за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Разнообразные природные риски от землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, селей и многих других опасных природных и индуцированных непродуманной деятельностью техноприродных процессов были в числе первых рисков, с которыми столкнулся и продолжает сталкиваться человек, неся при этом огромные и увеличивающиеся с каждым годом социальные, экономические и экологические потери. За последние 30 лет прошлого столетия от аварий в техногенной сфере и стихийных бедствий в России пострадало более 10 млн. человек, из них погибло около 500 тыс. (Справочник по опасным. 1997). Ежегодное количество погибших при авариях и природных катастрофах в нашей стране превышает 50 тыс., а число получивших увечья – 250 тыс. человек (включая дорожные происшествия) (Методические рекомендации, 1998). По данным А.П.Гречаха (2000), средний уровень риска возникновения чрезвычайной ситуации в России на два порядка превышает принятый в разных странах мира допустимый уровень.
Государственная политика обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства в промышленных районах, в районах развития опасных природных процессов базируется, прежде всего, на профилактике возможных проявлений чрезвычайных ситуаций, а потом уже ликвидация их последствий. Как известно, профилактика чрезвычайных ситуаций заключается в последовательном осуществлении взаимно увязанных предупредительных мер и действий по выявлению первичных и вторичных опасностей, прогнозированию и оценке риска возможных потерь. Владение информацией о возможных местах, интенсивности, размерах и сроках проявления опасных процессов, способных нанести ущерб, позволяет своевременно разработать и провести мероприятия по предупреждению и локализации такого ущерба.
Цель учителя ОБЖ в этих ситуациях очень важна. Для достижения этих целей решаются следующие задачи:
– понятие важности этой проблемы;
– защита детей от чрезвычайных и опасных ситуаций;
– спасение жизни другого человека.
VII. Заключение
И если мы не готовы, не знаем, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы и других чрезвычайных ситуаций, может возникнуть такая опаснейшая ситуация, которая не только будет угрожать жизни людей, их интересам, но даже и безопасности страны. Многие явления могут приобрести такую силу, что трудно будет что-то предпринять.
Люди поступают так, как они научены. В нашей жизни всегда существовали и будут существовать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его современных и грамотных действий. Именно поэтому моей целью, как учителя ОБЖ, является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях. Умение оказывать само- и взаимопомощь.
– Мне очень нравится работать с детьми. Я хочу быть для них не просто носителем знаний, а старшим другом, помощником, стараюсь передать свой опыт. Я горжусь, когда кто-то из моих детей добивается в жизни определенного успеха.