Для чего нам нужны частушки
Для чего нам нужны частушки
Что такое частушка, история частушки
Фольклор. Данным словом именуют народное творчество, а именно особый и очень ценный вид искусства, являющийся неиссякаемым источником нестареющей многовековой мудрости. Это золотой фонд – культурное наследие, созданное не одним автором, а коллективно целым народом и бережно сохранённый прежними поколениями. За прошедшие столетия возникло невероятное множество различных фольклорных жанров, среди которых наибольшую известность получили былины, легенды, сказания, загадки, поговорки, пословицы, песни и детские сказки. Однако есть ещё один уникальный и своеобразный вид народного творчества, возникший в нашей стране сравнительно недавно, но быстро завоевавший большую популярность и народную любовь – и это частушки.
Что такое частушка, её историю и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое частушка
Частушка. Данный термин, происходящий от слов «частый», «часто» или «частить», обозначает один из жанров русского фольклора, в котором гармонично соединились наполненная юмором народная поэзия, ритмичная музыка и задорная пляска. Его основу обычно составляют двух или четырёхстрочные рифмованные куплеты, исполняемые поочерёдно на один из мотивов, которых к нынешнему времени накопилось довольно много. В каждой местности для «частушек» сочинялись мелодии, имеющие свои характерные особенности для того или иного региона, однако всех их объединял радостный мажорный окрас. Помимо того музыка для этих забавных народных песенок отличается незамысловатостью, простотой гармонизации, а также особым зажигательным ритмом, заставляющим человека непроизвольно пускаться в припляс.
При всём при этом необходимо подчеркнуть, что главной составляющей «частушек» является стихотворный текст, весьма разнообразный по тематике, и как правило создающийся импровизационно. В «частушках» обычно в шутливом или ироничном тоне воспеваются любовные и семейные взаимоотношения, будни деревенской жизни, забавы молодёжи, а также отображаются общественно-политические проблемы. Всё это излагается, насыщенным красочными образами и сравнениями, живым языком, который иногда даже выходит за границы литературного. Ритмический склад текстов частушек весьма разнообразен, однако наиболее употребляемый стихотворный размер – хорей с перекрёстной рифмой, хотя нередко применяется парная и кольцевая рифмовка.
Частушки изначально предназначались для публичных выступлений. Голос певца должен звучать ярко в среднем или высоком регистре, так как обычно эти задорные песенки, в сопровождении гармони или балалайки исполняли под пляску на уличных молодёжных посиделках, гуляниях, свадьбах и праздничных застольях. Разновидностей частушек создано довольно много, но особой популярностью среди всего этого разнообразия пользуются «лирические», «плясовые» и «страдания», которые друг от друга отличаются по характеру, тематическому содержанию, ритму и темпу исполнения.
Популярные частушки
«Семёновна». Эти плясовые частушки, главной героиней которых является веселая, бойкая расторопная русская женщина с именем Семёновна. Они возникли в 30 –е годы в Центральной России и особой популярностью пользовались у сельских жителей.
«Яблочко». На мотив этой известной матросской пляски в своё время тоже активно распевались «частушки». Знаменитый мотив пришёл к нам с Туманного Альбиона, где он был сочинён ещё в Средние века. Далее, разойдясь по всему миру, на него в начале прошлого века стали сочинять сначала любовные, затем и социально-политические частушки.
«Страдания». Это частушки о любовно-лирического содержания, исполняемые в медленном темпе, то есть более напевно. В них повествуется о неразделённых чувствах, встречах и отвергнутой любви. В каждом регионе свои страдания и потому они именуются по названию местности: Елецкие, Саратовские, Калужские, Вологодские, Мошанские.
«Цыганочка». Ритм этого зажигательного русского танца весьма подходит для пения частушек. Их тематическое содержание связано с цыганскими мотивами. Необходимо отметить, что во всём разнообразии частушечных мелодий «Цыганочка» представляет собой редкий случай минорного лада в плясовой музыке.
Краткая история частушки
Когда и в каком из многочисленных регионов нашей необъятной Родины впервые стали сочинять и петь короткие задорные песенки, которые русским писателем Глебом Ивановичем Успенским в 1889 году в очерке «Новые народные стишки» были названы «частушками», сегодня на эти вопросы не могут ответить даже самые именитые исследователи фольклорных жанров. Тем не менее многие фольклористы считают, что истоки данной формы народного творчества следует искать в далёком прошлом. Так начиная с XI века по дорогам Руси странствовали ватаги музыкантов и актёров, которых именовали по-разному, но чаще всего называли скоморохами. Поскольку для простого люда их выступления были единственным развлечением, то эти бродячие артисты постепенно приобрели большую популярность, особо проявившуюся в XV—XVII веках. Будучи мастерами хлёсткого и разящего слова, скоморохи, в исполняемых ими пьесках, а также прибаутках-скоморошинах, весьма похожих на нынешние «частушки», остро подшучивали над светской и церковной властью. В середине XVII века потешные люди, за злободневную сатиру на знать и церковь, подверглись жестоким гонениям. Скоморохов отправляли в ссылку, а их инструменты, в числе которых была всеми любимая балалайка, безжалостно уничтожали.
Прошло время, скоморохи ушли в прошлое, а вот задорная балалайка вновь вернулась к русскому народу. Помимо того во второй четверти XIX века из-за границы в Россию завезли гармонику. Диковинный инструмент, который мог не только играть мелодию, но и аккомпанировать, сразу полюбился городским и сельским жителям. Без балалайки и гармони, впоследствии ставшими символами русской культуры, в то время не проходил ни один праздник, а со второй половины XIX века под их аккомпанемент практически одновременно в разных губерниях России, центрального, северного и восточного регионов, а также на территории среднего и нижнего Поволжья, начали бытовать своеобразные весёлые плясовые песни. В народе, за быстрый темп исполнения, они получили название «частые».
Это особая песенная форма, основанная на игровых и плясовых припевках, шутливых свадебных песнях и даже детских дразнилках, характеризовалась живо проговариваемыми словами на фоне многократно повторяющейся мелодии. Обладающий необычайным задором, зародившийся вид народного творчества активное развитие получил в среде молодёжи. Поначалу такие бойкие плясовые песенки, самопроизвольно импровизируя, сочиняли и исполняли в основном юноши, однако затем, распевая про любовь, измены, разлуки, милых дружков и коварных подружках, эстафету у них переняли девушки.
В начале следующего столетия в национальной песенной культуре страны «частушки» заняли весьма значимое место и потому особый интерес к данному жанру исследователи народного творчества стали проявлять уже в первом десятилетии XX века. Первый сборник «Частушек» был издан в 1903 году, но это было только начало. Далее в результате кропотливой изыскательной деятельности в различных губерниях России было собрано около десяти тысяч частушек, которые затем были представлены в двух сборниках, вышедших из печати в 1913 и 1914 годах. Содержание данной поэзии малой формы отличалось большим разнообразием тем. В них обрисовывалась вся человеческая жизнь: личные и семейные отношения, быт городов и деревень, общественные проблемы и даже тема войны. Иначе говоря, «частушки» живо откликались на всё, что происходило вокруг человека и именно это обусловило необычайную популярность данного жанра и соответственно его активное развитие. Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, индустриализация, коллективизация страны, затем Великая Отечественная война, послевоенное восстановление народного хозяйства, освоение целинных земель и даже период Перестройки – все эти важные страницы в истории нашей страны ярко отображались в «частушках», которые можно назвать не иначе как «живой газетой», а также летописью истории России.
Интересные факты
Частушка. Этот один из самых популярных жанров народного творчества в нынешнее время в русской песенной культуре занимает немаловажное место. Он не уходит из нашего бытия, а, как и прежде несёт радостное настроение и украшает своим звучанием праздничные народные гуляния. Помимо того, живя полноценно творческой жизнью, она входит в репертуар народных исполнителей и фольклорных коллективов, веселя слушателей метким словом.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
О ЧАСТУШКАХ.
Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.
По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.
«Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни.
Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.
Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.
Частушки сочиняли все — и взрослые и дети.
В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной.
/материал из Википедии/.
«Её простое желание»
В разных областях необъятной России есть свои частушки. Прочитав книгу «Частушки» (Библиотека народного фольклора, М.: Советская Россия, 1988-1992 гг.), я не нашла в ней ни одной частушки из тех, что пела моя мама. Поэтому я решила записать эти частушки. Некоторые из них были записаны при жизни мамы, другие записаны после её смерти по памяти.
Частушка как элемент народной речи имеет особенности, присущие этой речи. Например, частушки об измене милого в народе поются так:
Меня милый изменил
хотя стилистически правильно было бы сказать: Мне милый изменил. Есть такие частушки в мамином репертуаре, например:
Можно, конечно, стилистически поправить первую строку в этой (и в подобных ей) частушке следующим образом: Мне милёнок изменил. Однако любая правка нарушает первозданность частушки, её близость к народной речи.
….частушки и в газете «Литературная Россия» (№ 10, 1985 г.):
Меня милый изменил,
Ласточку-касаточку.
На себе порвёт с тоски
Рубашку полосатую.
Часто в частушках для сохранения размера пропускаются буквы в словах. Вот примеры:
Не отдай меня, мамаша,
На чужую сторону,
Не умею блины печь,
Расколю я сков`роду.
Иногда наоборот добавляется лишняя буква, как например, в следующей частушке:
Не ходите, девки, замуж
Не за милыих дружков,
Лучше в речке утопиться
Со крутых со бережков!
(Русское народное поэтическое творчество.
А вот какая особенность отмечается в том же номере газеты «Литературная Россия»: при литературном написании глагольная рифма многих частушек не полнозвучна. Вот, например, две такие частушки, одна из газеты, вторая из репертуара мамы (автор статьи):
Не ходи ты мимо двору
Пусть спокойно люди спят.
Меня маменька ругает,
Не велит с тобой гулять.
Почему же рифма не полнозвучна? Да потому что пели: «люди спять» и «перерубы лопнуть», и рифма была абсолютной.
Часто для сохранения рифмы в частушках искажаются слова. Вот ещё два примера:
Если записать последнюю частушку грамматически правильно, то получится следующее:
Меня мать ругает,
И отец ругает.
А за что же ругают?
Растёт пузо другое!
Исчезла рифма, а вместе с ней и вся поэтическая прелесть частушки.
Отмечается в газете и совершенно свободное обращение с ударением, когда это необходимо для рифмы и размера.
Как пример приводится ярославская частушка:
Что ты, милый, редко ходишь?
Редко, наредко, редко!
Через редкое свиданье
Позабыть тебя легко.
Такие частушки были и в мамином репертуаре. Вот, например:
Не спала я, так лежала
На перине пуховой.
Не стерпела, поглядела,
С кем гуляет милый мой.
Нельзя не отметить и вариантность частушек. Очень многие частушки в разных областях поются по-разному. Приведу два примера.
Частушка из репертуара мамы:
Ой, маменька, тошно,
Хвораю нарошно,
Пеки пышки на меду,
Я милого приведу.
Так она поётся в Саратовской области. В газете «Литературная Россия» (№ 22, 1986 г.)
воронежский вариант этой частушки:
О, мама, тошно!
Хвораю нарошно,
Вари кашу на меду,
Я милёнка приведу.
Другой пример. Мама пела такую частушку :
Мы сидели с милкой рядом,
Толковали горячо:
Она выбила мне зубы,
Я ей вывихнул плечо.
Мы с милёночком сидели,
Обнимались горячо:
Я ему сломала руку,
Он мне вывернул плечо.
Часту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания.
По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.
«Любовно-бытовые» это обычно деревенско-колхозные будни.Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.
«Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда.
Во многих частушках демонстрировался общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.
Частушки сочиняли все — и взрослые и дети.
В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной.
/Материал из Википедии — свободной энциклопедии/
Для чего нам нужны частушки
Проект подготовлен к VI региональному форуму «Молодежь – фундамент инновационного развития России».
Выполнила: обучающаяся 10 класса Агибалова А.
Частушка – особый жанр русского фольклора, живое наследие предков
Частушка русская любима народом, её с удовольствием слушают и ещё поют, и пока она жива – жив народ.
Введение
С ростом грамотности устное народное творчество стало изменяться. Среди его многочисленных жанров любимым в народе остаётся частушка! Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно- музыкального творчества. Ничего подобного во всей мировой литературе нет! Поэтому и необходимо к ней особое отношение и внимание.
Цель проекта: исследовать частушки как особый тип народной поэзии, доказать значимость частушек для русского народа.
Актуальность: на сегодняшний день фольклор претерпел существенные изменения, уже не создаются былины, исторические песни, сказки, но есть жанры, которые модифицировались, это частушки, они выжили, существуют. Очень важно постоянно фиксировать те примеры, которые есть, так как жанр на грани исчезновения. Необходимо проявлять еще больше внимание молодого поколения к прошлому, уважать прожитую жизнь старшего поколения, учиться у него умению веселиться, достойно скрашивать невзгоды, и на фоне всего этого частушка выступает, как хорошее средство воспитания молодежи.
Гипотеза: частушка – поэтический экспромт, живое наследие предков, отражающее мимолетное переживание человека в данную минуту.
Задачи:
Предмет исследования: Русские частушки и их виды.
Объект исследования: Поэтическое содержание частушек.
Первое появление частушек как жанра
Частушка – особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы.
Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались частыми. Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка».
«Частушка», – писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, – выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту».
В самостоятельный песенный жанр частушки выделяются лишь в 80-е годы XIX в. В 90-е годы XIX в. частушки приводятся во многих газетных и журнальных статьях. Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале XX в. Из дореволюционных изданий наибольшую ценность представляют «Сборник деревенских частушек» В. И. Симакова (1913) и «Сборник великорусских частушек» Е. Н. Елеонской (1914), в которых публикуется более девяти тысяч частушек, записанных в самых различных губерниях России.
Вторая точка зрения кажется более убедительной прежде всего потому, что литература (и древняя в том числе) использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют, кроме частушки.
Впервые слово «частушка» употребил русский писатель Глеб Иванович Успенский в очерке «Новые народные песни» в 1889 г.;
В русской литературе частушка появляется только в произведениях XX века: в поэме А. А. Блока «Двенадцать», в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Д. Бедного, А. А. Прокофьева и их современников.
Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её названием, определяющим её характер или прямо указывающим на место её рождения.
Процесс формирования
Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца 19 в. частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора.
Классификация частушек
Частушки необычайно разнообразны по своему содержанию. В отличие от традиционных лирических песен, в которых тема семейных отношений занимает центральное место, в частушках эта тема затрагивается сравнительно редко. Частушка – жанр молодежный. Поэтому неудивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.
По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.
Содержание исследованных частушек позволяет выделить шесть основных тем:
Размеры частушек
Средства поэтического стиля частушек
Следует заметить, что в частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония, юмористический подтекст. Поэтический синтаксис частушек отличают простота и краткость. В частушках, как и в традиционных песнях, довольно широко употребляются вопросы и обращения.
Отличие частушки от старых лирических песен
Частушки богаты не только бытовым, но и конкретным социально-историческим содержанием. И в этом они существенно отличаются от традиционных лирических песен, которые главное внимание уделяли бытовой тематике. Отличаются частушки от старых лирических песен и по своему основному эмоциональному тону. Если основной эмоциональный тон старых лирических песен был грустный, минорный, то для частушек более характерен тон мажорный. Преобладающее место в них занимают настроения бодрости, активного жизнеутверждения. С особой силой эти мотивы бодрости и жизнеутверждения сказались в частушках плясовых, шуточных и юмористических.
Лингвистический анализ
Частушки – текст, характеризующийся лаконичностью, смысловой законченностью. В основном они состоят из двух осложненных простых предложений:
Паровоз пары пускает,
По дороженьке бежит.
В Красной армии служить.
Изредка из одного предложения:
Мы с подружкой дружно жили
Из окна в окошечко,
Одного вдвоем любили,
Есть тексты, представляющие собой сложноподчиненное предложение
Хорошо гармонь играет,
Если б я играть умела,
Связь между предложениями чаще параллельная, что позволяет сказать о стихотворности частушек. Вторая часть текста (3, 4 строчки) движет текст, конкретизирует первую часть, внося новую информацию. Имеется несколько частушек, в которых первые две строки не связаны по смыслу с остальными.
Они выполняют функцию зачина, так как основное содержание раскрывается в 3 и 4 строчках.
На дубу сидит ворона,
В перестройку посылаю
Основной тип речи – повествование, хотя в некоторых частушках содержится описание или элементы описания внешности или характера лирического героя.
Частушки – текст разговорного стиля и предполагают неофициальное общение людей в быту. Лексика частушек многообразна и выразительна. Обилие разговорных и просторечных слов, наличие устойчивых сочетаний, эмоциональность выражений подчеркивают словесную ценность каждой частушки. Тексты частушек насыщены историзмами, разговорными и просторечными словами, образными выражениями, заслуживающими толкования.
Морфологический анализ текстов
Морфологический анализ текстов показал многообразие использованных в частушках частей речи: глаголов ( утекло, решили, любила, исчезло, купить, достать, голодать, объявили, поднимаются… ); местоимений (ко мне, у мово, мому, у нас…); имен существительных ( перестройка, депутаты, народ, магазин, пенсия, здоровье, туристы …); междометий (ох, ой, ах); частиц (только, вон, бы, уж, неужели); полных и кратких прилагательных (узкая, большой, тяжелая, дефицитные, хороши, трудна, глубоку …); наречий ( подскочило невзначай, разденут догола, жили веселее, будет завсегда… ); имен числительных ( на восьмом десятке, двести зрител ей, двадцать лет, сорок пять… ); слов категории состояния (не жалко, не видно, можно, стыдно). Реже используются причастия (голодающий народ, заработанные денежки). Данные части речи показывают на разговорный, эмоциональный текст частушек.
Синтаксический анализ текстов
Синтаксический анализ текстов показал преимущество простых осложненных и сложноподчиненных предложений. Простые предложения осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами. По цели высказывания предложения в основном побудительные и повествовательные, реже – вопросительные. Эмоционально окрашенные. Есть предложения с прямой речью, диалог, неполные предложения.
Может, вместе мы возьмемся
Кой с кого за это спросим
И к ответу привлечем.
(простое повествовательное предложение, осложнено вводным словом и однородными членами).
А еще попросим вас
Провести бы газ для нас,
Чтоб деревню все любили,
Из нее не уходили. (сложноподчиненное предложение)
Словообразовательная характеристика частушек
Выразительные средства языка
Богато используются в частушках выразительные возможности языка. Как было сказано ранее, в частушках много обращений, междометий, частиц, кратких прилагательных, предложений с прямой речью, предложений с однородными членами, которые оживляют частушки.
В магазине все исчезло:
Песок, сахар и мука.
Из-за этой перестройки
Силы нет у мужика. (однородные члены)
Не было б обидно (обращение, частица)
Ах, бывало, милый спросит:
«Как, Наташенька, дела?»
А теперь я не услышу
Его ласковы слова. (прямая речь)
Кроме того, создавать образы частушечных сюжетов помогают
— сравнения:
Врозь фашисты побежали
Через балки, через рвы.
Словно зайцы, наступали,
Удирали, словно львы.
— эпитеты (в беленькой рубашке, жизнь тяжелая, милая сторонушка, от тяжелого труда, в проклятую войну, годы молодые, милая подруга);
— антитеза:
Из большого чайника.
Выйду за начальника.
— олицетворения:
Эх сторонушка родная,
Нас приветливо встречают
— лексический повтор:
Дома строят, дома строят.
Да ничего хорошего.
Ритмическая структура частушки
Своеобразна частушка и по своей ритмической структуре, по организации стиха в ней. Под влиянием литературной поэзии (ее четырехстрочных строф-куплетов) в частушке закрепилась и стала основной четырехстрочная форма. В отличие от традиционной лирической песни, в частушке обязательна рифма. В этом тоже обнаруживается влияние литературной поэзии. В частушках можно встретить самые разнообразные рифмы:
парные
Дровами чтобы не топить,
Надо газ нам проводить.
С газом – свет, тепло, уют
В каждый уголок придут.
перекрёстные
Не тебя ли, гармонист,
Любят все девчоночки!
опоясывающие
Меня милый провожал,
У меня платочек взял;
Как платок я отдала, —
Крепко рученьку пожал.
Однако в подавляющем большинстве случаев рифмуются только четные строки.
Прислал милый письмецо,
«Ох, как скучно без тебя,
Наличие в частушке рифмы в четных строках, с одной стороны, делит ее на две части, подчеркивает ее композиционную двухчастотность, а с другой — объединяет все ее строки в одно ритмически цельное произведение.
В нашей школе среди обучающихся 5-11 классов был проведён опрос о значимости русской частушки в современном обществе. Всего было 72 респондента. Анализируя ответы, выяснено следующее: на первый вопрос
Мы видим, что частушка как уникальный жанр русского фольклора, к сожалению, постепенно исчезает, уходит из нашей жизни.
Заключение
Список использованных литературных источников