Для чего нам нужны пословицы и поговорки

Сдюжим или нет: как и зачем учить пословицы и поговорки с детьми

Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть картинку Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Картинка про Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки

Сегодня взрослые всё реже используют в речи пословицы и поговорки. Соответственно, дети не их слышат, а значит, и в детской речи эти фразы отсутствуют. «Зачем они вообще нужны современным детям? Ведь мы живём не в позапрошлом веке!» — скажут многие родители. На этот вопрос отвечает наш блогер, будущий учитель начальных классов Катя Хасанова.

Родители могут не понимать и даже злиться на задания, в которых детям надо выучить пословицы и поговорки. В нашей речи их почти не осталось. Но я считаю, что их изучение очень полезно для ребят в началке:

1. Разбираем незнакомые слова

Многие слова, понятные и простые для взрослых, незнакомы детям. Например: «Коли взялся за гуж, не говори, что не дюж». Эту пословица мы часто слышим в повседневной речи. Но многие дети не понимают два главных слова здесь: «гуж» и «дюж». Объясните смысл каждого слова, покажите иллюстрации, найдите синонимы, более понятные ребёнку.

Например: «Дюжить» — быть сильным, выносливым. Дюжий человек — сильный человек. «Сдюжить все трудности» — преодолеть все трудности. Гуж — это кожаная петля, которую цепляли на шею лошади, перед тем, как её запрягать и отправляться в путь. Через какое-то время попросите объяснить, что такое «гуж» своими словами.

Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть картинку Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Картинка про Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки

2. Выясняем, откуда взялась пословица

Здорово, если вы сами знакомы с историей возникновения пословицы или поговорки. Если нет — идём в интернет, ищем информацию там. Не забывайте адаптировать найденную историю под возраст и уровень восприятия ребёнка, исключите сложную терминологию, объясняйте живо, просто и с наглядными иллюстрациями. Самый лучший вариант изложения можно найти в двух частях «Большого толкового словаря пословиц и поговорок русского языка для детей».

Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть картинку Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Картинка про Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки

Например: «На обиженных воду возят». История: пословица появилась во времена императора Петра I. В то время была популярной профессия водовоза — человека, который снабжал водой город. Он сопровождал (как лакей) специальную повозку в виде бочки. Чтобы заработать больше денег, водовозы начали повышать цену на свои услуги, хотя по закону этого нельзя было делать. Чтобы наказать этих жадин, император Петр I приказал вместо лошадей впрягать в телегу жадных водовозов. Естественно, они были сильно обижены, но вынуждены исполнять наказание. Отсюда и пошло это выражение. Поверьте, вы сами для себя узнаете много нового и интересного.

Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть картинку Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Картинка про Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки

3. Разбираемся со смыслом

Теперь, когда дети знают, откуда появилась пословица, и понимают значение всех слов в ней, можно разбираться со смыслом и значением. Не говорите правильный ответ сразу, помогите ребёнку самому докопаться до верного ответа.

Пример диалога по пословице «Не руби сук, на котором сидишь»:

Взрослый: Как ты думаешь, о чем говорится в этой пословице?

Ребёнок: О том, что всем надо стать лесорубами.

Взрослый: Не совсем так. Представь, ты залез на дерево, сидишь на ветке и сам топором начинаешь её рубить. Что будет дальше?

Ребёнок: Ветка отломится, я упаду.

Взрослый: Правильно. А если ветка крепкая и ты не будешь её рубить, то просидишь ещё очень долго и все будет хорошо. А если будешь рубить, то навредишь себе, верно?

Взрослый: Так о чем тогда говорится в этой пословице?

Ребёнок: Если у тебя все хорошо, не надо это портить и вредить самому себе.

Взрослый: Отлично. Молодец!

Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть картинку Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Картинка про Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки

6 фразеологизмов из вселенной Лапенко, от которых волосы стынут в жилах

В этом разговоре ребёнок ассоциировал пословицу непосредственно с собой, представил себя в этой ситуации. Но так же можно размышлять и над историей пословицы. Такой подход помогает развить аналитическое, критическое, ассоциативное и логическое мышление.

4. Ищем примеры из мультиков

Например: «Мал золотник, да дорог» — эту пословицу иллюстрирует мультфильм «Добрый динозавр», потому что главный герой, динозавр Арло, был вначале маленьким и слабым, но зато потом смог помочь человеческому малышу найти семью. «Что посеешь, то и пожнёшь» — эту пословицу иллюстрирует сказка «Три поросёнка», потому что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф построили свои дома из соломы и дерева, дома оказались некрепкими и волк их разрушил, а Наф-Наф построил крепкий дом из камня, поэтому волк не смог разрушить его дом.

Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть картинку Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Картинка про Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки

5. Применяем пословицы и поговорки в жизни

Аналогично фильмам и книгам вместе с ребенком вспомните случаи из его жизни или из жизни его друзей и родственников, иллюстрирующие определенную пословицу или поговорку. Например: пословица «Друг познаётся в беде», ребёнок может вспомнить: «Я как-то по дороге из школы подвернул ногу, и мой друг Витя помог мне дойти до дома и донести портфель. Эта пословица подходит, потому что в тот момент я оказался в трудной ситуации, мне было больно, а Витя меня поддержал».

Затем включаем пословицы и поговорки в диалог с ребенком. Главное условие — использовать как можно больше подходящих фразеологизмов (соревнуйтесь с ребенком: за каждый — 1 балл, у кого больше баллов, тот и победил).

Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть картинку Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Картинка про Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки

Кто такая свинья под дубом и у кого рыльце в пуху? Тест по басням Крылова

Взрослый: В субботу мы встанем пораньше, чтобы успеть сделать все дела, ведь кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Ребёнок: Да, но только вначале я сделаю все уроки, а потом пойдём на пикник, сделал дело, гуляй смело. Представляешь, я так много нового узнал на уроке окружающего мира. Ты знал, что в организме человека живёт 10 миллионов бактерий?

Взрослый: Нет, не знал, век живи, век учись.

Ребёнок: Я тоже до этого не знал. Хорошо, что мне Сашка подсказал, когда я сообщение на уроке делал, ведь где дружба прочна, там хорошо идут дела.

6. Делаем «копилку»

Заведите с ребёнком отдельный блокнотик, записывайте туда пословицу, её смысл, историю происхождения, расшифровку незнакомых слов. Но самое главное — сделайте иллюстрацию-комикс для каждой пословицы. Придумайте ситуацию, к которой пословица подходит, нарисуйте эту ситуацию в виде комиксов и с помощью «облачков» запишите реплики героев. Этот метод поможет детям развить фантазию, дизайнерские навыки и творческие мышление и лучше запомнить пословицу.

Если ребёнок визуал, то кроме комикса рекомендую нарисовать буквально дословную иллюстрацию пословицы или поговорки, чтобы он лучше запомнил её.

Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть картинку Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Картинка про Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки

7. Учим пословицы других стран и народов

Я считаю, что человек должен обладать широким кругозором, поэтому помимо популярных и классических русских фразеологизмов, с ребёнком можно и нужно изучать и разбирать по той же самой схеме пословицы и поговорки других стран и народов. Это поможет лучше понять культуру, традиции и менталитет другого народа. Чтобы понять смысл «чужих» пословиц, поиграйте в «Сравнилку»: выбираем страну (или народ), ищем в интернете их самые популярные пословицы и поговорки (разумеется, понятные детям). Читаем, разбираем каждую и ищем точно такой же по смыслу русский фразеологизм.

Например: «Хороший кузнец и лягушку подкуёт» (литовская пословица). «Дело мастера боится» (русская пословица). У них один и тот же смысл: настоящий профессионал любую работу хорошо сделает.

Экспериментируйте и изучайте белорусские, украинские, датские, английские, китайские пословицы и поговорки. Но и про редко встречающиеся в нашей речи русские фразеологизмы тоже не забывайте, знакомьте детей с ними!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Детский час

для детей и родителей

Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть картинку Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Картинка про Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки

Роль пословиц в нашей жизни

Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть фото Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Смотреть картинку Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Картинка про Для чего нам нужны пословицы и поговорки. Фото Для чего нам нужны пословицы и поговоркиПословицами называются краткие изречения, в которых выражаются мысли и суждения, верования и суеверия, правила житейской мудрости народа. Пословицы характеризуют разные явления жизни и исторические события. Мысли и правила выражаются в пословицах иногда прямо и непосредственно, например, «себя расстроить, так и дом не устроить»; нередко в форме сравнения

— «конь узнается при горе, а друг при беде»; бывает, в форме указания на какой-нибудь частный случай, например, «свинья и в золотом ошейнике свинья», или на историческое событие — «погиб, как швед под Полтавой».

Подавляющая часть пословиц имеет двойной смысл – один, который прямо указывается в пословице, а другой — общий смысл, который из него выводится или только подразумевается, поэтому и говорится: «пословица скрытым умом живёт».

Пословицы «взяты от сохи», непосредственно из жизни, они настолько хороши во всех отношениях, что могут быть рекомендованы для любого человека.

Пословицы не сочинялись народом намеренно, они возникали естественным путём; вызываемые самой жизнью народной, умножались они постепенно, вместе с историческим ходом развития жизни.

Какова роль пословиц в нашей жизни?

— пословицы провозглашают нормы морали;
— пословицы – это этнографические изыски, словесные жемчужины, они украшают речь;
— несут в себе основы народной философии;
— пословицы имеют большое значение при изучении родного языка;
— пословицы приобщают к человеческой мудрости;
— пословицы – пример самой оптимальной связи содержания и формы.

Великий писатель Максим Горький давал советы писателям учиться сжатости и выразительности языка пословиц.

Образная форма выражения мысли пословицы составляет отличительную их черту и придает им поэтический характер. Словесное выражение в пословицах отличается особым мерным складом и созвучием слов.

Чем хороша пословица? В чем её ценность? Пословицу скажешь — и мысль ясна, не надо прибегать ещё к ста словам, чтобы рассказать о чём-то. Человек решил поделиться по поводу какой-либо житейской ситуации с другим человеком – он использует в своей речи пословицы, собеседник быстро понимает, что хотят до него донести. Пословица – помощник в речи. Она доходчиво и быстро даёт логическую формулу, утверждает истину.

Позитивное отношение к пословице, как к кладовой народной мудрости, вне всякого сомнения, поддерживается большинством. Никто не спорит с пословицей. Можно не прислушиваться к народной мудрости, но когда жизнь докажет правоту пословицы, бывает, уже столько дров наломано… Поэтому люди радуются, когда к подходящему случаю найдется та необходимая пословица, которая научит, подтвердит предположения, наставит на путь истинный.

Своеобразно отношение пословицы к семейной жизни. Не могла не откликнуться пословица на семейную жизнь. Что такое «семья» по народным пословицам? Союз родственников, живущих вместе, и находящихся под главой одного хозяина. Для понятия семьи, как утверждает пословица, необходимы дети, или третьи лица. «Какая это семья, всего муж да жена», — рассказывает нам старинная вологодская пословица.

Меняются времена, меняется отношение к жизни, но пословицы остаются. Чем очередная пословица нас удивит, какую интересную мысль обнаружит, о чём поучительном поведает?

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Научно- исследовательская работа по русскому языку на тему:»Роль пословицы и поговорки в нашей речи

«Мал золотник, да дорог»

Роль пословицы и поговорки в нашей речи.

Раздел 1. Из истории пословиц и поговорок….…………………………….5

Раздел 2. Что же такое пословица и что такое поговорка? В чем их отличие. 6

Раздел 3. Пословица и поговорка как фольклорный жанр. Тематика и особенности пословиц и поговорок………………………………………8

Раздел 4. Источники пословиц и поговорок………………………………..9

Раздел 5. Пословицы и поговорки в современной речи………………….11

5. Список используемых источников литературы…………………13

На уроках русского языка и литературы ученики часто встречаются с жанрами устного народного творчества: загадками, пословицами, поговорками. Учебник иногда предлагает ребятам такие вопросы и задания:

— Как вы понимаете эту пословицу (поговорку)?

— Какая пословица вам больше нравится и почему?

— Объясните смысл этого выражения…

— Придумайте рассказ по пословице.

— Узнайте пословицу по её началу…

— Подберите пословицы-синонимы или пословицы-антонимы.

Подобные задания для некоторых учащихся кажутся лёгкими лишь на первый взгляд. Не всем понятен переносный смысл выражений, значений некоторых слов ребята вовсе не знают, а иногда объясняют смысл пословицы совершенно неверно.

Актуальность. С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», » Мал золотник, да дорог», » Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Придя в школу, на уроках литературы мы узнали, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?

Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели исследовательскую работу на тему: » Роль пословицы и поговорки в нашей речи».

Объект исследования: роль пословицы и поговорки в нашей речи (на примере диагностики обучающихся 5 А класса ГБОУ СОШ №1 с.Обшаровка)

Предмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора.

1. Пословицы живут в нашей речи, делают ее яркой, образной, интересной.

2. Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

3. Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а также добросовестности и трудолюбия.

Цель исследования: определить роль пословиц и поговорок в нашей речи и стимулировать интерес к данному жанру фольклора.

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Провести диагностику родителей, учителей, учащихся 5 А класса ГБОУ СОШ №1 С.Обшаровка

3. Составить сборник наиболее употребляемых пословиц и поговорок для младших школьников.

Методы исследования: обобщение материала, его систематизация, анкетирование.

Мы, ученик 5 класса, провели исследование по теме «Мал золотник, да дорог», о роли пословиц и поговорок в нашей речи. Работа стала познавательной и увлекательной для нас и наших одноклассников. Был подобран интересный материал о пословицах и поговорках, их происхождении и значении.

Исследовательская работа заслуживает внимания, может быть использована и учащимися, и учителями-предметниками на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.

Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников… А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить. Многие из нас говорят невыразительно, тускло, забывая, что есть живая и прекрасная речь. Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами и поговорками. Их тысячи, десятки тысяч! Они перелетают из века в век, от поколения к поколению, превращаясь в крылатую мудрость.

Замечательный собиратель русских пословиц и поговорок В.И.Даль сказал о них, что это «свод народной опытной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда; «Что не болит, то и не плачет»; что не дошло до народа, не касалось житья-бытья его, то не шевелило ни ума, ни сердца, и того в пословицах нет.

Кто её сочинил – неведомо никому, но все ее знают и ей покоряются».

Предлагаем вашему вниманию исследовательский проект о русских пословицах и поговорках.

Что такое пословица и поговорка? Как зародилась пословица на Руси? Какова её история? В чём особенности русской пословицы? На эти вопросы мы постарались найти ответы.

Но главный интерес был для нас в следующем: живут ли пословицы и поговорки в нашей речи, звучат ли они дома: в речи наших родителей и родных, в школе: в речи друзей и учителей. Какие пословицы и поговорки употребляются чаще? Нужны ли пословицы и поговорки в нашей жизни?

Все мы — для кого русский язык дорог — несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. «Мал язык — да горами качает!» — говорит пословица. Так будем же с уважением относиться к этому гиганту. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.

Раздел 1. Из истории пословиц и поговорок.

Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Труд его считается непревзойдённым. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В.И. Даль считал, что за пословицами и поговорками нужно идти в народ. В образованном и просвещенном обществе пословицы нет. Попадаются слабые искалеченные их отголоски или плохие переводы с других языков. В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике (1,5-6).

Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал капитальный труд – четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), где привёл множество пословиц и поговорок. В.И. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Необходимо особо отметить знакомство и дружбу В.И. Даля с Пушкиным. Великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка.

Раздел 2. Что же такое пословица и что такое поговорка? В чем их отличие?

Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена поучительного смысла.

Существует немало пословиц о самих пословицах:

«Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится»,

Как видим, народ высоко ценит пословицы. Ведь они дают напутствие, учат правильно поступать в разных ситуациях, они отражают различные стороны нашей жизни:

они и о любви к Родине –

Человек без Родины, что соловей без песни;

Кто смел, тот и съел;

Землю солнце красит, а человека труд;

Без труда не вынешь рыбку из пруда;

Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

Доброе дело и в воде не тонет;

они и о природе, и о человеке, его характере, поступках, поведении. Пословицы и поговорки воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле; они никогда не подведут, ведь в них говорится о том, что тысячи раз проверено опытом многих людей.

Раздел 3. Пословица и поговорка как фольклорный жанр. Тематика и особенности пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

Пословицы издавна передают из поколения в поколение опыт народа.

Раздел 4. Источники пословиц и поговорок.

Прославленные русские полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов собирали пословицы и широко использовали их в приказах, памятках и наставлениях для солдат. Образное, символическое восприятие мира, при общении с солдатами использовал величайший русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он пользовался огромным уважением и любовью среди солдат. За время своей службы в нижних чинах Суворов научился говорить их языком и мог просто и ясно объяснить военные премудрости. Суворовские заветы усваивались легко. Величайшим искусством Суворова было умение разговаривать со своими чудо-богатырями. «В их вкусе, в их слоге, в их языке беседовал он с ними».

Из басен И. А. Крылова:

«А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест», «А воз и ныне там», «У сильного всегда бессильный виноват».

Конечно, перенималось, запоминалось и употреблялось то, что было близким по духу. Новое время породило и новые пословицы. Они возникали и в послереволюционное время, в годы Великой Отечественной войны, появляются и сегодня. Это – вечные жанры устного народного творчества.

Раздел 5. Пословицы и поговорки в современной речи.

Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, что имело значение и для последующих эпох.

Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи?

Мы решили провести наблюдение над речью наших родителей, одноклассников, учителей и прислушаться: какие пословицы чаще всего звучат и почему.

Предполагаемый результат: наверное, учителя используют чаще всего пословицы об учении (ведь это касается нас особенно); друзья, пожалуй, используют пословицы о дружбе; родители, должно быть, употребляют пословицы о воспитании, о каких-нибудь качествах человека.

Что же получилось? Совпали ли наши предположения с итогами исследования?

Учащимся нашего класса была предложена анкета с вопросами:

Знаете ли вы, что такое пословицы и поговорки?

Употребляют ли пословицы и поговорки ваши родители, учителя, одноклассники?

Какие пословицы вы слышите чаще других от родителей, одноклассников, учителей? (Приложение 1)

Наблюдая за речью своих знакомых и близких людей ( Приложение 2), мы получили данные результаты, которые были нами обработаны:

1.Что такое пословица и поговорки, знают почти все опрошенные (Приложение 3.Диаграмма 1)

2. 100% взрослых и 80% одноклассников ответили, что употребляют пословицы в своей речи, а с поговорками справились не все (Диаграмма 2)

3.Пословицы в речи взрослых (Диаграмма 3)

Как оказалось, в речи пап, мам, бабушек и дедушек чаще всего звучат пословицы о труде:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Сделай дело – гуляй смело!», «Труд человека кормит, а лень портит», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпенье и труд всё перетрут», «Утро вечера мудренее».

Пословицы в речи одноклассников.

Кстати, эти же пословицы звучат чаще в речи одноклассников. Были названы и другие наиболее употребительные пословицы:

— об отношениях между собой: «Один за всех, и все за одного», «Старый друг лучше новых двух»;

— для характеристики некоторых качеств: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», «Шила в мешке не утаишь», «Чует кошка, чьё мясо съела».
Какие пословицы чаще употребляют наши учителя?

Наблюдения показали, что наши учителя знают множество пословиц и поговорок, касающихся учения и не только. Часто используемые:

«Повторенье – мать ученья», «Век живи, век учись»,

«Ученье – свет, а не ученье – тьма», « Грамоте учиться – всегда пригодится», «Что написано пером, того не вырубишь топором», «Сделал дело – гуляй смело», «Поспешишь – людей насмешишь».

Почти все учителя произносят народную мудрость: « Повторенье – мать ученья». И эта пословица оказалась на первом месте.

Мы увидели, что родители, учителя, знают пословицы наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи. У ребят, к сожалению, данное анкетирование вызвало небольшое затруднение, так как не все могли дать точное определение: что такое пословица и поговорка. Над этим стоит работать, посещать библиотеки, чаще общаться. А в целом, опрос получился очень увлекательным.

Далее нам предстоит составить сборник наиболее употребляемых пословиц и поговорок для младших школьников.

Список используемых источников и литературы.

1. В.И.Даль «Пословицы русского народа» Сборник В.Даля в двух частях, М., «Художественная литература», 1989.

2.Ю.Г.Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» М., «Просвещение», 1990.

3. А. Смирнов «Дар Владимира Даля» Книга для внеклассного чтения, Дрофа, Москва, 2007

4. В.И. Даль « Толковый словарь живого великорусского языка»

5. Краткий словарь литературоведческих терминов (учебник литературы 5 класс, В. Я.Коровина)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *