Для чего народ придумал небылицы

Значение небылиц в жизни детей.

Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых всё поставлено «с ног на голову». Такие стишки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребёнка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Перевёртыши, небылицы, потешки развивают чувство юмора, фантазию, умение мыслить нестандартно.

Просмотр содержимого документа
«Значение небылиц в жизни детей.»

1. Детский потешный фольклор. 3

2. Что такое небылица. 4

3. Зачем нужны небылицы детям. 6

4. Я придумал небылицы. 7

Детский потешный фольклор.

Потешный фольклор разновидность детского фольклора. И детям, и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих весёлых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания, понять смысл речи, обращённой к нему.

Потешный фольклор – источник юмора, формирующий это так необходимое для взрослой жизни чувство у маленьких детей. Кроме того, потешный фольклор зачастую лежит в основе многих литературных произведений, прежде всего детской поэзии. Перевертыши, нелепицы, небылицы, потешки развивают чувство юмора, фантазию, умение мыслить нестандартно.

Для чего народ придумал небылицы. Смотреть фото Для чего народ придумал небылицы. Смотреть картинку Для чего народ придумал небылицы. Картинка про Для чего народ придумал небылицы. Фото Для чего народ придумал небылицы

Что такое небылицы?

Среди народных стихов-потешек для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Это небылицы, нелепицы, это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чём-то таком, чего не может быть на самом деле.

Для чего народ придумал небылицы. Смотреть фото Для чего народ придумал небылицы. Смотреть картинку Для чего народ придумал небылицы. Картинка про Для чего народ придумал небылицы. Фото Для чего народ придумал небылицы

Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых всё поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на берёзе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребёнка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.

Небылицы – это небольшой рассказик о том, чего на самом деле нет, и быть не может. Они как литературный жанр встречаются в литературе любой народности, её особенностью является шутка, неправдоподобность, юмор. Чем больше непонятного, необычного, несуразного и необъяснимого – тем лучше, концентрация чудес просто зашкаливает. В основе небылиц лежит фантазия, обман. Но обман не злой, а обман добрый, направленный на то, чтобы развеселить, поднять настроение, вызвать улыбку и смех.

В центре небылиц — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления.

Нелепицы и небылицы К.И.Чуковский назвал перевертышами и выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей. Народные и авторские перевертыши раскрепощают мышление, развивают логику и чувство юмора, позволяют лучше понимать действительность, глубже проникнуть в суть объектов окружающего мира.

Зачем нужны небылицы детям?

Детям, как правило, очень нравятся эти нелепицы, они с увлечением придумывают свои. Такие упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объём информации, дети учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов.

Например, дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц!

Я придумал небылицы!

Небылицы любят придумывать дети, более того им очень нравится такое занятие. На странице представлены примеры небылиц в стихотворной форме, которые придумали обучающиеся начальной школы на занятиях внеурочной деятельности.

Источник

Мир наоборот, или Для чего ребенку небылицы

Для чего народ придумал небылицы. Смотреть фото Для чего народ придумал небылицы. Смотреть картинку Для чего народ придумал небылицы. Картинка про Для чего народ придумал небылицы. Фото Для чего народ придумал небылицы

Русские небылицы для детей.

Зачем небылицы нужны детям

Сегодня вряд ли можно найти родителей, которых бы не волновала проблема развития ребенка. Под руководством взрослых дети играют, рисуют, танцуют, поют, лепят, вырезают, складывают конструкторы, мозаики и пазлы. Им читают стихи, рассказы и сказки. Но существует литературный жанр, который зачастую незаслуженно игнорируют не только родители, но и некоторые воспитатели. Речь идет о небылицах.

Эти творения чем-то похожи на сказки, но в последних сохраняется некоторое ощущение реальности, а вот в первых намеренно нарушается очередность событий, логика действий героев.

Казалось бы, зачем небылицы нужны детям, ведь задача взрослых – объяснить малышу как правильно, а как неправильно, что так бывает, а так не бывает. Однако дело как раз в том, что ребенок познает мир «от противного». В результате – он лучше запоминает. Подобную закономерность заметил еще Корней Иванович Чуковский и описал ее в своей книжке «От двух до пяти».

Чтение небылиц развивает внимание, мышление и воображение ребенка, воспитывает у него чувство юмора и, как это ни парадоксально, позволяет ощутить границы реальности. Он учится не принимать все на веру, а это очень важно во взрослой жизни.

Знакомить малыша с небылицами можно с трех лет. Для этих целей подойдут небольшие фольклорные произведения с понятным ему сюжетом. Например:

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла,

Между небом и землей

И нечаянно хвостом

После прочтения взрослый просит ребенка объяснить, как бывает на самом деле.

Детей постарше знакомят и с авторскими небылицами. К этому жанру обращались многие детские поэты, среди которых Д. Хармс, Г. Сапгир, Б. Заходер, Я. Бжехва, А. Усачев и другие. У подросшего ребенка уже недостаточно просто спросить, как бывает и как не бывает. Важно дать волю его фантазии.

Например, прочитав стихотворение-небылицу Яна Бжехвы «На Горизонтских островах», взрослый предлагает малышу нарисовать или слепить эти таинственные острова или даже придумать свои.

После прослушивания песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» интересно вместе с ребенком придумать и нарисовать существо, у которого «такие перья, рога такие, копыта очень стройные и добрая душа». Конечно, взрослый выполняет лишь роль подсказчика, а все остальное ложится на плечи малыша.

Или же пусть «изобретет» аппарат для сбора клюквы как герой Ю. Энтина из стихотворения «Небылицы». Идея воплощается в рисунке, аппликации или композиции из пластилина. Также подойдут кубики, детали конструктора, природный материал (шишки, желуди, каштаны). Потом ребенок с удовольствием расскажет о своем «ноу-хау».

Небылицы для детей – это не только литературные произведения, но и картинки, раскраски. Полезно предложить малышу определить, что перепутал художник, раскрасить черно-белую картинку-небылицу. Возможно, впоследствии он сам захочет нарисовать что-то необычное. Наконец, с небылицами ребенок знакомится в детском театре, во время просмотра мультиков и детских кинофильмов.

Впрочем, чрезмерно увлекаться подобными произведениями тоже не стоит. Любой абсурд, парадокс, выход за пределы реальности ослабляет психологическую защиту человека, а дети более чувствительны, чем взрослые. Поэтому игры с небылицами лучше сочетать с чтением произведений других жанров (сказки, рассказы), с иными, но не менее интересными занятиями (слушание музыки, прогулка во дворе, поездка на дачу и т. д.).

Источник

Небылицы-перевёртыши :: Общие сведения

В детском устном поэтическом репертуаре имеется большой пласт произведений, в которых «развиваются события совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Вся система образов их противоречит жизненным реальным наблюдениям. Все действия – сплошная логическая ошибка». Эти произведения называют небылицами, перевёртышами, небылицами-перевёртышами. И нет чёткой границы между различными группами этих произведений. О.И. Капица писала: «Сущность небыличных песен сводится к тому, что необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому». Она же характеризовала перевёртыши как произведения, в которых «происходит перестановка объекта действия или же признаков, характеризующих разные предметы». При столь близких характеристиках перевёртышей и небылиц на практике их трудно отличить.

К.И. Чуковский и не делает этого. Все произведения этого рода он относит к одному виду и обозначает их термином «перевёртыши». Введённый им термин сразу же прижился и в науке, и в повседневной речи народа. К.И. Чуковский не только показал, что ребёнка влечёт в «перевёрнутый» мир, где безногие бегают, вода горит, лошади скачут на своих ездоках, а какие-то моторные вместо хлеба едят башмаки, но и доказал закономерность такого влечения, его неизбежность и всеобщность. Исследователь считает перевёртыши умственной игрой. «Ребёнок играет не только камешками, кубиками, куклами, – писал он, – но и мыслями». Приводя богатый и тщательно подобранный материал, исследователь утверждал, что «небывальщина необходима ребёнку лишь тогда, когда он хорошо утвердился в «бывальщине». Утвердившись в каком-то знании, ребёнок начинает превращать его в игру; эта «жажда играть в перевёртыши присуща чуть ли не каждому ребёнку на определённом этапе его умственной жизни».

Учёный убедительно показал педагогическую ценность небылиц-перевёртышей, и, благодаря его трудам, они перекочевали из учёных собраний на страницы детских книжек и миллионам детей доставляют неподдельную радость.

К 5 годам у ребёнка уже имеются чёткие реалистические представления об окружающем мире; ребёнок усваивает грамматический строй языка, его основной лексический фонд и даже подготавливается к восприятию метафор и идиом. Очевидно, что к этому времени у него исчезает необходимость «утвердиться в норме». А если так, то тяга к перевёртышам должна исчезнуть. Но она не исчезает. Перевёртыши остаются любимыми произведениями старших дошкольников и даже школьников, которые не только хорошо знают мир реальных вещей, которыми обычно оперируют в перевёртышах, но и познают основы наук, усваивают научно-теоретические представления о мире, пользуются абстрактными (конечно, в доступной соответствующему возрасту дозировке) понятиями. Очевидно, объяснить этот факт без определения истоков жанра невозможно.

К.И. Чуковский рассматривал перевёртыши как собственное творчество детей. А между тем наблюдения показывают, что дети, не знавшие небылиц, перевёртышей, не способны к творчеству в этом жанре, какова бы ни была их «радость от преодоления очередного рубежа в познании мира». Анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, даёт основание утверждать, что они сочинены взрослыми и для взрослых. Для детей характерна стиховая организация текста, произведения В.И. Даля – прозаические. Текст «Пошёл я на лыко гору драть» даёт картины охоты, которой дети не видели, а текст «Едки трои» вообще не может быть понят детьми-дошкольниками: «Едки трои не посучишь, на тошне заживотит и на ворчале забрюшит (сутки трои не поешь, на животе затошнит и на брюхе заворчит)».

Большинство образов широко бытующих перевёртышей унаследовано (нередко опосредованно, через поэзию пестования) из песен скоморохов. В подтверждение этого тезиса можно сослаться на «скоморошины»:

Для художественного приёма скоморохов характерна «перестановка объекта действия», небыличность в узком смысле этого слова. Вполне очевидно, что и небыличный материал, и собственно перевёртыши в фольклоре взрослых вызваны к жизни отнюдь не стремлением «утвердиться в знании». Исходными были эстетические побуждения, в первую очередь стремление к юмору. Сохраняется оно и в детской среде. И не стоит в противоречии с доминирующей познавательной функцией.

Колыбельные песни, прибаутки и другие жанры поэзии пестования ребёнок воспринимает до известной степени пассивно, необходима же целенаправленная работа детского рассудка; необходимо развитие логического мышления. Это – социально-педагогический «заказ», предопределивший возникновение перевёртышей как жанра детского фольклора. Задача перевёртышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью. Она достигается в первую очередь за счёт предопределённого перестановкой объектов и обратной координацией действия:

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон.

В песнях скоморохов небылицы и перевертыши выступают в своём единстве; в поэзию пестования (колыбельные, прибаутки, докучные сказки), а вслед за ними и в детские песни-перегудки в качестве комического компонента входят только небылицы, то есть произведения, в которых звери, домашние животные одеваются, как люди, выполняют людскую работу, насекомые и птицы очеловечиваются, люди ездят на телятках, козлятках и даже козявках, где женят и хоронят комара, как человека, и пр. и пр. Во всех этих произведениях есть «перестановка объекта действия», но нет «обратной координации действия». Перевёртыши, то есть произведения, в основе построения которых лежит только принцип обратной координации, не взаимодействуют с другими жанрами, бытуют в чистом виде.

После выхода в свет работы К.И. Чуковского «Лепые нелепицы» (1924) к перевёртышам на практике относят и все небылицы. Получается некое двуединство: видно различие, разделение невозможно. Вполне логично стремление В.П. Аникина преодолеть эти противоречия. Он ввёл удачный термин «небылицы-перевёртыши», который полнее определяет внутренний смысл обеих групп этих произведений.

Небылицы-перевёртыши русского фольклора

Небылицы-перевёртыши – что это такое в литературе? Определение небылиц-перевёртышей (не из википедии).

Почему небылицы назвали небылицами-перевёртышами? Этимология слова «небылица».

Когда появились небылицы-перевёртыши на Руси?

Небылицы-перевёртыши как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация небылиц-перевёртышей.

Чем небылицы отличается от перевёртышей и сказок и в чём их сходства.

Какие небылицы-перевёртыши были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?

Источник

Для чего народ придумал небылицы

Для чего народ придумал небылицы. Смотреть фото Для чего народ придумал небылицы. Смотреть картинку Для чего народ придумал небылицы. Картинка про Для чего народ придумал небылицы. Фото Для чего народ придумал небылицыДля чего народ придумал небылицы. Смотреть фото Для чего народ придумал небылицы. Смотреть картинку Для чего народ придумал небылицы. Картинка про Для чего народ придумал небылицы. Фото Для чего народ придумал небылицыДля чего народ придумал небылицы. Смотреть фото Для чего народ придумал небылицы. Смотреть картинку Для чего народ придумал небылицы. Картинка про Для чего народ придумал небылицы. Фото Для чего народ придумал небылицыДля чего народ придумал небылицы. Смотреть фото Для чего народ придумал небылицы. Смотреть картинку Для чего народ придумал небылицы. Картинка про Для чего народ придумал небылицы. Фото Для чего народ придумал небылицыДля чего народ придумал небылицы. Смотреть фото Для чего народ придумал небылицы. Смотреть картинку Для чего народ придумал небылицы. Картинка про Для чего народ придумал небылицы. Фото Для чего народ придумал небылицы

Для чего народ придумал небылицы. Смотреть фото Для чего народ придумал небылицы. Смотреть картинку Для чего народ придумал небылицы. Картинка про Для чего народ придумал небылицы. Фото Для чего народ придумал небылицыКороткие тексты приносят большую пользу на начальном этапе чтения. Чаще всего родители берут их из букваря.

Дошкольникам, да и младшим школьникам время от времени надоедает читать учебники. Тогда им полезно подкинуть что-нибудь весёлое: короткие смешные истории, небылицы, небылицы в стихах.

Мы пишем о дошколятах, но работа со смешными короткими текстами ещё полезнее для первоклассников. Тут ещё надо учесть «клиповое внимание» современных детей, которое быстро истощается. А такие тексты активизируют интерес к читаемому. После них легче вернуться к чтению про то, что не очень интересно.

Небылицы в развитии

Небылицы (нелепицы) важны в развитии детей по следующим причинам:

Необычное и смешное применение предметов

Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:

Небылицы в стихах

Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении

Путаница-перепутаница 1

Лесная небылица

Как-то летом на опушке
Куковали три лягушки.
К ним зайчонок прибежал,
Клюв открыл и замычал.
Пролетал над ними лось.
(Лосю что-то не спалось.)
Крикнул громко лось с небес:
— Тише, братцы, это лес!

Путаница-перепутаница 2

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко крякают котята.
Проползла змеёю луковица.
Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)

Удивительная грядка

Я не зря себя хвалю.

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)

Жили-были.

Перепутаница 3

А у рыженькой у белки
Три морковки на тарелке,
А орешков нету!

А у Пети-петушка
Травки целых три мешка!
А зёрнышек нету!

У мохнатых медвежат
В миске зёрнышки лежат,
А медку-то нету!

А у Журы-журавля
Три тарелки киселя,
А лягушек нету!

Это значит,
Что всё тут перепутано.
А теперь попробуй сам
Всё расставить по местам! (В. Данько)

Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу.

Инструкция. Я буду читать стихотворение, а ты внимательно слушай. Как услышишь небылицу, подпрыгни (присядь, хлопни, топни. ).

Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом

Небылица про Машу и маму.

Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

Небылица про зайца.

Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

Огромная небылица.

Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

— Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

— Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

Небылица про умного Ваню

— Чем рыбу ловить будешь?

— Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

Много ли рыбы наловит Ваня?

Небылицы, придуманные детьми

Цель: придумывание небылиц самими детьми

После непродолжительного знакомства с «перепутаницами» полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.

Небылица про картошку с глазами.

Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.

— Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть

Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.

Но картошка загордилась и не стала отвечать. Тогда хозяйка превратила гордую картошку в пирожное «картошку» и подала гостям к чаю. А они её и съели с удовольствием. (Кирилл Тихонов, 7 лет)

Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции.

Источник

Методическая разработка «Значение небылиц в развитии логического мышления»

Я поставила перед собой ряд вопросов:

На все поставленные вопросы, я хочу ответить в своем докладе, проанализировав литературу по теме и свой опыт работы.

В дошкольном возрасте развитие мышления тесно связано с практической игровой деятельностью ребенка. С её помощью он познает окружающую действительность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Все виды мышления тесно связаны между собой, а мышление с речью. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связано с речью. Постепенно ребенок учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решить практические задачи по-своему, действенным путем. А речевые высказывания ребёнка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Речь стала как самостоятельное средство мышления. Развивается словесно-логическое мышление – самый сложный процесс мышления детей. Здесь уже ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Словесно-логическое мышление приводит к совершению любых логических действий (анализа, обобщения, выделение главного при построении выводов) и операций со словом. Упражнения по развитию этого вида мышления направлены на формирования у детей умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции.

Нельзя забывать, что развитие ребенка происходит на уровне его житейского опыта, от богатства накопленных знаний. Как его развить? С помощью развивающих игр и художественного слова, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащения лексического словарного запаса! Существует немало детских стихов, которые являются продуктами игры, это стихи-перевертыши и небылицы с логическими ошибками.

Небылицы – это небольшой рассказик о том, чего на самом деле нет, и быть не может. Они как литературный жанр встречаются в литературе любой народности, её особенностью является шутка, неправдоподобность, юмор. Чем больше непонятного, необычного, несуразного и необъяснимого – тем лучше, концентрация чудес просто зашкаливает. В основе небылиц лежит фантазия, обман. Но обман не злой, направленный на то, чтобы ввести в заблуждение собеседника и получить свою выгоду. А обман добрый, направленный на то, чтобы развеселить, поднять настроение, вызвать улыбку и смех.

Небылицы, перевертыши и нелепицы могут быть построены на основе использования приемов:

В первые годы жизни ребенок усваивает большой объем информации, а небылицы помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений. Ребенок получает удовольствие, если восстанавливает в своем сознании нарушение перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Небылицы обостряют чувства реальности, подготавливают детей к усвоению более сложных форм. Игра с небылицами присуща чуть не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни.

В возрасте 2,5-4 лет дети часто начинают рассказывать небылицы, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых и вызвать восхищение других детей, зачастую знакомые слова «перевертывая» так, что образуются несуществующие слова. Положительный момент от таких перевертышей вполне очевиден, поскольку любое отклонение от нормы воспитывает в ребенке эту норму, и сам себе он начинает адекватно оценивать в окружающем мире. Он становится уверенным в своих интеллектуальных способностях, начинает уважать себя. Польза небылиц в этом возрасте очевидна: за каждым «не так» ребенок ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает ориентацию в мире.

У детей 6-7 лет параллельно с наглядно – образным мышлением развивается логическое, в частности причинное, мышление. Все процессы опираются на усвоенные понятия и во многом соприкасаются с речевыми процессами. Интерес к явлениям, которые происходят не так, как обычно, заинтересовывают детей, заставляют искать и устранять причину. Игры с небылицами объединяют противоположные функции или свойства в один предмет, становятся проблемной ситуацией, в основе которой лежит противоречие. Каждая проблемная ситуация уникальна, и её разрешение происходит только на основе собственного индивидуального опыта. В основе выполнения ребенком умственной работы с небылицами лежит процесс понимания, который строится на анализе и синтезе. В результате мышления анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным, делается умозаключение, развивается словесное мышление. Развиваются новые мотивы познавательной деятельности, которые делают возможным сознательное усвоение новых знаний. «Старшие дети настолько укрепляются в реалистических позициях, что начинают любить всякие перевертыши. Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности» К. Чуковский в книге «От двух до пяти».

Небылицы – это особенные детские логические игры, где детям весело, но и игры со своими мыслями. Дети любят не только слушать небылицы, но и сочинять сами. Небылицы являются плодом фантазии и воображения, которые позволяют детям самостоятельно составлять и придумывать их. Дети используют уже где-то услышанные небылицы, изменяют их или выбирают новые предметы и их функции, наделяя не присущими и новыми признаками. Таким образом, дети получают максимальное удовольствие от впечатляющей игры и существенную пользу для формирования и развития их логического мышления.

Небылица – это игра без правил со словами, с мыслью, которая позволяет ребенку проверить границы окружающего мира. Надо научить детей сочинять небылицы, используя любые приемы искажения действительности и лишения смысла, придавая новый неожиданный смысл мыслям и вещам.

Как научить сочинять небылицы? В этом помогут небылицы С. Маршака, К. Чуковского, Б. Захордера и Э. Успенского:

Самой простой возможностью придумать самостоятельно небылицу считается умение построить ее на собственных ошибках. Такие истории изначально могут иметь двигательный характер, нежели словесный. К примеру, ребенок не умеет завязывать шнурки – шнурки обиделись и убежали. После этого, из многократных ошибочных действий, и могут возникнуть самые интересные истории. В этих историях будет присутствовать множество ошибочных персонажей, со смешными и необычными именами.

Нельзя не отметить благоприятное влияние небылиц на развитие ребенка положительного эмоционального фона. Небылицы вызывают у детей смех, развивают юмор, который поможет во взрослой жизни относиться с иронией ко многим жизненным ситуациям.

Работа с небылицами – это как игра с ошибками. К ним относятся словесные игры с небылицами, стихи-небылицы, небылицы с логическими упражнениями, сюжетные картинки с небывальщиной, перевертыши, папки-передвижки, книжки-малютки.

Значение небылиц:

Таблица: Игры и упражнения для детей старшего возраста по теме «Значение небылиц в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста»

Используемая литература

Автор: Орлова Ирина Евгеньевна, воспитатель ГККП «Ясли-сад №31» г.Павлодара, Республика Казахстан

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 1 )

Для чего народ придумал небылицы. Смотреть фото Для чего народ придумал небылицы. Смотреть картинку Для чего народ придумал небылицы. Картинка про Для чего народ придумал небылицы. Фото Для чего народ придумал небылицы

Елена Елена Елена 21.09.2020 в 11:10 +1

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *