Для чего необходим правовой эксперимент
Теория государства и права. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Метод теории государства и права — система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.
Виды методов теории государства и права:
1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);
2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:
а) общефилософские — методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);
б) исторический — метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;
в) функциональный — метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;
г) логический — метод, основанный на использовании:
— анализа — разделения объекта на части;
— синтеза — соединения в единое целое ранее разделенных частей;
— индукции — получения знаний по принципу «от частного к общему»;
— дедукции — получения знаний по принципу «от общего к частному»;
— системности — исследования государственно—правовых явлений как систем;
3) частнонаучные (специальные) методы,
направленные на изучение особенностей предмета познания:
а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;
б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;
в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;
г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:
— статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений;
— моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;
— синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.
Социально-правовой эксперимент
«Правовой эксперимент – это научно поставленный опыт, наблюдение за эффективностью правотворческой и правоприменительной деятельности в условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздать его при повторении этих условий. Выступая в науке как единство познавательной и практической деятельности, правовой эксперимент призван проверить действенность норм права в определенных условиях существования регулируемых общественных отношений».1
Назначение правового эксперимента можно пояснить следующим образом. Данные, получаемые в результате изучения эффективности права, являются основой для его дальнейшего совершенствования. По своему значению эти данные служат важнейшим каналом обратной связи между законодательством и практикой его применения. Задача определения эффективности той или иной правовой нормы может быть решена еще на стадии ее разработки. Для этого нередко прибегают к ее опытной проверке, к постановке правового эксперимента. Его конечная цель заключается в выработке оптимального, наиболее эффективного варианта правового регулирования.
Проведение правового эксперимента предполагает издание компетентными органами экспериментальных правовых норм. Их действие опробуется на экспериментальных объектах. Выделяют следующие признаки экспериментальной нормы: она во всех случаях имеет ограниченную сферу применения, является временной и носит поисковый характер.
Применение правового эксперимента имеет определенные границы. Так, ни при каких условиях не могут быть допущены эксперименты, ограничивающие конституционные права и свободы граждан, попадающих в сферу опыта, отрицательно влияющие на их материальные, духовные и иные интересы.
1.2. Значение и роль правового эксперимента
«Эксперимент в науке выступает как единство познавательной и практической деятельности. Роль эксперимента как одной из форм научной практики возрастает в условиях превращения науки в производительную силу общества. Это справедливо не только для естественнонаучных, но и для правовых экспериментов. Последние используются в законодательной практике для выработки научно обоснованных правовых норм».2
В области права эксперимент все чаще выступает компонентом нормотворческого процесса. Так, разработка концепций новых нормативных актов невозможна без их всесторонней и серьезной экспериментальной проверки. Однако на практике нередко предложения по новым законам даются учеными без должного обоснования. Необходимо использовать имеющиеся в юридической науке широкие возможности для проведения экспериментов по повышению эффективности правотворческой деятельности.
«Важной задачей юридической науки является поиск путей наиболее эффективного регулирования общественных отношений, внедрения их в практику правотворчества, правоприменительную деятельность органов государства. В разрешении проблемы совершенствования механизма правового регулирования наука и практика используют различные средства и методы, среди которых определенное значение имеет правовой эксперимент». 3
Пик интереса к законодательному экспериментированию пришелся в нашей стране на вторую половину 80-х годов и был связан с проведением так называемого широкомасштабного экономического эксперимента по расширению самостоятельности промышленных предприятий и серии иных экспериментов в народном хозяйстве. Однако последующие события в стране явно снизили внимание к этой проблематике. Между тем именно сейчас, когда от псевдоноваций широкомаштабного эксперимента законодатель перешел к реальному обновлению общественных отношений, законодательное экспериментирование должно было бы стать важным средством прогнозирования эффективности принимаемых правовых решений и отладки механизма реализации предлагаемых нововведений. Пока что, к сожалению, этого не происходит. Отчасти из-за отсутствия времени и средств, необходимых для такой работы, отчасти из-за недооценки законодателем значения проблемы социальной адаптации законов и роли эксперимента в ее решении.
Среди ученых зарубежных стран, занимающихся проблемами экспериментирования в правовой сфере, следует выделить следующих исследователей: Е. Боринг, Ф. Бьютель. Ф. Бэкон, Д. Вааль, П. Велчев, В. Вундт, Г. Галилей, А. Гринвуд, Г. Динглер, В. Зибель, Р. Кёниг, В. Кнапп, Д. Кэмпбелл, П. Лаплас, Э. Мах, Дж. Милль, Я. Морено, Э. Мэйо, X. Партей, Л. Торндайк, Р. Фишер, Ф. Чэпин.
Не получили должной разработки проблемы структуры правового эксперимента и его функций, пределов его возможного проведения, особых юридических гарантий для тех, кто попадает в сферу действия эксперимента; не разработаны четкие критерии, определяющие, в каких случаях проведение экспериментов является полезным или даже необходимым. Отсутствуют общие нормативные акты, регламентирующие порядок организации, и проведения социально-правовых экспериментов, четкие рекомендации и методики, обеспечивающие научную их организацию, объективную экспертизу результатов и подведение итогов. До сих пор достаточно не исследованы особенности правовых экспериментов, обусловленные предметом и методом различных отраслей права.
Если подытожить, значение правового эксперимента заключается в следующем:
а) правовой эксперимент является важнейшим средством проверки той или иной научной теории, выступая вместе с тем критерием установления объективной истины в области государственно-правовых явлений;
б) выводы, полученные в результате эксперимента, представляют научный интерес в познании закономерностей развития правовых отношений, совершенствовании и укреплении общественного правопорядка, в познании пределов и способов сознательного воздействия людей на ход объективно развивающихся процессов;
в) правовой эксперимент имеет значительные преимущества перед другими методами конкретно-социологического (и социального) исследования;
Быстрый поиск по Банку Рефератов:
| Описание работы | Похожие работы
Смотрите также: Классификации видов эксперимента (Контрольная, 2006) и Развитие гражданского общества в свете идей правовой государственности (Курсовая, 2008)
г) правильно поставленный и продуманный эксперимент имеет большое воспитательное воздействие;
д) особенно велика роль правового эксперимента в нормотворческой деятельности;
ж) в плане глубокой связи теоретических исследований с практикой, своевременного внедрения предложений и рекомендаций ученых в практику правовой эксперимент является тем узелком, который объединяет усилия ученых-теоретиков и специалистов-практиков. Активная разработка вопросов, связанных с экспериментом, всегда служит дальнейшему развитию юридической науки.
Глава 2. Конкретные примеры правового эксперимента в российской практике
В качестве конкретного примера правового эксперимента можно привести случай из пермской правовой практики, где метод правового эксперимента использовался в целях совершенствования законодательства о комплексной реабилитации инвалидов.
Для начала необходимо пояснить, что правовой эксперимент в сфере комплексной реабилитации инвалидов характеризуется некоторыми особенностями. Так, учитывая, что развитие института комплексной реабилитации инвалидов имеет высокую динамичность, научно-исследовательские и нормотворческие органы должны были быть максимально мобильны в выборе оптимального варианта правового регулирования вида и содержания комплексной реабилитации инвалидов с целью обеспечения эффективности законодательства. Если действие того или иного нормативного акта неэффективно или малоэффективно, ставился вопрос о его изменении или издании новых нормативных актов. Естественно, в «готовом» виде научно обоснованный вариант правового регулирования обычно отсутствует, его необходимо определить на основе эксперимента, опыта, который должен стать важным средством прогнозирования эффективности принимаемых правовых решений и отладки механизма предлагаемых нововведений.
Основной целью данного эксперимента, проведенного Министерством социального развития Пермского края, являлось определение эффективности действующего законодательства в сфере комплексной реабилитации инвалидов, а также определение возможных направлений его совершенствования путем выявления потребностей инвалидов трудоспособного возраста в различных видах комплексной реабилитации.
Анализ результатов, полученных в ходе проведения правового эксперимента в сфере реабилитации инвалидов, показал следующее. Действующее законодательство закрепило все виды комплексной реабилитации инвалидов, в которых имеется потребность у граждан с ограниченными возможностями на сегодняшний день. Вместе с тем, существующие направления осуществления реабилитационных мероприятий не обеспечивают должным образом удовлетворение потребностей инвалидов. В связи с этим необходима корректировка действующего законодательства, направленная на расширение основных направлений отдельных видов комплексной реабилитации инвалидов. До принятия Федерального закона «О комплексной реабилитации инвалидов в РФ» после анализа результатов эксперимента было решено предложить внести изменения в ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» дополнив социальный вид реабилитации новыми направлениями: информационная реабилитация; оказание юридической помощи инвалиду и его семье. А также расширить Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, дополнив раздел «Технические средства реабилитации» следующими наименованиями: спецавтотранспорт, приспособления для ведения домашнего хозяйства, функциональные кровати, тренажеры, подъемники, очки.
Кроме того, анализ результатов эксперимента продемонстрировал, что было бы целесообразным ввести дифференцированный характер реабилитационных мероприятий в зависимости от тяжести инвалидности и вызвавших ее причин, поскольку, как показал правовой эксперимент, основным критерием нуждаемости в тех или иных направлениях реабилитации (наряду, пожалуй, с причиной инвалидности) является тяжесть инвалидности.
Интересный правовой эксперимент стартовал в Иркутской области: с 1 января 2006 года в четырех городах Иркутской области начали действовать Государственные юридические бюро по оказанию бесплатной помощи.6 Это города Иркутск, Черемхово, Усть-Кут и Нижнеудинск. Сотрудники бюро будут давать бесплатные консультации малоимущим гражданам по правовым вопросам в устной и письменной форме, участвовать в качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, а также представлять интересы граждан в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.
Правовой эксперимент может касаться и самого устройства правящей структуры. Так, например, в Псковской области был запущен правовой эксперимент по отработке норм и принципов организации местного самоуправления.
Напомним, что в соответствии с признанной классификацией субъектов Российской Федерации, по принципам территориальной организации местного самоуправления, Псковская область относится к группе регионов в которой преобладающей является система территориальной организации, где муниципальными образованиями являются районы и города регионального значения, но с отдельными исключениями, когда местное самоуправление осуществляется в границах группы населенных пунктов составляющих волость. Таким образом, на территории области местное самоуправление осуществляется в 28 муниципальных образований, из них: 24 организованы в границах районов, 2 городских: Псков и Великие Луки и 2 сельских, расположенных в границах Кулейской и Крупской волостей Печорского района, возникших в результате проходившего в течении двух лет с 1995 года государственно-правового эксперимента в Пыталовском и Печорском районах области.
Для апробации возможных моделей организации местного самоуправления в рамках существующего законодательства в различных регионах России по инициативе Министерства по делам Федерации и национальностей РФ (Миннац) был проведен государственно-правовой эксперимент по отработке норм и принципов организации местного самоуправления сроком на 2 года. Администрация Псковской области и Псковское областное Собрание депутатов совместным постановлением поддержали инициативу Пыталовского и Печорского районов об участии в государственно-правовом эксперименте.
Программа проведения государственно-правового эксперимента в Пыталовском районе Псковской области получила одобрение на сходах жителей района и затем были проведены выборы органов местного самоуправления по утвержденной схеме. В данном случае отрабатывалась организация местного самоуправления на уровне района.
В Печорском районе предполагалась отработка волостной схемы местного самоуправления в границах территории муниципального образования “Печорский район”. В начале предполагалось, что 7 волостей (бывших сельских советов) и г. Печоры станут муниципальными образованиями, а на уровне района будет осуществляться государственная власть. Однако на первом этапе были созданы только 2 муниципальных образования на уровне волостей (Кулейская и Круппская волости) при оказании им поддержки в осуществлении местного самоуправления со стороны Печорского района. После завершения эксперимента органы местного самоуправления и население Кулейской и Круппской волостей не ставили вопроса о ликвидации данных муниципальных образований. В последствии внесены изменения в областной закон “О местном самоуправлении в Псковской области”, которые позволяют, не отказываясь от идеи волостного самоуправления сохранять целостность района, как исторически сложившейся территориальной единицы.
Вместе с тем, присутствует целый ряд обстоятельств, присущих Псковской области и связанных с особенностями социально-экономического и демографического характера. К числу основных таких особенностей следует отнести характер расселения жителей области по территории области. Это обстоятельство выражается в том, что на территориях районов основная численность населения проживает либо в административных центрах, либо в сельской местности по хуторному принципу расселения. На территории Псковской области составляющей 55 тыс. кв.км. проживает 747 тыс. жителей в границах 8385 населенных пунктов.
Определение территориальной основы вновь образуемых сельских поселений проводилось с учетом регрессивного характера демографической ситуации на территории области. Псковская область имеет значительную долю пожилого населения, что предопределяет ее как регион с большой долей естественной убыли населения. Так за период с 1999 года по 2003 годы численность населения области сократилась на 54,4 тыс.человек или на 5,6 %. Наибольшее изменение численности населения произошло в 5 районах: Островском, Невельском, Порховском, Опочецком, Бежаницком и г.Пскове. По данным «Центра стратегических разработок «Северо-Запад», в рамках исследования пространственного развития и системы расселения Северо-Запада России, Псковская область имеет отрицательные расчетные данные по демографическому потенциалу.
Адвокатский эксперимент
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории. Эксперименты могут значительно различаться по целям и масштабам, как правило полагаются на повторяемую процедуру и логический анализ результатов.
Возможны различные варианты, виды и цели эксперимента. Но можно сказать точно, что это научный метод исследования, получения сведений, информации.
Вашему вниманию представляется адвокатский эксперимент. О нем, написали тут, видео тут. Нужно раскрыть карты.
Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.
Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.
Из целей адвокатской деятельности в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», значится, защита прав и свобод доверителей, обеспечение доступа к правосудию.
Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
Первая и, пожалуй, главная обязанность адвоката – это честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами.
О произошедшем в Чертановском суде, мне стало известно от своих доверителей, которые проявили беспокойство за свою безопасность в период пребывания в Чертановском районном суде г. Москвы.
Как мы видим, адвокат может заниматься научной деятельностью, соответственно проводить социально-правовые эксперименты, касающиеся и напрямую связанные с защитой прав свобод, здоровья граждан, в целях получения результатов о том, насколько безопасен и эффективен доступ граждан к правосудию, в том числе.
Чертановский районный суд г. Москвы находится неподалеку от моего дома. Мне известно о его работе, организации системы правосудия и охраны правопорядка в нем.
В августе 2019 года, я столкнулся с нарушением закона со стороны судебных приставов Чертановского отдела судебных приставов, который осуществляет охрану граждан и порядка в здании суда.
С целью проверки действий должностных лиц, службы судебных приставов Чертановского ОСП мною подано заявление в Следственный Комитет Российской Федерации, а именно в СК России ГСУ СК России по г. Москве по Следственное Управление по Южному АО г. Москвы, которое передано для рассмотрения в Чертановский межрайонный следственный отдел г. Москвы (приложение 1).
Кроме того, обращение подано на имя председателя Чертановского суда г. Москвы, а также на имя начальника Чертановского отдела судебных приставов.
Из Чертановского МРСО г. Москвы, обращение перенаправлено в УФССП по г. Москве для проведения проверки обращения (приложение 2).
Следует подчеркнуть, что положения ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса, не предусматривают право перенаправления сообщения о преступлении для проведения проверки в иной орган, в том числе в УФССП по г. Москве.
В Управлении Федеральной Службы судебных приставов по г. Москве обращение было рассмотрено отделом противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны УФССП России по г. Москве. В ходе рассмотрения обращения доводы о противоправных действиях должностных лиц своего подтверждения не нашли. Ответ был получен в конце января этого года (приложение 3).
Исполняющий обязанности председателя Чертановского районного суда ответил, что «в случае несогласия с действиями судебного пристава, Вы вправе обжаловать их вышестоящему должностному лицу или обратиться в суд с заявлением, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ» (приложение 4).
Предоставить видео с камер наблюдения, установленных в судебном заседании, отказались (приложение 5).
Заместитель Чертановского ОСП сообщил, что проверка проведена и судебным приставом по ОУПДС Чертановского ОСП УФССП России по г. Москве. Указано, что при обращении с посетителями, участниками судебного процесса свои требования они сообщали в ясных, понятных выражениях, не допускающих двусмысленностей, руководствуясь нормативно-правовыми актами Российской Федерации (приложение 6,7,8).
Тема 11. Основные методы юридической науки
© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.
Материалы по предмету
§ 1. Этапы становления методологии юридической науки. Методы научного познания
Становление методологии юридической науки исторически обусловлено развитием практической деятельности общества, накоплением им опыта правовой жизни в различных сферах жизни и как результат — развитием общественного сознания, его правового способа мышления. История представлений о праве, его осмысления, толкования и познания прошла примерно тот же путь, что и история науки как система знаний в целом. В ней, как правило, выделяют следующие этапы: философско-практический, теоретико-эмпирический и рефлексивно-практический. Первый период охватывает правовую мысль древности, Средних веков и значительную часть Нового времени, тогда как второй и третий периоды в основном приходятся на конец XVIII и XX век.
В целом, эволюционное (постепенное) развитие права, совершенствование правовой деятельности, правотворчества и юридической техники, а вместе с тем критического осмысления созданного и функционирующего права ознаменовалось появлением особого вида социальной деятельности — научно-доктринального, направленного на познание общих закономерностей правовой жизни и эволюции права. Это обстоятельство в свою очередь дало непосредственный импульс к появлению основ методологии юридической науки как раздела юридического знания, занимающегося разработкой и применением тех или иных способов исследования права и правовой действительности.
Под методом традиционно понимают путь к цели, дорогу к познанию. По отношению к познанию его употребляют в смысле «путь к знанию», «путь к истине». Понятие «метод» определяется как способ действий, вид приемов и операций, направляющих познание. Такой способ всегда отражает свойства объекта и субъективные возможности исследователя.
Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространенное основание классификации – степень общности. В юридической науке также принято подразделять методы на четыре уровня: философский (мировоззренческий), общенаучный (для всех наук), частнонаучный (для некоторых наук) и специальный (для отдельных наук).
Особое значение для юридической науки имеют формально-логические и общенаучные методы научного познания.
Среди общелогических методов познания выделяют методы формальной логики:
Общенаучные методы — это те приемы и операции, которые выработаны усилиями всех или больших групп наук и которые применяются для решения общих познавательных задач. Эти методы разделяются на методы-подходы и методы-приемы. К первой группе относятся субстратный (содержательный), структурный, функциональный и системный подходы. Эти подходы ориентируют исследователя на соответствующий аспект рассмотрения изучаемого объекта.
Именно с помощью этой группы методов осуществляется основной процесс научной познавательной деятельности — это исследование свойств и качеств изучаемого объекта познания.
На уровне общенаучного познания используются также традиционные методы познания реальности: системный метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод историзма, функциональный, герменевтический, синергетический и др. Они не охватывают всего научного познания, как философские методы, а применяются лишь на отдельных его стадиях.
В этой группе методы делятся на эмпирические и теоретические. Универсальным эмпирическим методом является наблюдение, под которым понимается целенаправленное чувственное восприятие фактов действительности. Данному методу свойственна относительная ограниченность и пассивность. Эти недостатки преодолеваются при применении другого эмпирического метода. Эксперимент – метод, при котором по воле исследователя формируется как объект познания, так и условия его функционирования. Этот метод позволяет воспроизводить процессы необходимое число раз.
Согласно историческому методу познания к государству и праву надо подходить как изменяющейся во времени и пространстве социальной действительности. Если, к примеру, в марксизме при объяснении причин развития общества и государства, права приоритет отдается экономике (базису), то в идеализме – идеям, сознанию и мировоззрению.
Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их существования как целостных систем, состоящих из взаимодействующих элементов. Чаще всего государство рассматривается в виде совокупности таких составных частей, как народ, власть и территория, а право — как система права, состоящая из сфер, отраслей, институтов и норм права.
С системным методом тесно связан структурно-функциональный метод, который заключается в познании функций государства и права, их составных элементов (функции государства, функции права, функции юридической ответственности и т. д.).
В юридической науке есть ряд положений, категорий, конструкций и направлений (научных школ), которые являются догмой, т. е. общепринятыми и признанными для всех юристов и правоведов. Например, такие понятия и юридические конструкции, как система права, норма права, система законодательства, форма права, источник права, действие права, форма реализации права, механизм правового регулирования, право в объективном смысле, право в субъективном смысле, правоотношение, субъективные юридические права и обязанности и т. д., являются общепринятыми и интерпретируются для всех, в основном, одинаково.
Юридико-догматический (формально-догматический) подход позволяет рассматривать право как социокультурный феномен и понимать как систему фундаментальных правовых установлений, правил и конструкций, средств и методов правового регулирования, форм и концептов юридической деятельности и т. п., формирующиеся в процессе исторического развития права и воплощающиеся в конкретных правовых системах, которые устанавливаются государством.
Герменевтический метод, используемый в правовых науках, исходит из того, что право, правовые акты, норма права есть феномены особого мировоззрения. Поэтому они нуждаются в истолковании своей «жизненной целостности» на основе «внутреннего опыта» человека, его непосредственного восприятия и интуиции. Всякую эпоху можно понять только с точки зрения ее собственной логики. Юристу, чтобы понять смысл закона, действовавшего в далеком прошлом, недостаточно знать его текст. Он должен уяснить, какое содержание вкладывалось в соответствующие понятия именно в ту эпоху.
Синергетический метод представляет собой взгляд на явления как на самоорганизующиеся системы. Из созидательного потенциала хаоса появляется новая реальность, новый порядок. В правовой науке синергетика рассматривает государство и право как случайные и нелинейные, т. е. конкретно-исторические и вариативные социальные явления. Государство и право постоянно изменяются, так как обусловлены множеством различных причин, факторов и вариантов возможной событийности.
Общенаучные методы определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки. Поэтому наряду с ними используются частнонаучные методы, которые позволяют получить конкретное знание по вопросам государства и права. Это методы конкретно-социологических исследований, математический, кибернетический, сравнительно-правовой и т. д.
Метод конкретно-социологических исследований предполагает сбор, анализ и обработку правовой информации (официальных документов, материалов практики правоохранительных органов, материалов анкетирования, опроса и интервьюирования). Он направлен на установление социальной обусловленности права и правовых норм, выявление необходимости права в обществе и эффективности правового регулирования.
Математический метод основан на анализе количественных показателей, которые отражают состояние и динамику изменения того или иного социально-правового явления (например, уровень преступности, информированности общества об основных нормативных правовых актах
и т. д.). Он включает наблюдение за социально-правовыми явлениями, количественную обработку данных, их анализ и применяется в процессе изучения явлений, характеризующихся массовостью, повторяемостью и масштабностью.
Метод моделирования – это мысленное создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция ими в предполагаемых условиях. Этот метод направлен на поиски оптимальных вариантов решения конкретных проблем.
Метод социально-правового эксперимента заключается в создании эксперимента с использованием правовых и государственных явлений. Например, внедрение института суда присяжных, правовых актов или отдельных правовых норм и проверке их действия в конкретных, реальных социальных условиях.
Кибернетический метод – это способ, связанный с использованием понятий («вход-выход», «информация», «управление», «обратная связь») и технических средств электроники и компьютерных технологий. Этот метод используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска и передачи правовой информации.
Специальные методы позволяют детализировать знание о правовых и государственных явлениях. К числу специально-научных методов следует отнести и такие способы, которые позволяют вырабатывать новые знания о праве и государстве (например, толкование правовых текстов и норм). Методология толкования представляет собой отдельное направление юридического знания и понимается как учение о толковании или как иногда говорят — герменевтика.
Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – искусство толкования текстов (классической древности, религиозных памятников и т. п.), учение о принципах их интерпретации.
Юридическая наука в своем непрерывном развитии находится в постоянном взаимодействии с различными отраслями гуманитарного знания. Современная юридическая герменевтика как направление современного правоведения активно разрабатывает вопросы интерпретации, проблемы теории языка права, в том числе и в связи с фундаментальными проблемами понимания смысла юридических текстов. Она исследует практику истолкования разнообразных правовых смыслов, содержащихся в официальных письменных документах и устной речи, в знаках и символах, в суждениях юристов по поводу правовых ситуаций. Необходимо отметить, что герменевтический подход к изучению и интерпретации правозначимых текстов представляет собой правовое направление в сфере гуманитарного знания.
До недавнего времени юридические исследования, как правило, ограничивались формально-логическими операциями, призванными произвести максимально глубокий анализ правового материала для его практического использования в процессе реализации того или иного закона. Обоснованием такого подхода служило общее убеждение в исконном предназначении юриспруденции отвечать требованиям юридической практики и процесса обучения и повышения квалификации юристов-профессионалов.
На протяжении многих веков предпринимались многочисленные попытки интерпретации правовых текстов, имеющих знаково-символическую природу. Необходимость толкования этих текстов вызвана следующими причинами:
Предназначение современной юридической герменевтики заключается, в конце концов, в поиске и реализации смысла правового текста, изучении проблем множественности смыслов и толкования. В современных условиях форма права не может выступать иначе как знаковая форма, источником и воплощением которой служит язык. Правовое регулирование и его элементы выступают как идеальные объекты, внешняя форма выражения общественного сознания, которая подлежит уяснению и применению.
Обозначенные методы, как правило, используются не порознь, а в тех или иных сочетаниях. Выбор методов исследования связан с различными причинами. Прежде всего, он обусловлен характером изучаемой проблемы, объектом исследования. К примеру, при изучении особенностей конкретного государства, организующего социальную жизнь в данном обществе, можно использовать системный или структурно-функциональный метод. Это позволит исследователю понять, что лежит в основе жизнедеятельности данного общества, какие органы осуществляют управление им, по каким направлениям, кто осуществляет его и т. д.
Выбор методов находится в непосредственной зависимости от мировоззренческой и теоретической позиции исследователя. Так, правовед-идеолог при исследовании сущности государства и общества, их развития, скорее всего, будет акцентировать внимание на движущих факторах их эволюции, позитивных идеях созидательной деятельности общества, а правовед-социолог – будет анализировать эффективность влияния тех или иных идей, норм и правовых актов на развитие государства и общественного сознания.
§ 2. Диалектические принципы научного познания в правоведении
В науке существует несколько теорий, описывающих развитие различных систем. Наиболее применимой к разнообразным изменениям окружающего мира считается диалектика. В Древней Греции это понятие обозначало спор, столкновение противоположных взглядов, противоречие. Позже этим понятием стали обозначать противоречивый характер отношений не только в полемике, но и во всей природе, а также в общественном (правовом) развитии. Целостную диалектическую концепцию развития разработал немецкий философ XIX в. Г. Гегель. В настоящее время под диалектикой подразумевают теорию развития сознания (мышления), которая основывается на противоречивом характере всевозможных изменений. Это направление философского знания называется объективным идеализмом.
Содержанием научных теорий выступают ее принципы и законы. Принципами называют основополагающие идеи, определяющие активность человека практическую или духовную, например, в построение какой-то системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают принцип всеобщей связи и принцип развития во всех формах бытия. Первый принцип подразумевает, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый человек связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими Галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных линиями (связями), то увидим, что каждый человек стоит в связке со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле. Смысл второго принципа был рассмотрен выше.
Особое значение имеет понятие «закон». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют и другие законы.
Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.
Связи между различными явлениями в природе носят объективный характер. Не зависимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые связи называют законы реальности.
Если человек силой своего разума проникает в суть протекающих процессов, если ему удается открыть причины тех или иных событий, условия осуществления тех или иных связей, то эти знания формулируются как законы науки. Это субъективное описание природных связей человеком. Совершенно очевидно, что законы науки описывают природные связи приблизительно, ведь человек всего не знает. Только в исключительных случаях законы науки точно соответствуют законам природы. Поэтому люди часто терпят неудачу, когда слишком полагаются на свои знания, даже, если считают их научными.
Для того чтобы в обществе сохранялся хоть какой-нибудь порядок, в нем приходится устанавливать правила отношений и связей между людьми. Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные правила поведения, регулирующие многообразные общественные отношения в различных сферах жезнедеятельности. В этом смысле юридические законы – это предписываемые людям связи с другими объектами.
В последующем изложении подразумевается философский смысл понятия «закон», который относится ко всем формам бытия, а не только к правовым отношениям. В диалектике как теории развития сформулированы три закона: «закон единства и борьбы противоположностей», «закон взаимного перехода количественных и качественных изменений», «закон отрицание отрицания».
Первый закон: единства и борьбы противоположностей.
Формула его в следующем: в сущности каждой вещи имеются противоположные стороны (свойства), находящиеся в состоянии единства и борьбы; борьба противоположностей ведет к все более острому противоречию и заканчивается исчезновением старого и возникновением нового состояния вещи.
Важнейшие понятия закона: тождество – одинаковость, совпадение, равенство; различие – неодинаковость, несовпадение, неравенство; противоположность – крайняя степень различия. Согласно данному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Это справедливо для всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит в себе элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.
Единство противоположностей состоит в следующем:
Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например, знание и незнание отдельного человека – что-то запоминается, но что-то и забывается. Противоречие – кульминация борьбы противоположностей. Уход из этой кипящей точки, конец борьбы и есть развитие. Например, студенту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, с другой – знаний нет (или мало). Это противоречие можно решить двумя путями:
Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, свойств, зависимостей развиваются все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека противоречия с самим собой и окружающими людьми есть не болезнь, а естественное состояние. Цивилизованные отношения в обществе предполагают внимательность к этим противоречиям, прогнозированию их последствий, умения управлять собой.
Второй закон: взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Формула его заключается в следующем: развитие вещи происходит путем количественных изменений, которые, накапливаясь, превышают определенную критическую меру и вызывают качественные изменения, а они в свою очередь, порождают новые возможности количественных изменений.
Основные понятия и характеристики данного закона таковы:
исходным понятием данного закона служит понятие «свойство». Это понятие обозначает наличие и характер изменчивости объекта, которые проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств:
Таким образом, через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира. Если люди хотят добиться качественных изменений в общественном устройстве, технике или формировании собственных свойств, то нет другого пути, как соответствующие количественные изменения, т. е. постепенное изменение культуры общества, накопление научных знаний, личная тренировка и упорный труд. А для достижения высоких количественных показателей в любой сфере жизни общества нужно сначала выйти на определенный качественный уровень развития. Например, хочешь быстро бегать – научись сначала ходить; хочешь накопить научные знания – научись сначала читать и писать. Развитие – это выход на новый качественный уровень, иначе – это не развитие, а просто количественное изменение свойств объекта.
Третий закон: отрицание отрицания.
Формула его заключается в следующем: развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового новейшим, в результате чего развитие сочетает в себе преемственный и циклический характер.
Категория «отрицание» выражает определенный тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, неизбежно достигает стадии отрицания, т. е. становится качественно иным. Полное отрицание – это смена качества на противоречащее. Цепь отрицания старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. Отрицание может выступать в виде простого уничтожения объекта. Тогда о развитии говорить уже не приходится.
Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны. При этом сохраняются другие свойства, те, что определяют существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства, что в итоге и определяет качественный скачок.
Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление, превращается в свое отрицание, но потом опять происходит отрицание; в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если нет развития, то изменение идет по кругу. При наличии развития к похожему состоянию объект возвращается на другом уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали.
Таким образом, данный закон демонстрирует связь старого и нового в развитии, их борьбу и взаимное превращение. Всякое возникающее новое рано или поздно стареет и исчезает. Людям, если они заинтересованы в развитии каких-либо систем, в том числе себя, никуда не деться от отказа (отрицания) от каких-то старых свойств, связей, состояний и приобретении прямо противоположных, новых свойств, связей, состояний. Старое – это разрушающиеся элементы и связи, они влекут разрушение всей системы, снижение ее функциональных возможностей. Новое – это совершенствующиеся элементы и связи, они совершенствуют систему в целом, увеличивают ее функциональные возможности.
Законы диалектического развития обладают специфичностью и не сводятся друг к другу, но они и не разделены непроходимой стеной. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга в описании развития. Развитие есть разрешение противоречий, оно же есть смена качественного состояния, оно же есть диалектическое отрицание старого новым.
Рассмотрим проявление данных законов как смену этапов развития политико-правовой сферы общества.
Государственно-правовая сфера представляет собой совокупность отношений социальных субъектов, которые призваны обеспечить им коллективную устойчивость и управляемость на основе права как социального регулятора поведения. В первобытном обществе устойчивость и управляемость обеспечивалась коллективным властным контролем за соблюдением обычаев и традиций, предписаний и табу (запреты, основанные на страхе перед возмездием какого-нибудь божества). На следующем этапе функция обеспечения целостности закрепляется за постоянными правителями (вождями). Следующим шагом в развитии политической сферы является появление государства как специальной организации, обеспечивающей безопасность общества и права как официально установленной системы взаимоотношений, нарушение которой влечет принудительное наказание со стороны государства. Диалектическим возвратом к коллективному участию в обеспечении единства и жизнеспособности общества является развитие организаций гражданского общества, стремящихся к участию в управлении общественными процессами. К ним относятся институты культуры, науки, политические партии, корпорации и т. д.