Эмпатия как профессионально-важное качество личности педагога
Педагогические науки
Похожие материалы
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют сопереживания партнеру по общению и прежде всего в обучении и воспитании.
Эмпатия является специальной формой психического воздействия и играет важную роль в осознании человеком окружающей среды. В то же время эмпатию считают профессионально-важным качеством специалистов психолого-педагогической сферы.
Понятие эмпатия в психологию был введен Э.Титченерым.
В психологическом словаре, эмпатия характеризуется, как осознание эмоционального состояния и вникания в переживания другого человека.
В целом эмпатия есть социально-психологическая особенность личности. В её структуру входят совокупность социально-психологических способностей. К таким способностям относятся: способность эмоциональной реакции к переживаниям другого человека, способность осознавать эмоциональное состояние другого человека и мысленная трансформация себя к чувствам других, облегчение боли других, способность к использованию методов взаимоотношения с другими.
Формы эмпатии можно выделить по нескольким критериям:
А.П.Сопиков выделил три разновидности эмпатии:
В.В.Бойко выделил: рациональную, эмоциональную и интуитивную эмпатию.
Современным подходам к проблеме эмпатии характерны следующие положения:
В гумaнистической псиxoлoгии, эмпaтия рассматривается, как основа позитивных проявлений межличностных отношений. Основоположник гумaнистической псиxoлoгии Кaрл Рoджeрс, характеризовал эмпaтию, как: “полное восприятия внутреннего мира другого человека как он сам (“если я…”) ”.
Способность к эмпатии проявляется в ранних этапах онтогенеза, например, новорожденный ребенок может плакать в ответ к плачу своего «соседа». Это есть ранняя недифференцированная форма эмпaтии. Но, вопрос о наследственности или проибретенности эмпaтивных реакций остается открытым. Однако, нельзя отрицать факт о проявлении эмпативности в ранних этапах онтогенеза. Исследования показывают, что благоприятные условия, положительно влияют на формирование способности к эмпатии. Например, если взаимоотношения между родителями и детьми являются положительными, то у ребенка воспитанного в таких условиях эмпативность развивается легче, чем у детей воспитанных в противоположных условиях.
С целью выявления уровня сформированности эмпатии у будущих педагогов была использована методика И.М.Юсупова для диагностики экспрессивности эмпатии. С помощью методики, можно определить шесть направлений эмпатии: эмпатия к родителям, эмпатия к животным, эмпатия к людям пожилого возраста, эмпатия к детям, эмпатия к героям художественного произведения, эмпатия к малознакомым и незнакомым людям.
Результаты исследования показывают, что существует положительное корреляционная взаимосвязь между эмпатией к родителям и другими видами эмпатии (r=0.451, p
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Человеческий ресурс не обезличенное понятие, и HR-специалисту, как ни крути, приходится работать с конкретными людьми, взаимодействовать с ними, пытаться понять их мотивы, причины тех или иных действий, находить общий язык. При этом, «проникая во внутренний мир» коллег, важно самому не стать жертвой манипуляций.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему с одним человеком вам легко общаться, вы ведете себя непринужденно, открыто, а с другим — вы как будто скованы и мечтаете поскорее закончить беседу?
Возможно, и не задумывались.
Просто чисто интуитивно нас притягивает собеседник, который внимательно слушает нас, понимает наши эмоции и чувства, не дает никаких оценок нашим поступкам, не мучает советами «из собственной жизни», уважает наше мнение (даже если не согласен с ним)… Тогда появляется удивительное чувство единения, ощущения, что вы оба — на одной волне.
Что же это за волшебство общения? В чем оно заключается? Можно ли ему научиться? И возможно ли использовать не только в повседневной жизни, а и в бизнесе тоже?
Наверняка вы испытывали сострадание, расположение, жалость, сопереживание, сочувствие, симпатию и пр. — их все и не перечислить.
Сегодня мы поговорим об эмпатии.
Считается, что понятие «эмпатия» произошло от греческого pathos — сильное и глубокое чувство, близкое к состраданию, с префиксом em, означающим направление внутрь.
Проявлять эмпатию к своему собеседнику означает воспринимать внутренний мир другого, но без потери связи с собой. Это значит, что вы должны сохранить способность вернуться в собственный мир переживаний. Если оттенок «как будто это со мной» (ключевая часть — «как будто») исчезает, то вместо эмпатии возникает идентификация с эмоциональным состоянием собеседника, вы заражаетесь его эмоциями и переживаниями в такой же степени, как и он. Эмпатия не означает «поставить себя на место собеседника», это не копирование его чувств. Эмпатия — это попытка взглянуть на вещи глазами собеседника. Еще один очень важный момент: можно испытывать эмпатию, даже в корне не соглашаясь с точкой зрения собеседника. Т. е. вы способны на глубокое понимание чувств того, с кем вы говорите, вы отличаете собственные эмоции от тех, что возникли в ответ на эмоции «второй стороны» в разговоре.
Многие из вас наверняка слышали о психологе Карле Роджерсе, основателе клиентоцентрированной психологии. Он определяет эмпатию так: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: «как будто это я радуюсь или огорчаюсь».
Эмпатия — не формальная логика и не оценочная реакция.
Обращали ли вы внимание на интересный эффект — когда собеседник очень интересен вам, вы искренне интересуетесь им, не замечаете, как летит время за беседой. Почему так происходит? Потому что вы стараетесь понять, предвосхитить индивидуальные особенности того, с кем ведете разговор. И тогда эмпатия становится ценнейшим инструментом познания человеческой индивидуальности, а не просто способностью демонстрировать соучастие и сопереживание.
Зачем же нам необходима эмпатия? Возможно, затем что она способствует эффективной коммуникации между нами, помогает разобраться в сложных ситуациях, спрогнозировать выбор и действия людей, создает ощущение психологического комфорта.
Сотрудники HR-подразделений в своей работе постоянно испытывают необходимость как можно полнее понять собеседника.
Проводим ли мы собеседование с потенциальным кандидатом на вакантную должность, разрешаем конфликтные ситуации, формируем ли систему мотивации, создаем ли проектные команды, «удерживаем» таланты, оптимизируем ли численность персонала и проводим «закрывающее» собеседование при увольнении сотрудников — во всех этих случаях нам жизненно необходимо слушать и слышать наших собеседников.
Для эффективной и результативной работы с персоналом нужно понимать суть истинных мотивов поступков сотрудника, источники его интересов, причины лжи, цели замкнутости.
Если вы когда-либо сталкивались с формированием команды, то подтвердите, что внутри нее (особенно на стадии «шторма») бушуют разнообразные эмоции, которые крайне трудно контролировать и направлять в конструктивное русло. Провести корабль через шторм, образно говоря, — непростая задача для каждого капитана. Тут стоит оговориться. Речь идет не о явлении природы, а о пяти этапах формирования команды: формирование, шторм, нормализация, исполнение и завершение. Если говорить о «шторме» совсем кратко, то можно охарактеризовать его так. Первоначальный оптимизм после стартового рывка уступает место пессимизму, если не испугу, перед стоящими задачами. Чувство разочарования или разногласия в отношении целей, обязанностей в проекте.
И чтобы достичь общего результата, необходимо не только выслушать, но и понять точку зрения каждого члена команды, прийти к общему мнению, при этом избежать столкновения интересов и развала команды.
Если в вашей компании внедрена система мотивации, основанная на индивидуальном подходе, то только через эмпатичное слушание (его еще называют «активным слушанием») вы сможете определить внутренние мотивы каждого сотрудника, а значит, попадете в точку, сделав конкретное мотивационное предложение конкретному уникальному специалисту, эксперту. И, как следствие грамотной проработки системы мотивации, решите проблему удержания ключевых специалистов вашей компании. А в наше время высокой конкуренции последняя задача особенно актуальна: ведь талантливый специалист, эксперт может быть и талантливым управленцем, лидером. Соответственно, когда «хорошие» люди уходят, очень часто уводят за собой и всю свою команду.
Бизнес стирает государственные и национальные границы. Сейчас уже никого не удивишь многонациональным составом персонала компании, как это было 15 лет назад. Межкультурные особенности компании требуют от HR-специалиста особых знаний в сфере отношений (и деловых в том числе) и глубокого понимания тонкостей культуры различных стран и конфессий, представители которых работают в компании. В кросс-культурных компаниях, где HR становится связующим звеном в формировании общей корпоративной культуры, без эмпатии не обойтись.
Если ваша компания практикует наставничество, не забудьте обсудить с наставниками проявление эмпатии при взаимоотношениях «наставник — ученик». Безусловно, прежде чем передать ученика наставнику, вы проведете профессиональное тестирование — анализ его знаний, умений, возможно, даже психологическое, но не забывайте — это всего лишь «техника» HR.
Никакие тесты не заменят «живого» общения. А успешное общение — это понимание целей и задач своего собеседника, мотивов, причин его действий и слов. Только тогда наставник сможет быть эффективным, ведь он точно будет знать как «подтолкнуть» своего ученика к желаемому результату, как правильно «подать» новую профессиональную информацию, как дать обратную связь (чтобы она была мотивирующей на успех).
Считается, что эмпатическое понимание собеседника зависит от богатства собственного жизненного опыта, умения настроиться на одну эмоциональную волну со своим собеседником.
Как научиться эмпатии? Начните с себя. Живите в гармонии с самим собой, будьте позитивны и переносите свой душевный комфорт и позитивные чувства и отношение к жизни на взаимоотношения с окружающими вас друзьями и коллегами, ищите индивидуальные способы взаимодействия, которые помогут раскрыть потенциал (и ваш, и вашего собеседника), найти ресурсы для плодотворного сотрудничества.
Иногда люди склонны путать жалость и эмпатию. И если жалость способна навредить бизнесу, то эмпатия — нет. Эмпатия не предполагает равнодушия. Наоборот, это понимание сложной, трагической (или, наоборот, счастливой) ситуации сотрудника и возможность — при необходимости — ему помочь.
Нестеров А.К. Принципы финансовой грамотности // Энциклопедия Нестеровых
Социальные принципы финансовой грамотности
Каждый человек регулярно принимает финансовые решения в повседневной жизни, которые связаны с использованием личных денежных средств. На результаты таких решений влияет уровень его финансовой грамотности, чем он выше, тем лучше человек распоряжается своими деньгами и тем выше его благосостояние. При этом человек действует не обособленно, так или иначе вступая во взаимодействие с другими людьми, финансовыми институтами, коммерческими организациями, государственными органами.
Социальные принципы финансовой грамотности
Принцип социальной сообразности
При принятии финансовых решений человек должен действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами, учитывать законы и понимать основные социальные процессы.
Принцип культурного развития
Финансовая грамотность означает не только понимание того, что можно делать со своими денежными средствами, но и понимание того, как это делать. Финансово грамотный человек учитывает ценности гражданского общества, понимает финансовую культуру и дисциплину, знает основные нормы деловых расчетов.
При использовании своих денежных средств человек соблюдает баланс между уровнем адаптации к обществу и обособления от него, чтобы минимизировать свои риски в финансовых вопросах. Своя рубашка ближе к телу.
При принятии решений об использовании денежных средств человек всегда рассматривает несколько вариантов конкретного применения денег. Выбор должен быть взвешенным и обоснованным и соотносится с возможностями человека.
Принимая решение об использовании своих денежных средств, человек должен абстрагироваться от внешнего воздействия со стороны любых социальных групп, заинтересованных лиц, связанных или не связанных с принятием данного решения. Все решения об использовании собственных денежных средств человек принимает самостоятельно и берет на себя всю ответственность за их последствия.
Социальные принципы финансовой грамотности позволяют человеку воспринимать себя как часть социума в сфере финансовых отношений.
Психологические принципы финансовой грамотности
На принятие решений, связанных с использованием денежных средств, напрямую влияют особенности личности конкретного человека. Человек может быть склонен к накоплению или, наоборот, к расточительству, действовать осторожно или рискованно. Финансово грамотный человек действует таким образом, чтобы не допускать деструктивного влияния своих психологических особенностей на принимаемые решения в сфере финансовых отношений.
Психологические принципы финансовой грамотности
Данный принцип означает непрерывное повышение собственной финансовой грамотности в разном возрасте с учетом предыдущего опыта.
Решения об использовании денежных средств должны характеризоваться значимым эффектом или результатом, который хочет получить человек.
Означает повышение финансовой культуры взаимоотношений с другими людьми, финансовыми институтами и т.д.
Каждый раз, используя денежные средства, человек рассматривает это как проблемную ситуацию, которая требует решения с производственно-финансовым или социально-значимым содержанием. Деньги используют не просто так, а с определенной целью.
Перед принятием решения нужно все обдумать и определить потенциальную пользу для себя. Данный принцип финансовой грамотности направлен на развитие умения вести себя в соответствии с правовыми нормами и противодействовать асоциальным явлениям.
Психологические принципы финансовой грамотности позволяют человеку действовать рационально и осознанно.
Базовые принципы финансовой грамотности
Данная группа принципов направлена непосредственно на повышение уровня финансовой грамотности, правильное применение способностей и навыков обращения с денежными средствами. Приоритет имеет личная работа человека по развитию своих знаний, навыков и умений использовать и управлять своими денежными средствами.
Базовые принципы финансовой грамотности
Планирование доходов и расходов
Согласно данному принципу, человек должен знать сумму своих ежемесячных доходов, расходов и их структуру.
Благодаря этому человек планирует и ведет личных бюджет или семейный бюджет, формирует серьезное отношение к деньгам, тратам и возможностям рациональной экономии.
Вести записи в блокноте
Создать электронную таблицу
Вести домашнюю бухгалтерию
Рациональное отношение к денежным средствам
Как следует из первого принципа, человеку необходимо жить по средствам, при этом рациональное отношение к денежным средствам предполагает два варианта:
1. Доходы – Расходы = 0 – Это минимум, который нужно обеспечить с самого начала. Затем перейти ко второму варианту.
2. Доходы – Расходы = Остаток – Т.е. обеспечить возможность откладывать на регулярной основе.
Сформировать перечень доходов и расходов
Проанализировать возможности ликвидировать ненужные расходы
Изыскать возможности оптимизировать расходы, от которых невозможно отказаться
Соблюдая предыдущий принцип, необходимо откладывать денежные ежемесячно, чтобы в сумме выходило не менее 10% от суммы своих доходов.
Использовать обычную копилку
Оставлять часть денежных средств на банковской карте
Переводить часть денежных средств на онлайн-вклад в мобильном банке
Не стоит ориентироваться только на один источник дохода.
Нужно сделать так, чтобы денежные средства в личный или семейный бюджет поступали из разных источников. В случае непредвиденных обстоятельств это позволит избежать или снизить потери.
— Доходы от сдачи неиспользуемых активов в аренду
— Проценты по вкладам
— Прибыль от инвестиций
Инвестирование денежных средств
Проанализировать структуру своих расходов, выявить ненужные траты и эту сумму денежных средств вложить в оборот так, чтобы они работали и приносили доход.
Вложение свободных денежных средств в разные краткосрочные финансовые инструменты для формирования «подушки безопасности».
Сформированные крупные сбережения вкладывать в долгосрочные надежные финансовые инструменты.
Избегать непомерных платежей, долгов и ненужных трат
В структуре расходов должны полностью отсутствовать платежи, уплата которых несоразмерна с доходами.
Ненужные траты необходимо не допускать в принципе.
Разумно выбирать приобретаемые товары и услуги сообразно сумме и структуре своих доходов.
Постановка конкретных целей
Конкретизация своих желаний и потребностей в формате целей, которые нужно достигнуть.
Этот принцип стимулирует человека на работу и заставляет раскрыть свой потенциал.
Крупные цели следует разбивать на несколько небольших реальных задач.
5 качеств финансово грамотного человека
От того, насколько человек соблюдает и как реализует принципы финансовой грамотности, зависит уровень его жизни:
Если человек соблюдает принципы финансовой грамотности, то он обладает 5 важными качествами:
Этими качествами обязательно должны обладать люди, чтобы решать финансовые задачи в повседневной жизни.
10 правил финансовой грамотности
Финансово грамотный человек, применяя принципы финансовой грамотности, следует 10 правилам.
1. Тратить меньше, чем сумма заработка – умение ограничивать свои текущие желания и откладывать деньги. Это ключевой навык финансовой грамотности.
Откладывая каждый месяц не менее 10% от суммы своих доходов, вполне можно прожить на оставшиеся 90%. Соблюдение данного правила позволяет создать на основе накопленного капитала пассивные источники дохода, пополнить текущие или долгосрочные резервы, либо скопить денежные средства на дорогостоящую покупку.
2. Базовые потребности имеют безусловный приоритет – это умение отделить важные расходы от нужных. Важные расходы направляются на удовлетворение базовых потребностей.
Например, при выборе между покупкой жилья и машины приоритет имеет квартира.
3. Необходимо полностью исключить спонтанные покупки – это такие траты, которые не были спланированы заранее. Чтобы соблюдать это правило нужно планировать свои расходы.
Вначале составьте свой бюджет: определите сумму своих доходов, затем выделите обязательные платежи (оплата жилья, транспорт, Интернет и т.д.), сумму на продукты питания, а остальные расходы можно разделить на категории. Планировать мелкие покупки по отдельности нет смысла, планируйте сумму расходов по конкретной категории.
Например, все расходы разделены так:
Допустим, сумма расходов на кофе достигла своего предела в 2000 рублей 25 числа текущего месяца. В этом месяце кофе больше не покупается, следующая покупка будет в следующем месяце.
4. Учитывать не только стоимость, но и содержание покупки – это правило финансовой грамотности означает планирование возможных дополнительных расходов или скрытых трат. Всегда нужно планировать бюджет.
Например, давно запланированная покупка мотоцикла повлечет в будущем расходы на бензин, ремонт, парковку, техобслуживание и т.п. Всегда нужно учитывать связанные расходы и траты на содержание конкретной покупки.
5. Создать финансовый резерв – это правило обусловлено непредсказуемостью мира, в котором мы живём.
Кризис, увольнение, внезапная травма, судебный иск от недоброжелателя – всё это может сразу опустошить банковский счет. Всегда нужно иметь резервный фонд на случай непредвиденных событий. Так делает любое государство и большинство предприятий.
6. Следить за тратами – если понаблюдать за своими тратами, то можно выявить определенные закономерности и возможные способы сэкономить.
Можно просто записывать суммы покупок в блокнот или установить приложение в телефон.
7. Научиться экономить – просто осознанно совершайте покупки. Никогда не покупайте первый попавшийся товар, немного изучите предложения от разных производителей и выберите более выгодное.
Простейший пример: выбирая шуруповёрт или электрический чайник, изучите предложения в разных магазинах, характеристики товаров у разных производителей, качество товаров и т.д., проведите небольшой анализ. В результате, будет сделан осознанный выбор на основе изученной информации.
8. Найти пассивный доход – заставьте деньги приносить доход. Со временем финансово грамотный человек должен накопить какой-то капитал, он то и должен стать источником пассивного дохода.
Это правило самое очевидное из всех. Нужно лишь применить свои навыки финансовой грамотности и изыскать возможности для вложения своих денежных средств. Это всё, что угодно, что приносит деньги без вашего прямого участия.
9. Диверсифицировать риски – используйте разные источники доходов, храните денежные средства в разных формах. Так или иначе это правило позволяет сохранить деньги от разных неприятностей.
10. Обеспечить безопасность – это правило касается как наличных денег, так и средств в безналичной форме. Наличным деньгам нужна физическая безопасность, а безналичным – надежный банк и сложные пароли.
Эти 10 правил основаны на рассмотренных принципах финансовой грамотности, соблюдая их, человек действует рационально и объективно при решении повседневных задач в сфере финансов.
Эмпатия простыми словами: что это такое и для чего это вообще нужно
За последние несколько лет интерес к понятию «эмпатия» существенно возрос: если раньше данный термин употреблялся только в научных кругах философами и психологами, сейчас его можно встретить как в художественной и публицистической литературе, так и в повседневном общении. Такой рост его популярности обусловлен тем, что эмпатия играет огромную роль в межличностном общении и представляет особую важность абсолютно для всех людей без исключения.
Однако, несмотря на внедрение данного научного термина в массы, многие люди до сих пор до конца не осознают, что он обозначает на самом деле: подавляющее большинство считает, что эмпатия является синонимом сочувствия, однако это не совсем так.
Дабы развеять это распространенное заблуждение, мы подготовили эту статью, из которой вы узнаете, как возник и развивался термин «эмпатия», какие уровни эмпатии существуют, какие возможности в себе таят высокоразвитые эмпатические способности, как их оценить и улучшить.
Эволюция научных подходов к изучению эмпатии
Феномен эмпатии изучался в течение длительного времени: изначально он рассматривался в рамках философии и имел совсем другое название, затем исследовался в рамках научной психологии, и только спустя долгие годы возник интегративный подход, согласно которому понятие «эмпатия» трактуется по сей день.
Эмпатия как феномен познания
Изначально феномен, который сейчас называется эмпатией, возник в рамках философии. Немецкий философ Теодор Липпс задавался вопросом о том, как можно познать предметы и явления окружающей действительности, в особенности сознание других людей, если мы обладаем только своим собственным сознанием. Он пришел к выводу, что когда мы видим состояние или действие кого-то другого, у нас в сознании возникает своеобразная имитация действительности, которая вызывает ощущения, в результате которых мы начинаем испытывать эмоции или чувства, которые мы и приписываем объекту, за которым наблюдаем.
Простыми словами, Теодор Липпс понял, что мы познаем других только через собственные чувства и никак иначе: при этом чувства становятся как инструментом познания, так и его источником. Этот феномен Теодор Липпс назвал словом Einfühlung, что в переводе на русский означает «вчувствование».
Немецкий философ Вильгельм Дильтей разделил взгляды Липпса и пришел к выводу, что поскольку психология является наукой о психике человека и, в частности, его переживаниях, то методом психологии должно быть ни что иное как «сопереживание», т.е. эмпатия – это, в психологии, постановка себя на место другого человека с целью понимания и «разделения» его мыслей и чувств. Эта идея послужила основной для рассмотрения «вчувствования» в рамках психологии [Т. Карягина, 2013].
Эмпатия как феномен общения
Немецкий психиатр Карл Ясперс выделил «вчувствование» в один из основных методов феноменологической психиатрии, вслед за ним американский психоаналитик Хайнц Кохут также развил идею Дильтея в своих работах.
Вскоре интерес к «вчувствованию» в научных кругах свелся практически на нет, однако начали стремительно развиваться теории симпатии, согласно которым существуют чувства, соединяющие людей в процессе взаимодействия: сочувствие, забота, жалость, дружелюбие, альтруизм и т.д.
Термин «симпатия» послужил неким прообразом эмпатии, и англо-американский психолог Эдвард Титченер перевел слово Einfühlung как «эмпатия» по аналогии с ним: поскольку sympathy – это «с чувствами», то еmpathy – это «в чувства».
Вскоре американский психолог Карл Роджерс обозначил ценность эмпатических способностей в психотерапевтической работе и в личностном развитии человека как такового.
В результате развития идей об эмпатии как о феномене познания, с одной стороны, и как общения, с другой, она стала двуединым понятием [Т. Карягина, 2013].
Интегративный подход к эмпатии
В результате рассмотрения эмпатии как феномена познания и отношения ее понимание наукой вышло на качественно новый уровень: эмпатия начала восприниматься как способность к постижению эмоционального состояния других людей и ответному эмоциональному отклику.
Если говорить более конкретно, эмпатия – это, простыми словами, способность человека:
Как мы видим, суть эмпатии заключается в понимании другого человека с помощью концентрации на его эмоциях и чувствах: чтобы понять человека, необходимо анализировать не то, что он думает, говорит или делает, а то, что он чувствует. Только концентрируясь на внутренних переживаниях, а не на внешних проявлениях, мы можем в действительности понять друг друга и оказать друг другу помощь и поддержку.
Объясним схему, по которой «разворачивается» эмпатия:
При этом эмпатия может иметь две направленности и использоваться как для помощи другим людям, так и во благо самому себе:
Важно отметить, что неотъемлемыми чертами эмпатии являются альтруистические формы реагирования и общая положительная установка в общении с людьми. Поэтому случаи, в которых человек использует способность понимать эмоции других для достижения собственных корыстных целей, не являются эмпатией.
Эмпатия может осуществляться двумя основными способами:
При изучении феномена эмпатии важно обратить внимание на две ее основные формы:
Таким образом, как мы говорили в введении нашей статьи, эмпатия не является синонимом слова «сочувствие», которое является лишь одной из ее форм.
Теперь, когда мы поняли суть эмпатии, давайте рассмотрим механизмы, которые лежат в основе ее возникновения и развития.
Механизмы возникновения и развития эмпатии
Наука объясняет феномен эмпатии наличием зеркальных нейронных сетей, благодаря которым при наблюдении за действиями и состояниями других людей в нашем собственном головном мозге возбуждаются отделы, ответственные за выполнение этих действий или ощущение этих состояний.
Эмпатия основывается на понимании человеком эмоций и чувств, поэтому ее основное развитие происходит в дошкольный период: маленькие дети начинают активно сопереживать другим людям с 3 лет, а в возрасте 4-6 лет у ребенка базовая эмпатия проявляется уже по отношению не только к близким, но и ко всем людям в принципе.
Уже в 5 лет ребенок может не только почувствовать, но и воспроизвести эмоциональные переживания других и связать их с определенными действиями. В том же возрасте дети начинают различать эмоции по экспрессивным признакам (мимике, пантомиме и т.д.), при этом особую роль в распознавании и понимании играют именно вербальные функции. Наиболее четко ребенок распознает и понимает именно отрицательные эмоции.
В период дошкольного возраста у детей также формируется понимание более сложных эмоций, связанных с развитием чувств другого порядка, к которым относятся эстетические, интеллектуальные, праксические и высшие (морально-нравственные) чувства. Тогда же ребенок начинает понимать, что иногда эмоции могут быть амбивалентными, т.е. человек может одновременно испытывать два противоречивых чувства, а также то, что эмоции не всегда обусловлены только внешними факторами, но иногда на них влияют внутренние, субъективные факторы.
В дошкольном возрасте эмпатия проявляется в достаточно ярком, можно сказать, даже остром, виде. Причем практически всегда она воплощаются в поступках ребенка: если он радуется за другого, то может броситься его обнимать, если кому-то завидует, то обязательно пожалуется и т.д.
Важно отметить, что эмоциональное научение ребенка проходит с серьезными трудностями, более того, сам его результат является куда менее стойким, чем обучение моторным и сенсорным навыкам. А вот нестабильные проявления эмоциональной отзывчивости являются признаком наличия патологии разной степени тяжести.
Особую роль в формировании эмпатии играют социальные факторы. Социальность эмоций заключается в том, что они приобретаются в процессе взаимодействия с другими людьми, а затем на их основе формируется восприятие ребенком социальных норм и ценностей, а также «эмоциональных эталонов», которое в течение оставшейся жизни практически всецело определяет то, как он относится к себе, общается с другими людьми и ведет себя в социуме. Так, например, отсутствие понимания социальных эмоций может привести к агрессивному поведению или повышению уровня тревожности, которые сохранятся и в более зрелом возрасте.
Исследователи выделяют две основных причины, которые приводят к эмоциональным нарушениям и снижают уровень эмпатии – это неблагоприятные взаимоотношения с другими людьми и собственный мир переживаний ребенка.
Также существует ряд серьезных патологий, основными признаками которых являются полное отсутствие эмпатии и/или ее нарушение: аутизм, психопатия и нарциссическое расстройство личности. Нарушение эмпатии встречается в клинической картине не только вышеперечисленных заболеваний, однако в них оно наиболее ярко выражено и является одним из основных симптомов.
Тем не менее даже у тех людей, которые с рождения обладают способностью к эмпатии, ее уровень существенно варьируется.
Уровни развития эмпатии
Нейропсихолог Крис Фрит выделил три уровня эмпатии:
Теперь рассмотрим, как уровень эмпатических способностей влияет на жизнь человека и зачем вообще они нам нужны.
Роль эмпатии в жизни человека
Согласно основной гипотезе, зеркальные нейроны сформировались у живых организмов в ходе эволюции для того, чтобы ускорить процесс адаптации новорожденного, чтобы тот мог оценить проявления окружающей среды, улавливая отношение к ним более «опытных» сородичей.
Наибольшую ценность и важность имеет эмпатия в общении: она является одной из основных составляющих эмоционального интеллекта и составляет некое ядро коммуникации, от которого зависит способность человека к построению, поддержанию и развитию межличностных отношений, поэтому развитая эмпатия необходима каждому человеку, живущему в социуме.
Однако для некоторых людей уровень развития эмпатии играет особую роль, что, прежде всего, обусловлено спецификой профессиональной деятельности. Она является неотъемлемым условием психотерапевтической деятельности, поскольку только эмпатическое понимание способствует установлению доверительного контакта терапевта с клиентом и гарантирует эффективность лечения. Также развитые эмпатические способности остро необходимы учителям, преподавателям и медицинским работникам, сотрудникам полиции, МЧС и т.д.
Но если в одних случаях развитая эмпатия является необходимым условием для осуществления профессиональной деятельности, в других она представляет собой лишь один из факторов успешности ее осуществления, – это касается всех других профессий, которые в той или иной степени предполагают взаимодействие с людьми: работники в сфере продаж и обслуживания, управленцы и т.д.
Дадим более четкое описание людям с разной степенью развитости эмпатических способностей.
Низкий уровень эмпатии
Люди с недостаточно развитыми эмпатическими способностями испытывают трудности в установлении, поддержании и развитии отношений с окружающими. Они не понимают ни собственных чувств, ни эмоций других людей, и не могут соотнести их с поступками и мыслями. В большинстве случаев такие люди не способны найти взаимопонимание с окружающими людьми в принципе, однако это может выражаться в двух крайностях: либо человек ведет себя «закрыто» и отстраненно, либо агрессивно. Такие люди индивидуалисты, они хорошо работают самостоятельно, у них преобладает рациональность в мышлении и т.д.
Средний уровень эмпатии
Человек, обладающий средним (или нормальным) уровнем развития эмпатических способностей, хорошо контролирует, проявляет и понимает собственные эмоции, а также старается вести себя так, чтобы другим не было плохо от его слов и действий. Однако обычно такой человек судит людей по их словам и поступкам, не ориентируясь на их чувства и эмоции. Построение взаимоотношений для него не является серьезной проблемой, тем не менее «глубина» в этих отношениях, как правило, не присутствует.
Высокий уровень эмпатии
Человек, обладающий высоким уровнем эмпатических способностей, может уловить даже мелкие сигналы, говорящие об эмоциональном состоянии других людей. Он способен понять практически любого человека и найти к нему индивидуальный подход. Такие люди не осуждают других, отличаются здоровым альтруизмом и доброжелательностью. Как правило, они становятся хорошими психологами, врачами, учителями или выбирают другую профессию, связанную с помощью людям.
Определить уровень своих эмпатических способностей можно с помощью следующих методик:
Важно отметить, что в большинстве методик характеристика высоких уровней не подразумевает способность к игнорированию «эмоционального заражения», как об этом говорит нейропсихолог Крис Фрит. Поэтому после того как вы пройдете тест на эмпатию, обязательно обратите внимание на трактовку полученных результатов.
Однако низкий уровень развития эмпатических способностей всегда говорит о необходимости повысить его, чтобы научиться правильно взаимодействовать с другими людьми, а средний указывает на то, что вы обладаете достаточной эмпатией, но вы можете повысить ее, если на то есть желание или необходимость.
Развитие эмпатии
Чтобы развить свои эмпатические способности, необходимо развивать коммуникативные навыки и получать опыт взаимодействия с абсолютно разными людьми. Существует множество эффективных методов повысить потенциал к эмпатии, но сегодня мы приведем только несколько из них.
Научитесь понимать собственные эмоции и чувства и обращаться с ними
Используйте для этого карты эмоций: выпишите список всех существующих эмоций на листок бумаги и напишите рядом с каждой те ситуации, когда вы их испытывали. Или заведите «дневник чувств» и в течение дня записывайте то, какие эмоции и чувства вы испытали, какие события вас к этому привели. Так вы научитесь распознавать эмоции и причины их возникновения.
Расширяйте круг своего общения
Чтобы повысить эмпатию, необходимо лучше разбираться в людях. Сделать это можно только в том случае, если вы общаетесь с абсолютно разными людьми: по полу, возрасту, национальности, социальному и материальному положению, взглядам, интересам, темпераменту, характеру и т.д. Большинство людей общается преимущественно с теми, кто похож на них, но в этом случае выражать эмпатию намного проще. Постарайтесь узнать и понять тех, кто от вас кардинально отличается.
Уделяйте больше времени живому общению
Стремительное развитие информационных технологий все больше приводит к тому, что общение переносится в онлайн. Однако общение в таком формате служит искажению понимания других людей и регрессу эмпатических способностей, т.к. мы не видим истинных эмоций окружающих, а наблюдаем лишь то, что они пытаются нам показать теми или иными «эмодзи» или и вовсе приписываем каждой фразе тот эмоциональный посыл, который нам кажется правильным. Только живое общение способно научить человека распознавать чужие эмоции верно.
Практикуйте активное эмпатическое слушание
Концертируйте свое внимание на том, что хочет до вас донести человек, а не на том, что вы сами думаете по этому поводу, т.е. откажитесь от суждений. Не отвлекайтесь на посторонние раздражители: отложите свой телефон, не смотрите по сторонам, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте говорящего и т.д. И обязательно задавайте уточняющие вопросы, чтобы лучше понять, что человек хочет вам сказать на самом деле. Это позволит вам научиться устанавливать доверительный контакт с людьми и лучше понимать их.
Используйте технику отражения или отзеркаливания эмоций
После того, как вы выслушаете собеседника, постарайтесь пересказать, что он пытался до вас донести, акцентируя внимание на его эмоциях. Покажите человеку, что вы понимаете, что он чувствовал: сделайте это как вербальными, так и невербальными способами. Это позволит вам правильно поддержать человека и выразить ему сочувствие.
Все вышеперечисленные рекомендации помогут вам повысить уровень своих эмпатических способностей при непосредственном контакте с эмоциональными состояниями. Однако существует и ряд способов, позволяющих научиться эмпатии косвенным образом:
Подводя итоги, можно сказать, что эмпатия в общении с другими людьми играет одну из главных ролей. Низкий уровень эмпатии «отделяет» человека от других людей, мешает ему выстраивать гармоничные отношения с окружающими и сказывается на общем уровне его личностного развития. Развитая эмпатия средней степени дает человеку способность коммуницировать с другими людьми, однако не позволяет в полной мере установить взаимопонимание и обеспечить необходимую помощь и поддержку окружающим.
И только высокоразвитая эмпатия является достаточной для того, чтобы оставаться «человеком» в любой ситуации и быть поистине осознанным в своих словах и поступках по отношению к другим людям, поэтому каждому из нас стоит стремиться к этому уровню.
Тем не менее важно отметить, что высокоразвитая эмпатия имеет свою обратную сторону: если человек не умеет контролировать собственные эмоциональные состояния, но при этом тонко чувствует эмоции других людей, это может привести к личному дистрессу или дерегуляции эмоций – возникновению сильной негативной реакции на переживания другого человека, которая проявляется в виде злости, тревоги, агрессивности, раздражения, печали и т.д.
Личный дистресс способен оказать на человека крайне негативное влияние и привести к трудностям в социализации, различным психологическим травмам и психосоматическим заболеваниям. Дело в том, что «эмоциональное заражение» чужими негативными эмоциями, с которыми человек не может справиться, приводит к тому, что он теряет способность к главной цели эмпатии – правильному отклику на чувства другого человека, т.к. перестает думать о чувствах других людей, и единственной его целью становится не оказание поддержки, а помощь самому себе.
В большинстве случаев личный дистресс приводит к тому, что человек просто избегает источника негативных эмоций и чувств, но если этого сделать невозможно, последствия могут быть куда более плачевными, чем простая неспособность оказать другому поддержку [Т. Карягина, 2013].
Поэтому крайне важно не только развивать понимание других людей, но и управлять своими психическими состояниями. И в этом вам непременно поможет наша онлайн-программа «Психическая саморегуляция», которая позволит овладеть лучшими научными техниками управления эмоциями и расслабления.
Желаем вам успехов и искренне верим в то, что вы сможете развить свою способность к эмпатии до наивысшего уровня! Также предлагаем пройти небольшой тест, чтобы закрепить знания: