Для чего необходимо административно территориальное деление
С какой целью производится административно-территориальное деление страны?
Конечно же, я знал о том, что каждое государство поделено на административные центры, но, честно говоря, никогда не углублялся в данную тему. Недавно я решил все-таки разобраться в вопросе административно-территориального деления, и вот что мне удалось разузнать.
Для чего необходимо административно-территориальное деление страны
Для начала, думаю, следует растолковать, что же скрывается под этим термином. Итак, здесь подразумевается деление территории государства на части, исходя из чего выстраивается вертикаль органов власти. Сегодня такой принцип управления — основа абсолютно всех современных стран, с учетом ряда факторов. Для нашей страны главную роль в вопросе формирования региональных округов играли следующие показатели:
Одним из важнейших факторов является этнокультурный, который стал основополагающим при формировании системы. Каждый сегмент в системе АТД, относительно данного признака, характеризуется идентичностью, являясь, по сути, ячейкой региональной структуры. Такая форма организации упрощает и упорядочивает реализацию функционала органов власти, подразумевая деление страны на сегменты, что облегчает местное самоуправление.
Характеристика АТД России
Система выступает в роли главнейшей составляющей принципа организации государства, основанного на политико-административном делении. По большей мере это обусловлено тем фактом, что наша страна отличается большими просторами и широким спектром факторов, которые учитываются при учреждении отдельных территориальных единиц, например, географических, экономических и демографических. При этом каждая единица строго соответствует федеративному устройству, будучи субъектом местного управления, права которого регулируются специальными законами.
Помимо этого, существует еще один принцип деления территорий в некоторых субъектах страны, подразумевающий введение дополнительных уровней. Например, Москва делится на районы и административные округа.
Для чего необходимо административно территориальное деление
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.
(в ред. Изменения N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
ОКАТО разработан взамен Общесоюзного классификатора «Система обозначений объектов административно-территориального деления Союза ССР и союзных республик, а также населенных пунктов (СОАТО)».
ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.
Объектами классификации в ОКАТО являются:
города федерального значения;
административные районы (районы);
(в ред. Изменения N 116/2008 ОКАТО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 13.10.2008 N 252-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
внутригородские районы, округа города;
поселки городского типа;
сельские населенные пункты.
В классификаторе принята иерархическая система классификации.
Все множество объектов административно-территориального деления подразделяется на группы согласно территориальному делению и эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью, причем в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня.
Первый уровень классификации включает субъекты Российской Федерации:
(в ред. Изменения N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— города федерального значения;
— автономный округ, входящий в состав Российской Федерации.
Ко второму уровню классификации относятся:
— автономные округа, входящие в состав края или области;
— районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения;
— города республиканского, краевого, областного значения (подчинения);
(в ред. Изменения N 116/2008 ОКАТО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 13.10.2008 N 252-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— поселки городского типа краевого, областного подчинения.
К третьему уровню классификации относятся:
— внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного значения (подчинения);
(в ред. Изменения N 130/2009, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.04.2009 N 148-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— города районного значения (подчинения);
(в ред. Изменения N 130/2009, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.04.2009 N 148-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— поселки городского типа районного подчинения;
В пределах группировок третьего уровня классификации кодируются сельские населенные пункты.
Обозначение «поселок городского типа» распространяется на рабочие, курортные и дачные поселки. В ряде субъектов Российской Федерации взамен категории «сельсовет» введены такие понятия, как «сельский округ», «волость», сельская Администрация, сомон и др. К сельским населенным пунктам относятся поселки сельского типа, хутора, кишлаки, аулы и т.п., входящие в состав сельсоветов или подчиненные администрации области (города, района, округа).
(в ред. Изменений N 50/2001, утв. Госстандартом России 15.12.2001, N 55/2002, утв. Госстандартом России 15.08.2002)
(см. текст в предыдущей редакции)
ОКАТО включает два раздела «Объекты административно-территориального деления, кроме сельских населенных пунктов» и «Сельские населенные пункты». Раздел «Сельские населенные пункты» в настоящее типографское издание не включен из-за большого объема информации.
(в ред. Изменения N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
Каждая позиция в первом разделе ОКАТО структурно состоит из 3 блоков:
(в ред. Изменения N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
— блок идентификации объекта;
— блок наименования объекта;
— блок дополнительных данных.
Блок идентификации объекта включает код и контрольное число. Код строится с использованием серийно-порядкового, последовательного и параллельного методов кодирования.
(в ред. Изменения N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Изменения N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
Контрольное число (КЧ) для кода рассчитывается по действующей методике расчета и применения контрольных чисел.
(в ред. Изменения N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Изменения N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Изменения N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для сокращения общей длины кода при кодировании ряда объектов сделано отступление от описанной системы классификации и кодирования, а именно районы и города автономных округов, входящих в состав краев и областей, кодируются на втором уровне классификации (4, 5 разряды), а им подчиненные объекты (города, поселки городского типа и сельсоветы) кодируются на третьем уровне классификации (6, 7, 8 разряды). При этом признак Р2 (разряд 6) имеет следующие значения:
а так как в Читинской области имеется только один подобный
объект (это имеет место в 5 из 7 краев и областей России, имеющих
в своем составе автономные округа), то уже само наличие признака
«1» идентифицирует Агинский Бурятский автономный округ. Поэтому в
разрядах 4 и 5 можно закодировать как автономный округ в целом
(признак «1» в сочетании с нулевыми значениями 4 и 5 разрядов),
так и объекты окружного подчинения. В данном случае 22 означает
последние 2 знака (12) обозначают Кункурский сельсовет.
Для незначительного количества объектов (объекты, подчиненные администрациям районов городов республиканского, краевого, областного подчинения) их кодирование осуществляется на 6, 7, 8 разрядах, однако исключается одна ступень подчиненности, а именно подчиненность администрации района, и указывается их подчиненность администрации города.
В блоке наименования для сокращения наименований объектов в классификаторе выделены наименования группировочных позиций, в которые входят все расположенные ниже позиции. При этом после наименования группировочной позиции ставится косая черта (/), а перед конкретными объектами ставится тире (-).
В случае применения в наименовании группировочной позиции двух категорий объектов, входящих в эту группировку (например: сельсоветы и сомоны, сельские Администрации и волости и др.), к наименованиям входящих в группировку позиций добавляется сокращение, определяющее вторую из двух применяемых категорий. При этом позиции, у которых отсутствуют сокращения, относятся к первой из применяемых категорий, например:
(абзац введен Изменением N 50/2001, утв. Госстандартом России 15.12.2001)
81 203 800 Сельсоветы и сомоны
(абзац введен Изменением N 50/2001, утв. Госстандартом России 15.12.2001)
(абзац введен Изменением N 50/2001, утв. Госстандартом России 15.12.2001)
В случае переполнения группировки открывается новая группировка с таким же наименованием. При этом в наименованиях этих группировок даются взаимные отсылки.
(абзац введен Изменением N 1/97, утв. Госстандартом России)
Каждая позиция во втором разделе классификатора «Сельские населенные пункты» структурно состоит из двух блоков:
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
— блок идентификации объекта;
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
— блок наименования объекта.
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
Блок идентификации объекта включает код и контрольное число.
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
Код строится следующим образом. К 8-разрядному коду по ОКАТО объекта, в состав которого входят сельские населенные пункты, добавляются три разряда кода для кодирования этих сельских населенных пунктов с использованием порядкового метода кодирования. В коде сельского населенного пункта, относящегося непосредственно к объекту первого (второго) уровня классификации, 2(5)- разрядные коды этого объекта дополняются до 8-разрядных кодов шестью (тремя) нулями. Структура кода второго раздела «Сельские населенные пункты» ОКАТО:
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
XX XXX XXX XXX, где
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
сельский населенный пункт хутор Николаенко имеет код 03 205 557 002, где
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
сельский населенный пункт село Анавгай имеет код 30 204 000 002, где
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
сельский населенный пункт поселок Козелки имеет код 36 401 000 001, где
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
сельский населенный пункт Чан-Ручей имеет код 47 000 000 002, где
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
Центру сельсовета (сельского округа и т.д.) присваивается код 001. В ряде случаев один сельский населенный пункт является центром двух сельсоветов (сельских округов и т.д.). Кодирование этого сельского населенного пункта осуществляется внутри группировки одного из двух сельсоветов (сельских округов и т.д.), а в наименование группировки другого сельсовета (сельского округа и т.д.) включается пояснение с указанием кода центра сельсовета (сельского округа и т.д.).
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
При этом в группировке Бохтовского сельского округа село Лесное отсутствует, а в наименование группировки Бохтовского сельского округа включается пояснение:
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
28 236 805 000 Сельские населенные пункты Бохтовского сельского округа/
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
Пояснение: код центра 20 236 812 001
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
Обоснованием для формирования первого и второго разделов ОКАТО и вносимых в них изменений являются законодательные акты субъектов Российской Федерации об их административно-территориальном устройстве.
(абзац введен Изменением N 103/2006, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст)
В ОКАТО приняты следующие сокращения:
(в ред. Изменения N 50/2001, утв. Госстандартом России 15.12.2001)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Изменением N 50/2001, утв. Госстандартом России 15.12.2001)
(абзац введен Изменением N 50/2001, утв. Госстандартом России 15.12.2001)
(абзац введен Изменением N 50/2001, утв. Госстандартом России 15.12.2001)
(в ред. Изменения N 150/2010 ОКАТО, утв. Приказом Росстандарта от 20.07.2010 N 187-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Изменением N 150/2010 ОКАТО, утв. Приказом Росстандарта от 20.07.2010 N 187-ст)
(абзац введен Изменением N 150/2010 ОКАТО, утв. Приказом Росстандарта от 20.07.2010 N 187-ст)
(абзац введен Изменением N 150/2010 ОКАТО, утв. Приказом Росстандарта от 20.07.2010 N 187-ст)
(абзац введен Изменением N 150/2010 ОКАТО, утв. Приказом Росстандарта от 20.07.2010 N 187-ст)
(абзац введен Изменением N 150/2010 ОКАТО, утв. Приказом Росстандарта от 20.07.2010 N 187-ст)
(абзац введен Изменением N 150/2010 ОКАТО, утв. Приказом Росстандарта от 20.07.2010 N 187-ст)
(абзац введен Изменением N 150/2010 ОКАТО, утв. Приказом Росстандарта от 20.07.2010 N 187-ст)
Административно-территориальное деление
Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.
Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.
Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.
Особенности административно-территориального деления отдельных стран
Существуют государства, в которых отсутствует административно-территориальное деление. Например, Княжество Монако, хотя в административном отношении оно разделяется на 3 коммуны: Ла-Кондамин, Монако и Монте-Карло.
В Российской Федерации не существует единой системы административно-территориального деления. [источник не указан 145 дней] Отсутствует и нормативное определение типологии населенных пунктов; используются преимущественно советские критерии и принципы административно-территориального деления. [источник не указан 145 дней] Федеральное законодательство относит вопрос об административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации к компетенции представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации (подпункт «л» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года (редакция от 9 февраля 2009 года) № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года № 289-О). При этом при определении административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации должны учитываться положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 131 региональные власти обладали более широкими полномочиями в формировании собственной системы административно-территориального деления и местного самоуправления.
См. также
Азорские острова • Британская территория в Индийском океане • о. Вознесения • Канарские о-ва • Мадейра • Майотта • Мелилья • Реюньон • о. Святой Елены • Сеута • о-ва Тристан-да-Кунья • Французские Южные и Антарктические территории
Сахарская Арабская Демократическая Республика • Сомалиленд
Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен
Американские Виргинские острова • Ангилья • Аруба • Бермуды • Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба (Карибские Нидерланды) • Британские Виргинские острова • Гваделупа • Гренландия • Каймановы острова • Клиппертон • Кюрасао • Мартиника • Монтсеррат • Навасса • Пуэрто-Рико • Сен-Бартельми • Сен-Мартен • Сен-Пьер и Микелон • Синт-Мартен • Тёркс и Кайкос
Фолклендские острова • Французская Гвиана • Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова
Американское Самоа • Гавайи • Гуам • Острова Кука • Кокосовые острова • Новая Каледония • Остров Рождества • Остров Норфолк • Ниуэ • Остров Пасхи • Питкэрн • Северные Марианские острова • Токелау • Уоллис и Футуна • Французская Полинезия
Полезное
Смотреть что такое «Административно-территориальное деление» в других словарях:
Административно-территориальное деление — (административно территориальное устройство) система территориальной организации государства, разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на части, в соответствии с которым образуются и функционируют… … Политология. Словарь.
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ — система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты … Большой Энциклопедический словарь
административно-территориальное деление — Иерархическая система территориальной организации государства, предусматривающая разделение территории на ряд областей, провинций и районов, на основе которой функционируют органы государственной власти и управления … Словарь по географии
административно-территориальное деление — система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты … Энциклопедический словарь
административно-территориальное деление — административно территориальное устройство разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и… … Большой юридический словарь
административно-территориальное деление — (АТД), часть политико территориального устройства государства, в соответствии с которой строится система органов гос. власти и местного самоуправления. Представляет собой иерархическую систему составных частей гос. территории (административно… … Географическая энциклопедия
Административно-территориальное деление — одна из важнейших систем гос. устройства и управления. В XIV первой пол. XV в. на тер. Приуралья существовали самостоятельные тер. полит. объединения: Вятская земля, Пермь Вычегодская, Пермь Великая. В процессе включения в состав Русского гос… … Уральская историческая энциклопедия
Административно-территориальное деление
Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.
Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.
Связанные понятия
Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Административное устройство Бо́снии и Герцегови́ны в текущем виде заложено в Дейтонском соглашении. Государство состоит из мусульмано-хорватского и сербского энтитетов (от англ. entity): Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, близкими по статусу к субъектам конфедерации, но без права выхода из её состава. Округ Брчко с 1999 года управляется отдельно от энтитетов.
Административно-территориальное деление
Из Википедии — свободной энциклопедии
Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными образованиями. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.
Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.
Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.