Для чего необходимо гражданское общество
Гражданское общество. Зачем оно нам, россиянам?
Каждый из нас желает, чтобы наша страна развивалась и у нас в жизни всё было классно – это нормальное желание человека.
Давайте прежде, чем мы будем во всём обвинять чиновников, Президента и других лиц с властными полномочиями (я их не защищаю, к ним есть серьёзные претензии), вспомним, что мы всё же сами делаем для страны, чтобы она развивалась, и для себя, чтобы у нас было всё классно? Призываю вас задуматься над этим.
Эффект – есть
Вы скажете: «От меня ничего не зависит», я скажу: «Вы ошибаетесь» – и напомню вам, что есть такой феномен, как «зффект бабочки», который предполагает, что любое незначительное действие может вызвать в будущем или в другом месте серьезные последствия для всей системы и для ее отдельных участников. Поэтому начните уже действовать «сегодня», чтобы «завтра» жизнь изменилась.
Что такое гражданское общество и почему мы должны к нему стремиться
Гражданское общество – это сфера самоорганизации людей, объединяющихся в общественные организации, союзы, движения, группы и т. п., которые самостоятельно выбирают способы удовлетворения своих потребностей, объединяются для выражения групповых интересов в политической, экономической, духовной и культурной сферах жизнедеятельности общества, без внешнего принуждения определяют пути достижения личных и коллективных целей.
Сейчас в стране уровень развития гражданских движений достигает небывалых величин. Создается все больше гражданских объединений в различных сферах жизни (экономические, культурные, спортивные, объединения по возрастам, политические). Однако проблема современных гражданских движений заключается в их качественном развитии, т. е. огромное количество объединений являются не профессиональными в своей сфере и реально не отстаивающими интересы своих участников.
У российского общества однозначно существуют трудности, не позволяющие назвать его с точностью на 100% гражданским: здесь и излишняя подконтрольность государству, и отсутствие экономической основы для него, и ограниченность частной жизни граждан, и отсутствие необходимого качественного развития и т. д., однако в сравнении с прошлыми периодами истории России общество в ней достигает новых величин, усложняется, увеличивает количество сторон жизни государство, в которых оно участвует.
Вы спросите, как я могу лично начать развивать гражданское общество, а вот вам мой ответ: найдите организацию, союз, движения по вашим интересам и станьте её активным членом, но если не найдёте, создайте сами и начните его развивать. Не ждите, пока кто-то другой это сделает, станьте новатором, я В вас верю, а вместе у нас получится построить гражданское общество в России.
Что такое «гражданское общество»: понятие, признаки, принципы
В этой статье мы разберемся с тем, что такое гражданское общество, какие признаки его характеризуют. Узнаем принципы и институты гражданского общества. Рассмотрим функции гражданского общества и предпосылки его формирования. Начнём.
Что такое гражданское общество?
Гражданское общество — это совокупность независимых от государства общественных институтов (семейной, экономической, социальной, национальной, религиозной и иной направленности) призванных обеспечить реализацию отдельными индивидуумами и целыми коллективами их политических, экономических, культурных и духовных нужд и потребностей. При этом гражданское общество находится под постоянным общественным контролем, а его функционирование основывается исключительно на правовых нормах.
Выступая в качестве своеобразного связующего звена, прослойки между гражданином и государством, гражданское общество не позволяет государственным институтам узурпировать власть, став абсолютным хозяином социума. В итоге государство лишь создает общие для всех правила и законы, по которым, на основе самоуправления, и будет жить общество. Государство при этом выступает в качестве законодателя, однако, введенные им законы должны исполняться всеми, в том числе — и самим государством.
Обычно термин «гражданское общество» используется в двух контекстах: широком и узком. В широком смысле под данным понятием понимаются все социальные институты и общественные отношения, прямо не регулируемые госорганами. В более узком контексте указанным термином называют социум на определенном историческом этапе его развития, при котором на практике удалось воплотить в жизнь основные принципы функционирования гражданского общества.
Современное гражданское общество включает в себя независимые от государства общественно-политические институты, отражающие самые разнообразные социальные потребности и интересы людей в политической, экономической, культурной, религиозной и семейной сферах.
Признаки гражданского общества
К главным отличительным признакам гражданского общества относят:
Принципы гражданского общества
Выделяют ряд основных принципов гражданского общества, характеризующих тип взаимоотношений, складывающихся между государством и гражданами при его полноценном функционировании:
Главным признаком гражданского общества является наличие у индивидуумов права на свободную организацию ими различных групп по интересам (профессиональных, культурных и др.), в деятельность которых не могут вмешаться органы власти.
Институты гражданского общества
К важнейшим элементам гражданского общества относят независимых от властей интеллектуалов, ведущих борьбу за соблюдение прав граждан. Именно они создают институты гражданского общества, а именно:
Функции гражданского общества
Важнейшими функциями гражданского общества являются:
Перечисленные здесь черты гражданского общества являются характерными признаками развитого и зрелого социума. Многие люди считают саму возможность существования подобного общественного устройства утопией, однако, при выполнении всеми гражданами своих обязанностей и уважении государством их прав данная концепция вполне жизнеспособна.
Предпосылки к формированию гражданского общества
Основной предпосылкой к формированию гражданского общества является обязательное признание высшей для государства ценностью прав человека. К другим предпосылкам его формирования относят:
Следовательно, гражданское общество не может появиться в одночасье, по чьему либо желанию или приказу, его образование и развитие представляет собой длительный и комплексный процесс, имеющий под собой ряд политических, экономических, социальных, юридических и культурных предпосылок.
Правовое государство
Наличие правового государства является обязательным условием существования гражданского общества. Правовым государством принято называть форму государственного устройства, при которой высшей ценностью государства признаются гражданин и его права. Институты гражданского общества прямо не подчинены государству, но должны активно взаимодействовать с ним, дабы не допустить злоупотреблений со стороны властей (подобной деятельностью занимаются, к примеру, представители свободных СМИ, раскрывающие и фиксирующие такого рода злоупотребления, а затем рассказывающие о них гражданам).
В целом правовое государство выступает гарантом соблюдения всеми членами общества (и управляемыми, и управляющими) определенных правил игры, т.е. соблюдению ими законов, которые обязательны к исполнению и самим государством. Одновременно с этим гражданское общество через свои институты занимается разрешением вопросов, связанных с обеспечением интересов различных групп населения, входящих в состав социума, а также отдельных индивидуумов. В итоге, правовое государство и гражданское общество не конкурируют между собой, а функционируют в тесной связке, дополняя друг друга.
Становление и развитие гражданского общества
Гражданское общество появилось в результате длительного исторического развития и последовательной трансформации в первую очередь западной цивилизации. Автором идеи о формировании самостоятельного и политически активного общества, функционирующего на основе самоуправления, был Аристотель.
В Средние века данная концепция не получила должного развития, зато в эпоху Просвещения она окончательно оформилась и обрела собственное определение. Просветители рассматривали гражданское общество как плод совместной деятельности всех членов социума, привязывая его становление и развитие к становлению и развитию каждой отдельной личности.
Основным отличием гражданского общества от всех остальных типов социума является социально направленная активность граждан, предусматривающая равноправное взаимодействие между властью, обществом и человеком.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Раздел 1. Роль гражданского общества в демократическом государстве
Верьте, что преобразование может произойти
Вступление
В настоящем разделе раскрывается роль гражданского общества в демократическом государстве, указывается как и в чем гражданское общество может оказать помощь властям. В главе также описываются иные функции гражданского общества, направленные на обеспечение подотчетности государственных органов и гласности в деятельности органов власти. В главе подчеркивается важность информирования общественности в демократическом обществе, а также раскрывается незаменимая роль общественных объединений в обеспечении связи между гражданами и избранными должностными лицами.
1.1. Значение гражданского общества в демократическом государстве
Сильное гражданское общество, базирующееся на принципах плюрализма, способное объединить широкие слои населения, является критически важным фактором в демократическом преобразовании государства. По мнению Ларри Даймонда, «гражданское общество выполняет множество других важнейших функций для демократического развития и объединения демократических сил». К числу таких функций относятся:
— ограничение власти чиновников, в том числе контроль и борьба с правонарушениями власть предержащих;
— контроль за соблюдением прав человека и укрепление законности и правопорядка;
— наблюдение за выборами, обеспечение более высокого уровня демократии, повышение доверия к демократическому процессу;
— правовое воспитание граждан, разъяснение их прав и обязанностей;
— создание общей атмосферы гражданской выдержки и гражданского участия в жизни страны;
— вовлечение различных общественных групп и движений в политический процесс, повышение их активности в защите общественных интересов;
— выработка альтернативных способов повышения уровня общественного благосостояния, отличных от бюджетного финансирования;
— обеспечение гласности и плюрализма путем информирования общественности, последовательности в проведении экономических и политических реформ.
Даймонд также поясняет, что «там, где общественные гражданские организации добиваются уважения и доверия к себе со стороны различных политических сил, там они способны стабилизировать положение, а иногда и спасти демократию в кризисной ситуации». В качестве примера он приводит ситуацию, сложившуюся в Центрально-Африканской Республике, где негосударственная организация Центрально-африканская лига по правам человека сыграла решающую роль посредника в двух армейских восстаниях в 1996 г.
Способность Центрально-африканской лиги по правам человека выступить в качестве защитника демократии обусловливается ее последовательно нейтральной и объективной позицией и общепризнанным мнением о моральной чистоплотности, которое сложилось об организации за пять лет борьбы за демократию.
При переходе к демократическому обществу различные страны сталкиваются с самыми разными проблемами. Практически во всех случаях гражданские общественные организации могут внести значительный вклад в укрепление жизнестойкости демократии, повышение уровня общественного сознания и даже предотвращение злоупотреблений и нарушений закона власть предержащими (частично, за счет разоблачений и документальных подтверждений таких правонарушений). Испытывая на себе постоянное давление, угрозы, подвергаясь арестам и риску физической расправы, группы защиты прав человека и другие гражданские организации мужественно продолжают борьбу за демократию.
1.2. Как гражданское общество может помочь властям
Данное пособие разработано для общественных объединений, вовлеченных в процесс демократического преобразования в Российской Федерации, которые совместно с другими членами гражданского общества могут сыграть важную роль в поддержке органов власти на местном уровне, на уровне субъектов Федерации, а также на федеральном уровне.
Гражданское общество объединяет в своих рядах большую часть демократически настроенного населения страны. Это «я и вы», люди, не занимающие выборные должности, а именно: студенты, члены клубов, объединений, религиозных организаций и спортивных обществ. В странах с сильными авторитарными режимами грань между властями и гражданским обществом практически размыта. Можно привести множество хорошо известных примеров, когда гражданского общества (то есть, организаций и объединений, не созданных по инициативе властей или не связанных с ними) практически не существует.
Обращаясь к истории демократического развития на африканском континенте, например, Даймонд предупреждает, что:
В такой ситуации, власти сталкиваются с задачей, как обеспечить предоставление всех или большей части материальных благ своим гражданам. Сложная задача даже для самых богатых стран! Неизбежно складывается ситуация, когда ресурсы становятся ограниченными, и людям приходится либо не иметь ничего, либо получать значительно меньше того, что они хотели бы иметь или что им просто необходимо, а довольствуются только тем, что власти способны предоставить им. При этом есть все основания полагать, что власти заинтересованы в сотрудничестве с каждым, кто способен обеспечить население необходимыми товарами и услугами, именно такую цель и ставит перед собой гражданское общество.
Гражданское общество способно сыграть выдающуюся роль в общественной жизни, приняв на себя часть бремени, лежащего на властях, и помочь им донести товары и услуги до простых граждан.
Как отмечает Даймонд, «Демократическое развитие требует, чтобы гражданское общество было не только простым наблюдателем, контролером и критиком действий властей, но также выражало свою лояльность и поддержку государству в тех областях, где оно привержено демократическим принципам».
Общественным непартийным объединениям в Российской Федерации предстоит сыграть заметную роль в происходящем экономическом и политическом реформировании страны.
1.3. Информирование общественности в демократическом обществе
Если гражданское общество является основой демократического общества, то информирование общественности является процессом, обеспечивающим возможность гражданскому обществу видеть, слышать и чувствовать. «Информирование общественности» означает предоставление объективной, политически нейтральной информации о ходе избирательного процесса или о действиях властей, например, информация о правах и обязанностях при проведении выборов или о вопросах, обсуждаемых в правительстве. Общественные объединения могут обеспечить связь между властями и людьми, избравшими эти власти.
Открытая и постоянная связь жизненно необходима для того, чтобы люди видели, что власти подотчетны, а их действия открыты.
Информирование общественности позволяет людям понять, каким образом их жизни зависят от решения властей. Он показывает им, чего можно добиться, участвуя в избирательном процессе. Информирование общественности превращает демократию из мифа в реальность, дает возможность каждому почувствовать себя частью этого процесса, даже несмотря на то, что люди иногда могут быть обескуражены медленным ходом демократических преобразований.
Избиратели должны знать как свои права, так и обязанности в демократических государствах. Им необходимо иметь связь с теми людьми, за которых они голосуют и кому поручают представлять свои интересы. Они должны быть достаточно уверены, что их голос имеет значение на выборах, что они могут как в устной, так и в письменной форме заявить о своих взглядах на волнующие их вопросы.
Программа информирования общественности может предусматривать предоставление различных услуг и видов продукции своей деятельности. Она может быть посвящена разработке информационных материалов для новых избирателей или быть направлена на обеспечение явки избирателей. В период между выборами может быть создана инициативная организация, представляющая различные молодежные движения, или проведена парламентская наблюдательная кампания, направленная на получение информации о работе избранных должностных лиц. Общественные объединения могут также помочь избирательным комиссиям в подготовке посвященных выборам материалов или выделить им помощников на добровольных началах.
Без хорошо налаженной и четкой обратной связи с избирателями избранные должностные лица могут превратиться в ленивых и высокомерных чиновников. Даже в странах с глубокими демократическими традициями «народные избранники» часто отдаляются от людей, чьи интересы они представляют. Избиратели должны иметь возможность как требовать ответов на заданные ими вопросы, так и доводить информацию до выборных должностных лиц, которая поможет последним в принятии решений в области публичной политики. Большинство выборных должностных лиц не имеет большого аппарата для помощи в работе.
Наиболее сложная задача, стоящая перед общественными объединениями, заключается в предоставлении фактов и вопросов таким образом, чтобы общественность почувствовала потребность в информации, знала к кому обращаться и была готова участвовать в этом информационном процессе. Следующие разделы будут посвящены различным методам достижения этой цели.
Вопросы для обсуждения
Как бы вы определили гражданское общество в Российской Федерации?
Какие ведущие деятели и организации входят в ряды гражданского общества в Российской Федерации сегодня?
Поддерживают ли общественные объединения деятельность власти на федеральном и местном уровне? Каким образом?
Какую роль играют общественные объединения в информировании общественности?
Осложняет ли какой-либо аспект публичной политики доведение информации общественными объединениями?
Почему для групп с аналогичными интересами важно, чтобы выборные должностные лица знали, что такие группы представляют избирательный блок?
Кто является наиболее надежным, пользующимся доверием источником информации? Кто еще вовлечен в этот процесс, и почему успех таких организаций и деятелей не столь велик?