За что высоцкий был посмертно удостоен государственной премии ссср
Лауреат государственной премии
Лауреат государственной премии
Присуждение премии посмертно за актерскую работу – роль Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и за авторское исполнение песен и баллад – это в какой-то степени восстановление справедливости по отношению к талантливому певцу, поэту, артисту.
По количеству мероприятий, написанных статей, изданных книг, выпущенных в прокат фильмов 1987 год можно назвать – годом Высоцкого. Гласность, объявленная М. Горбачевым, распространилась и на Высоцкого – цензура окончательно отпустила его «на волю». Трудно сказать, сколь долго еще ожидалось бы официальное явление любимого поэта народу, если бы не горбачевская перестройка. Уже начали покидать свои кабинеты те, о ком он пел «Охоту на волков». А с ними уходили стереотипы мышления и заскорузлые идеологические штампы.
Плохо только то, что наш народ так устроен, что ни в чем не знает удержу – ни в хуле, ни в похвале. Эйфория от «свободы», присущие русскому народу крайности, перекосы привели к тому, что появилось много такого, что вообще не должно было появляться. Каждый человек не ангел. Высоцкому было свойственно все человеческое. Но есть вещи интимные, запретные для постороннего глаза. Часто отсутствие этики воспоминаний заменялось понятием – «говорю правду».
Б. Окуджава: «Началось, естественно, с коротких прощальных плачей его друзей, а затем все превратилось в сокрушительный поток, в целую систему потоков, разнополюсных, взаимоисключающих, от неприятия до славословия, с озлобленностью на одном конце и с кликушескими восторгами на другом. В общем, все закономерно, и даже, пожалуй, благо – столкновение мнений, разные точки зрения, но в разговоре о поэте крайности всегда не к добру. Не должно быть ни обожествления, ни хулы, тем более что обожествляют в основном либо восторженные невежды, либо сознательные спекулянты».
В начале года в Москву приехала Марина Влади. Приехала не с пустыми руками – она передала в Центральный государственный архив литературы и искусства часть рукописей Высоцкого (ЦГАЛИ, фонд № 3004). Еще в августе 1980 года Влади поручила своему знакомому Д. Чижкову снять архив на микропленку – очевидно, для собственного его использования. Часть автографов Влади передала И. Бродскому для подготовки сборника стихов.
«Я приехала в Москву, – сказала Влади в одном из многочисленных интервью, – чтобы высказаться против цензуры, но заметила, что здесь произошли важные перемены: пластинки с записями моего мужа продаются свободно, а по телевидению демонстрировался документальный фильм о нем. Фирма «Мелодия» готовит к выпуску целый комплект дисков с записями его песен. Готовится и наша совместная пластинка…»
Поделилась М. Влади и собственными планами: «Я сама пишу «Воспоминания о Высоцком». Но пока не могу сказать, когда мой труд будет готов. Все же для меня это мучительная работа».
24 января 1987 года, накануне дня рождения Высоцкого, в Центральном доме кинематографистов состоялся вечер его памяти.
В своем выступлении первый секретарь Союза Э. Климов сообщил о решении секретариата СК СССР выдвинуть киноработы актера на соискание Государственной премии СССР.
Газета «Известия» за 19 апреля 1987 года сообщает:
Комитет по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР сообщает, что к участию в конкурсе на соискание Государственной премии СССР 1987 года допущены следующие кандидатуры:
Представлена Союзом кинематографистов СССР.
В Комитет по премиям посыпались письма. Большинство безоговорочно поддерживало выдвижение Высоцкого на премию – справедливость восторжествовала! Подумать только, в горестный день кончины Высоцкого появление крохотного извещения об этом в вечерней газете казалось трагическим достижением. А сейчас – на премию выдвигают!
Были и кликушеско-фанатичные письма, в которых называют Высоцкого самым гениальным поэтом ХХ века, сравнивают с Пушкиным.
В других письмах задавали вопросы – а зачем она, эта громкая премия, лежащему в сырой ваганьковской земле Владимиру Высоцкому? Чем польстит звание лауреата тому, кому теперь уже нет нужды ни в почестях, ни в наградах, что добавит оно к поистине всенародной славе, к легенде, которая за семь лет не иссякла, а, наоборот, разнеслась и разлетелась по свету? Все эти горькие вопросы можно было объединить одним – где же вы раньше были? Право артиста на высокую награду под сомнение не ставилось. Сомнение вызывал тот зазор, который существовал в свое время между всенародной приверженностью и формальным признанием.
К случаям посмертного осознания заслуг художника властям не привыкать. Например, Михаилу Светлову Ленинская премия была присуждена спустя три года после его смерти. Вот теперь Высоцкий… А ведь люди так хотят, чтобы их награждали, говорили им добрые слова еще при жизни.
Ст. Говорухин: «Посмертная слава Высоцкого никак не превышает прижизненной, а эта Государственная премия, присужденная уже мертвому, остальные почести – все это ему уже до фонаря. И почитателям его тоже до лампочки. Как раз прижизненной славой Высоцкий обладал огромной…»
Очень четкую позицию в этом вопросе занял председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям Георгий Марков: «Все плюсы Владимира Высоцкого принадлежат народу, а все свои минусы (он вовсе не ангел, каким сейчас его представляют) он унес с собой».
В Постановлении формулировка была разумно и существенно изменена.
«Известия», 7 ноября, 1987 г.
О присуждении Государственных премий СССР 1987 г. в области литературы, искусства и архитектуры.
5. ВЫСОЦКОМУ Владимиру Семеновичу (посмертно) – за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.
В предыдущей формулировке сказано об авторском исполнении песен и баллад в ряде фильмов. Тем самым исполнение как бы отрывается от их создателя. Но ведь авторская песня является особым сплавом слов, музыки и исполнения, и сам Высоцкий на первое место всегда ставил текст.
Присуждение премии стало фактом восстановления справедливости не столько для самого поэта и артиста, сколько для миллионов людей, которым он остается нужным и сейчас.
В конце декабря 1987 года родителям Высоцкого – Нине Максимовне и Семену Владимировичу – была вручена присужденная их сыну Государственная премия. Это событие совпало по времени с выходом во Франции книги воспоминаний Марины Влади.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛУИЗА ГЛАДЫШЕВА ДОКТОР ИЛИЗАРОВ — ЛАУРЕАТ ЛЕНИНСКОЙ ПРЕМИИ
ЛУИЗА ГЛАДЫШЕВА ДОКТОР ИЛИЗАРОВ — ЛАУРЕАТ ЛЕНИНСКОЙ ПРЕМИИ О докторе Илизарове и методах его лечения написано достаточное количество газетных и журнальных статей, художественных очерков и документальных повестей. Доброжелательных, сенсационных, злопыхательских,
ГЛАВА 27 ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ
ГЛАВА 27 ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ Надо быстрее работать. Теперь так рано темнеет… Э. Хемингуэй, Из письма Итак, после всех странствий он вернулся в свой дом, в Финка-Вихия, о котором он говорил: «Как хорошо возвращаться сюда, куда бы ты ни ездил». Здесь все было по-прежнему
И. В. Курчатов — первый лауреат Ленинской премии.
И. В. Курчатов — первый лауреат Ленинской премии.
Лауреат Нобелевской премии Альбер Камю «Праведники» Пьеса в 2-х частях
Лауреат Нобелевской премии Альбер Камю «Праведники» Пьеса в 2-х частях Режиссер-постановщик – Марк РозовскийПремьера – март 2003 г.Психология террораТеррор не так прост. Его осуществляют люди, имеющие и маму с отцом, и «идею» – пусть ошибочную, но свидетельствующую, что
Лауреат Нобелевской премии Борис Пастернак. Слепая красавица Пьеса в 2-х частях
Лауреат Нобелевской премии Борис Пастернак. Слепая красавица Пьеса в 2-х частях Сценическая редакция и постановка Марка РозовскогоХудожник Петр ПастернакПремьера – ноябрь 2007 г.Открыть ПастернакаМарк Розовский (из беседы с актерами на первой репетиции): Открыть пьесу…
Е. П. Агарков, лауреат Государственной премии СССР ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
Е. П. Агарков, лауреат Государственной премии СССР ЗАПАС ПРОЧНОСТИ В сентябре 1982 года совместным решением Центрального Комитета отраслевого профсоюза и Коллегии Министерства учреждена премия имени Егора Прокопьевича Агаркова — ветерана Челябинского
«Зато у меня садовник – лауреат Нобелевской премии «
«Зато у меня садовник – лауреат Нобелевской премии» Прежде чем рассказать об очень важном, драматическом эпизоде в моей жизни – две смешные истории про Ростроповича. Вторая, правда, не только смешная. Но все-таки она очень важна для поддержания духа и накопления
Бегин Менахем 1913–1992 премьер-министр Израиля, лауреат Нобелевской премии мира 1978 года
Бегин Менахем 1913–1992 премьер-министр Израиля, лауреат Нобелевской премии мира 1978 года Менахем (Вольфович) Бегин родился 16 августа 1913 года в Брест-Литовске. Его отец был секретарем брест-литовской еврейской общины, одним из первых в городе примкнувшего к сионизму –
Рабин Мцхак 1922–1995 премьер-министр Израиля, лауреат Нобелевской премии мира 1994 года
Рабин Мцхак 1922–1995 премьер-министр Израиля, лауреат Нобелевской премии мира 1994 года Ицхак Рабин родился 1 марта 1922 года в Иерусалиме в семье украинского еврея Неемии Рабина (Рубицова) и его жены Розы (Коэн), уроженки Могилева.Когда Неемии Рубицову было 18 лет, он отправился
Алфёров Жорес Иванович р. 1930 российский физик, лауреат Нобелевской премии 2000 года
Алфёров Жорес Иванович р. 1930 российский физик, лауреат Нобелевской премии 2000 года Жорес Иванович Алфёров родился в белорусско-еврейской семье Ивана Карповича Алфёрова и Анны Владимировны Розенблюм в белорусском городе Витебске. Имя получил в честь Жана Жореса,
Гинзбург Виталий Лазаревич 1916–2009 российский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии 2003 года
Гинзбург Виталий Лазаревич 1916–2009 российский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии 2003 года Виталий Лазаревич Гинзбург родился в 1916 году в Москве в семье инженера, специалиста по очистке воды, выпускника Рижского политехникума Лазаря Ефимовича Гинзбурга и врача
Ландау Лев Давидович 1908–1968 физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии 1962 года
Ландау Лев Давидович 1908–1968 физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии 1962 года Родился в еврейской семье инженера-нефтяника Давида Львовича Ландау и его жены Любови Вениаминовны в Баку 22 января 1908 года. С 1916 года учился в бакинской еврейской гимназии, где его мать была
Франк Илья Михайлович 1908–1990 советский физик, лауреат Нобелевской премии 1958 года
Франк Илья Михайлович 1908–1990 советский физик, лауреат Нобелевской премии 1958 года Родился 23 октября 1908 года в семье математика Михаила Людвиговича Франка и Елизаветы Михайловны Франк (ур. Грациановой), незадолго до того переселившихся в Санкт-Петербург из Нижнего
Бродский Иосиф Александрович 1940–1996 русский и американский поэт, лауреат Нобелевской премии 1987 года
Бродский Иосиф Александрович 1940–1996 русский и американский поэт, лауреат Нобелевской премии 1987 года Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде в еврейской семье. Отец, Александр Иванович Бродский, был военным фотокорреспондентом, вернулся с войны в 1948 году и
А.В. Калинин, лауреат Государственной премии РСФСР И вновь припадая сердцем…
А.В. Калинин, лауреат Государственной премии РСФСР И вновь припадая сердцем… Все давно уже непостижимо перемешалось, надвинулось одно на другое и совместилось. В литературе и в жизни. В памяти и наяву. На орошенной кровью и потом земле и на живописных холстах, озаренных
Биография Владимира Высоцкого
Поэт, актер театра и кино, автор и исполнитель песен Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве.
В 1956 году поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ, на курс Павла Массальского и Александра Комиссарова, который окончил в 1960 году.
В 1960-1962 годах Высоцкий был актером Московского театра имени А.С. Пушкина.
В 1962-1964 годах играл в Московском театре миниатюр.
С 1964 года работал в труппе Московского театра драмы и комедии на Таганке. Начав с небольших ролей, Владимир Высоцкий в течение ряда лет стал ведущим актером театра. Он сыграл Галилея и летчика Янг Суна в пьесах Бертольда Брехта «Жизнь Галилея» и «Добрый человек из Сезуана», Хлопушу в инсценировке поэмы Сергея Есенина «Пугачев», Лопахина в поставленном Анатолием Эфросом спектакле «Вишневый сад» по Антону Чехову, Свидригайлова в «Преступлении и наказании» по Федору Достоевскому.
Вершинной в судьбе актера стала роль Гамлета, которая принесла Высоцкому известность на родине и за рубежом. В 1976 году спектакль был удостоен Гран-При на театральном фестивале БИТЕФ в Белграде, в 1977 году на гастролях во Франции таганский «Гамлет» был назван лучшим иностранным спектаклем года.
Всего в Театре на Таганке Высоцким было сыграно около 13 ролей.
В кино он дебютировал в 1959 году в эпизодической роли студента Пети в фильме режиссера Василия Ордынского «Сверстницы».
В начале своей кинокарьеры Высоцкий был занят в основном в эпизодах и ролях второго плана. Он снимался в таких фильмах, как «Карьера Димы Горина» (1961), «713-й просит посадку» (1962), «Увольнение на берег» (1962), «Штрафной удар» (1963), «На завтрашней улице» (1965), «Наш дом» (1965).
Первой своей серьезной ролью Владимир Высоцкий считал военный фильм «Я родом из детства» (1966), где впервые прозвучали его военные песни. Популярность ему принесла картина «Вертикаль» (1966), для которой Высоцким были написаны альпинистские баллады.
В экранизациях русской классики он сыграл роли фон Корена («Плохой хороший человек» по Чехову, 1973), Дон Гуана («Маленькие трагедии» по Александру Пушкину, 1980). Особую популярность принесла Высоцкому роль капитана Жеглова в телесериале «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Всего фильмография Владимира Высоцкого насчитывает около тридцати ролей.
В 1974 году за лучшую мужскую роль в фильме «Плохой хороший человек» он был удостоен премии Международного кинофестиваля в Таормине (Италия).
Помимо работ в театре и кино в стране актер был известен в первую очередь как поэт и певец, автор и исполнитель собственных песен.
Первые поэтические строки были написаны Высоцким еще в школьные и студенческие годы, но началом своей поэтической работы он считал песню «Татуировка», созданную в 1961 году. Песни Высоцкого поначалу исполнялись в узком кругу, но вскоре, попав на магнитофонные ленты, они быстро разлетелись по стране и принесли актеру большую популярность.
С 1965 года Высоцкий пел со сцены. Он дал более одной тысячи концертов в СССР и за рубежом. Во второй половине 1970-х годов актер часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде и других странах.
Стихи поэта на родине практически не печатались. Лишь в 1981 году вышел первый его сборник «Нерв», в 1988 году — «Я, конечно, вернусь…».
16 июля 1980 года состоялось последнее выступление артиста в подмосковном Калининграде (ныне Королев). 18 июля Высоцкий последний раз появился в роли Гамлета в Театре на Таганке. 20 июля он написал последнее стихотворение: «И снизу лед, и сверху — маюсь между…».
25 июля 1980 года Владимир Высоцкий скончался в Москве. Официального сообщения о смерти не было — в это время проходила московская Олимпиада. В день похорон проститься с любимым артистом пришли около 40 тысяч человек. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
На его могиле был установлен памятник скульптора Александра Рукавишникова.
В 1987 году Владимиру Высоцкому посмертно была присуждена Государственная премия СССР за участие в телесериале «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.
У Петровских ворот в Москве 25 июля 1995 года, в день 15-летия со дня смерти поэта, был установлен памятник Высоцкому работы скульптура Геннадия Распопова.
В 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, министерством культуры РФ и Комитетом по культуре города Москвы учреждена ежегодная премия Высоцкого «Своя колея».
Владимир Высоцкий был трижды женат. Первой его супругой была актриса Иза Жукова, второй — актриса Людмила Абрамова, третьей — французская актриса русского происхождения Марина Влади. Во втором браке у актера родились двое сыновей. Его старший сын Аркадий (1962 года рождения) — сценарист. Младший сын Никита (1964 года рождения) — актер, режиссер и продюсер, директор Государственного музея своего отца. По сценарию Никиты Высоцкого в 2011 году был снят фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Владимир Семенович Высоцкий. Биографическая справка
25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 74 года.
Поэт, певец, актер театра и кино Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Раннее детство он провел в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице. Во время войны два года жил с матерью в эвакуации в городе Бузулук на Урале. Его родители развелись и вступили в новые браки. Отец Высоцкого был военнослужащим, связистом, и в 1947-1949 годах служил в Германии, в городе Эберсвальде (под Берлином), где вместе с ним были его вторая жена Евгения Степановна Лихалатова и Володя.
В 1949 году, после возвращения из Германии, семья поселилась в Москве, в Большом Каретном переулке, где прошли годы отрочества Высоцкого. Здесь он учился с 5-го по 10-й класс в мужской средней школе № 186. С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, которым руководил артист МХАТ Владимир Богомолов.
В 1955 году Высоцкий окончил среднюю школу и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института имени В.В. Куйбышева, но, проучившись один семестр, ушел из института.
В 1956 году он поступил на актерское отделение Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко, которую окончил в 1960 году.
Первой его театральной работой стала роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание» (1959).
В 1962-1964 годах он был актером Московского театра миниатюр.
Осенью 1964 года поступил в труппу только что созданного Московского театра драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова, в котором служил до конца жизни. Играл главные роли в спектаклях «Жизнь Галилея» и «Гамлет», участвовал в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Антимиры», «Павшие и живые», «Послушайте! «, «Пугачев», «Вишневый сад», «Преступление и наказание» и др.
Параллельно с работой в театре была и работа в кино. Сниматься Владимир Высоцкий начал еще в студенческие годы. Будучи на третьем курсе он дебютировал на киноэкране, сыграв эпизодическую роль студента Пети в фильме режиссера Василия Ордынского «Сверстницы». В 1961 году он сыграл уже замеченную публикой роль в картине «Карьера Димы Горина». Позже вышли фильмы с его участием: «713-й просит посадку», «Грешница», «Наш дом», «Стряпуха», «Саша-Сашенька».
Среди ролей 1970-х годов критики отмечают роли фон Корена в трагической мелодраме «Плохой хороший человек», Ганнибала в музыкальной комедии «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил», Дона Гуана в «Маленьких трагедиях».
С кинематографом была тесно связана и поэтическая работа Высоцкого. Значительное число песен сочинялось им для кинофильмов. Периодически на экранах кино можно было услышать его песни или песни на его стихи.
После знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Высоцкий считал своим учителем, у него пробудился интерес к авторской песне. Позже он напишет «Песню о Правде и Лжи», посвященную Окуджаве.
В 1968 году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма «Вертикаль».
В том же году в прессе стали появляться инспирированные властями статьи, подвергающие резкой критике песенное творчество Владимира Высоцкого. Несмотря на это, Высоцкий стал настоящим кумиром.
Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивалась с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. Впервые и в последний раз прижизненно в СССР стихотворение Высоцкого было опубликовано в 1975 году в советском литературно-художественном сборнике «День поэзии».
В последние годы жизни доминирующей темой в его песнях становится исповедь («Я не люблю», «Мой черный человек в костюме сером…» и др.).
В 1977 году вышла пластинка «Алиса в стране чудес» с песнями Высоцкого. В том же году во Франции были выпущены три авторских диска.
Высоцкий пробовал силы и в прозе (неоконченный «Роман о девочках» (1977). Он автор нескольких киносценариев (в том числе «Венские каникулы» в соавторстве с Эдуардом Володарским).
В 1979 году Владимир Высоцкий принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь».
22 января 1980 года он записался на Центральном телевидении в программе «Кинопанорама», фрагменты которой впервые были показаны в январе 1981 года, а целиком передача (хронометраж 1 час 03 мин) вышла только в 1987 году.
С 1988 года началась не ограниченная цензурными рамками публикация стихотворных и прозаических текстов Высоцкого, появились монографии и статьи о его творчестве, мемуарные книги.
В 1986 году Владимиру Высоцкому было посмертно присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР; в 1987 году была присуждена Государственная премия СССР (посмертно, за участие в телесериале «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен).
Высоцкий был лауреатом приза V фестиваля Наций в Таормине за лучшее исполнение мужской роли (1974, за участие в фильме «Плохой хороший человек»).
В 1999 году Содружество актеров Таганки осуществило постановку спектакля «ВВС» (Высоцкий Владимир Семенович).
О жизни и творчестве актера и поэта снято огромное количество документальных фильмов и телевизионных передач.
1 декабря 2011 года в прокат вышел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», который режиссер Петр Буслов снял по сценарию сына Высоцкого Никиты.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.
Высоцкий Владимир Семенович
Российский актер театра и кино. Автор-исполнитель песен. Играл на сцене московского театра на Таганке. Легенда авторской музыки, был кумиром миллионов слушателей. Песни в его исполнении звучат в десятке кинолент. В качестве киноактера известен по кинолентам: «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Вертикаль», «Хозяин тайги». Награжден Государственной премией СССР. Занимает одно из центральных мест в истории русской культуры советского периода XX века.
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в городе Москва. Его отец являлся полковником и ветераном Великой отечественной войны, а мать работала переводчиком-референтом. Когда началась война, Володя вместе с мамой уехал в Оренбургскую область, где прожил два года, после чего возвратился в Москву. К сожалению, в 1947 году родители мальчика развелись.
Вскоре отец снова женился, и в возрасте девяти лет Владимир, вместе с папой оказался в послевоенной Германии, где брал уроки игры на фортепьяно. Мама также вышла замуж во второй раз. Высоцкий нормально общался и с отчимом, и с мачехой. В 1949 году, вернувшись из Германии, поселился в центре Москвы с новой супругой отца на Большом Каретном переулке.
Именно там Высоцкий и попал в компанию городской молодежи 50-х годов, чье детство протекало в военные годы. В юности Владимира Семеновича в моде оказалась блатная романтика. В каждой дворовой компании имелась гитара и под нее пели песни о Воркуте, Колыме и Мурке. Именно в этот период Высоцкий научился играть на гитаре.
В старших классах юноша начал ходить в драматический кружок в Доме учителя, хотя не сразу понял, что хочет стать актером. Получив аттестат о среднем образовании будущий артист поступил в Московский Инженерно-Строительный институт, однако поняв, что это ему не интересно бросил его через полгода.
В 1956 году Высоцкий поступил на актерское отделение в Школу-студию при Московском художественном академическом театре. Через три года сыграл свою первую серьезную роль в учебном спектакле «Преступление и наказание», а также впервые попал на телеэкран, сыграв в эпизоде киноленты «Сверстники».
После получения диплома Высоцкий успел поработать в различных театрах столицы, в том числе в театре имени Пушкина и Театре миниатюр. В основном играл в эпизодах и массовке, и особой радости от сцены не получал. Параллельно с этим, пытался пробиться в театр «Современник». Но окончательно, свой театр Владимир Семенович нашел в 1964 году. Им стал Театр на Таганке, в котором Высоцкий проработал до самой смерти.
На Таганке артиста ждала целая палитра образов: Гамлет, Пугачев, Галилей, Свидригайлов. Вместе с другими актерами театра, Высоцкий ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию, Францию, Германию, Польшу.
Владимир Семенович считал своим учителем Булата Окуджаву. Именно его творчество пробудило у Высоцкого интерес к авторской песне. Впоследствии, он посвятит Окуджаве «Песню о Правде и Лжи». Первые композиции артист написал в начале 60-х годов. Считается, что первой песней, написанной Высоцким, является композиция «Татуировка». Но только через несколько лет после этого, творчество певца приобрело более зрелые формы.
В 1975 году в литературно-художественном альманахе «День поэзии» было размещено стихотворение Высоцкого «Ожидание длилось, а проводы были недолги», ставшее его единственной прижизненной поэтической публикацией.
Репертуар Владимира Высоцкого состоит из более чем шестисот песен и двухсот стихов, которые до сих пор остаются популярными и не теряют актуальности. На его концерты приходило огромное количество людей. Певец заряжал всех своей энергетикой, искренностью, его песни оказались близки почти всем слоям общества и не оставляли никого равнодушным.
Буквально для всех Высоцкий оставался «своим человеком». В его песнях отражались разные темы: военные, блатные, юмористические, сказочные, романтические и лирические, песни сказки или песни-диалоги. Всего, при жизни артиста было выпущено семь мини-альбомов по четыре песни, а так же одиннадцать пластинок со сборниками песен разных исполнителей, на которых записаны и его композиции, в основном саундтреки к фильмам.
Уже после его смерти была выпущена серия пластинок «На концертах Владимира Высоцкого» которая разместилась на двадцать одном диске. Высоцкий проводил концерты во многих городах Советского Союза. В общей сложности он дал около полутора тысяч концертов.
Самую значительную роль в кино Высоцкий сыграл в 1979 году. Ею стала роль Глеба Жеглова в многосерийном фильме «Место встречи изменить нельзя». Именно этот фильм навсегда остался любимым для актера. Однако в самом начале, Владимир Семенович отказывался от съемок, говоря, что ему мало осталось и не хочется тратить год жизни на героя киноленты Жеглова. Кстати, в «Месте встречи» актер попробовал себя и в качестве режиссера, заняв место Станислава Говорухина, когда тот уехал на один из кинофестивалей.
Высоцкий был трижды женат. Когда Владимир Семенович учился на первом курсе МХАТа, он познакомился с сокурсницей Изой Жуковой, которая в итоге стала его первой женой в 1960 году. Брак не продлился долго, супруги часто ссорились и, не прожив вместе и года, развелись. Второй женой актера стала Людмила Абрамова. Они познакомились через год после развода артиста с первой женой. В этом браке Абрамова подарила музыканту двоих детей, что не смогло спасти семью, и уже в 1968 году пара также разошлась. Оба сына Высоцкого впоследствии тоже стали артистами и связали свою жизнь с кино. Младший сын, Никита Высоцкий, управляет Государственным культурным центром-музеем Владимира Высоцкого.
В третий раз Высоцкий женился на Марине Влади, которую впервые увидел в киноленте «Колдунья» и сразу влюбился в актрису. Многие годы музыкант мечтал о красивой женщине, пересматривая фильм с ее участием и вскоре их знакомство все-таки свершилось. Однажды, после просмотра спектакля Высоцкий посетил ресторан, где как раз отдыхала Влади. Тогда мужчина прямиком направился к ней, взял за руку и долгое время не сводил с Марины глаз. В 1970 году Влади и Высоцкий поженились.
Личная жизнь Владимира Высоцкого тогда перевернулась, так как осуществилась его давняя мечта. Это продолжалось десять лет, до самой смерти музыканта. На протяжении этого срока Марина Влади оставалась для актера не только любимой женщиной, опорой, но и главной музой в творчестве.
Жизнь Владимира Семеновича Высоцкого неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года в 4:10 утра. Он умер во сне, в своей московской квартире. Точная причина смерти не установлена до сих пор, потому что не было произведено вскрытие по просьбе близких.
В это время в Москве проходили летние Олимпийские игры, поэтому оказались напечатаны всего лишь две статьи о смерти артиста, а над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Но не смотря на это, информация о смерти любимого поэта быстро просочилась в народ, и на похоронах ○Высоцкого собралось огромное количество людей.
Похоронили певца на Ваганьковском кладбище столицы. В 1985 году стандартное надгробие сменил памятник музыканту. Статуя перекликается с его песней «Памятник» и изображает человека, пытающегося вырваться из каменной оболочки и из цепей творческих канонов.
Как зачастую бывает признание к Высоцкому пришло уже после его смерти. В 1986 году Владимиру Семеновичу посмертно присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. А еще через год присуждена Государственная премия СССР за образ Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя».
В 1989 году при поддержке Советского фонда культуры, Министерства культуры СССР и общественности было принято решение открыть музей Владимира Высоцкого в Москве.