Для чего необходимо изучать культурологию
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ИЗУЧАТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЮ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ИЗУЧАТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЮ
Быстрые темпы социальных перемен в России, модернизация общества и распространение рыночных отношений во всех сферах материальной и духовной жизни предъявляют новые требования к системе подготовки специалистов с высшим образованием.
Центральной идеей философии образования на современном этапе является усиление гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.
Гуманитарные основы образования способствуют формированию мира духовных ценностей молодого поколения, представлений о достоинстве и чести, ответственности и долге, правах и обязанностях, патриотизме и трудолюбии, уважении к личности и милосердии. Гуманитарные науки приобщают молодого человека к богатствам мировой и отечественной культуры, содействуют установлению взаимопонимания и согласия между народами.
Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие национально-этнической самобытности культур, изучение динамики и диалектики функционирования культур в обществе, формирование духовных ценностей человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания.
Необходимо подчеркнуть, что культурология возникла на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, педагогика, этика, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика, искусствознание.
Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.
Антропология и этнология способствуют изучению национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.
Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только «питательная» среда, но и необходимый фундамент культурологии.
Может возникнуть вопрос: что нового прибавляет культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает всего «объема» культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур.
Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Знание культурологии существенно для достижения духовной зрелости, для формирования способности мыслить о социальных и человеческих проблемах с научных позиций, для умения считаться с плюрализмом мнений и ценностей, для воспитания в человеке черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.
Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развивают чувство ответственности за исторические судьбы мировой культуры.
Современный мир отличается особой напряженностью, динамизмом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом в поиске согласия, утверждения приоритета общечеловеческих ценностей.
Высокая миссия культуры не ограничена только глобальными проблемами. Она обращена непосредственно к человеку, его повседневной жизни, определяет ориентиры и смысл человеческого существования, открывает путь к свободе и творчеству, дает внутренние силы для преодоления жизненных тревог, драм, трагедий, вселяет оптимизм и надежду, способствует раскрытию индивидуальности.
Для их решения требуются согласованное использование экономических, научно-технических, интеллектуальных и духовных ресурсов всего человечества, усилия всех стран и народов, каждого человека. Единство усилий человечества на пути выживания альтернатив не имеет. Не имеет альтернатив и тенденция формирования планетарной целостности. Вопрос заключается в характере этой целостности. Будет ли это искусственное, тоталитарное целое или целостность живая многоцветная, сложная, многополюсная?
Однако интерес к феномену культуры не определяется только процессами глобализации. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека.
Вот почему в современном образовании обострился интерес к культуре как фактору социального развития. Исследователи все чаще приходят к убеждению, что именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества или даже целого региона накладывают отпечаток на социально-историческую динамику. Многие теоретики связывают судьбы мира с философским постижением культуры в целом или культуры отдельного народа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Содержание разделов дисциплины
1.1. Почему введен курс культурологии
1.1. Почему введен курс культурологии
Задача курса культурологии – дать студентам базовые знания о сущности культуры, ее структуре и функциях, закономерностях развития и многообразии проявления, об основных исторических типах культурного процесса. Эти знания дадут понимание того, что только культура сделала и делает человека Человеком, помогут определить общечеловеческие ценности и идеалы и их место в жизни современного общества.
Однако существует мнение, что в жестких условиях формирования рыночных отношений приобретение знаний, не связанных с будущей специальностью, в том числе знаний в области культурологии и других гуманитарных наук, – излишняя роскошь. Утверждается, что вуз должен готовить специалистов достаточно узкого, ориентированного на практику профиля, что наш век – век профессионалов. Век Леонардо да Винчи, когда один человек мог добиться вершин в разных сферах, давно прошел. Сейчас время специализации, поэтому, чтобы чего-то добиться, нужно стать специалистом в своей профессии, говорят те, кто придерживается этой точки зрения.
Подобный взгляд – глубокое заблуждение. Цель высшего образования состоит в реализации потребности человека в интеллектуальном, нравственном и культурном развитии. Для этого недостаточно только узкопрофессиональных знаний. Подготовка специалистов высшей квалификации требует развитого интеллекта, сформировавшихся нравственных устоев, подлинной интеллигентности. Без постижения культуры это невозможно. Общая культура – основа культуры профессиональной.
В какой бы сфере ни работал специалист, его профессиональные знания, умения, навыки, опыт определяются общекультурной подготовкой. Она способствует раскрепощенности, творческому подходу к профессиональной деятельности. Это особенно важно в связи с необходимостью повышения не только профессиональной, но и нравственной ответственности каждого человека за процесс, результат и последствия своей деятельности.
В современных условиях возросла профессиональная ответственность работника. Она включает в себя и ответственность моральную: регулирование, оценку и координацию своих действий с общепринятыми правилами и нормами нравственности. Это личная ответственность, но ориентация на принятые в обществе моральные критерии делает ее и социальной ответственностью. Социальная ответственность – это ответственность за принятые решения, за свои действия и их результаты, за допущенные ошибки. Это и объективная оценка своей деятельности. Одни только профессиональные знания эти качества сформировать не могут.
Деятельность любого человека, и специалиста в том числе, осуществляется в определенной социокультурной среде, включена в систему экономических, политических, национальных и других отношений. Уровень и характер этих отношений зависят от культуры участвующих в них людей. Поэтому приобщение к культуре, изучение ее – важное условие успешной высокопрофессиональной деятельности, к которой готовится студент, важная составлящая его гражданских качеств как члена общества.
Без приобщения к культуре, важнейшей частью которой является гуманитарное образование, невозможно сформировать самостоятельно думающую, ответственно действующую личность. Личность формируется всей системой гуманитарного образования. Профессиональная подготовка прилагается к личности. Не будет личности, не будет профессионала.
Каждый человек, являясь членом общества, участвует в политической жизни. Он участвует в ней даже тогда, когда он якобы не интересуется политикой, игнорирует происходящие в обществе процессы и даже не ходит голосовать. Но это тоже участие, выражающее негативное отношение к происходящему. Основано оно на взглядах, которые сложились у такого человека в силу разных причин: здесь и неудовлетворенность действительностью, своим положением, убеждение, что «от нас ничего не зависит», незнание, как и что нужно делать, чтобы жизнь изменилась к лучшему.
В нашей стране произошли колоссальные изменения. Отказавшись от существовавшего более семидесяти лет тоталитарного государства, мы приступили к строительству государства демократического. Произошла смена идеологий, изменилось общественное сознание. Эйфория первых перестроечных лет сменилась глубоким раздумьем: строить новые общественные отношения, создать государство, основанное на иных, чем существовавшие, принципах, совсем не просто.
Времена перемен всегда тяжелое бремя для тех, кто в них оказался. Но: «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (Александр Кушнер).
Мы строим демократическое общество. Однако люди, оказавшиеся под прессом преобразований, изменивших их социальный статус, лишенные достойного человека существования, утратившие многие из прав, столь естественных и привычных в советское время, начинают тяготеть к тоталитарному режиму. Споры и поиск оптимального государственного устройства не прекращаются. Высказываются самые разные мнения. Часто со ссылкой на историю. Обратимся к ней.
Античность. Древняя Греция. Афины. В острой напряженной борьбе демоса против родовой аристократии побеждает демос – народ. Правит не единичный правитель, поддерживаемый родовой аристократией, а целый коллектив рабовладельцев – свободных граждан полиса – города-государства. Утверждение демократической формы правления и борьба за нее научили древних греков по достоинству ценить реальные способности и возможности человека – не сверхчеловека, не высокомерного властелина, а свободного, политически активного гражданина. Древняя Греция – рабовладельческое государство, но труд здесь не считается унизительным для свободного человека (как это будет позднее в Древнем Риме), причем любой труд – плотника, скульптора, каменщика, чеканщика, гончара, морехода. Греки гордились своим демократическим строем, основанным на началах равной активности, равной ответственности каждого гражданина за общее дело. В то же время они считали, что разумное общественное устройство должно находиться в согласии с природой человека, а не подавлять его. «Человек – мера всех вещей» (Протагор).
В демократии и гуманизме греческого общества лежит разгадка «греческого чуда»: создание великой культуры, ставшей основой всей европейской цивилизации, более двух тысячелетий питающей философию, науку, искусство.
И в то же время тот же греческий народ, живущий в тех же географических условиях, что и афиняне, на перекрестке тех же торговых путей, в окружении тех же цивилизаций, не создаст ни философии, ни науки, ни искусства. И оставит в памяти истории воспоминание о сильных, жестоких воинах, хороших спортсменах и о ставших легендами исторических фактах уничтожения новорожденных младенцев, если они оказались слабыми и хилыми, о жестоких наказаниях за ослушание, о жесткой регламентации государством жизни граждан, вплоть до вмешательства в их личные отношения. Это Спарта – образец казарменного государства, где существовали социальные касты и даже принадлежавшие к высшей из каст – спартиаты – были лишены права на индивидуальность.
И если Афины оставили в истории огромное количество имен ярких индивидуальностей (философия – Сократ, Платон, Аристотель, скульптура – Фидий, Мирон, Пракситель, Поликлет, литература – Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан; список далеко не полон – это только самые выдающиеся, чьи имена и чьи творения не утратили своей значимости и сегодня), то Спарта не оставила имени ни одной личности, след которой не затерялся бы в истории. Разве что имена некоторых правителей, особо отличившихся своим жестким и жестоким следованием устоям этого государства, или имя Ликурга, определившего эти устои.
Мировой опыт показывает, что общество развивается наиболее успешно, если правители исходят из интересов людей, если люди свободны от диктата «сверху», способны самостоятельно принимать решения, совершать поступки и действия и быть ответственны за них. А это требует широкой образованности и следования нравственным принципам. Недостаток знаний, некомпетентность представляют серьезную угрозу обществу. Демократия несовместима с невежеством.
Пройдет время, и история, на какой-то период охладевшая к культуре Античности и даже в чем-то отвергающая ее, вновь обратится к ней, и этот возврат даст имя целой исторической эпохе – Возрождение, Ренессанс. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех до того времени пережитых человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености», – так охарактеризовал эту эпоху Ф. Энгельс [2, с. 346][1].
Развитие промышленности, товарно-денежная форма хозяйствования потребовали инициативы, знаний, активности, самостоятельности, смелости в принятии решений, многообразных форм деятельности. Это рождало веру в возможности человека, уважение к личности, осознание ее достоинств, ее ценности.
Ренессансное понимание сущности человека сформулирует философ Пико делла Мирандола, утверждая, что она была определена самим Богом при сотворении им человека: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было бы удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные» [3, с. 507–508].
Человек – в центре мира. Человек – творец самого себя.
Истоки такого миропонимания мыслители Возрождения видели в Античности. Но ренессансный гуманизм, продолжая традиции гуманизма античного, отличается от него так же, как волевой, предприимчивый человек начала буржуазной эпохи отличается от человека античного полиса.
Возрождение охватило всю Европу и породило невиданный расцвет творческой активности во всех сферах человеческой деятельности: в промышленности, технике, науке, искусстве. Особенно в искусстве. Но ренессансная стадия развития проходила в странах Европы по-разному, не одновременно и достигла не одинакового уровня.
Классическим центром ренессансной культуры стала Италия. Причин тому немало. Одной из важнейших было то, что борьба против феодалов (а феодальная раздробленность стала препятствием для новой системы хозяйствования) в Италии завершилась установлением республиканской формы правления, в то время как в других странах Европы установилась монархия, а третье сословие от участия во власти было отстранено.
В Италии борьба городских коммун против феодальных сеньоров дала возможность третьему сословию установить свой государственный строй, сохранить участие в общественной жизни. Итальянские города-республики и стали центром и вершиной культуры Возрождения.
Не будем идеализировать эту эпоху. Она была насыщена напряженной борьбой, междоусобицами, коварными методами достижения власти (об этом повествует Макиавелли в своем сочинении «Государь»). Но в то же время это эпоха больших открытий и великих творцов. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан создали образ волевого, интеллектуального человека, творца своей судьбы. Все, что люди любили, чем восхищались в жизни: ум, доблесть, энергия, мудрость стариков, нежность детей, красота женщин, – все это запечатлено в их творчестве и выражает идеи и дух Возрождения.
Знание истории культуры не только расширяет кругозор человека, не только обогащает его духовно, но и дает ориентиры в политической жизни, убеждая, что общество, в центре деятельности которого находится человек, где создаются условия для его активного участия в общественной жизни, проявления способностей каждого, общество, где востребованы знания, талант и поощряется творчество, – достигает высокого уровня развития.
Диалог с культурой прошлого помогает осмыслению современности.
Мир меняется. Современный мир становится все более единым. Расширилась сфера общения людей, упростились возможности их перемещения из страны в страну, из государства в государство. И, даже не перемещаясь, люди, благодаря современной технике, могут общаться друг с другом. Общение людей разных национальностей, разных культур, разных взглядов – часть современной жизни. А это требует взаимопонимания. Как его достичь?
В то же время обострились отношения между нациями, народами, различными социальными группами. Идут межнациональные войны. Как устранить все это зло?
Неразумное пользование природой привело человечество к экологическому кризису, поставило у последней черты. Сохранить жизнь на Земле можно только общими усилиями всех людей, живущих на планете. Есть еще немало проблем, которые могут быть решены только согласованными действиями всего человечества: предотвращение мировой войны, использование Мирового океана и освоение Космоса, проблемы демографии, природных ресурсов и т. д. Для их решения необходима выработка общих программ и их реализация. Это, в свою очередь, требует взаимопонимания всех без исключения населяющих Землю людей, потому что любая из этих проблем касается каждого и решить их можно, повторим это еще раз, только сообща.
Объединяющим все человечество фактором является культура. Она разная у разных народов. Но, постигая культуру другого народа – его нравы, обычаи, традиции, быт, искусство, в котором национальное своеобразие каждого народа находит наиболее полное выражение, мы научимся понимать его. Взаимопонимание – необходимое условие выработки и реализации общих решений. Роль культуры в этом трудно переоценить.
Но надо не просто узнавать все многообразие национальных, конфессиональных культур, но и научиться видеть в другой культуре, не похожей на нашу, именно другую, иную культуру, а не чужую и не враждебную.
Познание культуры народов, живущих на Земле, не только будет способствовать нахождению общего языка между ними, но и поможет лучше узнать, оценить свою собственную культуру. Мы живем в созданной нами культурной среде, и часто принимаем ее как данность. При сопоставлении с культурами других народов мы ощущаем своеобразие и особенности своей культуры. Необходим диалог не только с культурой прошлого, но и диалог современных культур.
Таким образом, изучение и постижение истории культуры, всего многообразия культуры современной, культуры разных стран, наций, народов, человечества в целом становится основой формирования той человеческой общности, которая помогает предотвратить межнациональные конфликты, войны, решить глобальные проблемы.
Постижение культуры – основа и фундамент единения людей.
Необходимость широкого гуманитарного образования в формировании высоконравственной личности, ее гражданских и человеческих качеств, мировоззренческой позиции, в осознании своего места в культуре и культуры в ней неоспорима.
Но хотелось бы еще раз подчеркнуть, что введение в программу вузов культурологии – важная и неотъемлемая часть профессиональной подготовки специалиста.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 3 Курс на Мекку
Глава 3 Курс на Мекку Внутри авиалайнера «Тристар Л-1011» все зеленое. Различные оттенки этого традиционного для ислама цвета накладываются друг на друга, как бы иллюстрируя единство уммы. И этим влияние ислама не ограничивается. Кокетливых сотрудниц из Магриба,
КУРС НА СЕВРЮЖИНУ С ХРЕНОМ
КУРС НА СЕВРЮЖИНУ С ХРЕНОМ Петровская перестройка была из разряда столярных работ: Петр, как папа Карло, взял страну, как полено, и вытесал из нее Буратино. Леса нарубили порядком, но по большей части – в щепки. (Не так ли собирался поступить с человечеством другой «Карла»
Новый политический курс и национальное самосознание
Глава седьмая Курс выживания в Харбине
Глава седьмая Курс выживания в Харбине Как известно, когда в начале 1920-х годов в Харбине стало появляться все больше и больше русских беженцев, большая их часть состояла из бывших солдат и офицеров армий Колчака, казачьих корпусов Семёнова и отряда барона Унгерна. К ним
Наследие Ленина – курс на беспощадную диктатуру пролетариата
Наследие Ленина – курс на беспощадную диктатуру пролетариата Последние годы и месяцы Ленина были не только эпохой «коренного изменения точки зрения на социализм», но и временем обострения конфликта большевиков с интеллигенцией, который вылился в известный акт высылки
ВТОРОЙ КУРС
ВТОРОЙ КУРС СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВоспитание актера школы Станиславского предполагает правильное сочетание работы над собой с работой над ролью. Начиная со второго курса эти две линии должны идти параллельно, укрепляя и обогащая друг друга. Продолжая работу по
ТРЕТИЙ КУРС
ТРЕТИЙ КУРС СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫНачиная с третьего курса центр тяжести в преподавании основ актерского искусства перемещается с работы над собой на работу над ролью. К этому моменту ученики подходят достаточно подготовленными: овладение артистической техникой и опыт
ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС
ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫЧетвертый год обучения посвящается подготовке и выпуску дипломных спектаклей. Происходит закрепление на практике всего, что было пройдено на предыдущих трех курсах. Продолжается освоение метода сценической работы на разнохарактерном
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ИЗУЧАТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЮ
Быстрые темпы социальных перемен в России, модернизация общества и распространение рыночных отношений во всех сферах материальной и духовной жизни предъявляют новые требования к системе подготовки специалистов с высшим образованием.
Центральной идеей философии образования на современном этапе является усиление гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.
Гуманитарные основы образования способствуют формированию мира духовных ценностей молодого поколения, представлений о достоинстве и чести, ответственности и долге, правах и обязанностях, патриотизме и трудолюбии, уважении к личности и милосердии. Гуманитарные науки приобщают молодого человека к богатствам мировой и отечественной культуры, содействуют установлению взаимопонимания и согласия между народами.
Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие национально-этнической самобытности культур, изучение динамики и диалектики функционирования культур в обществе, формирование духовных ценностей человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания.
Необходимо подчеркнуть, что культурология возникла на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, педагогика, этика, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика, искусствознание.
Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.
Антропология и этнология способствуют изучению национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.
Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только «питательная» среда, но и необходимый фундамент культурологии.
Может возникнуть вопрос: что нового прибавляет культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает всего «объема» культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур.
Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Знание культурологии существенно для достижения духовной зрелости, для формирования способности мыслить о социальных и человеческих проблемах с научных позиций, для умения считаться с плюрализмом мнений и ценностей, для воспитания в человеке черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.
Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развивают чувство ответственности за исторические судьбы мировой культуры.
Современный мир отличается особой напряженностью, динамизмом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом в поиске согласия, утверждения приоритета общечеловеческих ценностей.
Высокая миссия культуры не ограничена только глобальными проблемами. Она обращена непосредственно к человеку, его повседневной жизни, определяет ориентиры и смысл человеческого существования, открывает путь к свободе и творчеству, дает внутренние силы для преодоления жизненных тревог, драм, трагедий, вселяет оптимизм и надежду, способствует раскрытию индивидуальности.
Для их решения требуются согласованное использование экономических, научно-технических, интеллектуальных и духовных ресурсов всего человечества, усилия всех стран и народов, каждого человека. Единство усилий человечества на пути выживания альтернатив не имеет. Не имеет альтернатив и тенденция формирования планетарной целостности. Вопрос заключается в характере этой целостности. Будет ли это искусственное, тоталитарное целое или целостность живая многоцветная, сложная, многополюсная?
Однако интерес к феномену культуры не определяется только процессами глобализации. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека.
Вот почему в современном образовании обострился интерес к культуре как фактору социального развития. Исследователи все чаще приходят к убеждению, что именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества или даже целого региона накладывают отпечаток на социально-историческую динамику. Многие теоретики связывают судьбы мира с философским постижением культуры в целом или культуры отдельного народа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел дисциплины № 1. Предмет и структура культурологии
Социальные и теоретические предпосылки культурологии. У истоков культурологии. Формирование в XIX веке наук о культуре: философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры. Возникновение междисциплинарного культурного анализа в ХХ веке. Культурология как интегральное выражение гуманитарного знания. Предмет, структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры.
Философия культуры: возникновение и эволюция. Человек как культурное существо (И.Г. Гердер, В. фон Гумбольдт). Теории прогресса культуры (Ж.А. Кондорсе, О. Конт и др.). Циклические теории (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П.А. Сорокин). Культура и цивилизация. Германская культурно-критическая традиция. З. Фрейд и психоанализ культуры.
Социология культуры. Классические теории (Э.Д. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер). Социология культуры Альфреда Вебера. Новейшие теории в социологии культуры: Н. Элиас, Ю. Хабермас, П. Бурдье, Дж. Инглхард.
Культурная антропология: возникновение антропологии как учения о многообразии человеческих культур и обществ. Культурный плюрализм. К. Леви-Строс и теория символических систем. Теоретические концепции: А. Радклиф-Браун, Б. Малиновский, Р. Бенедикт, С. Айзенштат, К. Гирц, М. Дуглас. Культурология и теория культуры. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований. Основные методы анализа культурологических исследований: исторический, сравнительно-исторический, морфологический, цивилизационно-типологический, структурно-функциональный, семиотический, структуральный и др. Дискриптивно-классифицирующий метод исследования культуры (Дж. Фрезер, Э.Б. Тайлор). Системный подход к анализу культуры. Преобладание феноменологического подхода в исследованиях культуры XIX в. Доминирование структурно-функциональной интерпретации культуры в ХХ веке. Деятельностный подход к культуре. Две ориентации деятельностного подхода к культуре в отечественной культурологии: культура является процессом творческой деятельности (М. Каган, Н. Злобин и др.), культура – специфический способ деятельности (Э. Маркарян, В. Давидович, Ю. Жданов).
Раздел дисциплины №2. Понятийный аппарат культурологии
Культура. Разнообразие дефиниций культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена: описательные, антропологические, аксиологические, нормативные, адаптивные, исторические, функциональные, семиотические, символические, герменевтические, идеационные, психологические, дидактические, социологические. Классификация А. Кребера и К. Клакхона. Современные научные представления о культуре. Необходимость межпредметного подхода.
Морфология культуры. Закономерности строения культуры. Процессы формообразования культуры в онто- и филогенезе. Проблемы происхождения культуры. Структура культуры. Динамика культуры. Язык культуры. Функции культуры. Деятельность и взаимодействие. Специализированный и обыденный уровни культуры. Внутренняя дифференциация культуры. Три основных типа каналов связи между специализированным и обыденным уровнями культуры. Система общего образования. Средства массовой информации. Учреждения культуры. Понятие профессиональной культуры.
Культурные коды. Понятие культурного кода. Культурные коды в специализированных сферах культуры. Языки различных культур как различные видения мира. Система кодирования культурной информации. Значение в этих процессах архетипа. Система кодирования культурной информации. Социокоды. Культура и философия. Культура и искусство. Культура и религия. Наука и культура. Право и культура. Политика и культура.
Межкультурные коммуникации. Принципы взаимодействия культур в международных отношениях. Структура взаимодействия культур в сфере морали, права, науки, художественной культуры, политической культуры и т.д. Уровни взаимодействия культур: между этическими общностями; между нациями; между цивилизациями. Амбивалентность взаимодействия. Механизмы взаимодействия культур: прибавление, усложнение, обеднения, эрозия. Факторы конфликтности, формы подавления, реакция на подавление. Торговля и война как способы взаимодействия. Пути улаживания межэтнических конфликтов; разделение труда, создание межэтнической культуры, самоизоляция, сегрегация. Факторы интеграции этнических групп: степень сходства, интенсивность связей, общий исторический опыт. Рамки межнационального взаимодействия. Общение между цивилизациями как наиболее развитая форма взаимодействия. Зависимость взаимодействия от уровня и периода развития. Колонизация и этнокультурные процессы. Особенности европейского колонизма в сфере культуры в XIX – XX вв. Воздействие колонизации. Эгалитаризм. Европоцентризм. Американоцентризм. Афроцентризм. Транснациональные корпорации и культурная экспансия. Современные тенденции межкультурного взаимодействия. Расширение сферы общемировой культуры. Усиление плюрализма национальных культур. Диалог мировых культур. Концепции и опыт ЮНЕСКО, Европейского сообщества и т.п.
Культурные ценности и нормы. Ценностная природа культуры. Понятие культурной нормы и культурной ценности. Классификация ценностей. Эволюция ценностей Проблема ядра и периферии ценностных систем. Ценностный аспект межкультурной коммуникации Теории ценностей (Э. Дюркгейм, Р.Б. Перри, Дж. Дьюи, П. Сорокин, Т. Парсонс, В. Келер, Олпорт). Ценность в политической экономии (К. Маркс). Ассимиляция ценностей при культурном контакте. Нормы как средство добровольного и осознанного сотрудничества людей. Классификация норм по сферам деятельности. Нормы в поведении, хозяйственной деятельности, политике, языке, художественной культуре. Санкционирование норм. Нормы и право. Нормотворчество и предел нормативности. Нарушение норм и смена стереотипов. Отношение индивида к принятым нормам.
Социальные институты культуры. Сущность социальных институтов. Формальные и неформальные социальные институты. Институты культуры и социализации. Институты культуры: семья, образование, наука, художественные учреждения и т.п.). Проблемы управления культурой. Основные институты, регулирующие культурную деятельность: государство, церковь, образование, рынок. Интеллигенция и институты управления культурой. Культура и рынок. Влияние коммерциализации на культуру. Меценатство и фонды как формы регуляции культурной деятельности и жизни. Конкурсы. Опыт различных стран в государственной и рыночной регуляции культуры. Современная индустрия культуры. Культурный менеджмент и «шоу-бизнес».
Культурная самоидентичность. Самоконцепция как культурный феномен. Идентичность. Типы и формы идентичности. Ритуалы и идентичность. Социальная и личная идентичность. Национальная и групповая идентичность. Инсценирования «Я» и стратегии идентификации. Культурная идентичность Запада. Культурная идентичность Востока. Механизм идентичности. Парадоксы персонификаций. Этноцентризм. Национализм. Грани образа («лицо»): позитивное и негативное.
Культурная модернизация. Формирование теории модернизации. Пути преодоления западноцентризма в оценке духовных аспектов развития. Сравнительные теории модернизации (М. Вебер, С. Хантингтон и др.) Концепции «вестернизации». Сущность модернизации. Социально-экономические, политические и социокультурные аспекты модернизации. Основные факторы модернизации. Противоречия модернизационного процесса. Социокультурная многоукладность как отражение противоречий. Варианты взаимодействия традиций и современности: симбиоз как сосуществование разных укладов во взаимноизолированных сферах; модернизация против традиционности и конфликт культур; синтез как приспособление современных элементов культуры к прежнему социокультурному достоянию и преобразование этого достояния. Социальные разрезы культуры переходного общества. Роль социально активных слоев: элиты, буржуазии, рабочего класса и крестьянства в процессах модернизации. Интеллигенция и культура в условиях модернизации общества. Межэтнические конфликты и способы их урегулирования. Модернизация и идеология. Фундаментализм как культурная ориентация.
Раздел дисциплины № 3. Типология культур и культурологические теории
Раздел дисциплины № 4. История мировой культуры
Концепция взаимосвязи культур мира, их взаимодействие. Модель культурной диффузии. Модель структуры культуры в развернутом виде (на основе осевой модели К. Ясперса).
Первобытная культура. Генезис культуры. Особенности первобытной культуры. Ритуал и его функции в первобытном обществе. Мифология, магия и религия. Шаманизм и шаманы, их роль в первобытном обществе. Происхождение искусства и его функции.
Культура Древнего Египта. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия и мифология. Теократический характер власти фараона в Древнем Египте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. Научная мысль: медицина, математика, астрономия и зачатки научного мировоззрения. Писцы и центры духовной жизни. Эстетические представления древних египтян. Гуманизм древнеегипетской культуры. Наследие Древнего Египта.
Культура Древнего Ирана. Культура Древнего Ирана в свете археологических исследований. Гигантская имперская машина. Сфера права. Ахеменидское искусство. Религия древних иранцев. Нравы, обычаи и повседневная жизнь древних персов. От суеверий к зачаткам науки. Культурные контакты персов с окружающими древневосточными цивилизациями. Значение культуры древнего Ирана.
Культура Индии. Предыстория: культура Хараппы и культура «Ригведы». Государство: теория и практика политической жизни. Повседневная жизнь: касты, семья и нравы. Религия: индуизм, джайнизм, буддизм и ислам. Философские концепции индийской культуры и научные знания. Искусство Индии, его истоки и специфика. Вклад Индии в мировую культуру.
Китайская культура. Уникальность китайской культуры: ритуал и этика в традиционном Китае. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм. Место буддизма в китайской культуре. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. Китайская социальная утопия. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи. Китайская семья: традиции и тенденции. Научный гений Древнего Китая. Иглоукалывание и прижигание в китайской медицине. Великий шелковый путь, китайская культура и Запад.
Японская культура. Культура Японии в кругу азиатских культур. Синтоизм, буддизм и конфуцианство. Эпоха законов. Сословие самураев и политика сёгунов. Возникновение современного государства. Специфика японского искусства. Поэзия, каллиграфия, живопись. Сценические искусства: драма Но, театр Кабуки. Архитектура и японские сады. Бытовая культура: искусство лака, керамика, икебана, чайная церемония, капитализм по Конфуцию. Культура Японии и XXI век.
Культура кочевников Евразии. Цивилизации земледельцев и кочевников. Общие черты евразийских кочевников. Первая стадия кочевания. Вторая стадия кочевания. Третья стадия кочевания. Оседлость. Быт хунну. Поверья и магические обряды монголов. «Зверинный стиль». Орнаментализм и изобразительность в искусстве раннесредневековых кочевников. Скифская цивилизация. Скифская модель мира. Великая Скифия. Судьба степных государств и объединений. Империя хунну и Китай. Чингисхан и его империя. Миф о варварах.
Культура Древнего Рима. Самобытность древнеримской культуры. От гражданина к подданному. От религии общения к мировой религии. Римское право. Место науки в системе мировоззрения. Римское искусство. Художественное конструирование и внутренняя форма римской культуры. Характер культуры и консервативная мораль. Наследие древнеримской культуры.
Византийская культура. Образование великой империи. Особенности византийской культуры. Рождение новой идеологии: от язычества к христианству. Реформы Исавров. Иконоборчество. Феодальная знать у власти. Комнины. Между Западом и Востоком. Расцвет культуры в XI –XII вв. Зарождение рационализма. Латинское завоевание. Последний взлет византийской культуры: гуманизм против исихазма. Быт и нравы Византии. Наследие византийской культуры.
Средневековая культура Западной Европы. Социокультурная ситуация в средневековой Западной Европе. Христианская теология и церковь, их роль в феодальном обществе. Священная инквизиция. Орден иезуитов. Средневековые школы и университеты. Схоластика. Греко-арабское наследие. Фома Аквинский и его «Сумма теологии». Западноевропейская наука в средние века. Алхимия как феномен средневековой культуры. Роджер Бэкон и опытное знание. Мистика. Латинская литература XII – XIII вв. Героический эпос. «Песнь о Роланде». «Песнь о Нибелунгах». Поэзия трубадуров. Рыцарский роман. Изобразительное искусство в средние века.
Культура эпохи Европейского Просвещения. Предпосылки и истоки европейского Просвещения. Основные черты культуры эпохи Просвещения. Католическое Просвещение. Наука и ее «идеалы и нормы». Политические и философские течения: стиль рококо, сентиментализм, классицизм. Культура эпохи Просвещения и Восток. «Век разума» и современность.
Культура XX века. Характер современной культуры. Масскульт и высокая культура Запада. Массовая культура как средство культурной войны. Социалистическая культура и ее особенности. Культурная самобытность народов мира. Многообразие культур и средства массовой информации. Космизация и экологизация культуры. Диалог культур Востока и Запада.
Раздел дисциплины № 5. История культуры России
Культура Древней Руси. Социальный и политический строй древнерусского государства. Русская Правда. Крещение Руси. Самобытность культуры средневековой Руси. Культурные связи Киевской Руси. Древнерусская литература. «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Слово о полку Игореве». Летописание и общественно- политическая мысль. Развитие знаний о природе и зачатки рационалистического мировоззрения. Ереси. Развитие и расцвет древнерусского искусства (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий). Бытовая культура Древней Руси. Политическая культура. Доктрина «Москва – третий Рим».
Культура России Нового времени. Эпоха преобразований Петра I. Петровские реформы как опыт государственной секуляризации культуры. Утилитаризм петровского времени. Реформы в области образования, развитие научного знания. Укрепление культурных связей с Западом. Расцвет дворянской культуры екатерининского времени. Особенности русского Просвещения. Дворянская усадьба как социокультурный феномен. Феномен русского масонства. Истоки русского сентиментализма, романтизма и славянофильства. Художественная культура XVIII века.
Культура советского общества. Революционный авангард. Приобщение широких народных масс к культуре и искусству. Революционная пропаганда в искусстве. Конструктивизм в архитектуре. Усиление партийного контроля в художественной культуре. Борьба против религии. Метод социалистического реализма. Социалистическая мораль: приоритет общественного над личным. Культура за «железным занавесом». Культура в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Утверждение советского патриотизма и гражданственности в искусстве. Искусство «шестидесятников». Официальное и катакомбное искусство. Авторская песня как выражение официального протеста. Диссидентство как социокультурный феномен: литература русского зарубежья. Экономический и социально-духовный кризис в обществе
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.