Для чего необходимо изучение биологических объектов 5 класс ответ на вопрос
Зачем человеку нужно знание биологии
Во время обучения в школе многие получаемые там знания кажутся неприменимыми в реальной жизни. Однако это нельзя отнести к биологии. Зачем же каждому человеку необходимо изучение этой науки?
Поэтому биология важна, во-первых, как источник знаний об окружающем мире. С помощью этой науки человек сможет узнать больше о живой природе вокруг себя. Но, кроме чисто познавательной функции, у этого раздела биологии есть и практическое значение. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса различных видов существ. Нельзя просто уничтожить один вид без того, чтобы вред не был нанесен всей системе. Такие знания могут убедить человека в том, что экологический баланс необходимо беречь.
Также биология полезна и в сфере экономики, особенно в сельском хозяйстве. Знание законов развития живых организмов помогло человеку научиться выводить новые виды, более приспособленные для культивирования в искусственной среде. Это значительно повысило урожаи и производство мяса, что особенно необходимо человечеству в период роста населения и сокращения природных запасов. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что изучение биологии изменило многие сферы деятельности человека. Но базовые знания в этой науке необходимы и неспециалистам для того, чтобы успешно ориентироваться в современном мире и делать правильный выбор, например, в ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, или с собственным здоровьем.
Конспект урока по биологии 5 класс Сонин Н.И. «Науки о живой природе»
Урок 2. НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований
Создать условия для ознакомления с лабораторным оборудованием и методами работы, правилами поведения в кабинете биологии, правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук
Образовательная: познакомить с различными видами проборов, применяемых для научных исследований, и использованием
их в практической деятельности человека; научить пользоваться увеличительными приборами и лабораторным оборудованием; сформировать умения и навыки практического характера: проводить лабораторные работы, выбирать необходимые приборы для измерений.
Развивающая: развивать учебно-интеллектуальные умения: мотивировать свою деятельность, воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное, осуществлять самоконтроль
в учебно-познавательной деятельности.
Воспитательная: формировать мировоззрение и расширять кругозор учащихся за счет знакомства с оборудованием для научных исследований; вызвать осознание необходимости соблюдения правил техники безопасности в обращении с лабораторным оборудованием и санитарно-гигиенических условий труда; содействовать трудовому воспитанию учащихся; воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков; урок-практикум
Планируемые
результаты
(предметные)
Учащийся научится пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологических знаний; определять основные методы биологических исследований; будет знать основные свойства живых организмов; признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ
Будут сформированы : навыки обучения; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной деятельности; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой
на функциональность; выполнять лабораторную работу; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.
Познавательные – научится : устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; работать с информацией; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией
Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
Формы и методы обучения
Методы: наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, работа с оборудованием, оформление лабораторной работы)
Биология, свойства живых организмов, лупа, микроскоп, ихтиология, цитология, физиология, бактериология, микология, орнитология, зоология, ботаника, анатомия
Увеличительные приборы: лупа, микроскоп; измерительные приборы: линейка, термометр, секундомер, мерный цилиндр; лабораторное оборудование: пробирка, пипетка, химический стакан, колба
Презентация по теме «Наука биология». – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/prezentaciya-nauka-biologiya
Организационная структура урока
I. Актуализация опорных знаний урока.
Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала
Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Организует беседу
по уточнению и конкретизации первичных знаний:
– Что изучает наука биология? (Живые организмы.)
– В каких областях жизни человека могут использоваться знания биологии? (Медицина, сельское хозяйство и т. д.)
– Какие средства использует человек, для того, чтобы изучать биологические объекты? (Оборудование. микроскоп, лупу, медицинские инструменты, ЭКГ, рентген и др.)
– Для чего необходимо знать и изучать биологию? Живые объекты? (Знание строения человека применяются в медицине; строения растений и живот-
ных – в сельском хозяйстве, для создания лекарств, продуктов питания.)
На этапе актуализации также можно использовать тест по теме «Что такое живой организм» [1].
Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения однокласс-
ников
Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Обеспечение мотивации
и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Мотивирование к определению темы
и постановке задач урока
Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:
– Вы уже знаете, где применяются биологические знания. Для того чтобы вылечить человека, необходимо сначала определить больной орган и причину болезни. А для этого врач должен знать строение человека, его органов и тканей. Еще издревле люди применяли свои знания о живых объектах на практике. Используя знания о строении семени, первобытные люди правильно хранили семена и использовали их для посадки на следующий год и получения урожая. Можно приводить огромное количество примеров, но суть всех знаний о живых объектах сводится к тому, что для получения знаний человек сначала наблюдал и изучал объект, описывал его, собирал различные сведения. А уже потом, систематизировав данные, применял их на практике. О методах изучения природы и ее объектах мы поговорим на следующем уроке, а сегодня познакомимся с оборудованием, при помощи которого эти объекты могут быть изучены.
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
– Сегодня мы рассмотрим, какие науки относят к ес-тественным, многообразие биологических наук и пред-меты их изучения. Также познакомимся с лабораторным оборудованием и различными видами проборов, применяемых для научных исследований. Узнаем, как их используют в практической деятельности человека; научимся пользоваться увеличительными приборами и лабораторным оборудованием
Отвечают на вопросы учителя. Слушают
мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 6 Эксперимент в биологии
Стр. 42. Вопросы в начале параграфа
№ 1. С какой целью проводят научные исследования?
Научные исследования проводят для того, чтобы изучить, описать или пояснить какое-то определенное явление, а также предложить новый метод в решении поставленной задачи (действий, ради которых и начинало проводиться это научное исследование).
№ 2. От чего зависит выбор методов в научном исследовании?
В работе все методы научного исследования органично дополняют друг друга и взаимосвязаны. Выбор какого-то определенного метода зависит, прежде всего, от специфики исследования, от плюсов и минусов самого метода, а также от того, какие результаты ожидается получить. Например, сравнительный анализ позволяет выделить причинно-наследственные связи, выстроить логическую цепочку.
Стр. 45. Вопросы после параграфа
№ 1. Какое значение имеют биологические исследования?
Биологические исследования являются основными методами анализа, которые применяются при исследовании живой материи. Они позволяют выяснить влияние разных факторов (температура, освещенность, влажность и т.д.) на живой организм.
№ 2. Какие этапы выделяют в научном исследовании?
В научном исследовании выделяют следующие этапы:
Наблюдение за изучаемым объектом или явлением;
Обобщение полученных результатов в результате наблюдения;
Разработка и проведение эксперимента;
Анализ и сравнение полученных результатов эксперимента;
№ 3. Что такое научный эксперимент? С какой целью он проводится?
Научный эксперимент – это наблюдение, которое производится в специально организованных и контролируемых условиях и позволяет установить, как все эти условия влияют на конкретный объект или явление. Он проводится для того, чтобы подтвердить или опровергнуть научные предположения, которые называются гипотезами.
№ 4. Почему в эксперименте проводят наблюдение как минимум за двумя группами объектов?
Две группы объектов выбирают, чтобы сравнить полученные результаты и сделать максимально точный вывод. Также наблюдение как минимум за двумя группами позволяет не только подтвердить предположения, но и опровергнуть их, подкрепляя надежной доказательной базой.
№ 5. Чем гипотеза отличается от закона или теории?
Гипотеза – это научное предположение, которое поясняет возможные причины определенных явлений и выдерживает проверку эмпирическими методами. В результате исследований она либо подтверждается и принимает статус закона, либо опровергается.
Закон является описанием неизменных регулярностей, которые происходят в природе постоянно (например, естественный закон или закон природы). Его свойства – необходимость возникновения при точно сформулированных условиях, периодичность.
Теорией называют совокупность нескольких таких законов, которые относятся к одной и той же области познания. Не редко понятия «теория» и «закон» употребляются как равноправные.
Стр. 45. Подумайте
Чем эксперимент отличается от наблюдений?
Эксперимент является методом научного познания, для реализации которого объект погружается в искусственно созданные условия, а его поведение управляется экспериментатором. Цель его состоит в проверке гипотезы, в поиске новых фактов, которые бы смогли дать ответы на важные научные вопросы.
Наблюдение является методом познания, при котором наблюдающим изучаются и фиксируются свойства исследуемого объекта. При таком методе вмешательства в естественную среду минимальны, а выполнять наблюдение можно даже без специальных знаний и при отсутствии техники и оборудования.
Главным отличием эксперимента от наблюдений является способ взаимодействия с изучаемым объектом. Во время эксперимента происходит активное вмешательство в ход событий и их направление в нужное русло, тогда как при наблюдении наблюдатель стоит в стороне и только изучает объективные данные. Во время эксперимента подтверждается гипотеза, которая была сформулирована ранее. Во время наблюдения получают новые данные и собирают ранее неизвестную информацию.
Стр. 45. Задание
№ 1. Используя дополнительные источники информации (научно-популярную литературу, справочники, статьи, в том числе и ресурсы сети Интернет), выясните, какие биологические эксперименты проводятся в настоящее время. Выберите из них наиболее понравившийся вам и подготовьте о нём краткое сообщение.
На сегодняшний день одним из биологических экспериментов является исследование влияния условий космического полёта на эмбриогенез, онтогенез, органогенез и поведение гетеротрофных организмов (рыб), обитающих в водной среде, которое называется «Аквариум». Проводит его институт медико-биологических проблем Российской академии наук. Областью исследования является космическая биология и биотехнология.
Цель данного эксперимента заключается в исследовании всех этапов процесса онтогенетического развития у органогенеза у гетеротрофных водных организмов в условиях космического полета. Также изучается и влияние микрогравитации на поведенческие реакции этих организмов. Все это необходимо для решения вопросов фундаментальной биологии, а именно для реализации в дальнейшем возможностей использовать водные организмы в качестве биологического звена, которое позволит обеспечить жизнедеятельность экипажей пилотируемых космических комплексов.
К основным научным задачам относят исследование поведения рыб в условии космического полета и изучение возможности продолжительного содержания их на борту орбитальной станции. Также во внимание берется разработка способов и методов культивирования водных организмов на борту космических аппаратов. В качестве объекта используются рыбы медака и личинки комара хирономиды.
№ 2. Самостоятельно поставьте биологический эксперимент. Возьмите две небольшие баночки. В каждую из них налейте воды. Поместите в них по луковице, как показано на рисунке 25. Одну баночку с луковицей поставьте на окно, которое хорошо освещается солнцем, а другую – там, где практически солнца не бывает. Температура в обоих случаях должна быть одинаковой. По мере необходимости доливайте в баночки воду. Проведите наблюдение за происходящими изменениями в течение 10 дней. Результаты наблюдений записывайте в таблицу «Влияние света на развитие листьев лука» (табл. 3)
Таблица 3. Влияние света на развитие листьев лука
Что наблюдали | Результаты наблюдений | |
---|---|---|
Баночка № 1 | Баночка № 2 | |
Листья появились | 15.10.2020 | 12.10.2020 |
Длина листьев на 5-й день | 2 см | 2,5 см |
Длина листьев на 8-й день | 3,1 см | 3,6 см |
Длина листьев на 10-й день | 5,2 см | 5,8 см |
Окраска листьев | Ярко-зеленые | Бледно-зеленые |
Внешний вид листьев | Сочные, широкие, упругие | Вялые, неровные, тонкие |
Сделайте выводы о влиянии уровня освещённости на развитие листьев лука.
Луковицы в обеих баночках дали корни, которые практически ничем не отличаются. Листья же визуально значительно отличаются. У луковицы, которая прорастала в темноте, листья очень светлые, сильно вытянутые и слабые. Так произошло, потому что растению не хватало солнечного света, а значит, у него не было возможности полноценно фотосинтезировать. У луковицы, которая прорастала в месте, которое хорошо освещалось солнцем, крепкие, темно-зеленые и сочные листья. Благодаря тому, что всегда был доступ к свету, процесс фотосинтеза происходил активно без нарушений. При этом можно было наблюдать, что у лука, который рос в темноте, листья появились первыми и выросли быстрее.
Стр. 48. Задания для любознательных
№ 1. Используя в качестве образца инструкцию по выращиванию кристаллов соли на с. 14 учебника, предложите план проведения эксперимента «Влияние условий (температура, концентрация раствора, использование различных видов соли и т. д.) на образование и рост кристаллов».
План проведения эксперимента:
Внимательно изучить, что такое солевой раствор и каковы его свойства.
Соляной раствор должен быть насыщенным. Воды нужно брать из расчета 40 грамм соли на 100 грамм горячей воды.
Вода обязательно должна остыть, после чего ее нужно отфильтровать, процеживая через несколько слоев марли или фильтровальную бумагу.
Кристаллик соли, прикрепленный к леске, не должен касаться дна емкости.
Чтобы обеспечить рост кристаллов, нужно поставить емкость в темное место и соблюдать комнатную температуру.
Ни в коем случае нельзя передвигать или трясти емкость, так как можно нарушить естественный процесс образования кристаллов соли.
№ 2. Сформулируйте проблему исследования, интересную для вас. Предложите этапы этого исследования.
Мне интересно исследование дыхания растений. Как показывают наблюдения за растениями, они могут дышать. В процессе дыхания растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Так же, как и все живые организмы на нашей планете, они получают энергию солнца, которая необходима для их жизнедеятельности. Интересно узнать, растение дышит определенными органами или нет? Этапы такого исследования могут выглядеть так:
Выдвижение гипотезы о том, что растения могут дышать отдельными органами, например, листьями, корнями или стеблями. Либо у них дышит только один орган.
Проведение эксперимента, для которого берется три прозрачные емкости. В первую емкость помещаются семена прорастающих растений, например, фасоли. Во вторую – корнеплоды моркови. В третью – свежесрезанные стебли растений с листьями. Емкости плотно закрываются и оставляются в темном месте. На следующий день нужно проверить изменения в составе воздуха во всех емкостях.
Анализ и сравнение результатов эксперимента. На стенках емкостей мы увидим пузырьки – конденсат, который образовался в результате дыхания растения.
Подведение итогов. Можно прийти к выводу, что все части растения дышат.
Глава 1
Строение и многообразие живых организмов
Биология. 5 класс
Конспект урока
Урок 2. Методы изучения биологии
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Биология, научный метод, наблюдение, эксперимент
Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).
Эксперимент – метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.
Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке мы обсудим с вами методы изучения природы.
Методом – называется последовательность действий, приводящих к определённому результату.
Ну, например, нам надо с вами порезать яблоко, сделать это можно разными методами. Я предлагаю вашему вниманию набор инструментов. Итак, что же нам выбрать ну, если мы хотим отрезать кружок от яблока, мы, скорее всего, воспользуемся с вами обычным ножом и разделочной доской. Попробуем, ура, получилось. Может быть, перед нами стоит более сложная задача и нам требуется нарезать яблоко дольками, для этого я предлагаю использовать вот такую яблокорезку, обратите внимание, ячейки яблокорезки разрежут яблоко на ровные дольки и при этом будет удалена сердцевина яблока. Приступаем. Отлично у нас всё с вами получилось. Но может быть, стоит задача измельчить яблоко, для этого я предлагаю использовать тёрку.
Результат использования данного метода налицо, подведём итог: метод, который мы выбираем для того, чтобы действовать, зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим и того инструмента, который мы имеем, но сегодня речь пойдёт о научном методе.
Научным методом, ребята, называется совокупность способов получения новых знаний. Мы ведь с вами на уроки и приходим, чтобы получать новые знания. И среди научных методов выделяют три основных, именно эти методы я сегодня вам и продемонстрирую.
Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос – способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге – законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.
Этот метод остаётся важным методом научного познания сегодня. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.
Так как наблюдение даёт возможность получить ответ па поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.
Эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт) – более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.
Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения.
Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.
Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры – термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени – часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Добавление подписей к изображениям;
Текст вопроса: Подпишите приборы.
Правильный вариант ответа:
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Выделение цветом;
Текст вопроса: Теоретические методы исследования