Для чего необходимо изучить маркетинговую среду предприятия
Изучение маркетинговой среды
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие маркетинговой среды и необходимость ее изучения
Маркетинговая среда в общем смысле включает в себя все то, что окружает фирмы и оказывает прямое либо косвенное влияние на ее деятельность и маркетинг. В более узком смысле под средой маркетинга принято понимать совокупность условий, субъектов и факторов внешнего и внутреннего окружения фирмы, которые предопределяют возможности развития ее маркетинговой деятельности и выстраивания долгосрочных отношений с потребителями.
Маркетинговая среда формируется за счет факторов, входящих в ее состав. Все они могут быть классифицированы на различные группы, в зависимости от места их возникновения, характера влияния и иных факторов. Так или иначе, маркетинговая среда делится на две базовые составляющие – макро- и микросреда (рисунок 1).
Рисунок 1. Общий состав маркетинговой среды предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Макросреда маркетинга включает в себя факторы дальнего внешнего окружения фирмы, которые не поддаются какому бы то ни было контролю со стороны организации. Микросреда маркетинга представлена непосредственным (ближним) окружением фирмы и ее внутренней средой.
Сама по себе маркетинговая среда выступает одним из важнейших объектов стратегического анализа. Особое внимание ее изучению уделяется в процессе выбора и разработки стратегии развития организации и ее маркетинга. На сегодняшний день потребность в исследовании маркетинговой среды обусловлена в первую очередь условиями рыночной борьбы за потребителя. Ее анализ и оценка выступают залогом успешного в долгосрочной перспективе развития любого бизнеса.
Методики исследования маркетинговой среды
Как показывает практика, в основу исследования маркетинговой среды нередко закладывается общая методика стратегического анализа внешнего и внутреннего окружения фирмы. К числу наиболее часто используемых методов исследования относятся:
Готовые работы на аналогичную тему
Рассмотрим каждую из представленных методик более подробно.
PEST-анализ является, пожалуй, наиболее широко распространенным методом изучения и оценки макро-маркетингового окружения. По сути своей он ориентирован на выявление и оценку политических, технологических, экономических и социальных факторов макросреды, оказывающих положительное либо отрицательное воздействие на деятельность хозяйствующего субъекта (включая ее маркетинговую составляющую) и ее развитие.
Проводится PEST-анализ в табличной форме, чаще всего строится четырехпольная матрица, каждый из квадрантов которой соответствует определённой группе факторов. При его проведении необходимо учитывать приоритетность факторов тех или иных групп с точки зрения направленности и силы их влияния, а также вероятности их активизации.
ЕТОМ-анализ направлен на изучение и оценку возможностей и угроз, которые несут в себе факторы внешней макросреды. Как правило, данный метод ориентирован на использование ограниченного числа факторов, выбор которых осуществляется экспертным методом. Проводится он также в матричной форме. В целом для него характерно стремление к обоснованию реакции конкретного бизнеса на четко определённую совокупность макро-средовых факторов.
QUEST-анализ предполагает необходимость оперативного сканирования внешней среды, посредством которого обеспечивается выборка наиболее значимых факторов макро-маркетинговой среды. В отличие от двух предыдущих методик он позволяет учитывать взаимодействие и взаимосвязь различных событий и факторов внешнего окружения, что позволяет использовать взвешенный подход при формировании программ оперативного реагирования на влияние макросреды.
SWOT-анализ по праву считается наиболее широко распространенным, известным и популярным матричным способом изучения внешней и внутренней среды маркетинга. Он предполагает аналитическую проработку сильных и слабых сторон, возможностей и угроз маркетинговой среды. Посредством построения проблемных полей он позволяет сформировать наиболее целесообразную модель рыночного поведения, в наивысшей степени отвечающую как внутреннему потенциалу, так и условиям внешней среды.
В основе проведения SWOT-анализа лежит использования как количественных, так и качественных методик. Первые позволяют дать количественную оценку воздействия тех или иных факторов на деятельность предприятия и ее маркетинговую составляющую, а вторые предполагают экспертные выбор оценочных показателей и факторов, подвергаемых аналитической проработке.
Порядок и принципы исследования маркетинговой среды
Изучение маркетинговой среды в основе своей опирается на ряд принципов. К основным из них относится системность и комплексность процедуры анализа и оценки факторов внешнего и внутреннего маркетингового окружения, научность используемых методов исследования и регулярность его проведения.
Сама процедура исследования маркетинговой среды связана с необходимостью последовательного прохождения определенных стадий (шагов), основными из которых являются:
Предопределяющая роль в исследовании маркетинговой среды отводится постановке целей и задач исследования. Полученные в результате его проведения результаты должны сформировать общую картину той среды, в которой организация осуществляет свою деятельность, а также дать вопросы на такие важнейшие вопросы, как: каким образом фирма может использовать возможности среды маркетинга для укрепления своего положения на рынке и как она может нивелировать существующие в ней угрозы.
Что такое маркетинговая среда: все просто
Узнайте, как маркетинговая среда может влиять на ваш бизнес и научитесь подстраиваться под обстоятельства
Маркетинговая среда — это совокупность окружающих компанию явлений и сил, которые влияют на ее способность вести прибыльную деятельность.
Содержание
Компании занимаются бизнесом не в вакууме, а под влиянием множества внешних и внутренних факторов. Одна из ключевых задач бизнеса — уметь быстро приспосабливаться к меняющимся условиям маркетинговой среды, предугадывать изменения на целевом рынке и следить за трендами.
Давайте узнаем, на какие виды делится маркетинговая среда.
Виды маркетинговой среды
Существует два основных вида: внешняя и внутренняя.
Внешняя маркетинговая среда
Это совокупность факторов, которые влияют на компанию извне. Внешняя маркетинговая среда делится на подвиды: макро- и микросреда.
В целом внешняя маркетинговая среда очень подвижна и масштабна, поэтому компании зачастую не в силах активно повлиять на нее.
Внутренняя маркетинговая среда
Это все, что касается самой компании, ее устройство и факторы, влияющие на развитие бизнеса изнутри. Компании могут влиять на внутреннюю маркетинговую среду, более того, они должны ее формировать таким образом, чтобы быть как можно сильнее и стабильнее перед влияниями внешней среды.
Давайте рассмотрим, какие факторы маркетинговой среды существуют.
Факторы маркетинговой среды
Если представить себе схему маркетинговой среды, то компания находится в центре со своей внутренней средой. Ее окружают непосредственно близкие факторы микросреды, а на всю совокупность этих факторов влияют всеобъемлющие факторы макросреды. Давайте перечислим все факторы маркетинговой среды.
Факторы внутренней среды
Факторы микросреды
Факторы макросреды
Многие из этих факторов могут влиять на ваш бизнес, поэтому важно понимать, как именно это происходит и гибко подстраивать свою маркетинговую стратегию под обстоятельства.
Поздравляем, теперь вы знаете, что такое маркетинговая среда и какие факторы могут влиять на успешность вашего бизнеса.
Маркетинговая среда
Что такое маркетинговая среда
Маркетинговая среда — это различные влияния на бизнес и условия взаимодействия с клиентами, партнерами, поставщиками и остальными участниками рынка. Важно уметь адаптироваться под эти влияния и глубоко их изучить.
Виды и факторы маркетинговой среды
В зависимости от факторов, маркетинговую среду разделяют на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя
Внутренняя маркетинговая среда — это потенциал компании:
возможности, ресурсы (трудовые, технологические и финансовые);
умение подстраиваться к изменениям внешней маркетинговой среды;
репутация, имидж и полученный опыт на рынке.
Какие факторы раскрывают потенциал:
руководители, акционеры и иерархия сотрудников;
профессиональные навыки, компетентность, должностные обязанности и мотивация персонала;
продвижение товаров и конкурентные преимущества;
продажи за установленный период;
бюджет, бухгалтерия, кредиты, доходы и расходы, заработная плата.
Внешняя
Внешняя маркетинговая среда — все, что может повлиять на деятельность компании извне. Внешнюю среду целиком сложно контролировать. Все глобальные процессы относят к макросреде, а более предсказуемой считается микросреда.
Микросреда фирмы. Предприятие и его сотрудники постоянно взаимодействуют с микросредой:
банками и госорганами.
Макросреда фирмы. Она оказывает влияние на бизнес независимо от его масштабов. Компоненты и факторы макросреды :
экономическая ситуация: платежеспособность аудитории, инфляция, отраслевые структуры, налоги;
политика и законодательство: контроль предпринимательской деятельности, контроль прав потребителя, санкции;
технологический прогресс: ужесточение требований безопасности, результаты новых исследований;
социально-демографические показатели: численность населения, классовость, потребительская культура;
социально-культурные изменения: массовая культура и ценности;
природа и экология: опасность производства для окружающей среды, качество сырья, энергетические ресурсы;
география: транспортировка сырья и товаров, сотрудники и партнеры из-за рубежа.
Структура анализа маркетинговой среды
Микровнешнюю среду нужно анализировать отдельно от макровнешней. Процессы сильно отличаются масштабами и воздействием на вашу деятельность.
Анализ микровнешней среды. Определите, какие внешние условия позитивны и способствуют развитию вашей компании, а какие несут угрозу. Проанализируйте целиком всю отрасль, чтобы избежать проблем и найти точки роста конкретно для вашего бизнеса.
Анализ макровнешней среды. Изучите законодательство, экономическое положение, общие мировые течения экономики и маркетинга. Адаптируйте деятельность компании под них. Это даст преимущества за пределами компании.
Особенности и принципы исследования среды маркетинга
Для исследования маркетинговой среды есть специальные методики.
Анализ PEST изучает политические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Technological) влияния. Помогает вовремя обнаружить новые тенденции и разработки.
Анализ ETOM (Enhanced Telecom Operations Map — расширенная карта телекоммуникационных операций) определяет потенциальные угрозы при выходе на рынок, помогает избежать крупных ошибок до старта продаж.
Анализ QUEST (Quick Environment Scanning Technique — техника быстрого сканирования внешней среды) считывает изменения и дает возможность быстро реагировать на внешние ситуации.
Анализ SWOT (Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы) подойдет для планирования стратегии.
Коротко о главном
Если вы занимаетесь бизнесом или только планируете, то внимательно изучайте и анализируйте маркетинговую среду.
И глобальные мировые процессы, и локальные действия ваших конкурентов, и изменения в законодательстве страны одинаково важны для анализа маркетинговой среды.
Поймите, какие факторы влияют на компанию и как можно уменьшить угрозы для развития.
Не игнорируйте изменения внешней среды, чтобы вовремя под них подстроиться.
Маркетинговые исследования: что это такое, зачем они нужны и как их проводить
Что такое маркетинговые исследования
Собранные сведения помогают оценить, выдержит ли компания конкуренцию, в каком ценовом сегменте работать, как формировать ассортимент. После изучения аудитории, бизнес может предложить клиентам продукт, цена и качество которого соответствуют реалиям рынка.
Для чего необходимо маркетинговое исследование
Цель маркетингового исследования – получить ответы на вопросы о ситуации на рынке. Представления о положении дел снизят уровень неопределенности и помогут принимать удачные управленческие решения.
Задачи маркетинговых исследований
Чтобы превратить МИ в эффективный инструмент для развития бизнеса, нужно собрать и проанализировать актуальную информацию. Для этого проводят детальные исследования разных направлений.
Маркетинговое исследование потребителей
Это поиск факторов, которые влияют на потребителей при выборе продуктов на рынке. К ним относятся: возраст, пол, социальное положение, доход. Эти факторы делят всех потребителей на группы. Покупатели каждой группы имеют схожие потребности и требования к товарам. Маркетологи выделяют целевую аудиторию, исследуют их предпочтения и прогнозируют спрос. МИ помогает создать эффективную рекламную кампанию.
Постройте результативную маркетинговую стратегию с помощью системы сквозной аналитики Calltouch. Сервис объединяет все расходы на маркетинг в одном окне и генерирует любые отчеты, помогает оценить эффективность рекламы и построить воронку продаж.
Сквозная аналитика
Исследования конкурентов
В рамках этого исследования изучают конкурентов, их сильные и слабые стороны, долю рынка, анализируют их действия и отклик аудитории. Это нужно, чтобы сформировать конкурентное преимущество для своей компании, улучшить ее работу.
В ходе исследования можно выбрать агрессивную конкурентную стратегию или, наоборот, найти пути взаимовыгодного сотрудничества.
Исследование потенциально возможных посредников
Маркетинговые посредники – это компании, которые помогут предпринимателю производить, доставлять, покупать и продавать товары. Работа с посредниками упрощает процессы. Легче заключить договор с транспортной компанией, чем создавать свою логистическую цепь. Или закупить продукцию у лояльного дистрибьютора, а не у производителя с требованиями к объемам и ценам. Поэтому изучение посредников необходимо, чтобы снизить издержки и отладить процессы внутри компании.
Исследование товара и его ценностей
Основная задача этого направления – определить, насколько товар соответствует потребностям покупателей. Для этого изучают запросы потребителей, прогнозируют их нужды в будущем, сравнивают продукцию с товарами конкурентов, исследуют ассортимент. Это позволяет оценить и доработать товары, запустить новинки, сформировать удачное рекламное предложение.
Маркетинговый анализ цен
Этот анализ идет одновременно с маркетинговым исследованием товаров. Он нужен, чтобы найти идеальное соотношение стоимости продукта к затратам и получить максимальную прибыль.
Для анализа считают общие расходы на производство, транспортировку и сбыт товаров. Отслеживают реакцию покупателей на изменение цен, анализируют ценовую политику конкурентов.
Исследование товародвижения и продаж
Исследование помогает найти оптимальный путь, который доводит товар до конечного потребителя. Для этого маркетологи:
Исследование систем стимулирования сбыта
Стимулирование сбыта нужно, чтобы увеличить продажи, улучшить репутацию и проводить эффективные рекламные кампании. Для этого исследуют поведение всех участников цепочки производства и сбыта, партнеров и покупателей.
Исследование рекламной активности
Главная цель исследования – оценить результаты запущенной рекламы, сопоставить ожидания и реальность, проанализировать сроки влияния рекламы на потребительское поведение. Так определяют, какие каналы (радио, телевидение, интернет) эффективнее, и сокращают бюджет на продвижение с максимумом пользы.
С помощью Calltouch автоматизировать и оптимизировать контекстную рекламу просто. Благодаря умному алгоритму работы Оптимизатор увеличивает конверсию и уменьшает стоимость лида.
Оптимизатор
Исследования внутренней среды предприятий
Этот анализ нужен, чтобы оценить ресурсы и возможности компании, найти слабые и сильные ее стороны. Такая работа помогает определить конкурентоспособность и улучшить качество процессов внутри.
Виды маркетинговых исследований
Виды маркетинговых исследований можно классифицировать по разным признакам. Какое именно МИ использовать, зависит от задач проекта.
Качественные исследования
Качественные исследования определяют, что нужно покупателю. Маркетологи изучают мотивацию потребителей, их потребности, склонности. Это глубокий анализ проблемы: записывают мнения небольших фокус-групп, проводят интервью, наблюдают за поведением людей в ситуациях, смоделированных психологами. Результат выражается словами, а не цифрами. Исследование создает портрет целевой аудитории, выявляет предпочтения.
Количественные исследования
С помощью количественных исследований изучают мнение больших групп людей. Такой формат увеличивает достоверность и объективность поступающей информации.
К ним относят все виды опросов: личные, телефонные, онлайн. Компании собирают данные, чтобы определить узнаваемость бренда или продукта, сформировать ЦА, определить долю и емкость рынка.
Комбинированные исследования
Они включают перечисленные выше виды маркетинговых исследований. Таким образом, охватывают широкую группу респондентов и одновременно глубоко изучают их потребности. Проведение комбинированных исследований требует больших затрат, поэтому используется реже, чем другие.
Первичные маркетинговые исследования
Первичными называются исследования, которые проводятся напрямую от источника, с нуля, без использования другой информации. Например, опросы, интервью эксперименты. Их польза в том, что они могут отвечать на конкретные вопросы, которые ставит перед ними компания. Есть и минусы: проводить исследования с нуля дорого и трудно.
Вторичные маркетинговые исследования
Анализ вторичных исследований строится на основании уже имеющихся источников: официальных данных, государственной статистики, информации из авторитетных изданий. Вторичные исследования дешевле, к ним легко получить доступ. Но легко нарваться на недостоверные или устаревшие источники, неправильно интерпретировать информацию.
Как понять, какое необходимо маркетинговое исследование
Сначала определяют цели аналитики, на какой вопрос она должна отвечать. Например, предприниматель решил продавать новый вид глазированных сырков. Он может дать исследователям запрос «проанализировать рынок глазированных сырков». Если компания планирует продажи только в столице, то можно уточнить вопрос по географическому признаку.
Затем устанавливают цели исследования. Это анализ эффективности маркетинга компании и его доработка. От цели зависит масштаб и стоимость работ. В зависимости от запроса и постановки цели выбирают способ исследования, например: опрос, привлечение фокус-группы или анализ данных.
Способы организации маркетинговых исследований
Организацию исследований проводят с помощью:
Без опыта организации МИ компании будет сложно провести исследование и проанализировать полученные данные, поэтому на первых этапах стоит отдать исследование на аутсорс.
Роль отдела маркетинговых исследований
Отдел МИ чаще формируется в крупных компаниях. Его создают, если компания часто использует исследования, содержать собственный отдел выгоднее, чем привлекать партнеров. Маркетологи определяют актуальные вопросы, составляют список задач и занимаются организацией. На основании сведений пишут отчеты.
Принципы проведения маркетингового исследования
Принципы МИ — это основные законы, по которым строится работа. Они включают:
Этапы маркетинговых исследований
МИ проходит в несколько последовательных этапов. Такой алгоритм помогает получить достоверные результаты и достигнуть поставленных задач.
Планирование
Сначала определяют шаги будущего исследования: определяют этапы, сроки проведения работ и устанавливают форму отчетности о каждом действии.
Определение проблемы
Прежде чем приступить к работам, устанавливают проблему и цели МИ, определяют причины трудностей компании: низких продаж, недоверия к бренду. Это помогает сузить круг информации, подобрать методы исследования. Цели могут быть разными: поисковыми, описательными и экспериментальными.
Разработка методологии исследования
На этом этапе формулируют гипотезу, выбирают методы аналитики, определяют вопросы, принципы отбора испытуемых. Для этого проводят моделирование ситуаций. Большинство компаний предпочитает использовать первичные МИ.
Сбор данных
Для сбора информации проводят телефонные и письменные опросы, личные встречи. Важно, чтобы сотрудники были подготовлены и умели обрабатывать поступающие сведения.
Анализ данных
После сбора данных их расшифровывают, проверяют и корректируют. Анализ нужен, чтобы определить достоверность гипотез и принять решения в области управления бизнесом.
Методы маркетинговых исследований
Разные маркетинговые исследования применяют разные подходы. Рассмотрим часто используемые методы.
Фокус-группы
Это интервью респондентов, подобранных по конкретному признаку. Им предлагают оценить качество товара, саму компанию, выявить мотивы. Совместное обсуждение регулирует модератор: он управляет ходом беседы.
Опросы и анкетирования
На основе поставленных задач исследователи формируют вопросы и предлагают опросы и анкеты случайным или подобранным респондентам. Это методы сбора первичной информации, их цель – выявить предпочтения и мнения аудитории.
Наблюдение
Метод изучает положение вещей без взаимодействия с людьми. Исследователи наблюдают за поступками, действиями респондентов, отслеживают их реакцию на определенные ситуации, рекламу.
Эксперименты и тестирования
Эксперименты нужны, чтобы обосновать исследовательскую гипотезу. Маркетологи подбирают однотипные группы людей и сравнивают их реакции на рекламу, изменение цен, другие факторы. Например, в ходе тестирования можно показать группам людей образцы нового товара и отслеживать реакции.
Глубинное интервью
Это личное интервью, в котором один или несколько респондентов отвечают на вопросы исследователя. Задача интервьюера — получить максимально подробные ответы, а это занимает много времени. Поэтому опрашиваемым предлагают бонус за уделенное время — небольшие подарки или денежное вознаграждение.
Маркетинговые исследования в интернете
Исследования в интернете – это тоже сбор, обработка и анализ данных, которые нужны для описания рынка, потребителей, поставщиков, конкурентов. Разница лишь в том, что собирать сведения можно онлайн. Проводить исследования в интернет-среде гораздо проще, потому что можно использовать новые технологии и взаимодействовать с большим числом респондентов.
Заключение
Маркетинговые исследования нужны бизнесу, чтобы определить его положение на рынке и задать вектор развития компании. На основе МИ управленцы и маркетологи создают стратегии, корректируют производственные процессы, улучшают качество товаров, дорабатывают рекламные кампании. Это помогает снизить затраты и увеличить прибыль.
Маркетинговый анализ
Маркетинговый анализ — важная составляющая любых бизнес-процессов с момента выхода компании на рынок. Это не единоразовое мероприятие, которое можно проводить только на старте при запуске бизнеса. Анализ положения дел компании на рынке помогает владельцу бизнеса все время держать руку на пульсе, осознавать текущие тенденции и своевременно устранять проблемы.
Что такое маркетинговый анализ
Анализ в маркетинге — это возможность принимать взвешенные решения на основании получаемых сведений. Он помогает узнать потребности рынка, чтобы у бизнеса не возникало проблем с реализацией продукции и работой с покупателями. Маркетинговый анализ представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на изучение разных аспектов функционирования рынка с целью выработки оптимальной стратегии работы предприятия.
Для чего нужен маркетинговый анализ рынка
Подобное исследование отвечает различным целям и задачам, характерным для развития бизнеса на рынке. Оно необходимо компаниям практически в любых сферах, благодаря чему считается универсальным методом оценки. Конечная цель проведения аналитической работы заключается в выработке оптимальных стратегий для внутреннего и внешнего развития, что поможет бизнесу получать больше прибыли.
Цель маркетингового анализа
Перед этим направлением стоят следующие цели:
формирование оценки и прогноза относительно развития рынка;
определение позиций компании в занимаемом сегменте;
выявление реакции покупателей на маркетинговую политику;
определение степени конкурентоспособности бренда;
коррекция объемов производимой продукции в связи с потребностями рынка;
оценка и прогнозирование действий конкурентов;
выявление потребительских предпочтений.
Задачи маркетингового анализа
На основании поставленных целей формируются актуальные задачи:
изучение спроса платежеспособных клиентов;
обоснование производственного плана;
оценка текущих рынков сбыта;
анализ факторов, влияющих на эластичность спроса;
расчет вероятности отметки продукции как невостребованной;
оценка конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг;
разработка стратегии для стимулирования покупательского спроса.
Виды и методы маркетингового анализа
Виды маркетингового анализа достаточно обширны, так как применяются в разных исследовательских областях. Рассмотрим основные методы, реализуемые в маркетинге.
Методы анализа внешней среды организации
Под внешней средой понимаются те условия, в которых работает компания. Чтобы оценить их подойдет PESTEL-анализ. Каждая буква характеризует определенный фактор из внешней среды, который оказывает влияние на бизнес:
P — Политика. В этом разделе рассматриваются вопросы о степени участия государства в бизнесе, актуальной социальной политике, налоговом законодательстве.
E — Экономика. Чтобы оценить этот фактор, необходимо понять, какая в стране складывается экономическая ситуация, как влияет на бизнес курс валюты, какие сейчас доходы у населения.
S — Социокультурная составляющая. Учитывается влияние демографии на бизнес, то, как граждане относятся к специфике работы компании, как связан их жизненный стиль с приобретением предлагаемых товаров или услуг.
T — Технологии. Изучается степень влияния технологического развития на бизнес, объем выделяемого государством финансирования на исследования в вашем направлении.
E — Экология. Учитывается, не влияет ли бизнес на экологическую обстановку, какие природные ресурсы задействуются в ходе организации работы.
L — Правовое поле. Принимаются во внимание законодательные требования, регулирующие правила ведения деятельности в выбранном сегменте.
Методы анализа мезосреды организации
Мезосреда представляется в формате внешних факторов, влияющих на деятельность компании. Анализ мезосреды способствует оценке привлекательности рынка, а также изучению уровня конкуренции на основании определения покупательского спроса. Среди инструментов, которые используются для анализа мезосреды, выделяется «Модель 5 сил конкуренции». Согласно этой модели на первой стадии выделяются такие параметры, как:
представленные на рынки игроки и степень участия;
число игроков рынка;
уровень развития определенного сегмента;
выявление сильных и слабых сторон конкурентов;
информация о тратах соперников.
Второй блок предполагает изучение:
имеющихся барьеров при входе на рынок;
необходимых затрат на дифференциацию продукции;
исследование опыта уже представленных на рынке компаний;
наличие барьеров, препятствующих выходу с рынка.
Следующий блок оценивает деятельность компаний, которые не относятся к прямым конкурентам бизнеса, но представляют потенциальную угрозу в связи с эластичным спросом. Этот фактор оценивается через:
уровень лояльности клиентов к бренду;
разницу в стоимости между вашим продуктом и смежным товаром;
степень осведомленности и подкованности потребителей.
Для четвертого блока характерно изучение силы клиентов, задающих условия функционирования рынка. Это происходит через анализ таких факторов, как:
число покупателей на рынке;
объем приобретаемых товаров;
присутствие покупательских объединений;
обширность ассортимента, предполагающего возможность выбора товаров разных направлений.
Пятый блок оценивает степень участия поставщиков. Параметры для изучения берутся следующие:
трудности, возникающие при переходе от старого поставщика к новому;
объем проводимых закупок;
число присутствующих поставщиков;
влияние качества поставок на положение компании и ее товары.
Анализ микросреды организации
Этот анализ используется для выявления преимуществ и недостатков организации компании. Чаще всего это делается с помощью «Цепочки ценностей» — маркетингового инструмента, предназначенного для отображения всех происходящих бизнес-процессов. Они делятся на основные — те, что ответственны за производство и реализацию продуктов, и дополнительные — поддерживающие основную деятельность.
Например, к основным направлениям относятся маркетинг и организация продаж, в то время как его дополнением становятся методы управления персоналом, обеспечивающие профессионализм сотрудников. Оценка всех процессов с помощью этого метода выявляет ключевые ценности и особенности продукта.
Промежуточный анализ
Выполняется с помощью такого инструмента, как SWOT-анализ. Он представляет собой сочетание факторов, характеризующих внешнюю среду, в которой работает компания. SWOT-анализ строится в виде матрицы, включающей в себя сильные и слабые стороны бизнеса, а также опасные факторы со стороны внешней среды. Все эти значения можно получить, используя методы маркетингового анализа, представленные выше.
Итогом промежуточного анализа становится проработка следующих моментов:
выявление способов использования конкурентных преимуществ для достижения результатов и нейтрализации угроз;
преодоление слабых сторон и их перекрытие с помощью имеющихся возможностей.
Анализ бизнес-портфеля
Маркетинговый анализ компании не проходит без вынесения оценки относительно реализуемых направлений в бизнесе. Самым популярным аналитическим инструментом этого направления становится матрица BCG. Она позволяет составить подходящую стратегию на основании текущего положения компании (выход на рынок, рост, зрелость или спад). Исходя из стадии развития, определяются актуальные действия для этого периода.
Основные этапы маркетингового анализа
Маркетинговый анализ предприятия проходит несколько этапов вне зависимости от выбранных методов. Все аналитические модели включают в себя четыре основных шага.
Планирование маркетингового исследования
На этом этапе происходит постановка задач исследования, исходя из положения компании и актуальных проблем. Определяется тип исследования, отбирается изучаемая аудитория или источники информации, которые будут использованы в процессе. Кроме того, на первом этапе происходит определение сроков и бюджета будущего исследования.
Сбор информации
После момента определения основных положений и концепции исследования собирают информацию в соответствии с намеченным планом. Сведения получают путем изучения документов, статистики, бухгалтерии, через проведение опросов. Происходит взаимодействие со всеми источниками информации.
Анализ собранной информации
После получения всех необходимых сведений эксперт формирует целостную картину по заявленной проблеме с учетом полученных результатов. Все факты размещаются в обособленных блоках информации, чтобы впоследствии было легче интерпретировать полученные сведения.
Интерпретация полученных данных в отчет
В отчет о проделанной работе включаются сведения о внутреннем устройстве фирмы, влиянии внешних факторов и тех последствиях, которыми характеризуется текущий способ организации бизнеса.
Методы маркетингового анализа
С помощью разных подходов определяются как ключевые, так и дополнительные позиции, на основании которых складывается полная картина функционирования компании на рынке. Всего существует несколько методов маркетингового анализа.
Статистические
Предполагают анализ относительных и абсолютных показателей, различий, связей между рассматриваемыми факторами. Методы применяются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом для достижения наилучшего эффекта прогнозирования.
Математические
Сюда относятся подсчеты, касающиеся вопросов ценообразования, бюджетов на рекламу, стоимости продукции, а также проблемы с выбором места положения представительств компании. Также здесь изучаются показатели, характеризующие конкурентоспособность продукции и степень востребованности модификаций товаров для расширений рыночных сегментов.
Эвристические
В это понятие входят приемы, методы решения задач, формирование доказательств для поставленных гипотез. Выводы делаются на основании опыта выполнения схожих заданий, что подразумевает учет ошибок конкурентов.
Многомерные
Эти методы основываются на построении многомерных моделей, отражающих различные аспекты функционирования бизнеса. Сюда, например, относятся рассмотренный SWOT-анализ и матрица BCG.
Гибридные
Такие методы основываются на изучении заранее определенных факторов и ситуаций, вероятность которых предстоит определить. Все это помогает изучению многогранного рыночного механизма, постигаемого с помощью анализа и прогнозов.
Польза маркетингового анализа в Интернете
Маркетинговый анализ полезен бизнесу в разных направлениях и особенно для компаний, продающих через онлайн. Это связано со следующими преимуществами метода:
технико-экономическими — анализ помогает экономить ресурсы, предоставляет большой объем для выборки и обеспечивает возможность быстрого реагирования;
технологическими — проведение анализа в Интернете упрощается благодаря автоматическим механизмам сбора информации, фиксации и обработки данных;
социальными — такой способ помогает достичь большой глубины исследования за счет нацеленности на определенную ЦА;
коммуникационными — исследование обеспечивает релевантные результаты и позволяет затронуть широкий список тем, которые можно изучить.
Пример маркетингового анализа
Чтобы лучше понять принцип работы этого метода, рассмотрим маркетинговый анализ предприятия на примере. Примером будет абстрактная компания, занимающаяся реализацией экологичных игрушек, безопасных как для использования, так и для окружающей среды. В соответствии с вводными данными, маркетинговый анализ будет выглядеть следующим образом:
Определение цели анализа — изучение уровня рентабельности производства, нацеленного на выпуск деревянных игрушек.
Базой для получения данных станут сведения исследовательских организаций, занимающихся изучением общественного мнения, пресс-релизы конкурентов, опросы.
К особенностям рынка можно отнести высокий уровень интереса со стороны покупателей в отношении деревянных игрушек. Это объясняется популяризацией темы экологии и озабоченностью родителей безопасностью своих детей. Продажи компании в этом направлении за год выросли примерно на 16%.
Анализ конкурирующих компаний помогает выделить две фирмы: «Зеленое движение» и «Детские радости», составляющих конкуренцию в выбранном сегменте рынка. Прилагаются все контактные данные и перечень позиций из ассортимента.
Изучение работы конкурирующих компаний демонстрирует, что предлагаемый ассортимент увеличился по сравнению с прошлым кварталом примерно на 12%. Кроме того, конкуренты используют такие методы привлечения клиентов как оптовые скидки, бесплатная доставка, программа лояльности.
Основным способом продвижения становится деятельность в онлайне. Главный канал — социальные сети, дополнительный — размещение рекламы в Яндекс.Директ.
По проведенному анализу можно сделать следующие выводы:
направление по изготовлению экологичных игрушек востребовано среди населения, что объясняет постепенный рост спроса на товары;
увеличение ассортимента конкурирующих фирм говорит о том, что значительная часть потребителей интересуется продуктами и проявляет лояльность к другим брендам;
показатель продаж нашей абстрактной компании выше, чем у конкурентов, что говорит о возможности потеснить их с рынка при условии расширения ассортимента и проведения дополнительной рекламной кампании.
Подводные камни маркетингового анализа
Есть несколько проблем, с которыми можно столкнуться в процессе исследования:
несопоставимость данных — получаемые сведения выражаются в разных числовых единицах, что не позволяет их сопоставить друг с другом;
ненадежность источников информации;
неправильная обработка полученных данных;
несоблюдение методик проведения анкетирования;
субъективность в ответах респондентов.
Типичные ошибки
К характерным ошибкам, встречающимся на предприятиях даже после проведения маркетингового анализа, можно отнести:
отсутствие фокуса внимания на потребностях клиентов;
недооценивание способностей конкурирующих брендов;
внутренняя стагнация без стремления к новым рынкам сбыта, использования новых развивающих инструментов;
неспособность оперативно внедрять новые разработки для оптимизации производства.
Заключение
Маркетинговый анализ — это совокупность различных методов и способов исследования, предназначающийся для оценки положения компании. С их помощью организуется стратегическое планирование, выявляется спрос, определяется конкурентоспособность организации. Такое исследование необходимо проводить всем компаниям, занимающимся реализацией товаров или услуг для актуализации бизнеса и своевременного устранения недочетов.