Для чего необходимо нормативно правовое регулирование инвестиционной деятельности
3. Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
законы Российской Федерации;
указы Президента Российской Федерации;
постановления Правительства Российской Федерации;
территориальные нормативные документы субъектов Российской Федерации.
Государственные нормативные документы в области инвестиционной деятельности (первые четыре), в составе которых неотъемлемой частью является тендерное законодательство, обязательны на все объекты федеральных программ развития Российской Федерации, а также на все объекты, финансирование или финансовая поддержка реализации которых осуществляются из средств федерального бюджета.
Территориальные нормативные документы в области организации и проведения подрядных торгов устанавливаются и применяются в пределах соответствующих государственно- и административно-территориальных образований Российской Федерации (обязательные и рекомендуемые), учитывают местные климатические и экономические возможности, а также национальные традиции республик, краев и областей Российской Федерации.
Территориальные нормативные документы принимают и вводят в действие органы власти республик, краев, областей (городов), входящих в состав Российской Федерации.
Правовой основой по разработке условий инвестора (заказчика) при проведении подрядных торгов по объектам, финансируемым из местных (областных, районных, муниципальных) бюджетов, является Положение о подрядных торгах в Российской Федерации.
Положение определяет общий порядок подготовки, организации, проведения, регулирования последствий подрядных торгов на выполнение всего комплекса работ и оказание услуг, связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией и ремонтом действующих объектов на территории Российской Федерации.
Положение обязательно при проведении подрядных торгов на размещение заказов на вновь начинаемое строительство для федеральных государственных нужд.
В остальных случаях заказчик может принять решение о проведении подрядных торгов в соответствии со своими требованиями (условиями) в порядке, установленном данным Положением.
При разработке условий инвестора (заказчика) необходимо учитывать, что в соответствии с Положением при Министерстве строительства Российской Федерации создана и функционирует Межведомственная комиссия по подрядным торгам, основными функциями которой являются:
правовое и методическое обеспечение подрядных торгов;
координация разработки тендерного законодательства;
содействие созданию системы информационного обеспечения и сети инженерно-консультационных фирм;
консультирование по вопросам проведения подрядных торгов.
В соответствии со своим назначением Межведомственная комиссия координирует разработку и утверждает для практического использования взаимосвязанную систему нормативно-методических документов по подрядным торгам.
К настоящему времени утверждены или готовятся к утверждению следующие методические материалы:
Методические рекомендации по процедуре подрядных торгов.
Методические рекомендации по проведению предварительной квалификации претендентов на участие в подрядных торгах.
Методические рекомендации по подготовке тендерной документации.
Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшего предложения из представленных на подрядные торги.
Методические рекомендации по разработке коммерческой части документации заказчика и оферты претендента.
Методические рекомендации по разработке технической части тендерной документации и оферты претендента.
Регламент работы тендерного комитета.
Методические рекомендации по разработке условий инвестора (заказчика) при проведении подрядных торгов.
При формировании условий инвестора на организацию, проведение подрядных торгов и утверждение их результатов целесообразно использовать материалы следующих нормативных документов:
Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г.
Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г.
Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.
Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г.
Земельный кодекс РСФСР, утвержденный 25 апреля 1991 г.
Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г.
Закон РСФСР «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 г.
Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 г.
Закон Российской Федерации «Об арбитражном суде».
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации» от 21 марта 1994 г. N 220.
Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственного регулирования инвестиционных процессов и усилении инвестиционной активности банков и других финансовых институтов».
Указ Президента Российской Федерации «О частных инвестициях в Российской Федерации».
Здесь приведены лишь основные правовые документы, по своему существу являющиеся обязательными положениями определения условий инвестора при проведении подрядных торгов. Этот список может быть дополнен рядом других документов, так или иначе имеющих отношение к подрядным торгам и оказывающих влияние на формирование условий заказчика. Сформированные и определенные условия излагаются заказчиком или по его поручению его представителем в тендерной документации и в проекте контракта, который является неотъемлемой частью тендерной документации. Это, в частности, определено в статье 7 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»: «Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие отношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними».
Разработка и согласование условий реализации инвестиционного проекта является исключительно компетенцией субъектов инвестиционной деятельности при условии их непротиворечия действующему законодательству.
3. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности
3. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности
Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости.
Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в том числе и с государством.
Правовые нормы имеют несколько характеров: дозволяющий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.
В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов – стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного развития национальной экономики.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законодательствами.
Первое – это специальное инвестиционное законодательство, второе – гражданское и хозяйственное.
Инвестиционное законодательство контролирует и направляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Основные правовые акты общего регулирования:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации;
2) Земельный кодекс Российской Федерации;
3) Налоговый кодекс Российской Федерации;
5) Закон о Центральном банке Российской Федерации;
6) Закон о банках и банковской деятельности;
7) Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий;
8) законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и др.
Несколько законов специального регулирования:
1) Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
3) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
4) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
5) Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»;
6) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;
7) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
8) Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, поэтому носит комплексный характер.
Три уровня нормативных актов нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности:
а) высшей юридической силы – федеральные конституционные и федеральные законы;
б) международные договоры;
в) законодательство субъектов федерации;
2) подзаконные акты:
а) указы Президента Российской Федерации;
б) межправительственные постановления;
в) правительственные постановления;
г) внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации;
д) ведомственные акты – приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;
е) постановления и решения органов местного самоуправления;
3) локальные, представленные системой актов индивидуального характера:
а) административные акты участников инвестиционной деятельности;
б) нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).
Для субъекта инвестирования важно знать все основные положения законодательства для недопущения ошибок, которые могут впоследствии привести к плохим результатам.
Стимулировать инвестиционную деятельность необходимо в связи с высокими инвестиционными рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Действующая система стимулов реализуется в форме налоговых и таможенных льгот и имеет фискальный характер. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами федерации инвесторам, распространяются на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. Наиболее часто льготы предоставляются:
1) по налогу на прибыль;
2) налогу на имущество;
3) транспортному налогу;
4) налогу на операции с ценными бумагами;
5) акцизам в добывающих отраслях.
Раньше льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время – практически повсеместно и с большим разнообразием. В этом заключается своеобразная тенденция со стороны региональных властей.
В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот зависит от:
1) размера инвестиций;
2) рода деятельности субъекта;
3) длительности предоставления льгот;
4) целевого назначения инвестиций.
Есть три основных направления развития системы стимулирования инвестиционной активности:
1) предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
2) реализация принципа права собственности (из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета – на развитие муниципальной);
3) равенство прав инвесторов – гарантии прав и защиты инвестиций предоставляются всем инвесторам.
Нормативно-правовые акты по своей сути направлены на обеспечение дополнительных налоговых льгот и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.
Для инициирования стабильного инвестиционного подъема необходима благоприятная среда инвестиционной деятельности, разработка методов и форм экономического регулирования, которые учитывают реальную инвестиционную ситуацию. Роль и место государства в переходной экономике в целом и в частности в инвестиционном процессе – дискуссионная тема среди ученых. Главной их целью является поиск ответа на вопрос об определенной роли государства в рыночной экономике.
Основная задача государства – это создание благоприятных условий для роста частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Переходная экономическая система, выведенная из строя, требует более активного участия государства. Это показывает российская экономическая практика истекшего десятилетия.
Участие государства осуществляется не только в создании правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании для достижения необходимых структурных сдвигов. Невозможно переоценить особую роль государственных инвестиций. Это важнейший рычаг модернизации структуры народного хозяйства, преодоления определенных диспропорций, накопившихся в советский и послесоветский периоды.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 5 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Глава 5 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ Банковское регулирование – это система норм государственно-властного характера, имеющая целью ограничение и упорядочение банковской деятельности, в обществе оно представлено в двух видах: пруденциального и
9. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности
9. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной
7.6. Правовое обеспечение инновационной деятельности
7.6. Правовое обеспечение инновационной деятельности Правовая база инновационной деятельности в Российской Федерации закреплена рядом законодательных актов: федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ.Основные функции государственных
7. Нормативно-правовое регулирование контроля на современном этапе
7. Нормативно-правовое регулирование контроля на современном этапе На современном этапе уделяется особое внимание вопросам совершенствования системы контроля, а особенно финансового.Субъектами контроля являются особые органы и организации, которые наделены
1.1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве
1.1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
1.2. Субъекты инвестиционной деятельности
1.2. Субъекты инвестиционной деятельности Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Перечень субъектов инвестиционной
41. Правовое обеспечение взаимоотношений банка с клиентами
41. Правовое обеспечение взаимоотношений банка с клиентами Для совершения безналичных расчетов, а также для сдачи и получения наличных денег юридические лица обязаны открыть счет в учреждении какого-либо коммерческого банка. Они имеют право открыть несколько счетов в
27. Правовое обеспечение взаимоотношений банка с клиентами
27. Правовое обеспечение взаимоотношений банка с клиентами Для совершения безналичных расчетов, а также для сдачи и получения наличных денег юридические лица обязаны открыть счет в учреждении какого-либо коммерческого банка. Они имеют право открыть несколько счетов в
3. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности
3. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости.Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает
51. Правовое обеспечение и понятийный аппарат анализа инвестиционной деятельности
51. Правовое обеспечение и понятийный аппарат анализа инвестиционной деятельности Основными законодательными актами, регулирующими порядок осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации, являются Гражданский кодекс, Федеральный закон «Об
Вопрос 9 Правовое обеспечение функционирования российской экономики
Вопрос 9 Правовое обеспечение функционирования российской экономики Ответ В настоящее время в РФ действует несколько десятков правовых актов, которые, так или иначе, регулируют хозяйственную деятельность в стране. К числу наиболее важных среди них относятся:• Трудовой
69. Сервис в международной торговле. Патентно-правовое обеспечение
69. Сервис в международной торговле. Патентно-правовое обеспечение Сервис в международной торговле – это комплекс соответствующих операций, проводимых экспортером и его представителями, благодаря которым зарубежным покупателям предоставляется реальная возможность
1.3. Нормативно-правовое обеспечение управления градостроительным комплексом и проблемы совершенствования градостроительного законодательства
1.3. Нормативно-правовое обеспечение управления градостроительным комплексом и проблемы совершенствования градостроительного законодательства Анализ специальной литературы по вопросам нормативно-правового обеспечения градостроительной деятельности
1.3. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России
1.3. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о
Глава 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНКУРЕНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА И СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Глава 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНКУРЕНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА И СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ Для организации любого бизнеса одним из самых животрепещущих вопросов является изучение правового поля будущей деятельности. Бизнес в сфере
Тема 10. Правовое регулирование обеспечения производственно-хозяйственной деятельности
Ознакомившись с данной главой, Вы будете:
Оглавление
10.1. Правовое регулирование инновационной деятельности и инвестиционной деятельности
Понятие инновации. Субъекты и объекты инновационной деятельности
Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В хозяйственной деятельности ценности интеллектуального характера приобретают статус нововведений только при их использовании в процессе инвестиционных вложений в какой-либо объект предпринимательской деятельности с целью получения определенного эффекта. Таким образом, инновационное предпринимательство – это процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений.
Субъектами инновационных правоотношений выступают физические и юридические лица, обладающие: правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью.
Физические лица: исследователи, изобретатели, технологи, конструкторы и иные творческие личности, разрабатывающие и реализующие нововведения в различных областях экономики. Данный круг лиц определен в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Научный работник (исследователь) – это физическое лицо, обладающее необходимой квалификацией и профессионально занимающееся научной и (или ) научно-технической деятельностью.
Специалист научной организации (инженерно-технический работник) – физическое лицо, имеющее профессиональное образование и способствующее получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.
Юридические лица – это коллективные субъекты, занимающиеся инновационной деятельностью в порядке, предусмотренном законом.
Научная организация – это юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности).
Общественные объединения научных работников – это научные организации, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме указанных выше, к субъектам инновационной деятельности относятся финансово-кредитные учреждения, которые являются источником финансирования нововведений.
Объектом инновационной деятельности является «интеллектуальный продукт», который служит удовлетворению запросов потребителей (в интеллектуальной и материальной форме), использование которого соответствует требованиям законодательства РФ, приносит доход и дает положительный социальный эффект.
К интеллектуальному продукту относится следующая продукция:
Из перечисленного наибольшую значимость представляет продукция прикладного характера. Дадим характеристику некоторым из этих элементов.
Изобретение – продукт научно-исследовательской, творческой деятельности, в котором воплощены новые принципы действия или конструирования технических систем. Объектами изобретений являются: устройства (машины, оборудования, приборы и т. д.); способы (методы, приемы, процессы и т. д.); вещества (материалы, сплавы, композиты и др.); применение известных устройств, способов и веществ по новому назначению.
Результаты НИОКР – это материализованные научные знания, помогающие повысить эффективность трудовой деятельности в различных средах материального производства.
К новой технике относятся: новое изделие, новые материалы, новая технология.
Входящие в состав интеллектуального продукта отдельные виды продукции можно классифицировать по признаку наличия у них правовой охраны. Основой такой классификации является степень новизны. Различают два уровня новизны: совершенно новый интеллектуальный продукт, который до этого не был известен в научно-технической сфере; уже известный в мире интеллектуальный продукт, в который введены новые компоненты.
К неохраняемым результатам интеллектуальной деятельности относятся такие объекты, которые в соответствии с законодательством РФ изъяты из состава объектов, включенных в категорию охраняемых, т. е. имеющие более низкую степень новизны. К таковым причисляются:
Договорные формы инновационной деятельности
Разнообразные договорные формы охватывают все стадии инновационного процесса, начиная от идей до конкретного продукта. В условиях отсутствия единого нормативного акта, регламентирующего инновационную деятельность, использование договоров позволяет:
Основные положения о регламентации заключения и исполнения сделок и общие договорные положения сформулированы в ГК РФ (часть первая). В ст. 153 – 181 и ст. 420 – 453 содержатся основные положения, которые регламентируют заключение и исполнение сделок, а также общие положения о договорах.
Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ – договор, по которому одна сторона (исполнитель) обязуется провести научные исследования, разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него как на новую технологию, а другая сторона (заказчик) обязуется принять и оплатить выполненную работу.
Особенности договора. Договор является консенсуальным, двусторонним, возмездным. Стороны договора: заказчик – юридические лица, граждане, органы государственной власти и др.; исполнитель – научно-исследовательские, конструкторские, технологические организации, научные центры и т. д.
Форма договора – простая письменная. Предмет и срок договора являются его существенными условиями. Предмет договора – научные исследования или создание образцов новых изделий, технологий или конструкторских документаций. Принципиально важным здесь является условие о новизне создаваемого в рамках договора результата. Это предполагает учет риска случайной невозможности исполнения договора. Законодатель относит такой риск на заказчика, и только условия конкретного договора могут распределять этот риск иначе, например отнести его на исполнителя.
Цена договора определяется на основе приблизительной или твердой сметы.
Договор может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов или технологии, так и его отдельные этапы. Для признания договора заключенным необходимо согласование сроков начала и окончания работ, нарушение которых рассматривается как просрочка исполнения обязательств.
Условия договора должны соответствовать нормам законов об интеллектуальной деятельности («Патентному закону Российской Федерации» от 23 сентября 1992 г. и пр.). Сдача-приемка работ оформляется двусторонним актом, подписанным сторонами.
В договоре должны быть предусмотрены условия, касающиеся патентоспособных результатов работ, подачи заявок и получения патентов на них, а также обязательства сторон по передаче прав на заявленные и запатентованные решения.
Договор на выполнение научно-исследовательских работ прекращается при выявлении объективной невозможности достижения ожидаемого результата, а договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – также при нецелесообразности дальнейшего продолжения работ.
Содержание договора НИОКР представлено в табл. 1.
Содержание договора НИОКР
Права и обязанности
Исполнитель
Заказчик
Ответственность по договорам на НИОКР имеет следующие особенности:
Согласно лицензионному договору лицензиар берет на себя обязательство предоставить исключительные права на использование охранного объекта в объеме, предусмотренном договором, лицензиату. За такую сделку лицензиар обязуется выплатить соответствующую сумму и выполнять иные действия, предусмотренные договором.
В зависимости от объема передаваемых лицензиаром исключительных прав различают исключительные и неисключительные лицензии. Предметом исключительных лицензий является исключительное право на использование охранного объекта в пределах, предусмотренных сторонами (оговорено в договоре). В данном случае лицензиат не имеет прав на использование той части охранного интеллектуального продукта, которая сохранена за лицензиаром. Предметом неисключительной лицензии является право на использование охранного документа в пределах, предусмотренных законом.
Исключительные права распространяются на все продукты инновационной деятельности. К ним следует отнести коммерческие и другие знания, навыки, производственный опыт, полезную техническую, организационную или иную информацию, которая включается в понятие ноу-хау. Эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, поэтому для организаций и юридических лиц она является служебной и коммерческой тайной (п. 1 ст. 139 ГК РФ).
Такая продукция не имеет исключительных правомочий ее обладателей, правовая охрана обеспечивается методом заключения договоров, которые позволяют третьим лицам использовать переданную им информацию для своих практических целей. В данном случае предметом договора является сам объект, т. е. информация, представляющая определенный интерес для лиц ее приобретающих.
Понятие и виды инвестиционной деятельности
Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций, осуществляемая с целью получения прибыли и (или) достижения положительного социального эффекта.
Виды инвестиционной деятельности представлены в табл. 2.
Виды инвестиционной деятельности
В зависимости от содержания инвестиционной деятельности
Прямая инвестиционная деятельность
Ссудная инвестиционная деятельность
«Портфельная инвестиционная деятельность»
Вложение инвестиций непосредственно в производство товаров, работ, услуг
Осуществление инвестирования в форме предоставления займа, кредита
Инвестирование в форме вложения инвестиций в ценные бумаги
В зависимости от наличия специального законодательства:
В зависимости от источников финансирования инвестиционной деятельности:
Правые основы инвестиционной деятельности
Правые основы инвестиционной деятельности определяются Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (с изменениями от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г.), но указанный закон признан утратившим силу в части норм, противоречащих Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». Кроме этого, инвестиционная деятельность регулируется и другими законами, например Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) и другие.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется двумя методами:
Прямой метод:
Косвенный метод:
Так, например, в соответствии со ст.15 Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»» государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности включают в себя: обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; гласность в обсуждении инвестиционных проектов; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; защиту капитальных вложений.
Субъекты инвестиционной деятельности
Субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, пользователи, исполнители.
Инвесторы – то есть субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторами могут быть Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица. Кроме этого, особое положение занимают иностранные инвесторы, к которым в соответствии со ст. 2. Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.) относятся:
Пользователи, то есть субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности. К ним относятся: физические и юридические лица, Российская Федерация, муниципальные образования.
В зависимости от видов инвестиционной деятельности субъекты могут иметь особенности. Например, инвестирование капитальных вложений.
Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее – субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее – иностранные инвесторы).
Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.
Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.
Основные права инвесторов
Основные права инвесторов:
Прекращение инвестиционной деятельности
Прекращение инвестиционной деятельности может быть произведено: