Для чего необходимо перераспределение национального дохода
Национальный доход, его распределение и перераспределение
Национальный доход (НД) – это чистый продукт общества, или вновь созданная стоимость. Общепризнано, что национальный доход создается в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании (частично), в сфере связи (частично).
Его образно называют «национальным пирогом», который нужно разделить между различными слоями общества, социальными группами и отдельными индивидами.
Распределение национального дохода в широком понимании охватывает все сферы общественного производства: непосредственное производство, распределение, обмен и потребление.
На стадии распределения необходимый и прибавочный продукт распадаются на первичные доходы в виде заработной платы, прибыли, процентов, ренты, дивидендов, арендной платы и др. Их разделяют на трудовые и нетрудовые.
К трудовым относятся доходы, создаваемые работниками на предприятиях и в отраслях и поступающие в их индивидуальное распоряжение в форме заработной платы, а также доходы работников города и села от индивидуальной трудовой деятельности и подсобного хозяйства.
К нетрудовым, источник которых – прибавочный продукт, относится часть прибыли предпринимателей, процент, рента, прибыль собственников торгового капитала и др.
При этом часть прибыли, создаваемая производительным трудом предпринимателя, считается трудовым доходом, а нетрудовым – лишь часть присваиваемой им прибыли, превышающая количество и качество его управленческого труда, затрат, связанных с организаторской деятельностью. Что касается ренты, то к нетрудовым доходам можно отнести только абсолютную ренту.
После распределения национального дохода происходит его перераспределение. Оно осуществляется через механизм ценообразования в сфере обращения, уплату различных видов налогов в государственный бюджет, социальные расходы государства, взносы граждан в общественные, религиозные, благотворительные фонды и организации.
Например, через государственные бюджеты в развитых странах мира перераспределяется от 40 до 55 % национального дохода. На основе перераспределения национального дохода формируются вторичные или производные доходы, такие как пенсии, стипендии, зарплата военнослужащим, работникам правоохранительных органов, помощь многодетным семьям и т. д.
Основным источником вторичных доходов являются налоги. Так, из заработной платы среднего американского работника около 33 % высчитывается в форме налогов.
Перераспределение национального дохода осуществляется по официальным (видимым) и неофициальным (невидимым) каналам.
В первом случае это происходит через механизм налогообложения, добровольные взносы в различные фонды, а также через механизм ценообразования, когда государство или компании (как правило, крупные) официально сообщают о том, что цены на определенную группу товаров и услуг будут повышены на столько-то процентов. Такая практика распространена в развитых странах мира.
Во втором случае правительство и компании об этом официально не сообщают, а осуществляют незначительное, но неоднократное повышение цен. Это приводит к постепенному снижению жизненного уровня населения.
Источники национального дохода, его распределение и перераспределение
Источники и распределение национального дохода. Перераспределение национального дохода
Источники и распределение национального дохода. Национальный доход, как уже отмечалось, это чистый продукт общества, или вновь созданная стоимость.
Что является источником национального дохода? Казалось бы, ответ очень прост: труд человека, однако он требует уточнений, поскольку неясно, что же в таком случае создает полицейский, чиновник, служитель культа и другие категории населения, которые также занимаются определенным видом труда. Не случайно на протяжении нескольких столетий ведется дискуссия по поводу источников национального дохода.
Так, меркантилисты считали, что национальный доход создается лишь в сфере торговли. Физиократы к таким источникам относили сельское хозяйство. А. Смит и Д. Рикардо значительно углубили понимание источников национального дохода, утверждая, что он создается в сфере материального производства (сельском хозяйстве, промышленности и др.).
Еще полнее сферу создания национального дохода определил К. Маркс, включив в нее и сферу услуг. Но сфера услуг в середине XIX в. была развита чрезвычайно слабо, поэтому в его трудах положение о том, что национальный доход создается и в сфере услуг, не было развито.
Иначе обстоит дело сегодня. В развитых странах мира в сфере услуг (или нематериального производства) занято около 70 % всего трудоспособного населения.
По мнению современных западных ученых, любой труд является производительным, а значит, — создает национальный доход. Производителями национального дохода они считают всех занятых в сфере материального и нематериального производства, в том числе военнослужащих, полицейских, чиновников государственного аппарата, служителей культа и др. Критерием отнесения той или иной группы работающих к создателям национального дохода для западных ученых служит получение ими доходов. В марксистской политической экономии отстаивается значительно более узкий подход к источникам создания национального дохода. Догматики-экономисты, как и во времена А. Смита и Д. Рикардо, утверждают, что национальный доход создается только в сфере материального производства. Прогрессивные экономисты доказывают, что и в таких сферах нематериального производства, как наука, образование, здравоохранение, управление народным хозяйством и в некоторых других также создается национальный доход.
Представители марксистской политэкономии справедливо критиковали взгляды западных ученых в отношении отнесения всех категорий работающих (прежде всего, военнослужащих, служителей культа, работников сферы развлечений в казино, других подобных учреждениях) к производителям национального дохода.
Следует отметить, что западная экономическая мысль научилась измерять производительность труда учителей, педагогов, ученых, работников здравоохранения и определять их вклад в создание национального дохода. Считается, что каждый доллар, вложенный в развитие науки, приносит 4-5 дол. прибыли.
Вопрос об источниках национального дохода представляет не только чисто теоретический интерес. От его правильного решения зависит, в частности, обоснование методики расчета величины национального дохода, производимого в стране. Исходя из марксистского решения проблемы производительности труда и источников национального дохода, Министерство статистики бывшего СССР, сравнивая экономический потенциал СССР и США, уменьшало величину этого показателя в США на 25 %.
Это деление ярче всего выражает показатель нормы прибавочной стоимости, или степени эксплуатации. Он определяется как отношение прибавочного продукта к необходимому, выраженное в процентах, о чем уже шла речь ранее.
На стадии распределения необходимый и прибавочный продукт распадаются на первичные доходы в виде заработной платы, прибыли, процентов, ренты, дивидендов, арендной платы и др. Их разделяют на трудовые и нетрудовые. К трудовым относятся доходы, создаваемые работниками на предприятиях и в отраслях и поступающие в их индивидуальное распоряжение в форме заработной платы, а также доходы работников города и села от индивидуальной трудовой деятельности и подсобного хозяйства.
К нетрудовым, источник которых — прибавочный продукт, относится часть прибыли предпринимателей, процент, рента, прибыль собственников торгового капитала и др.
При этом часть прибыли, создаваемая производительным трудом предпринимателя, считается трудовым доходом, а нетрудовым — лишь часть присваиваемой им прибыли, превышающая количество и качество его управленческого труда, затрат, связанных с организаторской деятельностью. Что касается ренты, то к нетрудовым доходам можно отнести только абсолютную ренту. Другие формы ренты в значительной мере связаны с трудом арендаторов, фермеров. При этом источником части дифференциальной ренты является труд наемных сельскохозяйственных работников.
В условиях широкого распространения в развитых странах акций, часть наемных работников получает определенную долю прибыли в форме дивиденда, а также в виде процента на вложенные в банки деньги. Но основную массу дивидендов и процентов присваивают собственники средств производства и денежного капитала.
Перераспределение национального дохода. После распределения национального дохода происходит его перераспределение. Оно осуществляется через механизм ценообразования в сфере обращения, уплату различных видов налогов в государственный бюджет, социальные расходы государства, взносы граждан в общественные, религиозные, благотворительные фонды и организации. Например, через государственные бюджеты в развитых странах мира перераспределяется от 40 до 55 % национального дохода.
На основе перераспределения национального дохода формируются вторичные или производные доходы, такие, как пенсии, стипендии, зарплата военнослужащим, работникам правоохранительных органов, помощь многодетным семьям и т. д.
Основным источником вторичных доходов являются налоги. Так, из заработной платы среднего американского работника около 33 % высчитывается в форме налогов. Существовавшая в бывшем СССР эксплуатация, связанная с делением национального дохода на необходимый и прибавочный, в определенной мере ослаблялась в процессе его перераспределения, поскольку за счет государственного бюджета гражданам предоставлялись бесплатно квартиры, медицинские услуги, образование и т. д.
Перераспределение национального дохода осуществляется по официальным (видимым) и неофициальным (невидимым) каналам. В первом случае это происходит через механизм налогообложения, добровольные взносы в различные фонды, а также через механизм ценообразования, когда государство или компании (как правило, крупные) официально сообщают о том, что цены на определенную группу товаров и услуг будут повышены на столько-то процентов. Такая практика распространена в развитых странах мира.
Во втором случае правительство и компании об этом официально не сообщают, а осуществляют незначительное, но неоднократное повышение цен. Это приводит к постепенному снижению жизненного уровня населения. Так поступала в застойные времена административно-командная система. Однако наиболее масштабное перераспределение национального дохода осуществляется в условиях существования теневой экономики.
Официальное перераспределение национального дохода фиксируется в официальной статистике. Так, в США с 1929 по 1987 гг. среди пяти групп, выделяемых в структуре имущественного расслоения населения, доля первой, состоящей из наименее обеспеченных семей, возросла с 12,5 до 15,4 %, а доля пятой, к которой относятся наиболее обеспеченные семьи, снизилась с 54,4 до 43,7 %. С 1979 г. по 1993 г. доход 5 % самых бедных семей уменьшился на 1,5, а 5 % самых богатых семей — возрос на 18 %.
Согласно официальным данным, значительно большая несправедливость существует в распределении доходов от собственности. Так, в 1983 г. в США 10 % семей, которые получали наивысшие доходы, владели 72 % всех акций, 8,6 % всех облигаций, которые не облагались налогом, 50 % всего недвижимого имущества.
Между полюсами бедности и богатства в США — огромный разрыв. Мультимиллионеры получают ежедневно такие суммы доходов, которые средний американский работник не может заработать за всю свою трудовую жизнь. Сооружение только одного гранитного дома для семьи Рокфеллеров еще в 30-е гг. обошлось в 2 млн дол. (по нынешним ценам в десятки раз больше). В нем было 50 комнат, 350 человек обслуживающего персонала. Один прием гостей для самых богатых семей обходится сегодня примерно в 1 млн дол. Некоторые из них содержат симфонические оркестры, являются собственниками картинных галерей. Самым богатым человеком в США, а в 1996 г. — и в мире, признан основатель компьютерной компании «Майкрософт» Б. Гейтс, собственность которого составляла 37 млрд дол.
По среднестатистическим показателям разрыв между бедными и богатыми в развитых странах мира составляет приблизительно 1:13—14. В бывшем СССР такой разрыв составлял 1:4-5. В странах СНГ в последние годы разрыв между богатыми и бедными катастрофически растет и, по различным оценкам составляет — 1:25—1:50.
Для измерения неравенства используется так называемая кривая Лоренца (по имени американского экономиста М. Лоренца). В случае абсолютного равенства при распределении общественного богатства 20 % семей должны получать 20 % совокупного дохода, 40 % семей — 40 % дохода и т. д.
К теневой экономике в значительной мере может быть отнесена и деятельность коммерческих банков по массовой перекачке безналичных денег в наличные, что создавало искусственный спрос на наличные деньги и привело в середине 1994 г. к концентрации в мафиозно-теневых и коммерческо-банковских структурах около половины всей денежной массы. Такая же доля денежной массы находилась в теневом секторе и в начале 1999 г. С целью обогащения банковские и другие финансово-кредитные структуры использовали фальшивые авизо, справки-сертификаты и т. д. Все это дало возможность получать коммерческим банкам стократные прибыли. В известной мере этому способствовало и несовершенное законодательство.
Национальный доход
Добавлено в закладки: 0
Национальный доход – это чистая стоимость всех товаров и услуг, произведённых в стране, за вычетом расходов на их реализацию и производство. Национальный доход — важнейший экономический показатель страны. Также он означает суммарный доход населения государства за определённый промежуток времени (месяц, год) и рассчитывается, как разность меж чистыми налогами на ведение бизнеса и чистым национальным продуктом. Главными составляющими этого показателя являются: прибыль частных собственников и наёмных работников, доходы предприятий, прибыль ренты и процентные доходы.
Национальный доход (англ. national income ) — один из обобщающих показателей экономического развития страны, созданная вновь в материальном производстве стоимость.
Рассмотрим, более детально, что значит национальный доход.
Содержание национального дохода
Национальный доход складывается из:
Национальный доход является частью ВВП за исключением средств труда, которые идут на их амортизационный износ. По отношению к населению государственный товар есть национальным доходом.
С позиции затрат труда национальный доход можно разделить на необходимый и прибавочный продукт.
Распределение национального дохода
Сегодня в богатых странах мира в сфере услуг, или нематериального производства, работают до 70% от количества трудоспособного населения. Поэтому говоря об источниках национального дохода важно помнить что он создается в промышленном секторе, в сфере сельского хозяйства, строительстве, связи на транспорте, в торговой сфере и в сфере общественного питания, а также в сфере услуг. Таким образом становится вопрос о правильном его разделении между разными социальными слоями общества и отдельно взятыми лицами.
В более широком смысле распределение национального дохода должно покрыть все сферы общественного производства: само производство, дальнейшее его распределение, затем обмен и непосредственно потребление. Когда речь идет о самом производстве результат распределения национального дохода вытекает в получении необходимого и прибавочного продукта.
В период распределения необходимый и прибавочный продукт делятся на определенные первичные доходы. К ним можно отнести заработную плату, прибыль, проценты, ренты, дивиденды, арендную плату и прочее.
Перераспределение национального дохода.
Распределив национальный доход происходит процесс его перераспределения. Оно происходит с помощью механизма ценообразования в сфере обращения, выплату необходимых налогов
в госбюджет, социальные затраты государства, пожертвования граждан в различные фонды или организации, будь то общественные либо религиозные, а также благотворительные. Таким образом используя госбюджеты в богатых странах перераспределяется национальный доход в размере 40-55%.
Затем появляется возможность сформировать вторичные или производные доходы. К таковым относятся пенсии, стипендии, заработная плата, социальные выплаты многодетным семьям и другие. Основным источником вторичных доходов являются налоги, в основном в виде вычет из заработной платы.
Перераспределение национального дохода может осуществляется официально и неофициально.
При официальном перераспределении задействуется механизм налогообложения, добровольные взносы в различные фонды. Также используется механизм ценообразования. Последний на практике выглядит так: правительство или крупные компании официально объявляют на сколько процентов размер цены на конкретные группы товаров или услуг будут повышены. При этом ведется четкая статистика и фиксация.
При неофициальном перераспределении государство или компании официально не объявляют о повышении цен, а осуществляют незначительное, но неоднократное их увеличение. Постепенно это приводит к снижению жизненного уровня населения.
Самое крупное перераспределение национального дохода происходит при ведении теневой экономики. Теневая экономика — это совокупность неучтенных либо противозаконных видов деятельности. Сюда относят уклонение от выплаты налогов и производство запрещенной продукции или предоставление запрещенных услуг.
Фонд накопления и потребления
Когда национальный доход претерпел этапы распределения и перераспределения создаются конечные доходы, которые используются для потребления и накопления.
Накопление – это необходимое условие расширенного воспроизводства всех элементов экономической системы: технологического способа производства, отношений собственности и хозяйственного механизма. Тем не менее, созданный национальный доход может иметь свои потери, если он не идет на потребление и накопление. Таким образом потери могут быть от произведенной, но нереализованной продукции сельского хозяйства. Потери также возможны из-за стихийных бедствий.
Говоря о внешнеторговых отношениях государства, использованный и созданный национальный доход может зависеть от размера импортируемых и экспортируемых товаров и услуг. Так если страна импортирует больше, чем экспортирует, то использованный национальный доход будет больше, чем созданный. При этом этот показатель не свидетельствует в пользу выгодности импорта над экспортом.
Для увеличения национальный доход должен имеет оптимальное соотношение между потреблением и накоплением национального дохода. Именно оптимальное, иначе чрезмерно большой фонд потребления не дает возможности строить новые производства и промышленные объекты, внедрять новую технику и технологию, развивать науку и образование. В противоположность этому чрезмерное накопление созданного национального дохода сдерживает рост уровня жизни населения, что негативно сказывается на его отношении к труду, а также формирует направление экономики, не ориентированной на удовлетворение потребностей и интересов населения.
Метод ускорения оптимизации фонда накопления
Сегодня для ускорения оптимизации фонда накопления используется лизинга. Эта практика используется всеми развитыми странами. Лизингом является долгосрочная аренда машин и оборудования. Арендатор берет на себя обязательство купить арендуемую технику по истечении срока аренды. Поэтому в интересах же самого государства привлечение к своей продукции лизинговых компаний.
Немаловажную роль в улучшении структуры фонда накопления играет уменьшение доли военных накоплений, сокращение расходов на содержание госаппарата и прочее.
Мы коротко рассмотрели что такое национальный доход, его содержание, распределение и перераспределение. А также описали роль фондов накопления и потребления. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Для чего необходимо перераспределение национального дохода
Государственное перераспределение национального дохода
При предположении неизменного масштаба общественного производства весь чистый продукт, или национальный доход, используется для личного потребления и состоит по своей натуральной форме из разнообразного набора товаров и услуг потребительского назначения. Однако производство в неизменном масштабе не типично для капиталистического общества. Для него характерно расширение объема выпускаемой продукции. Оно достигается при капитализации части прибавочной стоимости, которая используется для производственного накопления. На практике источником расширения производства служит не только прибавочная стоимость. Во-первых, накапливаемые в амортизационном фонде средства не лежат мертвым грузом, а временно используются для увеличения выпуска продукции во-вторых, важным источником средств для расширения производства служат личные сбережения трудящихся, аккумулируемые кредитно-финансовыми институтами наконец, значительные ресурсы для накопления образуются в процессе государственного перераспределения национального дохода. Мобилизуемые государством средства частично используются для era [c.312]
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране. [c.102]
Государственный бюджет — основной финансовый план государства, имеющий силу закона утверждается законодательными органами власти — парламентами. В России утверждается Государственной Думой и Советом Федерации, подписывается Президентом РФ. Выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет государства — основное орудие перераспределения национального дохода. Государственный внебюджетный фонд — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. [c.493]
Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п. [c.12]
Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления. [c.79]
Сектор Государственные учреждения включает институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, предназначенных для индивидуального и коллективного потребления. Еще одной важнейшей функцией государственных учреждений является перераспределение национального дохода и богатства. К этому сектору относятся финансируемые из бюджета государственные учреждения (в области управления, финансов, регулирования и прогнозирования экономики, научно-исследовательской деятельности, обороны, поддержания внутреннего порядка, защиты окружающей среды и т.п.). [c.120]
Основные задачи налоговой реформы заключались в устранении множественности платежей в бюджет реорганизации налоговой формы платежей государственных и кооперативных предприятий и организаций в плановое распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с целями государства. Около 60 видов прежде существовавших налогов и сборов в обобществленном секторе были заменены двумя основными платежами для государственных предприятий и организаций устанавливаются налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных предприятий были введены налог с оборота и подоходный налог. [c.222]
Основное значение имела система перераспределения прибыли государственных предприятий и организаций. Новые виды платежей государственных предприятий фактически становятся формой перераспределения национального дохода между предприятиями обобществленного сектора и бюджетной системой. [c.223]
Государственные учреждения Производство нерыночных услуг коллективного пользования перераспределение национального дохода перераспределение национального бюджета Государственные госбюджетные учреждения общего управления финансов регулирования экономики внутренних дел обороны некоммерческие организации организации образования организации здравоохранения [c.173]
Сектор Государственное управление включает институциональные единицы, занятые в том числе и перераспределением национального дохода, в области государственных финансов. Кроме того, в этот сектор включаются фонды (организации) социального страхования государственные, центральные, региональные и местные банки, основными функциями которых являются предоставление финансовых услуг органам государственного управления, выпуск банкнот, ценных бумаг и чеканка металлических денег, хранение запасов золота и иностранной валюты государственные сберегательные банки, осуществляющие обслуживание домашних хозяйств некоммерческие, общественные организации, обслуживающие население, если они контролируются и финансируются государственными учреждениями. Ресурсы этих единиц образуются в основном за счет обязательных платежей, производимых институциональными единицами. Ресурсы госучреждений образуются в основном за счет обязательных платежей и сборов, производимых единицами других секторов экономики. [c.397]
Совокупность финансовых отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственный бюджет. По экономической сущности государственный бюджет — это финансово-денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить необходимые средства на определенных участках экономического и социального развития. Таким образом, государственный бюджет всегда является важным инструментом воздействия на развитие экономической и социальной сфер. С его помощью государство в процессе перераспределения национального дохода может изменять структуру производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не утрачивает своей роли. [c.410]
Государственные финансы (перераспределение национального дохода). [c.22]
По данным МВД РФ организованная преступность контролирует не менее 40 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе и в государственном секторе. Народному хозяйству наносится колоссальный ущерб 3. Многие виды теневой экономики стали открытыми. Прежде всего легализовалась перепродажа продукции по более высоким ценам (то, что принято называть в обыденной практике спекуляцией). Инфляция создает благоприятную почву для перераспределения национального дохода в пользу теневой экономики, так как при этом значительно расширяется сфера действия теневой экономики. Предметами продажи и перепродажи стали недвижимость, ваучеры, акции и облигации, земельные участки и т. д. Одновременно увеличилось количество криминальных преступлений на этой почве обман покупателей, вкладчиков ваучеров. В особенности много криминальных преступлений при купле-продаже квартир. [c.430]
Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления. [c.131]
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределение национального дохода (частично — и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. [c.137]
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного [c.139]
В новых условиях хозяйствования необходимо изменить направления вложения бюджетных средств. Большое значение приобретут государственные инвестиции в прогрессивные отрасли экономики, в обеспечение стратегических направлений ее развития, создание необходимой производственной инфраструктуры. Используя бюджетную сферу перераспределения национального дохода, государство с помощью прямых и косвенных форм бюджетного регулирования сможет существенно изменять сложившиеся народнохозяйственные пропорции, особенно в части отраслевой и территориальной структур общественного производства. С переходом к рынку одним из важных факторов достижения рациональной структуры экономики должна стать конверсия оборонных отраслей. [c.140]
Изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу. Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с формированием доходной части государственного бюджета, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов Государственного бюджета Российской Федерации. Например, Федеральным законом от 22.02.99 г. № 36-ФЗ О федеральном бюджете на 1999 год предусмотрено, что доходная часть федерального бюджета в 1999 году на 84,34% должна быть сформирована за счет налоговых платежей. [c.175]
И действительно в 30-60-х годах XX в. так называемая кейнсианская финансовая политика в западных странах доказала свою эффективность. По мере расширения вмешательства государства в экономику и усиления регулирующей функции государства усложнялась организация финансовых отношений. Политика дефицитного финансирования государственных расходов предопределяла развитие государственного кредита. Более широкое привлечение долгосрочных и среднесрочных займов приводит к развитию рынка ссудных капиталов и превращению его во второй по значимости источник формирования финансовых ресурсов государству. В результате еще более усиливается роль финансов в перераспределении национального дохода. [c.34]
Государственный бюджет — главный инструмент перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. [c.56]
По материальному содержанию государственный бюджет — представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности — основное орудие перераспределения национального дохода. [c.109]
Огосударствление национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства. [c.154]
Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее [c.155]
Государственный бюджет был главным орудием перераспределения национального дохода. В нем аккумулировалась основная часть накоплений социалистического хозяйства, и ему принадлежало центральное место в финансировании индустриализации. Источником увеличения финансовых ресурсов были так- [c.442]
Проблема коренной перестройки системы платежей государственного хозяйства в бюджет затрагивала всю систему распределения и перераспределения национального дохода и прежде всего стоимости «прибавочного продукта. [c.445]
В результате такой схемы перераспределения национального дохода через государственный бюджет населению как бы возвращалась (возмещалась) неоплаченная часть труда. И в статистических показателях выделялись два показателя средняя заработная плата и реальный доход, т. е. доходы населения с учетом доходов, приходящихся на душу населения из общественных фондов потребления. [c.464]
Государственный бюджет — основной финансовый план государства, имеющий силу закона утверждается законодательными органами власти — парламентами. В России утверждается Государственной Думой и Советом Федерации, подписывается Президентом РФ. Выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет государства — основное орудие перераспределения национального дохода. Главные функции бюджета [c.517]
I) перераспределение национального дохода и ВВП 2) государственное регулирование и стимулирование экономики 3) финансовое обеспечение социальной политики 4) контроль за образованием и использованием денежных средств. [c.518]
В нынешних условиях государственные органы в странах Запада стали эффективно вмешиваться в перераспределение национального дохода через свои бюджеты. Они сосредоточивают в своих руках не только налоги с доходов граждан, но и взносы на социальные нужды (медицинское и социальное страхование). Например, в 1987 г. в доходах промышленного рабочего со средней заработной платой в ФРГ доля прямых налогов составляла 19% и доля социальных взносов — [c.471]
Согласно концепции материального производства экономика подразделяется на две сферы — сферу материального производства, в рамках которой создаются общественный продукт и национальный доход, и непроизводственную сферу, охватывающую различные виды деятельности по предоставлению нематериальных услуг в области жилья, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, науки, финансов, государственного управления, включая оборону. При этом считается, что непроизводственная сфера функционирует за счет перераспределения национального дохода, произведенного в сфере материального производства. [c.188]
Нефинансовые предприятия Финансовые учреждения Государственные учреждения Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства Домашние хозяйства как потребители как производители Производство товаров и рыночных нефинансовых услуг Предоставление финансовых и страховых услуг привлечение, преобразование и распределение финансовых ресурсов перевод индивидуального риска в коллективный Предоставление нерыночных услуг для индивидуального и коллективного потребления и перераспределение национального дохода и богатства Производство нерыночных услуг для отдельных групп домашних хозяйств Предложение рабочей силы, потребление товаров и услуг рыночных и нерыночных Производство товаров и рыночных нефинансовых услуг Выручка от реализации товаров и услуг Поступления в результате принятых финансовых обязательств, проценты, страховые взносы Обязательные платежи (налоги), производимые институциональными единицами других секторов Добровольные взносы и пожертвования, сделанные домашними хозяйствами как потребителями, доходы от собственности Оплата труда, доход от собственности, трансферты из других секторов Выручка от реализации товаров и услуг [c.201]
Государственные финансы играют важнейшую роль в перераспределении национального дохода, развитии общественного воспроизводства, формировании экономической структуры общества, совершенствовании производительных сил. Финансовые ресурсы государства используются для осуществления социальных программ, содержания государственного аппарата и вооруженных сил, осуществления внешнеэкономической деятельности. [c.315]
Общей материальной основой всех доходов государства является перераспределение национального дохода, огосударствление значительной части вновь созданной в стране стоимости. Важнейшими составными частями механизма этого перераспределения являются налоги, государственные Займы, а также поступления внебюджетных фондов. [c.317]
Систематическое увеличение государственного долга имеет своим следствием все возрастающее перераспределение национального дохода в форме процентных платежей. Так, например, во Франции только выплата процентов по государственному долгу возросла с 40 млрд франков в 1982 году до 125 млрд франков в 1990 году. В США чистые процентные платежи по федеральному долгу возросли с 52,5 млр долл. в 1980 г. до 165,7 млрд долл. в 1989 году. [c.323]
В результате перераспределения национального дохода образуется национальный располагаемый доход. Чистый национальный располагаемый доход (ЧНРД) в рыночных ценах представляет собой чистый национальный доход (ЧНД) плюс сальдо текущих трансфертов, полученных от нерезидентов и переданных им, т.е. дарений, пожертвований, гуманитарной помощи. Национальный располагаемый доход характеризует сумму доходов, которую резиденты страны могут использовать либо для конечных потребительских расходов, либо для сбережения. Конечные потребительские расходы включают расходы на приобретение товаров и услуг домашними хозяйствами, конечные потребительские расходы государственных учреждений, негосударственных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. [c.127]
С помощью бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Благодаря бюджетному перераспределению национального дохода удается совершенствовать структуру общественного произ-яодства. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику-субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование конверсии оборонных отраслей и т.п., добиваясь в конечном итоге изменения сложившихся народнохозяйственных пропорций. При правильном построении бюджетного механизма он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. [c.139]
Исходя из Деклараций о государственных суверенитетах бывших союзных республик, а в настоящее время независимых государств, ими принято соответствующее законодательство о формировании бюджетов всех уровней на их территории. Так, Российская Федерация в октябре 1991г. приняла закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В соответствии с ним бюджеты всех уровней управления являются автономными и не входят в бюджеты вышестоящих уровней. Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства является республиканский (федеральный) бюджет. Он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами. [c.170]
Решение вышеперечисленных задач вызвало усиление централизации финансовых ресурсов государства. Через финансово-кредитную систему производилось перераспределение национального дохода в пользу военных расходов. На нужды войны были мобилизованы свободные финансовые ресурсы промышленности, торговли, банков, долгосрочные вложения. В результате временной потери ряда важнейших промышленных районов сократилась или полностью приостановилась хозяйственная деятельность на больших территориях, что неизбежно отразилось на структуре государственных доходов. Резко понизились доходы от налога с оборота и отчислений от прибыли. Поступления от налога с оборота уменьшились с 105,9 млрд руб. в 1940 году до 66,4 млрд руб. в 1942 году отчисления от прибыли—с 21,7 млрд руб. в 1940 году до 15,3 млрд руб. в 1942 году1. В дальнейшем по мере восстановления и развития производства доходы бюджета от народного хозяйства стали постепенно возрастать, и в 1945 году поступления налога с оборота и отчислений от прибыли составили почти половину всех доходов государственного бюджета. [c.97]
Вмешательство государства вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на оберпечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные ставки обложения. Такая система налогов повышала роль государства в перераспределении национального дохода. [c.34]