Для чего необходимы стандарты в области проектирования
Для чего необходимы стандарты в области проектирования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТОМ
Project management. Requirements for project management
Дата введения 2012-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Центр стандартизации управления проектами» (АНО «Центр стандартизации управления проектами»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Введение
Настоящий стандарт устанавливает требования к управлению проектом от его старта до завершения, при этом предметом стандартизации являются обязательные выходы процессов управления проектом.
Стандарт не содержит требований, которые могут считаться обязательными лишь для определенного вида проектов, требований к методам реализации процессов управления проектами, а также требований к предпроектной и послепроектной деятельности.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к управлению проектом для обеспечения эффективного достижения целей проекта.
Требования настоящего стандарта распространяются на управление любыми проектами и могут быть применены для проектов, реализуемых юридическими или физическими лицами. Проекты могут осуществляться на договорной основе или быть реализованы внутри организации.
Настоящий стандарт может использоваться с целью оценки соответствия управления проектом установленным в стандарте требованиям.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 архив проекта: Структурированный комплект документации проекта, представленный в бумажном и/или электронном виде.
3.2 базовый план проекта: Принятый к исполнению план проекта, содержащий сведения об основных временных и стоимостных параметрах проекта.
3.3 бюджет проекта: Документ, содержащий общую сумму финансовых средств, распределенных по статьям и временным периодам.
3.4 допущение: Фактор, который считается верным для проекта без привлечения доказательств.
3.5 заинтересованные стороны в проекте: Лица или организации, чьи интересы могут быть затронуты в ходе реализации проекта.
3.6 изменение в проекте: Модификация утвержденного ранее содержания, сроков, ресурсов в проекте, а также установленных процедур.
3.7 контрольное событие проекта: Существенное событие проекта, отражающее получение измеримых результатов проекта.
3.8 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия плану проекта.
3.9 ограничение: Сдерживающий фактор, влияющий на ход исполнения проекта.
3.10 предупреждающее действие: Действие, предпринятое для снижения вероятности или последствий отрицательных рисков проекта.
3.11 продукт проекта: Измеримый результат, который должен быть получен в ходе реализации проекта.
3.12 проект: Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений.
3.13 процесс: Совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных результатов.
3.14 работа проекта: Действие, выполняемое для достижения цели проекта.
3.15 расписание проекта (календарный план): Плановые даты исполнения работ и контрольных событий проекта.
3.16 риск: Вероятное для проекта событие, наступление которого может как отрицательно, так и положительно отразиться на результатах проекта.
3.17 управление проектом: Планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта.
4 Организация управления проектом
Ролевая (организационная) структура управления проектами может в значительной степени различаться в зависимости от их специфики, но в каждом проекте должны быть определены следующие роли:
Схема, иллюстрирующая основные понятия проектного менеджмента и их взаимосвязь, приведена в приложении А.
5 Управление проектом
5.1 Области управления и последовательность процессов управления проектами
Управление проектом включает совокупность процессов инициации, планирования, организации исполнения, контроля и завершения проекта.
В рамках процессов управления проектом выполняются действия, относящиеся к следующим функциональным областям управления проектом:
— управление содержанием проекта;
— управление сроками проекта;
— управление затратами в проекте;
— управление рисками проекта;
— управление персоналом проекта;
— управление заинтересованными сторонами проекта;
— управление поставками проекта;
— управление качеством в проекте;
— управление обменом информацией в проекте;
— управление интеграцией проекта.
Последовательность процессов управления проектом определяется условиями конкретного проекта, при этом:
— проект должен начинаться с процесса инициации проекта;
— проект должен оканчиваться процессом завершения проекта;
— выполнение процессов организации исполнения и контроля проекта начинается не раньше процессов планирования.
5.2 Процесс инициации проекта
Цель процесса: формальное открытие проекта.
Выходы процесса определяются и документируются следующими параметрами проекта:
— причины инициации проекта;
— цели и продукты проекта;
— дата инициации проекта;
5.3 Процессы планирования проекта
5.3.1 Процесс планирования содержания проекта
Цель процесса: определение требований проекта и состава работ проекта.
а) требования к проекту со стороны заказчика, других заинтересованных сторон проекта, а также законодательства и нормативных актов определены, проанализированы на предмет возможности их выполнения, согласованы с заказчиком проекта и документированы;
б) определены, согласованы с заказчиком и документированы ключевые данные по продукту проекта, а именно:
1) назначение, свойства и характеристики продукта;
2) критерии и методы приемки продукта проекта и его составных частей;
3) допущения и исключения, касающиеся продукта проекта;
4) определены, согласованы с заказчиком и документированы работы проекта, а также допущения и исключения, касающиеся работ проекта.
Стандарты, регламенты в проектировании. Для чего?
Виталий Ревзин
Генеральный директор ЗАО «СиСофт Инжиниринг»
В этой статье рассматриваются только структура и общее содержание регламентирующей документации, описывающей процесс проектирования с использованием современных САПР, которая, по мнению автора, необходима для разработки и применения во всех проектных организациях.
Введение
Основная задача автоматизации проектных работ — ускорение темпов их проведения и повышение качества технической документации проектов.
Одним из важных и самых модных направлений автоматизации в последнее время считается применение 3Dтехнологий.
На это тратится много сил и средств, закупается новое программное обеспечение, оборудование, проводится обучение и выполняются пилотные проекты. Но, к сожалению, в конечном счете в большинстве случаев всё сводится к «поднятию» трехмерных моделей по разработанным 2Dчертежам для выявления коллизий и показа потенциальным заказчикам красивой модели.
Попытки замены одного ПО на другое (по мнению ИТспециалистов, более продвинутое) ни к чему хорошему не приводят. Порой поражаешься, глядя на перечень программ, купленных организациями. Бросаются в глаза метания людей в безуспешной попытке найти ту пресловутую «красную кнопку». Но, к сожалению, все это напоминает слова из известной басни Крылова: «…а вы, друзья, как ни садитесь…»
Чего же не хватает организациям для внедрения в жизнь полноценной автоматизации проектирования?
Ответ лежит на поверхности. Покупая и внедряя новое программное обеспечение, разрабатывая различные концепции комплексной автоматизации, применяя современное программное обеспечение, мы забываем, что при этом меняется сама технология проектирования. Появляется возможность параллельной работы над одним проектом различных специалистов, использующих единую базу проекта, возможность верификации на разных стадиях разработки, возможность автоматизации формирования заданий и многое другое.
Но при этом не существует регламентирующей документации, описывающей процесс проектирования с учетом новых условий.
Конечно, уже предпринимаются определенные попытки разработки стандартов на государственном уровне, но это в основном касается области машиностроения.
В этой статье рассматриваются вопросы, затрагивающие только этап проектирования. Но решая вопрос совершенствования его процессов, мы подготавливаем проектные организации к внедрению ГОСТ Р ИСО 1592612008 «Промышленные автоматизированные системы и интеграция. ИНТЕГРАЦИЯ ДАННЫХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ДЛЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ВКЛЮЧАЯ НЕФТЯНЫЕ И ГАЗОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ». По нашему мнению, не внедрив новые регламенты в процесс проектирования, к этому приступить невозможно.
Процессы/регламенты/нормативные документы
Чтобы система управления работала эффективно, необходима технологическая основа — информационные технологии.
Существующий уровень регламентации процессов проектирования не позволяет использовать весь потенциал комплекса современных программ.
Опыт внедрения САПР свидетельствует, что трудности чаще всего возникают изза сопротивления системы организации вносимым в нее изменениям. В большинстве проектных предприятий процесс проектирования формализован весьма незначительно. При этом, как правило, существует неявная сложившаяся схема выполнения проекта, то есть нет документированного алгоритма, но есть общепринятая схема взаимодействия, которую целиком не знает никто. Для небольших предприятий такая формализация — слишком дорогое удовольствие, эффект же от нее совсем незначителен. Зато в крупных проектных организациях и их объединениях отдача может быть весьма ощутимой, поскольку «прозрачность» системы позволяет рациональнее управлять процессами в ней, прогнозировать и рентабельнее распределять ресурсы. Неоспоримым плюсом, с точки зрения предприятия, является также снижение последствий потери сотрудника. Негативный эффект замены ключевых специалистов обратно пропорционален степени формализации процессов, которыми он управляет. К сожалению, и сопротивляемость крупных систем гораздо выше изза инертности и страха перед новым…
Рис. 1. Уровни регламентирующих документов
В чем заключается формализация и из чего она состоит? А заключается она, в том числе, и в разработке и внедрении пакета документов, регулирующих собственно процесс проектирования. Структура такого пакета приведена на рис. 1. Состоит же формализация, как процесс, из:
Структура документации
Для крупных проектных организаций оптимальна, по нашему мнению, следующая структура регулирующей документации:
Структура документов может варьироваться в зависимости от того, для кого документы разрабатываются — для отдельной организации или для концерна (Газпром, Роснефть и т.д.).
В обоих случаях на верхнем уровне должен быть документ с общими определениями, а на следующих уровнях — стандарты, регламенты, описывающие процесс проектирования с использованием комплексных САПР.
Для тех организаций, которые выбрали конкретное ПО и не планируют осуществлять переход на иное, рекомендуется объединять документы второго и третьего уровня. Для объединений и концернов важны первый и второй уровни. Наличие этих документов позволит организациям, входящим в состав объединения, разрабатывать единообразные документы третьего и четвертого уровней.
Остановимся более подробно на содержании данных документов.
Первый уровень
Стандарт «Электронная модель объекта» (рис. 2) должен определять понятие электронной модели объекта проектирования, общие требования к ней, виды контроля электронной модели, ее статусы и этапы жизненного цикла. Нет необходимости читать его полностью, изучать, но он всегда должен быть под рукой, чтобы значения тех или иных терминов всегда понимались однозначно.
Рис. 2. Стандарт «Электронная модель объекта»
Рис. 3. Пример стандартов, регламентов, документированных процедур второго уровня
Второй уровень
Включает «Технологические правила проектирования с применением электронных моделей». Разработку документов этого уровня (рис. 3) оптимально было бы начать с формирования моделей бизнеспроцессов проектных работ с использованием САПР и регламентирующей на их основе документации. При этом описываются общие принципы без привязки к конкретному ПО.
В ходе разработки моделей необходимо определить и создать «Унифицированные варианты моделей бизнеспроцессов», предусматривающие создание различных типов проектов и разных специальностей — ведущих технологов.
Третий уровень
Документация этого уровня или создается на основе документации второго уровня при его наличии или, когда документы разрабатываются для конкретной организации, включает второй и третий уровни с привязкой к конкретному ПО (рис. 4). Документация этого уровня содержит:
Рис. 4. Пример структуры документации третьего и четвертого уровня по проектированию КИПиА с применением SmartPlant Instrumentation
Четвертый уровень
Как правило, документы этого уровня — инструкции по работе с конкретным ПО — есть в каждой организации (рис. 4).
Для ускорения разработки и внедрения обычно предварительно разрабатываются временные регламенты — документы, содержащие всё необходимое для организации проектных работ с применением определенного набора программ. Регламенты вводятся в действие на небольшой срок (до года), который необходим для устранения недочетов и обучения персонала. Для небольших организаций, как правило, этого вполне достаточно, и доработанные регламенты вводятся на постоянной основе. В крупных организациях регламенты служат основой для разработки комплекса стандартов.
Роль системного интегратора
Казалось бы, Америку тут никто не открыл, всем и так понятна необходимость документации этого типа. Так в чем причина, почему ее нет?
Разработка такого рода документов требует долгой и кропотливой работы, наличия знающего проектное производство персонала, способного анализировать существующую ситуацию, генерировать решения.
Если со знающим процесс проектирования персоналом в организациях, как правило, дело обстоит хорошо, то со свободным временем и возможностью отвлечения ведущих специалистов от основной работы на долгий срок — очень проблематично.
Вот тут и должен подключаться системный интегратор, обладающий знаниями не только в области САПР, но и в области проектирования, бизнеспроцессов, а также имеющий опыт аналогичной работы с проектными организациями. В этом случае роль ведущих специалистовпроектировщиков будет сводиться к оценке предлагаемых вариантов решения и выбору из них оптимальных.
Группа компаний CSoft осуществляет консалтинг и внедрение комплексных решений в области систем автоматизированного проектирования (САПР), технологической подготовки производства (ТПП), документооборота и геоинформационных систем (ГИС). Большая часть решений базируется на уникальном сочетании мировых и отечественных разработок в этой области.
Сегодня в нашем активе — десятки успешных комплексных проектов, собственные методики обследования организаций, внедрения проектноконструкторских и технологических решений, опыт создания стандартов в области САПР и документооборота, специализированные решения для узкопрофильных заказчиков.
Услуги, предлагаемые CSoft, включают анализ существующей технологии выполнения работ, определение наиболее эффективных программноаппаратных решений, разработку концепции развития САПР на предприятии, поставку, установку и настройку компонентов автоматизированной системы, обучение пользователей, выполнение пилотных проектов, внедрение автоматизированных систем «под ключ».
Проектная и рабочая документация
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Рассмотрим один из видов представляемых документов объекта капитального строительства – проектную документацию.
Проектная документация (ПД) выполняется в соответствии с постановлением Правительства № 87 «Об утверждении Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и подлежит прохождению экспертизы проектной документации.
Проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
При этом, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.
Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства.
Под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
Проектная документация представляет собой совокупность документов различной тематической направленности:
Таблица 1 — Состав проектной документации
Иная документация в случаях,
законодательством, в том числе:
— перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов;
— декларация безопасности гидротехнических сооружений;
— иная документация, установленная законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ при осуществлении государственного строительного надзора предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
В соответствии с требованиями п.12 РД-11-04-2006 «Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129 должностное лицо органа государственного строительного надзора в соответствии с подпунктом «а» пункта 11 настоящего Порядка проверяет следующие документы, в том числе:
а) общий и специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
б) исполнительную документацию, в том числе акты освидетельствования работ, строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования, оказывающий влияние на безопасность, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования;
в) акты об устранении нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора;
г) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
д) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов;
е) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, подтверждающие соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
ж) документы, подтверждающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных органом государственного строительного надзора.
В соответствии с п.3 РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
В соответствии с п. 5 РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В состав исполнительной документации включаются текстовые и графические материалы, приведенные в настоящей главе.
Акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства
Акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности
Освидетельствование работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (далее — скрытые работы),
Перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.
Освидетельствование строительных конструкций, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения (далее — ответственные конструкции), оформляется актами освидетельствования ответственных конструкций. Перечень ответственных конструкций, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.
Освидетельствование участков сетей инженерно-технического обеспечения, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оформляется актами освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения. Перечень участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.
Комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ на основании распорядительного документа (приказа), подтверждающего полномочия лица.
В состав исполнительной документации также включаются следующие материалы:
а) исполнительные геодезические схемы;
б) исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;
в) акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения;
г) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
д) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);
е) иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.
Из перечисленного становится понятно, что при осуществлении строительного надзора в предмет надзора включается и рабочая документация.
Рабочая документация (РД) по соответствующим маркам, состав которых регламентируется требованиями заказчика и ГОСТ, служит для выполнения конкретных монтажно-строительных работ и заказа оборудования и необходима для сдачи объекта в эксплуатацию.
В соответствии с постановлением Правительства № 87 «Об утверждении Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Рабочая документация представляет собой комплект рабочих чертежей и текстовых документов, содержащих необходимую информацию об объекте строительства, и является основанием для производства строительных и монтажных работ, а также изготовления строительных изделий на заводах строительной индустрии (например, на заводах железобетонных изделий, домостроительных комбинатах) или непосредственно на строительной площадке.
В соответствии с нормативными требованиями п. 5.4. СП 48.13330.2011 «ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА» при осуществлении строительства на основании договора застройщик (заказчик) передает лицу, осуществляющему строительство, утвержденную им проектную документацию, а также рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ в двух экземплярах на электронном и бумажном носителях. Проектная и рабочая документация должна быть допущена к производству работ застройщиком (заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе. Состав и содержание разделов проектной документации (включая проект организации строительства), передаваемой лицу, осуществляющему строительство, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Передаваемая проектная документация должна содержать заверение проектировщика о том, что эта документация разработана в соответствии с заданием на проектирование и требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
«Рабочая документация» — это те чертежи и текстовой материал, который используется непосредственно на стройке (документация стадии «Проектная документация (ПД)» является основой для разработки рабочей документации).
В состав рабочей документации (РД) в общем случае входят:
1) рабочие чертежи, объединенные в комплекты по видам работ (далее именуемые основные комплекты рабочих чертежей);
2) прилагаемые к основным комплектам рабочих чертежей документы.
В основной комплект рабочих чертежей входят:
1.2) чертежи, схемы, таблицы и т. п.
В прилагаемые документы входят:
2.1) повторно применяемые рабочие документы (чертежи, схемы, таблицы и т. п.);
2.2) рабочая документация на электромонтажные конструкции, подлежащие изготовлению в мастерских электромонтажных заготовок;
2.3) эскизные чертежи общего вида;
2.4) локальная смета;
2.5) ведомость потребности в материалах;
2.6) спецификация оборудования;
2.7) опросные листы на электрооборудование (при необходимости);
2.8) ведомость объемов монтажных и строительных работ;
2.9) другие документы, направляемые заказчику в соответствии с договором (контрактом).
В соответствии с нормативными требованиями п. 10 РД-11-03-2006 «Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора» регистрация проектной документации, полученной на основании части 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется органом государственного строительного надзора посредством регистрации перечня разделов проектной документации с приложением копии заключения государственной экспертизы проектной документации.
При регистрации должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется соответствие разделов проектной документации представленному перечню, после чего перечень регистрируется и включается (подшивается) в дело.
В случае внесения изменений в проектную документацию застройщиком или заказчиком в орган государственного строительного надзора направляется перечень разделов измененной проектной документации с приложением соответствующего заключения экспертизы проектной документации. Указанный перечень разделов регистрируется в изложенном выше порядке.
В принципе, проектная и рабочая документация могут создаваться одновременно. Состав и структура второй в общем случае определяются заказчиком либо застройщиком в зависимости от приведенной в проектной документации детализации тех или иных решений. Соответствующие параметры могут фиксироваться в задании, направляемом разработчику рассматриваемых источников. Основные элементы рабочей документации — чертежи, спецификации и иные дополняющие их документы. На их основании осуществляется реализация тех решений, которые предусмотрены проектной документацией (ПД).
Проектная документация (ПД) является основой рабочей документации (РД). В соответствии с п.2 «Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» постановления Правительства РФ от 21.06.2010г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» предметом строительного контроля, осуществляемым лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик) является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. В соответствии с п. 10 ст. 15 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
Можно подвести итог, что рассматривая указанные документы, проектная (ПД) и рабочая документация (РД) являются несомненно важными и обязательными этапами при строительстве объекта капитального строительства.