Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности

Физкультурно-спортивная деятельность развивает

основные волевые качества:

— упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности;

самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции;

собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи.

К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования. Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию её индивидуальности.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты – один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях:

во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию;

во-вторых, физическая культура – основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда;

в-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

Профессиональная направленность физического воспитания. Профессиональная направленность физической культуры личности – это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

— степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

— интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

— характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

— выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

— степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

— проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

— уровень физического совершенства и отношение к нему;

— владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;

— системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности; широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, о физической культуре личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием занятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педагогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или кино информации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами – утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность – личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии.

В основе потенциального уровня – положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Направленность «на себя». Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.

Источник

Общие основы физического воспитания студентов

Как известно, студенчество считается социально активной группой общества. И от ее моральных и профессионально-деловых качеств в немалой степени будет зависеть уровень общественного прогресса.

Важное значение физического воспитания в вузах объясняется рядом существенных обстоятельств.

Овладение профессиональными знаниями в условиях постоянного роста объема информации и связанной с этим интенсификации учебного труда требует от студента рационального расходования свободного времени для снятия умственного утомления и укрепления здоровья. Без физического воспитания, повышающего общую работоспособность, полноценное усвоение учебной программы вуза представляется затруднительным. И здесь физическое воспитание выступает как серьезный фактор, оптимизирующий умственную активность студентов.

Умственную работоспособность будущий специалист высшей квалификации должен не только поддерживать, но и по мере возможности улучшать. Наиболее благоприятным периодом для этого являются школьный и студенческий возрасты. Отсюда в силу закона единства физического и психического состояния организма проблема повышения интеллектуальной продуктивности более успешно решается, если организм человека получает оптимальную физическую нагрузку.

Задача массового развития физической культуры и спорта в стране силами только штатных физкультурных работников вряд ли решаема. Для этого необходим широкий физкультурно образованный и физически подготовленный общественный актив. Таким квалифицированным и динамичным слоем общества является многомиллионная интеллигенция — инженеры, врачи, педагоги и т. д.

Поэтому в процессе обучения в вузе каждый студент должен получить, хотя бы в минимально достаточном объеме, основы специальных физкультурных знаний, организационно-методические умения и навыки по физкультурно-спортивной работе.

Из этих социально значимых оснований вытекает собственно сама цель, связанная с физическим воспитанием данного контингента населения. Она заключается в необходимости подготовки физкультурно образованного молодого человека, способного к высокопроизводительному профессиональному труду и в то же время владеющего организационно-методическими умениями для работы в качестве общественного инструктора, тренера или судьи по спорту.

С учетом вышеизложенного основными задачами Физического воспитания студентов являются:

1. Воспитание общечеловеческих ценностей (совести, честности, порядочности, патриотизма, трудолюбия, сознательной дисциплины, воли и т. д.). Эта общепедагогическая задача, естественно, решается всеми социальными институтами общества (семья, школа, трудовой коллектив, средства массовой информации и т. д.), в том числе средствами физической культуры и спорта. Студент находится в таком возрасте, когда воздействующие факторы еще не бесполезны, так как жесткие жизненные установки у него пока полностью не сформированы. Следовательно, эффект соответствующих воспитательных усилий может дать положительный результат.

2. Сохранение и укрепление здоровья студента как необходимой базы для поддержания его умственной работоспособности на протяжении всего периода обучения и последующей трудовой деятельности.

3. Достижение общей физической подготовленности в объеме требований и норм, соответствующих обязательной вузовской программе.

4. Обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности с учетом характера и особенностей будущей трудовой деятельности.

5. Приобретение необходимых знаний по теории и методике физического воспитания и спортивной тренировке, а также организационно-методических умений и навыков для работы в качестве общественного инструктора, тренера или судьи по спорту.

6. Совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов, защищающих честь своего вуза, города, страны.

Такова система задач физического воспитания студентов, которые конкретизируются в зависимости от ряда факторов: уровня предварительной подготовленности и состояния здоровья — если оно слабое, то вторая задача становится решающей; личных склонностей и способностей студентов; особенностей предстоящей профессиональной деятельности; физкультурно-спортивных условий, имеющихся в данном вузе, и др.

Но каковы бы ни были подобные особенности, только обязательное комплексное решение всей совокупности указанных задач позволит обеспечить необходимый личный и социальный эффект физического воспитания студента.

Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в следующих формах: учебные занятия; самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом; физические упражнения в режиме дня; массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания на протяжении всего времени теоретического обучения студентов. Содержание курса физического воспитания регламентируется государственной учебной программой для вузов «Физическая культура». Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов. Практический раздел программы содержит учебный материал, направленный на решение конкретных задач физического воспитания студентов.

В содержание занятий всех учебных отделений включается материал по профессионально-прикладной физической подготовке применительно к особенностям будущей профессии студентов. К этой форме относятся также занятия со студентами-спортсменами в секциях спортивного клуба, которые способствуют приобщению студентов к различным видам спорта, повышению уровня их спортивного мастерства. Учебно-тренировочные занятия проводятся по стабильному расписанию под руководством тренера (общественного тренера) клуба и предполагают участие занимающихся студентов в спортивных соревнованиях в соответствии с утвержденным календарным планом.

Занятия спортом эффективно воздействуют на укрепление здоровья, на процесс физического совершенствования, на формирование морально-волевых качеств занимающихся. У студентов-спортсменов, прошедших в вузе школу спортивной подготовки, более прочно воспитывается потребность в систематических занятиях физическими упражнениями на долгие годы, вырабатывается привычка к здоровому образу жизни. Рост спортивных результатов расширяет представления о пределах человеческих возможностей в проявлении физических и морально-волевых качеств.

Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, выполнить недельный объем двигательной активности, способствуют лучшему усвоению учебного материала по физическому воспитанию, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в сферы быта и отдыха студентов. Правильно организованные самостоятельные занятия в совокупности с учебными обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Занятия проводятся во внеучебное время по заданию преподавателей при методическом руководстве кафедры физического воспитания.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия предусматривают широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебной практики, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии общественных организаций вуза.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, в профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованной их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);

физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);

социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);

психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).

Исследования М. А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных ориентаций студентов в физкультурно-спортивной деятельности (табл. 3.1).

Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности. Смотреть фото Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности. Смотреть картинку Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности. Картинка про Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности. Фото Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности

В таблице ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный — на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические нагрузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурноспортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориентация на эту деятельность.

Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:

преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепление ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;

интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей; проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;

ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессиональные и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социкультурного опыта, формирования социально ценных качеств.

Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.

Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

— понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

— знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

— формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

— овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

— обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;

— приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

— физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

— социально-биологические основы физической культуры;

— основы здорового образа и стиля жизни;

— оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

— профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций представлено в настоящем учебнике.

Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.

Примерная тематика занятий может включать:

— методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;

— методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;

— основы методики самомассажа;

— методику корригирующей гимнастики для глаз;

— овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;

— методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.

Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения (табл. 3.2 и 3.3).

Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности. Смотреть фото Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности. Смотреть картинку Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности. Картинка про Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности. Фото Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности

Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности. Смотреть фото Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности. Смотреть картинку Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности. Картинка про Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности. Фото Для чего необходимы знания в процессе физкультурно спортивной деятельности

Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

— понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

— знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

— иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.

Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности.

Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, половой принадлежности, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются. При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.

В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, половой принадлежности.

Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.

В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованных в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением зачетных требований в установленные сроки.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.

При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:

— теоретических, практических, контрольных;

— элективных методико-практических и учебно тренировочных занятий;

— индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;

— самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

Внеучебные занятия организуются в форме:

— выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

— занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

— самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

— массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Леонид Дворкин, Казбек Чермит «Физическое воспитание студентов»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *