Для чего носят кипу
Для чего носят кипу
Иногда ее еще именуют ермолкой. Почему евреи носят кипу, ермолку? Существует довольно много разновидностей этого головного убора по материалу, форме, размеру, способу изготовления и цвету. По этим особенностям можно без труда вычислить, к какому религиозному направлению относится тот или иной человек.
Обычай носить кипу присущ только представителям семитского народа, вышедших их древних Иудейского и Израильского царств. Есть одна особенность в ношении этого головного убора. Известно, что когда мужчина-христианин показывает свое уважение к Богу, он снимает головной убор. У eвреев все наоборот. Свое уважение Всевышнему они оказывают, надевая кипу на голову. Эта традиция уходит корнями в глубокое прошлое.
Древние иудейские мудрецы в напоминание о том, что у людей есть более значимая сущность, требовали обязательно ходить с покрытой головой. Для этого и начала использоваться кипа. Она стала для евpеев символом контакта с Богом, свидетельством того, что люди склоняются перед Вседержителем, покорно принимая его волю. Согласно одного из канонов Торы служащие в Храме коэны обязаны надевать кипу.
Все мероприятия религиозного плана у простых людей, к примеру, изучение Торы или произнесение молитвы, обязательно сопровождались надеванием кипы. В знак уважения к Отцу Небесному и осознания его мудрости, некоторые еврeи вообще перестали снимать кипу. Со временем эта традиция стала характерным признаком правоверного eвpея, накрепко войдя в его повседневную жизнь.
Что интересно. Ни в Торе, ни в Талмуде нет обязательного предписания покрытия головы. Данная традиция возникла самостоятельно, поэтому представители различных религиозных направлений иудеев носят эту шапочку по-разному. Ортодоксальные евpeи – постоянно. Выходя на улицу, они просто надевают поверх нее шляпу или меховую шапку. Консервативное направление eврeев действует по ситуации. Наличие кипы обязательно во время посещения синагоги или приема пищи. Ну, а для церковных реформаторов кипа вообще перестала быть атрибутом веры.
Тем не менее, все благочестивые евреи, показывая, что они принадлежат к людям, выполняющим Господни заповеди, кипы носят обязательно. Даже мальчику, которому еще не исполнилось 13 лет, желательно носить кипу. К этому его приучают еще с раннего возраста, едва ребенок начинает ходить самостоятельно. Ответственность за это возложена на его родителей, и они выполняют данное предписание неукоснительно.
Что такое кипа — ермолка, еврейский головной убор?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Кипа, или Ермолка — еврейский головной убор для мужчин. Название «кипа» произошло от евр. слова, которое может означать купол здания, «верхушку» или какое-либо «покрытие» вообще (например: совр. «Железный купол» — на иврите звучит как «Кипат а-барзель»). Постоянное ношение кипы и головного убора вообще изначально не являлось законом иудаизма, однако, традиции покрывать голову — много сотен лет: еще в Пятикнижии есть повеление священникам-коэнам носить головной убор во время их служения в Храме. Сегодня обычай покрывать голову — в первую очередь, при произнесении благословений, во время молитв и других служб — укоренился в качестве общепринятого в иудаизме, и кипа стала отличительной особенностью любого религиозного иудея: религиозные евреи носят кипу в течение всего дня как напоминание о Всевышнем и как символ богобоязненности. С большой долей вероятности можно утверждать, что головные уборы священников в христианстве — например, кардинальские шапочки — заимствованы из иудаизма.
Обычай прикрывать голову, как уже упомянуто, восходит к древнейшим временам. Наши мудрецы запретили ходить нам с непокрытой головой, чтобы мы постоянно помнили о том, что над нами — Всевышний, что мы склоняемся перед Ним, покорно принимая на себя Его волю.
Со временем ношение головного убора стало характерным признаком еврея — как мезуза на дверях еврейского дома, как празднование Субботы, ношение цицит и посещение миквы, особого ритуального бассейна. Все эти признаки принадлежат исключительно евреям и выделяют их из среды остальных народов.
Ношение кипы свидетельствует о принадлежности к народу, выполняющему заповеди Всевышнего. Даже мальчик моложе 13 лет, на котором еще не лежит обязанность выполнять заповеди [см. материал Бар мицва], носит кипу, и ответственность за это лежит на его родителях. К ношению кипы приучают с возраста, когда мальчик начинает ходить.
Женщины тоже обязаны покрывать голову, но по другой причине. Посторонний мужчина не должен видеть волосы замужней женщины. Если она их не закрывает, то считается, что тем самым она нарушает законы женской скромности. Поэтому замужние женщины носят платки на головах, а в некоторых общинах — парики. Головной убор женщина надевает со свадьбы. До свадьбы такой обязанности нет.
В трактате Шабат [в Талмуде] написано, что, смиренно покрывая голову, еврей улучшает свои душевные качества.
Как кипа держится на голове?
И еще 7 вопросов о еврейской традиции. Отвечает гид Еврейского музея Екатерина Кузнецова
Правда, что у евреев сейчас другой год?
В Израиле пользуются григорианским солнечным календарем, но и еврейский календарь тоже используется. Это религиозный календарь. Например, праздники отмечают по еврейскому календарю, и, так как это лунно-солнечный календарь, они всегда приходятся на разное время.
Как кипа держится на голове?
Кипа — легкая шапочка, традиционный еврейский мужской головной убор, — на голове держится за счет своей формы и размера. Чаще всего это матерчатые или тряпичные кипы. Если кипа легкая, жесткой формы, изготовлена из сукна или из бархата, то для ее ношения может потребоваться девайс. Обычно таким девайсом становится женская заколка. Но вообще, правильно подобранная кипа хорошо сидит на голове и не слетает. Гораздо интереснее, как кипа держится на лысой голове: либо она очень хорошо подобрана, либо это специальная кипа с силиконовой прозрачной полоской по окружности. Такую полоску можно увидеть, например, на женских чулках.
Правда ли, что женщины-еврейки всегда носят парик?
Нет, еврейки не всегда носят парик. Парик носят религиозные еврейские замужние женщины. Согласно еврейской традиции, волосы замужней еврейки может видеть только ее муж, поэтому голова покрывается головным убором. Это может быть платок, шляпка, шапочка или косынка, а также парик, который приравнивается к головному убору. Некоторые еврейские женщины, которые носят парики, очень коротко стригутся или иногда даже бреются налысо для того, чтобы этот парик было удобнее носить.
Зачем евреям локоны на висках и веревки на одежде?
Сначала разберемся, как называются локоны на висках и что это за веревки на одежде. Локоны на висках — это пейсы, а веревки на одежде называются цицит. Обычно они крепятся к специальному элементу ритуального гардероба — талиту. Большой талит — это молитвенное покрывало, которым еврей накрывается во время молитвы, а нижний, или малый, талит — это предмет, похожий на безрукавку, который надевается под одежду. Кисти цицит крепятся по краям талита. На кистях есть узлы, и ношение цицит должно напоминать еврею о существовании 613 заповедей.
Существует такой метод анализа еврейского текста — гематрия, согласно которому у каждой буквы в иврите есть свое числовое значение. Так вот, гематрия слова «цицит», то есть числовое суммарное значение слова «цицит», равняется примерно 600. К нему прибавляют количество узлов, количество ниточек — и в итоге получается 613. Вы перебираете нити, натыкаетесь на эти узелки и вспоминаете, что есть 613 заповедей, что вы еврей и должны их выполнять.
Про пейсы. На самом деле в Торе не сказано, что еврей должен отращивать длинные локоны на висках и даже завивать их особенным способом, как мы это часто видим. В Торе сказано, что во время стрижки или обрития головы нужно не трогать волосы на висках. То есть это просто часть религиозной традиции, и также это стало способом идентификации еврея и еврейской самоидентификации.
Что такое штетл?
Штетл — это небольшое полугородское поселение в Восточной Европе, преимущественно с еврейским населением. Нам с вами штетл известен, скорее всего, как еврейское местечко, это понятие стало своеобразным синонимом традиционного образа жизни восточноевропейского еврея. Жизнь штетла подчиняется еврейским религиозным законам. Это значит, что в субботу штетл замирает. Там обязательно есть развитая еврейская инфраструктура: синагога, хедер (школа для еврейских мальчиков), миква (бассейн для ритуального омовения) и так далее. Там есть раввин, есть шохет — это резник, который занимается ритуальным убоем скота, там обязательно есть кошерная лавка. В штетле нет пахотной земли — там не занимаются сельским хозяйством, есть небольшие приусадебные участки и можно держать скотину.
Местечко Броды. Литография Карла Ауэра. годы Wikimedia Commons
Многие известные еврейские фамилии происходят от названия еврейских местечек. Например, Бродский — из местечка Броды, Сатановский — из местечка Сатанов, и так далее.
Само слово «штетл» происходит от немецкого корня Stadt, что значит «город», и к нему прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс на идише — «л» или «ле», — получаем буквально «городок». То же самое значит и слово «местечко» — оно происходит от славянского корня «место», «място», что значит «город», и к нему также прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс — получается «городок».
Местечки были практически стерты с лица земли событиями середины ХХ века, Второй мировой войной. местечки остались как небольшие городки или поселки городского типа.
Пурим связан с 8 Марта?
Мне кажется, это из разряда самых шокирующих гипотез. Я думаю, этот вопрос был задан потому, что несколько раз в музее мы отмечали Пурим — это праздник-карнавал, самый веселый праздник еврейского календаря; отмечали мы его с большим размахом, и празднование Пурима выпадало на 8 Марта.
Что такое хала и чем она отличается от батона?
Ханука — это еврейское Рождество?
Нет, Ханука — это еврейский праздник огней или света. Празднуется он в память о ханукальном чуде, которое произошло во II веке до нашей эры в Иерусалиме. В то время Иудея находилась под владычеством Селевкидской державы, и император этой державы Антиох Епифан проводил политику эллинизации — он насаждал греческий язык, греческую культуру, и Второй Иерусалимский храм Иерусалимский храм — центр религиозной жизни евреев. Разрушен в 70 году и, согласно пророчествам, будет восстановлен с приходом Мессии. был осквернен — там было устроено святилище Зевса. В результате всего этого вспыхивает еврейское восстание, так называемое восстание Маккавеев. Храм был освобожден, очищен от идолов, и должно было восстановиться храмовое богослужение. А для этого нужно было восстановить храмовую менору — семисвечник, один из важнейших символов иудаизма. Ее нужно было зажечь, но в храме был обнаружен всего один кувшин освященного масла для меноры. И случилось ханукальное чудо: масла, которое было в кувшине, хватило на восемь дней горения этого семисвечника — ровно столько, сколько потребовалось для изготовления нового освященного масла. С тех пор во время праздника Хануки зажигается ханукальный светильник. Это восьмисвечник, он очень похож на менору, но там восемь свечек и еще одна дополнительная — шамаш, от которой зажигаются остальные свечки. В течение восьми дней Хануки зажигается по одной свечке в день.
Дети зажигают свечи в ханукальном светильнике. 1971 год © Spencer Grant / Getty Image
Такая курьезная путаница возникает из-за календарной близости Хануки к католическому Рождеству, и с этим же связан успех праздника Хануки и его популярность. Восемь дней Хануки обычно выпадают на вторую половину декабря, и в некоторых западных странах, в которых Рождество отмечается с размахом, это государственный праздник. В массовой почтовой рассылке там, например, поздравляют не с Рождеством и Новым годом, а с зимними праздниками.
Почему ермолка не падает с головы
Кипа – головной убор религиозных евреев. Еще одно её название – ермолка (от словосочетания “йерей малка” – “боящийся Бога”). Со стороны кажется, что эта маленькая шапочка на голове иудея сидит как влитая. Некоторые задаются вопросом – почему она не падает?
Консервативные иудеи
Что удерживает кипу на макушке еврея? Есть ли здесь какая-то хитрость?
Разнообразие форм и тканей
Хотя ни в одном иудейском своде законов нет требования, чтобы мужчины прикрывали голову, многие иудеи следуют этой традиции. Ношение кипы служит символом благочестия, скромности и служения Всевышнему. Однако далеко не все евреи носят кипу непрерывно, а только ортодоксальные.
Консервативные иудеи носят этот головной убор только в синагоге и во время принятия пищи. Нерелигиозные евреи – лишь по большим праздникам (например, на бар-мицву – празднование совершеннолетия). Реформистские иудеи вовсе не носят подобных головных уборов.
Можно сказать, что по наличию кипы на голове еврея, есть возможность определить, насколько тот религиозен. Более того, форма, цвет, размер и тканевая текстура дают понять, к какому конкретно направлению относит себя данный иудей.
Например, ашкеназы предпочитают ермолки, скроенные из клиновидных кусков ткани темного цвета. Хардальники носят большие однотонные вязаные кипы.
Вязаные ермолки на прилавке в Иерусалиме
Представителей иудейского направления ноар гваот отличает очень большой размер головного убора и грубая вязка. Харедимы носят кипы, изготовленные из черного бархата или сукна. Есть и такие, которых прозвали “кипа сруга” (вязаная кипа) из-за того, что представители их религиозного направления имеют такое отличие.
Все эти кипы имеют разные формы, размеры и плотность. И если с большими объемами все понятно, то как на голове удерживаются маленькие шапочки?
Маленькие хитрости
Секрет очень прост. Чтобы кипа не падала, ее крепят к волосам заколкой. Но что же делать тем, у кого нет волос?
В таком случае специальная силиконовая полоска по краям кипы поможет головному убору плотно сидеть на макушке хозяина. Если же волосы все-таки есть, но очень коротко пострижены, кипа будет сидеть еще лучше. Здесь действуют простые физические законы трения и силы притяжения.
Кипа (ермолка) с заколкой
По некоторым данным, ермолка порой крепится даже с помощью двустороннего скотча или даже специального клея. Хотя это утверждение довольно спорно.
Для ультраортодоксальных евреев все эти методы не считаются приемлемыми. Поэтому они особенно тщательно выбирают головной убор по размеру и форме головы.
Если же предполагается, что в течение дня придется быстро двигаться и наклоняться, поверх ермолки надевают кепку или шляпу. Хотя среди иудеев бытует мнение, что в правильно подобранной кипе можно даже спать и она не слетит с головы.
Интересности 18 декабря, 2020 2 814 просмотров
11 фактов о кипе, которые должен знать каждый еврей
от Йеуда Алтейн 24 Tammuz 5780 – 16.07.2020, 13:37 16.8k Просмотры 5 Голоса
1. Головное покрытие
Кипа — это головной убор, обычно небольшого размера и круглой формы, который традиционно носят еврейские мужчины и мальчики в знак уважения к Всевышнему.
2. Другое название — ермолка
Используемое нами слово «кипа» пришло из иврита и буквально переводится как «купол». В идише этот ритуальный предмет одежды называется «ермолка», а иногда «коппель» (букв. «шапочка»).
По ряду мнений слово «ермолка» является сокращением арамейских слов ярей малка, то есть «трепет перед Царем» (речь идет, конечно же, о Боге), поскольку ношение этого головного убора служит нам напоминанием о том, что существует Кто-то выше нас.
3. Напоминание о Божественном присутствии
Постоянное ношение кипы помогает нам помнить о том, что за всеми нашими словами и действиями пристально и неустанно следят Небеса, перед которыми мы однажды будем за все держать ответ.
Галаха, еврейский закон, требует носить кипу из соображений скромности, а также для того, чтобы отличаться внешне от представителей других народов. 1 Это в очередной раз напоминает о нашей ответственной миссии — быть светом (т.е. образцом) для всего мира.
4. Разнообразие стилей
Кипы бывают различных цветов и моделей и изготавливаются из самых разных материалов, таких как бархат, замша, кожа, шерсть или самая обычная трикотажная ткань. Многие фирмы предлагают свои услуги по индивидуальной вышивке, благодаря чему вы можете заказать своей кипе абсолютно уникальный дизайн, добавляя на свое усмотрение в качестве узора изображения или слова. (Нередко можно встретить мальчиков с кипами, на которых написаны их имена.)
В некоторых общинах стало обычаем изготавливать особые кипы, представляющие собой настоящие сложные произведения искусства — например, такое можно встретить в магазинах еврейских ремесленников из Йемена или Грузии, большинство из которых сейчас живут в Израиле.
5. Носится постоянно
Талмуд утверждает, что еврейскому мужчине не следует проходить расстояние длиной в четыре локтя (примерно 2 метра) и более с непокрытой головой. 2 Во время молитвы, чтения благословений или при входе в синагогу так же требуется покрывать голову. 3
Учитывая эти и другие факторы, согласно мнению многих галахических авторитетов, головные уборы необходимы носить постоянно (даже если вы сидите на месте и ничего не делаете). 4
6. Источник в Талмуде
Традиция постоянного ношения кипы происходит из короткого рассказа, приведенного в Талмуде, в котором астрологи предсказали одной женщине, что ее сыну суждено будет стать вором. Чтобы этого ни в коем случае не произошло, женщина тщательно следила за тем, чтобы ее мальчик постоянно прикрывал голову и благодаря этому помнил о присутствии Бога и испытывал страх перед Небесами.
Однажды, когда этот юноша сидел в тени плодового дерева, у него из-за внезапного порыва ветра слетела кипа. И в ту же секунду его охватило жгучее желание съесть плоды с этого дерева, хотя оно ему не принадлежало. В этот самый момент он осознал, какое сильное влияние на него оказывала кипа и как она сдерживала его дурные порывы. 5
7. Некоторые покрывают голову полностью
Несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев кипа имеет небольшой размер, в некоторых общинах стало принято носить большие чуть приподнятые кипы, которые полностью покрывают голову.
Вы можете обратить внимание, что многие раввины литовского направления прошлых поколений изображены именно в таких головных уборах. Кроме того, своими большими размерами и сложной узорчатой вышивкой так же отличаются и кипы бухарских евреев.
8. Дополнить кипу шляпой
Не ограничиваясь лишь ношением кипы, многие еврейские мужчины также надевают во время молитвы шляпу. В данном случае надевание шляпы рассматривается как знак особого уважения: только вспомните, всего лишь несколько десятилетий назад мужчины, выходя на публику, обязательно надевали шляпу.
Кроме того, сама по себе шляпа является отсылкой к тюрбану, который носили священники, совершая службы в святом Храме. А так как в наше время молитва заменяет нам жертвоприношения, представляется понятным, что мужчинам следует в определенном смысле соответствовать образу служителя Храма. 6
9. Не женская заповедь
Согласно общепринятому обычаю, женщины и девушки кипы не носят. Одна из причин этого заключается как в том, что сам смысл этой заповеди в напоминании о постоянном присутствии Бога нашей жизни (см. выше). Но женщины, которые по природе своей гораздо более духовно интуитивны, чем мужчины, и обладают более сильной верой, не нуждаются в подобных напоминаниях.
В наше время иногда можно встретить женщин в кипе, однако они скорее всего относятся к одному из реформистских движений, где в угоду идеям о феминизме женщины стремятся исполнять и считающиеся традиционно мужскими заповеди (так же они, например, накладывают тфилин и читают Тору с бимы).
Важно отметить, что ортодоксальные замужние женщины все-таки покрывают свои головы — правда, не кипой, а при помощи платков, шарфов, шляпок или париков. Однако эти законы подразумевают под собой совершенно разные причины.
10. Может быть заменена
Когда сидур (молитвенник) или другой предмет, содержащий святые тексты или использующийся для исполнения заповеди, становится изношенным и непригодным для использования, его нельзя выбрасывать. Вместо этого, из уважения к особой святости объекта, он в ходе установленной процедуры захоранивается на еврейском кладбище. Многие синагоги предоставляют эту услугу своим прихожанам.
Несмотря на особую роль кипы в жизни еврейских мужчин, она не попадает в категорию подобных святых предметов, а потому не требует захоронения и может быть выброшена, придя в негодность. 7
11. Ни шага вперед без кипы
Раввины Пинхас и Шмуэль Абба Шапиро, занимавшиеся печатью еврейских книг в городе Славита, были ложно обвинены в убийстве и арестованы царской полицией в 1839 году. В качестве наказания они были вынуждены пройти сквозь строй солдат, орудующих плетками.
В какой-то момент кипа рава Шмуэля Аббы слетела с его головы. Но несмотря на непрекращающиеся удары, он отказывался продолжать идти вперед, пока не смог вернуть кипу на место.
Эта история в свое время вызвала большой резонанс в русской еврейской общине, вдохновляя многих людей пойти против своих страхов и начать носить кипу на постоянной основе, живя в среде неевреев.
Сноски
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report