Для чего нужен алфавит в жизни
ЯЗЫК и ЖИЗНЬ
суббота, 1 декабря 2018 г.
Для чего нужен алфавит?
Итак, алфавит – это некоторое упорядоченное множество букв. То есть в русском языке после «А» идёт «Б», после «Б» идёт «В» и так далее и никак иначе. Поэтому логично употреблять алфавит для упорядочивания списков, каталогов, картотек, справочников, энциклопедий, словарей и вообще чего угодно, где основой служат слова или сами буквы.
Вторая функция представляется ещё более важной. Можно сколько угодно «передавать из уст в уста» знания и умения от предыдущих поколений к следующим, однако настоящий прогресс начался после передачи накопленного человечеством опыта в письменной форме. И буквы, которые сами по себе или в определённых сочетаниях передают те или иные звуки и позволяют записывать самые различные слова очень ограниченным набором символов в этом смысле просто идеальны.
Представьте, как тяжело в этом смысле приходится народам, имеющим язык с иероглифической письменностью, ведь иероглиф чаще всего передаёт не звуки, а слоги (причём у каждого слога своё значение), а порой целые слова и понятия…
А ещё название букв в алфавите служит для такой вещи как произнесения слов по буквам – при диктовке имён собственных, например. Помните, когда вы диктуете какому-нибудь работнику регистратуры свою фамилию, и он, не расслышав просит её повторить ещё раз, а потом, отчаявшись понять, переспрашивает «К-арнотольский? «К» как в слове «Керчь»?». И вы начинаете диктовать «Да, «К» как в слове «Керчь»-арно-польс-«п», как в слове «парк»-кий!»
Кстати, в английском языке для побуквенного произнесения слова есть отдельное понятие, выражающееся словом spelling – «спеллинг».
Уважаемые друзья! Если данная статья была вам полезна, поделитесь ею с вашими друзьями в соцсетях с помощью кнопок «опубликовать» прямо под этим постом. Вы можете также подписаться на мой блог и получать уведомления о новых статьях (подписка оформляется через форму вверху на панели справа), вы можете комментировать эту и любую другую статью. А пока всё, увидимся в других статьях моего блога.
В статье использовалась литература:
Ахманова О.С., Словарь лингвистических терминов – М,: издательство «Советская Энциклопедия», 1966.
Значение алфавита в нашей жизни
Оформление: на шторах закреплен красочный алфавит.
Сегодня гости к нам пришли.
Спасибо им за их вниманье.
Чтоб время зря не провели,
Приложим наши все старанья.
— Угадайте, какую букву мы сегодня будем вспоминать на минутке чистописания.
Буква эта знаменита,
Вы узнать её должны.
Звуком этой важной буквы
Поют песню груднички.
Дети прописывают одну строчку заглавной буквы «А», а другую строчной буквы «а».
III. Знакомство с новым словарным словом.
— А чем знаменита эта буква? (Стоит в начале алфавита).
— Что же такое алфавит?
— Давайте вспомним, как звучит алфавит. Только ещё раз напомню вам, что каждая буква алфавита имеет своё название.
— Мы много говорили про алфавит. Но ещё не познакомились со словом «алфавит», как со словарным словом. Сейчас мы это недоразумение устраним.
— Итак, слово «алфавит». (На презентации появляется слово «алфавит».) (СЛАЙД 1).
— Какой слог ударный в этом слове? Значит, нам надо запомнить, что безударные гласные обозначены здесь буквами «а». Запомнить это нам поможет история возникновения этого слова.
— Алфавит назван так по названию двух первых греческих букв «альфа» и «вита». (СЛАЙД 2)
— Название первой греческой буквы полностью поселилось в слове алфавит за исключением мягкого знака.
Дети прописывают слово алфавит.
IV. Сообщение темы и цели урока.
— Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока?
— Да, ребята, мы посвятим ещё один урок теме «Алфавит». Целью нашего сегодняшнего урока является необходимость ещё раз доказать себе, насколько важен алфавит в нашей жизни.
— Дети, а кто знает, каким русским словом-синонимом можно заменить слово «алфавит»? (Словом азбука).
— Правильно! Слово «азбука» тоже произошло от названия двух первых букв: «аз» и «буки». (СЛАЙД 3)
— Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?
— Давайте запишем это предложение в тетради. (На доске это предложение с комментированием записывает один ученик).
Физ. минутка для глаз. (СЛАЙД 4)
На экране под музыку перемещается буква в заданной траектории. Дети должны глазамиследить за ее перемещением по экрану.
V. Работа по обобщению, ранее полученных знаний.
— Ребята, для чего же нам нужен алфавит? Кто в нашей школе использует знания алфавита? (Библиотекарь, секретарь, учитель).
— А как вы думаете, можно сказать, что алфавит помогает экономить время, не тратить его зря?
-Давайте докажем это.
К доске учитель вызывает двух учеников. Он сообщает, что одному из них сейчас дадут блокнот, а другому записную книжку с алфавитом.
— И в блокноте и в записной книжке записан телефон Суздалевой Галины Ивановны. Представим себе, что вам срочно нужно мне позвонить.
— Давайте посмотрим, кто быстрее его найдёт.
— Попробуем ещё раз? (Записан телефон поликлиники).
Дети делают вывод, что, конечно, алфавит помогает сэкономить время.
— А раз алфавит так необходим, то давайте потренируемся пользоваться им в обычной жизненной ситуации.
— Сейчас мы поможем библиотекарю расположить книги в алфавитном порядке по фамилиям их авторов.
А для начала надо авторов узнать
И, конечно же, назвать.
— Этот автор написал сказку «Тараканище». (Чуковский)
— Эта писательница написала поучительный рассказ «Печенье». (Осеева)
— Кто написал произведение «Заплатка»? (Носов)
— Автор, который написал рассказ «Торопливый ножик». (Пермяк)
— Кто написал стихотворение «Я лишний»? (Барто)
Фамилии авторов в данном порядке высвечиваются на экране. (СЛАЙД 5).
Дети работают в тетрадях. Затем один ученик выходит к доске и на магнитах располагает в алфавитном порядке фамилии авторов.
Правильность ответа проверяется на экране. По щелчку вылетают фамилии авторов. (СЛАЙД 6).
-Угадайте, с чем будет связано следующее задание.
Он на полках обитает,
Всё обо всём он вечно знает.
— Какие словари вы уже знаете?
— Конечно, это словарь.
— А сейчас, используя алфавит, попробуем найти в Толковом словаре значение одного слова. Но до этого попытаемся сами определить его значение.
Затем ученики находят данное слово в словаре. Далее объяснение учителя и на СЛАЙДЕ 7 появляется статья из Толкового словаря Ожегова.
-А мы с вами бьём баклуши на уроке?
Физ. минутка.
Каждый ученик получает определенную букву. Дети должны встать в алфавитном порядке. Какой ряд быстрее.
— Ребята, на физ. минутке мы использовали знания алфавита для игры. А давайте еще поиграем.
Детям раздаются альбомные листы, на которых разбросаны буквы алфавита. Их надо соединить в алфавитном порядке, чтобы получилось изображение. (У учеников, которые правильно расположили буквы, появляется силуэт Буратино).
Звучит песня «Буратино», а у учителя в руках кукла Буратино (для открытого урока можно пригласить старшеклассника, который сыграет роль Буратино).
— Вы, конечно, знаете этого сказочного героя. Помните, он сначала отказался от своей Азбуки, а потом понял, что учиться необходимо.
Задание 4. (Обыгрывается с использованием куклы Буратино).
— Сейчас Буратино попросил меня, чтобы вы разгадали еще одно слово. Он сказал, что оно очень важное в жизни каждого человека. Разгадывать его мы будем тоже с помощью знаний алфавита.
(На столе у учителя лежат вырезанные буквы, из которых дети после выполненных заданий получат слово «порядок»).
— Это слово состоит из 7 букв.
1) Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой Р. (П)
2) Вторая буква стоит в алфавите после буквы Н. (О)
3) Третья стоит после буквы П. (Р)
4) Четвёртая стоит в алфавите последняя. (Я)
6) Шестая стоит между буквами Н и П. (О)
7) Последняя буква в нашем слове стоит после Й. (К)
— Перепишем по памятке её к себе в тетрадь. (Списывание ведется по памятке, разработанной М.С.Соловейчик).
— Пусть эта пословица станет вашим девизом в жизни.
VI. Подведение итога.
— Что на уроке вы сегодня узнали?
— Кто считает, что он замечательно сегодня поработал?
— А кто считает, что бил баклуши?
Заключительное слово учителя.
Детский исследовательский проект «Зачем человеку нужны буквы?»
Людмила Макарова
Детский исследовательский проект «Зачем человеку нужны буквы?»
Здравствуйте, меня зовут Сомов Дима и мне 6 лет. Тема моего проекта (название): «Зачем человеку нужны буквы?» Цель моего проекта – узнать, как появился алфавит и почему люди не могут без него обходиться?
Когда я был ещё меньше, мне было не ясно (не понятно, как люди читают книги, ориентируются по картам (понимают карты, пишут друг другу смски. Но позже, немного повзрослев, я понял, что все это у них получается, потому что они знают буквы. Мне тоже хотелось побыстрее стать умным и взрослым, и тогда я принялся за алфавит. Вот только откуда он взялся, и кто его придумал?
Пока я готовил свое исследование, из интернета я разузнал, что самую первую азбуку (славянскую) для русских людей придумали два образованных (грамотных) брата Кирилл и Мефодий. Они придумали буквам названия и картинки. Вот только в их азбуке было целых 43 буквы! Но это было очень-очень давно и с тех пор многое у людей поменялось (изменилось). Поэтому теперь в нашем алфавите только 33 буквы. Ну, а что же такое алфавит я спросил у нашего логопеда Людмилы Александровны. Она объяснила мне, что алфавит это порядок букв. Ведь все, что нас окружает в жизни должно иметь свой порядок, так и буквы, каждая имеет свое место и значение. Кстати, все буквы алфавита мне теперь знакомы!
Но на этом я не остановился. Я стал замечать, где и как взрослые используют буквы. Например, когда мы с бабушкой заходили в магазин, то я обращал внимания на товары, на каждом из них было что-то написано. На пакете с молоком, я читал – «Молоко», на ящике с апельсинами я читал – «Апельсины». Так я понял, что порядок на полках в магазине связан с алфавитом.
Ещё буквы встречаются на смартфонах моих родителей, мама рассказала, что они называются клавиатурой и она нужна людям для того чтобы задавать вопросы интернету или писать смски (сообщения) своим близким или друзьям. Получается с помощью букв нам легче общаться.
А однажды, когда мы с папой заскучали, то он предложил мне сыграть с ним в интересную игру под названием «Морской бой». Вот только, чтобы в неё играть нужно знать буквы (хотя бы от А до К). Нам было очень весело, выходит, что буквы помогают и в веселье. А как же кроссворды или ребусы? Мы часто в кружке «АБВГДейка» их разгадываем, без букв этих игр просто не было бы.
Теперь я убедился, что без букв жить человеку было бы скучно и одиноко. Ведь, теперь, когда я знаю алфавит, я могу сам прочитать книгу, название улицы, подписать открытку, написать сообщение другу. Поэтому я говорю, что мне буквы в жизни очень пригодятся!
Вы знаете, мы с мамой очень потрудились и создали свой алфавит. Каждую букву мы украсили как-то особенно.
Надеюсь, вам было интересно меня слушать! Спасибо за внимание!
Для чего нужен алфавит в жизни
ЗАЧЕМ УЧИТЬ БУКВЫ И АЛФАВИТ?
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
«Азбука – к мудрости ступенька». Русская пословица
Алфавит относится к величайшим творениям человечества. Без него невозможно было бы развитие науки, техники и культуры. Древние люди потратили много времени на создание алфавита. Торговцам необходимо было вести учет товарам, поэтам – писать стихи, ученым – записывать свои изобретения. Но при помощи изображений и даже иероглифов это делать довольно трудно и утомительно. Сейчас алфавит кажется простым и понятным лишь потому, что он нам хорошо знаком.
На английском языке говорят более 200 миллионов человек во всем мире. Это язык международного общения. Можно поехать в любую страну мира и встретить человека, говорящего на английском языке. И английский язык, также как и любой другой, начинается со слова, слово с буквы, а буква – это маленькая частица алфавита, с которого начинается язык.
К сожалению, я заметил, что некоторые мои одноклассники путают буквы при чтении. Почему это происходит?Зачем нам учить буквы и алфавит? На эти вопросы я постараюсь ответить в своей работе.
Гипотеза: знание названий букв алфавита поможет грамотно читать и писать по-английски.
Цель работы: узнать, нужно ли знание английского алфавита, чтобы грамотно писать английские слова и читать без ошибок.
Задачи:
Дать определение понятию алфавит.
Выяснить, как появился английский алфавит.
Ответить на вопрос: «Зачем нам учить буквы и алфавит?».
Изготовить книжку и презентацию «Английский алфавит» в помощь одноклассникам.
Методы, использованные при работе над проектом:
cбор информации – изучение литературы;
Практический результат этой работы – расширение своих знаний, помощь одноклассникам в запоминании английских букв и алфавита в целом.
Знакомство с определением «алфавит»
ABCDEFG
HIJKLMNOP
QRSTUVW
This is called the alphabet
Which we never must forget [2]
Для решения этой задачи я использовал информацию, найденную в Интернете, обратился к электронным словарям и словарям в школьной библиотеке.
Слово “алфавит” происходит из названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета. Именно греки способствовали распространению алфавитного письма в большинстве стран мира. Аналогичным образом устроено русское слово азбука – по названию двух первых букв, церковнославянского алфавита.
Аbecedary – расположенный в алфавитном порядке – Англо-русский синонимический словарь. [5 ]
Abecedary — а book arranged in alphabetical order; elementary text book. – Dictionary of difficult words. [ 5 ]
Аbecedary —primer, alphabet table, abecedarium an ABC book … –
Etymology dictionary. [ 5 ]
слова «Алфавит» и «Азбука» означают одно и то же: азбука – славянское название; алфавит – греческое;
алфавит – это расположенные в определенном порядке буквы, соответствующие данному языку;
английский алфавит – abecedary – назван по первым четырем буквам алфавита – A, B, C, D;
в алфавите отдельным знакам – буквам – соответствуют определенные звуки.
2. История английского алфавита
Изучение истории английского алфавита я начал с чтения сказок
Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» и «Как был придуман алфавит». В них говорится о написании первого письма и создании первой азбуки. Именно в такой последовательности. Маленькая девочка вместе со своим папой пошла на рыбалку. Там, на природе, она стала придумывать буквы в виде писем-картинок для того, чтобы попросить у оставшейся дома мамы новый багор вместо сломанного. Для этого Таффи взяла большой кусок березовой коры и процарапала на бересте картинки, передающие её просьбу. Она расположила их в том порядке, как она про себя составляла рассказ. Но мама увидела в письме дочери рассказ о злодеях, которые убили мужа и напугали дочь так, что у неё встали волосы дыбом. [11]
Оказывается, мало написать текст, надо написать его так, чтобы читающие поняли его верно. Поэтому в следующей сказке Таффи стала придумывать знаки, передающие звуки и слова. [12]
Передача информации при помощи изображений – очень древний и очень неудобный способ, особенно в наше время, когда появляется все больше и больше новых слов. Конечно, можно придумать огромное количество картинок, которые передают их значения, но картинки ведь надо запомнить. Поэтому люди и придумывали разные способы передачи информации.
В Египте и Междуречье писать и читать умели немногие. Ведь и иероглифическое письмо, и клинопись содержат более 600 знаков, каждый из которых нужно было знать на память.
Финикийцам, ведшим постоянные торговые записи, нужно было другое письмо — простое и удобное. Они и придумали алфавит, в котором каждый знак — буква — обозначал лишь один определенный звук речи.
Начиная с IX в. до н. э. финикийский алфавит стал быстро распространяться во многих странах. Греческий историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв — это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» (А) происходит от финикийского слова «алеф» — бык. Название греческой буквы «бета» произошло от финикийского слова «бет» — дом. Само слово «алфавит» — по существу сочетание финикийских слов «алеф» и «бет».
Буквы в финикийском алфавите располагались в определенном порядке.Финикийский алфавит состоит из 22 простых по написанию букв. Все они — согласные – и это очень неудобно. Этот порядок был заимствован греками. Но в греческом языке, в отличие от финикийского, большую роль играют гласные звуки.
Финикийский алфавит был несравненно проще и удобнее клинописи или иероглифов. Но греческий алфавит еще совершеннее: он состоит из 24 букв, обозначающих и гласные, и согласные звуки. Греческий алфавит лег в основу латинского алфавита, а тот в свою очередь послужил основой английского. [6 ]
История создания любого алфавита связана с историей страны. Английский алфавит – не исключение. Историю его развития разделяют на три периода: древнеанглийский, среднеанглийский и новоанглийский. До появления современного вида английский алфавит много раз изменялся. В начале для записи использовались особые англо-саксонские руны, непростые для написания – это было в 5 веке н.э.
Рис. 2 [8]
И только в 7 веке с распространением христианства руны были заменены на латинские буквы. Окончательно сформировался английский алфавит в 17 веке.В его состав вошла самая поздняя буква – буква “J”. [ 9]
В современном английском алфавите всего 26 букв. Из них 20 согласных: B, C, D, F, G, H, J, K, L, M, N, P, Q, R, S, T, V, W, X, Z и 6 гласных: A, E, I, O, U, Y. Некоторые особенности английского алфавита:
Буква Y может обозначать и согласный, и гласный звук.
Буквы W и R самостоятельно обозначают согласный звук. Но очень часто встречаются в паре с гласной буквой и обозначают гласные звуки.
Каждой согласной букве соответствует один звук. Исключением является буква X, ей соответствует сразу два звука – KS.
Самыми часто употребляемыми буквами являются E и T, а к редким буквам относятся Z и Q. При этом чаще всего английские слова начинаются с буквы S. [9]
Изобретение финикийцев – это великий шаг в развитии человеческого общества, которое сделало письменность доступной для всех.
Причины возникновения трудностей в запоминании английского алфавита и при чтении.
Однажды алфавит английский
Рассердился очень сильно.
Буквы спорили, ругались,
Потихоньку даже дрались.
Бормотали так сердито
О главе их алфавита!
И кого из них на свете
Всех быстрей запомнят дети. [2]
Знание языка невозможно без знания его алфавита. Есть такая английская поговорка: “It’s as easy as ABC”. Но не все так просто. Начиная с первых уроков изучения английского языка, у некоторых ребят появляются трудности в запоминании букв и затем при чтении.
Я считаю, это происходит из-за того, что некоторые буквы английского алфавита схожи с русскими по написанию, но читаются по-другому. Если сравнить два этих алфавита, можно увидеть следующее:
Причем буквы L,N,R – являются зеркальным отражением русских букв Г И Я: L/Г, N/И, R/Я [10 ]
Знание этих особенностей может помочь запомнить английский алфавит. Главное – не забывать об этом.
В английском языке существует много буквосочетаний, которые создают трудности при чтении. В алфавите мы читаем одно, в словах эти же буквы произносятся по-другому. У англичан даже появилась поговорка: «Пишется Ливерпуль, а читается Манчестер».
Знание алфавита при чтении таких слов нам не поможет. Здесь нам помогают транскрипционные значки, которые передают звуки. Их 44. Зная эти знаки, можно прочитать любое незнакомое слово. А знание алфавита поможет продиктовать это слово по буквам. В английском языке даже существует специальный глагол spell, который означает: назвать по буквам. Из-за сложности орфографии у англичан имеется огромная практика и отличный навык быстро называть любое слово по буквам.
Анкетирование учащихся 2-4 классов
Так для чего же нам необходимо изучать английский алфавит? С этим вопросом я решил обратиться к ученикам 2, 3 и 4 классов. Мы с Эльмирой Маратовной подготовили анкеты и тесты. В анкетах, кроме главного, были следующие вопросы: Сколько букв в английском алфавите? Сколько гласных и сколько согласных букв? Приложение №1
В анкетировании принимали участие 25 учеников 2-4 классов. Представляю результаты:
Сколько букв в английском алфавите? – Правильных ответов – 16.
Сколько гласных и сколько согласных букв? – Правильных ответов – 14.
Для чего нужно изучать английский алфавит?
Затем я провел тест среди этих учеников, чтобы узнать, насколько хорошо ребята знают алфавит. Приложение № 2.
Проанализировав ответы, я сделала вывод, что не все дети хорошо знают английский алфавит, но считают очень важным его изучение, потому что без хорошего знания букв невозможно правильно написать и прочитать английские слова.
Еще я предложил ребятам продолжить предложение: «Чтобы быстрее выучить алфавит, нужно…». Я получила следующие советы:
Учить / запоминать буквы;
Петь песенку про алфавит.
Мы так и поступили. На следующих уроках английского языка мы учили алфавит, писали буквенные диктанты, сами проверяли себя, исправляли ошибки и пели песенку про алфавит. А затем еще раз провели тест. Результаты оказались намного лучше.
Заключение
Для меня это исследование было очень трудным. Но я не сдавался и работал.
В итоге я сделал следующие выводы:
Слова «Алфавит» и «Азбука» означают одно и то же: азбука – славянское название; алфавит – греческое;
Алфавит – это расположенные в определенном порядке буквы, соответствующие данному языку.
Английский алфавит – abecedary – назван по первым четырем буквам алфавита – A, B, C, D.
В алфавите отдельным знакам – буквам – соответствуют определенные звуки.
История английского алфавита очень долгая и непростая. За основу греческого алфавита бы принят порядок букв финикийского алфавита. Греческий алфавит лег в основу латинского алфавита, а тот в свою очередь послужил основой английского.
Знание особенностей английского алфавита, регулярные занятия и повторение может помочь в его запоминании. Знание алфавита нам необходимо для того, чтобы писать английские слова без ошибок. И еще это знание поможет быстро находить слова в словарях, книги в библиотеке и каталогах. Но чтобы читать без ошибок, необходимо знать транскрипции английских звуков, т.к. много слов в английском языке имеют сложную орфографию. Если вы будете каждое новое слово заучивать с транскрипцией, то очень скоро начнете чувствовать, как читается большинство английских слов.
В результате работы над проектом я:
изучил тему «Английский алфавит»;
помог некоторым ребятам преодолеть трудности в запоминании букв алфавита;
научился:
увереннее искать информацию в Интернете;
пользоваться электронными словарями;
формулировать задачи и планировать свою работу;
делать опрос и анализировать его результаты;
развил умения:
пользоваться текстовым редактором и создавать слайдовую презентацию;
Литература:
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 1964. – 736 с.
Интернет-источники:
http://ppt4web.ru/images/1402/39822/640/img4.jpg финикийский алфавит
http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/007/088/88956.htm англо-саксонские руны
http://pandia.ru/text/78/526/17989.php сравнение букв ря и ая
Сколько букв в английском алфавите?
Сколько согласных букв в английском алфавите?
Сколько гласных букв в английском алфавите?
Для чего нужно изучать английский алфавит?
Закончи предложение: «Чтобы быстрее выучить алфавит, нужно…»
1) Запиши данные буквы в алфавитном порядке:
K, A, C, B, G, T, L, O, R, S, N, Z, P, E.
2) запиши данные слова в алфавитном порядке
gold, run, ghost, act, queen, autumn, glass, picnic, ant, jam
3) Напиши данные слова заглавными буквами.
Например: lamp – LAMP
4) Напиши данные слова строчными буквами.
Например: LAMP – lamp
READ AND LEARN!
Some letters in English rhyme with the word “me”: