Для чего нужен ассонанс
Ассонанс — это единство гласных
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Сегодня мы поговорим о таком термине, как АССОНАНС, который широко используется в литературе. Он позволяет добавить тексту художественной выразительности.
Ассонанс — что это и примеры из поэзии
Ассонанс – это литературный прием, который заключается в повторении отдельных гласных звуков или их сочетания. В результате текст становится более выразительным и мелодичным.
Сам термин имеет французские корни, и в переводе «assonance» означает «созвучие». Исходя из определения, можно легко догадаться, что чаще всего ассонанс можно встретить в поэзии.
Один из ярких примеров ассонанса можно встретить в знаменитом «Бородино» Михаила Лермонтова:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
В этом отрывке идет постоянное повторение звука «У». Благодаря этому текст имеет особую мелодичность, будто слова переливаются одно в другое.
Другие примеры ассонанса:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта! (А.Блок)
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе:
Кто не знает Любочку?
Любу знают все. (А.Барто)
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит. (С.Маршак)
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А.Пушкин)
Ассонанс в этих примерах не только помогает придать стихотворению большую выразительность. Он еще и рисует перед читателями конкретный образ.
Например, в отрывке Самуила Маршака благодаря постоянному повторению звука «О» да еще и в сочетании с согласной «Р» мы отчетливо представляет себе гром, о котором пишет автор.
А у Агнии Барто повторение звука «Ю» в сочетании с мягкой «Л» рождает ассоциацию с чем-то нежным и приятным.
Ассонанс в прозе
В прозе этот литературный прием встречается гораздо реже. А все потому, что постоянное повторение одной и той же гласной может оттолкнуть читателя. Может возникнуть ощущение, что автор постоянно «окает» или «акает».
Хотя достойные примеры можно встретить. Например, в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»:
Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя? Матюкнуться бы сейчас в полную возможность, покрыть бы войну эту в двадцать девять накатов с переборами. Да заодно и майора того, что девчат в погоню отрядил, прополоскать бы в щелоке.
Благодаря постоянному повторению звука «О» автор усиливает трагичность момента, ведь речь идет о молодых девушках, которым суждено погибнуть на войне. Кстати, и в самом слове «война» присутствует этот звук, что также помогает еще больше нагнетать обстановку.
Ассонанс в фольклоре
Мы в начале статьи написали, что сам термин «ассонанс» имеет французские корни. Но на самом деле в русском фольклоре издревле использовался этот прием.
Так, например, в пословицах и поговорках постоянно можно видеть повторение гласных звуков.
Мели, Емеля – твоя неделя
Мал золотник, да дорог
Рука руку моет
Подобное построение слов делает поговорки более точными, и они легко запоминаются.
Примеры в рекламе
Естественно, прием, который придает словам большую выразительность и делает их запоминающимися, не мог пройти мимо рекламщиков. Ассонанс нередко можно встретить и в названиях брендов, и в слоганах.
Например, в названии пива «Золотая бочка» постоянно слышится звук «О». А в его рекламном слогане «Надо чаще встречаться» в каждом слове присутствует гласная «А».
Вместо заключения
Есть в литературе и другой прием, который также основан на повторении звуков – только согласных. Называется он АЛЛИТЕРАЦИЯ. Опять же чаще всего его используют в поэзии. Например, его просто «обожал» Владимир Маяковский:
Бей, барабан!
Барабан, барабань.
Барбей!
Барбань!
Барабан!
Звук «Б» в этом отрывке имеет прямую ассоциацию с игрой на барабане, что заметно усиливает этот образ.
Подробнее об аллитерации вы можете прочитать в отдельной статье на страницах нашего блога.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Прочитал примеры ассонансов, но не особо произвели они впечатление, я люблю поэзию, когда в ней используется высокий слог, а вот такие трюки я совсем не воспринимаю.
Что такое ассонанс
Содержание статьи
Разница между ассонансом и аллитерацией
В первую очередь ассонанс используется для создания особого колорита внутри художественного текста, в особенности поэтического текста. По сути, ассонанс является своеобразным инструментом в руках писателей и поэтов, которому каждый из них находит уникальное применение. В литературоведении ассонанс часто упоминается в паре с аллитерацией – приемом основанном на повторении согласных звуков. Часто эти приемы можно встретить внутри одного поэтического текста. Например, в отрывке стихотворения С.Я. Маршака:
По небу голубому
Проехал грохот грома.
Ассонанс и аллитерация в этих строках прекрасно соседствуют друг с другом, создавая в стихотворении яркий образ летнего дня. Эти два приема способны придавать особую музыкальность поэтическим произведениям или передавать характер звучания того или иного явления, делать текст в целом более выразительным.
Функции ассонанса в тексте
Кроме того, ассонанс как бы объединяет различные слова между собой, а также выделяет их на фоне остального текста особой напевностью, ритмом и гармонией. Каждая гласная имеет особую длительность и характер звучания, самобытное применение различных свойств звуков отличает поэтические языки разных авторов.
Еще одной функцией ассонанса является его применение для создания особого вида рифмы. Такую рифму часто называют неточной или ассонансной. В этой рифме созвучны только гласные. Например, «пояс – поезд». Известно, что в средневековой поэзии ассонанс был одним из самых распространенных приемов для создания рифмы внутри поэтического текста. Также в XIX веке (испанцы и португальцы) довольно часто применяли в своей поэзии данный прием. Считается, что его популярность в этих странах связана с фонетическими особенностями их языков.
История использования приема
Обнаружить ассонанс в оригинальных поэтических текстах немецких поэтов довольно сложно. Одним из редких и ярких примеров использования данного приема является «Аларкос» Шлегеля. В основном же ассонанс встречается в переводных или подражательных текстах.
В народной поэзии славян ассонанс является распространенным, хорошо освоенным явлением. Очень часто встречаются ассонансные рифмы, сочетающиеся с аллитерацией в соседних строках. Таким образом, у славян проявляется себя более-менее разработанная рифма.
Многие авторы XX века также широко использовали в своих текстах ассонанс. Не менее популярным он остается и в современной поэзии. Некоторые исследователи связывают это с «душевной надорванностью» современных творцов. Невозможность гармонии и умиротворения якобы не позволяют им использовать строгие виды рифм в своих произведениях.
Фоника в стихосложении
Звукопись или инструментовка была знакома поэтам уже в Древней Индии. С повторениями тех или иных звуков они связывали различные поэтические стили. Это выразительное средство опирается на повторение гласных и согласных звуков, ударных и безударных слогов. В современной поэтике звукопись считается просто литературным приемом и подразделяется на четыре основных вида:
Такие приемы придают стиху ритмичность, объем и симметрию. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими.
Кроме того, иногда с помощью этих приемов передаются нелексические звуки, например, свист ветра, плеск воды или шум листьев на ветру, что позволяет добиться эффекта присутствия.
Литературный ассонанс
Ассонансом называют повторение в тексте отдельных гласных или их сочетаний, меняющее мелодику звучания. Применительно к стихам ассонансом называют неточную рифму, которая выражается лишь в совпадении звучания отдельных слогов в словах, в то время как остальные слоги сходны лишь приблизительно. Ассонация используется в следующих областях:
Кроме того, текст становится выразительнее и приобретает окраску эмоционального подъема и всеобщего единения. Ломоносов считал, что разные гласные звуки помогают выражать различные эмоции.
Фонемы «о», «у», «ы», по его мнению, несли негативную окраску боли, зависти или гнева. Звуки «е», «и», «ю», напротив, выражали чувство нежности и были созвучны ласке.
Хороший пример передачи полноты эмоций, захлестывающей радости от самого факта своего существования можно найти в творчестве известного поэта Серебряного века Александра Блока:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
В этом отрывке явно прослеживается повторение гласного звука «а». Именно он придает строчкам нужную окраску и заставляет сопереживать автору.
Бывает оправдано применение ассонанса и в прозе, но в поэзии его выразительная сила значительно выше. Популярен такой способ псевдорифмовки и при написании текстов песен. Когда мелодика языка накладывается на музыку, отсутствие рифмы полностью нивелируется.
Этот прием популярен не только у профессиональных литераторов. В прикладных областях, например, в маркетинге, его используют для повышения запоминаемости рекламных слоганов.
Ассонансом пронизано народное творчество: пословицы, песни, частушки и сказки. Здесь важнее содержание и звучание, а не форма. Именно повторение гласных делает тексты популярных песен такими привязчивыми.
Но пользоваться подобным способом нужно осторожно: ассонансная перегрузка приводит к тому, что текст становится монотонным и тяжело воспринимается.
Аллитерация — повторение согласных
Не менее выразительным средством литературного языка является аллитерация. Здесь, в отличие от ассонанса, упор делается на ритмичное повторение одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков или их сочетаний. Очень часто такой прием встречается в скороговорках и поговорках.
В первом случае это позволяет лучше развивать дикцию, во втором — придает словам весомость, делает их более запоминающимися. И ассонанс, и аллитерация употребляются в поэзии не только в русском, но и в других языках, например, в английской поэзии. Аллитерация лучше подходит для речи с преобладающим большинством согласных звуков.
Маяковский очень часто использовал этот прием, уходя в своих произведениях от точной рифмовки.
В результате стих у него получался крайне эмоциональными, порой даже напоминающим не поэзию, а лозунг на демонстрации:
По словам поэта, он пользовался этим художественным приемом, чтобы подчеркнуть какое-либо важное для него слово.
Чаще всего повторяются именно буквы или сочетания, которые содержатся в словах, выделяемых автором.
АССОНАНС — это… в литературе (примеры в стихах)
Ассонанс — это прием поэтической речи, который создается повтором отдельных гласных звуков, а также неточная рифма, основанная на совпадении ударных слогов.
Рассмотрим, что такое ассонанс в русской литературе, с какой целью используется в поэтической речи и какими средствами создается. Приведем примеры ассонанса в произведениях русских поэтов.
Что такое ассонанс?
Термин «ассонанс» французского происхождения. Буквально «ассонанс» в переводе с французского языка значит «созвучие». В своем произведении автор подбирает слова с одинаковыми гласными звуками, чтобы достичь определенного эффекта: передачи воя ветра, шума леса, раздолья степи, настроения героя и пр.
Ассонанс, как и аллитерация, является разновидностью повтора на фонетическом уровне языка. Но в отличие от него аллитерация выражается в повторе согласных звуков или их созвучий.
Михаил Васильевич Ломоносов, первый русский ученый-естествоиспытатель, а также филолог и поэт, считал, что посредством гласных звуков можно выразить разные чувства. По его мнению, звуки «о», «у», «ы» передают боль, печаль, зависть, гнев. С помощью гласных звуков «е», «и», «ю» можно выразить нежность и ласку. Это наблюдение используют поэты в своем творчестве, повторяя определенные звуки в поэтической строке или целой строфе, чтобы усилить яркость и образность художественной речи.
Здесь в а м не р а вн и на, здесь кл и мат и ной —
И дут лав и ны, одн а за о дно́й,
И здесь за к а мнеп а дом ревет к а мнеп а д…
В этом отрывке повторение звуков «а», «и» создают чувство тревожности, передают динамичность движения, создают определенный эмоциональный настрой у читателя.
Ассонанс — это не только повтор гласных звуков, но и неточная рифма. Ассонанс строится на совпадении в рифмуемых словах только слогов, на которые падает ударение, или даже гласных в этих слогах:
Так возникает неточная рифма:
Ночь капель считает, как ле ка́ рство,
В рюмку-лунку: три…четыре…пять…
Месяц за лесом отыс ка́ лся,
Посветив, нырнул за тучку спать…
Н. М. Грибачёв. Весна в «Победе».
А вот как в 22 года юный поэт А. Фет с помощью ассонанса рисует непогоду в природе:
Б у ря на небе вечернем,
Моря сердитого ш у м —
Б у ря на море и д у мы,
Много м у чительных д у м.
Б у ря на море и д у мы,
Хор возрастающих д у м —
Черная т у ча за т у чей,
Моря сердитого ш у м.
В каждой строке стихотворения звучит повторяющийся гласный «у», с помощью которого автор создает у читателя ощущение нарастающего ветра, шума морского прибоя, разыгравшегося шторма, когда потемневшее небо сливается с сердитым, разгулявшимся морем. Обратим внимание, что в стихотворении нет глаголов, но нарастание шторма ярко ощущается. Скрытая энергия, динамичность сквозит во всем произведении. Под стать непогоде настроение лирического героя мрачно. Думы одолевают его, как яростные волны, которые неотвратимо налетают на скалы и разбиваются тысячами мелких брызг. Для передачи этого настроения поэт использовал музыку стиха, оформив его с помощью литературного приема — ассонанса.
Приведем примеры использования ассонанса в русской поэзии.
Примеры в стихах
Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе
Свеча горела.
Отговорила роща золотая
Берёзовым веселым языком
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам.
Звукопись в англоязычной поэзии
Звукопись в поэзии – одно из художественных средств для создания образов. Этот прием обращается к слуху читателя и помогает написанному тексту казаться более реальным и интересным.
Фонетические средства выразительности иногда называются инструментальными средствами. Для создания звука в произведении используются самые разные техники. К ним относятся такие приемы, как аллитерация, ассонанс, консонанс, какофония, ономатопея.
Зачем нужна звукопись в поэзии?
Писатели используют звукопись, когда хотят придать своим произведениям особый оттенок, сделать их более музыкальными. Хотя подобная инструментовка используется и в прозе, чаще всего её можно встретить в поэзии. Из-за особого сжатого синтаксиса поэтических строк игра со звуками здесь особенно заметна.
Звуковые средства являются важной составляющей процесса создания образов. При правильном использовании приемы звукописи могут сделать чтение увлекательнее. Они воздействуют на эмоции при помощи особого ритма, различных фонетических эффектов, неожиданных рифм.
Звукопись в англоязычной поэзии
Звукопись в англоязычной поэзии напрямую связана с особенностями английской фонетики.
Во-первых, на звукопись влияет множество вариантов чтения букв. Одной букве или буквосочетанию могут соответствовать несколько разных звуков. Как следствие – звуков в английском языке гораздо больше, чем букв: 43 против 26. В таких приемах, как аллитерация, ассонанс и консонанс учитываются именно одинаковые звуки, а не буквы.
Во-вторых, как мы увидим далее, при ономатопее используются особые, свойственные для английского языка слова-имитации, которые могут отсутствовать в других языках. Это также отличает звукопись в англоязычной поэзии от любой другой.
Теперь давайте рассмотрим подробнее уже названные фонетические приемы.
Что такое аллитерация?
Аллитерация – это повторение одного и того же звука в начале нескольких слов одной строки. Слово происходит от латинского «littera», что означает «буква алфавита».
При аллитерации слова в группе созвучны друг другу, поэтому еще её называют начальной рифмой. Например, строка из «Ромео и Джульетты»:
При этом повторяться должны именно звуки, а не буквы английского алфавита. Например, буквы «k» и «c» дают одинаковый звук. Вот почему «colorful kites» – аллитерация, а «childrens kites» – нет.
Зачем нужна аллитерация в поэзии?
В поэзии ключевым моментом является размер стихотворения. Чтобы аллитерация была гармоничной, повторение звука должно приходиться на начало ударного слога. При этом сам звук в слове может быть не первым. Например, строка из поэмы «Замок праздности» Джеймса Томсона:
Аллитерация в поэзии выполняет следующие функции:
Примеры аллитерации в англоязычной поэзии
Аллитерация – один из наиболее популярных приемов звукописи в поэзии. Примеры ее использования встречались еще в древнеанглийском языке.
В известном стихотворении «Ворон» («The Raven») Эдгара Аллана По аллитерация представлена достаточно широко:
Once upon a midnight dreary, while I pondered, weak and weary,
Over many a quaint and curious volume of forgotten lore,
While I nodded, nearly napping, suddenly there came a tapping.
В этом отрывке аллитерация используется только для пар слов в отдельных строках. Но повторение приема в последовательных строках помогает создать ритм всего стихотворения:
Deep into that darkness peering, long I stood there wondering, fearing
Doubting, dreaming dreams no mortal ever dared to dream before.
Много примеров аллитерационной звукописи можно найти у Кольриджа в «Сказании о старом мореходе» («Rime of the Ancient Mariner»):
The fair breeze blow, the white foam flew,
The furrow followed free;
We were the first that ever burst
Into that silent sea.
А также у Роберта Фроста в «Берёзах» («Birches»), где особую атмосферу создают трескучие «cr» или шелестящие «sh»:
They click upon themselves
As the breeze rises, and turn many-colored
As the stir cracks and crazes their enamel.
Soon the sun’s warmth makes them shed crystal shells
Shattering and avalanching on the snow-crust—
I heard a fly buzz when I died;
The stillness round my form
Was like the stillness in the air
Between the heaves of storm…
Эмили Дикинсон
«Я услыхала мухи звук…» («I Heard a Fly Buzz When I Died»)
The free bird thinks of another breeze
And the trade winds soft through the sighing trees
В последнем отрывке во второй строке используется зеркальная аллитерация: «t» «s» – «s» «t».
Что такое консонанс?
Консонанс – прием звукописи в англоязычной поэзии, при котором одинаковые согласные звуки повторяются в конце слова или ударного слога. В этом состоит отличие от аллитерации, где звуки повторяются в начале слов. Пример консонанса из сонета 64 Шекспира:
Слово «консонанс» происходит от латинского «consonantem», что означает «согласие в звучании».
Зачем нужен консонанс в поэзии?
Поэты часто используют консонанс, чтобы сделать фразу интереснее, привлечь внимание слушателей или для усиления слога.
Консонанс как часть инструментовки также может служить дополнением рифмы, придать стиху музыкальность, поэтому он популярен среди рэп- и хип-хоп исполнителей. Это ключевой ингредиент так называемой «неполной рифмы», когда слова звучат похоже, но не рифмуются идеально.
Вопреки своим прозвищам «несовершенная рифма» (или «ленивая рифма») может давать богатые и сложные стихи. Поэты, использующие прием консонанса, имеют в арсенале более широкий набор слов, создавая неожиданные сочетания.
Примеры консонанса в англоязычной поэзии
Вот пример консонанса из стихотворения «Тигр» («The Tyger») Уильяма Блейка:
Мы видим, как повторение звуков «g», «r» позволяет усилить ритм стихотворения в дополнение к рифме и метрике. В следующей строфе звуки «t» и «d» как будто имитируют биение сердца, о котором говорит поэт:
Другой пример – строки Эмили Дикинсон («Poem 315»). Здесь консонанс с использованием звука «l» помогает создать ту самую «несовершенную рифму», о которой мы упоминали:
Your breath has time to straighten,
Your brain to bubble cool,
Deals one imperial thunderbolt
That scalps your naked soul.
В своей знаменитой поэме «Аннабель Ли» Эдгар По также применял этот прием звукописи. В приведенном ниже отрывке звуки «n», «m», «l» создают укачивающий, убаюкивающий ритм:
It was many and many a year ago,
In a kingdom by the sea,
That a maiden there lived whom you may know
By the name of Annabel Lee;
Что такое ассонанс?
Ассонанс – это прием звукописи в поэзии, суть которого состоит в повторении одинаковых гласных звуков в строке. Происхождение слова «ассонанс» – латинское: «assonare» означает «звучать».
Обычно, но не всегда, повторяющиеся гласные находятся в середине слов. При этом буквы, передающие одинаковые звуки, могут быть разными – это все равно будет ассонанс. В качестве примера приведем скороговорку, ставшую строкой из мюзикла «My Fair Lady»:
Отрывок из фильма «Моя прекрасная леди» («My Fair Lady»), 1964 год
Зачем нужен ассонанс в поэзии?
Основная функция ассонанса в поэзии – создание ритма. Повторяющиеся ударные гласные дают эффект плавного течения фразы. Это помогает слушателю воспринимать сочетание слов как единое целое и лучше запоминать. Вот почему ассонанс часто используют в пословицах, скороговорках и даже рекламных слоганах.
Еще ассонанс помогает задать настроение фразе. Считается, что долгие гласные замедляют темп, добавляют драматичности. В частности, долгий звук [uː], напоминающий уханье совы, может быть довольно мрачным или жутким.
Краткие гласные, наоборот, обычно более «живые» и легкие.
Но необходимо помнить, что ассонанс, как и любые литературные приемы, хорош только в разумных пределах, а при чрезмерном использовании может утратить свою силу.
Примеры ассонанса в англоязычной поэзии
Для начала приведем пример из стихотворения Роберта Фроста «Остановившись у леса снежным вечером»:
He gives his harness bells a shake
To ask if there is some mistake.
The only other sound’s the sweep
Of easy wind and downy flake.
The woods are lovely, dark and deep,
But I have promises to keep,
And miles to go before I sleep,
And miles to go before I sleep.”
«Stopping By Woods on a Snowy Evening», 1922
Здесь мы видим, как повторяющиеся звуки в середине строк дополняют рифмующиеся концовки, усиливая напряженную атмосферу стихотворения.
Эдгар Алан По, о котором мы уже упоминали, также часто использовал ассонанс в своих произведениях:
Once upon a midnight dreary, while I pondered, weak and weary,
Over many a quaint and curious volume of forgotten lore —
While I nodded, nearly napping, suddenly there came a tapping,
As of some one gently rapping, rapping at my chamber door.
Вот строка из «Праздника голода» Стивенсона, где краткий звук «u» навевает меланхолию:
And from all around the haven the crumbling thunder of seas…
«The Feast of Famine», 1890
Интересно, что словосочетание «crumbling thunder» является также примером ономатопеи (звукоподражания). К этому приему мы еще обратимся.
Выше мы отмечали, что ассонанс помогает сделать фразу более запоминающейся. Благодаря этому данный прием инструментовки часто используется в поп-культуре.
Например, несколько строк из песни Рианны «Diamonds»:
Как видим, здесь в разных буквенных сочетаниях передается один и тот же гласный звук [ai].