Для чего нужен аукцион

Для чего нужен аукцион

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

Что такое аукцион?

Для чего нужен аукцион. Смотреть фото Для чего нужен аукцион. Смотреть картинку Для чего нужен аукцион. Картинка про Для чего нужен аукцион. Фото Для чего нужен аукцион

Аукцион, это публичная продажа товаров, имущества, недвижимости, транспортных средств, ценностей и иных объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. Общим принципом аукциона является принцип состязания между участниками аукциона. В процессе борьбы за право приобрести лот, между участниками выявляется победитель конкретного аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами. В этом случае объект приобретается победителем аукциона.

С точки зрения техники установления цены различают два типа аукционов:

Основная суть аукционов заключается в удобстве их проведения и для покупателей, и для продавцов. Оно выражается в том, что отпадает необходимость поиска активных участников торгов – продавцов и покупателей. На аукционе здесь и сейчас в онлайн-режиме формируется цена и спрос на конкретный товар. И эта цена, как правило, оказывается самой выгодной.

Аукцион, как было замечено, является тем местом, где осуществляются торги. Таким образом, аукцион представляет собой инструмент для совершения сделки. И эта процедура должна быть четко прописана и организована по определенным правилам. Правила эти закрепляют порядок проведения аукциона (его этапы) и особенности поведения на каждом этапе. В общепринятой классификации этапов выделяют 4 шага любого аукциона: подготовку, осмотр товаров, аукционный торг, исполнение аукционной сделки. Особое место во всей процедуре занимает третий этап – непосредственно торг, где путем повышения цены аукционисты добиваются реализации товара.

Источник

Как участвовать в тендерах, электронных торгах, аукционах

Для чего нужен аукцион. Смотреть фото Для чего нужен аукцион. Смотреть картинку Для чего нужен аукцион. Картинка про Для чего нужен аукцион. Фото Для чего нужен аукцион

эксперт в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ, кандидат юридических наук

Что такое электронные торги, аукционы, тендеры? С чего начать, какую площадку выбрать? Как проходят государственные электронные торги и как получить контракт? Ответим на эти и другие важные вопросы начинающих поставщиков

1. Что такое электронные торги и где их проводят?

Электронные торги — это современный способ выбора поставщика (или покупателя), при котором процесс покупки и продажи совершается на специализированных сайтах — электронных торговых площадках (ЭТП) в интернете. Покупать и продавать можно товары, работы или услуги.

Правила проведения электронных торгов в бизнес-сегменте и в госзакупках могут сильно различаться.

Открытые электронные процедуры по госзакупкам проходят на восьми площадках:

Закупки по 223-ФЗ, которые проводятся для субъектов малого и среднего предпринимательства, проходят на этих же площадках, по единым правилам.

2. Чем торгуют на ЭТП?

На различных площадках присутствуют совершенно разные лоты. Теоретически номенклатура лотов, которые можно размещать на ЭТП, ничем не ограничена. Можно продавать и покупать товары, предлагать выполнение работ, оказание различных услуг.

Правительство РФ может в любой момент обновить или изменить эти перечни. Будьте готовы к изменениям.

3. Зачем и как участвовать в электронных торгах?

Участие в электронных торгах — это единственный способ продажи вашей продукции или услуг бюджетным, государственным организациям, а также другим крупным компаниям, которые по разным причинам решили закупать товары и услуги посредством электронных торгов.

Государственные заказчики по закону должны закупать большую часть номенклатуры товаров/работ/услуг только в электронной форме. Это касается государственных заказчиков всех уровней: федерального, регионального, муниципального.

Если вы — новичок и хотите заключить госконтракт, нужно пройти регистрацию в ЕИС и выходить на электронные торговые площадки «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗ РТ», «РТС-тендер», ЭТП Газпромбанк, АО «РАД», Национальная электронная площадка, ЭТП «ТЭК-ТОРГ».

Крупные коммерческие заказчики (АО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС» и др.) также перевели свои закупки в электронную форму. Наиболее известные площадки, где проходят такие торги, — B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «ОТС», и это лишь малая доля активно работающих ЭТП бизнес-сегмента.

Еще один источник выгодных сделок — реализация имущества предприятий-банкротов. Если вы хотите выгодно приобрести такое имущество, без электронных торгов также не обойтись. Электронные торги по банкротству проходят на специально аккредитованных площадках, среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

4. Какие преимущества получаешь при участии в электронных торгах?

Если говорить о государственных закупках, то участие в электронных процедурах — это возможность заработать свою долю от 13 трлн рублей. Именно в такую сумму оценивается общий объем государственного и муниципального заказа с учетом госкорпораций и естественных монополий. Государство — надежный и крупный заказчик.

5. Какие типы электронных аукционов встречаются?

Что кроме аукциона?

В электронной форме можно провести практически любую закупку, не только аукцион:

Правила для таких процедур оговариваются в том числе регламентами электронных площадок. Современные электронные площадки предлагают организаторам и участникам торгов множество возможностей для проведения закупок. Выбирайте то, что вам больше подходит.

6. Что такое портал zakupki.gov.ru и для чего он нужен? Как работает Единая информационная система?

Как было

С 1 января 2011 года информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд размещалась на едином Общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ru. Раньше для этого сайта использовали сокращение ООС, сейчас чаще используют сокращение «оф.сайт», «закупки.гов» или просто ЕИС. До 2016 года сайт zakupki.gov.ru был единственным официальным источником информации о государственных закупках:

Как сейчас

С 1 января 2016 года основой информационного обеспечения Контрактной системы является Единая информационная система (ЕИС). Официальный сайт ЕИС сейчас — это полноформатный портал, предоставляющий информацию для заказчиков, участников закупок, контролирующих органов, общественности. Здесь публикуются планы, размещаются закупки, хранится информация о заключенных контрактах, ведутся реестры заказчиков и участников, жалоб, проверок и т.д. Здесь агрегирована информация о регламентированных закупках по 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ 615.

7. Как получить сертификат электронной подписи?

Сертификат ЭП для участия в электронных торгах можно получить в Удостоверяющем центре СКБ Контур. Задать любые вопросы о получении сертификата ЭП можно по бесплатному телефону 8-800-5000-508.

8. Я хочу участвовать в электронных аукционах. Что мне делать?

Юрий Майский, преподаватель-эксперт Контур.Школы рассказывает, как найти нужную закупку:

9. У меня есть ЭП и Рутокен. Что делать дальше?

Если у вас уже есть сертификат электронной подписи для госзакупок, необходимо пройти процедуру регистрации в ЕИС. После этого вам будут доступны закупки на любой из восьми отобранных ЭТП.

Затем нужно найти закупку. Вы можете сделать это на официальном сайте ЕИС или непосредственно на площадках. Изучите документацию, оцените выгоду и можете подавать заявку на участие. Будьте внимательны, в некоторых процедурах необходимо предоставить обеспечение заявки, для этого нужно заранее открыть спецсчет в уполномоченном банке и перечислить средства или оформить банковскую гарантию.

Если вы приобрели ЭП для участия в коммерческих аукционах, которые проходят на специализированных площадках, уточните правила аккредитации на этих площадках.

10. Какую электронную торговую площадку выбрать?

Это зависит от ваших целей.

11. Какова процедура государственных электронных торгов и получения государственного контракта?

Для компаний-поставщиков можно условно выделить несколько этапов, которые предстоит пройти, чтобы заключить государственный контракт:

Источник

Какие бывают тендеры и как повысить шансы на победу

Необходимый минимум для тех, кто никогда не участвовал

Мы начинаем серию статей о тендерах: пошагово разберем разные виды закупок.

Начнем с самых азов — если вы уже участвовали в тендерах и побеждали, то, скорее всего, всё это вы уже знаете.

Что такое тендеры и какие они бывают

Термин «тендер» часто употребляется в сфере закупок, но в российских законах до сих пор нет его официального определения. В общепринятом смысле тендер — это конкурсные торги.

Заказчик объявляет условия, по которым будет покупать товары, услуги или работы. А поставщики с учетом требований предлагают свои варианты. Заказчик заключает контракт с поставщиком, у которого условия лучше. Правда, в жизни все гораздо сложнее.

Например, школа хочет закупить стулья и парты. Это госучреждение — пойти в мебельный магазин школа не может. По закону она должна провести тендер и выбрать поставщика конкурсным путем. Поэтому школа формирует требования к закупке и критерии, по которым будет отбирать победителя. Размещает информацию о закупке на специальном сайте для тендеров. В назначенный день школа подводит итоги и выбирает поставщика.

Чтобы свободно ориентироваться в теме, сначала нужно узнать все термины. Это не самый интересный раздел статьи, но без него невозможно понять основное.

В зависимости от того, кто организует конкурс, тендеры делятся на государственные, для компаний с госучастием и коммерческие.

Тендеры для компаний с госучастием проводят компании, частично или полностью принадлежащие государству, компании с регулируемой деятельностью и естественные монополии. Например, нефтегазовые, энергетические и горнодобывающие компании.

При организации закупок они руководствуются 223-ФЗ и внутренними положениями компаний о закупках. Их можно найти в открытом доступе. Вот, например, положения о закупках РЖД и «Газпрома».

Коммерческие тендеры могут проводить любые негосударственные компании. Эти закупки регулируются гражданским кодексом, федеральным законом «О защите конкуренции» и внутренними положениями.

По составу участников тендеры бывают открытыми, закрытыми и с ограниченным участием. В открытых закупках может принять участие любая компания. В закрытых — только компании, которые пригласил организатор. Это как вечеринка по приглашениям. В тендерах с ограниченным участием — все, кто соответствует специальным условиям. Например, условием может быть наличие особенного оборудования или определенной квалификации.

По количеству этапов тендеры делятся на одноэтапные и двухэтапные.

В одноэтапных организатор тендера выбирает победителя только на основе полученных предложений — без дополнительных обсуждений и встреч с участниками.

В двухэтапных после первого этапа заказчик может отобрать пул интересных предложений, а на втором — выбрать из них победителя. Здесь заказчик в процессе тендера может уточнить требования к закупке, а участники — доработать заявку перед финальным отбором.

По способу закупок тоже несколько вариантов.

Аукцион. Здесь ключевой критерий — цена. Кто предложит ниже, тот и победил.

Конкурс. Побеждает участник, который предложил лучшие условия по тендеру. Например, если компания выбирает подрядчика для издания корпоративного календаря, она может оценивать предложенную концепцию и эскизы дизайнера.

Запрос котировок или цен. Как и в аукционе, победителем становится участник с самой низкой ценой. Разница в том, что сроки представления заявок в таком тендере сильно ограничены: обычно не больше недели.

Запрос предложений. Заказчик выбирает предложение с лучшими условиями. Но, в отличие от конкурса, сроки проведения такого тендера обычно не превышают 10 дней.

Закупка у единственного поставщика. В отличие от остальных видов, это неконкурентный способ закупки. Заказчик никого не выбирает, а отдает контракт определенному исполнителю. Это возможно, например, при закупке услуг у монополиста: железнодорожных перевозок у РЖД или отправки корреспонденции у Почты России.

У любого тендера несколько характеристик. Например, коммерческая компания может объявить открытый конкурс, а госучреждение — закрытый аукцион.

Кто может участвовать в тендерах

Главное — соответствовать требованиям, подать полный пакет документов и сделать лучшее предложение. Шансы на победу есть у всех.

Правда, нюансы для физлиц все равно есть. Они не смогут стать участниками закупок, где есть ограничения в условиях. Всего таких ограничений три:

Если компания сотрудничает с физлицом, то по закону она обязана платить НДФЛ и страховые взносы. Поэтому в таком случае исполнитель на руки получит сумму меньше, чем указана в контракте. Как участвовать в разных видах закупок — расскажем в отдельных статьях.

Как повысить шансы на победу в тендере

Победителем может стать любой участник, если он предложил лучшие условия и правильно подал документы.

Как молодой компании победить в тендере. Для победы в некоторых видах закупок, например в конкурсах, важны деловая репутация и опыт работы. При оценке заявок эти факторы принимаются во внимание наряду с ценой. Поэтому молодым компаниям в таких закупках победить сложно, особенно если конкурентов много. Но есть тендеры, в которых участники побеждают только потому, что оказались единственными, кто подал заявку по всем правилам.

Как победить, не снижая цену. Все зависит от тендера. Если это аукцион или запрос котировок, то низкая цена — ключевой фактор для определения победителя. Поэтому лучше сразу определить, до каких пределов вы готовы снижать цену.

Что такое тендерное сопровождение и нужно ли оно. Тендерное сопровождение — услуга, при которой специалисты помогают готовиться и побеждать в тендерах. Специалисты могут участвовать на всех этапах или только помочь найти подходящий тендер и собрать пакет документов.

Тендерное сопровождение — хороший выход, если еще никогда не участвовали в закупках.

Услуги предлагают как специализированные компании, так и частные специалисты по закупкам. Их можно найти, например, на «Авито», «Юду», « Профи-ру ».

Еще есть ресурс GZEX. Там все устроено как на любой бирже фрилансеров: заказчики оставляют задания, а исполнители предлагают свои услуги.

Источник

Участие в открытом электронном аукционе: пошаговая инструкция

Для чего нужен аукцион. Смотреть фото Для чего нужен аукцион. Смотреть картинку Для чего нужен аукцион. Картинка про Для чего нужен аукцион. Фото Для чего нужен аукцион

Электронный аукцион — самая распространенная процедура в 44-ФЗ. Почти 80 % всех закупок проходят именно в таком формате, так как суть его достаточна проста: кто дает самую низкую цену — тот и выигрывает. Но есть у электронного аукциона и свои особенности.

Электронный аукцион может проводиться на любую сумму. Но когда участников много, все они начинают торговаться. В этой ситуации легко поддаться азарту и не рассчитать свои возможности. Важно детально просчитывать стоимость выполнения контракта. Готовясь к электронному аукциону, следует всегда учитывать самую нижнюю цену.

Что такое госзакупки по 44-ФЗ

Все закупки, за исключением закупок не для всех, проводятся в электронной форме на электронной площадке. Помимо этого закупка размещается еще и на общем сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Он становится доступен любому участнику после прохождения процедуры регистрации.

На zakupki.gov.ru участники ищут интересную им закупку, далее готовят документацию и подают ее через электронную площадку. Там же осуществляется аукцион, а заказчик знакомится с 1 и 2 частью электронного аукциона. Подписание госконтракта с победителем происходит тоже на электронной площадке.

Электронный аукцион — способ закупки, при котором заказчик и поставщик взаимодействуют в режиме онлайн, а победителем объявляется участник, предложивший самую низкую цену для заключения контракта. Стороны закупки обмениваются не бумагами, а электронными документами. При наличии электронной подписи и ноутбука это позволяет принимать участие в аукционе в любой точке мира.

Какие документы требуются заказчику

Заказчику нужно разместить извещение и документацию об электронном аукционе. В извещении он прописывает ключевые организационные детали закупки, а именно:

Что нужно для участия в электронном аукционе

Нужно решить организационные вопросы, связанные с получением необходимой подписи, обеспечить себе вход на электронные торговые площадки (ЭТП), подготовить спецсчет.

1. Получите квалифицированную электронную подпись (КЭП). В противном случае вы не сможете подать заявку, ценовое предложения и подписать контракт. КЭП является аналогом собственноручной подписи.

Электронная подпись 3.0 подходит для участия в закупках по 44-ФЗ, 223-ФЗ, коммерческих тендерах и торгах банкротов. Работает на 497 площадках.

2. Аккредитуйтесь на электронных торговых площадках (ЭТП). Аккредитация предполагает вход на площадку, на федеральных ЭТП она бесплатна. Без аккредитации вы не сможете совершать какие-либо действия.

Заказчики по 44-ФЗ не могут проводить закупки на любой площадке по своему усмотрению. Размещать закупки можно только на площадках из перечня, указанного в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. В этом списке всего 8 площадок:

Для участия в торгах для каждого аккредитованного поставщика в рамках площадки создается личный кабинет. Функционал личного кабинета позволяет подавать заявки на участие в аукционах, непосредственно участвовать в них, подавать запросы на разъяснение аукционной документации и многое другое.

3. Зарегистрируйтесь в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) в ЕИС. Если вы этого не сделаете, то не сможете подавать заявки. В таблице приводится перечень информации, которая потребуется при регистрации физлица, ИП и юрлица.

Регистрация физлица или ИП в ЕИСРегистрация юрлица в ЕИС
ФИО (при наличии)Полное и сокращенное (при наличии) наименование
ИНН или его аналогНаименование и цифровой код страны регистрации
Код страны по ОКСМИНН либо аналог — для иностранного лица
Почтовый адрес и адрес места жительстваКод причины постановки на учет юрлица и дата постановки на учет в налоговой
Адрес электронной почтыОГРН
Номер контактного телефонаАдрес (место нахождения)
Паспортные данныеКод (коды) вида экономической деятельности
ОГРНИПКод причины постановки на учет обособленного
подразделения юрлица
Дата регистрации ИП и дата постановки на учет в налоговойНаименование обособленного подразделения
Принадлежность к СМП, при наличииАдрес (место нахождения) обособленного подразделения.
Принадлежность к субъектам МСП с указанием соответствующей категории (при наличии)
Копия паспортаФИО (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица и ИНН (при наличии)
Выписка из ЕГРИП для ИПСайт юрлица (при наличии)
Адрес электронной почты и номер контактного телефона
Паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица или данные иных документов, удостоверяющих личность
Копии учредительных документов
Решение об одобрении крупной сделки с указанием информации о максимальной сумме одной сделки

4. Зарегистрируйтесь на сайте Госуслуг. Он интегрирован с ЕРУЗ, системы обращаются друг к другу для проверки сведений.

5. Откройте спецсчет в банке из перечня правительства. Спецсчет — это такой же расчетный счет, который открывается в банке, но предназначен он только для работы с обеспечением заявок, то есть у него есть дополнительный функционал.

Спецсчет нужен для обеспечения заявки, чтобы заплатить за вход в закупку. С него списывают плату за победу в электронном аукционе. Открыть спецсчет можно в одном из 18 банков, которые указаны в Распоряжении Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р. В число банков, имеющих право работать с обеспечением заявок по 44-ФЗ, Банк ВТБ, Газпромбанк, Сбер, Райффайзенбанк, Росбанк, ЮниКредит Банк и др.

Как работать со спецсчетом:

Этапы электронного аукциона

Все начинается с поиска подходящего аукциона в ЕИС. Найдя интересное предложение, нужно ознакомиться с извещением, документацией, требованиями и другими деталями. Если вас все устраивает, то можете подавать заявку.

Составление заявки на участие в аукционе — самый ответственный этап. Чтобы правильно это сделать, нужно очень внимательно читать аукционную документацию. Заявка состоит из двух частей.

После истечения срока подачи заявок заказчик формирует протокол рассмотрения первых частей заявок, а оператор площадки обязан в установленные сроки сообщить поставщику, допущен ли тот до торгов.

Заказчик рассматривает первые части заявок, формирует протокол, направляет его оператору площадки, тем самым сообщая о том, какие заявки он допустил до аукциона. После этого оператор сообщает участникам, кто прошел по первым частям и может участвовать в процедуре. Проведением аукциона занимается оператор площадки.

Есть серьезная причина, почему заказчик сначала рассматривает первые части заявок. Дело в том, что во вторых частях содержится информация об участнике, а это значит, что заказчик, понимая, кто подал заявки, может каким-то образом повлиять на результат. Даже если участник попытаетесь в первых частях дать информацию о себе, заявка будет отклонена.

Только после проведения аукциона к заказчикам перейдут вторые части заявок, из которых они узнают, какие компании под какими номерами скрыты. По результатам рассмотрения вторых частей заявок выявляется победитель, которому и высылают госконтракт. Его надо подписать в электронной форме в установленные сроки.

Для участия открывается спецсчет — для оплаты подачи заявки. Участие принимает только тот, кто оплатил обеспечение заявки. Это правило касается всех способов закупки, кроме запроса котировок и закупок у единственного поставщика.

Размер обеспечения зависит от начальной цены контракта:

Источник

Как участвовать в коммерческих торгах со стороны заказчика

Для чего нужен аукцион. Смотреть фото Для чего нужен аукцион. Смотреть картинку Для чего нужен аукцион. Картинка про Для чего нужен аукцион. Фото Для чего нужен аукцион

Участие в аукционах или подача котировочных заявок – хороший способ заработать репутацию у покупателей или получить крупный бюджетный контракт. Но любая компания вправе сама проводить закупки и выступать уже в качестве заказчика, а не участника. Законодательно не установлены правила проведения для таких торгов, поэтому придется проанализировать прошедшие мероприятия, рекомендации площадок и на их основе составить собственный план.

Различия коммерческих и государственных закупок

Госзакупки регулируются федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, устанавливающими строгие правила аукционов, сбора котировочных заявок и т.д., также регулируются отдельные положения, в частности доля закупок у малых предприятий, приобретение товаров импортного производства.

Для коммерческих торгов применяется только один федеральный закон – №135-ФЗ «О защите конкуренции», а в остальном организации должны руководствоваться Гражданским кодексом и уставом электронных торговых площадок (ЭТП).

Кстати! Организации вправе создать собственную ЭТП и проводить на ней торги. Например, группа компаний «Северсталь» (горнодобывающая и металлургическая отрасли) проводит процедуры в собственной системе.

В чем основные отличия коммерческих торгов от государственных:

К торгам такие организации прибегают тогда, когда начинаются масштабные проекты: выигран аукцион на строительство, например, или понадобились услуги, работы или товары, исполнителей (поставщиков) которых в своем регионе нет.

Делаем вывод: коммерческие торги более свободные, проводятся любыми компаниями на большом количестве ЭТП, причем включая и те, что предназначены для государственных закупок.

Виды торговых площадок

Если провести в браузере поиск ЭТП, окажется, что их сотни. Как сориентироваться в таком разнообразии? Для простоты разделим их на несколько категорий:

Примеры: Сбербанк АСТ, Росэлторг, РТС-Тендер, B2B-Center.

Часть из них аккредитована для госзакупок, другие работают с коммерческими торгами, некоторые также в рамках 223-ФЗ.

Плюсы: универсальность, большое количество процедур, гибкая ценовая политика для участников, лояльность к заказчикам.

Примеры: «Рыбный рынок» на Сбербанк АСТ, В2В-Стройка и т.п.

Плюсы: если вы занимаетесь одной деятельностью и планируете закупки только по ней, то удобно выбрать одну или несколько таких площадок, не распыляясь на остальные.

Примеры: Портал поставщиков города Москвы, Портал закупок Рефери (Ростовская область).

Плюсы: При работе (или поиске подрядчиков) в конкретном субъекте РФ или городе очень удобно. Скорее всего, участники будут либо местные, либо имеющие соответствующий опыт и знания (об особенностях местного ландшафта, законодательства).

Примеры: ЭТП Газпромбанк, секция торгов на ЭТП Росэлторг для ПАО Ростелеком.

Плюсы: допустим, вы оказываете услуги в сфере связи (монтаж сетей, подключение, настройка оборудования), вам будут интересны тендеры в этом сегменте, сотрудничество с надежными и постоянными заказчиками, что способна обеспечить корпоративная площадка.

Важно! Госзакупки требуют регистрации в ЕИС, для коммерческих торгов она не нужна.

Выбирать можно любое количество площадок, но регистрация на многих, как и работа, платная, и сумма зависит от тарифного плана. Для начала проведите анализ: ознакомьтесь с регламентом, просмотрите списки активных и завершенных процедур, оцените конкурентов (заказчиков в той же сфере), их предложения по стоимости закупа товаров (работ, услуг) и результаты проведенных аукционов.

Регистрация на площадке

Сколько площадок – столько правил, положений и регламентов. Перед подачей заявки рекомендуется их внимательно изучить, даже если на сайте ЭТП все подробно расписано.

Общее есть у всех площадок:

Поскольку ЭТП заинтересованы в привлечении большого количества участников, для заказчиков есть много бонусов: бесплатная регистрация или стартовый период, активная техническая и правовая поддержка, бесплатная рассылка, дополнительная ЭЦП и т.п.

После подтверждения аккаунта и аккредитации придется изучить интерфейс и возможности личного кабинета, посмотреть, какие виды процедур более интересны участникам (спойлер – электронные аукционы) и, конечно, подготовить внутренние документы и регламенты. В первую очередь с ними захочет ознакомиться потенциальный исполнитель или поставщик.

Подготовка документации

Повторюсь, что лучший способ создать свое – изучить чужое. Обратитесь к базе закупок, посмотрите, какие требования выдвигают конкуренты, изучите и постройте собственные правила.

Что следует учесть:

Пример: Период гарантии в 1 год признается базовым, за него начисляют 10 баллов, за каждый дополнительный год – еще 5.

Эти сведения будут в каждом пакете документов на площадке при проведении очередной закупки, но конкретные, а во внутреннем положении требуется определить базовые установки.

Проведение торгов

Вроде самое простое дело – выложил аукцион и сиди жди, когда пойдут косяком участники с заявками, но заказчики допускают массу ошибок и не получают отклика на, казалось бы, заманчивый тендер. Почему?

Во-первых, неудачный выбор ЭТП. Выше я рассказала, сколько есть видов, в цифрах это сотни и тысячи площадок, которые делятся на секции, порталы и прочие подсистемы. Возможно, попадется неудачная платформа, предложившая супервыгодные условия подключения, но не привлекающая контингент нужных поставщиков.

Во-вторых, неверная идентификация закупки. Многие организации ведут автоматизированный поиск (подбор) процедур. Если вы отнесли закупку не к тому коду ОКВЭД, указали неточное название товара, то поисковики пройдут мимо.

Важно! Существуют сознательные и случайные искажения, приводящие к потере потенциальных участников. К примеру, вместо некоторых букв в наименовании товара указаны латинские – автопоиск его не «увидит». Намеренные ошибки допускаются только недобросовестными заказчиками.

В-третьих, маловостребованные услуги или работы, редкий, уникальный товар. Найти исполнителя или поставщика, возможно, проще самостоятельно через интернет или посредника, знакомого с этим сегментом рынка. Скорее всего, аукцион или конкурс результата не дадут.

В-четвертых, путанная, сложная документация, завышенные требования. Вот почему я советую воспользоваться опытом давно работающих конкурентов – они набили себе шишки и знают, что стоит включать в документацию, а что излишне.

В проведении процедуры торгов, если вы знакомы с системой госзакупок, вряд ли ждет что-то новое. Для начала нужно опубликовать извещение о проведении закупки. В нем указывается:

Аукцион

Участники присылают заявки (анонимные, для исключения сговора), вы проверяете их на соответствие требованиям и условиям и допускаете или не допускаете до торгов. В день «Х» участники заходят на ЭТП, на страницу торгов, и делают ставки. Предложивший меньшую цену объявляется победителем.

После этого участник-победитель представляет вторую часть заявки (обычно она уже загружена в систему ЭТП и заказчик просто получает к ней доступ) с более подробными сведениями. Если и здесь все в порядке, то заключаете контракт.

Если окажется, что участник-победитель в чем-то не дотянул (нет нужного количества персонала, не указаны точные характеристики продукции), то право на заключение договора, как правило, переходит к участнику, занявшему второе место.

Обратите внимание! Если второй, следующий за победителем, участник соответствует требованиям, то с ним заключается контракт, если нет – торги признаются несостоявшимися. Но это зависит от положений о закупках заказчика.

Схема аукциона: Анонсирование закупки (по желанию или регламенту заказчика) – Появление извещения о закупке на ЭТП – Подача заявок (первые части) – Отклонение и принятие заявок – Проведение аукциона – Получение вторых частей заявок – Рассмотрение документов – Определение победителя и заключение контракта или признание торгов несостоявшимися.

Конкурс

Отличие в том, что здесь роль играет не только низкая стоимость. К учету принимаются сроки, гарантия, наличие репутации (опыт в подобных услугах или работах, завершенные без санкций контракты по аналогичным поставкам).

Участники, не разобравшиеся в документации, вправе обратиться за разъяснениями (разумеется до проведения аукциона или конкурса).

Кстати! Для госзакупок имеет значение, находится ли участник в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), в коммерческих торгах заказчик также вправе установить требование об отсутствии записи в реестре.

Процесс почти аналогичен аукционному, но у заявителей есть возможность поучаствовать в переторжке. Это один из этапов конкурса, когда участники, допущенные по первым частям заявок, уведомляются об этом и могут (но не обязаны) поменять ценовое предложение, уменьшив стоимость.

Важно! Если собираетесь проводить конкурс, не забудьте конкурсную комиссию. Ее членами могут быть сотрудники организации или привлеченные третьи лица.

С оценкой результата придется потрудиться. Подсчет баллов, процентов, выявление лучшего исполнителя займет больше времени. Конечно, процесс можно автоматизировать с помощью программы.

Схема конкурса: Анонсирование закупки – Появление закупки на ЭТП – Подача заявок (первые части) – Отклонение и принятие заявок – Переторжка – Получение заказчиком вторых частей заявок с новыми предложениями – Рассмотрение документов – Определение победителя и заключение контракта или признание торгов несостоявшимися.

Для установления сроков по каждому этапу лучше ориентироваться на привычные 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Обратите внимание! Организатор вправе отказаться от проведения торгов, но соблюдая установленные законом сроки (см. п. 4 статья 448 ГК РФ). Для аукциона – не позднее чем за три дня до даты проведения, для конкурса – не позднее чем за 30 дней.

Что еще важно предусмотреть:

Сейчас доступно много сервисов, предлагающих услуги проверки контрагентов, анализ деятельности и выявление финансового риска, если вы собираетесь стать завсегдатаем ЭТП, с любой стороны, советую их использовать.

Оплата услуг площадки

Иногда заказчикам предлагают поработать бесплатно, а комиссию ЭТП взимают только с участников-победителей, но обычно коммерческие площадки базируются на принципе «с миру по нитке…» и с организаторов торгов также берут комиссию.

Кстати! Выгоднее воспользоваться тарифным планом, включающим определенное количество процедур или конкретный период – 1 месяц, полгода, год и т.д.

Пакетное обслуживание может включать не только услуги площадки, но еще получение ЭЦП, обучение, консультации и другие полезные «плюшки» для заказчиков.

Затраты на оплату услуг ЭТП относим на расходы в зависимости от системы налогообложения. По УСН учитывать расходы можно при условии включения в перечень (статья 346.16), например, юридические услуги, оплата труда (управляющий закупками), командировочные расходы. На ОСНО расходы принимаются как прочие, НДС подлежит вычету при наличии счета-фактуры. В бухгалтерском учете делаем проводку Д 91.2 К 60, 76, 26, 10… – затраты по организации и проведению конкурса или аукциона.

Заметьте, заказчик может получать задаток (взнос) за участие в процедуре. Эти суммы не относятся к доходам, если в будущем возвращаются участникам. Если они становятся платой за участие или изымаются в счет санкций по контракту, то их необходимо учесть как прочие доходы: Д 76 К 91.1. Получение задатка или платы за участие (подлежащих возврату) – Д 51 К 76 и Д 76 К 51 после перечисление обратно участнику.

Возможности, которые дают коммерческие торги

Коммерческие закупки хороши тем, что не ограничены в выборе формы и площадок для проведения. Другие положительные стороны:

Даже крупные корпорации не брезгуют контрактом с частниками. Предметом такого договора может выступить покупка недвижимости, автомобиля, выкуп земельного участка, оказание редких или специфических услуг (реставрация, например).

Работа по 44 и 223 федеральным законам закаляет и готовит к любым другим торгам. Если вы уже побывали участником госзакупок, пора переходить на другую сторону и регистрироваться в качестве заказчика. Совет дня: для первого раза выбирайте крупного игрока на рынке ЭТП, у таких все отработано и устроено максимально комфортно для пользователя, да и линейка тарифов привлекательнее и шире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *