Для чего нужен баланс
Как устроен бухгалтерский баланс
В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает зачем нужен бухгалтерский баланс, что в нём можно увидеть и почему уметь читать баланс важно не только бухгалтеру. В конце статьи пример построения баланса, который будет понятен даже очень далёкому от бухучёта читателю.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Зачем нужен бухгалтерский баланс
Три месяца подряд я рассказывал об отдельных видах активов и пассивов, с которыми имеет дело бухгалтерский учёт. Пришло время собрать их в полезный инструмент для директора, собственника бизнеса, финансиста, экономиста и любого, кто хочет оценить имущественное положение компании. Этот инструмент называется бухгалтерским балансом (Balance Sheet). Он содержит информацию о том какие активы есть у компании и откуда они взялись.
Баланс и отчёт о финансовых результатах — две главные формы финансовой отчётности, которые изучают банки, инвесторы, кредиторы и контрагенты, чтобы понять, стоит ли иметь с вами дело. Форма российского баланса утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, но суть его одинакова в России, США, Зимбабве и любой другой стране.
В основе баланса лежит утверждение, на котором построен весь бухгалтерский учёт уже более пятисот лет. Сумма активов должна быть равна сумме пассивов. Нарушение этого равенства означало бы, что у вас есть актив из ниоткуда или источник ничего — невыполнение закона сохранения материи в отдельно взятой компании. Закон сохранения для бухучёта описывается капитальным уравнением:
Активы = Капитал Обязательства.
Такая запись означает, что любой актив профинансирован либо собственными, либо заёмными пассивами. Больше активам взяться неоткуда. Если вы купили актив — возникнет кредиторская задолженность, которую необходимо будет оплатить. Если получили от учредителей — увеличится сумма уставного капитала. Даже если актив получен в подарок, в пассиве его стоимость будет записана в прибыль.
Анализ баланса позволяет понять структуру и ликвидность активов компании, обеспеченность собственными и заёмными средствами, платёжеспособность, финансовую устойчивость и другие важные характеристики бизнеса. Как это делать — расскажу в следующих выпусках ликбеза.
Структура бухгалтерского баланса
Баланс разделён на две части: актив и пассив. Внутри частей находятся разделы, их пять, они нумеруются сквозным образом. Внутри разделов — статьи. Каждая статья — это отдельный вид активов или пассивов. Статьи в активе расположены по степени возрастания ликвидности: чем ниже расположена статья, тем быстрее актив можно продать. В пассиве статьи упорядочены по срочности погашения: чем ниже статья, тем быстрее нужно будет рассчитаться за пассив.
Об основных статьях я рассказывал, ниже можно кликнуть на название и провалиться в соответствующую статью.
АКТИВ
I. Внеоборотные активы
II. Оборотные активы
ПАССИВ
III. Капитал и резервы
IV. Долгосрочные обязательства
V. Краткосрочные обязательства
В реальном балансе статей может быть больше — я привёл только наиболее распространённые. Каждой статье соответствует сумма — это оценка соответствующего актива или пассива. Итог по разделу складывается из сумм по статьям. Итоги по активу и пассиву — из сумм по разделам. Эти итоги равны между собой и называются «валюта баланса».
Пример построения бухгалтерского баланса
ООО «Рога и копыта» на 1 января 2020 года имеет следующие активы и пассивы:
Бухгалтерский баланс ООО «Рога и копыта» выглядит так.
Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» бухгалтерский баланс формируется автоматически на основании остатков по счетам бухгалтерского учёта. При этом система проверяет контрольные соотношения и соответствие данных за прошлые годы сданной отчётности. Если что-то не сходится — она предупредит об этом бухгалтера. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!
Что такое бухгалтерский баланс и каким он бывает
Бухгалтерский баланс – это документ, в котором отражаются денежные средства компании. Они группируются по составу, по источникам поступления и по назначению.
Зачем нужен баланс
ББ – это документ, который презентует компанию потенциальным кредиторам и партнерам. Они изучают отчет и оценивают финансовое положение организации. В зависимости от данных, которые содержатся в документе, кредиторы, инвесторы и партнеры принимают решение о сотрудничестве с предприятием.
Например, банки и кредитные организации изучают баланс, прежде чем выдать компании новый кредит. Также документ сдается в налоговую службу и органы статистики. Вот в каких еще ситуациях может потребоваться бухбаланс:
Обычно отчет изучается вместе с отчетом о прибыли и убытках. В совокупности там содержатся все необходимые метрики для оценки финансового «здоровья» фирмы. По балансу компания может занимать одно из трех положений:
За составление и анализ отчета отвечает экономический отдел или сотрудники на аутсорсе. Главное, чтобы документ был составлен по нормам и стандартам Министерства Финансов Российской Федерации.
Как устроен баланс
Для оценки собственного финансового положения компания регулярно составляет финансовую отчетность. Существует пять отчетов, но главные из них – ББ и отчет о финансовых результатах. Они требуются не только самой организации, но и инвесторам, кредиторам, контрагентам.
Суть бухбаланса заключается в том, что в компании всегда есть активы и пассивы. По закону сохранения материи деньги не могут взяться из ниоткуда и деться в никуда, то есть любой актив должен быть проспонсирован имеющимися или заемными пассивами. По отчету видно, сходятся ли активы и пассивы. Если между ними есть отличия, значит, компания либо расходует средства не по назначению, либо имеет какой-то сторонний источник дохода.
Раздел с активами включает два подраздела:
Раздел с пассивами состоит из трех подразделов:
Анализ документа позволяет понять следующее:
Виды баланса
Есть четыре формы балансовых таблиц. Они отличаются только по отрасли, в которой используются. Самая распространенная форма – баланс коммерческих организаций. Таблица – универсальна, может использоваться для любых форм собственности, вне зависимости от продаваемых продуктов. Деятельность компании влияет только на раздел с активами: там перечислены производственные и маркетинговые активности.
Если организация бюджетная, то для ее финансовых отчетов используется иная форма таблицы. Там упоминаются три процесса в разделе активов – снабжение, потребление и финансирование.
Специальные формы ББ используют страховые и кредитно-финансовые учреждения. Вот какие особенности есть у баланса страховых компаний:
Если баланс составляется в банковской или небанковской организациях, то он также отражает оборот средств. В отличие от коммерческих предприятий, здесь отсутствует производственные запасы и готовая продукция. Но вместо них в документе учитываются драгоценные металлы, камни, средства ЦБ РФ, а также кредиты, выданные заемщикам.
Классификация балансов
Существует еще несколько подходов, которые позволяют классифицировать баланс. Например:
Иногда отдельными разновидностями баланса признаются предварительный или заключительный. Это разделение основано на данных, которые используются при составлении документа.
Способы формирования
Классификация по способу формирования включает два вида баланса. Если используются остатки на бухгалтерских счетах, то документ считается сальдовым. Оборотно-сальдовый учитывает не только остатки, но и движения средств.
Периодичность
ББ классифицируется на основе периодичности составления. Самый распространенный вид составляется на регулярной основе по месяцам, кварталам и годам. Чаще всего в качестве отчетного периода выбирается год.
При необходимости бухгалтер может составить промежуточный ББ. Например, если обычно баланс формируется раз в год, то промежуточным считается за полугодие.
Также баланс создается в начале деятельности компании и при ее окончании. Как только фирма зарегистрирована, необходим вступительный вид документа. Там фиксируется минимум информации, так как компания еще только начинает работать и пока у нее нет оборота средств. В разделе с активами указывается имеющаяся собственность. В разделе с пассивами перечисляются источники, благодаря которым новое предприятие сформировало свой капитал.
В конце работы компании создается либо ликвидационный, либо санируемый ББ. Выбор зависит от того, как именно предприятие прекращает свою работу: ликвидируется учредителем или становится банкротом. В первом случае, помимо ликвидационного, составляется промежуточный ликвидационный. Документ включает информацию о структуре имущества закрывающегося предприятия.
Степень готовности
Если классифицировать баланс по степени готовности, то получится выделить два вида. Предварительный документ формируется заранее, на основе прогнозируемых операций. Когда операции выполнены и у компании появляются реальные сведения, можно сформировать заключительный ББ.
Консолидации
Основное отличие балансов в этой классификации заключается в количестве предприятий, деятельность которых учитывается в документе. Если требуется отразить итоги работы одной фирмы, то составляется индивидуальный баланс. Сводный документ отражает работу нескольких предприятий, которые работают под одним юридическим лицом. Например, сводный отчет формируется для компаний с несколькими филиалами в разных регионах.
Но если каждая компания является самостоятельным юридическим лицом, то формируется консолидированный баланс. Такой ББ составляется в том случае, если есть основное предприятие и его дочерние компании. В документ не входит взаимный оборот дочерних фирм.
Отдельная разновидность документа существует для тех компаний, которые необходимо разделить на несколько юрлиц. Это разделительные балансы.
Источники
ББ могут отличаться на основании того, какие источники использовались при написании. Если в основу документа легла база сведений об инвентаризации имущества, то баланс считается инвентарным. Но если отчет составляется на базе бухучета, то он является книжным. В основе генерального баланса ложатся текущие учетные записи, которые подтверждаются данными после проведения инвентаризации.
Регулирующие статьи
В баланс могут включаться статьи, которые регулируют значения других статей. Например, по амортизации оборудования. Если они есть, то ББ относится к разновидности брутто. Он используется для проведения научных исследований, которые способны улучшить функции документа.
В балансе-нетто регулирующие статьи отсутствуют. Но документ активно используется в бизнесе. Он позволяет установить реальную стоимость компании и ее собственности.
Форма предоставления информации
Показатели могут предоставляться в балансе по-разному. Если метрики действуют на определенный момент, то ББ считается статическим. Но при необходимости можно составить документ, в котором будут отражены показатели в динамике. Обычно это оборотно-сальдовый ББ, но в рамках данной классификации он носит название динамического.
Бухгалтерский баланс составляется для любого предприятия, независимо от его прибыли и размеров. Поэтому разбираться в разновидностях ББ важно любому предпринимателю, даже начинающему. Ведь понимание того, каким должен быть документ, позволит контролировать собственного бухгалтера или стороннего специалиста и избежать проблем с налоговой и кредиторами.
Бухгалтерский баланс
Из нашей статьи вы узнаете:
Организации, которые ведут бухгалтерский учёт, обязаны сдавать годовой бухгалтерский баланс. Расскажем, что это такое, из чего состоит бухбаланс и когда его сдают.
Что такое бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс — это форма №1 бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. Бухгалтерский баланс составляется в виде таблицы и может иметь полную и сокращённую форму. В таблице два раздела — Актив и Пассив.
Бухбаланс — один из основных документов, опираясь на который можно проанализировать результаты работы компании, поскольку в нём отражается вся информация об имуществе и долгах в денежном эквиваленте.
Бухгалтерский баланс нужен самому предприятию, а также для акционеров и ФНС. Баланс также потребуют в банке, если компания планирует взять кредит.
Когда сдаётся бухгалтерский баланс
По общему правилу бухгалтерский баланс сдают только 1 раз в год: в любой день с 1 по 31 марта. Такие сроки сдачи бухгалтерского баланса обозначены и в бухгалтерском (п. 2 ст. 18 закона «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 № 402-ФЗ), и в налоговом (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) законодательстве.
Если компания начала деятельность в середине года, отчётный период будет сокращённым. Но сроки подготовки баланса обычные: в течение 3 месяцев после окончания отчётного периода.
В случае ликвидации компании отчётный период заканчивается датой внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (ст. 17 закона № 402-ФЗ), а подготовить и сдать отчётность нужно также в течение 3 месяцев.
Иногда отчётный период увеличивается. Это бывает в том случае, когда решение начать бизнес принимается в конце года и регистрация происходит после 30 сентября (например, в октябре 2020 года). Тогда по п. 3 ст. 15 закона № 402-ФЗ отчётный период продлевается и длится с 1 октября 2020 года по 31 декабря 2021 года. На срок сдачи бухгалтерского баланса такое увеличение не влияет.
Баланс для собственников и иных заинтересованных лиц можно представлять в любой срок и с любой частотой (п. 4 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Передавать эту отчётность в налоговую не нужно.
Начиная с баланса за 2020 год компании сдают баланс только в ФНС, направлять его в Росстат не нужно. Исключение составляют организации, годовая бухгалтерская отчётность которых содержит сведения, отнесённые к гостайне, а также некоторые организации в случаях, установленных Правительством РФ (пп. 5, 6 ч. 4, ч. 7 ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Структура и разделы бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: левая сторона называется «Актив», правая — «Пассив». В активе бухгалтерского баланса отражается всё имущество компании, включая недвижимость, финансовые вложения, автомобили, задолженность дебиторов, оборудование и т.д.
В пассиве бухбаланса указывают источники образования активов компании, то есть всего её имущества. В годовом бухгалтерском балансе организации это может быть собственный капитал (уставный или добавочный), привлечённые средства и внешние обязательства.
Итоги по активу и пассиву баланса должны быть всегда равны друг другу.
На схеме наглядно отражены разделы бухгалтерского баланса. Они утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Форма бухгалтерского баланса
С 2021 года действует новая форма бухгалтерского баланса. В ней произошли следующие изменения:
Кроме того, электронный бухгалтерский баланс приравняли к бумажному. С 2021 года можно сдать бухгалтерскую отчётность не только на бумаге, но и в электронном виде по ТКС. Для этого необходимо подписать баланс квалифицированной электронной подписью (ст. 13 Закона № 444-ФЗ).
Скачать образец бухгалтерского баланса и форму бухгалтерской финансовой отчетности
Бухгалтерская (финансовая)
отчетность
Ответы на популярные вопросы
Где и как в бухгалтерском балансе отражаются нематериальные активы?
Нематериальными активами в бухгалтерском учёте называются объекты интеллектуальной собственности, которые удовлетворяют определённым условиям признания, а также положительная деловая репутация, возникающая при приобретении предприятия как имущественного комплекса. НМА отражаются в балансе в Разделе I «Внеоборотные активы» по строке 1110 «Нематериальные активы» (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н).
Для нематериальных активов строка баланса 1110 арифметически определяется так:
Строка 1110 = Дебетовое сальдо счёта 04 – Кредитовое сальдо счёта 05 «Амортизация нематериальных активов»
Это означает, что НМА в балансе отражаются по остаточной стоимости.
Сколько разделов включает бухгалтерский баланс?
Баланс делится на две части — актив и пассив. Они, в свою очередь, делятся на пять разделов.
В актив входят разделы I. Внеоборотные активы и II. Оборотные активы.
К пассиву относятся разделы III. Капитал и резервы, IV. Долгосрочные обязательства и V. Краткосрочные обязательства.
Что будет, если не сдать бухбаланс?
За несдачу или нарушение сроков сдачи бухбаланса в налоговую компании грозит штраф в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Также возможно административное наказание для должностных лиц по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере 300-500 рублей.
Что входит в состав бухгалтерской отчетности ООО?
В соответствии с стандартами бухгалтерского учета ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность ООО включает:
Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды)
Бухгалтерский баланс — что это такое?
Баланс бухгалтерский — это табличный вариант отражения финансовых показателей организации на определенную дату. В самом широко распространенном в РФ виде баланс бухгалтерский состоит из двух равных по сумме частей, в одной из которых показано то, что имеет организация, в денежном выражении (актив баланса), а в другой — за счет каких источников это приобретено (пассив баланса). В основе данного равенства лежит отражение имущества и обязательств способом двойной записи на счетах бухучета.
ВНИМАНИЕ! C 2020 года бухгалтерская отчетность сдается исключительно в электронном виде. Бумажный бланк больше не примут. Подробнее об изменениях правил представления бух.отчетности читайте здесь. Также напомним, в 2019 году формы отчетности обновлены.
Баланс бухгалтерский, составленный на определенную дату, позволяет оценивать текущее финансовое состояние организации, а сопоставление данных бухгалтерского баланса, составленного на разные даты, — проследить изменение ее финансового состояния во времени. Бухгалтерский баланс является одним из основных документов, служащих источником данных для проведения экономического анализа деятельности предприятия.
Возникли сложности с балансом? На нашем форуме можно проконсультироваться по любому вопросу. Например, тут можно посмотреть, нужна ли пояснительная записка к бухгалтерской отчетности небольшого предприятия.
Последние изменения в балансе
С 01.06.2019 форма баланса действует в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н. Ключевые изменения в нем (а также в другой бухгалтерской отчетности) были таковы:
Отметку об аудиторе нужно ставить только тем фирмам, которые подлежат обязательному аудиту. Налоговики будут использовать ее как для наложения штрафа на саму организацию, если она проигнорировала обязанность пройти аудит, так и для того, чтобы знать у какого аудитора им истребовать сведения по организации в порядке ст. 93 НК РФ.
Более существенные изменения в 2019 году произошли в форме 2. Подробнее о них см. здесь.
Классификация бухгалтерских балансов
Видов бухгалтерского баланса очень много. Их разнообразие определяется самыми разными причинами: характером данных, на основе которых формируется баланс, временем его составления, назначением, способом отражения данных и рядом других факторов.
По способу отражения данных бухгалтерский баланс может быть:
По отношению к моменту составления различают балансы:
По объему данных по организациям, отражаемых в балансе, выделяют балансы:
По назначению бухгалтерский баланс может быть:
В зависимости от характера исходных данных бывает баланс:
По способу отражения данных:
Бухгалтерские балансы могут различаться в зависимости от организационно-правовой формы компании (балансы государственных, общественных, совместных, частных организаций) и от вида ее деятельности (основная, вспомогательная).
По периодичности балансы делят на месячные, квартальные, годовые. Они могут иметь как полную, так и сокращенную форму.
Таблица бухгалтерского баланса может быть 2 видов:
Для внутренних целей организация сама вправе выбирать периодичность, способы и методы составления баланса. Отчетность, представляемая в ИФНС, должна иметь определенную форму с сопоставимыми данными на даты, указанные в балансе.
О том, как составить бухгалтерский баланс малому предприятию, читайте в статье «Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)».
Структура бухгалтерского баланса предприятия
Используемая для официальной отчетности в РФ форма бухгалтерского баланса представляет собой таблицу, разделенную на две части: актив и пассив баланса. Итоговые суммы актива и пассива баланса должны быть равны.
Актив баланса — это отражение того имущества и обязательств, которые находятся под контролем предприятия, используются в его финансово-хозяйственной деятельности и могут принести ему выгоду в будущем. Актив делят на 2 раздела:
Пассив баланса характеризует источники тех средств, за счет которых сформирован актив баланса. Он состоит из трех разделов:
О том, какие проводки используют, отражая в бухучете собственный капитал, читайте в статье «Порядок учета собственного капитала организации (нюансы)».
Содержание разделов бухгалтерского баланса
Выделение разделов в структуре бухгалтерского баланса обусловлено главным образом временным фактором.
Так, актив баланса разделен на 2 раздела в зависимости от времени использования активов в деятельности организации:
При выделении разделов в пассиве баланса, помимо временного фактора, играет роль принадлежность средств, за счет которых формируется актив баланса (собственный капитал или привлеченные средства). С учетом этих 2 факторов пассив сформирован из 3 разделов:
Подробнее о внеоборотных активах читайте в материале «Что такое внеоборотные активы в бухгалтерском учете?».
Понятие и значение статей бухгалтерского баланса
Разделы баланса детализируются путем их разбивки на статьи. Рекомендованную для представления в ИФНС детализацию по статьям содержат бланки бухгалтерского баланса, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 09.04.20149) в 2 вариантах:
Сокращенная (упрощенная) форма бухгалтерского баланса допускает объединение его статей с целью получения укрупненных показателей и упрощения отчетности. Однако ее применение доступно только лицам, имеющим право на ведение упрощенного бухучета (СМП, НКО, участникам проекта «Сколково»).
Разбивка разделов на статьи обусловлена необходимостью выделять основные виды имущества и обязательств, которые формируют соответствующие разделы бухгалтерского баланса.
Рекомендованная Минфином России форма полного бухгалтерского баланса предполагает следующую разбивку разделов по статьям:
О том, как рассчитать валовую прибыль, узнайте здесь.
При составлении баланса организация может использовать рекомендованную Минфином России детализацию по статьям. При этом у нее есть право применять собственную разработку этой разбивки, если она считает, что это приведет к большей достоверности отчетности. Кроме того, при отсутствии данных для заполнения соответствующих статей фирма вправе исключить такие статьи из составляемого ею бухгалтерского баланса.
Посмотрите образец заполнения баланса, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.
Состав статей бухгалтерского баланса
Статьи бухгалтерского баланса заполняются на основании данных об остатках на счетах бухучета по состоянию на отчетную дату. При заполнении отчета для представления в ИФНС нужно руководствоваться рядом правил, установленных для составления такой отчетности (ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 года № 43н):
Подробный построчный алгоритм заполнения бухгалтерского баланса вы можете посмотреть в Путеводителе по бухгалтерской отчетности от КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.
А ниже приведена информация о том, на основании остатков по каким счетам заполняются вышеуказанные статьи баланса применительно к действующей редакции плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н:
ВНИМАНИЕ! С отчетной кампании за 2020 год начинают действовать изменения в ПБУ 18/02, 16/02, 13/2000, ФСБУ 5/2019 «Запасы». А с отчетности за 2022 год следует применять новый ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Начать применять новые бухгалтерские стандарты можно и раньше. Такое решение нужно закрепить в учетной политике предприятия.
Об одном из наиболее часто создаваемых краткосрочных резервов читайте в материале «Создание резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете».
К прочим внеоборотным активам организации могут относиться, например:
О правилах учета вложений во внеоборотные активы читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».
Нередко бухгалтеры, заполняя таблицы, характеризующие финансовое состояние организации, сталкиваются со сложностями, когда требуется указать текущие пассивы, ведь это понятие отсутствует в нормативных документах по бухгалтерскому учету и налогообложению.
О том, когда сдается бухгалтерский баланс (сроки, нюансы), узнайте здесь.
Итоги
Бухгалтерский баланс – основная составляющая бухгалтерской отчетности, сводка финансовых показателей организации на определенную дату. Он составляется в определенной форме и по определенным правилам. Сдается в налоговую а также представляется другим заинтересованным пользователям. Начиная с 1 июня 2019 года нужно использовать бланк в редакции от 19.04.2019.