Для чего нужен бриф дизайнеру

Бриф для веб дизайнера. Что это, зачем нужно и как правильно составить

Небольшой дисклеймер. В своём блоге я делюсь исключительно своим опытом и своими знаниями в веб дизайне. Я не претендую на энциклопедическую точность формулировок и стараюсь рассказывать всё понятным человеческим языком.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, для кого мы делаем сайт. В узком смысле для заказчика. Он платит, вы делаете ему сайт. Но если взглянуть чуть шире, то в конечном итоге сайт делается для пользователей. Сайт должен быть понятен и удобен для целевой аудитории бизнеса. Чтобы дизайнеру представить себе эту ЦА, её интересы и предпочтения, как раз и нужно заполнять бриф

То же самое работает и в обратную сторону. Безумно качественный и дорогой продукт будет плохо продаваться, если сайт будет выглядеть так, будто на него денег не хватило и слепили его на коленке.

Самое главное правило, которого я придерживаюсь — это разделение его на смысловые блоки. Психологически легче заполнить бриф, в котором вопросы структурированы в маленькие группы, чем сплошное полотно вопросов.
Я использую следующие категории:

— Данные заказчика (стоит ограничиться ФИО, телефоном, почтой и должностью. Если потребуются всякие ИНН ОГРН, их можно попросить отдельным файлом в дальнейшем) Вопросы по сотрудничеству (цели и задачи сотрудничества, базовая информация о проекте, планируемые результаты работы)

— Клиенты бизнеса или пользователи услуги (кто они, делятся ли они на группы, что чаще всего покупают, как часто возвращаются. А также как бизнес взаимодействует с текущими клиентами и привлекает новых)

— Продукт или услуга (ценовой сегмент, материальные и нематериальные ценности продукта, из чего он состоит, чем можно заменить)

— Компания (Сильные и слабые стороны, возможности для развития, причины убытков и прибыли, где происходят основные продажи, какая происходит в компании аналитика. Тут же ссылка на фирменный стиль и контакты человека, который с ним работает)

— Конкуренты (кто они, их ценовой сегмент, их процент рынка, что у них выходит лучше, а то хуже, в чём заключается их узнаваемость)

— Сценарии использования (кто, как и зачем придёт на сайт)

А теперь вернёмся к вопросу, поставленному в начале. Почему в брифе нет вопросов о том, какие цвета, шрифты и стили предпочитает сам заказчик? Ответов на этот вопрос несколько

— Иногда заказчик на своём сайте может начать реализовывать свой творческий потенциал. И это ведёт к бесконечным правкам, появлению на сайте “продающих красных” и “красивых” цветов и постоянному “сделайте логотип покрупнее”.

В вопросе вкусов главное не ударяться в крайности. Если заказчик совершенно не хочет тёмный сайт, не нужно говорить, что его не спрашивали, с просим у ЦА, это как минимум не профессионально. Но и также не стоит стремиться реализовать все хотелки заказчика, они могут вредить конверсии и иногда противоречить друг другу.

Спасибо, что дочитали о конца, буду рада почитать фидбек в комментариях

Жду вас на своей страничке в инстаграм, если вы любите дизайн так же, как и я

Источник

Как дизайнеру брифовать клиента: советы «Логомашины»

Многие начинающие дизайнеры воспринимают клиентский бриф как формальность и спрашивают заказчика только про базовые вещи — деятельность компании, географию и конкурентов.

«Логомашина» забрифовала более 3000 клиентов по всему миру: в этой статье мы рассказываем, какие вопросы дизайнер должен обязательно задать клиенту, чтобы впоследствии не вносить в работу кучу правок.

Не спрашивайте у клиента, какая у компании миссия или, чего еще хуже, какие у нее корпоративная и коммуникационная стратегии. Подобные вопросы собьют заказчика с толку, а вы в лучшем случае получите формальный ответ, имеющий мало общего с настоящим положением дел в компании.

Лучше спросить о том, почему проект получил такое название. Отвечая на простые и понятные вопросы, клиент гораздо быстрее расскажет вам важную информацию о компании.

Спросите у клиента, почему компания решила обратиться к вам сейчас, а не вчера, неделю или год назад.

Скорее всего, происходят какие-то изменения: может быть компания начала сдавать позиции и дизайн ей нужен для отстройки от конкурентов, а может новый дизайн понадобился из-за смены рынков (бренд перешел из масс-маркета в другой ценовой сегмент).

Вместо того, чтобы просить заказчика описать целевую аудиторию, задавайте ситуативные вопросы. При разработке дизайна вам вряд ли помогут знания о том, что среднестатистическому клиенту компании двадцать пять лет и он зарабатывает пятьдесят тысяч рублей в месяц.

Изучая аудиторию, нужно смотреть немного глубже: узнайте, почему люди обращаются в компанию (к примеру: это продуктовый магазин и большая часть покупателей туда ходит не из-за качества продуктов, а из-за близости к дому), какие у этих людей боли (высокая стоимость продуктов, узкий ассортимент фруктов и овощей), поймите их отношение к компании в целом (довольно нейтральное, но если рядом с домом появится магазин с более низкими ценами, они будут совершать покупки в нем).

Предложите заказчику оживить компанию: она будет ярким экстравертом, который заряжает энергией окружающих, или спокойным, уравновешенным интровертом, для которого важны рациональность и внимание к деталям?

При составлении портрета компании очень хороши на первый взгляд весьма абсурдные вопросы: «Какая у вашей компании была бы собака?», «Какой автомобиль водила бы ваша компания?», «Если бы ваша компания была героем фильма, она была бы Джеймсом Бондом или Терминатором?». Все эти вопросы про то, что изначально обладает характером. Так, если клиент на вопрос про героя фильма отвечает: «Конечно, Терминатором», становится понятно, что свою компанию он воспринимает как мощного лидера, способного победить всех конкурентов.

Уточните, не работал ли заказчик раньше над дизайном для проекта.

Источник

Зачем нужен бриф

Весь процесс взаимодействия заказчика и дизайнера сводится к четырем этапам:

Для чего нужен бриф дизайнеру. Смотреть фото Для чего нужен бриф дизайнеру. Смотреть картинку Для чего нужен бриф дизайнеру. Картинка про Для чего нужен бриф дизайнеру. Фото Для чего нужен бриф дизайнеру

Зачем нужен бриф

Бриф (от англ. brief – «краткое изложение») – это анкета, которую должен заполнить клиент перед началом работы с дизайнером. В брифе отражаются маркетинговые критерии, основа для будущего дизайна.

У каждого человека свое восприятие, своя картина мира и свое видение. Грамотно составленный бриф помогает дизайнеру понять заказчика и создать качественный продукт с минимальным количеством правок.

«Нам всё очень понравилось, но хотелось как-то по-другому.»

Для чего нужен бриф дизайнеру. Смотреть фото Для чего нужен бриф дизайнеру. Смотреть картинку Для чего нужен бриф дизайнеру. Картинка про Для чего нужен бриф дизайнеру. Фото Для чего нужен бриф дизайнеру

«Есть вариант оставить всё, как есть, но урезать бюджет в 2 раза. Это обязательное условие руководства.»

Думаете такие сюжеты только в анекдотах или сомнительных комедиях встречаются? Совсем нет. Избежать подобных казусов нам поможет бриф, его плюс в структурировании информации, т.е. нет разбросанных данных, вытянутых из телефонного разговора, чата и т.п.

Перед созданием любого креативного продукта разрабатывается концепция, раскрывающая целевую аудиторию, применение рекламного материала, характер информации. Эта концепция и определяет графические особенности макета. Бриф и есть концепция, но представленная в более размытой, распространенной форме, дизайнеру остается обработать информацию и собрать ее в единый продукт.

Структура брифа

Содержание брифа может отличаться в зависимости от того, какой продукт нужно создать (логотип, дизайн листовки или брошюры и др.).

Для чего нужен бриф дизайнеру. Смотреть фото Для чего нужен бриф дизайнеру. Смотреть картинку Для чего нужен бриф дизайнеру. Картинка про Для чего нужен бриф дизайнеру. Фото Для чего нужен бриф дизайнеру

Бриф включает в себя несколько блоков (вопросов):

1. Какую задачу нужно решить заказчику

Она в 99% случаев не указана. Заказчик обращается с запросом «сделайте мне листовку/буклет/брошюру» и т.д., без каких-либо вводных данных, касающихся эффективности будущего рекламного носителя. Он и сам (заказчик) не всегда думает о том, какой результат хочет получить от рекламы, очень часто это из разряда “чтобы что-то было на раздатку”.

Дизайн должен решать конкретную задачу, т.е. акционная листовка должна продавать, реклама для удержания постоянных клиентов должна повышать лояльность к бренду, если речь идет о создании айденики, то усиливать позиции компании, повышать конкурентоспособность.

2. С какой целевой аудиторией работает бренд, проект.

Для понимания того, какая нужна подача и стилистика для презентации проекта, бренда, продукта или линейки продукта в дизайн-макете.

3. Что должна понять целевая аудитория, когда будет готов продукт.

4. Информация о заказчике.

Название, ниша на рынке, сайт, наличие логотипа и айденики, информация о товарах и услугах, преимущества, особенности продукта.

5. Список конкурентов.

Их достижения, которые нужно превзойти. Делали ли конкуренты подобную задачу? Если да, то понравилось ли вам или нет? Что конкретно понравилось и что конкретно не понравилось?

6. Что нужно разработать.

Желаемый стиль оформления, необходимые элементы графики, цветовая гамма и шрифты, которые нравятся/не нравятся.

Для чего нужен бриф дизайнеру. Смотреть фото Для чего нужен бриф дизайнеру. Смотреть картинку Для чего нужен бриф дизайнеру. Картинка про Для чего нужен бриф дизайнеру. Фото Для чего нужен бриф дизайнеру

7. Назначение рекламной продукции

Для чего будет использована полиграфия (рекламная акция, выставка, встреча с клиентом, имиджевое продвижение и т.п.).

8. Технические характеристики

Вид изделия, формат, количество сторон печати/количество страниц.

Бриф нужен не всегда. При внесении правок в готовый макет или создании макета по готовому образцу, можно не заполнять анкету, но при создании концепции дизайна с нуля без него не обойтись.

Источник

О, брифы! Люблю их нежной любовью… Как, вы все еще работаете без брифов? Тогда я срочно иду к вам!

Немного занудства. Бриф – это документ, состоящий из вопросов по предстоящей работе, на которые отвечает заказчик. На основе брифа в дальнейшем составляется техническое задание.
Зачем он нужен? Вместо того, чтобы каждый раз, при общении с заказчиком, задавать одни и те же вопросы – можно просто отправить ему бриф. Заполненный документ гораздо проще использовать при оформлении ТЗ, чем диалог из почты или телеграма. Вы получите четкие ответы на свои вопросы и сможете предложить клиенту что-то конкретное, а не «сделайте красиво, в нашем стиле».
Каждый дизайнер составляет бриф по-своему – кому-то удобнее писать обычные вопросы, кому-то – предлагать несколько вариантов на выбор и т.д. Но некоторые пункты должны быть в брифе обязательно.

Здесь заказчик пишет данные о своей компании, контакты, желаемые сроки и бюджет, а также указывает адрес старого сайта, если он есть. В шапке обязательно должно быть ФИО контактного лица и телефон. Если вы ведете статистику по источникам заказов, укажите здесь пункт «Откуда вы узнали о нас».

На основе этого вы сможете понять желаемую стилистику сайта, даже если вдруг заказчик не предоставит референсы. В этом разделе указывается размер компании, целевая аудитория, ценовой сегмент и то, какие потребности закрывают товары/услуги компании.

Здесь мы уже переходим к конкретике. По идее, если заказчик добросовестно заполнит этот раздел, то ТЗ готово. Конечно, идеальное стечение обстоятельств бывает только в сказках – поэтому здесь размещаем как можно больше пунктов, чтобы заказчик ответил наиболее подробно.

Последний вопрос – один из главных. Как правило, даже если заказчик не очень может определиться со своими хотелками, он точно знает, чего не хочет. В этот раздел вы можете добавлять любые вопросы, которые необходимы вам для решения задачи – например, по шрифтам, сочетаниям цветов, общему настроению и т.д.

У конкурентов вы можете подсмотреть и предложить заказчику интересные решения. Ну а референсы – наше все. Не забудьте донести до заказчика, что он может подобрать референсы не только по своей тематике, но и по любым другим.

Допродажа – прекрасная вещь. Так почему бы не совершить ее на моменте брифа? Пусть заказчик отметит, нужны ли ему будут дополнительные услуги: создание лого, презентация, написание текстов, иллюстрации и т.д. Можете включать сюда не только свои услуги, но и услуги творческих коллег – они будут благодарны вам, если вы подкинете заказик. И, конечно, отблагодарят потом.

Бриф не должен быть очень длинным. Более конкретно лучше обговорить проект потом – бриф все-таки служит для предварительного знакомства с задачей и приблизительного просчета. Также не стоит обильно использовать дизайнерские термины – как правило, заказчик не очень в этом понимает, иначе бы не обратился к вам. Слова «юзабилити» и «адаптив» лучше приберечь для коллег.

Что делать, если заказчик отказывается заполнять бриф, апеллируя тем, что «Ты дизайнер, ты сам должен все знать»? Сначала, спокойно объяснить, что дизайнер – не ясновидящий и не умеет читать мысли. К тому же, пожелания, зафиксированные в письменном виде, будет гораздо проще обработать. Если заказчик все же отказывается, подумайте, а настолько ли он вам нужен.

На этом все. Очень жду комментарии и от дизайнеров, и от заказчиков – удобно ли вам использовать брифы, или все-таки индивидуально обсуждать каждый проект?

Недавно создала свой ТГ-канал, где буду делиться своим опытом и полезными фишками. Подписывайтесь, будет интересно!

Упс. А я думал что в 21 году уже ни кто не мордует заказчиков портянками брифов. А вам с крылышками или без? А женщины с бородой точно не ваша ца? Точно, точно?

Спасибо вам большое, что храните древние. полузабытые технологии. Мы тут как раз в следующе году планируем запустить музей древних технологий продаж, вы не будете против если мы поместим там ваш материал? Ссылку на эту статью гарантирую.

Извините за небольшой сарказм, не удержался. Но про музей я без шуток. PR лишним не бывает.

1 Менеджер согласовывает с клиентов время, когда клиенту будет удобно пообщаться на тему, каким лично он видит свой будущий сайт? Рекомендует вечером после ужина, с бокальчиком хорошего коньяка. В этом случае конечная стоимость сайта может прилично вырасти. Ставит задачу и время прожекту

2 Прожект по скрипту общается по телефону с клиентом, телефон под запись. В скрипте у прожекта есть тригеры, которые могут привести к дополнительному диалогу, между клиентом и другими спецами, иногда это может быть дизайнер, иногда маркетолог или копирайтер. Ставит задачу менеджеру согласовать с клиентом все беседы со спецами, получить бренд бук, контент что есть у клиента

3 Если есть ветки на других спецов. Все спецы ведут разговоры под запись. Когда все записи собраны, материалы получены менеджер открывает скрам.

4 Прожект в зависимости от типа сайта, назначает скрам мастера. Скрам мастер изучает записи, собирает команду под проект. Участники скрама по мере подключения знакомятся с записями и контентом. На первом спринте команда накидывает идей.

Ну и погнали. После прототипа, снова все повторяется но уже тема общения прототип. Если со стороны заказчика больше чем один ЛПР, или есть ЛВР. Может подключаться несколько прожектов, каждый ведет «своего» ЛПР, ЛВР.

Хреново только менеджеру. Он как та девушка в анекдоте.

Но он же и больше всех и имеет с проекта. 30% с лямного сайта, считаю за эти деньги можно и повисеть нормально на трубе?

Источник

Как объяснить задачу дизайнеру: бриф, ТЗ, интервью

Если вы обращаетесь в компетентную дизайн-студию или к опытному дизайнеру-фрилансеру, то перед разработкой дизайна вас обязательно попросят описать цели и задачи будущего дизайна.Чтобы понять, что вообще нужно делать, дизайнеры должны понять, зачем они это будут делать. Постановка целей и задач — основополагающий этап в разработке дизайна. Без него нет смысла что-то начинать.

Как правило, целями дизайна служат цели вашего бизнеса: увеличение прибыли путём увеличения запоминаемости компании, выделение бизнеса среди конкурентов, удержание потенциальных клиентов на сайте, доведение их до покупки и т.д.

Также клиент, который обратился к дизайнерам как владелец бизнеса, имеет полное право поставить личные задачи дизайнерам: «Хочу, чтобы было круто!» или «Не используйте синий цвет, моя жена его не любит» и т.д. Обратите внимание, что обычно заказчик дизайна не компетентен в этой сфере, поэтому его пожелания и советы могут испортить конечный результат и повлиять на достижение целей.

Если клиент обратился к ответственным дизайнерам, то они постараются переубедить вас использовать ваши ошибочные пожелания, чтобы сделать максимально эффективный и эстетичный дизайн.

Чтобы задачи, которые ставит клиент перед дизайнерами, наверняка выполнялись, их нужно чётко сформулировать и задокументировать. В этом помогают такие документы, как техническое задание (ТЗ) или бриф.

Бриф — это небольшой документ, похожий на опрос для клиента. В нём в форме «вопрос-ответ» раскрываются основные ответы на вопросы, которые важно знать дизайнерам перед выполнением своей работы. Например, при выполнении логотипа надо знать:

ТЗ — это более подробный и большой документ, где описываются технические характеристики дизайна. Если делаем сайт, то описываются все необходимые функции сайта, количество страниц, их объём, цели, задачи сайта или отдельных страниц и другие технические требования. Если делаем заказ, например, в типографии, то в ТЗ прописываются размеры изделий, плотность бумаги, тип бумаги, количество изделий, количество цветов при печати, дополнительные функции печати и т.д.

Грубо говоря, бриф — короткий документ с описанием задачи, а ТЗ — подробный документ, описывающий также технические подробности. Бриф вы можете заполнить самостоятельно, если менеджер или дизайнер отправит вам ссылку на него, например, в Google Forms, а вот ТЗ рекомендуется составлять, общаясь с исполнителем дизайна, и по его шаблону документа ТЗ.

Интервью — это способ заполнить бриф или ТЗ через диалог между заказчиком и исполнителем, что более эффективно благодаря живому общению, где в любой момент можно что-нибудь переспросить или задать дополнительные вопросы.

В идеале, дизайнер уже имеет список нужных для понимания задачи вопросов. Также он сам предлагает оптимальный способ получения ответов на них. Если же дизайнер не задаёт вам никаких вопросов, проект вряд ли будет успешным.

Можно не готовиться к брифованию или интервью, если вы достаточно хорошо знаете свой проект. Если же вы не знаете, с какой целью заказываете дизайн, какие проблемы он должен решить, какие особенности есть у вашего бизнеса и чем он отличается от конкурентов, то советую сначала обдумать концепцию своего бизнеса или даже написать бизнес-план. Потом смело идите к дизайнеру.

Если всё-таки вы хорошо знаете свой бизнес, но некоторые его особенности требуют уточнения, то записать их перед беседой с дизайнером лишним не будет.

Для того, чтобы дизайнер понял, что от него требуется, а вы могли сопоставить его результаты со своими требованиями, вы должны хорошо разбираться в своём бизнесе и осознанно подходить к заказу дизайна.

По опыту скажу, что работа по хорошо заполненным брифу или ТЗ сокращается на часы или даже десятки часов. Благодаря этому я намного лучше понимаю задачи и требования клиента, что позволяет выполнить проект почти без правок и без долгих согласований.

Ключ к успешности проекта — взаимопонимание дизайнера и заказчика, а лучшее средство для этого — грамотная коммуникация.

Чтобы выразить её, перейдите и подпишитесь на мои соцсети, для меня это очень важно.

Мой блог о дизайне с рубриками, проектами и многим другим;
Статьи для недизайнеров и владельцев бизнеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *