Для чего нужен бухгалтер
Бухгалтер: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.
Кто такой бухгалтер?
Бухгалтер — это специалист, выполняющий бухгалтерские функции, такие как ведение финансовой документации, анализ счетов, аудит или анализ финансовой отчетности. Бухгалтеры могут найти работу в бухгалтерской фирме или компании с внутренним отделом бухгалтерского учета, а также организовать индивидуальную практику.
Что делают бухгалтеры и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
Что должен знать и уметь бухгалтер?
Требования к бухгалтерам:
Востребованность и зарплаты бухгалтеров
На сайте поиска работы в данный момент открыто 39 879 вакансий, с каждым месяцем спрос на бухгалтеров растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой бухгалтера по всей России:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
Как стать бухгалтером и где учиться?
Варианты обучения для бухгалтера с нуля:
Ниже сделали обзор 15+ лучших онлайн-курсов.
15+ лучших курсов для обучения бухгалтера: подробный обзор
1 место. Курс «Профессия Бухгалтер» — Skillbox
Вы научитесь вести бухучёт и работать в 1С, готовить налоговую отчётность и рассчитывать зарплату. Сможете начать карьеру бухгалтера или получить повышение. 60 000 рублей зарплата начинающего специалиста.
Кому подойдёт этот курс
Чему вы научитесь
Сможете самостоятельно вести все участки бухгалтерии и формировать первичную документацию.
Узнаете, как создавать двойные записи в бухучёте и вести учёт финансовых операций.
Научитесь работать с разными системами налогообложения. Сможете сдавать отчётность в фонды и налоговую.
Поймёте, как в 1С вести учёт основных бухгалтерских операций и создавать отчётность.
Узнаете, как рассчитывать зарплаты с учётом больничных, командировочных, отпускных.
Разберётесь, как использовать функции и обрабатывать большие объёмы данных, быстро создавать отчёты.
Помощь в трудоустройстве
Программа
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
Основные курсы
Дополнительные курсы
Дипломный проект
Диплом Skillbox
Подтвердит, что вы прошли курс, и станет дополнительным аргументом при устройстве на работу.
2 место. Курс «Бухучет и налоги» — Skillbox
Научитесь выполнять базовые операции по бухучёту, рассчитывать налоги, составлять бухгалтерскую отчётность и декларацию по УСН. Сможете получить повышение или начать карьеру бухгалтера.
Кому подойдёт этот курс
Улучшите знания работы с проводками, 1С и первичными документами. Сможете расширить зону ответственности и получить повышение.
Сможете находить ошибки в документах, которые прислал контрагент на подпись руководству. Повысите свой авторитет и ценность в компании.
Поймёте принцип ведения бухучёта. Узнаете, как вести первичную документацию и формировать отчётность.
Сможете сами вести бухгалтерский и налоговый учёт на своём предприятии. Поймёте, как и когда сдавать отчётность в налоговые органы.
Чему вы научитесь
Поймёте суть двойной записи. Сможете делать базовые финансовые операции.
Узнаете, что такое первичные документы, их обязательные реквизиты и сроки хранения.
Сможете вести расчёты с контрагентами, подотчётными лицами и отражать материалы, товары.
Узнаете, какие законы регулируют бухучёт и налогообложение. Сможете быстро отслеживать изменения в них.
Сможете определить сумму налогов к уплате при разных режимах налогообложения.
Сможете заполнить бухгалтерский баланс, отчёт о финрезультатах, декларацию по УСН
Программа
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
3 место. Курс «1С:Бухгалтерия 8, редакция 3.0» — Skillbox
Узнаете, как настроить программу под вид деятельности компании. Научитесь вести в 1С бухгалтерский и налоговый учёт, формировать и анализировать отчётность. Сможете претендовать на более высокую зарплату.
Кому подойдёт этот курс
Научитесь работать в 1С, отражать в ней операции по бухучёту и налогам, составлять отчётность. Сможете выделиться среди соискателей и больше зарабатывать.
Вспомните функционал 1С. Проверите свои знания на соответствие действующему законодательству по бухучёту и налогам. Сможете быстро вернуться к работе без потери в зарплате.
Научитесь формировать в программе отчётность для анализа. Сможете проверять правильность ведения учёта в компании.
Разберётесь в работе бухгалтера. Поймёте, какой функционал программы ему нужен в зависимости от вида деятельности. Сможете быстро находить общий язык с клиентами.
Чему вы научитесь
Узнаете, как настроить программу для ведения учета на предприятии любого вида деятельности. Сможете вести учёт, не тратя время и деньги на настройки программы.
Узнаете, как в программе создавать и проводить товарные накладные, акты приёма-передачи, приходные, расходные кассовые ордеры.
Узнаете, как составить бухгалтерскую и налоговую отчётность, заполнить формы для внебюджетных фондов. Сможете проверять ошибки в них.
Поймёте, как сформировать оборотно-сальдовую ведомость, обороты по счёту, анализ субконто и другие типовые отчёты.
Научитесь вести учёт ОС и НМА, движения денежных средств, товаров и торговых операций. Сможете начислять и выплачивать зарплату.
Сможете проверить, корректно ли отражены проводки, кассовые операции и НДС с помощью автоматического экспресс-анализа 1С.
Программа
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
Курс «Основы бухгалтерского учета» — ЕШКО
Профессия бухгалтер остается востребованной даже на пике развития электронных технологий и искусственного интеллекта. Грамотный бухгалтер – это человек, который обеспечивает безопасное и правильное финансовое функционирование любого предприятия или компании. Этот специалист не просто знает, как свести дебет с кредитом и рассчитать зарплату сотрудников, его деятельность подразумевает хорошее знание документооборота, налогового законодательства и отчетности. По этой причине профессия бухгалтера пользуется спросом и хорошо оплачивается.
Но что делать, если Вы хотите попробовать свои силы в этой области, а поступление в вуз невозможно по причине отсутствия времени и финансовых возможностей? В этом случае на выручку приходят курсы бухгалтеров для начинающих «Основы бухгалтерского учета» ЕШКО. И если Вы думаете, что обучение на бухгалтера невозможно без серьезной подготовки, углубленного изучения математики и экономики, предлагаемый курс быстро убедит Вас в обратном. Вы сможете приобрести необходимые для ведения бухгалтерии навыки, просто обучаясь на дому и не меняя привычный темп жизни. Курсы бухгалтерского учета – это отличный старт для тех, кто хочет получить дополнительные знания, не отрываясь от работы, семьи или учебы.
Курс «Бухгалтерский учет. Профпереподготовка, код А. 256 ак. часов» — Контур.Школа
Узнаете, как вести учет в коммерческой организации, даже если никогда не занимались бухгалтерией, подтвердите квалификацию и получите документ установленного образца.
Курс будет полезен
Программа
30 уроков, 256 академических часов
Курс «Бухучет и налогообложение» — Столичный центр ДПО «РУНО»
По окончании курса вы будете уметь:
Как вы будете обучаться с первого занятия:
«Дистанционные курсы бухгалтеров» — Гуманитарная академия переподготовки специалистов
Эта программа для вас, если вы:
Результаты и перспективы:
Курс «Бухгалтерия для начинающих» — Константин Рейман
Содержание 7 ключевых уроков бесплатного курса
Курс «Профессиональный бухгалтер» — Moscow Business School
Курс «1C, Бухгалтерский учет, налогообложение, МСФО» — «Специалист» при МГТУ им.Н.Э.Баумана
Вы научитесь
Курс «Бухгалтерские курсы» — ГЦДПО
Курс «Обучение для бухгалтеров» — БухОнлайн
Курс «Бухучет» — Учебный центр МГУТУ
Бухгалтерский учет представляет собой систему по сбору, регистрации и предоставлению экономической информации о предприятии любой формы собственности через отображение всех хозяйственных операций в соответствующей документации.
Цель ведения бухучета – вынесение обоснованного управленческого решения руководителем или менеджерами предприятия.
Данные бухгалтерского учета предоставляют сведения о таких важных показателях, как платежеспособность предприятия и динамика его развития. Такие сведения помогают прогнозировать будущие прибыли. Главная особенность бухгалтерского учета – четкое предоставление финансовых сведений в документах определенного типа.
При ведении бухгалтерского учета применяются специфические приемы и методы, которые представляют в виде: документирования; оценки; счета; двойной записи; инвентаризации; сведения баланса; отчетности.
Курс «Бухгалтерский учет» — НИИДПО
Курс «Удаленный бухгалтер для ИП» — Ольга Краснова
Зарабатывайте от 50 000 рублей в месяц, ведя на удаленке бухгалтерию для индивидуальных предпринимателей.
Программа:
Блок 0. Ликбез для новичков в бухгалтерии
Блок 1. Регистрация ИП и начало деятельности
После изучения уроков блока научитесь регистрировать ИП и зарабатывать на этой услуге. Можете начинать прямо на курсе, ведь все два месяца у вас плотная поддержка в чате!
А еще поймете как начать свою работу: удаленно взаимодействовать с клиентом, какие программы нужны, а чем можно пользоваться бесплатно.
Блок 2. Налоги предпринимателя. Часть 1 «Упрощенка»
Научитесь вести или консультировать клиентов на УСН, сдавать декларацию. Пока без работников, но у нас все впереди;)
Блок 3. Налоги предпринимателя. Часть 2 «Патент, ЕСХН, торговый сбор, налог на профессиональный доход»
Научитесь вести клиентов на патенте. Сможете консультировать тех, кто думает о самозанятости. Темы про ЕСХН и торговый сбор – по желанию, если в вашем регионе это актуально.
Блок 4. Кассовое и банковское обслуживание. Расчеты с поставщиками и покупателями
После уроков этого блока сможете помогать ИП, которые попали на блокировку счета. А еще заботиться о том, чтобы у ваших клиентов проблем с онлайн-кассами и блокировками не было вовсе.
Блок 5. Сотрудники
А вот мы и подобрались к сотрудникам. Как устроить в штат, платить зарплату, отпускные и пособия и конечно же отчитываться по зарплатным налогам и взносам – все это вы научитесь делать после изучения уроков этого блока. А еще тут статотчетность – тоже надо уметь!
Блок 6. Страховые взносы. Проверки. Ликвидация ИП
После уроков этого блока вы разберетесь со страховыми взносами: как за самого ИП, так и за его работников. Научитесь сдавать отчеты в ПФР. Сможете оказывать услугу по ликвидации ИП. А на финалочку – узнаете авторский способ планирования дел для удаленного бухгалтера – чтобы ничего не забывать.
Блок 7. Взаимоотношения с клиентами. Тариф “Плюс” и “ВИП”
Пришло время монетизировать полученные знания! Вы разработаете цены на свои услуги, определитесь какую стратегию поиска клиентов будете использовать. А самое главное – прямо здесь и сейчас начнете действовать. Под моим чутким контролем!
Блок 8. Ответственность бухгалтера. Тариф “Плюс” и “ВИП”
Вы заложите основы своей безопасной работы – без ошибок и с проверенным на практике договором с клиентами, в котором учтены все подводные камни. Получите заряд уверенности на занятии с психологом (можно начать прямо с него;)).
Зачем компании нужен бухгалтер и бухгалтерский учет?
Первое, что приходит на ум большинству бизнесменов в ответ на этот вопрос, – это то, что необходимость ведения бухгалтерского учета прописана в законе.
Действительно, закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязывает все организации вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговою инспекцию и органы статистики, а Налоговый, Уголовный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях предусматривают серьезные санкции за нарушения в этой сфере.
А еще без бухгалтерской отчетности нельзя:
Многие относятся к бухучету и составлению бухгалтерской отчетности как к досадной необходимости и нанимают бухгалтера только лишь для того, чтобы соблюсти формальности и избежать претензий контролеров. Учетную политику разрабатывают только потому, что так надо, а в работе не используют. Бухгалтерский, налоговый и управленческий учет ведут разрозненно, и в итоге тратят на это больше времени и денег. Налоги считают по факту, не пытаясь спланировать и снизить нагрузку. Документооборот спонтанный и неупорядоченный.
В итоге бухгалтерская служба неповоротлива, любые изменения приводят в ужас, а затраты на бухгалтерию несоизмеримо больше пользы, которую она приносит. Такой подход лишает бизнес возможностей, которые можно получить, если организовать по-настоящему эффективную бухгалтерию. 1C-WiseAdvice предлагает посмотреть на необходимость организации бухгалтерского учета с точки зрения пользы для самой организации.
Мы считаем, что бухучет нужен прежде всего для того, чтобы видеть реальное положение дел в компании, получать достоверную информацию в любом разрезе, поддерживать порядок в делах, принимать взвешенные решения, экономить деньги и время. Правила дорожного движения придумали не для того, чтобы собирать штрафы, а чтобы обезопасить участников движения. То же самое с бухгалтерским учетом – он нужен прежде всего бизнесу.
Эффективной мы называем бухгалтерию, когда:
В своей компании мы создали именно такую бухгалтерию.
Чтобы выстроить этот идеально работающий механизм и у вас, мы проанализируем ваши бизнес-процессы и налоговую нагрузку, узнаем, как поставлен учет и какие есть проблемы. Затем подготовим проект и план внедрения. Если нужно, закупим и установим программное обеспечение и обучим сотрудников.
На этапе внедрения вы можете столкнуться с сопротивлением персонала или недостатком квалификации, что может свести на нет все усилия. Люди склонны саботировать изменения и предпочитают работать по старинке, даже если это вредит компании.
В такой ситуации мы готовы предоставить свои ресурсы на время обучения или замены кадров, а впоследствии контролировать работу бухгалтерии по новым правилам. Также можем полностью или частично взять бухгалтерию на аутсорсинг, и тогда вам не придется думать о подборе, обучении и адаптации персонала, потому что работать и нести ответственность будем мы.
Посмотрите на необходимость бухгалтерского учета как на инструмент, который поможет фирме зарабатывать, расти и развиваться.
Бухгалтер
Зачем нужен бухгалтер в малом бизнесе
Открывая собственное дело, бизнесмены стремятся максимально сэкономить на затратах. Иногда в категорию «лишних» попадают и расходы на зарплату бухгалтера.
Зачастую собственник компании думает, что бухгалтер всего лишь «жмет на кнопки», а затем программа все «считает сама». Да и у нового бизнеса часто бывает не очень много операций. Но задачи бухгалтера не ограничиваются только оформлением документов и отправкой отчетности.
Разберемся, зачем в малом бизнесе нужен бухгалтер и можно ли без него обойтись.
Кто должен вести бухгалтерский учет
В соответствии с законом № 402-ФЗ все юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в налоговые органы. Индивидуальные предприниматели от бухгалтерского учета освобождены. Однако на деле им в большинстве случаев тоже приходится вести бухгалтерию . Если ИП работает на общей системе, то только грамотный бухгалтерский учет поможет не ошибиться при определении налоговой базы. Да и при использовании спецрежимов контроль за доходами и расходами все равно необходим.
Если предприниматель захочет взять кредит в банке, то предоставление бухгалтерской отчетности — это обязательный пункт при сотрудничестве с финансовым учреждением. Также без нее не обойтись в случае заключения крупного контракта или привлечения дополнительных средств в бизнес. Поэтому по мере развития вопрос ведения бухгалтерского учета встает практически перед всеми предпринимателями.
Может ли директор стать бухгалтером
Закон дает право директору малого предприятия или предпринимателю вести учет самостоятельно. Но стоит ли так делать?
Начиная изучать бухгалтерию, руководитель должен помнить – это требует большой концентрации и усидчивости. Учет основан на множестве рутинных операций. Для управления бизнесом часто нужны сложные и нестандартные решения, обдумывание которых требует времени. А директор вместо этого будет занят работой с первичными документами или отправкой платежек.
Руководителю потребуется немало времени и сил, чтобы разобраться в основах бухгалтерского учета. Безусловно, сделать это возможно. Но законодательство в финансовой сфере очень изменчиво. Требуется практически ежедневно вникать в нововведения, уточнения и разъяснения. И если директор, помимо управления бизнесом, берет на себя еще функции бухгалтера и ведение бухгалтерского учета, то что-то из этого будет страдать. Скорее всего — пострадает и учет, и бизнес в целом.
Поэтому намного проще делегировать бухгалтерский учет бухгалтеру, который будет посвящать ему все свое время. Директор же сможет заняться своими непосредственными обязанностями.
Может ли учетный сервис заменить бухгалтера
При заключении договора на обслуживание расчетного счета многие банки предлагают свои сервисы по ведению бухгалтерии. Главный аргумент – эти программные продукты помогут сэкономить и заменить бухгалтера. Как утверждают банкиры, используя сервис, встроенный в клиент-банк, руководитель компании может сам без проблем вести учет, считать налоги и сдавать отчетность.
Действительно, подобных инструментов разработано множество. Банковские учетные сервисы позволяют сформировать первичные документы и заполнить отчеты. Но вряд ли такие программы смогут на деле полностью заменить бухгалтера.
— эквайринг, когда деньги приходят позднее и, как правило, за вычетом комиссии банка;
— валютная выручка, когда доход при УСН нужно учесть по курсу ЦБ на дату прихода денег на транзитный счет (письмо Минфина России от 27.01.2012 N 03-11-06/2/10).
Получается, что без проблем пользоваться банковскими учетными программами могут только ИП без работников, которые применяют УСН «Доходы», ЕНВД или патент. Впрочем, в последнем случае отчетность вообще не требуется, а бухучет каждый предприниматель может вести в любой удобной для себя форме, которая позволит ему управлять бизнесом.
При появлении же работников (это относится ко всем юридическим лицам) или при проведении любых нестандартных операций лучше воспользоваться для ведения бухучета услугами бухгалтера.
Оптимизация налогов
Компьютерная программа не может проанализировать налоговую нагрузку предприятия и предложить пути по ее снижению. А ведь для этого существует масса законных способов: использование спецрежимов, различные льготы и т.п.
Только грамотный бухгалтер или группа специалистов аутсорсинговой фирмы смогут провести всесторонний анализ фискальной нагрузки компании и сократить затраты. Для этого нужно обладать в полной мере знаниями в области бухгалтерского, налогового и «смежных» видов законодательства, например — трудового права.
К сожалению, руководители организаций часто не обладают достаточным объемом знаний для грамотной налоговой оптимизации. Поэтому либо платят больше, когда можно было легально сэкономить, или же прибегают к незаконным способам, что впоследствии негативно отражается на всем бизнесе.
Задача бухгалтера или аутсорсинговой компании состоит не только в том, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку. Бухгалтер должен рассчитать налоговую базу таким образом, чтобы в дальнейшем у проверяющих не возникло никаких претензий.
Взаимодействие с контролирующими органами
Работающий бизнес, к которому никогда не возникает вопросов со стороны налоговой инспекции или страховых фондов – это что-то из области фантастики. Взаимодействовать с контролерами придется в любом случае. И здесь очень пригодится грамотный бухгалтер, который сможет говорить с проверяющими «на одном языке».
Бухгалтер и аутсорсинговые фирмы, кроме того, имеют налаженные каналы связи со всеми контролирующими органами. Поэтому большинство вопросов решают самостоятельно, без привлечения руководства компании.
Автоматизированные сервисы такие вопросы решать не могут вообще. Напротив — как раз из-за их формального подхода к учету или стандартных настроек, которые не учитывают особенности компании, у налоговиков часто и возникают вопросы.
Ответственность
Никакой ответственности перед бизнесменом разработчики учетной программы не несут. Поэтому остается только надеяться, что все необходимые изменения порядка учета вносятся в алгоритмы сервиса вовремя.
Если же организация заключает договор с аутсорсинговой фирмой, то, в большинстве случаев, она застрахована от ошибок в буквальном смысле. Недочеты могут быть допущены и «внешними» консультантами, но они, в соответствии с договором, берут на себя все последствия, в том числе — компенсацию штрафов и пени. Нередко аутсорсинговые фирмы для дополнительной защиты от финансовых рисков привлекают страховые компании.
Управленческий учет
С ведением управленческого учета никакие автоматизированные сервисы точно не справятся. Ведь его нужно настраивать и вести с учетом особенностей конкретного бизнеса. А если директор возьмет на себя еще и эту обязанность, то времени на то, чтобы заниматься управлением, у него совсем не останется.
Аутсорсинг или штатный бухгалтер
Бухгалтер должен обладать обширными знаниями не только в области учета. На деле же многие из них оказываются узкими специалистами, которые не имеют представления о налогах, кадровом учете или бюджетировании. Однако все эти сферы тесно связано с деятельностью бухгалтера. Аутсорсинговые фирмы имеют в своем штате специалистов различного профиля, которые работают совместно и могут решить любые возникающие вопросы.
Вывод
Бухгалтер — это не просто человек, который нажимает на «волшебные кнопки», а специалист, контролирующий все финансовые потоки компании. Бухгалтер — посредник между бизнесом и государством в лице контролирующих органов.
Никакой автоматизированный сервис не может в полном объеме заменить профессионального бухгалтера или работу консалтинговой фирмы.
Поэтому нужно очень тщательно подходить к выбору бухгалтера или организации, на которых возлагается ответственность за финансы компании. При правильном выборе директор сможет спокойно заниматься развитием бизнеса, не отвлекаясь на рутинные учетные процессы.