Для чего нужен бюджет государства
Справочно о бюджете
Однако существуют и иные определения бюджета. Бюджет может рассматриваться как экономическая категория, как финансовый документ и как фонд денежных средств. Слово «бюджет» непосредственно происходит от старонорманского «bougette» — так называли кожаную сумку или кошелек, специальный мешочек для денег.
Каждый из нас с детства знает: если тратить деньги, не считая, то они очень скоро закончатся, и наступит период жесточайшей экономии. Это правило распространяется на объекты любого масштаба, от карманных денег, выданных школьнику, до казны огромного государства. Таким образом, бюджет – это баланс между общей суммой доходов и необходимыми расходами, планируемый на какой-то промежуток времени.
Бюджет как финансовый документ представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном и качественном выражении представляется процесс получения и распределения субъектом денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.
На портале, как правило, значение слова «бюджет» будет рассматриваться применительно к двум вышеуказанным категориям.
Из чего складывается бюджет?
Любой бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.
Средства, которыми мы можем располагать в планируемом периоде, составляют доходы бюджета. Для семьи это зарплаты и пенсии, проценты по депозитам и т.д. Для государства доходы состоят из налогов, неналоговых платежей, таможенных и прочих сборов и отчислений, уплачиваемых гражданами и организациями.
Предполагаемые траты – расходная часть, которая также может состоять из двух частей: обязательных и необязательных расходов. Для семьи обязательными тратами являются коммунальные платежи, оплата детсада, школы или вуза, выплаты по кредитам (если они есть) – то есть те платежи, избежать которых невозможно. Все остальные траты относятся к необязательным – это расходы, на которых можно сэкономить при необходимости. В повседневной жизни все мы стараемся соразмерять расходы с доходами, не допуская значительной растраты средств. Ведь поводов для трат всегда находится гораздо больше, чем мы можем себе позволить.
Основополагающим принципом формирования и исполнения бюджета для органов власти всех уровней является равновесие бюджетных расходов источниками их финансирования (сбалансированность бюджета).
Если расходная часть бюджета превышает доходную, то речь идет о дефиците бюджета.
Превышение доходов над расходами образует профицит бюджета.
Для чего нужен бюджет?
Составление государственного (муниципального) бюджета – важнейший аспект управления. От того, насколько оптимально спрогнозированы доходы и распределены расходы, зависит благосостояние подавляющего большинства граждан. Государство может инвестировать средства в развитие промышленности или инфраструктуры страны. Бюджет может быть «социальным», т.е. направленным на улучшение социальных норм, или «накопительным» — отдающим преимущество созданию государственного запаса средств. Все зависит от приоритетов социально-экономического развития, определенных органами власти, тех целей, которые, которые они реализуют, пребывая у власти.
Ежегодно, перед тем как приступить к планированию бюджета на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, органами власти формируются и утверждаются основные направления бюджетной политики, с учетом которых впоследствии формируются бюджеты. Основными источниками для формирования бюджетной политики являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Стратегия социально-экономического развития соответствующего региона, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике.
Что такое Бюджет
Это загадочное и непонятное слово «бюджет» при более близком знакомстве не такое уж и страшное.
Давайте обратимся к определению — это установленное количество доходов и расходов какого-либо субъекта за определенный промежуток времени.
В качестве субъекта может выступать человек, семья, фирма, государство и так далее.
Промежуток времени может быть любой, но чаще всего это месяц, квартал, год.
А если мы еще обратимся и к источнику возникновения данного термина — старонормандское слово bougette, которое означает «кошелек» или «мешок с деньгами», то станет еще понятнее.
Например, личный бюджет Иванова Сергея на март месяц — это сколько денег Сергей планирует в течение месяца положить в свой кошелек и сколько из этих денег Сергей планирует за месяц потратить.
Бюджет представляется в виде документа на котором зафиксированы обозначенные выше цифры. Это главный финансовый документ человека, семьи, предприятия или государства.
Для чего нужен бюджет
Бюджет — это инструмент. Значит этот инструмент мы должны применять только в тех ситуациях, где он реально необходим. Ну не будем же мы ставить уколы отверткой или шприцем пытаться завернуть винт.
Бюджет необходим тогда, когда речь идет о планировании финансов, которое в свою очередь необходимо для достижения определенных финансовых целей поставленных перед организацией, семьей или персонально человеком.
То есть, если у вас нет ни каких финансовых целей, то обращаться к данному инструменту вам абсолютно нет необходимости. И достаточно больше количество людей живет совершенно не заботясь о наличии у себя бюджета.
Иногда говорят, что вести бюджет надо тогда, когда много денег (мол, типа, когда есть что считать). Это в корне не верно. Это не зависит от количества денег. Применение данного инструмента оправдано только тогда, когда у вас есть цель, не зависимо от имеющегося у вас количества денег.
Из чего состоит бюджет
Бюджет состоит из двух частей доходной и расходной.
В доходную часть бюджета попадают все приходящие средства, а в расходную часть, соответственно, все уходящие из нашего кошелька деньги.
Степень детализации статей может быть разным и позволяет нам формировать укрупненные бюджеты или детализированные бюджеты.
Например, мы при необходимости статью «расходы на продукты» можем разбить на статьи «расходы на хлеб», «расходы на мясо», «расходы на молоко». А можем разбить по другому «расходы на оптовом рынке», «расходы в магазине у дома». Все зависит от того как нам это будет необходимо.
Какие бывают бюджеты
Во-первых они могут составляться на разные периоды времени, на месяц, на квартал, на год и более. То есть краткосрочными или долгосрочными.
Во-вторых они могут быть генеральными и частными.
Генеральный бюджет — это полный общий документ с очень укрупненными статьями.
Частный бюджет — это какая-то частичка извлеченная из генерального с возможно более детализированными статьями, например, бюджет на развлечения. Такой бюджет еще называют постатейным, т. е. в нем расписаны доходы/расходы только по определенным статьям.
По охвату субъектов бюджеты могут быть личными (персональными), семейными, территориальными (городской, областной), государственными.
Личный бюджет
Личный бюджет — это персональный финансовый документ, бюджет одного человека. То есть это те доходы и расходы, которыми он будет распоряжаться по своему усмотрению.
Семейный бюджет
Семейный бюджет — это семейные доходы и расходы, которые считаются общими для всех членов семьи.
Однако тут есть нюансы разграничения семейного и личного бюджета отдельного члена семьи. Эти нюансы зависят, как мы уже писали, от внутренних договоренностей членов семи. Подробнее читайте в статье о семейном бюджете.
Бюджет предприятия, города и государства
Бюджет предприятия — это доходы, которое получает предприятие от своей деятельности и его расходы которые оно несет для осуществления деятельности.
Это уже более сложный документ, хотя и строится по тем же самым принципам, что и другие.
Рассматривать эти типы бюджетов у нас задачи нет.
Откуда берется бюджет и что с ним делать
И наконец, самый интересный вопрос — откуда берется бюджет и что с ним дальше делать?
Рождение и жизнь бюджета — это непростые процессы, которые можно долго и подробно описывать. Мы их рассмотрим в отдельных материалах.
Основные этапы жизни бюджета
Ведение семейного бюджета должно осуществляться с соблюдением определенных правил ведения бюджета и начинается с его составления (здесь и далее мы будем говорить именно о семейном бюджете, но все что про него будет сказано будет справедливым и по отношению к личному).
Составление семейного бюджета может осуществляться разными способами, но все они должны привести к единому результату принятию главного финансового документа для семьи — бюджету семьи.
После принятия документа осуществляется работа по исполнению семейного бюджета. Эта крутая фраза означает, что нужно просто вести учет семейного бюджета, то есть осуществлять контроль расходов и поступлений.
И пусть вас не пугает фраза «принятие документа», ключевым в этой фразе является «принятие», то есть все члены семьи согласились с предложенным распределением семейного бюджета и это совсем не подразумевает, что они где-то должны поставить свою подпись.
После завершения периода на который был составлен бюджет, например, очередного месяца, работу с данным документом нужно завершить проведя анализ семейного бюджета и внеся поправки в планирование семейного бюджета на следующий период.
Работа с бюджетом идет непрерывно. Например, в течение февраля мы работаем с бюджетом февраля, закончился февраль, мы сделали анализ его исполнения, возможно внесли поправки в бюджет марта и далее работаем с мартовским документом. Закончился год, мы выполняем те же действия только для годового бюджета.
И до каких пор, спросите вы? До тех пор, пока вам работа с бюджетом необходима, то есть до тех пор, пока у вас есть финансовые цели, которых вы хотите достичь, до тех пор пока вы к чему-то в своей жизни стремитесь.
Успехов вам и достижений.
С уважением к вам и вашим финансам, Андрей.
Все, что следует знать о бюджете страны
Что такое бюджет?
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.
Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:
Структура бюджета
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
К расходной части относятся:
ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.
Профицит и дефицит бюджета
При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.
Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.
При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.
Причинами дефицита могут послужить:
Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.
Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.
Система доходов госбюджета
Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.
Виды государственных доходов
Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.
Разделение налогов по уровню бюджетов
Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:
Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:
На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.
Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:
Прямые и косвенные налоги
По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.
Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.
К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).
Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.
Система расходов Госбюджета
С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.
Расходы и структура их распределения
Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.
Из федерального бюджета финансируются расходы на:
К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:
Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.
Виды бюджетов
Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.
Бюджет государства
Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.
СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.
В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.
Функции госбюджета
К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.
Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.
Источники доходов бюджета
Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:
Расходы госбюджета
К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:
Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:
Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.
ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.
Источники финансирования бюджетного дефицита
В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.
К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.
Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.
Требования к бюджету
К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:
Уровни бюджетной системы
Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:
Доходы и расходы бюджетов всех уровней
Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.
Формирование доходов бюджетов
Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.
Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.
ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.
Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:
Осуществление бюджетных расходов
Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.
Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.
Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:
Распределение средств бюджетов разных уровней
Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.
При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.
Расходование городского бюджета
Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).
Распоряжение городским бюджетом
Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.
Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.
Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.
Государственный бюджет
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие государственного бюджета
Государственный бюджет — это главный финансовый документ доходов и расходов государства, который утверждается парламентом на следующий год. В нем принято указывать все источники доходной и расходной части бюджета.
Другими словами, государственный бюджет — это текущий счет, на который поступают доходы и с которого оплачиваются расходы.
Функции государственного бюджета:
Цель государственного бюджета — финансировать проекты государственного значения, обеспечивать национальную безопасность.
Структура государственного бюджета состоит из таких уровней:
Государственный бюджет и учет федеральных внебюджетных фондов.
Фонды субъектов Российской Федерации и учет территориальных внебюджетных государственных ресурсов.
Бюджеты местного самоуправления (муниципальные).
Госбюджет по странам мира
Государство
Национальная валюта (тикер)
Доходы ($ млрд)
Расходы ($ млрд)
Дефицит или профицит (%, 2017 год)
Австрия
Евро (EUR)
197,8
201,9
Бельгия
Евро (EUR)
249,7
Беларусь
Белорусский рубль (BYN)
22,54
Болгария
Болгарский лев (BGN)
19,53
20,31
Великобритания
фунт стерлингов (GBP)
Банк Англии
1077
1120
Венгрия
Венгерский форинт (HUF)
НБ Венгрии
63,63
66,96
Германия
Евро (EUR)
1598
1573
Греция
Евро (EUR)
95,36
98,08
Дания
Датская крона (DKK)
НБ Дании
173,5
175,5
Эстония
Евро (EUR)
Ирландия
Евро (EUR)
85,41
87,22
Испания
Евро (EUR)
492,4
535,9
Италия
Евро (EUR)
884,5
927,8
Исландия
Исландская крона (ISK)
ЦБ Исландии
Кипр
Евро (EUR)
Латвия
Евро (EUR)
10,13
10,43
Литва
Евро (EUR)
21,18
21,63
Люксембург
Евро (EUR)
27,38
Мальта
Евро (EUR)
Молдова
Молдавский лей (MDL)
НБ Молдовы
Нидерланды
Евро (EUR)
344,8
340,2
Норвегия
Норвежская крона (NOK)
Норвежский банк
214,3
Португалия
Евро (EUR)
92,99
96,83
Польша
Злотый (PLN)
НБ Польши
102,2
-12,55
Румыния
Румынский лей (RON)
НБ Румынии
65,54
-12,03
Россия
Российский рубль (RUB)
Банк России
253,9
287,5
-13,23
Словакия
Евро (EUR)
37,09
38,52
Словения
Евро (EUR)
20,97
Украина
Гривна (UAH)
38,91
Финляндия
Евро (EUR)
136,8
140,7
Франция
Евро (EUR)
1334
1412
Черногория
Евро (EUR)
-20,37
Чехия
Чешская крона (CZK)
НБ Чехии
83,62
83,93
Хорватия
Хорватская куна (HRK)
Хорватский НБ
25,79
26,92
Швеция
Шведская крона (SEK)
Банк Швеции
274,8
269,9
Швейцария
Швейцарский франк (CHF)
НБ Швейцарии
223,5
222,1
Океания
Австралия
Австралийский доллар (AUD)
РБ Австралии
484,9
Новая Зеландия
Новозеландский доллар (NZD)
РБ НЗ
Азия
Азербайджан
Азербайджанский манат (AZN)
ЦБ АР
Армения
Армянский драм (AMD)
ЦБ Армении
-15,01
Вьетнам
Вьетнамский донг (VND)
ГБ Вьетнама
54,59
69,37
-27,07
Гонконг
Гонконгский доллар (HKD)
КДУГ
66,19
62,86
Грузия
Лари (GEL)
НБ Грузии
-13,84
Израиль
Шекель (ILS)
Банк Израиля
92,82
102,1
Индия
Индийская рупия (INR)
РБ Индии
544,4
725,0
-33,17
Индонезия
Индонезийская рупия (IDR)
Банк Индонезии
130,6
154,8
-18,52
Ирак
Иракский динар (IQD)
ЦБ Ирака
63,97
76,35
-19,35
Иран
Иранский риал (IRR)
ЦБ Ирана
77,22
86,26
-11,70
Казахстан
Тенге (KZT)
НБ РК
34,13
37,89
-11,01
Киргизия
Сом (KGS)
НБ КР
-12,19
Китай
Китайский юань (CNY)
НБ КНР
3312
3787
-14,34
Кувейт
Кувейтский динар (KWD)
ЦБ Кувейта
52,87
61,39
-16,11
Малайзия
Малайзийский ринггит (MYR)
51,23
60,26
-17,62
Дирхам ОАЭ (AED)
ЦБ ОАЭ
83,44
112,4
-34,70
Пакистан
Пакистанская рупия (PKR)
ГБ Пакистана
45,64
59,28
-29,88
Республика Корея
Южнокорейская вона (KRW)
Банк Кореи
351,6
Саудовская Аравия
Саудовский риял (SAR)
АДО СА
294,9
-13,42
Сингапур
Сингапурский доллар (SGD)
ДКУС
56,49
Таджикистан
Сомони (TJS)
НБ Таджикистана
Таиланд
Тайский бат (THB)
Банк Таиланда
82,00
107,00
-30,48
Туркмения
Новый туркменский манат (TMT)
ЦБ Туркмении
Турция
Турецкая лира (TRY)
ЦБ ТР
173,9
190,4
Узбекистан
Узбекский сум (UZS)
ЦБ РУ
20,11
19,92
Филиппины
Филиппинское песо (PHP)
ЦБ Филиппин
44,74
53,55
-19,69
Шри-Ланка
Шри-ланкийская рупия (LKR)
ЦБ ШЛ
12,64
16,66
-31,80
Япония
Японская йена (JPY)
Банк Японии
1678
1888
-12,51
Северная Америка
Доминиканская Республика
Доминиканское песо (DOP)
ЦБ ДР
11,18
12,77
-14,22
Канада
Канадский доллар (CAD)
Банк Канады
623,7
657,4
Куба
Кубинское песо (CUP)
ЦБ Кубы
52,36
60,57
-15,67
Мексика
Мексиканское песо (MXN)
Банк Мексики
292,8
314,9
Панама
Бальбоа (PAB)
НБ Панамы
13,56
Доллар США (USD)
6028
6807
-12,92
Южная Америка
Аргентина
Аргентинское песо (ARS)
ЦБ АР
123,3
161,1
-30,65
Бразилия
Бразильский реал (BRL)
ЦБ Бразилии
618,8
779,5
-25,96
Чили
Чилийское песо (CLP)
ЦБ Чили
56,73
64,89
-14,38
Африка
Алжир
Алжирский динар (DZD)
Банк Алжира
52,08
70,74
-35,82
Египет
Египетский фунт (EGP)
ЦБ Египта
35,54
55,09
-55,00
Марокко
Марокканский дирхам (MAD)
Банк Марокко
26,63
30,71
-15,32
Нигерия
Найра (NGN)
ЦБ Нигерии
13,97
22,15
-58,55
Тунис
Тунисский динар (TND)
ЦБ Туниса
11,61
-23,64
Рэнд (ZAR)
ЮАРБ
92,38
103,3
-11,82
Посмотрим статистику и узнаем, у каких стран самый большой бюджет.
Приглашаем учеников 8 и 9 классов на курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию в онлайн-школу Skysmart!
Топ-10 стран с самым большим бюджетом
Россия находится в этом списке на 15 месте.
Части государственного бюджета
Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходная часть бюджета — все поступления в государственную казну: налоги, таможенные сборы, дивиденды госкомпаний, займы от размещения облигаций и др.
Расходная часть бюджета — все расходы, которые финансируются из государственной казны: зарплаты бюджетникам, социальные выплаты, строительство дорог, расходы на медицину, спорт, армию, полицию и др.
Узнаем больше, из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета.
Доходы государственного бюджета
Доход семейного бюджета состоит из зарплаты, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и других факторов.
В целом госбюджет похож на семейный, только его масштабы намного значительней. Для удобства его планируют на год и вносят по мере необходимости корректировки.
Структура доходной части государственного бюджета:
Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и др.
Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы, доходы от предпринимательской деятельности.
Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.
Эмиссия фиатных денег.
Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.
Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.
Прибыль от деятельности государственных компаний.
Расходы государственного бюджета
Классификация расходов по целям:
Из чего состоят расходы государственного бюджета:
Зарплата работников бюджетной сферы (полицейские, военнослужащие, медики государственных больниц).
Социальные выплаты и монетизация льгот (пособия по безработице, помощь многодетным семьям, ветеранам).
Закупки государством товаров и услуг.
Транзакции из государственного в частный сектор.
Обслуживание госдолга (погашение кредитов, бондов, выплата процентов по ним).
Обеспечение безопасности государства (финансирование армии, правоохранительных органов).
Представительские расходы (расходы на содержание посольств и других представительств за рубежом).
Строительство дорог и других объектов инфраструктуры государственного значения.
Пополнение золотовалютных резервов.
Расходы на медицину, спорт, государственные СМИ.
Дефицит и профицит госбюджета
Дефицитный бюджет — расходы бюджета выше доходов. Дефицит — разность издержек и доходов бюджета.
Профицитный бюджет – доходы бюджета выше затрат. Профицит — разность доходов и издержек бюджета.
Большинство стран тратит больше, чем зарабатывает. Сам по себе дефицит бюджета не так страшен для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны зачастую имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30%). Например, США в минусе почти на 0,9 миллиардов долларов, Китай — на 475 миллиардов долларов.
Внутренние долги — кредиты внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (облигации займа).
Внешние долги — у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.
Что делать государству при дефиците госбюджета:
Что делать государству, если возник профицит:
Топ-10 стран с дефицитом бюджета
Удивительно, но даже такие экономические гиганты, как США и Китай, не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо траты своих золотовалютных резервов они выбирают наращивать внешний долг.
При оценке дефицита и профицита бюджета экономисты чаще всего сравнивают параметры с ВВП, чтобы отразить, какую нагрузку он несет для экономики.
Топ-10 стран с бюджетным дефицитом (в процентах к ВВП за 2017 год):
Топ-10 стран с профицитом бюджета
Топ-10 стран с бюджетным профицитом (в процентах к ВВП за 2017 год):
5-6. Швеция и Исландия +0,9.
7-8. Германия и Новая Зеландия +0,7.
9-10. Южная Корея и Нидерланды +0,6.
Близко к первой десятке расположилась Беларусь (11-е место) с профицитом госбюджета +0,5%.
Госбюджет РФ
В таблице отразили государственный бюджет Российской Федерации.
Фактические доходы в трлн руб.
Фактические расходы в трлн руб.
Дефицит или профицит
За разработку госбюджета РФ отвечает правительство РФ, а Госдума утверждает смету за три шага:
Первое чтение — утверждение основных параметров бюджета.
Второе чтение — утверждение бюджета по разделам.
Третье чтение — утверждение бюджета по подразделам.
Рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета РФ на примере 2018 года:
24% — доходы нефтегазового сектора;
20% — страховые взносы;
11% — налог на прибыль;
10% — налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
2% — ввозные пошлины.
35% — социальная сфера;
15% — оборона и безопасность;
Зачем нужно знание бюджета
Данные государственного бюджета — это то, на что тратит деньги государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер.
Знание бюджета необходимо:
При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов, фондовых индексов, обыкновенных акций, депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже;
Если обобщить, показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и других перспектив той или иной страны.