Для чего нужен черновик

Зачем нужен черновик

Спрашиваю детей, знают ли они, зачем нужен черновик. Ответы на удивление похожи: «Черновик нужен, чтобы родители проверили ошибки. С черновиками пишут домашние сочинения». Задаю следующий вопрос: «А если есть выбор: писать с черновиком или без него, ты что выберешь?» Ответ: «Да ну его! Конечно, без черновика. Лишняя писанина!»

Работе с черновым вариантом текстов детей нужно учить. Написанный вчерне текст — это ценный материал, который фиксирует ошибки, неудачи, недоработки, показывает все слабые места. У каждого свои проблемы: один не умеет излагать мысли логично; другой слишком многословен; третий с трудом формулирует мысль, неточно использует слова; четвёртый захлёбывается в эмоциях и оценках; пятый пишет категорично и бездоказательно, шестой. Поверьте, продолжать можно долго. Оценивая черновой вариант своей работы с различных точек зрения, ребёнок учится деятельностному подходу. За вопросом: «Что неудачно в работе?» естественно следует другой: «Как это можно изменить?»

Занимается ли этим школа? Нет. Учи ´ теля не интересует, был ли черновик при написании домашнего сочинения. Он не объясняет, как проверять и редактировать свой текст. Наличие черновика предусмотрено ГИА и ЕГЭ, но это формальное условие. Как действует старшеклассник? Пишет сочинение. Находит и исправляет ошибки. Если сомневается в написании какого-либо слова, меняет его на синонимичное. А потом переписывает работу на чистовик (или беловик, кто как называет). При переписывании, кстати, часто делает новые ошибки, так как думает не о том, о чём нужно, а в лучшем случае — о почерке. А это значит, что многие другие важные аспекты работы упускаются.

Плохо ли это? Конечно, плохо. В школе учитель выставляет отметки. Иногда зачитывает самые удачные работы в классе. Слабым ребятам это практически ничего не дает. Допустим, я учусь в школе. Вот я получила тройку за содержание сочинения. А потом мне прочитали чужую работу. Возможно, это очень хорошая работа. Допустим, мне она понравилась. Смогу ли я в результате написать так же хорошо? Естественно, нет. Оценки и образцовые работы помогают сориентироваться, но работать не учат. Учитель не видит, как шёл процесс работы, не может оценить прогресс.

А вот если бы, проверив работу, учитель объяснял, что в ней хорошо, а что плохо, что получилось, а что нет, а потом учащийся должен был бы свою работу продолжить: что-то из нее выбросить, написать новые куски, отредактировать неудачные формулировки, развить доказательства своей точки зрения, поискать слова, точнее выражающие мысль, ответить на вопросы, которые предложил учитель, — то это была бы работа с черновиком. Она бы способствовала раскрытию потенциала ребенка, его возможностей.

Проведите эксперимент. Вместо того чтобы проверить ошибки в домашнем сочинении сына или дочери, попробуйте вместе поработать над черновиком, проанализируйте получившийся текст с разных точек зрения.

Схема работы

1. Содержание работы

Обсудите, соответствует ли работа замыслу и плану сочинения. Если в сочинении упущены существенные моменты, задайте вопросы, пусть ребенок обдумает свои ответы на них и сформулирует необходимые вставки. Возможно, какие-то фрагменты работы стоит сократить: не всегда то, что пишут ребята, относится к теме. Логика пишущего и логика воспринимающего текст – это две разные логики. То, что очевидно для автора сочинения, может остаться непонятным для читателя. Полезно отстраниться от своего текста и оценить черновой вариант работы с позиции читателя.

2. Целостность, логичность, связность, доказательность изложения

Проверьте, правильно ли текст разбит на абзацы. Нет ли в изложении смысловых противоречий? Нет ли логических ошибок? Связаны ли части работы по смыслу и формально, то есть языковыми средствами? Как оформлены логические переходы от одной части работы к другой?

3. Речевое оформление работы

4. Грамотность

Проверка ошибок: орфографических, пунктуационных, стилистических.

Редактирование текста должно сделать его более чётким, стройным и ясным. На основе черновика нужно написать новый вариант сочинения, в котором будут учтены и исправлены все недостатки, которые стали очевидными в результате проведённого анализа. Сравнение нового варианта с первоначальным наглядно покажет, что работа с черновиком принесла плоды.

Источник

Почему школьникам не стоит делать домашнюю работу на черновиках и как это может сказаться на будущем ребенка

Многие родители удивляются, почему классные работы ребенок пишет ужасно, получает плохие отметки, при этом дома переписывает домашнее задание несколько раз сначала на черновиках, а уже потом в тетрадь.

Крик души родителей

Светлана, мама 9-летнего Романа:

«Сын учится плохо, по математике и русскому языку получает плохие отметки. Только идеальные домашние работы вытягивают на средний балл».

Оксана, мама 8-летнего Ивана:

«Дома мы несколько часов каждый день тратим на то, чтобы переписать готовый вариант домашней работы в тетрадь. Если Ваня будет сразу писать в тетради, боюсь, его оставят на второй год. Не знаю, что с этим делать».

Педагоги и психологи говорят о том, что успеваемость детей напрямую зависит от того, использует ли он черновики при выполнении домашнего задания. Если родители хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, первое, что они должны сделать, это забыть про черновики. Чем больше будет переписывать ученик работу на нескольких черновых листках, тем хуже будет продвигаться учеба в школе.

Иллюзия идеальной домашней работы

Для чего детям задают домашнее задание в школе? Делается это для того, чтобы ученик закрепил полученные знания после уроков. Когда учитель проверяет домашние работы, он видит, усвоил ли материал школьник, а, может, он что-то понял не до конца. Но родители часто считают, что домашнее задание – это возможность получить хороший балл, ведь дома можно переписать задания и выполнить их в чистовом варианте на «отлично».

Школьник не поймет, что он сделал не так. Маме или папе некогда объяснять, учитель поставит пятерку, потому что домашняя работа выполнена идеально. Педагог ведь не может знать, что в самом начале на черновике было все исчеркано, написано неаккуратно, в примерах было много ошибок. Он видит чистовой вариант, и там все выполнено красиво и правильно.

Домашние задания как раз и должны выявлять те пробелы, которые остались у ребенка после пройденного материала. Возможно, он что-то не понял, нуждается в разъяснениях, а родители заставляют его красиво переписывать готовый вариант, не утруждая себя анализом ошибок.

Если родители не хотят или не могут сами объяснить, где ребенок делает ошибки, нужно дать ему возможность сделать домашнюю работу сразу в тетради, чтобы учитель увидел, на чем нужно заострить внимание.

Чем опасны черновики?

Когда школьник пишет в черновике, он даже не думает, что нужно стараться. Зачем это делать, ведь все равно придется все переписывать в тетрадь. Даже если ребенок от природы усидчивый, пытается все выполнять качественно, в черновике он будет писать неаккуратно, зачеркивать и исправлять. Возможно, школьник на черновике будет правильно считать, вычитать, умножать, но вот за почерком он точно следить не будет. Ребенок не следит за аккуратностью на листке, ведь на черновике это не имеет никакого значения. В чистовом варианте ведь все будет красиво, без помарок и зачеркиваний.

А потом педагоги удивляются, почему домашние работы у школьника идеальные, а на уроках он пишет грязно и с ошибками. Но как ребенок научится сразу писать чисто, если он привык несколько раз переписывать работу дома?

Привычка работать с черновиками может негативно отразиться на дальнейшей жизни человека. В университете, на работе, в семье он будет делать все так, как будто у него всегда есть возможность все «переписать» на чистовик. Часто можно встретить таких людей, которые с первого раза никогда не могут хорошо выполнить задание. Им нужно, чтобы директор сделал замечание, отправил переделывать отчет, и то лько тогда работа будет выполнена хорошо. Такие люди могут выходить замуж или жениться на малознакомом человеке, ведь потом можно будет развестись и выбрать идеальную пару.

Наверняка родители не думают, что могут испортить жизнь сыну или дочери, когда предоставляют им возможность работать с черновиками.

Как родители превращают детей в невротиков

Многие взрослые с содроганием вспоминают школьные годы, когда родители сидели часами над ними и заставляли переписывать домашнюю работу.

Константин, 24 года:

«С ужасом вспоминаю, как папа кричал на меня, когда я делал ошибки в словах или неправильно решал примеры. Он мог кинуть в меня тетрадью, а потом заставлял переписывать домашнюю работу на черновиках до того момента, пока не добивался идеальных результатов. Даже сейчас меня мучает страх, что я совершу ошибку, что-то не так сделаю. Отец отбил желание учиться, хотя я мог бы окончить школу с медалью, все задатки для этого были».

Если заставлять ребенка несколько раз переписывать домашнюю работу, вероятен риск развития невротических болезней в раннем школьном возрасте. Мама кричит, срывается, ребенок нервничает, плачет. Безусловно, такая обстановка негативно скажется на психическом состоянии школьника.

Может ли черновик принести пользу?

Настоящее предназначение черновика – «набросать» собственные мысли, размышления. На черновом листке можно написать, например, сочинение или эссе. Школьник пишет на листке свои наблюдения, цитаты, мысли, а потом собирает их в красивое изложение.

Также на черновике можно начертить или нарисовать эскиз, а также написать примерное решение сложной задачи, которое лучше разбить на несколько этапов. Черновик нужно использовать не для того, чтобы идеально переписать домашнюю работу в тетрадь. В него делают пометки, записи, которые помогают концентрировать внимание на сложных задачах. То, что не нужно держать в голове, можно сразу переносить в тетрадь.

Как правильно делать домашнее задание

Конечно, лучше сразу приучать ученика делать «домашку» в чистовом варианте. Если он привык переписывать работу с черновика, переучиться ему будет тяжело. Нужно заранее договориться, что черновиков больше не будет. Это значит, что ребенок должен сразу писать аккуратно в тетради, для чего нужно приложить все возможные усилия.

Что требуется от родителей, чтобы ребенок н аучился работать без черновиков:

Что будет с успеваемостью

Родители могут первое время нервничать из-за того, что ребенок выполняет домашнюю рабо ту медленно, ведь работа с чистовым вариантом требует повышенной усидчивости. Нужно быть готовым к тому, что отметки за домашнее задание могут быть ниже, чем обычно. Но не нужно переживать, ведь скоро ребенок научится обходиться без черновика, и успеваемость станет только лучше.

Самое главное, что должны помнить родители – в школе п олучают знания, а не посещают учебное заведение ради хорошего аттестата. Пускай лучше в начальных классах ребенок научится выполнять домашнее задание на чистовике, ведь потом будет гораздо сложнее делать это аккуратно с первого раза. Ребенок может переп исывать много раз, но проблема останется. Он так и не разберется, в чем его ошибка, и не научится сразу выполнять работу хорошо.

Источник

Что такое «Черновик» и зачем он нужен?

Для чего нужен черновик. Смотреть фото Для чего нужен черновик. Смотреть картинку Для чего нужен черновик. Картинка про Для чего нужен черновик. Фото Для чего нужен черновик

Крик души родителей

Светлана, мама 9-летнего Романа:

«Сын учится плохо, по математике и русскому языку получает плохие отметки. Только идеальные домашние работы вытягивают на средний балл».

Оксана, мама 8-летнего Ивана:

«Дома мы несколько часов каждый день тратим на то, чтобы переписать готовый вариант домашней работы в тетрадь. Если Ваня будет сразу писать в тетради, боюсь, его оставят на второй год. Не знаю, что с этим делать».

Педагоги и психологи говорят о том, что успеваемость детей напрямую зависит от того, использует ли он черновики при выполнении домашнего задания. Если родители хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, первое, что они должны сделать, это забыть про черновики. Чем больше будет переписывать ученик работу на нескольких черновых листках, тем хуже будет продвигаться учеба в школе.

Видео

Иллюзия идеальной домашней работы

Для чего детям задают домашнее задание в школе? Делается это для того, чтобы ученик закрепил полученные знания после уроков. Когда учитель проверяет домашние работы, он видит, усвоил ли материал школьник, а, может, он что-то понял не до конца. Но родители часто считают, что домашнее задание – это возможность получить хороший балл, ведь дома можно переписать задания и выполнить их в чистовом варианте на «отлично».

Когда педагог проверяет тетради и видит идеально выполненную работу, он делает вывод, что школьник усвоил пройденный материал, и можно продолжать обучение дальше, не заостряя внимание на недочетах. Хорошо, если взрослые разобрали дома заданную тему, объяснили ребенку все, что он не понял, а уже потом школьник переписал домашнюю работу в тетрадь. Но, как правило, мама или папа не утруждают себя объяснениями. Они показывают, где ребенок сделал ошибку, и заставляют правильно переписать работу. Задания выполнены, школьник наверняка получит хорошую отметку. Но пройденный материал он не усвоил, ведь родители просто показали, как нужно сделать, не объясняя, в чем заключалась ошибка.

Может ли черновик принести пользу?

Настоящее предназначение черновика – «набросать» собственные мысли, размышления. На черновом листке можно написать, например, сочинение или эссе. Школьник пишет на листке свои наблюдения, цитаты, мысли, а потом собирает их в красивое изложение.

Также на черновике можно начертить или нарисовать эскиз, а также написать примерное решение сложной задачи, которое лучше разбить на несколько этапов. Черновик нужно использовать не для того, чтобы идеально переписать домашнюю работу в тетрадь. В него делают пометки, записи, которые помогают концентрировать внимание на сложных задачах. То, что не нужно держать в голове, можно сразу переносить в тетрадь.

Что будет с успеваемостью

Родители могут первое время нервничать из-за того, что ребенок выполняет домашнюю рабо ту медленно, ведь работа с чистовым вариантом требует повышенной усидчивости. Нужно быть готовым к тому, что отметки за домашнее задание могут быть ниже, чем обычно. Но не нужно переживать, ведь скоро ребенок научится обходиться без черновика, и успеваемость станет только лучше.

Самое главное, что должны помнить родители – в школе п олучают знания, а не посещают учебное заведение ради хорошего аттестата. Пускай лучше в начальных классах ребенок научится выполнять домашнее задание на чистовике, ведь потом будет гораздо сложнее делать это аккуратно с первого раза. Ребенок может переп исывать много раз, но проблема останется. Он так и не разберется, в чем его ошибка, и не научится сразу выполнять работу хорошо.

Источник

Для чего нужен черновик

Черновик – пространство для размышлений, ошибок, предположений. Место, где можно, не стесняясь внешней оценки, пробовать что-то, ошибаться, дурачиться. Потому что никто не увидит и не оценит, не посмеется. Именно так сегодня чаще всего воспринимают его наши школьники.

Но совсем недавно черновик имел гораздо более весомый формальный статус, он официально использовался в оценочных процедурах – когда на выпускных экзаменах черновик прикладывался к чистовику и в случае, если в черновике решение или ответ были верными, а при переносе в чистовик была допущена ошибка, отметку могли не снижать, засчитав правильным решение, зафиксированное именно в черновике.

Что же сегодня? Есть ли черновику место в школьной жизни?

Да, даже на экзамене черновиком пользоваться можно. Но работа в нем никак не учитывается на экзамене. И мнение взрослых, окружающих ребенка, однозначно складывается в пользу того, что предъявлять на проверку нужно только начисто переписанные, красиво записанные задания. Есть в нас, взрослых, какая-то сверхзависимость от внешнего, от упаковки. Зачастую в ущерб содержательному.

Да, в жизни черновиков не бывает. Каждое мгновение нашей жизни неповторимо и невосполнимо.

Не получится сначала попробовать пожить, а потом все перепрожить «начисто», выкинув неудачный черновик своей жизни.

Хорошо, если школьник поймет это как можно раньше.

Но я бы не стал так просто отбрасывать черновики. Они ценны той информацией, которую несут в себе. Именно условные неудачи ребенка на пути поиска правильного решения могут очень многое рассказать учителю о тех трудностях, на которые стоит обратить внимание&

Иногда именно черновик может продемонстрировать педагогу умение ребенка искать собственные пути решения, пытаться мыслить нешаблонно.

Это то, что стоит заметить и поддержать. Не говоря уже о том, что психологи и графологи тоже очень многое про ребенка могли бы увидеть из анализа его черновых записей.

Есть ли будущее у черновиков? Уверен, что нет. Так же, как и у чистовиков.

И в этом нет ничего плохого. С развитием цифровых технологий, накоплением больших массивов данных об образовательном пути школьника мы сможем зафиксировать каждый его цифровой след. Увидеть все его ошибки, все его инсайты, и это поможет правильно вместе с ним и его семьей выстроить его образовательный маршрут.

Источник

Блог проекта «Курсы писательского мастерства»

Никакой воды, только полезные и действенные материалы для писателей

Для чего нужен черновик. Смотреть фото Для чего нужен черновик. Смотреть картинку Для чего нужен черновик. Картинка про Для чего нужен черновик. Фото Для чего нужен черновик

Зачем нужен черновик, или почему писать первый черновик не так страшно, как кажется?

Перевод опубликован в рамках подготовки к курсу “План романа 2.0”.

Для чего нужен черновик. Смотреть фото Для чего нужен черновик. Смотреть картинку Для чего нужен черновик. Картинка про Для чего нужен черновик. Фото Для чего нужен черновик

Первый шаг всегда самый трудный. Он может показаться непреодолимым, когда наступает время начинать переносить историю из головы на бумагу. Написание первого черновика – один из сложнейших этапов в создании романа и серьезное препятствие для многих. На одного автора, испытывающего затруднения с правкой рукописи, приходится сотня тех, кто вообще не может заставить себя начать писать.

Почему же так происходит?

Возможно, у начинающих писателей сложилось неверное представление о первых черновиках?

В таком случае им стоит прислушаться к мнению авторов, чьи книги уже прошли долгий путь от кошмарной пустой страницы до полок книжного магазина. По всей видимости, успешные авторы используют другой подход к написанию первого черновика.

Из чего же состоит этот подход?

Мы выделили пять основных фактов, которые вы должны иметь в виду, когда садитесь писать свой первый черновик.

1. Будет трудно

Написание первого черновика — это не кромсание текста, а процесс создания чего-то из ничего. Вы берете историю, которая существует только в вашей голове, и слово за словом запечатлеваете ее на бумаге. Даже если вы полностью измените историю во втором черновике, вы, по крайней мере, будете работать с тем, что уже существует. Воображение – безграничный ресурс, и втиснуть его в определенную форму – чрезвычайно трудная задача. Справляться с ней помогает первый черновик, в котором обрисовываются начальные признаки и очертания того как, когда и где должны произойти сюжетные действия.

Когда я пишу, я чувствую себя безруким и безногим человеком с карандашом во рту.

Хорошая новость заключается в том, что это всего лишь разовая трудность. Работа может показаться вам очень утомительной и каждое предложение даваться ценой неимоверных усилий, но зато в дальнейшем вам больше не придется создавать идею из ничего. Даже если вы в конечном итоге возненавидите то, что написали и направите мысли в противоположное русло, переписывать существующий текст вам будет намного проще, благодаря тому, что теперь у вас будет отправная точка: основа и рамки.

«Бойцовский Клуб» Чака Паланика и «Невыносимая любовь» Иэна Макьюэна изначально задумывались как рассказы, но в окончательном варианте авторы развили их до романов, используя материалы ранних черновиков. Каждое, даже плохо написанное, предложение прибавляет истории натуральности и облегчает вашу работу.

2. Не ждите шедевров

Представьте себе мраморную глыбу, отколотую от гигантского монолита, из которой предстоит вытесать изящную скульптуру. Даже придать мало-мальски узнаваемые черты бесформенному куску камня будет непросто, а превратить его в безупречный шедевр сразу – абсолютно невозможно. Тот же принцип касается и ваших идей, произведенных на свет безграничными возможностями вашего воображения. Писать первый черновик – все равно, что заготавливать грубую болванку для будущего изделия.

Первый черновик – всегда дерьмо.

Первый черновик – это неисследованная территория, и неважно, насколько подробно или хорошо он написан. Он – как мир, карты которого пока не существует. Ваша цель – добраться из пункта А в пункт Б, как только вы получите представление о масштабах пространства, с которым работаете. Но не ждите этого от первого

черновика. Найти оптимальный маршрут с первой попытки – пустая затея и, если вы попробуете это сделать, то только запутаетесь. Впрочем, есть и хорошие новости…

3. Безупречно быть и не должно

Хороший текст получается из нескольких черновиков, после череды экспериментов, перестановок и жестокого редактирования; даже Шекспир не смог бы проделать эти действия в уме. Все ваши черновики: и первый, и второй, и третий, и четвертый, и пятый являются частями единого процесса, и в них нет ничего постыдного. Воспринимайте финальный черновик, как ответ на сложную математическую задачу, а все предшествующие ему черновики, как этапы решения этой задачи, которые и приведут вас к ответу.

Первый черновик – это когда вы рассказываете историю себе самому

Первый черновик не для читателей; это заметки, которые нужны вам, чтобы начать писать что-то, чем аудитория впоследствии будет наслаждаться. При виде корявых предложений вы будете морщиться, но это нормально, они нужны для того, чтобы помочь вам потом написать лучше.

Никто никогда не увидит ваш первый черновик. Никому нет до него дела. Это та вещь, над которой вам, возможно, придется помучиться, но, по правде говоря, всё всегда можно исправить. Сейчас просто дайте выход словам. Запишите историю, а когда она будет на бумаге, исправьте.

4. Должно быть быстро

Ваш первый черновик может быть запутанным и сложным, но, поскольку он не обязан быть безупречным, вы вольны распоряжаться им, как вам угодно. Многие авторы недооценивают, насколько грубым и приблизительным может быть первый черновик. Если в какой-то момент повествования вам захочется переместить героя из одного места

в другое, но вы пока не решили, как именно он туда попадет, переместите его туда, куда вам нужно, и вернитесь к этому вопросу позже.

В таком трудном деле, как написание первого черновика, главное – не останавливаться. Вместо зависания в ступоре над сложной главой, лучше написать две следующие. Ваш первый черновик – это мобилизация идей и ресурсов, общий обзор того, с чем вам придется работать.

Потратить побольше времени на первый черновик – мысль заманчивая, но губительная. Затруднения могут вымотать вас так, что сил на полноценные правки уже не останется; вы пойдете по пути наименьшего сопротивления и скатитесь до абсурда или примитивизма. Переписывать первый черновик на удивление легко, но переписывать рукопись, этот коллаж, склеенный из множества разрозненных элементов первого, второго и третьего черновиков – головная боль, которая вам не нужна.

5. Вы всё сможете

Помните, вы будете менять все, что вам не нравится, до тех пор, пока не перестанете на этом зацикливаться. Как долго вы собираетесь это делать?

Взгляните, как выглядит страница из первого черновика романа Джей Джи Балларда «Автокатастрофа»:

Для чего нужен черновик. Смотреть фото Для чего нужен черновик. Смотреть картинку Для чего нужен черновик. Картинка про Для чего нужен черновик. Фото Для чего нужен черновик

Каждый великий писатель проходит через это; каждый известный автор напряженно трудится и бьется над первым черновиком. Плюс в том, что, поскольку он не обязан быть безупречным, все, что вам нужно, чтобы сделать свой первый, но очень важный шаг – это упорство. Вы

сможете почувствовать себя добросовестным автором законченной рукописи, когда на столе перед вами будет лежать ваш первый черновик, пусть даже в нем будет куча пробелов и недоработок.

Пишите быстро, перестаньте себя накручивать, и к вам заслуженно придет это чувство.

Оригинал статьи: https://www.standoutbooks.com/writing-your-first-draft/

Перевод Юлии Тома специально для проекта «Курсы писательского мастерства»

Курс “План романа 2.0”:

Для чего нужен черновик. Смотреть фото Для чего нужен черновик. Смотреть картинку Для чего нужен черновик. Картинка про Для чего нужен черновик. Фото Для чего нужен черновик

Для чего нужен черновик. Смотреть фото Для чего нужен черновик. Смотреть картинку Для чего нужен черновик. Картинка про Для чего нужен черновик. Фото Для чего нужен черновик

Об авторе Сергей Пономарев

Основатель проекта «Курсы писательского мастерства»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *