Для чего нужен диджейский пульт
DJ-пульты и midi-клавиатуры для начинающих музыкантов
Электронная танцевальная музыка продолжает рвать топы чартов. Появились и новые жанры андеграундной электроники, неудержимо рвущиеся в мейнстрим — синтвейв, ретровейв, вапорвейв и прочие вейвы. Взлет хип-хопа в России ознаменовал потребность в битах и создающих их диджеях. Все это делает диджеинг одним из самых лакомых направлений для начинающего музыканта.
Нередко диджеи создают коммерческую музыку для рекламы и ютуба. Некоторые подрабатывают созданием саундтреков для фильмов и игр. Кто-то делает ремиксы популярных треков. Отдельным направлением стал стриминг диджей-сетов на ютубе и твиче. Во время глобального карантина такие стримы стали особенно популярными.
Чтобы стать музыкантом, понадобится музыкальный инструмент. Для электронной музыки и диджеинга существует особая категория инструментов — это DJ-пульты и миди-контроллеры. Такие приборы позволят не потерять вдохновение в дебрях настроек виртуальных синтезаторов в DAW. С ними можно создавать треки на лету. Эта статья расскажет, какое оборудование понадобится новичку, чтобы начать карьеру диджея или электронного музыканта.
Зачем нужны DJ-пульты и как они устроены
Диджеинг, по своей сути, представляет собой сведение двух разных треков в единое целое с целью создать нечто новое. Для этого диджеи используют пульты — да, те самые, с вертушками по бокам и микшером по центру. Некоторые ретрограды до сих пор используют реальные пластинки. Но большинство современных пультов уже не работает с винилом. Вместо этого они подключаются к компьютеру с сопутствующим ПО, который и выполняет все операции в цифровом формате, а сам пульт лишь является узкоспециализированным (и порой очень навороченным) миди-контроллером.
Но не стоит переживать — на нем можно делать все то же самое, что и на традиционном аналоговом пульте, даже скрэтчи выполняются с помощью виртуальных «вертушек», которые называются джоги. Зато есть удобные функции вроде моментальной загрузки любого трека и автоматической синхронизации темпа композиций, за которые диджеи из 80-х продали бы душу дьяволу. Хотя сегодня многие диджеи старой школы считают автоматическую синхронизацию недостойной настоящего мастера, но их можно понять.
Современные контроллеры начальных уровней часто представляют собой единый инструмент с деками по бокам и микшером по центру. На деках располагаются джоги, позволяющие имитировать игру на виниле и делать скрэтчинг и бит-джагглинг (элемент тернтэйблинга, позволяющий жонглировать битами, нарезая из них новые рисунки и превращая в зацикленные петли — лупы).
Также на деках располагаются пэды — элементы управления эффектами. На пэд можно назначить любой эффект, сэмпл или луп из соответствующей библиотеки. Обе деки симметричны между собой, каждая из них предназначена для работы со своим треком.
На микшере, как правило, присутствуют элементы управления для выбора трека из плейлиста, вертикальные фейдеры громкости и горизонтальный кроссфейдер для плавного микширования треков между собой, регуляторы громкости для мастера и наушников, эквалайзеры и фильтры низких/высоких частот. Большинство пультов подключаются к ПК по USB, а многие через него же питаются электричеством.
С помощью такого контроллера музыкант может создавать ритмический аккомпанемент, биты, басовые лупы, атмосферные пэды или даже мелодические линии, приправленные различными эффектами.
Как выбрать DJ-контроллер
Профессиональным диджеям нравится разнообразие ручек, кнопок и крутилок. Чем их больше, тем у музыканта больше возможностей и тем удобнее ему работать. Однако новичку не стоит гнаться за огромным пультом, мигающим экранами и диодами, как на панели корабля из «Звездных Войн». Во-первых, обилие настроек может съесть все вдохновение и отбить желание в них разбираться. Во-вторых, лучше даже не смотреть на их цену. Разумнее начинать с необходимой базы, постепенно расширяя знания и качая навыки.
Контроллеры для новичков бывают разными. Одни — полноразмерные как PIONEER DDJ-200, другие — компактные как Hercules Starlight. Есть и ультракомпактные варианты без джогов, больше напоминающие миди-контроллер, например, Roli Loop BLOCK или Native Instruments Traktor Kontrol X1 Mk2. Первый предоставляет пользователю набор основных функций (запись, пауза, управление громкостью, вызов метронома и т.п.) для манипулирования DJ-софтом и DAW. Второй умеет больше: оснащен программируемыми кнопками для эффектов, сенсорными энкодерами для выбора и загрузки треков, а также имеет сенсорную полосу для тактильного управления. Такие часто используются как дополнительное устройство, но могут быть и основным инструментом, если нет интереса к скрэтчингу.
Цифровые контроллеры не работают автономно: им нужен компьютер или, если планируются живые выступления, — ноутбук. Как правило, большинство современных ноутбуков сгодятся для диджейского ПО. Что касается программ для диджеев, то здесь есть два столпа творения: Virtual DJ и Traktor. У второго, кстати, существует собственное оборудование. Например, Native Instruments Traktor Kontrol S2 MK3, в комплекте с которым идет и сам Traktor. Это легкий контроллер со 140-мм джогами и аудиоинтерфейсом на борту. Создатели упаковали в него весь необходимый функционал для полноценного управления родным софтом, включая 16 пэдов, блок эффектов, эквалайзер и т.д.
Если планируется много выступлений, пульт должен быть надежным: желательно, в металлическом корпусе или хотя бы с металлическими джогами. Здесь уже стоит обратить внимание на модели для любителей, например, Hercules Jogvision. Помимо двух металлизированных джогов и восьми пэдов, в нем есть и довольно примечательные штуки, например, управление фильтром среза низких частот жестами. В комплекте идет программа Serato DJ lite, в которой удобно создавать лупы, ставить метки на нужные участки треков и накладывать эффекты.
Что дают midi-контроллеры и midi-клавиатуры
Если вкратце, эти приборы дают больше возможностей:
Для тех, у кого есть музыкалка за плечами, миди-клавиатура — мастхэв. Она моментально станет основой для сочинения композиций, поскольку перед глазами будет привычный (а то и набивший оскомину) инструмент с черно-белыми клавишами.
Тем же, кто с музыкой еще на Вы, все равно стоит обзавестись даже самой бюджетной миди-клавиатурой. Во-первых, для лучшего понимания музыки и того, как она устроена. Во-вторых, с ней попросту будет удобнее и быстрее сочинять музыку. Вместо перетаскивания отрезков по пиано-роллу — процесс, который сжирает все вдохновение — можно за секунды наиграть возникший в голове мотив. Если получилось криво, выровнять его программно можно за секунды. Не говоря уже о сочинении битов — набивать пальцами ритм гораздо проще и удобнее, чем пытаться разобрать его на составляющие и забить вручную. Если планируется писать именно биты, тогда особенно полезными будут контроллеры-пэды вроде IK Multimedia iRig Pads. Это набор из 16-ти пэдов, чувствительных к скорости нажатия, с помощью которых удобно создавать и запускать лупы, делать ритмы и грувы. Почти все ручки и кнопки назначаемые, можно загружать до 16-ти пресетов из наборов семплов.
В целом, миди-контроллеры и клавиатуры позволяют сделать из виртуального синтезатора или драм-машины реальный инструмент, который будет лежать на столе перед глазами, а не висеть где-то там в DAW. Нажимать реальные кнопки и крутить реальные ручки намного приятнее и приносит несравненно больше удовольствия от процесса. Для диджеинга особенно полезными будут миди-контроллеры с большим количеством пэдов и крутилок, например, Arturia MiniLab mkII. Бывают и контроллеры, созданные специально для диджеев, вроде Native Instruments Traktor Kontrol F1. Первый представляет собой компактную клавиатуру о двух октавах, над которой расположены 8 программируемых пэдов и 16 регуляторов, также есть сенсоры для питча и модуляции. Второй — более заточенная для диджеев вещь благодаря специфическим функциям типа синхронизации, реверса аудио, квантования и удобного браузера сэмплов и лупов. В нем также есть 16 пэдов, регуляторы фильтров среза частот и уровней громкости.
Помимо клавиатур, диджеи и электронные музыканты часто используют процессоры эффектов, осцилляторы, фразовые синтезаторы, а порой и еще более экзотические приборы. Они расширяют возможности музыканта, позволяют добиться уникального звучания и выработать свой персональный стиль в музыке, да и просто впечатляют слушателей.
Что еще может пригодиться?
Иногда в продаже можно найти готовые стартовые наборы со всем необходимым, кроме берушей. Это вполне рабочий вариант для новичка: компактного пульта с мини-джогами, 8 пэдами и всеми необходимыми функциями хватит, чтобы получить полноценное представление о диджеинге. Мониторы ближнего поля с трехдюймовыми вуферами смогут подзвучить небольшую квартиру, а закрытые наушники могут похвастаться неплохой детализацией и хорошо отыгрывают низкие частоты, без которых никуда в электронной музыке. К тому же, за эти деньги вряд ли можно собрать набор лучше.
Заключение
Аппарат — важный, но не главный элемент в работе любого современного музыканта, будь это диджей или рок-гитарист. Существуют артисты, которые играют сеты в больших клубах с флешки, и посетители уходят довольными, а есть персонажи, обложенные аппаратом, как мешками с песком в окопе, но их произведения слушают только друзья из вежливости. Никто не спорит с тем, что важно иметь качественный, надежный и удобный аппарат. Но еще важнее не то, что используется, а как оно используется. Как и в любом творчестве, результат приносят упорство и трудолюбие.
Сколько стоит быть диджеем
Полный разбор по оборудованию и расходникам
Как диджей я не состоялся, но много лет подряд я не оставлял попыток. За это время я купил, продал и снова купил все оборудование, которое бывает у диджеев.
Я, как никто, знаю, сколько стоит быть диджеем — особенно несостоявшимся. Если вас манит романтика человека за пультом, читайте дальше и не допускайте моих ошибок.
Зачем нужен диджей
Диджей — это человек, который ставит музыку на вечеринке. Его задача — создавать правильную атмосферу, чтобы гости не скучали и при необходимости плясали. Для этого у диджея должна быть какая-то коллекция музыки и умение с ней работать. Обычно говорят, что диджей должен «миксовать», или «сводить», — ставить следующий трек так, чтобы предыдущий плавно в него перетекал.
Диджеи играют в ночных клубах, на частных вечеринках, свадьбах и банкетах, в ресторанах и барах, на рейвах и танцевальных фестивалях.
На рэп-концертах диджей может ставить фонограмму, делать сбивки и издавать специальные звуки — скретчи. Здесь он уже почти музыкант.
Часто диджей параллельно еще и музыкант: пишет собственную музыку, перерабатывает чужую, занимается озвучкой рекламы, фильмов, пишет саундтреки, сводит и готовит к изданию чужие произведения. Все суперуспешные диджеи известны в первую очередь как музыканты или авторы ремиксов.
Диджей — это работа из сферы услуг. В ней много творческих элементов, но основная задача — чтобы людям было хорошо, а аппаратура не пострадала.
Аппаратура не главное
Сила диджея — не в аппарате, а в музыке и умении работать с гостями. Хороший аппарат — это приятно, удобно и красиво, но не сделает ни из кого хорошего диджея.
Есть успешные диджеи, которые играют готовые миксы с флешки, но люди уходят с их вечеринок счастливыми. И есть ребята, обложенные аппаратурой, но их работы слушают только родители из вежливости. Аппарат помогает, но не решает.
В этой статье будет все об аппарате, но музыка и шоу важнее. Если в какой-то момент вы обнаружили, что уже второй месяц читаете обзоры картриджей, но не занимаетесь самой музыкой, — возможно, вы прокрастинируете.
По минимуму — 2200 Р
Минимальный набор диджея — диски и наушники. Вместо дисков могут быть виниловые пластинки и даже файлы на флешке. Диски надежнее, потому что с дисков можно играть в любом клубе, а с флешек и винила — не в любом.
примерно стоят наушники Invotone H819, они подходят для начинающих диджеев
Мы не звери, поэтому добавим в комплект сумку для дисков.
Играть с дисков на клубном оборудовании — 2190 Р
30 компакт-дисков | Verbatim CD-R 700 MB, 10 шт., 330 Р × 3 |
Наушники | Invotone H819, 900 Р |
Сумка для дисков | Hama, 300 Р |
Компьютер + контроллер: 25—230 тысяч
Десять лет назад стандартом у диджеев считались компакт-диски, а эстеты выбирали винил. Сейчас диджеи все чаще играют с ноутбуков. Это удобнее: на компьютере можно хранить десятки и сотни часов музыки, а между сетами можно поработать на основной работе.
Управлять музыкой с клавиатуры и мышки теоретически можно, но это довольно неудобно. Плюс никто не хочет видеть, что их диджей весь сет тупит в компьютер. Поэтому для игры с ноута диджею нужен контроллер — это устройство, с которого он управляет музыкой: включает, выключает, подгоняет и накладывает эффекты. Контроллеров сейчас много, в большинстве случаев их можно напрямую подключать к колонкам, в итоге контроллер заменяет весь диджейский пульт.
Диджеи старой школы ненавидят контроллеры за кнопку «Синхронизация». Нажимаешь ее — и трек идеально подгоняется, осталось вовремя повернуть ручку смешивания сигналов. Мастера эпохи Ренессанса должны были годами тренироваться, чтобы научиться так четко сводить, а вам все это доступно одной кнопкой. Поэтому если вы пользуетесь этой кнопкой, старики не будут вас считать за человека.
Чем контроллер дороже, качественнее и мощнее, тем удобнее работать диджею. Общее правило: чем больше на контроллере крутилок, ручек, кнопок и экранов, тем удобнее. Чем контроллер больше, тем удобнее на нем работать в клубе, но тем сложнее его перевозить. Контроллер в металлическом корпусе надежнее, чем пластиковая мыльница, но он и тяжелее.
Контроллер не работает сам по себе, ему нужен ноутбук. Сразу покупать отдельный ноутбук для работы диджеем необязательно: большинство современных ноутбуков спокойно потянут любую диджейскую программу. Но учтите, что клуб — это пыль, влажность и брызги шампанского, поэтому лучше не брать на сет свой единственный рабочий ноутбук.
Есть контроллеры, которые работают с Айпадом, например Reloop Mixon 4. Айпад сложнее повредить, чем обычный ноутбук с клавиатурой. Но нужно быть уверенным в Айпаде: я бы не пробовал играть полноценный сет со старого Айпада-мини — все будет тормозить. А покупать специально для этого какой-нибудь Айпад-про кажется странным: дешевле и проще купить полноценный ноутбук.
Играть с компьютера и контроллера
Цены за новые аппараты. Б/у — отнимайте 20—30%. В этой подборке все программы шли в комплекте
Выбор наушников для диджея — больная и сложная тема, поэтому в расчете я просто покажу представителей нужного ценового сегмента. Но вообще, надо просто сходить в магазин и перемерить все наушники, которые вам по карману.
Наушники и слух
Диджейские наушники должны быть либо складными, либо вообще с одним наушником на палке. Конструкция очень важна: наушники постоянно надеваешь и снимаешь, от этого они быстро ломаются. Хорошо, когда есть съемный провод и заменяемые детали.
Наушники с активным шумоподавлением для диджея бесполезны: нет еще такого шумоподавления, которое переборет звуковое давление клуба. Диджея спасает только пассивное шумоподавление — когда в наушниках как в каске.
Профессиональные диджеи должны бережно относиться к слуху и, по идее, иметь запас затычек-беруш. Беруши не гасят звук полностью, но убирают достаточно, чтобы слушать клуб с комфортной для себя громкостью. За все время общения с диджеями я ни разу не видел, чтобы они ими пользовались, но я и не заглядывал им в уши. Все диджейские школы советуют на работе носить беруши.
Тренироваться дома на дисках: 100 тысяч — 1,1 млн
Несмотря на победу контроллеров и ноутбуков, во всех клубах все еще стоят дисковые проигрыватели. Это не те же, которые стояли у вас дома в детстве: они устроены принципиально иначе и работать с ними надо учиться. Ради любви к искусству можно купить домой дисковые проигрыватели и тренироваться как царь круглосуточно.
42 000 Р
Проигрывает компакт-диски и MP3
70 000 Р
Все то же, только больше и лучше
350 000 Р
Покупать новые «Пионеры» я считаю безрассудством, поэтому для дома советую сразу искать подержанные. Смотрите на потертости и ход кнопок: лучше, чтобы все выглядело новым, а кнопки нажимались с характерным щелчком. Так как проигрыватель во многом механический прибор, износ сильно влияет на качество работы: нет ничего мучительнее, чем играть на ушатанном «Пионере». Поэтому лучше не покупать старые «Пионеры» из клубов, даже очень задешево.
Помимо проигрывателей потребуется пульт: в нем вы смешиваете звук с нескольких проигрывателей. Простые пульты только собирают звук, а на более продвинутых стоят системы записи, эффекты, фильтры и подсветка.
Просто пульт. Собирает два сигнала в один. Непригоден для скретча
33 000 Р
Ровный качественный пульт с эффектами и возможностью записи. Пригоден для скретча
400 000 Р
Твоя жена уйдет к нему. Или муж
Устанавливая проигрыватели или пульты домой, помните, что от них идут провода, много длинных черных проводов — нужно куда-то их прятать и периодически вытирать с них пыль. Каждое устройство идет с собственной вилкой питания, поэтому три устройства потребуют три розетки.
При покупке обращайте внимание на стандарты питания: много диджейского оборудования предназначено для американских сетей 110 В. Чтобы подключить их к российской сети, нужен не просто переходник, а полноценный трансформатор. Новый стоит 500—800 рублей.
может стоить хороший кейс для техники. Если хранить оборудование в кейсе, оно прослужит дольше
Имея дома полноценный набор проигрывателей и пульт, можно собрать их в аккуратный фанерный кейс и таскать с собой на вечеринки, где нет собственного оборудования. Можно сдавать наборы в аренду и немного на этом зарабатывать. Вообще, если держать подобное оборудование в кейсах, то оно прослужит дольше. Хороший кейс будет стоить 20—30 тысяч. Если делать в мастерской на заказ, можно договориться дешевле.
Прежде чем покупать аппарат домой, сравните его стоимость со стоимостью обучения в диджей-школе. В большинстве случаев за сумму примерно впятеро меньше вы получите неограниченный доступ к аппарату профессионального уровня, на котором научитесь и натренируетесь вволю, и в итоге домашний аппарат вам будет просто не нужен. Разве что брать его с собой на гастроли.
Играть дома и в клубе на собственных дисковых проигрывателях
Эконом — 109 000 Р | Средний — 200 000 Р | Шик — 1 163 000 Р | |
---|---|---|---|
Проигрыватель | Pioneer CDJ-350 42 000 Р × 2 | Pioneer CDJ-850 70 000 Р × 2 | Pioneer CDJ-Tour1 350 000 Р × 2 |
Пульт | Numark M101 7000 Р | Pioneer DJM-350 33 000 Р | Pioneer DJM-Tour1 400 000 Р |
Наушники | Reloop RHP-5 3000 Р | Technics RP-DJ 1200 6000 Р | Pioneer HDJ-2000-K 25 000 Р |
Кейс | Сделал знакомый мастер 15 000 Р | Zomo 21 000 Р | Magma Workstation 38 000 Р |
Цены за новые аппараты. Б/у — отнимайте 20—30%
Играть на виниле: 100 тысяч — 1 миллион
Эстеты, снобы и любители старинной музыки диджеят на виниле. Считается, что у винила мягкий аналоговый звук и больший динамический диапазон, чем у компакт-дисков и компьютера. Спорить с этим бессмысленно и вредно для здоровья. В условиях клуба маловероятно, что ваши гости заметят разницу на слух, но зато диджей за винилом выглядит круто. Сразу ощущение, что вы не просто кнопочки жмете, а заняты каким-то сложным делом.
У винила есть минусы.
Вибрации. От громкого звука будет скакать игла, играть тяжело. Причем вы можете стоять в диджейской будке, вам звучать все будет нормально, но по полу и столу будет передаваться вибрация от басовых колонок в зале, и игла будет прыгать сама. В одном клубе с этой проблемой боролись с помощью надувных подстилок под проигрывателями, это работало. Вообще, прогрессивное человечество почти преодолело проблему вибрации.
Пыль. В клубах бывает пыльно, пыль оседает на пластинках, их приходится чистить, со временем они приходят в негодность. Как и все мы.
Вес и стоимость. Виниловые пластинки тяжелые, на них помещается мало музыки. Если электронный диджей может отыграть сет с одной флешки или компьютера, то виниловому диджею приходится тащить кейс с 50—100 пластинками на 10—15 кг. Отдельно надо подумать, где покупать весь этот винил — сейчас его продают в интернете и специализированных магазинах.
пластинок приходится носить диджею, который играет на виниле
Управление. На виниле не делают петель, не прыгают по треку, не делают живых ремиксов, не барабанят, не пишут новые партии. Просто ставят музыку и иногда скретчат. Причем скретч вышел из моды довольно давно, сейчас им никого не удивишь.
Чтобы играть на виниле дома, нужны проигрыватели, пульт и картридж с иглой. Проигрыватель крутит диск, игла считывает сигнал и передает на пульт. Пульт все усиливает и подает на колонки.
Для диджея подходят только виниловые проигрыватели с прямым приводом: это когда площадку с пластинкой крутит напрямую подведенный электромотор. Бывают проигрыватели с ременным приводом: там кручение передается через специальный ремень. Они стоят заметно дешевле, но ни один диджей в здравом уме не посоветует вам проигрыватель с ремнем. Бывают проигрыватели с USB-выходом — они не только передают сигнал на пульт, но и дают записать виниловый звук на компьютер. Это удобно для дома, но в клубе особо не нужно.
Клубный стандарт проигрывателя — Technics SL-1210 или SL-1200. Когда я писал эту статью, новая пара «Техниксов» стоила 90 тысяч, с рук этих ласточек покупают за 40—60 тысяч за пару.
Проигрыватели других фирм (Stanton, Numark, Reloop и Audio-Technica) принципиально не отличаются от «Техниксов» и часто даже имеют больше возможностей. Проблема только в ремонте и замене деталей: деталей на «Техниксы» в России полно, на остальные — как повезет.
20 000 Р
Просто крутит пластинки, немного регулирует скорость
45 000 Р
Клубный стандарт
280 000 Р
Элитная версия с особым мотором и высокоточными подшипниками. Ваша жена вернется к вам
На проигрыватели неплохо бы надеть акриловые защитные крышки.
Еще на проигрыватель придется нацепить картридж — это деталь, в которую вставлена считывающая игла и магнит для преобразования вибраций в электромагнитный сигнал. Я всегда пользовался картриджами и иглами Ortofon, но у всех нормальных диджеев видел только Shure M44.
Играть дома и в клубе на виниле
Цены за новые аппараты. Б/у — отнимайте 20—30%
DJ-контроллеры для начинающих
Анонс
DJSTORE
Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Диджей — это человек, который задает музыкальный тон события.
Так можно описать того, кто воспроизводит и сводит треки на публике. Конечно, если вы занимаетесь тем же самым в полном одиночестве, а не перед тысячной толпой или хотя бы на домашней вечеринке в кругу друзей, никто не отнимет ваше право называть себя диджеем. Раз вы открыли этот материал, вероятно вы уже утвердительно ответили на вопрос: «Хотите ли вы заниматься диджеингом?», теперь поговорим о технике.
Товар по новогодней скидке
Товар по новогодней скидке
Товар по новогодней скидке
Товар по новогодней скидке
Виды оборудования для DJ
Пластинки — не только рабочий инструмент диджея, но и элемент эстетики, а за нее нужно платить. Активно гастролирующие артисты, чьи туры по городам и странам расписаны на месяцы вперед, легко расстаются с деньгами, собирая коллекции раритетных и свеженапечатанных синглов. Человек, который только грезит о диджейской карьере, или же просто готов похвастать своими нетривиальными познаниями музыки в авторском миксе, должен быть готов к тому, что его увлечение может влететь в копеечку.
Записывать аудиофайлы на диски или флешки, чтобы дальше воспроизводить их на штатных CDJ, которые есть в клубах, барах и кафе — экономичное решение. Но для домашней практики нужны те же проигрыватели с микшером, поэтому вариант отпадает. Оставим его тем, кто превратил любовь к музыке в профессию.
Digital Vinyl System, сокращенно DVS — компромисс между целиком аналоговым решением и программной средой. Этот способ совмещает технику игры с винила с удобством цифровых интерфейсов. Для работы с DVS необходим аудиоинтерфейс, софт, например Serato Scratch Live или Traktor Scratch, а также контрольный винил или CD с таймкод-метками. DVS считается промежуточным шагом между классическим сведением винила и работы с DJ-контроллерами, он любопытен, но уже отошел на второй план.
Тем, кто не хочет, чтобы игла лишний раз царапала драгоценный винил, есть решение проще — DJ-контроллеры. Эти устройства подключаются к компьютеру или ноутбуку с помощью USB-кабеля и передают совершаемые вами манипуляции в программное обеспечение в виде MIDI-сообщений. Говоря проще, для начинающего диджея контроллер выполняет ту же роль, что колесо руля для водителя авто — далеко без него не уедешь.
Как выбрать DJ-контроллер
Факторы, определяющие спрос на контроллеры:
Бюджетные контроллеры со всеми необходимыми функциями для сведения треков помогут освоить теорию и получить практические навыки, которые послужат базой в будущем. Это хороший инструмент для старта, который можно в любой момент сменить на что-то более серьезное. Если процесс наскучит и вы поймете, что диджеинг — не для вас, покупка будет оправдана ценой, более низкой, чем на другие типы оборудования.
Для диджеинга нужны только компьютер/ноутбук, внешняя звуковая карта и программное обеспечение. Некоторые контроллеры оснащены встроенными аудиоинтерфейсами. Нужный софт, вроде Traktor или Serato DJ, имеет ограниченные по времени или полностью бесплатные версии. Также лицензионные копии DAW часто входят в комплект с устройством.
Многие контроллеры повторяют традиционную пару пульт + проигрыватели, поэтому все органы управления угадываются сразу: фейдеры, кроссфейдер, регуляторы, джоги. Если однажды вы захотите перейти на тот же винил или диски, то переучиваться не придется.
С учетом этого, рекомендация по выбору первого контроллера может выглядеть так: не стоит сразу брать навороченный контроллер, сперва разберитесь с основами диджеинга. Для освоения фундаментальных механик, у контроллера должны быть джоги, питч-фейдеры, кнопки Cue и Play, эквалайзер, канальные фейдеры и кроссфейдер. Узнайте, какой софт идет в комплекте с устройством. Программное обеспечение для диджеев — рабочая область, которая должна быть интуитивно понятной.
Pioneer DJ DDJ-400
Пять лет назад компания Pioneer DJ вышла из под крыла корпорации Pioneer и продолжила путь самостоятельно. За свою четвертьвековую историю Pioneer DJ не раз определяла стандарты оборудования для диджеев, контроллеры — не исключение.
DDJ-400 предназначен для использования с Rekordbox — программой от Pioneer DJ для цифрового диджеинга, лицензионный ключ есть в коробке. При подключении устройства к компьютеру знакомство с миром диджеинга начнется с интерактивного самоучителя в Rekordbox. Туториал подробно расскажет, что есть что и как этим пользоваться, а также о диджейских техниках. Внешне DDJ-400 — стандартный комплект с двумя деками и пультом. Эргономичная рабочая поверхность, трехполосный эквалайзер для контроля частот, питчфейдер, фейдеры и кроссфейдер — все элементы управления на своих местах. Крупные пластиковые джоги удобны для плавной расстановки меток и скретчинга, каждая дека имеет по восемь пэдов для запуска меток hot cue, эффектов, функций лупинга, слайсинга или семплинга. С DDJ-400 можно упорядочить семплы и накладывать грувы и биты во время диджеинга. Встроенный двухканальный аудиоинтерфейс позволяет приступать к делу сразу после подключения контроллера к компьютеру по USB.
Pioneer DJ DDJ-SB3
Вместе с DDJ-SB3 идет копия популярного софта Serato DJ в версии Lite. Продвинутые цифровые диджеи выбирают эту DAW за необходимый для сведения арсенал средств и удобство кастомизации интерфейса. Двухканальный DDJ-SB3 позволяет переключаться между четырьмя деками, все кнопки и регуляторы логично размещены на удобной контрольной панели. В контроллере есть пара любопытных фичей: FX Fade и Pad Scratch. FX Fade — продолжение Filter Fade и Pad Trans, которые отвечали за плавные переходы и приглушение звука при нажатии на пэды на DDJ-SB2. Новая функция автоматически уменьшает громкость, когда вы применяете один из восьми шаблонов эффектов. Это хороший способ улучшить качество сведения. Pad Scratch понравится фанатам диджейских баттлов. Создавая DDJ-SB3, инженеры Pioneer DJ тесно сотрудничали с DJ Jazzy Jeff, чтобы представить в контроллере несколько техник скрэтчинга. Используя Pad Scratch с остальными эффектами, можно сильно разнообразить ваши творческие методы.
Pioneer DJ DDJ-200
Несомненное достоинство этой модели — ее цена, которая не сильно ударит по кошельку. Если сравнивать DDJ-200 с DDJ-400 и DDJ-SB3, то этот контроллер куда больше соответствует заданному критерию — это доступный девайс для самого старта. Он уступает контроллерам подороже, что заметно с первого взгляда: отсутствие аудиоинтерфейса, регуляторов Trim для каналов, мастер-сигнала, выходов на наушники. Чего не отнять, так это портативности: при скромных габаритах и весе чуть больше килограмма, DDJ-200 — надежный помощник, когда дело касается стихийных домашних или загородных вечеринок с друзьями. Единственный разъем на контроллере — USB Type-B. По USB или Bluetooth DDJ-200 соединяется с компьютером, ноутбуком, планшетом или смартфоном. В небольшом корпусе нашлось место 8 педам на каждой из дек. Пэды работают в нескольких режимах, отвечают за размер петель, эффекты и семплинг. Контроллер поддерживает Rekordbox, но с лучшей стороны проявляет себя в связке с приложениями для мобильного диджеинга, например WeDJ от Pioneer DJ. WeDJ идет в комплекте с DDJ-200 и закрывает его недостатки удобным цифровым интерфейсом. Приложение позволяет подгружать треки прямо из стриминговых сервисов SoundCloud Go+ и Beatport LINK. Кнопки Sync и функция автосведения делают процесс незатейливым.
Native Instruments Traktor Kontrol S2 MK3
Traktor Kontrol S2 MK3 оборудован встроенным аудиоинтерфейсом, на задней панели есть разъем USB, миниджек, микрофонный вход, выходы на тюльпаны для прямого подключения к акустическим системам. В секции микшера фейдеры для двух каналов, кроссфейдер, регуляторы мастер-уровня и отдельные для каналов, вынесенные кнопки квантизации и включения микрофона, трехполосный эквалайзер, регулятор подмешивания мастер-уровня и переключения прослушиваемого канала. Отдельно стоит отметить 8 качественных эффектов: Reverb, Dual Delay, Dotted Delay, Flanger, Time Gater, Noise, Crush, Barber Pole. Выбранные эффекты назначаются на 4 кнопки секции FX Select, их глубина управляется с помощью регуляторов слева и справа.
На деках расположены крупные 14-сантиметровые джоги с алюминиевой поверхностью, поддержкой скретчинга и режима управления тактовой сеткой. Слева от них кнопки Flux и Rev. Реверсивное воспроизведение работает только при удержании соответствующей Rev, при отпускании автоматически активируется Flux для продолжения трека в привычном ключе. Фейдеры для настройки темпа, клавиши включения Keylock, которая нужна для регулировки темпа трека без изменения высоты тона, элементы управления для навигации по браузеру программы — все на местах. Сетки пэдов 2×4 работают в режимах Hot Cues и Samples.
Numark Party Mix
Даже название контроллера намекает, что относиться к нему серьезно не стоит. На задней панели кроме выхода на внешнюю акустику и разъема под USB есть такое неожиданное решение, как трио светодиодных шаров. Да, с Numark Party Mix готовьтесь к тому, что центром внимания вы станете не только из-за тщательно подобранного материала для сета, но и из-за светового шоу c 5 режимами, генератор которого — сам контроллер. Неочевидный подход, но Party Mix пригоден и для главной задачи диджея — сведения треков. Все органы управления расположены так, чтобы в них не пришлось долго разбираться. Джоги с возможностью скретчинга, по 4 пэда на каждой из дек с режимами Effect, Cue, Loop и Sampler, питч-фейдеры, регуляторы гейна на обоих каналах, 2-полосный эквалайзер — большего для старта и не нужно.
Numark DJ2GO2
Все клавиши и регуляторы наглядно промаркированы, что упрощает работу с контроллером на старте, когда новичок еще не заучил их расположение настолько, чтобы управлять вслепую. DJ2GO2 оснащен встроенным аудиоинтерфейсом с парой ⅛-дюймовых разъемов: первый — основной аудиовыход, ко второму подключаются наушники. Два канала с кроссфейдером и питч-фейдерами, кнопки и энкодер для загрузки треков из браузера без мышки. На деках есть по 4 пэда, которые служат для запуска трека с заранее установленных точек, создания петель вручную или автоматически, а также для работы в режиме семплера. Компактность DJ2GO2 имеет обратную сторону — все ручки, фейдеры и джоги слишком маленькие, нет эквалайзера. Глядя на цену, недочеты DJ2GO2 простительны.
Hercules DJ Control Inpulse 200
Inpulse 200 — тренировочная площадка для тех, кто мало что понимает в диджеинге, но искренне желает в нем разобраться. Для простоты навигации в самом контроллере есть световые подсказки, которые научат тому, как подружить два трека друг с другом. Стрелки рядом с фейдерами укажут, нужно ли повысить или понизить BPM, а Beat Align под джогами — точно или нет синхронизированы биты. Функция умного музыкального помощника (IMA), которая активируется в приложении DJUCED при нажатии на кнопку Assisstant, автоматически найдет в медиатеке следующий трек, близкий по темпу к тому, что уже играет. Маститый диджей назовет все эти световые индикаторы и вспомогательные фичи — детскостью, но он явно забыл, что каждый с чего-то начинает, а постигать азы при активном участии наставника — быстрее и проще. Inpluse 200 — тот самый наставник, который ответит на вопросы новичка.
В комплекте с контроллером поставляется DJUCED — полноценное программное обеспечение для диджеев и справочник с интегрированным курсом видеоуроков DJ Academy. По части управления и внешности, контроллер соответствует классике жанра: по бокам деки с крупными и чувствительными джогами, слайдерами темпа, четырьмя пэдами, поддерживающими режимы Hot-Cue, Roll, FX и Sampler и кнопками управления петлями; по центру микшер с отдельными регуляторами низких, высоких частот и фильтра для каналов, фейдерами громкости, кроссфейдером, ручками Gain, мастер-сигнала и уровня в наушниках. С учетом цены и доходчивой системы обучения, Hercules DJ Control Inpulse 200 можно рекомендовать как доступный инструмент для старта.
Заключение
Когда мы подводим итог сводного материала об инструментах или контроллерах, то каждый раз сталкиваемся с неразрешимой задачей. Невозможно рекомендовать всем одну и ту же модель, поскольку при выборе каждый человек опирается на факторы, известные только ему.
Насколько вы амбициозны в желании стать диджеем? Если вы уверены, что ваш изощренный музыкальный вкус должен идти в массы, если вы знаете, что диджеинг не станет очередным мимолетным увлечением, которое пройдет, едва начавшись, то рекомендуем обратиться к продукции Pioneer DJ. Контроллеры японской компании соответствуют стандартам классических диджейских установок. DDJ-400 и DDJ-SB3 увлекут и долго не заставят искать им замену, а если вы перейдете на другой тип оборудования, например на пару Pioneer CDJ и микшер, то почувствуете себя, как рыба в воде. Если вы не рветесь на афиши местных клубов, а просто хотите, время от времени записывать домашние миксы или устраивать вечеринки для друзей, можно брать доступные контроллеры от Numark или Hercules.