Для чего нужен экзерсис у станка в классическом танце
Значение экзерсиса у станка и упражнений на середине зала в классическом танце
Управление культуры и кино Администрация города Юрги
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская хореографическая школа «Спектр» г. Юрги»
«Значение экзерсиса у станка и упражнений на середине зала в классическом танце»
«Значение экзерсиса у станка и упражнений на середине зала в классическом танце»
Ответственность одинаково высока и для учеников, и для преподавателей. Преподаватель обязан научить ребенка сознательно распоряжаться телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной их координации, должен привить ему музыкальность, так тесно связанную со смыслом танцевального движения. Преподаватель должен обнаружить ошибку опытного танцовщика, подсказать и облегчить ему путь постоянного совершенствования в повседневной практике.
Выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий, высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений и, наконец, выносливость и сила – это непременные условия классического танца.
Все эти условия приобретаются непременно ежедневным тренажем, при тщательном выполнении установленных правил.
Построение урока одинаково как для первого, так и для последующих классов, с той лишь разницей, что в первом классе движения исполняются в отдельности и в простейших сочетаниях. Исключение составляет самое начало учебы, когда изучают элементы движений.
Урок состоит из упражнений у станка и упражнений на середине зала; последние делятся на экзерсис, adagio (сочетание поз и положений классического танца) и allegro (прыжки) и упражнения на пальцах.
Последовательность упражнений у станка:
1. Plie – развивает мягкость, эластичность мышц, выворотность и силу ног, устойчивость корпуса, подготавливает к исполнению упражнений, требующих мягкости, а также прыжков.
2. Battement tendu – развивает силу, вытянутость и выворотность ног, укрепляет стопу, развивает устойчивость, приучает к правильному направление движения в сторону, вперед и назад.
3. Battement tendu jete – развивает силу и легкость ног, подвижность стопы, выворотность, устойчивость.
4. Rond de jambe par terre – развивает выворотность, силу мышц ног, подвижность тазобедренного сустава, эластичность стопы. Исполняется из 1 позиции en dehors et en dedans, лицом к станку, затем держась за станок одной рукой, вначале с остановками после каждой четверти круга, позднее слитно.
5. Battement fondue – упражнение мягкое и плавное. Развивает силу, эластичность мышц, гибкость суставов, выворотность. Подготавливает к исполнению прыжков.
6. Battement frappe – развивает силу, выворотность, устойчивость ног, силу пальцев, подвижность коленного сустава; подготавливает (женский класс) для исполнения упражнений на пальцах.
7. Battement releve lent и battement developpe – развивает танцевальный шаг, силу, выворотность, вытянутость ног. Характер упражнения плавный, слитный.
8. Grand battement jete – развивает силу ног, легкость, танцевальный шаг, выворотность, силу мышц. Характер упражнения сильный, энергичный, четкий.
Таким образом, каждое движение вносит в работу мышц все новое дополнение, постепенно усиливая нагрузку.
Экзерсис на середине зала – следующий этап урока классического танца. Упражнения выполняются в той же последовательности, что и у станка. Приобретение устойчивости (aplomb) и координации вырабатывается на середине зала. Так как все упражнения исполняются без опоры на станок, в комбинации активно вводятся различные ракурсы и позы классического танца.
Наиболее сложными и технически трудными движениями в искусстве классического танца являются прыжки. Прыжки – это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое, однако, не должно превращаться в самоцель. Прыжок ради прыжка – акробатика.
Как известно, прыжки слагаются из предварительно усвоенных элементов экзерсиса и adagio. Следовательно, очень важно, чтобы эти элементы были основательно и всесторонне освоены учащимися, прежде чем будут использованы в прыжках.
Вместе с тем техника прыжков имеет и свои особые исполнительские нормы. Один из таких приемов называется элевацией, которая позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко, легко и точно. Но одна элевация не исчерпывает полностью совершенную технику прыжка. Танцовщику необходимо уметь в некоторых больших прыжках фиксировать кульминацию взлета. В классическом танце такой прием называется «баллон». Заключается он в том, что толчок ногами и посыл всего тела осуществляются короче и сильнее, отчего прыжок приобретает большую степень воздушности, и танцовщик как бы задерживается, зависает в воздухе, пластично и четко фиксируя исполняемое движение или позу.
Одним из наиболее трудных и сложных элементов прыжка является demi-plie, при помощи которого осуществляется толчок, взлет и его завершение. При выполнении прыжкового demi-plie необходимо, чтобы вся ступня и особенно пятки плотно, с упором примыкали к полу, чтобы ступня отделялась от пола с силой, последовательно от пятки до кончиков пальцев, голеностоп и бедро активно участвовали в толчковом посыле и вся нога, отделяясь от пола, вытягивалась бы упруго в колене, подъем и пальцах, иначе взлет окажется слабым, недостаточно устойчивым, эластичным и высоким.
Все прыжки необходимо изучать вначале отдельно, с остановками, для более основательного развития техники толчка, взлета и завершающего demi-plie.
Затем можно перейти к слитному выполнению двух-трех прыжков, в зависимости от задания.
Элементарные прыжки, выполняемые без продвижения, на одном месте, в младших классах рекомендуется осваивать лицом к станку.
Во время изучения прыжков у станка учащиеся должны слегка придерживаться за него руками. «Висеть» или наваливаться на станок недопустимо. Кисти рук должны лежать на станке сверху, на ширине плеч, локти слегка согнуты и опущены вниз.
Само собой разумеется, что каждый прыжок сначала необходимо хорошо усвоить отдельно и только затем вводить его в комбинированные задания.
Прыжки классического танцаподразделяются на пять групп:
1. Прыжки с двух ног на две ноги;
2. Прыжки с двух ног на одну;
3. Прыжки с одной ноги на две;
4. Прыжки с одной ноги на другую ногу;
5. Прыжки с одной ноги на ту же ногу.
На первых этапах обучения основное время от урока отводится упражнениям у станка и на середине зала. Экзерсис проводится без всякого варьирования, далее вводятся простейшие комбинации у станка и их же повторяют на середине зала. В дальнейшем все большее время уделяется экзерсису на середине зала и прыжкам. Постепенно экзерсис усложняют позами, работой рук, вращения и подъем на полупальцы. В последние годы обучения, экзерсис у станка, становится более коротким по времени. Это зависит от того, что техника исполнения становится более развитой и темп берется быстрее, следовательно, занимает меньше времени.
1. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. СПб. : Издательство «Лань», 2005.
2. Базарова Н. П. Азбука классического танца.
Фотоотчет о шуточном танце «Цып-цып-цып, мои цыплята» Накануне Дня смеха мы оказались без музыкального руководителя (заболел). Праздник должен состоятся в обязательном порядке. Сценарий составили.
Фотоочет о празднике «Кружит в танце осень» За окном все стало ярким, Красным, даже рыжим. По утрам уже мороз. Красит белым крыши. Стали желтыми дубы, Пожелтели клены. А еще.
Фоторяд для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по лесу в середине лета» Пройдет совсем не много времени, и наши дети опять соберутся все вместе, соскучившись по своим друзьям, переполненные впечатлениями о.
Фотоотчёт о танце «Аист на крыше» «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.
Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.
Сценарий осеннего праздника «Кружит в танце осень» Сценарий осеннего праздника «Кружит в танце осень» Для детей среднего и старшего дошкольного возраста Действующие лица : Ведущая, Осень.
Танцевальная композиция рябинок и осинок к утреннику «Кружит в танце осень» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию танцевальную композицию рябинок и осинок к утреннику » Кружит в танце осень».
Танец дубочков и грибочков к утреннику «Кружит в танце осень» Добрый день уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию танец грибочков и дубочков к осеннему утреннику «Кружит в танце осень». Танцуют.
Экзерсис у станка, его значение.
Экзерси́с – «упражнение». Комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений.
Каждый урок начинается с разогрева и медленной проработки различных групп мышц. Сначала все упражнения выполняются у палки, затем — на середине балетного зала. Выработанный веками урок классического танца практически неизменен по своей структуре: ученики и взрослые артисты выполняют практически одинаковые базовые элементы в схожей последовательности: с повышением уровня мастерства от года к году меняется лишь темп (скорость исполнения движений), координация (сочетание движения ног с движениями рук, корпуса и головы) и насыщенность комбинации, строящейся вокруг базового элемента.
Любое движение, входящее в экзерсис, можно изменять и комбинировать, как в плане «схемы» (количество движений, их направление и т. д.), так и видоизменяя сам элемент, усложняя его исполнение подъёмом на полупальцы, опусканием в plie, добавлением координации с движениями рук, корпуса и головы.
Упражнения экзерсиса — основа любой хореографической подготовки. Они развивают физические качества, необходимые для профессионального выполнения движений практически любой танцевальной техники: выворотность, эластичность и силу мышц ног и спины, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений.
Последовательность упражнений.
3. Battement tendu jete.
4. Rond de jambe par terre.
5. Battement foundus.
6. Battement soutenus.
7. Battement frappes.
8. Rond de jambe en l’air.
9. Petit battements.
10. Battement developpes.
11. Grand battement jete.
Epaulement. Позы классического танца.
Epaulement (эпольман) – «поворот плеч». Первая черта будущего артистизма. Определённое положение танцовщика, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. Epaulement croise и epoulement efface являются исходным положением при образовании основных поз классического танца, а также при исполнении большинства танцевальных pas.
К изучению поз классического танца приступают, усвоив правильную постановку корпуса, ног и рук, приобретя элементарные навыки координации движений.
Позы бывают: 1. Croisee (вперед, назад) «скрещивание»; 2. Effacee (вперед, назад) – нога открыта и вся фигура развернута; ecartee (вперед, назад).
(Позы: маленькие и большие. Разница в позициях рук и высоте открытой ноги).
Croisee вперед. Стать на левую ногу, правая открыта вперед с вытянутыми пальцами, корпус повернут в точку 8 плана класса, голова направо — получается скрещивание ног. Левая рука наверху, в III позиции, а правая отведена в сторону, на II позицию, — это основное положение croisee вперед, но положение рук и головы можно комбинировать различно.
Croisee назад. Стать на правую ногу, с тем же поворотом корпуса и головы, левая нога с вытянутыми пальцами сзади. В croisee вперед для основной позы наверх поднималась рука, противоположная вытянутой ноге, здесь поднимается та же рука, что и отведенная нога, т. е. левая рука наверх, правая в сторону, голова направо.
Effacee вперед. Стать на левую ногу, правая открыта впе-ред с вытянутыми пальцами, корпус в точку 2 (рис. 1, б), голова налево, левая рука на III позиции, правая открыта на II позицию, корпус отклонен назад. Это основная поза. Но можно наклонить корпус вперед и смотреть под левую руку.
Effaces назад. Стать на правую ногу, левая — с вытянутыми пальцами назад, направленная носком в точку 6. Голова, руки и корпус в том же положении. Но корпус немного наклонен вперед, поза получает оттенок полета.
Ecartee вперед. Направление ноги в точку 8, поза — гордая, осанистая. Рука поднята та же, что и нога. Голова повернута в том же направлении. В обоих случаях можно поднять наверх и обе руки. В этой позе нужно следить за плечами, чтобы, несмотря на наклон набок, плечи не теряли линии и чтобы одно плечо не было выше другого, что достигается в данном положении хорошим захватом спины в пояснице.
Ecartee назад. Стоя на правой ноге, отвести левую в направлении точки 6.
Нога сильно выворотная от самого бедра. Вся поза берется в одной плоскости, диагонально к зрителю. Необходимо следить, чтобы ступня стоящей на полу ноги не теряла выворотности. Левая рука поднимается на III позицию, а правая на II позицию, корпус должен перегнуться набок, в сторону стоящей ноги, но с сильным захватом спины. Голова повернута направо.
Attitude.
Cловом attitude обозначаются позы croisee или effacee на одной ноге с другой ногой, поднятой на 90° и отведенной назад в согнутом положении.
В attitude полагается поднять вверх ту же руку, что и ногу; другая рука на II позиции. Нога, отведенная назад, должна быть с хорошо убранным назад коленом, причем его нельзя ронять.
Attitude effacee. Если при attitude croisee нога в колене должна быть согнута, то при attitude effacee она должна быть полусогнута в колене, иначе получаются неправильные позы. Корпус направлен к стоящей ноге, слегка вперед; руки и вся поза имеют устремление в одном направлении, что дает этому attitude вид полета.
Связующие и вспомогательные движения.
Pas de bourree (en dehor et en dedan)
Pas couru
Pas suivi
Coupe – маленькое промежуточное движение, способствующее началу другого pas.
Если мы стоим на developpe вперед на efface и хотим передать ногу на arabesque, не обводя ее grand rond de jambe, мы согнем ногу в колене, оставив ее на высоте 90°, проведем носком близко к стоящей ноге и выведем на 3-й arabesque. Прохождение ногой этого пути и называется passe.
Это же движение можно сделать с прыжком, отделившись от пола стоящей ногой — оно будет называться так же.
Passe можно сделать и по полу, как в rond de jambe par terre, это будет passe по I позиции.
15. Preparation. Temps releve par terre en dehors et en dedans. Temps releve на 45°.
Preparation (препрасьон) – «подготовка». Упражнения у станка или на середине зала начинаются с пердварительного открывания рук во II позицию или в заданное положение.
Методика исполнения.И.п. – V позиция, п.н. впереди, боком е опоре, правая рука в подготовительном положении. Правая рука начинает свое движение от пальцев, чуть разгибаясь в локте и снова возвращается в подготовительное положение. Затем поднимается в I позицию, голова наклонена к противоположному плечу, взгляд на кисть руки. Затем рука открывается во II позицию, голова поворачивается к открытой руке. Заканчивая движение, рука опускается в подготовительное положение.
Temps releve par terre (тан релеве пар тер) – preparation к rond de jambe par terre. Исполняется из I или из V позиции.
Методика исполнения temps releve par terre en dehors. Из I позиции провести р.н вперед, делая plié на левой ноге, рука идет на I позицию; правую ногу отвести на II позицию, выпрямив левое колено и открыв руку на II позицию.
Методика исполнения temps releve par terre en dedans.Из I позиции провести р.н назад. Затем движение исполняется в обратном направлении с соблюдением тех же правил.
Temps releve на 45° – preparation к rond en l’air. Исполняется из V позиции.
Методика исполнения temps releve en dehors. Стать в V позицию, правая нога впереди; сделать demi plie, правая нога sur le cou-de-pied впереди, правая рука согнута на I позиции, правая нога проходящим движением вперед без остановки отводится на II позицию на 45°; одновременно правая рука открывается на II позицию, левая нога одновременно вырастает из plié.
Методика исполнения temps releve en dedans.Исполняется таким же приемом, начиная sur le cou-de-pied сзади: делают ногой проходящее движение назад, отведя ее на II позицию и удерживая верхнюю часть ноги от перемены положения, т. е. стремясь проделать движение ногой от носка до колена.
Начиная это движение, нужно оставить верхнюю часть ноги (от колена наверх) неподвижной, сделать движение отведения ноги на II позицию только нижней частью (от колена вниз), удерживая верхнюю часть ноги от перемены положения. Таким образом, нижняя часть ноги вытягивается вперед лишь настолько, насколько позволяет сдержанность мускулов верхней части ноги.
«Классический экзерсис у станка как основа сценического мастерства»
Классический танец является фундаментом всех видов хореографии, главным свойством сценических средств хореографического мастерства. Занятия классической хореографией весьма сложная учебная работа, составляющая постоянную повторяемость и отработку изучаемых движений. В хореографическом коллективе протекает процесс танцевальной подготовки исполнителей, являющийся основным составляющим учебной деятельности участников. Основы классической хореографии универсальны для разнообразных танцевальных направлений, изучаются в каждом самодеятельном коллективе, а также весьма важны для развития и проявления профессиональных навыков у начинающих исполнителей. Классический экзерсис является базой, из которой формируются прочие хореографические экзерсисы. Комплекс упражнений грамотно и правильно развивает тело, избавляет исполнителя от физических недостатков, устанавливает корпус и придает манеру танца. Занятия классическим танцем обуславливает строгость линий, грация поз, отточенность прыжков и вращений, пластика движений. Экзерсис состоит из одних и тех же движений на основе закономерности и последовательности. Упражнения складываются, подготавливая от простого к сложному. Во время исполнения экзерсиса у станка начинает работать весь опорно-двигательный аппарат, придавая нагрузку на все группы мышц, также придает психологический настрой учащегося, способствует развитию двигательной памяти, музыкального слуха. Изучение классической хореографии закладывает основу сценического движения.
Главным инструментом помогающим учащимся в достижении обучения является балетный станок, это особое приспособление для выполнения экзерсиса. Всемирное наименование – бар (характеризуется как поручень, брус). Выглядит как брус, обычно из дерева диаметром 6 см., направлен вдоль стены балетного зала. Балетный станок способствует освобождению воспитанника от физически неграмотной постановки корпуса, перекоса, сутулости, способствует наработке выворотности. Грамотно поставленная спина помогает абсолютно двигаться в пространстве, правильно взятая позиция корпуса дает нужную устойчивость. Наработка постановки корпуса начинается стоя лицом к станку, в последующем держась одной рукой, а в будущем переходит и на середину зала. Спина танцовщика постоянно держится мышцами спины, прессом и ягодицами, а корпус обязательно направленно стоит над ногами и вытянут вверх. Занятия экзерсисом у станка (палки) развивают выносливость, укрепляют мышцы и связки, концентрируя внимание на недостатках, развивают качества, требующиеся для достижения нужного мастерства. Классический экзерсис у станка помогает исполнителю понимать, как правильно владеть корпусом, объясняя балетную постановку на опорной ноге с прямой спиной, формирует устойчивость корпуса. Особая нагрузка переходит на опорную ногу, требуется особое натяжение и постановка позиции на полу. Весь вес теля держится на опорной ноге. При выполнении экзерсиса опираясь на станок укрепляется весь мышечный тонус, правильная постановка рук, ног, корпуса, оттачивается свобода и координация движений тела. При соблюдении всех правил и требований к физическому состоянию учащегося, а также приумножение первоначальных навыков балетного мастерства, способствует согласованности всех движений частями тела и точному выполнению хореографической комбинации. Как правило, комбинации состоят из последовательных движений, повторяющихся и ранее изученных, это и составляет наполнение классического экзерсиса. Последовательность упражнений не случайна, опираясь на степень сложности надо учитывать пользу и логику в сочетании движений. Каждое движение, составляющее экзерсис у станка, изменяется и комбинируется. Усложнение движений происходит путем подъема на полупальцы, глубоким приседанием, затягиванием поз и координируется с дополнительными движениями рук, головы и корпуса.
Экзерсис у палки состоит из узаконенных порядком, комплексом движений. Последовательно развивая данные учащегося, движения выполняются с правой и левой ноги.
— plie по всем позициям. Связки ног сокращаются и тянуться в плавном темпе, развивается подвижность, выворотность ног, коленей, тазобедренного сустава.
— battement tendu и battements jetes. Натянутая нога двигается в положенном направлении, вырабатывая натяжение всей ноги.
— rond de jambe par terre. Круг по полу. Способствует вращательному свойству бедра, формирует выворотность.
— rond de jambe en l’air. Придает подвижность коленному суставу, развивает эластичность связок.
— petits battements sur le cou-de-pied. Прибавляет резкости и ловкости коленному суставу.
Экзерсис у станка стоит на первом месте в изучении хореографического искусства. Изучение всякого танцевального направления начинается с экзерсиса у станка, наполняя танцовщика грамотностью и виртуозностью исполнения. Отточенность поз, строгость линий и направлений, многообразие пластики формирует балетную слаженность и отличает профессионализм. Стремительное развитие художественных коллективов формирует необходимость темпа в развитии технических способностей, поиск современных приемов и методик. Занятия классическим танцем дают основу, наилучшие результаты, выходя на первое место в обучении всякого рода коллективов. Развитие данных танцовщика не является последней целью, это только начало творческого поиска постижения искусства танца, ведь классическая хореография бесконечный поток достижения прекрасного.
Для чего нужны элементы экзерсиса классического танца
Обучение хореографов требует регулярного выполнения упражнений для тренировки тела. Весь экзерсис классического танца необходим для правильной постановки корпуса, координации, устойчивости (aplomb), развития мышц и двигательной памяти, укрепления суставно-мышечного аппарата. Так же, упражнения классического танца позволяют устранить физические недостатки: сутулость, косолапость, некоторые виды сколиоза, кифоза и лордоза, плоскостопие, опущение шейного позвонка и мн. др.
Педагог должен объяснять для чего делается каждое упражнение и, конечно, указывать ошибки. Это нужно, не только для красоты исполнения движений, но и для правильной работы мышц и суставов. Следовательно, главная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, что грамотно подобранные, регулярно повторяемые тренировочные упражнения развивают тело исполнителей и помогают изучать более сложные движения.
Plie и releve по всем позициям ног — первые упражнения экзерсиса у станка. Основная задача plie и releve — развитие подвижности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. Они развивают силу ног, выворотность, эластичность. Plie и releve — это основа всех движений, в том числе прыжков.
Battements tendus — первое упражнение, при котором движение в тазобедренном суставе осуществляется отдельно от опорной ноги. Исполнение этого упражнения вырабатывает натянутость всей ноги (в колене, подъеме, пальцах ног) и силу ног. Battements tendus лежит в основе многих движений в хореографии.
Battements tendus jetes — служит закреплением и усложнением battements tendus. Вырабатывает силу, натянутость ног, также добавляет легкость. Развивает подвижность тазобедренного сустава и воспитывает стопы для исполнения прыжков.
Rond de jambe par terre — первое упражнение, при котором тазобедренный сустав осуществляет круговые движения. Оно развивает подвижность тазобедренного сустава и его выворотность.
Battements fondus — развивает силу ног и позволяет добиться мягкости, эластичности, подвижности в коленном и голеностопном суставах в приседаниях. Все это необходимо при исполнении прыжковых элементов.
Battements frappe — часто комбинируется с battements fondus. Упражнение развивает подвижность и увеличивает ловкость коленного сустава.
Rond de jambe en l’air — исполняется только нижней частью ноги (от колена), что вырабатывает силу бедра. Развивает силу ног, натянутость и подвижность в коленном суставе. Сложность заключается в том, что в обычных движениях человека редко встречается поворот в коленном суставе.
Petits battements — способствует развитию ловкости и подвижности ноги от колена.
Battements releve lent и battements developpe — помогает удерживать ногу на предельной высоте. Упражнения развивают шаг, силу ног (бедра). Естественная амплитуда движения ноги вперед 120°, в сторону — 60°, назад — 15°. Для увеличения амплитуды делается поворот, сгибание и приведение таза в тазобедренном суставе опорной ноги.
Grand battement jete — заключительное упражнение у станка. Развивает шаг и подвижность тазобедренного сустава.
Даже при исполнении тренировочных упражнений, следует добиваться выразительности, эмоциональности, гармоничности в соответствии с музыкой.
Для более полного понимания исполнения упражнений, представленных в статье, Вы, можете посмотреть Движения классического танца.