Для чего нужен энергосбыт
Создание энергосбытовой компании
В начале статьи сразу стоит выделить тот перечень потребителей, которым будет целесообразно создавать собственную энергосбытовую компанию.
Разумеется, в первую очередь это будет актуальным для компаний, которые имеют в составе холдинга предприятия, являющихся крупными потребителями, для которых можно осуществлять покупку электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии, но которые не могут делать это самостоятельно как субъект оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ).
В этом случае, создается дочерняя компания холдинга, которая заключает договоры со всеми предприятиями холдинга и уже от своего имени и лица производит их вывод на ОРЭМ. При этом, вся экономическая эффективность от поставки электрической энергии напрямую с оптового рынка остается у этой энергосбытовой компании.
Во-вторых, создание собственной ЭСК будет актуальным для потребителей, имеющих большое количество небольших точек поставки (например, базовые станции или розничные магазины). В этом случае, собственная ЭСК позволит перейти на единую форму договора, привести к оптимальным условям процесс закупки электрической энергии у всех поставщиков на розничном рынке электрической энергии и мощности и наладить эти бизнес-процесс. То есть создание ЭСК поможет навести порядок в электроснабжении компании. Кроме того, в этом случае будет возможно перейти к оптимальным ценовым условиям закупки электроэнергии, своевременно отслеживать изменения законодательства и принимать необходимые решения.
Оценить экономическую эффективность от создания собственной ЭСК достаточно просто в первом случае: она составит «сэкономленый» размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (от 10 до 50 коп. за каждый потребленный кВт.ч. в зависимости от региона и технических параметров).
Что касается второго и третьего случая, то размер эффективности необходимо рассчитывать в индивидуальном порядке.
Вообще, для создания собственной ЭСК обычно производятся следующие меропрития:
В рамках данной услуги может проводиться дальнейшее сопровождение работы новой энергосбытовой компании (юридический консалтинг).
Основным результатом создания собственной энергосбытовой компании является:
По всем возникшим вопросам, связанным с предоставлением вышеперечисленных услуг, Вы можете обратиться в наш адрес по телефону +7(499) 409-84-01
Энергосбыт
Энергосбыт — деятельность по продаже электрической и тепловой энергии потребителям (в значении «сбыт (продажа) энергии»). Термином «энергосбыт» также обозначают энергосбытовые организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу произведённой или приобретённой электрической энергии.
Включает следующие основные составляющие:
Энергосбыт в России
До 2005 года энергосбыт существовал как вид деятельности в вертикально-интегрированных энергокомпаниях (на правах филиала или иного структурного подразделения): в АО-энерго («Мосэнерго», «Смоленскэнерго», «Белгородэнерго» и т. п.) — дочерних компаниях РАО «ЕЭС России» и муниципальных компаниях, соединявших деятельность по передаче электрической и тепловой энергии со сбытом.
В 2004—2005 годах прошла реструктуризация энергетики в результате которой энергосбытовые подразделения вертикально интегрированных АО-энерго были выделены в самостоятельные юридические лица. Акции большинства сбытовых компаний, образованных в результате реформы, были проданы РАО «ЕЭС России» с аукционов до момента прекращения деятельности компании 1 июля 2008 года.
Кроме того, в связи с запретом на совмещение в рамках одного юридического лица или группы аффилированных лиц «естественно-монопольных» (передача и диспетчирование электроэнергии) и «конкурентных» (генерация и сбыт электроэнергии) видов деятельности, было разделено подавляющее большинство муниципальных энергокомпаний — из их состава выделены сбытовые компании.
Часть энергосбытовых организаций России входят в Некоммерческое партнёрство Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК), палату покупателей НП «Совет рынка».
От сбыта до инвестиций
Реформа электроэнергетики продолжается. Рынок привыкает к новым правилам, но их вновь придется менять. Однако в электроэнергетике хотя бы есть правила. Куда сложнее дела обстоят на смежном рынке ЖКХ
1 июля в России будут проиндексированы тарифы на электроэнергию. В целом они вырастут незначительно. Однако доля получателей средств — энергосбытовых компаний, генерации и сетей — в пироге под названием «рынок электроэнергетики» существенно изменится. Преобразования на рынке ведутся с ноября 2011 года, но правил, которые устраивали бы всех, до сих пор нет.
Энергосбытовые компании помимо продажи электроэнергии занимаются финансовым посредничеством, тем самым нанося урон всей энергосистеме страны (см. «Сбытовой тупик», «Эксперт» № 17 за 2012 год). Таких злоупотребляющих своим положением компаний около 20%, и тень от их деятельности падает на остальные 80% предприятий, работающих «вбелую». Это побудило правительство спешно менять правила игры на рынке, в результате чего и начался дележ пирога.
О новых правилах рынка электроэнергии и его перспективах «Эксперт» поговорил с Дмитрием Аржановым, главой компании «Транснефтьсервис С».
— В последнее время актуален вопрос: зачем нужны энергосбытовые компании?
— Энергосбыт — специализированная торговая компания. Никто же не говорит, что розничная сеть «Магнит» не нужна лишь потому, что крестьяне должны продавать свою продукцию напрямую. Если сравнить наш бизнес с ритейлом, то, например, рентабельность розничной сети составляет в среднем 5 процентов. Большинство же энергосбытов работает за 1–2 процента прибыли.
Когда принимался Закон о ритейле, между сетями, оптовиками и производителями был огромный конфликт. В итоге все улеглось, все определились, с какой рентабельностью кто должен работать, как избегать монополии. На рынке электроэнергии сейчас происходит то же самое.
Потребность в нашем бизнесе велика. Энергосбытовые компании сначала оплачивают услуги сетям и генерации, а потом собирают деньги за оказанные услуги. В этой схеме энергосбыты несут риски неплатежей — если убрать из нее энергосбытовые компании, все долги розничного рынка лягут на сети и генерацию.
— Есть предложение создать единый расчетный центр: платежи за электроэнергию будут принимать несколько уполномоченных банков.
— Путей развития рынка два. Первый — создать ЕРЦ, второй — повышать требования к энергосбытовым компаниям, чтобы они не наращивали задолженность перед оптовым рынком.
В некоторых регионах «Транснефтьсервис С» работает с муниципальными ЕРЦ, и собираемость платежей у нас там около 95–96 процентов. Когда же мы работаем напрямую с потребителем, мы собираем 98–99 процентов. По опыту знаю: как только отдаешь эту функцию на аутсорсинг и не мотивируешь персонал, собираемость резко падает.
Мне ближе путь повышения требований к энергосбытам. Например, через фонды или депозиты энергосбыт дает финансовые обязательства, что будет рассчитываться с сетями и генерацией вовремя. Если обязательства не выполнены, могут быть наложены карательные санкции. При этом энергосбыту дается инструмент для получения денег с потребителей.
— Насколько остра проблема неплатежей?
— Неплательщики есть всегда, и это достаточно серьезная проблема, ведь долги розничного рынка велики. Мы с этим боремся по мере возможностей, однако проблема неплатежей должна решаться комплексно. Нужно повышать требования к потребителям электроэнергии. Для различных муниципальных предприятий стоило бы ввести гарантии на уровне бюджетов. Со стороны правительства — давать более точные прогнозы роста цен на электроэнергию.
— По-вашему, цены на электроэнергию продолжат расти?
— Они зависят от многих факторов. В стране действительно изношена инфраструктура, и сетям нужны средства на ее восстановление. На генерации лежат огромные инвестпрограммы. Стоимость газа все время растет. И хотя сети и генерация показывают неплохую рентабельность, вся прибыль уходит на инвестиции.
В итоге средняя цена на электроэнергию составляет 2,6–2,8 рубля. Наша сбытовая надбавка в ней — максимум 0,2 рубля, или около 7–7,5 процента. Конечная цена на электроэнергию зависит не от нас. 1 июля мы проиндексируем сбытовую надбавку на 11 процентов. Но, например, в тульском энергосбыте наша надбавка всего 4 копейки. Ее как ни индексируй на 11 процентов, все равно получишь 4,5 копейки. В этом регионе доход «Транснефтьсервиса С» не покрывает затрат даже на оплату труда персонала.
— А зачем вам этот бизнес, если доходы небольшие и рентабельность низкая?
— Долгое время сбытовая надбавка ничего не решала, незначительно индексировалась, база у нее низкая. Большая часть прибыли обеспечивалась доходом от продажи мощности, так называемого эффекта сальдирования мощности. Он возникал из-за разницы пика потребления электроэнергии на оптовом рынке и рынке индивидуального потребления. С 1 апреля 2012 года этот вид дохода исчез из-за изменения правил рынка. Часть потерь нам будет компенсирована через рост сбытовой надбавки.
В новых правилах есть недостаток — нет стимула к энергоэффективности. Любые действия потребителя меньше влияют на стоимость электроэнергии для него, чем действия других крупных потребителей. Потребитель заплатит самую высокую цену в зависимости от того, в какой час сложился пик потребления на рынке. При этом сам потребитель на этот пик повлиять не может.
Таким образом, новые правила рынка электроэнергии — это некий промежуточный вариант. Их так или иначе придется снова менять. Я думаю, сначала нужно развивать конкуренцию на оптовом рынке, а потом смотреть, как эта конкуренция транслируется на розничный рынок. Обратно построить достаточно сложно. То есть энергосбытовые компании продают электроэнергию примерно так же, как покупают на оптовом рынке.
— Конкуренция на рынке электроэнергии очень условна. Например, если сети ФСК ЕЭС и холдинга МРСК объединятся, это наверняка не приведет к росту конкуренции.
— Говорить об этом рано. Создана рабочая группа, которая занимается этим вопросом. Нам известно лишь то, что ФСК берет в управление холдинг МРСК. Будут ли далее приватизироваться региональные МРСК, что останется в холдинге, в каком виде они объединятся — пока не известно.
Я считаю, что магистральные сети должны быть государственными, а на баланс ФСК нужно передать объекты, которые им нужны. А вот сети напряжением ниже 110 киловольт в населенных пунктах или на предприятиях должны быть частными.
— Вас интересует рынок и сетевого хозяйства, и коммунальных услуг?
— Почти все сети принадлежат ФСК или холдингу МРСК. В генерации ряд компаний имеет существенную долю. Сбытовой бизнес тоже достаточно концентрирован: там шесть-восемь довольно крупных игроков. В электроэнергетике есть крупные игроки. Рынком электроэнергетики может управлять государство. Рынок ЖКХ сильно децентрализован. Общих правил, как в энергетике, там нет, но в ближайшее время они должны появиться.
Небольшой опыт работы на рынке ЖКХ у «Транснефтьсервиса» все же имеется, так как эта отрасль нам близка. В ряде регионов мы собираем платежи не только за электроэнергию, но и за прочие ресурсы. Мы работаем с конечным клиентом — населением и юридическими лицами.
В Нижнем Новгороде «Транснефтьсервису» совместно с администрацией принадлежит ОАО «Нижегородская тепловая компания» — областные котельные. Мы достаточно серьезно их модернизировали: перевели многие котельные с мазута на щепу, но для этого потребовались существенные инвестиции.
Позднее мы рассматривали возможность покупки тепловых станций в Карелии, но в конце концов решили от этого рынка отказаться: там есть хронически убыточные станции, и выручка некоторых не позволяет рассчитаться даже за поставленный мазут.
«Транснефтьсервис С» также владеет долями в управляющих компаниях в Нижнем Новгороде, но, с моей точки зрения, тарифы там низкие: мы не можем покрыть даже расходы на текущий ремонт и на содержание персонала. Например, те же дворники уже проблема. Мы готовы взять новых сотрудников, но имеющиеся платежи за услуги кое-как покрывают их мизерную зарплату — пять с половиной тысяч рублей.
— В любом случае отрасль медленно, но верно оживает: начинают поступать деньги, но и тарифы растут с опережающей скоростью.
— Сети изношены на 70–80 процентов, в любой момент все коммунальное хозяйство может просто рухнуть, и люди останутся без тепла и воды. Нужны инвестиции, значит, тарифы так или иначе должны расти.
В крупных городах тепло и вода могут быть рентабельными. Поэтому на рынке воды уже сейчас есть крупные федеральные игроки: «Росводоканал», «Российские коммунальные системы». Но коммунальное хозяйство маленьких муниципальных образований — отдельная проблема: там небольшой объем выручки, которой просто не хватит вообще ни на что. Правительство должно решить главный вопрос: оставить ли их в своих руках или передать в частные в нагрузку к хорошим объектам. Если бы существовали какие-то правила работы рынка, этот сектор стал бы интересным. Думаю, проблема понятна всем, и Министерство регионального развития наверняка разрабатывает целевую программу.
Я считаю, что должно быть государственно-частное партнерство. Государство должно предлагать концессии и передавать объекты инфраструктуры частным лицам в управление. При этом государство должно включать в долгосрочные тарифы потери в сетях, вложения в инфраструктуру и окупаемость. Так или иначе, все к этому идет.
— Подконтрольные «Транснефтьсервису» энергосбытовые компании очень щедры к акционерам — до 100 процентов прибыли идет на дивиденды. Это и есть самоокупаемость?
— У нас структура бизнеса такая: большая часть акций в энергосбытовых компаниях принадлежит «Транснефтьсервису», и для покупки долей в энергосбытах мы брали кредит на сам ТНС-С. Мы выплачиваем дивиденды в том числе и для того, чтобы обслуживать и погашать кредиты.
Я не знаю, какая доходность от дивидендов у нас будет в дальнейшем, но на ту доходность, которая есть, миноритарные акционеры вправе претендовать вместе с нами. Я думаю, получение дохода в виде выплат дивидендов наиболее оптимально. Мы платим налог на прибыль, а потом и налог на дивиденды. Пополняем региональный бюджет, бюджеты наших акционеров и своей головной компании. Все остаются довольны.
Что интересно, у нас совершенно разные миноритарии. Тех, кто покупал акции на бирже, меньшинство, большинство же получило акции во время реформы РАО «ЕЭС России». Может быть, это некрупные акционеры, но их больше, чем тех, кто покупал акции на рынке. Они получили акции генерирующей компании, сетевой и сбытовой. Из этой тройки мы единственные платим дивиденды, так как и у сетей, и у генерации огромные инвестпрограммы: все средства они направляют на обновление инфраструктуры. Наши акционеры в основном достаточно пожилые люди, они строили российскую энергетику. Выплачивая дивиденды, мы помогаем им, повышаем их доход. Иногда я бываю на собраниях и вижу, что люди в целом довольны.
«Транснефтьсервис С» (ТНС-С) продает электроэнергию с 2003 года. Главным клиентом компании была «Транснефть». В 2007–2008 годах ТНС-С приобрела контрольные пакеты в Нижегородской, Воронежской, Карельской, Тульской (городской), Ярославской энергосбытовых компаниях, а также в «Мариэнергосбыте». Впоследствии под управление ТНС-С попали сбытовая компания «Ростовэнерго», «Донэнергосбыт» и «Кубаньэнергосбыт». В результате образовался сбытовой холдинг, и «Транснефтьсервис С» смогла отказаться от контрактов с «Транснефтью» и сосредоточиться на продаже электричества населению и малому бизнесу в восьми регионах страны. Консолидированная выручка компании за 2011 год превысила 170 млрд рублей.
Главой и совладельцем ТНС-С является Дмитрий Аржанов. В 1997–1998 годах он работал в РАО ЕЭС, с 2002-го по 2006-й был исполнительным директором «Нижноватомэнергосбыта», после, в том же 2006-м, пришел в компанию «Транснефтьсервис С», которую возглавляет с апреля 2008 года.
Сетевая и сбытовая компания. В чем разница?
Трудности перевода
На практике мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, что люди не понимают разницу между сетевой и сбытовой компанией. А когда начинаешь объяснять, как правило, слышишь фразу: «Развелось вас тут. » Более того, этой разницы зачастую не понимают сотрудники государственных органов, направляя различные запросы не тому адресату. И даже судебные органы, которые являются вершиной юриспруденции, как правило, в судебных процессах просят растолковать принципы деятельности и различия данных компаний.
В данной статье я попытаюсь раскрыть этот вопрос как можно более понятно.
Историческая справка
Для начала хочу сказать, что так было не всегда. Раньше были предприятия, которые занимались и эксплуатацией электрических сетей, и продажей электроэнергии. И все граждане знали, что вопросам, связанным с электричеством, нужно было идти в «Горсеть».
Однако в начале 2000-х годов люди, которые занимались курированием вопросов энергетики, подумали и решили, что эта система в корне не правильна, так как такие компании являлись естественными монополистами не только по вопросам подключения (юридически правильно — технологического присоединения) к электрическим сетям, но и по вопросам продажи электроэнергии. Данные лица предложили разделить деятельность по продаже электроэнергии с деятельностью по эксплуатации сетей. Наше государство согласилось с данной идей и приняло федеральный закон от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ, а также иные нормативные документы, согласно которым деятельность сетевой и сбытовой компании была разделена.
В соответствии со ст. 6 данного закона юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка (как правило, в рамках одного региона) запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Вы спросите, как это так? Ведь электроэнергию производят те самые предприятия (то есть — Горсеть)? Как их вообще можно разделить? Отвечу вам: это не так. Электроэнергию производят электростанции (гидро-, атомные, ветряные и т. д.). Одной из самых известных является Саяно-Шушенская ГЭС. Известность данной станции связан с трагическими событиями 17 августа 2009 года, когда на станции произошла крупнейшая в истории российской гидроэнергетики авария и унесла жизни 75 человек. Но сейчас не об этом. Так вот, такие станции вырабатывают электроэнергию, а потом уже по проводам линий электропередач эта энергия добирается до наших с вами электроприборов.
Электроэнергия на станциях вырабатывается под высоким напряжением в несколько тысяч вольт. Соответственно, для бытовых электроприборов такой уровень напряжения не подходит. Для понижения уровня напряжения до необходимых нам 220 В между линиями электропередач устанавливают трансформаторные подстанции, а также применяют иные технические решения.
Так вот, сетевая компания занимается обслуживанием тех самых линий электропередач и трансформаторных подстанций, а также осуществляет деятельность по подключению и отключению объектов потребителей (например, домов) к электрической сети.
А энергосбытовая компания занимается продажей электроэнергии потребителям. Чтобы было проще для восприятия, скажу так: сбытовая компания является продавцом товара, а сетевая организация занимается доставкой этого товара до потребителей (естественно, не бесплатно).
Наверное, у вас возник вопрос: а зачем это вообще было делать и все усложнять? Для начала хочу сразу сказать, что владельцы электростанций и сбытовые компании — это разные организации. Электростанции производят электроэнергию и выставляют ее на продажу при помощи ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности). Сбытовые компании, в свою очередь, покупают электроэнергию на данном рынке (как на бирже) и потом продают ее в розницу с наценкой, размер которой ограничивает специальный орган по тарифам. Если помните, в советское время таких лиц называли «спекулянтами». Ну да ладно. Так вот, идея была в том, чтобы создать возможность для деятельности множества сбытовых компаний, которые будут друг с другом конкурировать и предлагать наиболее выгодные цены для потребителей. К сожалению, в реальности этого не получилось. Самые предприимчивые компании (которые, как правило, образовались путем выделения из тех же сетевых организаций) монополизировали рынок сбыта электроэнергии. По факту, в большинстве регионов продажей электроэнергии занимается одна-две сбытовые компании, которые поделили между собой этот рынок.
Иногда в отношении сбытовой компании можно услышать термин «гарантирующий поставщик электрической энергии». Это та же сбытовая компания, которой присвоен соответствующий статус. Определение данного понятия дано в ст. 3 федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». В отличие от обычной сбытовой компании, гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии.
Функционал
Итак, что получилось:
Сбытовые компании занимаются следующим:
• покупают электроэнергию на ФОРЭМ;
• заключают договоры энергоснабжения с потребителями;
• производят им начисления и принимают оплату.
• поддерживают надлежащее состояние электрических сетей (путем ремонта и реконструкции);
• строят новые необходимые объекты электросетевого хозяйства;
• обеспечивают бесперебойную передачу электроэнергии до потребителей;
• проверяют правильность снятия показаний приборов учета электроэнергии (счетчиков);
• проверяют состояние приборов учета электроэнергии на предмет повреждений и других неисправностей;
• выявляют лиц, «ворующих» электроэнергию;
• подключают объекты потребителей к электрическим сетям и отключают от них в рамках действующего законодательства.
Необходимо отметить, что с недавнего времени лицо, обратившееся в сетевую организацию за технологическим присоединением, может сразу туда же подать документы на заключение договора энергоснабжения. А между собой данные компании уже разберутся сами. Более подробно об этом будет написано в отдельной статье.
Ну вот и все, уважаемые читатели, что я хотел сказать по данной теме. Надеюсь, что для вас она была полезна.