Для чего нужен фонокорректор для винилового проигрывателя
Выбираем и настраиваем фонокорректор для проигрывателя виниловых дисков
Сохранить и прочитать потом —
Если ваш проигрыватель виниловых дисков не оснащен встроенным фонокорректором, а у усилителя или AV-ресивера нет соответствующего входа, вам не обойтись без внешнего фонокорректора. Впрочем, даже если проигрыватель или усилитель оснащены необходимыми схемами, внешнее устройство, скорее всего, позволит повысить качество звучания винила. Итак, выбираем фонокорректор.
Как вы уже наверняка знаете, звукосниматели проигрывателей виниловых дисков могут быть ММ (с подвижным магнитом) или MC (с подвижными катушками) типов. Эти звукосниматели существенно различаются между собой по электрическим параметрам и, соответственно, предъявляют различные требования к фонокорректорам. Однако и внутри каждого класса модели могут различаться между собой по параметрам (в особенности это относится к МС- картриджам), и хотя эти различия не требуют подбора специальных моделей фонокорректоров, иметь в них функции точной настройки под каждый звукосниматель весьма желательно. А теперь рассмотрим все это немного подробнее.
Фонокорректоры могут быть рассчитанными как на использование только с MM-звукоснимателями, так и универсальными, к которым можно подключать и ММ, и МС-картриджи. MM-фонокорректоры обычно имеют невысокую стоимость, так как их схема относительно проста по сравнению с устройствами, рассчитанными еще и на подключение MC-головок. Звукосниматель ММ развивает существенно более высокое напряжение, чем МС, что позволяет использовать для работы с ним схемы с меньшим коэффициентом усиления, да и задача борьбы с шумами здесь несколько упрощается. Так что, если вы слушаете винил только время от времени, ваш проигрыватель оснащен ММ-картриджем, в котором вы планируете менять иглу – смело приобретайте MM-фонокорректор. Выбрав топовую модель этого класса в каталоге известного производителя, вы можете быть уверены в высоком качестве звука и надежности. Его скромная стоимость будет объясняться исключительно более простой конструкцией за счет исключения MC-схемы, а также соответствующей коммутации.
Pro-Ject Record Box E — универсальный ММ/МС-фонокорректор со встроенным АЦП
Универсальные MM/MC-фонокорректоры представляют собой более сложные устройства. Дело здесь не только в повышенных требованиях, предъявляемых к параметрам MC-схемы, но и в том, что MC-картриджи обладают большей вариативностью с точки зрения выходных параметров. Соответственно, фонокорректоры для них нуждаются в соответствующей настройке входных параметров.
Чтобы понять это, давайте вспомним, как устроены ММ и MC звукосниматели. Выходной сигнал в любом из них снимается со звуковой катушки. Но если в ММ-картридже вес этой катушки, установленной внутри корпуса, не столь критичен, и она может содержать много витков, то в MC-моделях она закреплена на конце движущегося кантилевера и имеет всего несколько витков. Из школьного курса физики мы знаем, что в первом случае сопротивление катушки (как и развиваемый ею сигнал), будут существенно выше, чем во втором. Причем в MC-картриджах разница в один и даже пол-витка катушки может уже существенно влиять на параметры звукоснимателя, в то время как в ММ это не окажет заметного влияния на характеристики.
Есть еще одно решение для подключения MC-звукоснимателей – повышающие MC-трансформаторы. Эти пассивные устройства включаются между MC-головкой и входом MM-фонокорректора, и, по мнению многих ценителей винила, обеспечивают лучшее качество звука, чем «обычные» MM/МС-фонокорректоры.
Технология, по которой выполнен тот или иной фонокорректор, на самом деле не так заметно влияет на качество его звука, как правильная схемотехника и качество изготовления. Если удачные ламповые конструкции и неудачные полупроводниковые, и наоборот, а современные операционные усилители при правильном включении могут звучать не хуже схем на дискретных транзисторах. Все дело в конкретной реализации той или иной модели, оценить которую можно только с помощью личного прослушивания.
Итак, после того, как фонокорректор выбран, самое время приступить к его подключению и настройке. Для подсоединения к проигрывателю винила нужно использовать специальный фоно-кабель, задействовав и его клемму заземления в случае возникновения фона.
Простые MM-фонокорректоры, как правило, не имеют каких-либо органов управления, и в полной мере являются устройствами Plug and Play. Универсальные модели с поддержкой MM/MC имеют настройки входного импеданса (емкости и сопротивления), а также коэффициента усиления. Некоторые из этих настроек могут работать и для MM-секции, что в некоторых случаях может быть полезным. Настройки входных параметров нужно производить в соответствии с рекомендованными параметрами, указанными в инструкции на имеющийся картридж (или максимально близко к ним). Однако допустим здесь и некоторый эксперимент, в результате которого звучание проигрывателя удается настроить в соответствии с индивидуальными вкусами пользователя.
Rega Fono MM – ММ-фонокорректор
Среди дополнительных функций, на которые стоит обращать внимание при выборе фонокорректора, можно отметить фильтр низких частот (Subsonic) или как его еще называют – рокот-фильтр. Его использование в ряде случаев оказывается весьма полезным, так как позволит устранить низкочастотные колебания, возникающие из-за акустической связи между звукоснимателем, шумом массы грампластинки и акустическими системами. Еще одной опцией, появившейся в фонокорректорах в последнее время, можно считать USB-выход для оцифровки аналоговых записей на ПК. Если вам необходима подобная функция и вы уверены, что будете ей пользоваться, выбирайте именно такую модель. Во всех остальных случаях от нее лучше отказаться, так как сочетание в одном корпусе цифровых и очень чувствительных аналоговых схем точно не будет полезным для качества звука.
Стало интересно глубже окунуться в эту тему? Приходите 20 и 21 октября в Академию винила Pro-Ject и Аудиомании! Там вы сможете не только послушать расширенную лекцию, но и самостоятельно потренироваться в подключении и настройке. Также вы сможете задать профессионалам все интересующие вас вопросы по данной теме.
Для чего нужен фонокорректор для винилового проигрывателя
Для чего нужен фонокорректор: функции, особенности и применение
Бывают такие «скромные» устройства и составляющие, функции и значение которых с первого взгляда не видны, но при этом они обладают огромной ролью и значением. К таким устройствам можно смело отнести фонокорректор.
Находясь в цепочке системы звуковоспроизведения, фонокорректор является важнейшей составляющей, без которой винил невозможно было бы услышать.
Эксперты для увеличения функциональности звукопередачи в процессе прослушивания виниловых пластинок рекомендуют покупать фонокорректоры, объединенные с микшером или, к примеру, с аналого-цифровым преобразователем. По словам знатоков это обещает великолепный результат звукопередачи.
Функция фонокорректора
Любой ресивер и «усилок» обладает линейными входами для источников звука. Они предназначены для подсоединения рекордеров, всяческих дек, тюнеров и даже плееров. Такие устройства, как правило, настроены на тот или иной уровень сигнала (не менее 155-200 мВ). Данный показатель именуется не иначе, как «входная чувствительность» или «чувствительность входа».
Эти амплитудно-частотные характеристики впервые были стандартизированы RIAA (Американской Ассоциацией Звукозаписывающей Индустрии) в далеком 53 году. Со временем, когда технологии стали катализировать развитие индустрии, появилась отличная возможность сделать запись звука более низкочастотной. Так и был принят новый стандарт RIAA-78, обуславливающий амплитудно-частотные характеристики в более широком диапазоне.
Совместимость
Для обеспечения идеальной совместимости как с новыми, так и с виниловыми пластинками прежних лет, некоторые (очень многие) варианты фонокорректоров обладают адаптивными АЧХ, которые представляют собой некий промежуточный вариант между вышеописанными RIAA-78 и RIAA.
Известно также, что в коллекциях аудиофилов есть виниловые диски, которые были изданы еще до внедрения даже классического стандарта RIAA. Для воспроизведения таких экземпляров в некоторых разновидностях фонокорректоров специально предусмотрен такой режим функционирования, как Old Columbia LPs. Еще в хороших фонокорректорах часто имеются режимы воспроизведения винила на 78 оборотах. В данном случае устройство просто увеличивает уровень звукового сигнала.
А вот для устранения или подавления биений и пульсаций низких частот, которые обычно образуются из-за передачи вибраций от двигателя к проигрывателю, в фонокорректорах бывает установлен специальный фильтр.
Связь с головкой звукоснимателя
Как известно, все фонокорректоры можно разделить на ламповые и транзисторные. При этом ламповые устройства не могут принять сигнал MC-головки без участия повышающего трансформатора.
В современных проигрывателях применяются звукосниматели с электромагнитными головками MM и MC. Поэтому на сегодняшний день выпускаются специальные модели транзисторных устройств как для MM-головок, так и для MC-головок, а также комбинированные фонокорректоры-гибриды, в которых можно самостоятельно переключать тип головки при необходимости.
Самые «крутые» и продвинутые варианты фонокорректоров дают возможность выставлять необходимые параметры, что, в свою очередь, обеспечивает наиболее точную и четкую корректировку АЧХ.
Так как фонокорректор по своей «природе» умеет работать даже с минимальными сигналами, значительное влияние оказывают любые наводки от сети. В устройствах Hi-класса блок питания часто внешний.
Любители экспериментов и заядлые аудиофилы порой выбирают питание фонокорректора от аккумулятора или даже батареек.
Можно ли обойтись без фонокорректора?
Нет. Он совершенно незаменим, если вы, действительно, любите и знаете, что такое хороший звук, а не притворяетесь.
Без фонокорректора невозможно произвести правильную модернизацию аудиосистемы. А, купив специальную модель такого устройства, вам будет легко даже придать индивидуальность и особую «фишку» саунду вашей акустики.
Но, несмотря на огромное значение устройства, все же есть «лазейки», за счет которых можно попробовать обойтись и без него.
Существуют проигрыватели с уже встроенными в них фонокорректорами. Их можно подключать напрямую к усилителю. Если в ресивере или в «усилке» есть соответствующий Phono-вход, то к нему можно подключить проигрыватель даже без встроенного фонокорректора. Только перед этим обязательно следует уточнить, для какого именно варианта головки звукоснимателя предназначен данный вход.
И все равно мы придерживаемся мнения, что значение фонокорректора невозможно переоценить, потому что «прямое» подключение «вертушки» к усилителю никогда не даст самого лучшего звука. Решать вам!
Выбор фонокорректора к первому проигрывателю винила: сравнение восьми моделей ценой от 12 до 45 т.р.
Вы решили приобщиться к миру винила. Ностальгия, старая коллекция (мой случай), дань моде или иная причина — это не важно. Теперь важно реализовать решение в конкретных компонентах. Выбор фонокорректора, наряду с проигрывателем винила и головкой звукоснимателя — ключевой момент. И если для вертушек и картриджей существуют уже подобранные варианты, то выбор фонокорректора не так очевиден. А меж тем влияние фонокорректора на звук полученной виниловой системы трудно переоценить.
Сначала коротко о том, зачем нужен фонокорректор. Запись на виниловой пластинке имеет нелинейную АЧХ. Собственно, фонокорректор производит выравнивание этой нелинейности и производит усиление звукового сигнала, поступающего со звукоснимателя винилового проигрывателя. Это такой специализированный предварительный усилитель.
Обычно, первая виниловая система выбирается недорогой: ММ-звукосниматель, проигрыватель, минимально соответствующий выбранному звукоснимателю, и фонокорректор. Чуть меньше года назад и я сделал свой первый выбор: проигрыватель Pro-Ject X1 (во время покупки он стоил 58 000 рублей) и звукосниматель — Ortofon 2M Blue (стоимость 13 800 рублей).
Вот к этим компонентам я и постараюсь подобрать фонокорректор, дабы образовать сбалансированный виниловый сетап. Естественно, фонокорректоры — для ММ-звукоснимателя. В ценовой категории около 20 000 рублей.
Я использую стереоусилитель PAS-240, модель 6 от компании «Профиль Аудио» и авторскую акустическую систему ASP Optimus Classic SB II от Александра Серашова. Для соединения проигрывателя с фонокорректором используется штатный RCA-кабель с заземлением (идущий в комплекте с проигрывателем Pro-Ject X1) — Pro-Ject Connect IT. Для соединения фонокорректора с усилителем используется простой нонейм RCA-кабель стоимостью 1 000 рублей за пару.
Музыкальный материал, используемый для оценки звучания:
The Beatles «Abbey Road» — 2019, 50-th Anniversary Edition
Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon» — 2016, Pink Floyd Music Ltd.
W.A. Mozart «Requiem», Herbert von Karajan — 1968, Deutsche Grammophon
J.S.Bach «Selected Compositions for Pipe-Organ-1», Lionel Rogg, Organ of Grossmunster Zurich, Record by Harmonia Mundi — 1969, Balkanton
Иосиф Кобзон «Лунная рапсодия» — 1984, Мелодия
На тестировании были отслушаны следующие фонокорректоры:
(цены на фонокорректоры, здесь и далее, даны на момент написания статьи 20.11.2020)
Фонокорректор Никитина — реплика от К. Бабина (Москва), стоимостью 12 000 рублей.
Фонокорректор PS Audio PS-II Mk5 — реплика от К. Бабина (Москва), стоимостью 20 000 рублей.
Ламповый фонокорректор CleverAudio V3000 от А. Мельникова (Санкт-Петербург), стоимостью 17 900 рублей.
Фонокоректор Orbital Audio XL от А. Фефелова (Санкт-Петербург), стоимостью 20 000 рублей.
Фонокорректор Pro-Ject Phono Box S2 стоимостью 14 000 рублей.
Фонокорректор Cambridge Audio Solo стоимостью 18 490 рублей.
Фонокорректор Rega Fono MM стоимостью 25 500 рублей.
Фонокорректор Lehmann Audio Black Cube Statement стоимостью 44 436 рублей.
Результаты прослушивания:
Фонокорректор Никитина — реплика от К. Бабина (Москва)
Звучание: «мясное». Чуть больше баса. Чуть ярче, чем хотелось бы. Как бы чуть грубовато. Хотя иногда — эффектно. По сравнению со встроенным фонокорректором в усилитель Marantz PM-66SE — намного лучше.
Разрешающая способность: невысокая.
Глубина сцены: слабо выражена.
Детальность: меньше, чем хотелось бы.
Конструктив: корректор состоит из самого корректора и массивного блока питания, вставляемого в розетку. Никаких регулировок не предусмотрено. Тумблер питания — на задней панели фонокорректора. Таким образом, БП постоянно включен в сеть.
Индикатор включения — светодиод красного цвета на передней панели фонокорректора. Свечение не яркое. Не раздражает.
Дизайн: никакого дизайна.
Назначение: для головок MM и MC с высоким выходом.
Фонокорректор PS Audio PS-II Mk5 — реплика от К. Бабина (Москва)
Звучание: неожиданно точное и детальное. Всего в меру. Вначале кажется, что нехватка баса. Но вот зазвучал орган Гроссмюнстера — и бас показал себя. Детализация такова, что очерченность инструментов слышна на всем музыкальном материале. Даже Реквием, сложное произведение для воспроизведения с винила, отыгрывается удовлетворительно, хотя и понимаю, что здесь нужна MC-голова.
В «Come Together» появляется глубина сцены. А сдержанная запись «Обратной стороны Луны» звучит не так уж и сдержанно. Особенно впечатляет фееричность мелодиевского звучания Кобзона. Да, не Магомаев — такой мощи у Кобзона и быть не может, но бархатный баритон — наверное, лучший на эстраде Союза — звучит очень красиво.
Разрешающая способность: высокая.
Глубина сцены: сильно выражена.
Конструктив: фонокорректор состоит из двух одинаковых частей — собственно, фонокорректора и блока питания. Между собой они соединяются кабелем питания. Выключатель питания на задней стороне БП. Регулировки (неудобные, возможны только со снятием корпуса фонокорректора, хотя такая настройка и делается один раз) входной емкости (пФ): 100–150–220–250–320–370–470 (по умолчанию — 150 пФ).
Индикаторы включения: светодиоды красного цвета на передней панели фонокорректора и БП. Свечение не яркое. Не раздражает. Схемотехника: транзисторная.
Дизайн: утилитарный, без изысков.
Назначение: для головок MM и MC с высоким выходом.
Фонокорректор CleverAudio V3000 от А. Мельникова (Санкт-Петербург)
Звучание: очень цельное, сбалансированное. Можно слушать часами без утомления. Редкое совмещение точности и упругости. Недостаток — разрешающая способность чуть ниже ожидаемой. Совсем чуть-чуть хотелось бы лучше. Отсюда — нет той очерченности любого звука, как в предыдущем фонокорректоре (PS Audio PS-II Mk5). Чуть много баса.
Мне представляется, что этот ламповый фонокорректор — отличный выбор для первой виниловой системы. И уж точно своих денег стоит. Безусловно, сложные произведения — например, Реквием — этому фонокорректору удаются тяжело. Но в остальном — очень достойно! Выходное напряжение — чуть ниже, чем у предыдущих моделей. На одной из тестовых записей постоянно срабатывает защита усилителя от перегрузки.
Разрешающая способность: хорошая, но не выдающаяся.
Глубина сцены: очень хорошо.
Конструктив: фонокорректор состоит из моноблочной конструкции, вся комутация — на задней стороне. Лампы аккуратно светятся. Включатель питания на левой боковой стороне. Спереди — деревянная накладка со светодиодом в центре. Регулировки отсутствуют.
Индикаторы включения: светодиод красного цвета в центре деревянной панели фонокорректора. Свечение яркое. Не нужно яркое.
Дизайн: можно сказать, симпатишно. На четверочку.
Назначение: для головок MM.
Фонокорректор Orbital Audio XL от А. Фефелова (Санкт-Петербург)
Звучание: хороший баланс между точностью звучания, яркостью и разрешающей способностью. Реквием подается очень цельно. И «Обратная сторона Луны» с «Монастырской дорогой» звучат узнаваемо и достойно.
Но менее сложные произведения — орган — обнаруживают недостаток разрешающей способности: не хватает воздуха. Не то, что бы его совсем не было. Нет, воздух присутствует, но не так объемно, как у PS Audio PS-II Mk5. А очень приличная мелодиевская запись Кобзона подается крайне эмоционально, и тут тоже сказывается небольшая нехватка разрешающей способности — бархат Кобзона стал менее слышен.
Общее впечатление от этого фонокорректора: очень похож по характеру звучания на PS Audio PS-II Mk5, но чуточку проигрывает ему в разрешающей способности, совсем чуть-чуть. И — чуть много баса. Чуть более плотная подача.
Разрешающая способность: достаточная, но не выдающаяся.
Глубина сцены: хорошая.
Конструктив: фонокорректор моноблочной конструкции. Все коммуникации — на задней стороне. Тумблер питания на задней стороне. Регулировки отсутствуют.
Индикаторы включения: светодиод белого цвета в центре передней панели. Свечение умеренное. Но могло быть и чуть приглушеннее.
Схемотехника: операционные усилители.
Дизайн: для авторской модели — впечатляет. Конструкция сделана качественно, в черно-белом исполнении. Передняя панель — белая, толщиной 5 мм — смотрится достойно. Никаких зазоров. Даже амортизация — лучше, чем у остальных моделей. Упаковочная картонная коробка с полиграфией.
Назначение: для головок MM.
Фонокорректор Pro-Ject Phono Box S2
Звучание: удивительно точное. Сам фонокорректор очень маленьких размеров и от него не ожидаешь хорошего звука. А вот поди ж ты! Очень слитно, баланс звучания очень трогает. Низ упругий, верха детальные, но не звонкие и не навязчивые, а то, что называется — в меру. Середина не выпирает. Разрешающая способность очень хорошая, я бы сказал — достаточная и больше не требуется.
Весь материал, который я выбрал для тестирования, звучит с этим фонокорректором благородно-сдержанно. Не ярчит, не темнит. Реквием отыгран на одном дыхании. В общем, тот случай, когда можно написать: настоятельно рекомендую. С учетом цены, массы настроек, поддержки не только ММ-, но и МС-голов — однозначно лучший выбор.
Разрешающая способность: высокая.
Глубина сцены: хорошо выражена.
Конструктив: корректор состоит из элегантного корректора и небольшого блока питания, вставляемого в розетку. Регулировки выведены в виде DIP-переключателей на нижнюю плоскость корректора. Можно настроить: усиление — 40/43 дБ для ММ- и 60/63 дБ для MC-головок. Входное сопротивление: 10,100 Ом, 1 кОм, 47 кОм. Входная емкость: 100, 200, 320, 420 пФ. Кнопка включения подавителя сверхнизких частот — на задней поверхности. Кнопка включения/выключения питания — на передней панели фонокорректора. Таким образом, БП постоянно включен в сеть.
Индикатор включения: светодиод синего цвета на передней панели фонокорректора, что удобно. Свечение не яркое. Не раздражает.
Схемотехника: не вскрывал, но судя по размеру — операционные усилители..
Дизайн: симпатичный минимализм.
Назначение: для головок MM и MC.
Фонокорректор Cambridge Audio Solo
Звучание: сдержанно точное. Бас быстрый, упругий. Верха сдержанные. Их достаточно, просто они естественные и не выпирающие. Середина на месте — голос звучит естественно и узнаваемо. Если коротко: сдержанное благородство. Сам фонокорректор аккуратно выполнен в серо-белой гамме.
Реквием, пожалуй, отыгран наиболее цельно — сцена отличная как по фронту, так и в глубину. А само произведение, чрезвычайно чувственное, добавило небольшую нехватку эмоций самого корректора. Разрешающая способность такова, что только подчеркивается точность подачи. Ни больше — ни меньше. Вообще, очень сбалансированное звучание, может даже чуть суховатое.
Те произведения, что изначально были записаны эмоционально — например, «Лунная рапсодия» Кобзона — звучат весьма благородно. Весь материал, который я выбрал для тестирования, звучит с этим фонокорректором благородно-сдержанно. Как по мне — фонокорректору чуть не хватает эмоций.
Разрешающая способность: точно найденная.
Глубина сцены: хорошо выражена.
Конструктив: фонокорректор выполнен в виде моноблока. Из регулировок — баланс каналов, выведенный на заднюю сторону. Более никаких регулировок.
Кнопка включения/выключения питания: на передней панели фонокорректора.
Светодиод белого цвета: светит не ярко. В положении ожидания — очень деликатно, но и в рабочем состоянии свечение не яркое. Не раздражает.
Схемотехника: не вскрывал, но судя по размеру — операционные усилители..
Дизайн: симпатичный минимализм.
Назначение: для головок MM
Фонокорректор Rega Phono MM
Звучание: яркое, эмоциональное. Бас быстрый, упругий. Верха с небольшим перебором. Не то что бы их было уж очень много. Но с учетом хорошей разрешающей способности — чуть звенят. Середина чуть внутри — хочется, чтобы голос чуть выступал вперед. Сам фонокорректор аккуратно выполнен в черной гамме.
Те произведения, которые записаны сдержанно (как орган Гроссмюнстера), звучат, пожалуй, наиболее интересно. А вот эмоциональная запись Кобзона звучит с небольшим эмоциональным перехлестом и жестковато. Реквием отыгран неожиданно нейтрально. А «Обратная сторона Луны» подана в меру.
Как по мне, фонокорректор чуть ярчит, и подача высоких частот могла быть мягче. Проявляется это на различных записях по-разному: эмоциональная запись подается с небольшим эмоциональным перебором. А вот нейтральная запись звучит по-новому свежо.
Разрешающая способность: высокая.
Глубина сцены: хорошо выражена.
Конструктив: фонокорректор выполнен в виде самого корректора и небольшого выносного блока питания. Никаких регулировок.
Кнопка включения/выключения питания — на передней панели фонокорректора. При включении на передней панели загорается надпись «Rega» красного цвета — светит не ярко. Не раздражает.
Схемотехника: не вскрывал, но судя по описанию — транзисторная.
Дизайн: симпатичный минимализм.
Назначение: для головок MM
Фонокорректор Lehmann Audio Black Cube Statement
Звучание: энергичное. Бас быстрый и упругий. Верхов чуть больше, чем хотелось. Но не звонко и не переходит в яркость. Вокал на месте. Сцена широкая. И глубокая. Детализация и разрешающая способность хороши. Сам фонокорректор аккуратно выполнен в минималистичном дизайне.
Весь тестовый материал предстал в новом звучании. Как будто мы перешли в следующую категорию качества. Да так и есть! Ведь цена этого фонокорректора вдвое выше остальных участников теста!
Этот фонокорректор взят на тест с двумя целями: а) выяснить, увеличилось ли качество существенно? б) если да — не пора ли приступить к тестированию следующей порции фонокорректоров в ценовой категории 50–60 т.р.? И на оба вопроса ответ — ДА!
Разрешающая способность: высокая.
Глубина сцены: высокая.
Конструктив: фонокорректор выполнен в виде самого корректора и небольшого выносного блока питания.
Регулировки: выбор типа звукоснимателя — MM/MC, выбор усиления, выбор входного сопротивления MC-звукоснимателя.
Кнопка включения/выключения питания — нет. Включаем/выключаем, вставляя/вынимая блок питания в/из розетку/и. Либо фонокорректор постоянно включен. Неудобно. Во включенном состоянии рядом с выходными терминалами загорается светодиод синего цвета. Светит не ярко. Не раздражает.
Схемотехника: не вскрывал, но судя по описанию — операционные усилители.
Назначение: для головок MM и MC.
Послесловие
Тестирование заняло два месяца. Я намеренно не привожу технических характеристик того или иного фонокорректора, дабы избежать магии цифр. Только послевкусие от звучания. Первоначально я задумывал тест пяти фонокорректоров в ценовой категории около 20 000 рублей.
Причем сюда должны были войти как промышленные варианты, так и авторские решения. А также был интерес в тестировании различной схемотехники: лампа, транзистор, операционные усилители. Но затем я расширил тест, добавив в него недорогой фонокорректор и заведомо более дорогое решение.
Недорогой вариант сразу показал свою ненужность. А более дорогой фонокорректор показал: есть куда двигаться. Увеличение качества звучания — существенное. И замена фонокорректора, даже для начального уровня — очевидный путь повышения качества звучания винилового сетапа и подготовка к модернизации.
После замены фонокорректора модернизация может вылиться в переход на MC-звукосниматель. Ну и для раскрытия потенциала нового MC-звукоснимателя — замена проигрывателя. И т.д.
Но вернемся к выбору первого фонокорректора. Любой компонент системы должен быть в балансе с остальными компонентами системы. Это означает, что добавляемый компонент не должен ухудшать звучание системы. Но и покупать бескомпромиссные варианты (по любому предлогу: много денег, перфекционизм, неразборчивость, etc.) — не целесообразно. Должен быть минимально достаточный уровень звучания в рамках бюджета (в данном случае — 20 т.р.).
Безусловно, на принятие решения влияют не только целесообразность с точки зрения баланса получаемой системы, но и иные моменты: вкусовые предпочтения (скажем — только лампа!), эстетические предпочтения (у меня все компоненты одного производителя, ну или все — черное), наконец — неконтролируемый эмоциональный всплеск (ВАУ-покупка).
Поэтому первый совет: отключите эмоции.
Совет второй: не спешите (тут позволю вспомнить свои ощущения: никогда окончательное мнение у меня не совпадало с первым впечатлением).
Третий совет: возьмите предполагаемый компонент на прослушивание и это прослушивание должно быть долгим (не менее 5 дней, суммарно — более 10 часов). При тестировании нового компонента не слушайте другие варианты.
Четвертый совет: обязательно попробуйте несколько вариантов.
. а для себя, в качестве первого фонокорректора я выбрал PS Audio PS-II Mk5 от К. Бабина.
Комментарии
Прекрасная публикация по одной из самых актуальных аудиотем! Я хоть и ушел от винила, но с удовольствием всё прочитал. Прекрасно помню, как всего 4 или 5 лет назад я терзался вопросами выбора корректора в этой ценовой категории. Приходилось находить ответы в форумах по крупицам. А здесь сравнительное прослушивание, конкретные рекомендации. Это многого стоит. В общем, респект автору!
С большим удовольствием читаю ваши заметки. Очень актуально для меня. Среди официальных авторов сравнительный обзор нескольких устройств сейчас практически не используется, очень зря. В вашем случае особо приятен взгляд конечного пользователя. Ну и очень импонирует ваш подробный системный анализ. Спасибо, приятно читать, продолжайте.
Я хоть и не слушаю пластинки но почитать было интересно, спасибо за труды.
На самом деле фонокорректор это технически одно из самых простых устройств и себестоимость его невысока.
Да вот если бы. На деле реально хорошие корректоры никогда не были ни простыми ни дешевыми. Казалось бы, противоречит формальной логике, но на деле все именно так.
Я не имею ввиду стоимость продажи, она может быть в разы выше себестоимости. Себестоимость: стоимость комплектующих, сборки конструкции и настройки. Там нечему быть дорогим, на 45 т р никак не набирается. Кто хотя бы раз сам собрал и отладил поймет это сразу, самое дорогое из всего это корпус и блок питания. Посмотрите фото их плат и сами это поймете. Почему то здесь никто целенапраленно не измеряет их АЧХ и суммарную АЧХ с картриджем, просто тасуют методом тыка в надежде найти звук, который нравится. Вопрос балансировки по каналам по совместной АЧХ: картриж+фонокорректор не обсуждается, как будто его вообще не существует, а он есть. Априори считается, что дорогой фонокорректор лучше дешевого, а это не всегда так.
Почему же при вычислении себестоимости, даже люди получившие советское образование, забывают стоимость разработки и изготовления? Почему?
Потому что у советских людей и овощи с дачи «бесплатные».
Так что я бы не стал так все упрощать.
Вы видимо не удосужились поискать хотя бы одну фотографию тех аппаратов, которые я привел в качестве примера. Там все куда сложнее и дороже. Я понимаю почему это так.
Не может быть такой стоимость нескольких транзисторов, резисторов и конденсаторов +корпус+БП.
Вы же вроде в Союзе образование получали.
Да что вы в самом деле!
Ну нафига вот всё это нужно
ясно ведь, что всё то же самое можно сделать с помощью пары операционников и горстки резисторов с конденсаторами, а в качестве блока питания можно использовать зарядник от мобилы
“Зачем тратить деньги на понты. ®️™️“
P:S. Камрад Радиолюбитель прав в том, что в большинстве бюджетных фонокорректоров ничего другого и нет
Но конечно же это во внимание не принимается потребителем. Разработчик же питаться должен святым духом. Да и вообще может сдохнуть сразу после окончания работ. Не беда, новых наймут.
Luxman eq-500 и Прибой 101 имеют схему один в один, отличия только в RC-фильтре.
дезинформируют рекламщики и маркетологи, статьи на этом сайте, создавая легенду, миф о прямой зависимости качества звука от стоимости аппарата
Ясное дело, качество звучания вообще никакой связи с ценой аппарата не имеет.
И вкус продуктов с ценой никак не связан, что бы там нам всякие маркетологи «Азбуки вкуса» не пытались внушить. Да и в любой другой области…
Хороший сыр улучшает восприятие музыки, да и целого мира. Поэтому и вертушка автомат, руки вечно жирные от сыра.
Luxman eq-500 и Прибой 101 имеют схему один в один, отличия только в RC-фильтре.
и звучат совершенно одинаково, ага
Поэтому и вертушка автомат, руки вечно жирные от сыра.
Автомат, и совершенно этого не стыжусь
Прибоевский корректор в стадии изготовления, люксмана не слушал, но можно устремиться навстречу друг другу
а что там в разы дороже—разьемы платиновые? полный набор стоит около 3-4 тыс рублей. только настроить надо уметь а то как автор 2 месяца слушал да он через день забыл как звучит первый. и ни одного ТТх
RIAA считается по трём формулам с четырьмя неизвестными, одно неизвестное задаётся с потолка ( допустим R1) и все значения вычисляются. Причём здесь советская школа. По сути эта цепочка эквалайзер, что бы кривую ачх пластинки сделать ровной. Согласен с Радиолюбителем, что цель достигается не дорогими средствами. А окрас можно накрутить и дорогими устройствами. Чем богаче тем лучше.
По сути эта цепочка эквалайзер, что бы кривую ачх пластинки сделать ровной
Согласен с Радиолюбителем, что цель достигается не дорогими средствами.
и то верно, что может быть дешевле эквалайзера
можно конечно орехи колоть и микроскопом, можно и этот эквалайзер вкрячить в фонокорректор и настроить RIAA. Но Прибой 101 и Люксман использовали попроще. Люксман добавил ещё один резистор (красный на эскизе). Люксману надо было ещё править свой выходной трансформатор. Ведь никто не будет спорить, что не возможно сделать выходной трансформатор с линейной характеристикой.
очень миленькая схема с пассивной коррекцией. Много вы такой освежающей простоты встречали в «корректорах за 20К₽»? Нет? А что вдруг? Ну и конечно ничто не может быть проще БП для этих двух триодов, это вам любой производитель Лучших товаров с Аликспресс скажет
Посмотрите на Люксман
посмотрел, возникли два вопроса:
1. Вы уверены что всё это можно организовать за пять копеек?
2. В вашем предидущем посте был катодный повторитель- RC фильтр-триод а в этом два каскада SRPP с фильтром между ними. Я конечно безнадёжный гуманитарий, но мне тем не менее кажется что общее в этих схемах то, что они нарисованы кружочками и палочками
Я считаю только свои деньги, мне известна сумма за которую я повторил Прибоевский (Люксманский) корректор, это не 5 копеек, больше.
По второму вопросу предлагаю найти схему полную Прибоя и Люксмана, и не будет вопросов к моим картинкам. Фонокорректор это усилитель, между каскадами включён RC-фильтр, только его и хотел показать.
Вы понимаете, всё зависит от тиража. Если это штучное изделие, над которым корпел целый отдел высококлассных спецов- это одна себестоимость. и стоимость самого изделия.
Но если это же изделие поставить на конвеер и разделить все затраты на тираж- то и цена будет на много порядков ниже. Как пример- цена на Нагры/Стелавоксы, и цена на Ревокс А/Б 77. А ведь, по большому счёту, отстроенный Ревокс переигрывает и Нагру, и Стелавокс! Вот Вам и ценообразование.
И ещё одно. Не всё зависит от цены. У меня три фоника- Дуал ТВВ 46, ТВВ 47 и Аарон. Дуали стоят всего по сотке баксов, а вот Аарон- полторушку евро. Но многим моим знакомым звучание Дуалей нравится больше, чем Аарона.
Понимаете, главное в системе- это не звук, а именно звучание. Я слушал разные системы. И дешёвые, и дорогие. Редко когда попадается система, которую без «напряга» можно слушать целый день. Обычно- час, ну от силы- два- и ты устал. Давит звук тебя. Хоть там и низы, и середина, и верха. Давит и всё тут. А вот трындящая целый день радиоточка- не давила. Хотя в ней-то всего 100- 12500 герц. Вот я о чём ещё хотел сказать.
эта схема которая нарисована от руки неправильная-фильтр надо подключать к аноду а не к катоду
Спасибо, весьма интересно. Особенно тем, что выбранный сегмент корректоров редко бывает охвачен какими либо тестами, но весьма востребован для начинающих и для владельцев бюджетных систем.
Любопытная статья. Как раз примерно в этом бюджете сейчас планирую купить первый внешний фонокорректор.
ПС: а что можете сказать о выборе между клоном Creek 8SE и Pro-Ject’ом?