Для чего нужен формат raw

Почему фотографы выбирают формат RAW для фотографирования?

Приветствую Вас на своем блоге вновь. С вами на связи, Тимур Мустаев. Как только начинающий фотограф освоит управление своего фотоаппарата, он начинает интересоваться, что такое RAW формат фотографии. В этой статье вы узнаете, что это, почему лучше фотографировать в формате RAW и какие преимущества можно из этого для себя получить? Приступим к разбору по порядку.

Определение понятия

Начнем с самого простого вопроса. Что такое raw формат?

RAW (от англ. слова raw – сырой) – один из форматов данных, содержащий необработанную информацию, которая получается прямо с фотоматрицы. То есть файл хранит полную информацию об изображении.

В мире фотографии «сырой» формат является совершенным, поскольку только серьезные фотоаппараты позволяют использовать данный формат.

Важно! RAW – это обиходное название формата. Но стоит знать, что в Nikon формат RAW – это NEF, а в Canon – CR2.

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Плюсы и минусы данного формата

Преимущества:

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Недостатки формата:

Советы по съемке

Когда следует снимать в «сыром» формате?

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Открытие «сырого» файла

Как открыть файл?

Один из самых простых методов – двойной щелчок мышью по данному файлу. В этом случае Windows должен сам выбрать программу для открытия подобных файлов по умолчанию.

Если файл не открывается, что делать? Основная причина – отсуствие прикладной программы для просмотра и обработки подобных «сырых» расширений. Поэтому нужно ее установить!

Программы-конвертеры

Чем открыть формат RAW?

Самая простая программа для открытия и обработки должна предоставляться самим производителем зеркальной фотокамеры в комплекте на диске. Так, у Nikon – Nikon Imaging и Capture NX, а у Canon – Canon Utilities RAW Image Converter.

Если говорить о более профессиональных программах, то самая популярная утилита – Adobe Photoshop Lightroom. Он поможет не только обработать фотографию, но и отправить на публикацию для продажи.

Второй по популярности считается всем известный Photoshop. Хочется заметить, что одной установкой программы не отделаться. Необходимо установить вспомогательный плагин Adobe Camera RAW, который будет переводить информацию для фотошопа на доступный язык.

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

На сегодняшний день данный плагин уже по умолчанию входит графический редактор фотошоп, так что можете не беспокоиться о дополнительных закачках.

Главный недостаток и «Лайтрума», и «Фотошопа» ‒ цена лицензии.

Хочу теперь составить список бесплатных программ, которые встречаются реже:

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Блиц-советы по съемке

Лично я фотографирую в 2-х форматах одновременно, это RAW+JPEG хорошего качества. В чем данное преимущество? Все просто. После сотни отснятых снимков, необходим просмотр и отбор. Поэтому, в формате JPEG я просматриваю все сделанные фотографии и удаляю ненужные (в том числе и сырые). После чего с оставшимися, можно работать, то есть обрабатывать и доводить до ума.

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Важно! Знайте, любая фотография, сделанная либо любительской зеркальной фотокамерой, либо профессиональной, нуждается в обработке.

Напоследок, мой вам такой совет. Если вы действительно хотите научиться делать качественные фотографии и правильно их обрабатывать, развивайтесь и совершенствуйтесь в этой области, не стойте на месте. Это принесет вам больше эмоций и положительных впечатлений от фотосъемки.

Вот несколько видео курсов, с которых начать свое развитие:

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для любителей фотокамеры CANON.

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для любителей фотокамеры NIKON.

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

На этом я заканчиваю свою подробную статью на тему «сырого» формата. Помните, что профессиональные фотографы выбирают формат RAW, поскольку он является материалом для преобразования их творческих идей! Делитесь в социальных сетях, а также подписывайтесь на дальнейшее обновление моего блога.

Источник

Что такое RAW формат и почему нужно снимать в нем

Это сырой слепок снятой сцены с матрицы фотоаппарата без какой-либо обработки внутри камеры.

Вы видите снимок таким, каким видит его матрица камеры:

Для чего нужна съемка в raw

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Она позволяет исправить ошибки съемки при конвертации, не нанося большого ущерба техническому качеству фотографии.

Вы можете легко подправить экспозицию или баланс белого, не добавляя шумов и артефактов сжатия. Исправить искажения объектива или наложить виньетку.

Формат RAW содержит большой массив данных, что позволяет программам вносить серьезные изменения, не ухудшая исходного качества кадра.

Как будто вы просто пересняли кадр с другими параметрами съемки.

Съемка в RAW не отменяет правильную композицию, экспозицию и умение все это делать.

Не считайте, что можно вытянуть любой кадр из RAW и исправить любые огрехи съемки. Хороший кадр с убитой экспозицией вытянуть сложно.

Зачастую и невозможно, если говорить о технически качественной фотографии.

Нужно ли снимать только в RAW формате

Не нужно впадать в крайность.

Если глубокое редактирование снимка не планируется, то съемка в RAW избыточна.

Формата JPG хватает для обычной фотосъемки в домашний альбом или для социальных сетей при умении экспонировать снимок и строить кадр.

Вы правильно экспонируете кадр, фотоаппарат добавляет насыщенности и резкости при конвертации RAW в JPG внутри себя.

На выходе вы получаете вполне пригодный снимок для домашнего альбома или печати в формате jpg.

При съемке в критичных условиях для фотоаппарата, формат RAW предоставит больше возможностей при исправлении проваленных теней, пересветов, баланса белого и контраста.

Он обеспечивает большее качество итоговой фотографии при глубоком редактировании и ретуши снимков.

Стоит ли фотографировать в RAW?

Да, но нужно понимать его плюсы и минусы в конкретных условиях съемки.

Профессиональная же коммерческая ретушь и обработка немыслима без raw формата.

Почему RAW серый и блеклый

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Файл RAW это слепок с матрицы фотоаппарата, который не подвергся никакой обработке внутри камеры.

На экране фотоаппарата вы видите JPG версию снятого RAW файла. Фотоаппарат же сохранит снимок на флешку в том формате, который указан в настройках камеры.

Поэтому многие начинающие теряются, увидев серенькие бледные фотографии вместо тех сочных снимков, что показывал фотоаппарат на своем дисплее.

И для возврата былой сочности RAW нужно сконвертировать в JPG, TIFF или передать для глубокой обработки в фотошоп.

Ручная конвертация RAW на голову превосходит ту, что делает камера автоматически. Но для этого нужно уметь использовать программы RAW конвертации.

Конвертация RAW формата

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

На фотографии вы видите переведенный на скорую руку raw файл с наложенной имитацией пленки. При обработке RAW был исправлен баланс белого, осветлены тени и добавлена резкость.

Фотоаппарат с подобный качеством конвертировать не умеет.

Чем открыть RAW для конвертации?

Программ конвертации множество, но наиболее известны в среде профессионалов:

Модуль Camera RAW встроен в фотошоп, и автоматически запускается при попытке открыть RAW через фотошоп.

Также модуль ACR можно использовать как фильтр, накладываемый на слой с изображением при работе в фотошопе.

Lightroom это рабочая лошадка коммерческих фотографов, снимающих на потоке.

Легкость обработки кучи фотографий одним пакетом и одним пресетом выводят ее на первый план при потоковой съемке.

Свадебщики и любители пресетов за репост обожают лайтрум.

Capture One позволяет легко получать маски по цветовому диапазону, включая маску кожи.

Это существенно облегчает обработку и ретушь, но фанатов у программы сравнительно немного.

Вы легко найдете сотни часов обучающего видео по любой программе на Ютубе.

Суть проста, как два рубля одной монеткой.

Передвигая слайдеры тонового диапазона или настройки цвета, добейтесь соответствия изображения вашему замыслу, пониманию прекрасного или галлюцинациям.

Автор сей статьи предпочитает связку Camera RAW и Photoshop. Но автор не работает на поточной съемке, где предпочел бы удобство каталога Lightroom’а.

Техническое описание процесса конвертации вы можете узнать здесь на отличном ресурсе Cambridge In Color.

Когда нужно снимать и обрабатывать в формате RAW

Когда вам нужен качественный результат, а не скорость отдачи отснятого материала.

Если вы желаете снимать портреты, работать с предметкой или осваивать съемку интерьеров, то формат RAW обязателен.

Пытаясь обработать или отретушировать в фотошопе или лайтруме внутрикамерный jpg, вы будете работать с файлом, который уже претерпел программное сжатие и обработку внутри камеры.

Сжатие приводит к уменьшению плотности пикселей на снимке, уменьшению видимого количества цветов и их вариативности, и, возможно, артефактам сжатия или пикселизации изображения при сильном изменении кадра.

Ручная конвертация в лайтруме или Camera RAW позволяет отнестись к снимкам бережнее, что приводит к отсутствию вышеуказанных проблем.

Вы используете изначально больший динамический диапазон, что позволяет избежать проявления дефектов при редактировании снимка.

Иначе говоря, программную мощь лайтрума или фотошопа в фотоаппарат не затолкать.

Внутри фотоаппарата работают более примитивные алгоритмы конвертации, настроенные на некий усредненный результат, который устроит гипотетическую домохозяйку.

К слову сказать, некоторые профессиональные фотоаппараты не умеют снимать в jpg в принципе.

Про то, что при ручной конвертации можно нарисовать маленький шедевр прямо в лайтруме или ACR, я говорить не буду.

Довольно неплохой обучающий ролик, рекомендую к просмотру. Не бойтесь английской озвучки. Все понятно и без слов.

Что выбрать

В интернете популярны споры о том, что лучше raw или jpg. Их нельзя сравнивать, поскольку это разные инструменты, служащие разным целям.

Если вы не знаете, какой формат съемки использовать, то выставите в настройках съемку в формате raw+jpg.

Снимая, вы получите два варианта одного кадра.

Многие отвергают этот способ, поскольку занимается большой объем карты памяти и запись кадра происходит несколько медленнее.

Однако карта памяти большого объема и высокого класса позволяет избежать этих проблем.

Карта 64 Gb 10 класса спасет любого начинающего фотографа при любом формате съемки.

Подробнее про плюсы и минусы каждого формата вы можете прочитать в статье: «RAW или JPEG и в каком формате фотографировать».

Источник

Формат RAW: что это такое. RAW или JPEG что лучше?

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

RAW с английского переводится как «сырой, незавершенный». Если в обычной жизни данное качество нельзя рассматривать как плюс, то в цифровой фотографии «сырой» формат — наиболее совершенный. Лишь самые серьезные цифровые камеры позволяют сохранять снимки в RAW, чтобы отложить часть важных настроек до этапа обработки и выжать максимум из фототехники.

Что такое RAW

Если универсальные форматы изображения JPEG и TIFF можно считать цифровым эквивалентом слайда (или конечного отпечатка), то RAW — аналог пленочного негатива. «Полуфабрикат», предполагающий различные варианты дальнейшей обработки, в ходе которой будет получен тот или иной результат.

Чтобы понять смысл «сырого» формата, стоит пойти от противного. При использовании JPEG картинка проходит пять этапов: захват аналогового сигнала матрицей, перевод в цифровую форму (аналогово-цифровой преобразователь), цветовая интерполяция, обработка в соответствии с настройками камеры, сжатие с потерей качества. Половина настроек встречаются в любых фотоаппаратах, в том числе пленочных (экспозиция, чувствительность ISO, метод замера, работа автофокуса). Остальные настройки имеют отношение к формату JPEG: * Цветопередача. Различные варианты («живая», «насыщенная», «естественные цвета»). Режимы монохромной съемки. Коррекция цветовых составляющих RGB. * Баланс белого. Если снимок получается синим или красным, выбрана неверная установка White Ballance. * Яркость и насыщенность. * Микроконтраст. Фигурирует под английским словом sharpening или русским «резкость», хотя к настоящей резкости не имеет отношения. * Степень сжатия. Различные варианты вроде «суперкачества» (super-fine) на деле означают лишь то, что потери сведены к минимуму.

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Цифровой «негатив» записывается на карту сразу после этапа оцифровки аналогового сигнала. Его использование позволяет отложить все эти настройки до этапа обработки на ПК.

Цветовая интерполяция

Типичная матрица цифровой камеры состоит из расположенных на одной плоскости ячеек, которые реагируют только на яркость, формируя монохромное изображение. Чтобы получить информацию о цвете, инженер компании Kodak Брюс Байер 20 лет назад предложил установить перед каждой ячейкой фильтр одного из трех цветов — зеленого, красного и голубого, которые в сумме дают нужный оттенок. Данная технология используется по сей день. На каждую ячейку с красным и голубым фильтрами приходится две с зеленым, поскольку этот цвет содержит основную информацию о яркости.

После преобразования в цифровую форму картинка состоит из пикселей красного, зеленого и синего цветов. Для непосредственной работы такое промежуточное изображение непригодно. Чтобы каждый пиксель на выходе имел естественный оттенок (то есть включал все три цветовые составляющие), процессор камеры или RAW-конвертер суммируют цвет соседних пикселей, для чего используется сложный алгоритм цветовой интерполяции.

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

В зависимости от производителя и конкретной модели ЦФК, RAW-файл может содержать данные как до интерполяции, так и после (до этапа конечной обработки). В большинстве современных цифровых камер используется первый подход, так как программы конвертирования RAW почти всегда предлагают более совершенные алгоритмы. К тому же они постоянно совершенствуются, а процессор фотоаппарата можно поменять, купив новый. Улучшение внутрикамерных алгоритмов JPEG развивается параллельно с совершенствованием матриц. Именно оно нередко определяет преимущества новых моделей перед предшественниками — например, зеркалки Nikon D40 над D70.

Одинаковая матрица, но D40 — более «свежая» модель, и поэтому она обеспечивает лучшее качество JPEG. Но еще лучшего качества можно добиться, снимая на D70, если вообще отказаться от формата JPEG!

«Сырое» качество

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Необработанный RAW, показанный на этом примере, был снят камерой Canon ® EOS™ 20D© 2006 Raw Release.

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Тот же самый рав после обработки в программе Phase One® Capture One™ © 2006 Raw Release.

В RAW-файле потенциально всегда больше информации, чем в конечном. RAW-конвертеры различным образом используют эти данные. Одни лучше подходят для обработки недоэкспонированных снимков, другие «выжимают» максимум из снятых с оптимальными настройками.

Как правило, АЦП (аналогово-цифровой преобразователь) обеспечивает глубину цвета 12 бит. Есть и более продвинутые исключения: Canon 40D (14 bit), Fuji S5 Pro (14 bit x 2), Pentax K10D (22 bit). При съемке в формате JPEG мы получаем обычные 8-битные файлы, сразу годные для печати. «Лишняя» информация используется процессором, чтобы компенсировать недостатки цифрой матрицы (узкий диапазон яркостей, шум). Но даже в самых мощных и продвинутых моделях «лишняя» информация не используется на 100%. RAW хранит всю информацию, которую дает блок АЦП, включая исходную разрядность (глубину цвета).

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

После того как файлы скопированы на компьютер, вы сами решаете, что делать с 12-битными данными. 12-битный RAW дает возможность безопасной экспокоррекции в пределах двух ступеней экспозиции в каждую сторону. Используя в RAW-конвертере инструмент экспокоррекции (просто перемещая ползунок), вы смещаете рабочую область конечного файла (8-битного). Если ваша камера слегка ошиблась в выборе параметров экспозиции, это позволит «вытягивать» тени и света без каких-либо тональных искажений или иных побочных эффектов, которые имеют место в случае серьезной тоновой коррекции.

Если же экспозиция изначально определена точно, за счет большей разрядности вы можете получать более глубокие, детализованные изображения, конвертируя «сырые» файлы в формат TIFF с 16-битным цветом. Разрядность RAW позволяет использовать этот формат для получения фотографий с расширенным динамическим диапазоном — High Dynamic Range (HDR).

Многообразие форматов

Если бы формат RAW совпадал у всех производителей, это было бы очень удобно с точки зрения совместимости программного обеспечения. В истории были попытки создать универсальный стандарт цифрового негатива, аналогичный JPEG и TIFF. Наиболее удачная из них — формат Digital Negative (DNG) от Adobe, который нашел применение в некоторых современных ЦФК (Leica M8, Pentax K10D, Samsung GX-10). Однако это — исключение из общего правила.

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Мало того что каждый производитель продвигает собственный стандарт «сырых» файлов (CR2, NEF, PEF, вариации с расширением RAW), так еще и внутри линейки одного производителя форматы не совпадают: как правило, для каждого нового поколения ЦФК требуется обновление ПО.

Форматы отличаются не только с точки зрения структуры данных. Иногда производители экономят место на картах памяти, используя сжатие «сырых» данных (например, как в случае Nikon Electronic Format). Теоретически такое сжатие может привести к незначительной потере качества. На практике даже минимальные потери отсутствуют. Недостаток лишь в том, что сам процесс сжатия отнимает ресурсы и может отразиться на скорости записи снимков. «Сырой» формат Pentax (PEF) воплощает противоположный подход.

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Файл, конвертированный из RAW без обработки © М. Харин

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Обработанный RAW файл © М. Харин

Когда не снимать в RAW

RAW-формат обеспечивает лучшее качество и возможность сделать даже из не самых удачных снимков нечто, радующее глаз. Но существует несколько ситуаций, когда снимать в RAW нецелесообразно: недостаточный объем карты памяти, серийная съемка (на некоторых «медленных» фотокамерах), бытовая съемка, прямая печать, отсутствие личного времени на обработку изображений.

Источник

Зачем нужен RAW-формат?

Для чего нужен формат raw. Смотреть фото Для чего нужен формат raw. Смотреть картинку Для чего нужен формат raw. Картинка про Для чего нужен формат raw. Фото Для чего нужен формат raw

Матрица цифровика снимает, разумеется, не в JPEG. В файл-картинку кадр преобразуется при помощи программного обеспечения камеры. И преобразуется в соответствии с установками, которые вы выбрали для съемки. Преобразование часто бывает нетривиальным и многоступенчатым, и, как это случается с чересчур умными программами, при неудачном стечении обстоятельств может полностью испортить кадр.

Сначала камера определяет, не выставлена ли пользователем повышенная чувствительность матрицы. Если да, то данные с матрицы умножаются на соответствующий коэффициент. Если чувствительность матрицы вашей камеры ISO 100, а вы поставили 200, то будет умножено на 2. Если стоит автоматическая коррекция чувствительности, то выбирается значение, выставленное камерой в соответствии с оценкой кадра экспозамером и алгоритмом взаимодействия параметров чувствительности/выдержки/диафрагмы/параметров вспышки.

Затем выясняется, какой баланс белого стоит, и данные с каждого канала корректируются в соответствии. Если выставлен параметр “авто” для баланса белого, то камера сама пытается выбрать наиболее подходящий режим, исходя из цветовой гаммы кадра, иногда по очень замысловатому алгоритму. Затем накладываются установки яркости и контрастности. Затем анализируются и применяются установки программных фильтров. Их может быть очень много – от банального повышения резкости и гашения шумов до хитрых фильтров вытягивания убитых теней и коррекции красных глаз.

Все это сделано для облегчения пользователю процесса получения готового кадра. В большинстве случаев камеры делают это вполне корректно, как и было задумано. Но, как уже было сказано, могут быть и сложности.

Сжатие JPEG.

Современные камеры обычно предлагают несколько (от 3 до ручного выставления цифры) степеней сжатия для сохранения кадра в JPEG. Сжатие – основной параметр, отличающий JPEG от классических форматов, таких как TIFF, BMP и иже с ними. Появление алгоритма сжатия изображения с потерей качества произвело настоящий фурор, так как позволило уменьшить объем, необходимый для хранения изображений, в несколько раз. Уровень сжатия – параметр, отвечающий за размер и качество сохраняемой картинки. Чем выше сжатие, тем больше потери качества и меньше размер.

В разных реализациях этот параметр JPEG называется и шкалируется по-разному. Скажем, Adobe Photoshop предлагает выбрать качество изображения от 0 до 12, ACDSee – тоже качество от 0 до 100%, фотокамеры предлагают выбор размера файла «Large, Normal, Small» или выбор уровней сжатия из набора «High, Normal, Low» или качество из того же набора «High, Normal, Low». Важно иметь в виду, что уровень сжатия High соответствует уровню качества Low и размеру файла Small и наоборот.

При небольшом сжатии (высоком качестве) потери почти незаметны, даже некоторые издательства принимают такие кадры (хотя многие требуют TIFF), среднее сжатие сойдет для печати 10х15 или просмотра на мониторе, высокое сжатие (низкое качество) приемлемо только в качестве компромисса между недостатком места на карточке и желанием сделать побольше снимков.

Формат TIFF в этом смысле является аналогом несжатого JPEG, поэтому, если вы не хотите потерять даже минимальной информации из изображения в угоду экономии места, то TIFF спасает.

Есть, правда, тонкость. Матрица камеры дает глубину цветности 12-14 бит на канал. JPEG – 8 бит на канал. То есть, происходят неминуемые (хотя и практически незаметные на глаз) потери информации, заложенные в самом выборе формата записи. TIFF же может иметь 8 или 16 бит на канал, что позволяет во втором случае в большей степени использовать данные с матрицы. По непонятной причине многие камеры, предлагая запись в TIFF, все равно используют 8-битную глубину цветности, игнорируя возможности формата.

Как уже было сказано, при печати необработанной фотографии и, тем более, при просмотре ее на мониторе, разницы вы не увидите. Но если вам придется обрабатывать кадр с целью вытянуть завалы в тенях или слишком ярких (но не пересвеченных) участков, или исправить грубую ошибку в выборе баланса белого, то потеря информации может дурно сказаться на результате.

Для того, чтобы не пугать пользователя и не заставлять его обрабатывать кадр при помощи компьютера, во многие камеры встроены простейшие фильтры гашения шума. Именно простейшие – грамотная работа с шумами требует продвинутых алгоритмов, и компьютерные программы для работы с шумами работают весьма не быстро. Куда уж там процессору фотоаппарата… Поэтому вместе с шумами убиваются и мелкие фактуры – волосы, шерсть животных, текстура ткани.

Особенная беда в том, что некоторые производители настолько заботятся о клиенте, что управление базовым «улучшением» картинки выведено из ведения пользователя. Отключить часть фильтров бывает просто нельзя. Между тем, если вы намерены облагородить кадр фотошопом или гимпом, то любой наложенный камерой фильтр сработает против вас – большой компьютер справится с теми же задачами гораздо лучше.

Поэтому полезно иметь доступ к исходному изображению, не испорченному никаким самонадеянным софтом.

Для этих целей и был введен формат RAW.

RAW – это всего лишь запись яркостей всех пикселей матрицы плюс информация об установках фотокамеры. Разница в форматах объясняется тем, что разные производители пишут сигнал в разном порядке, да и для разных матриц этот порядок несколько отличается. Adobe был предложен единый формат RAW под названием DNG, но распространенность его пока не повсеместна.

Тем не менее, существует много программ, способных преобразовывать RAW почти с любых камер в изображение, пригодное для дальнейшей работы с ним. Фильтр импорта RAW вставлен в Adobe Photoshop начиная с версии CS.

Выбор конвертера – вопрос личных предпочтений. Кому-то приятнее получить максимально «честную» картинку, кто-то порадуется дополнительным возможностям и автоматическому предложению использовать для конвертации установки камеры.

Из популярных конвертеров следует отметить dcraw, SharpRaw, Bible, Adobe RAW Converter, Raw Photo Processor.

Иногда формат RAW предлагает хитрости, не предусмотренные производителем. Так, например, Nikon D1X, уже не топовая, но достаточно популярная 6-мегапиксельная модель, имеет матрицу не соответствующего кадру размера. Кадр получается 3008х1960 пикселей, а матрица содержит 4020х1310 элементов. Результирующий кадр получается путем преобразования, с восстановлением недостающей информации по вертикали при помощи избыточной информации по горизонтали. Однако, если сырое изображение 4020х1310 растянуть вдвое по вертикали, то у нас выйдут «почти честные» 10,5 мегапикселей. Качество получаемой этим способом картинки таково, что владельцы указанной модели предпочитают работать только в RAW.

Таким образом, RAW нужен в тех случаях, когда фотограф хочет избежать возможных потерь, иметь в своем распоряжении все, что фотоаппарат смог получить через объектив, и самому решать, какую коррекцию и в какой степени накладывать.

© Иоганн Сваммердам (Александр Лебедев)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *