Для чего нужен хороший почерк
Стоит ли стараться писать красивым почерком?
Бывает, что школьники, студенты и взрослые недовольны своим почерком, считают его недостаточно аккуратным. А некоторые ищут способы научиться писать красиво даже в зрелом возрасте. По статистике Яндекс в месяц вводят 12 000 поисковых запросов по ключевому слову «исправление почерка». Но стоит ли взрослым людям менять почерк? Как выглядит красивый почерк? Отвечу на этот вопрос с точки зрения графоанализа — метода психодиагностики, с помощью которого можно составить подробный психологический портрет человека.
Я могу рассуждать на эту тему, потому что закончил 2 курса в Институте Графоанализа Инессы Гольдберг по программе Израильского Общества Научной Графологии, продолжаю обучение на последнем курсе, и являюсь практикующим графологом. Поэтому все изложенное основано на профессиональных знаниях.
В психодиагностической практике и при разговорах о графологическом анализе часто слышу фразу «у меня ужасный почерк». На деле оказывается, что люди, которые так считают, пишут по-разному, и у большинства почерк, вполне нормальный для взрослого человека. Мнение людей о красоте почерка субъективно, но главным ориентиром считается стандарт прописей. Если выдержана форма как в прописях, значит почерк красивый. Если почерк каллиграфический, с эстетическими изгибами, интересными формами, то это вообще идеал красоты.
С взрослением форма почерка все дальше от прописей — начинает искажаться, упрощаться. Формируется индивидуальный стиль письма. И это нормально, ведь почерк отражает личность пишущего — темперамент, характер, а также психическое состояние. Не бывает совершенно одинаковых почерков, потому что люди разные. Но можно заметить похожие стили письма, выделить почерки по мужскому и женскому типу.
Что же говорит красивый почерк о его авторе? Перед ответом на вопрос хочу предупредить читателей, что не стоит судить других людей и себя, только по приведенным примерам. Очень просто ошибиться и сделать неверные выводы, если не знать нюансы. Чтобы делать правильные выводы нужно учиться с наставником. Для знакомства с тонкостями методики рекомендую книги Инессы Гольдберг — это единственная достоверная литература о научной графологии на русском языке. Других авторов точно нет.
В этой статье выделим два типа почерков. Почерк красивый в простоте, и почерк отличника, который близок к прописям. Каждый тип по-разному будет характеризовать автора.
Взгляните на этот образец.
Его красота заключается в близости к стандартам прописей. Если человек пишет так всегда, даже когда делает заметки для себя, означает, что в жизни большее значение он придает форме, в ущерб содержанию и скорости. Это характеризует человека, который предъявляют окружающим социальную маску, как бы говорит — «смотрите, я хороший и правильный». Такой подход к жизни лишает человек спонтанности и непосредственного проявления личности. Причина такого поведения — психологическая защита, попытка скрыть правду от себя и окружающих — признак психологического неблагополучия.
А теперь посмотрите на этот образец.
Он тоже эстетичный, но главное отличие в том, что человек так пишет на скорости, бегло. Не задумываясь о форме, у него получается сохранять структуру и читабельность. Это говорит, что человек с быстрым мышлением, легко адаптируется в жизни, ведет себя естественно и не пытается казаться.
Письмо — это способ общения. Когда взрослый человек пишет бегло, при этом красиво и разборчиво, это позитивный момент, так как говорит о желании быть понятым, стремлении к социальным контактам. Но если произошло смещение на цель — создавать впечатление — стоит задуматься о причинах такой потребности.
Повторюсь, что не стоит делать самостоятельные выводы по приведенным образцам, о себе и о людях, так как есть риск ошибки.
Максим Васильченко,
графолог
Для чего нужен красивый почерк: 6 причин
Если у твоего ребенка корявый, неразборчивый почерк, надо ли тратить силы и время, чтобы научить его красиво писать?
Многие считают, что в век компьютерных технологий уроки чистописания — это излишество, пережиток прошлого. Но зачем тогда во многих школах их возрождают? Почему вдруг стали так популярны курсы каллиграфии?
1. Иметь красивый, ровный почерк полезно:
Сегодня люди с красивым почерком редкость. Если ребенок овладеет чистописанием и навыками каллиграфии, это поможет ему выделиться, привлечь внимание, сформировав о себе положительное впечатление.
2. Почерк связан с нашим характером и эмоциональным состоянием
Движениями руки управляет мозг, поэтому они несут на себе отпечаток всех психических процессов, протекающих в нем. Так, резкий, колючий почерк отражает такой же резкий и даже взрывной нрав. Обилие украшений и витиеватостей говорит о потребности создать о себе впечатление.
Возможна и обратная связь: правильное, аккуратное письмо способно повлиять на состояние мыслительных процессов человека, его настроение, сформировать характер. Правда, индивидуальным, отражающим личность, почерк становится после подросткового возраста. До этого письмо «как в прописях» позволяет ребенку усвоить социальные нормы, сбалансировать внутренние психические процессы, развить адаптационные способности и выстроить собственную личность.
3. Процесс письма — это совместная работа ряда участков коры головного мозга
Причем каждый из них выполняет свою функцию не только при письме, но и в учебном процессе в целом. При написании текста задействуются все основные зоны мозга: зрительная (увидеть образ буквы), слуховая (проговорить слово про себя), моторная (работают мышцы руки, предплечья, а также всего тела).
Таким образом мы «прокачиваем»:
На почерк сильно влияет инструмент, которым мы пишем
Учиться писать красиво шариковыми ручками трудно — они быстро скользят. Пишущей поверхностью у них является «точка», на которую нужно воздействовать с определенной силой нажима, из-за чего во время письма напрягается все тело.
Гелиевые ручки, наоборот, расслабляют руку, атрофируя мышцы. В результате они не только портят почерк, но и нарушают развитие опорно-двигательной системы.
А вот перо позволяет гармонизировать все мышцы тела. Сильно нажимать на него не удастся — можно порвать бумагу или поставить кляксу. Приходится искать баланс, который позволит писать, изменяя угол наклона и силу нажима. Также важно, что перьевую ручку мы держим тремя пальцами, расположенными в наиболее оптимальном для мышц положении. По-другому просто не получится. Да, пером трудно писать быстро, но проще делать это красиво — оно дает время вывести букву.
4. Благодаря урокам чистописания закрепляются орфографические правила
У детей 7–10 лет ведущими типами памяти являются зрительная и моторная. Только написав слово несколько раз, они могут запомнить, как оно пишется. Прочитать его мало, нужно увидеть, записать и снова увидеть — тогда оно зафиксируется.
5. Почему раньше люди писали гораздо четче и красивее?
До реформы школьного образования в 1968 г. детей обучали по системе отрывного письма. Сначала учили писать элементы букв (палочки, крючочки, кружочки), затем их соединения, сочетание букв. Набив руку, дети легко учились писать быстро и безотрывно. При этом почерк был выверенным, красивым. А после реформы письмо стало безотрывным. Оно считается более скоростным, но имеет ряд недостатков. Если раньше ребенок понимал, из каких элементов состоит буква («и» — два крючочка, «ш» — три), то теперь — нет. Он пишет ее, просто пытаясь повторить то, что изображено на образце. В итоге часто делает лишние штрихи, получая раздутые «ш» или «м», накрученные, по 2–3 раза обведенные «о» и «а».
6. Ребенок пишет коряво, сам не всегда может прочитать написанное?
Делает ошибки в словах, за что ему снижают оценки? Зная особенности своего ребенка, постарайся найти для него нужный баланс между слитным и раздельным написанием. Сделать паузу и оторвать ручку от бумаги — не значит писать неправильно. Это значит дать себе время подумать и передохнуть. Впереди каникулы — помоги ему за это время изменить почерк. Кстати, делать это не поздно в любом возрасте!
Впереди новый учебный год, у многих школьников, да и у взрослых, плохой почерк. Казалось бы, зачем в современной жизни это нужно? Все печатают на компьютере…Поговорим на эту тему?
Многие забывают о том, что почерк также играет свою роль в обучении.
И если неразборчивый почерк красит врачей, то всем остальным он может только помешать, особенно в процессе обучения. Необходимо научится писать не только правильно с грамматической точки зрения, а также красиво и эстетично. Именно такие письменные работы получают высший бал. Зависит от него ваша успеваемость в учебе. Дело не только в эстетичности и красивом оформлении, а еще и в том, что из-за неразборчивого почерка, то, что вы написали, может быть воспринято не так, посчитают за ошибку, а вашу оценку снизят.
Проблемы с некрасивым почерком усугубляются в том случае, когда вместо того, чтобы что-то написать от руки, люди в основном печатают все на компьютере. Таким образом, люди пишут все более неразборчиво и все менее красиво.
Здесь стоит отметить, что ваш почерк зависит от того как часто и как старательно вы пишите. На любой бумаге и любой ручкой ваш почерк должен быть красивым.
Понятно, зачем нужен красивый почерк в учебе. А зачем он нужен в жизни? Для того, чтобы писать красиво на открытках, а также на других важных документах и т.д.
Если постепенно все ведется к тому, что все будет компьютеризировано, то со временем все же люди потянутся к handmade, а тенденция уже собственно и наблюдается.
При таком раскладе будут цениться те люди, которые умеют писать красиво и разборчиво.
Да, еще одно требование к почерку это разборчивость. Необходимо, чтобы было легко понятно, что именно написано и легко читалось. Некоторые профессии будет трудно освоить, если почерк предоставляет определенные ограничения. Думайте об этом, пока не поздно и работайте над своим почерком, пока еще это представляется возможным.
А для того, чтобы писать красиво, можно заниматься соответственно специальным методикам и как можно больше писать. Вот, например, понадобились вам банкетные карточки для свадьбы, а сами никак не можете их создать, тогда вам нужно обратиться к специалистам, которые помогут создать их в лучшем виде. Карточки для гостей способны украсить любую свадьбу и порадовать гостей. Хорошо ведь организовать праздник, который оставит лучшие впечатления. Красивый почерк может понадобиться в самых неожиданных ситуациях. Подумайте об этом и о том, как над ним работать. Портится почерк, как правило, тогда, когда люди пытаются писать быстро и много. Лучше использовать сокращения, чем портить свой почерк.
Как научиться писать красивым почерком?
Красивый почерк – явление редкое, особенно в наше время. Это в девятнадцатом веке в школе был такой предмет, как каллиграфия, на котором детей учили выводить каждую буковку. Тогда в этом была необходимость: принтеров и ксероксов не было, вся документация писалась и размножалась вручную. И, чтобы можно было понять написанное, почерк у писавших должен был быть четкий, понятный, ровный и красивый. Сейчас, в век компьютерных технологий, люди постепенно утрачивают умение писать от руки. А тем более – писать красивым каллиграфическим почерком. Даже в системе образования в наше время почерку придается не такое значение, как раньше.
С одной стороны, это правильно: не всем малышам даются ровные буквы, к тому же есть более важные и нужные умения. С другой стороны, способность красиво писать еще никому не мешала, а многим собственный красивый почерк доставляет немалое удовольствие.
Советы для тех, кто пишет не лучше, чем курица лапой, обозначая буквы невнятными и неупорядоченными символами, которые невозможно прочитать.
1. Практикуйтесь. Пишите как можно больше. Причем делать это надо с полным вниманием: медленно, сосредоточено, выводя каждую буковку.
2. Купите пропись. Ту самую, в которой рисуют свои палочки, кружочки и крючочки первоклассники. Заодно вспомните детство. Это методика, проверенная десятилетиями и реально работающая. Ваше преимущество перед первоклассником заключается в том, что вы, в отличие от него, будете заниматься не из-под палки, а по доброй воле, с энтузиазмом и желанием. Поэтому и результаты ваши должны быть более значительные, чем у первоклассника. Хотя бы по сравнению с вашими собственными результатами в этом возрасте.
3. Переходите к тетради. Когда заполните пропись, можете купить еще одну и снова ее заполнить. В том случае, если вам понравилось или, наоборот, вы не очень довольны результатом и хотите его улучшить. После прописи, где вы пишете крючочки по специальным линеечкам, можно переходить к написанию их в обычной тетради. Лучше взять школьную тетрадь в линейку, такую, где есть обычная линия, но нет вспомогательной. Теперь пишите то же самое, что писали в прописи, только в этой тетради. Сравните результат. Если результат в тетради хуже, старайтесь еще.
4. Отдельные буквы. В прописи и в тетради вы писали палочки, крючки и прочие загогулины, и только в конце – буквы. Теперь сосредоточьтесь на написании отдельных букв. Берите любую букву и начинайте ее выводить. Строчную, заглавную, снова строчную, снова заглавную и т.д. Обычно обнаруживается, что какие-то буквы получаются лучше, какие-то хуже. Те, которые получаются хорошо, вы готовы писать хоть целый день, а те, которые не получаются, вызывают у вас раздражение, переходящее в ненависть. Расслабьтесь. Глубоко вдохните. Выдохните. И продолжайте работать над нелюбимыми буквами до победного результата.
5. Не торопитесь. Вряд ли у вас получится писать красивым и безупречным почерком через пару дней занятий. Настройтесь на долгий процесс. Но не превращайте это в неприятную обязанность. Занимайтесь с удовольствием. Тогда и результат придет быстрее, и от процесса вы получите удовольствие.
6. Развивайте мелкую моторику пальцев. Это помогает сформировать красивый почерк. Занимайтесь любыми действиями с мелкими предметами: плетите из бисера, вяжите крючком, лепите поделки из пластилина и глины, уделяя особое внимание мелким деталям.
7. Рисунки. Рисование, особенно рисование мелких предметов и деталей также помогает улучшению почерка. Так что как можно больше рисуйте, для начала лучше рисовать ручкой. Можно не рисовать, а обводить рисунки. Найдите какое-нибудь графическое изображение с обилием деталей, и начинайте обводить все линии. Еще можно заняться штриховкой, это тоже будет очень полезно. Купите книжку-раскраску и заштриховывайте рисунки небольшими и ровными параллельными линиями.
8. Работайте не только запястьем. Если при письме вы используете только запястье, а мышцы предплечья в работе не задействованы, вам будет трудно добиться красивого почерка. Ведь у вас не будет нужного размаха, амплитуды, и, соответственно, плавности и округлости.
9. Следите за осанкой. Правильная осанка при письме важна не только для вашей стройности и здоровья позвоночника, но и для красивого почерка. Если вы сутулитесь, опускаете одно плечо или вытягиваете шею вперед, в вашем теле возникают ненужные зажимы и лишнее напряжение, которое мешает писать легко и свободно.
10. Тренируйтесь в воображении. Вы должны очень четко представлять, как выглядит та или иная буква, как прорисовываются соединения букв, каким должно получиться все слово целиком. Заниматься подобными воображаемыми тренировками навыков письма можно в любое время и в любом месте. Например, если вы застряли в пробке или сидите в очереди у стоматолога. После того, как буква или слово нарисованы в воображении, можно очертить их контуры пальцем на любой поверхности или в воздухе. В очереди у стоматолога лучше этим не заниматься. Ваши действия могут вызвать у медсестер подозрения.
12. Фирменный стиль. Когда у вас начнут получаться ровные, достаточно красивые и во всех смыслах приличные буквы и даже целые слова, стоит задуматься о выработке вашего собственного, оригинального и непохожего на другие, почерка. Ведь почерк, которому учат в прописи, при всей своей ровности и понятности, не очень подходит взрослому человеку. А мы стремимся к тому, чтобы почерк был не только понятным, но и красивым. Подумайте, как его можно украсить. Возможно, вы удлините какие-то вертикальные линии, добавите черточки над некоторыми буквами, внесете какие-то завитки и другие элементы украшения. Ваш почерк может быть крупным и округлым, мелким и вытянутым, среднего размера и приземистым. Считается, что почерк зависит от характера человека. Возможно, это и так. Вы можете изменить что-то в своем почерке и повлиять тем самым на свой характер или просто его украсить.
Исправить почерк в лучшую сторону вполне реально. Нужно просто проявить терпение и упорство в развитии каллиграфических способностей.
ПОЧЕМУ ИСЧЕЗЛА КАЛЛИГРАФИЯ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ БУКВАРЕЙ.
Когда я стала изучать учебники Букварь за 1959, 1962, 1980 и 2011. Я увидела тенденцию, что каллиграфию просто исключили из учебного процесса. Тогда я задалась вопросом, ПОЧЕМУ? И вот что я нашла в интернете:
В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.
Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.
Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.
Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.
Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.
Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.