Для чего нужен индивидуальный подход
Индивидуальный подход в школе (не) необходим
Новый ФГОС вводит стандарт индивидуального обучения и необходимость тьюторов. Возможно ли это в обычной общеобразовательной школе? Наш новый блогер Полина Гавриленко рассуждает о том, почему индивидуализм в школе — не лучшая идея.
Часто реформа как лекарство: здесь лечит, а там калечит. О кризисе системы образования говорят и пишут все. Тема больная и актуальная. Одним из направлений реформирования образования в России является изменение подходов к обучению. Среди нововведений во ФГОС второго поколения — системно-деятельностный подход, индивидуализация обучения, профилизация старшей школы, компьютеризация и интеграция с мировыми образовательными стандартами. Всё красиво, по идее, правильно и нужно. Только вот индивидуальный подход недостижим в массовой школе, поговорим об этом и о том, почему нам не стоит грустить по этому поводу.
Что такое индивидуальный подход в школе?
Курсы повышения квалификации, учительские форумы и интернет-ресурсы предлагают множество способов реализации заявленного во ФГОС индивидуального подхода. В теории разработчики ФГОС ссылаются на необходимость учёта потребностей ребёнка, развитие его индивидуальности, раскрытие потенциала личности. Здесь есть и научная база, и ссылки на исследования серьёзных ученых. Корни глубоко уходят в гуманистическую психологию, основным ядром которой является развитие личности без активного вмешательства.
Самые распространённые практики в школах — это создание индивидуального образовательного маршрута, профильное обучение, проектная деятельность, создание портфолио. И всё! А теперь загибаем пальцы, почему это невозможно осуществить:
1. Классический урок длится 45 минут, в классе — 25 человек. Это как было, так и осталось. По-прежнему формы и методы урока — зона ответственности учителя, поэтому загруженный педагог вряд ли будет менять форматы обучения. Пару раз в год, возможно, учитель продемонстрирует педагогическую новинку, но ежедневная рутинная работа от этого не меняется.
2. Индивидуальный подход учитывает особенности ребёнка. Холерики шустро решили все задачки и принялись отвлекать соседа, а флегматики копошатся с первым номером. Аудиалы рады лекциям, а визуалы жаждут презентации. Стеснительные дети молятся, чтобы их не вызвали к доске, а общительные и активные пол-урока в деталях описывают осаду Орлеана. Получается, что реализация идеи индивидуального подхода в рамках урока обречена на неудачу. Учесть всё невозможно.
3. Индивидуальный подход предполагает тьюторское сопровождение. Отдельная штатная единица или дополнительная нагрузка учителя? Богатые школы ввели этот институт. Массовая школа вновь осталась без дотаций. Система не налажена.
4. Проектная деятельность — тема для отдельных размышлений. Проект не приводит к тому результату, который планировали разработчики концепции. Он превратился в инструмент продвижения школ. Правила выживания здесь похлеще, чем в бизнесе: и промышленный шпионаж, и эффектная упаковка продукта всей семьёй, и борьба за патент. В общем, с индивидуальным подходом тоже не сложилось: за проектом не стало видно ребёнка.
«То, что математику используют как мерило успеха, — несправедливо!»
Как ещё внедрить индивидуальный подход в массовую школу? Да никак. Это всё танцы с бубнами и привороты-заговоры. Школа — массовое учреждение. Хотите индивидуального подхода — нанимайте репетитора, тьютора, переходите на семейную форму.
Смирились и поехали дальше:
1. К семи годам у ребёнка сформированы процессы регуляции и произвольного внимания. Именно эти психические новообразования отвечают за базовые способности к обучению. «Сиди и слушай» — это не про гуманистическую психологию, конечно, а про то, что так, в принципе, уже можно с первоклассником. Он действительно способен сидеть 15–20 минут и выполнять задания по инструкции. Считается, что подобные методы убивают креативность и мотивацию, да и не у всех сформировались эти процессы. Эти вещи не по расписанию происходят. Мотивация и креативность — это личностные особенности, которые сформировались задолго до первого класса. Умеренная строгость учителя вкупе с уважительным отношением не лишат ребёнка творчества и познавательного интереса, даже если в классе 25 человек.
2. Настоящая социализация происходит за рамками семьи. В основном это стихийный процесс. Как реагировать на обидные дразнилки? Как правильно задать вопрос? Что нужно сделать, чтобы понравиться окружающим? Почему от одних шуток смеются, а от других нет? Как успеть за всеми? В детской голове бесконечная череда вопросов о том, как быть как все, как быть понятым и принятым, «своим», одним словом. То есть ребёнок приспосабливается к миру, а не мир к ребёнку. Концентрация внимания на ребёнке, его особенностях, его потребностях при индивидуальном подходе препятствует социализации.
Как бы грустно для психологов это ни звучало, но социальным человек становится, знакомясь с универсальными правилами общежития
Класс и школа — это модели мира со своими канонами, к которым нужно привыкнуть. Универсальность общепринятых норм — гарантия стабильности общества, предсказуемости поведения отдельных его членов. В школе подростки начинают осваивать социальные роли. Чем их больше, тем успешнее развивается личность. Индивидуальный подход приводит к тому, что ребёнку не нужно никуда встраиваться, примерять эти роли, чему-то или кому-то соответствовать.
3. Образовательный запрос предполагает глубокое погружение в себя, самопознание. Зачастую ребёнок не способен сам его сформулировать, осознать свою образовательную потребность. Спросите себя, взрослого: что я хочу узнать, чему научиться? Легко нашли ответы? Нужна среда, которая будет постоянно стимулировать ребёнка на поиск ответов. Узнать себя возможно только в реальной, сложной, противоречивой ситуации. Такие ситуации не смоделировать дома, не организовать при индивидуальном подходе. Они возникают стихийно в коллективе. Обязательное условие — разные люди, разные требования и мнения. Это и есть школа, класс, учителя. Задача ребёнка — учесть множество факторов, вписаться в систему и сохранить собственное «я».
«Образовательные потребности у всех разные», — скажут сторонники подхода. В столовой ассортимент тоже небольшой, тем не менее все сыты. Если кому-то захотелось лангуста в сливочно-лаймовом соусе, для этого есть рестораны высокой кухни. Сами понимаете, это не для всех. Не стоит отсутствие индивидуального подхода использовать против школы. Она была, есть и будет массовым учреждением с коллективными формами работы. Если мы выбираем ресторан, а не столовую, то должны понимать, какие цели преследуем. В столовой — есть, чтобы жить. В ресторане — жить, чтобы есть.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Индивидуальный подход в воспитании ребёнка
Светлана Степаненко
Индивидуальный подход в воспитании ребёнка
Изучение особенностей ребёнка – первый этап индивидуального подхода
Индивидуальный подход в воспитании ребёнка должен основываться на знаниях анатомо физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Научно доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.
Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека. Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребёнка. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т. д. Нельзя не отметить связи физического воспитания с эстетическим. Красивое тело, ловкие движения, правильная походка- всё это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.
Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является индивидуальный подход в физическом воспитании. В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребёнку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно- гигиенических навыков, им прививается любовь к чистоте и порядку, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.
Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, принимать профилактические меры, соблюдать гигиенические требования при организации жизни детей и проведении занятий.
Юля болезненная девочка, имеет недостаточный вес, робкая, не проявляет инициативы. Ребёнок нуждается в постоянном внимании воспитателя и врача; особенно надо следить за тем, чтобы она не переутомлялась при выполнении трудовых поручений. Девочке необходимо проводить процедуры закаливания
Ирасамая маленькая в группе; жизнерадостная, подвижная; у неё плохой сон из-за возбудимости. Эти особенности требуют привлечения её к спокойным занятиям.
У некоторых детей отмечается нарушение аппетита. Установить причину плохого аппетита необходимо. Однако чаще плохой аппетит является следствием неправильного режима питания. Здесь необходим тесный контакт с семьёй в организации питания. Необходимы специальные беседы врача и воспитателя с родителями.
Оправдывают себя такие приёмы подходак детям с пониженным аппетитом: им дают уменьшенные порции, сажают за стол рядом с детьми с хорошим аппетитом, привлекают к участию в подготовке некоторых блюд, можно придумать обыденным блюдам сказочные названия, как «заячьи блины» «лисичкин суп».
Дети старшей группы дошкольного возраста наиболее подвержены нарушению осанки.Причин может быть много: несоответствие мебели росту ребёнка; отсутствие систематического контроля за позой во время занятий, игр и трудовой деятельности; слабое общее физическое развитие. Установление причины отклонений в осанке даёт возможность наметить профилактические меры: точнее подобрать мебель по росту детей, пометить специальным значком, чтобы малыш мог всегда найти его. Рассаживать детей за столами следует с учётом особенностей их зрения, слуха, роста, внимания; но через каждые два месяца детей крайних рядов меняют местами. Необходимо проводить с дошкольниками физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат.
У некоторых детей наблюдается плоскостопие. С детьми, страдающими плоскостопием, врач должен проводить корригирующую гимнастику, делать им массаж. Таким детям нужно носить ортопедическую обувь.
Во всех возрастных группах рекомендуется систематически проверять зрение у детей.Факты нарушения зрения можно предупредить: освещение в групповых комнатах должно быть достаточным, оборудовать уголки книг в светлых местах комнаты, если дети носят очки, воспитатель должен следить за тем, чтобы они не причиняли не-удобств (не перекашивались, не сползали).
Е. А. Аркин подчёркивал важность «интимного контакта» при изучении ребёнка. Он отмечал, что часто за несносным поведением таится отсутствие «психических витаминов» неудовлетворённая потребность во внимании, ласке. Радостная обстановка, чуткое и внимательное отношение к детям поднимают их жизненный тонус, содействует укреплению их здоровья.
Вот пример. В детский сад поступил Вадик М. с родимым пятном на лице. И хотя он был общительный, развитой, дети не хотели с ним играть, становиться в пары. Тогда воспитатель стал привлекать внимание к его положительным поступкам, похвала его была всегда кстати, неназойливой. Вадику он поручал в чём-нибудь помочь товарищам. Дружелюбие мальчика расположило к нему детей, они перестали замечать его недостаток.
Роль индивидуального подхода в физическом воспитании детей приобретает особое значение, он выступает как необходимое условие для подготовки к успешному обучению.
Индивидуальный подход к детям на занятиях.
Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое. На занятиях дети получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении выражать свои мысли, словесно оформлять накопленные впечатления и наблюдения. Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества при усвоении нового материала.
Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. В своё время на таких детей обратил внимание Н. А. Добролюбов в работе «Ученики с медленным пониманием». Он утверждал, что нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. В индивидуальном подходе к таким детям следует соблюдать терпение, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность.
Постоянного внимания требуют очень подвижные дети, непоседы. Их следует посадить поближе. При рассаживании необходимо учитывать дружеские взаимоотношения детей.
Занятия по развитию речи.
При общении с детьми в быту, в играх,на занятиях педагог непрерывно обнаруживает особенности их речевого развития: образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей.
На занятиях по родному языку педагог должен учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуальные проявления, обусловленные особенностями их темперамента, характера и отражающиеся в их поведении. Воспитатель сразу может выделить группу детей, активно учавствующих в занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем заметны дети, безразличные к занятиям, пассивные. Обычно и речь у них плохо развита.
Активность некоторых детей на занятиях объясняется тем, что предлагаемая им умственная нагрузка, вопросы и задания слишком лёгкие. В результате дети привыкают несерьёзно относиться к занятиям. Они готовы отвечать на любой вопрос, не выслушав его до конца, не любят размышлять и обосновывать свои ответы. Но если требуется напряжение внимания и работа мысли, они предпочитают молчать. К таким детям обязательно нужен особый подход. Их надо настойчиво учить обдумывать свои ответы.
Приведу пример.Витя был активен: он отвечал на любой вопрос, даже не дослушав его. Чтобы приучить мальчика к сдержанности, приучить его думать и терпеливо вслушиваться в ответы детей, воспитатель решил некоторое время его не спрашивать. Но Витя при ответах товарищей бросал иронические реплики. Тогда воспитатель стал предлагать Вите поправить отвечавшего, дать более верный ответ, по его мнению. Витя часто говорил невпопад, проявляя полную беспомощность, неумение последовательно рассуждать. Это поколебало самоуверенность мальчика. Но ещё долго пришлось вести с ним индивидуальную работу по развитию внимания, преодолению самоуверенности.
Пассивность детей на занятиях объясняется различными причинами: физической ослабленностью, застенчивостью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье. Пассивных детей полезно чаще вызывать на занятиях. При этом воспитатель должен заставлять их за-думаться над своим ответом, приучать размышлять.
Постоянное доброжелательное отношение со стороны воспитателя и сверстников и поощрение за малейший успех, подбадривание – таким должен быть подход к пассивным и робким детям.
Все дети нуждаются в дифференцированном подходе в процессе занятий по развитию речи. Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать индивидуальную работу: наметить, кого из детей спросить, кому дать лёгкое или трудное задание. Очень важно для планирования дальнейшей работы со всей группой и с отдельными детьми проанализировать замеченные в ходе занятий индивидуальные проявления воспитанников, применявшиеся приёмы индивидуального подхода к ним и отметить всё то, что можно будет использовать впоследствии.
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. На этих занятиях у детей интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление, способность к абстрагированию, формируется лаконичность и точность речи. Задача воспитателя детского сада- включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счётных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Для этого он прежде всего должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, уровень их математического развития и степень понимания нового материала.
Индивидуальный подход в проведении занятий по математике даёт возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развивать интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе. Педагог может условно, в целях удобства планирования и организации занятий разделить их на несколько подгрупп. К первой подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям. Таким детям следует предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать его, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышенные требования. Активность должна сочетаться с культурой поведения и с воспитанием скромности. Бывает, что ребёнок всегда готов к ответу,но эту готовность он проявляет очень назойливо: размахивает поднятой рукой,выкрикивает: «Я скажу», он старается оповестить всех о том, что знает больше всех. Такие факты нельзя оставлять без внимания.
Ко второй подгруппе отнесём тех детей, активность которых внешне не про-является. Они не поднимают рук, но всегда внимательны, отвечают правильно. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач. Например, если воспитатель даст задачу и после решения её предложит придумывать другую задачу, то при ответе такой ребёнок в своей задаче изменит только названия предметов, условие же и ход её оставит без изменений. У этих детей рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания, укреплять уверенность в своих силах, давать дополнительные поручения в повседневном быту.
Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается внешняя, ложная активность. Покажу это на конкретном примере.
Ира часто поднимает руку, но при этом обязательно оглядывается на взрослых, присутствующих на занятиях. Ей очень хочется, чтобы на неё обратили внимание. Она заботится лишь о внешнем эффекте. Её ответы не всегда правильны, часто девочка вообще не может ответить на вопрос, потому что не слышала его. Ире не хватает той простоты и непосредственности, которые так приятны в детях
В подобных случаях педагог должен проводить одновременно работу по воспитанию у ребёнка скромности, сдержанности, и по воспитанию внимания. С отстающими необходимо систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия, широко используя наглядность (мелкий счётный материал, картинки). На общих занятиях желательно давать таким детям более простые задания. Хорошо, если родители смогут позаниматься с ребёнком дома. Но поручать родителям эту работу можно в том случае, если воспитатель предварительно объяснит содержание работы, будет уверен, что проведут её методически правильно.
Индивидуальный подход к детям должен быть заранее предусмотрен в плане, составленном на основе предыдущего занятия. И все достижения должны быть зафиксированы в дневнике и в журнале.
ЗАНЯТИЯ ПО ИЗБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для всестороннего развития дошкольников в детском саду большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. Правильное руководство эстетическим развитием детей может быть осуществлено только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с проведением фронтальных занятий необходимо использовать индивидуальные формы занятий с теми воспитанниками, которые в этом нуждаются. Воспитатель не должен забывать, что «изобразительная деятельность осваивается дошкольниками по- разному. Одни приобретают навыки скорее, и работы их интереснее, другие не так свободно пользуются ими. Одни более полно и творчески проявляют себя в рисовании, другие – в лепке, третьи – в вырезании и т. д. Педагог должен активно помогать ребёнку, давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки».
Активизируя деятельность детей, не следует их опекать и приучать к механическому выполнению указаний воспитателя. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подборка готовых материалов, которые направляют на выполнение трафаретных работ, похожих одно на другую, не развивают у них активности и творческой инициативы. Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания.
Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим и природой. Указанные особенности занятий по изобразительной деятельности влияют на методику осуществления индивидуального подхода к детям, начиная с момента подготовки к занятию.
Готовясь к проведению экскурсии или прогулки, воспитатель заранее должен продумать, на что следует обратить внимание того или иного ребёнка. При этом полезно просмотреть записи в дневнике, а также рисунки детей, отметить в них то, что в дальнейшем следует развивать, и недостатки. Которые должны быть устранены. Рисунки детей по каждому занятию надо сохранять с указанием даты, темы занятия, программного содержания.Целесообразно после занятия проанализировать их: определить, кто из детей хорошо справился с заданием, кто хуже а кто совсем не справился. Такой анализ помогает наметить индивидуальный подход как в процессе подготовки к занятиям, так и на занятиях.
Если на занятиях по родному языку и математике воспитатель наряду с про-ведением фронтальной работы со всеми детьми может осуществить индивидуальный подход лишь к отдельным воспитанникам, то на занятиях по изобразительной деятельности эти возможности расширяются,благодаря специфической форме их организации и методике проведения: воспитатель в процессе занятия имеет возможность подойти к каждому ребёнку, посмотреть его работу, дать совет, помочь в овладении техническими навыками.
Пример осуществления индивидуального подхода на занятии по рисованию в средней группе. Дано задание нарисовать красками грузовую машину. В подготовительной беседе воспитатель задаёт детям вопрос: «Какие вы знаете автомашины?». Среди детей замечается оживление, почти все поднимают руки. Дети называют разные марки машин. Только Ира и Коля не поднимают руки, хотя на лицах отражён интерес. Они внимательные и наблюдательные дети, но очень нерешительные. Они нуждаются в поддержке, в поощрении взрослого. Воспитатель спрашивает у Иры: «Ирочка, а ты какие видела машины?».Ира тихо отвечает: «Мусорную». Дети начинают смеяться, и Ира ещё больше смущается. Педагог же хвалит Иру за то, что она заметила полезную машину. Вызванный воспитателем Коля говорит, что он видел машину, которая подметает мусор, чтобы на улицах было чисто. После показа и пояснений как нужно рисовать машину, дети приступают к рисованию.
Часто в детских садах приходится видеть детей, которые медленно включаются в работу, из-за того, отвлекаются, с любопытством наблюдают за тем как другие рисуют или лепят. Эти дети нуждаются в напоминании, в развитии сосредоточенного внимания. Однако воспитатель не должен слишком опекать их. Лучше, если он будет приходить на помощь только в тех случаях, когда это необходимо, и не просто давать указания, но опираться при этом на опыт ребёнка. На его умения. Следует напоминать им о времени. Некоторые дети не успевают вовремя закончить, и каждый по- своему выражает своё огорчение. Иногда доходит до слёз. Как быть? В каждом отдельном случае следует подходить индивидуально. Если отставание связано с медлительностью ребёнка или с его старанием выполнить работу тщательно и аккуратно, то окончание работы после занятия поможет ребёнку овладеть навыками, обрести уверенность в себе. Если же невыполнение работы вызвано неорганизованностью ребёнка, пренебрежением к замечаниям воспитателя, то разрешать заканчивать её после занятия не следует.
Можно сделать вывод, что занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку, для развития у них не только художественных способностей но и внимания, настойчивости.
Индивидуальный подход в игровой деятельности.
Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями. Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. В играх, проводимых по заранее намеченному плану на основе программы, принимают участие все дети группы, но проявления их в игре далеко не одинаковы.
Во время проведения подвижной игры «Ловля обезьян» некоторые дети, выполняя роль обезьян, упрощают показанные охотниками движения, чтобы убежать скорее, чем те, кто выполняет движения добросовестно. Отдельные дети стараются стать в группе обезьян подальше от охотников, т. е. прячутся за спины товарищей, проявляя осторожность, стремление выбрать себе безопасное место. Во всех случаях дети не хотят попасться охотникам, но одни предпочитают выбрать лёгкие пути, другие находят удовольствие в том, чтобы одержать победу в трудном соревновании.
В сюжетно-ролевых, творческих играх обязательно выделяется группа организаторов. Это развитые и активные дети, это своего рода режиссёры, умеющие развернуть своё творчество и инициативу. При правильном индивидуальном подходе эти дети становятся активом, на который воспитатель может смело опираться в руководстве играми. Дети по-разному относятся к коллективным играм. Многие дети на приглашение выполнить несложную роль охотно откликаются, но самостоятельно организовать творческую игру не умеют. У них необходимо развивать инициативу, организаторские способности. Развивать чувство уверенности в себе. Следует обратить внимание на их общее развитие, пробудить интерес к окружающему, используя различные виды деятельности. Педагогу необходимо использовать все средства для вовлечения детей в активную творческую игровую деятельность. Игры с интересной, захватывающей тематикой обладают притягательной силой. Они привлекают робких и нерешительных детей, шумных и беспокойных, а инициативные дети находят в них возможности для проявления организаторских и творческих способностей.
Очень важен индивидуальный подход к старшим дошкольникам при распределении ролей в игре. Если ребёнку постоянно предоставлять только главные роли, то создадутся предпосылки для развития у него зазнайства и пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а только тех, кто безропотно ему подчиняется. Как же должен поступить педагог? Время от времени желание ребёнка нужно удовлетворять, но необходимо давать возможность и другим детям пробовать свои силы в той же роли, убеждая их, что они справятся со своими обязанностями в игре. Ребёнку активному, не получившему главной роли, найти привлекательное при выполнении и второстепенной роли.
Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации её зало-жены возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. Воспитатель, совместно с семьёй, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребёнка.
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться,.
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка ОВЗ Индивидуальный образовательный маршрут при организации индивидуального обучения Ф. И. ребёнка – Никулина Анна Год обучения – с 01.03.2016.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов. Индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный подход в формировании личности дошкольника Статья посвящена актуальной проблеме индивидуализации в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Ключевые слова: личностно-гуманная.
Индивидуальный подход в воспитании детей раннего возраста в условиях ДОУ (из опыта работы МАДОУ «Детский сад № 6» Киришского района, воспитатель первой квалификационной категории Чернелевская В. А.) Цель: Воспитание.
Мастер-класс «Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей с ОВЗ при реализации образовательной программы» Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ. 1 слайд «Если педагогика хочет воспитывать.
Методическая разработка «Индивидуальный маршрут развития ребёнка» Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника. Группа: Ф. И. О. воспитанника: Дата рождения: Возраст: Дата составления маршрутного.
Паспорт проектной работы «Индивидуальный и личностный подход в физическом воспитании детей в старшей группе» Название проекта: «Индивидуальный и личностный подход в физическом воспитании детей в старшей группе» Автор проекта: Дехтярчук Ирина Анатольевна.
Родительское собраниЕ «Гендерный подход в воспитании ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» Родительское собрание по.